Полная версия
Тюремная субкультура
Тимур Кожевников
Тюремная субкультура
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФКОУ ДПО КИРОВСКИЙ ИПКР ФСИН РОССИИ
Кожевников Т. С.
ТЮРЕМНАЯ СУБКУЛЬТУРа
Учебное пособие
Издание второе, дополненное и переработанное
Киров
2013
ББК 67.51
К 58
Печатается по решению Ученого совета ФКОУ ДПО Кировский ИПКР
ФСИН России
Рецензенты:
доцент кафедры организации исполнения уголовных наказаний
ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России
А. В. Перминов, к.ю.н.;
начальник оперативного отдела УФСИН России
по Кировской области
Ю. Н. Трухин
К 58
Кожевников, Т.С.
Тюремная субкультура [Текст]: учебное пособие / Т.С. Кожевников. – 2-е изд., доп. и перераб. – Киров: ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2013. – 90 с.
В учебном пособии дана характеристика психологических и правовых механизмов, способствующих формированию криминальной субкультуры, ее причины и назначение для лидеров преступной среды. Рассмотрен исторический аспект противодействия уголовным традициям в местах лишения свободы, предложены меры их профилактики.
Данное исследование предназначено для практических работников, осуществляющих воспитательную деятельность в исправительных учреждениях, преподавателей и слушателей юридических факультетов высших учебных заведений ФСИН России.
ББК 67.51
© ФКОУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2013
© Кожевников Т.С., 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
4
ГЛАВА 1.
ХАРАКТЕРИСТИКА КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ..
6
1.1.
Понятие и особенности субкультуры………………………………..
6
1.2.
Причины возникновения уголовных традиций……………………
12
1.3.
Формирование малых групп осужденных………………………….
20
1.4.
Роль лидера преступного мира в исправительном учреждении…..
30
ГЛАВА 2.
ПРОФИЛАКТИКА КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ…..
39
2.1.
Из истории профилактики уголовных традиций …………………..
39
2.2.
Профилактика преступности в исправительных учреждениях в настоящее время……………………………………………………..
49
2.3.
Меры индивидуальной профилактики уголовных традиций……..
55
2.4.
Методы психологического воздействия на осужденных………….
63
2.5.
О роли сотрудников исправительных учреждений………………..
74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..………..
80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………
85
Введение
В современных условиях проблема криминальной (тюремной) субкультуры в пенитенциарных учреждениях приобретает особую актуальность в связи с ростом общей и организованной преступности, а также изменением ее характера и структуры. Основанные на ней нормы, ценности, традиции и межгрупповые отношения находят все большее распространение в местах лишения свободы, оказывая криминальное воздействие на лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях.
Исторический опыт показывает, что одним из наиболее эффективных инструментов противодействия преступников тюремным властям в условиях лишения свободы было их объединение в тюремные общины. Зародившись в местах лишения свободы, где осужденные отбывали наказание совместно, в обществе себе подобных, тюремная община существует до сих пор. Основным регулятором общественных отношений внутри тюремной общины являются неформальные нормы права – «понятия». Неформальное право, действующее среди осужденных, вступает в непримиримое противоречие с правом формальным, данным государством. Этот антагонизм лег в основу формирования в местах лишения свободы феномена, называемого криминальной оппозицией.
Идеологически криминальная оппозиция противостоит не только администрации мест лишения свободы, но и государству в целом. Существует достаточно серьезное противостояние криминальной оппозиции и общества. В значительной степени это обусловлено тем, что общество, используя властно-силовой ресурс, исторгло из своей среды преступников, объявив их нежелательными элементами существующей социальной системы. В ответ на это преступники создали свою социальную систему криминального характера, находящуюся в оппозиции к отвергнувшему их обществу. Этой социальной системе присущи иные культура, язык, образ и стиль жизни, манеры поведения, иные представления о должном и допустимом, иные системы запретов и механизмы социального контроля1.
Казалось бы, можно с уверенностью полагать, что по мере реформирования деятельности исправительных учреждений, например, отказа от жестких методов и перехода к более гуманному обращению с осужденными, их субкультура подвергнется трансформации к более благоприятной перспективе. С этой точки зрения, осужденные будут становиться все более социализированными и менее оппозиционными к пенитенциарным работникам.
Однако, несмотря на определенные позитивные процессы, затрагивающие те или иные стороны деятельности по исполнению наказаний, улучшение бытовых условий осужденных, повышение социального статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы у нас нет надежных оснований для оптимистического прогноза относительно улучшения социально-психологической ситуации в стенах пенитенциарных учреждений.
Знание тюремной субкультуры необходимо для более глубокого понимания механизмов и закономерностей ее появления в среде осужденных и, следовательно, для выбора эффективных путей предупреждения криминализации преступников. Так как ценности криминальной субкультуры выступают реальным стимулом преступного поведения личности и группы, а сама криминальная (тюремная) субкультура является духовной и материальной основой существования и деятельности преступного мира, живущего по своим законам, актуальность изучения данного явления приобретает особую значимость2.
Глава 1. Характеристика криминальной субкультуры
.1.
Понятие и особенности субкул
ьтуры
Преступность, преступные сообщества во все времена оказывали серьезное влияние на нравственное состояние общества, а значит и субкультуру преступников необходимо рассматривать как составную часть культуры.
В фундаменте культуры лежат ценности. Разные культуры различаются в первую очередь разным их набором. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Их функция – защита и сохранение целостности социальной группы – носителя данной культуры. Противоположность (или несовместимость) базовых ценностей препятствует взаимодействию культур, восприятию даже внебазовых ценностей и моделей поведения.
В культуру также входит совокупность норм, обычаев и традиций3.
Под криминальной субкультурой (контркультурой) понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей.
Теория субкультур широко применяется при изучении рецидивной и профессиональной преступности, и особенно в пенитенциарной криминологии – при изучении преступности в местах лишения свободы. Считается, что основным фактором, продуцирующим преступность в исправительных учреждениях, является именно асоциальная субкультура осужденных: большинство преступлений связано или с нарушением норм сообщества осужденных, или со стремлением отстоять или повысить свой статус в сообществе4.
Для мест лишения свободы асоциальная субкультура – явление закономерное и объективное. Специфичность субкультуры определяется уникальностью взаимосвязанных факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде лишения свободы, а именно: принудительной изоляцией индивидов, как правило, предрасположенных к нарушению общественных норм и правил; включением индивидов в однополые группы на уравнительных началах; жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности5.
Первое условие формирования субкультуры – это выделение по каким-либо основаниям общности из общества. Основание может быть социально одобряемым, например, кружки самодеятельного творчества.
Второе условие – осознание членами сообщества своей причастности к нему и противопоставление себя обществу в целом и всем другим сообществам в частности. Иными словами, члены сообщества осознают себя в качестве «мы», а всех других объединяют понятием «они».
Сплоченность и противопоставление зависят от степени вынужденной или добровольной самоизоляции. У заключенных под стражу и осужденных она вынужденная. У профессиональных преступников субкультура, по своим принципам, приближается к субкультуре заключенных. Основной принцип, несущий идеологическую нагрузку, сводится к убеждению в том, что настоящую жизнь можно прожить только благодаря избранной деятельности в своем сообществе. Разница между заключенными и профессиональными преступниками в том, что первые при помощи нормативной системы пытаются компенсировать утраченные возможности, а вторые – расширить их, паразитируя на обществе. Хотя нужно иметь в виду, что разница номинальная, так как и первые, и вторые добиваются результата за счет других. Неудивительно, что именно профессиональные преступники выступают хранителями тюремных обычаев.
Криминальная ситуация в местах лишения свободы еще более усугубилась и тем, что в исправительных колониях находится значительное число представителей наркобизнеса, рэкета, теневой экономики и других форм организованной преступности.
Третье условие, которое влияет на устойчивость общности, – это цели: чем значимее потребности и чем шире круг потребностей, которые удовлетворяются в общности или с ее помощью, тем она устойчивее. В силу третьего условия происходит укрепление преступных сообществ.
Четвертое условие – эффективность деятельности. Такие элементы субкультуры, как нормы поведения, язык, стиль поведения, способствуют результативному выполнению функций. Словом нормы сообщества играют обычную для всех других норм роль – они способствуют единению общности6.
Действие этих факторов неустранимо, поскольку они являются необходимыми элементами жизни в местах лишения свободы. Все это нарушает привычные способы жизнедеятельности, лишает или резко ограничивает человека в удовлетворении целого ряда элементарных потребностей, снижает возможность получения новых впечатлений, делает жизнь монотонной. Осужденные пытаются найти новые способы выполнения ведущих социальных функций или же найти такие заменители, которые давали бы возможность реализоваться потребностям в общении, самоутверждении, самоуважении и т. д.
Таким образом, источником возникновения асоциальной субкультуры является существенное отличие условий жизни на свободе от условий исправительного учреждения. Стремление осужденных приспособиться к новым условиям, восстановить, насколько возможно, привычные для жизни на свободе формы жизнедеятельности.
Также следует принимать во внимание, факторы непосредственно связанные с местами лишения свободы: вид исправительного учреждения; место его дислокации; лимит наполнения и фактическое количество осужденных, в нем содержащихся; преобладающая национальность осужденных; профиль производства, криминологическая характеристика осужденных; количество осужденных, склонных к отклоняющемуся от установленных норм поведению; число преступлений, совершенных осужденными в исправительном учреждении, их характеристика; количество осужденных, водворенных в ШИЗО или переведенных в ПКТ; количество нарушений установленного порядка отбывания наказания, совершенных осужденными, и их характеристика; количество изъятых запрещенных предметов, изделий и веществ у осужденных, а также у других лиц при попытке их доставки в исправительное учреждение; материально-бытовые условия содержания осужденных; обеспеченность их трудом; укомплектованность структурных подразделений исправительных учреждений персоналом, его качественный состав7.
Преступность, как и всякое социальное явление, кроме внешних, объективных показателей, имеет внутреннее (субъективное) содержание, которое выражается в нравах, нормах, ценностях, поведенческих моделях, господствующих в преступной среде. В наиболее концентрированном виде они проявляются в местах лишения свободы, поэтому следует остановиться на их характеристике. В науке эти явления получили наименование – социальные отклонения8, антиобщественный образ жизни9. Социальные отклонения могут классифицироваться по ряду признаков. Наиболее распространена дифференциация отклонений в зависимости от типа нарушения нормы (право, мораль, правила общежития и др.). Отметим, что общим для существующих точек зрения на сей счет является то, что нарушаются те или иные социальные нормы. В нашем случае речь идет об отклонениях (нарушениях), которые не имеют нормативно-определенных предписаний (правил, определяющих порядок отбывания наказаний), о тех социальных явлениях, которые и отображаются через категорию «криминальная субкультура». Это явление имеет целевую направленность, мотивацию, субъективные и объективные причины. В зависимости от этого их можно классифицировать на отклонения корыстной ориентации (получение материальной выгоды); отклонения агрессивной ориентации (посягательства на честь, достоинство, здоровье и жизнь человека); отклонения социально-пассивного типа (отчуждение личности от общества, коллектива) 10.
Раскрывая механизм возникновения и развития криминальной субкультуры как объективной реальности, имеющей собственные закономерности развития в уголовно-исполнительной системе, остановимся на главной, на наш взгляд, ее составляющей – криминальной идеологии. В социологическом понимании ее сущность представляет собой систему идей, понятий, представлений, складывающихся в процессе деятельности преступных формирований. По мнению В. С. Разинкина, исследовавшего эту проблему, криминальная, воровская идеология представляет собой упорядоченную систему негативных взглядов, ценностей и ориентаций, содержащую критику внутренней, в особенности уголовной политики государства, и умело культивирующую антиобщественные обычаи и традиции применительно не только к криминальному, но и к нормальному образу жизни11. Уточним, что криминальная система взглядов и убеждений существует не сама по себе, а в преступных формированиях, трансформируется, упорядочивается, становится все более изощренной, политизированной, проникает во все слои общества. Причем она проявляется не только в преступных сферах, но и в обыденной, повседневной жизни.
Именно преступная идеология является цементирующим, объединяющим началом организованных преступных формирований, действующих в обществе. Безусловно, полного сходства системы идей, взглядов, представлений в различных сферах криминального мира не существует, однако, они представляют собой определенную форму группового сознания «элиты» преступного мира, которая не только оправдывает, но и поощряет преступный образ жизни, снимает психологические и нравственные барьеры, не позволяющие человеку совершать преступления, вести себя в преступной среде определенным образом.
Криминальная субкультура, как и преступность, имеет множество причин. Целостной концепции причин и условий ее возникновения и функционирования пока нет. Это в значительной степени связано с неизученностью социальных процессов не только в местах лишения свободы, но и в духовной сфере общества в целом12.
Необходимо заметить, что возникновение и формирование различных неформальных объединений осужденных в своей основе имеет объективный характер, поскольку обусловлено целым рядом факторов, определяющим из которых является существование в местах лишения свободы криминальной субкультуры. Как правило, криминальная субкультура находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями, если более точно сказать, противопоставляет свои представления о справедливости, достоинстве официальным ценностям. Попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от иных социальных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм криминальной субкультуры.
Криминальная субкультура – это незримая, тщательно скрываемая от администрации жизнедеятельность осужденных, складывающаяся в процессе их длительного общения под влиянием условий специфических для мест лишения свободы. Она характеризуется наличием у осужденных особой структуры межличностных взаимоотношений, сложной системы неформальных норм (обычаев, традиций), регулирующих их поведение, и способов достижения определенных целей. При этом она формируется и функционирует в обстановке сложных противоречий среди основных ее носителей (лидеров и авторитетов преступной среды), подчас жестокой борьбы между ними за лучшее, привилегированное существование в условиях принудительной изоляции.
На образование криминальной субкультуры действуют два прямо противоположных механизма:
Механизм поиска личностью психологической и физической защиты в новой среде, в том числе защиты от администрации закрытого учреждения (на свободе – от правоохранительных органов);
Механизм взаимной агрессии членов сообщества, взаимного наказания и притеснения слабых ради собственного удовлетворения и возвышения.
Криминальная среда формирует особую идеологию, причем идеологию с широким набором присущих только ей «нравственных», «правовых», «этических» и даже философских идей, оправдывающих преступность и составляющих базу для субкультуры этой среды.
Криминальная субкультура, включая неформальные нормы поведения, установки, особый язык (жаргон) и т. п., выполняет те же функции, что и культура, однако во всем ей противоречива, являясь антиподом и питательной средой для существования преступных группировок, как в местах лишения свободы, так и на свободе. Учитывая тот факт, что знание криминальной субкультуры имеет важное значение для определения основных направлений использования профилактических мер в борьбе с идеологией криминальной среды, следует выделить наиболее важные, на наш взгляд, особенности этой субкультуры:
Уголовные традиции и обычаи. Социальная вредность уголовных традиций и обычаев заключается в том, что они затрудняют, а порой и блокируют применение мер оперативно-профилактического характера в отношении лидеров и их ближайшего окружения. Именно лидеры криминальной среды, опираясь на существующие уголовные традиции и обычаи, создают преступные структуры, вырабатывают и проводят в жизнь субкультуру, характерную для криминальных формирований.
Субкультура осужденных в местах лишения свободы, характеризующаяся большой скрытностью внутренних организационных приемов, подкрепленных развитой многоступенчатой иерархической структурой. В ее основе лежат принципы деления осужденных на «чужих» и «своих», борьбы осужденных за приобретение определенного статуса, за привилегированное существование в криминальной среде.
Тайное (криминогенное) общение, включающее в себя способы передачи информации и постоянное осуществление связи между лидерами криминальной среды и возглавляемыми ими группировками. Специфика такого общения членов преступной группы заключается в том, что они умышленно используют условные средства общения для приготовления, совершения, а также маскировки преступлений13.
Следует учитывать, что самоорганизация осужденных в местах лишения свободы, создание разного рода неформальных группировок – явление объективное, закономерное, обусловленное размещением в огромном пространстве значительного количества людей со сложными судьбами, психологическими свойствами и криминальной направленностью.
Не все группировки имеют отрицательную характеристику. По мнению практических работников учреждений УИС, многие из них существуют как вполне нормальное явление, определяемое необходимостью взаимоподдержки в сложных условиях бытия. Входящие в них осужденные, как правило, соблюдают установленный режим, участвуют в общественных организациях, в производственной деятельности. Такие группы могут создаваться для проведения досуга (музыкальный ансамбль, спортивный кружок и др.), распределения продуктов питания, противодействия агрессивным нападкам со стороны других осужденных либо просто по признаку землячества. Однако под влиянием лидеров и авторитетов криминальных структур из числа осужденных создаются и в целях бойкотирования требований администрации, проведения массовых акций протеста, совершения правонарушений и преступлений. Эти группировки возникают и функционируют под воздействием традиций и обычаев криминальной среды, следования «воровским законам» и поддерживаются существующими организованными преступными группами, как в исправительных учреждениях, так и за их пределами.
Лучшим доказательством таких положений служат опросы осужденных о степени их доверия администрации учреждений. А. Н. Олейник, проводя сравнительный анализ пенитенциарных систем России, Казахстана и Франции, отмечает, что уровень доверия администрации мест лишения свободы в России – 19,9 %, в Казахстане – 25,3 %, тогда как во Франции он выше в 2-3 раза и составляет 59,3 %14. Объясняются эти расхождения значительной открытости французских тюрем внешнему миру, обеспечением официальных легальных процедур управления конфликтными ситуациями. В России в целом недоверие и озлобленность являются основными признаками, определяющими отношение к деятельности правоохранительных органов, в частности к правосудию. Это подтверждается и другими исследованиями, среди большинства опрошенных осужденных (59 %) представления о правоохранительных органах после следствия и суда ухудшились у 4 %, только 5 % верят в справедливость нашего правосудия, сомневаются в нем 25 % и лишь немногие (8 %) готовы согласиться, что наказание может быть средством исправления15. Таким образом, несмотря на негативное отношение к администрации учреждений, правосудию в целом, в ответах респондентов не содержится их огульного отрицания. Определенное количество осужденных убеждено в том, что людям вообще доверять можно, что легальная власть в лице правоохранительных органов может и должна действовать в точном соответствии с законом, и что она имеет под собой определенную нравственную и гуманистическую основу, на которой только и можно достичь позитивных результатов.
В качестве вывода можно отметить, что для каждого человека, который попадает в места лишения свободы, это становится настоящим испытанием. В том числе и испытанием личности на прочность, на адекватную самооценку, поскольку здесь приходится преодолевать определенные лишения, испытывать необычные физические и психологические нагрузки. Он попадает в среду, с которой, хочет он того или не хочет, вынужден общаться, должен знать как себя необходимо вести. Существующие на сегодняшний день нормы неформальной тюремной субкультуры тем и привлекательны для осужденных, т. к. эту проблему решают. Они решают проблему физической безопасности и психологической защиты осужденного, защиты самооценки и личного достоинства в условиях вынужденного общежития. Администрация таких условий предложить не может; администрация – это источник опасности.
1.2. Причины возникновения уголовных традиций
в пенитенциарных учреждениях
Конфликт биологического в человеке с государственным правом начинается задолго до совершения преступления. Механизм реализации потребностей человеку дан от рождения. Любой человек желает улучшить свое материальное положение, получить признание от себе подобных. И это связывает нас с миром животных. Животные дерутся между собой по двум весьма веским причинам: или с целью утвердить свое главенство в социальной иерархии, или же защитить право на владение каким-либо участком территории16. Как видим, отвоевывать позиции, территории, утверждаться – это в природе человека, разумеется, с вторжением в интересы других собратьев по виду. Реализация же потребностей в социуме строго регламентирована нормами морали и законом. Таким образом, субъективное отношение человека к содеянному формирует его дальнейшее отношение к санкциям, применяемым к нему со стороны государства.
В Стэнфордской тюрьме (США) был проведен эксперимент, цель которого заключалась в том, чтобы исследовать, как пребывание в исправительном заведении влияет на психику заключенных и охранников. Руководил экспериментом Филипп Зимбардо, а подопытными были американские и канадские студенты в возрасте от 17 лет до 21 года. В результате длительных бесед и тестирования было отобрано 24 юноши.