Полная версия
Т-игры в кармане: создай свою авторскую трансформационную онлайн-игру за 10 дней!
Лана Грин
Т-игры в кармане: создай свою авторскую трансформационную онлайн-игру за 10 дней!
Благодарности.
Прежде чем написать эту книгу, я прошла долгий путь от человека, ничего не знающего о трансформационных играх до игротехника. На этом пути я встретила людей, которые помогали, направляли меня и поддерживали. Я благодарю всех и каждого кто мне помогал.
Огромная благодарность Станислане Барлетт за знакомство с коучинговыми практиками, за волшебные марафоны, которые я прошла. Это было моё первое касание с миром помогающих профессий. Особая благодарность Станислане за то, что однажды показала мне игру «ЖиваЯ» (автор Е. Данько), в которую я влюбилась с первого взгляда. И которая стала моей «дверью» в мир игропрактики.
Благодарю Елену Данько за создание удивительной игры, «Жива Я».
Благодарю авторов и устроителей фестивалей Т-Игр, которые стали для меня площадкой для роста и развития, а также местом знакомства с ведущими и авторами Т-игр: «Большая игра», «Полезные игры», «Радуга Жизни». Благодаря этому опыту, я вдохновилась на создание своей игры.
Благодарю Веронику Чудину за её игру «Живи легко», ведь именно эта игра натолкнула меня на мысль, как сделать «Т-игров» в кармане.
Благодарю Светлане Двуреченской за подаренный рисунок, из которого родилась т-игра «Восхождение».
Благодарю Евгению Королёву за её проект К10, который усадил-таки меня за ноутбук, в результате чего эта книга родилась.
И, конечно, благодарю себя за то, что не свернула с этого пути, и оказалась здесь и сейчас.
Введение
Создать свою Т-Игру за пару недель? Легко!
Даже если вы не игропрактик, и ничего не знаете о трансформационных играх, вы обладаете своей экспертностью, которую можно упаковать в формат игры. Эта книга даст вам пошаговый план, как создать т-игру от идеи до готового продукта в виде интерактивного pdf файла. Если же вы опытный игропрактик, и уже создали свою, возможно и не одну, игру, данная книга будет полезна и вам. Она поможет вам перевести ваш «живой» формат в интересный и удобный электронный.
Я создала 5 авторских игр. Игры разные, яркие и схематичные, про путь к цели и родовые сценарии, игра-тренажёр и другие. Все игры онлайн формата «Тигры в кармане» – интерактивные и всегда под рукой. Такую игру легко загрузить на планшет или даже на смартфон, и взять с собой в путешествие. Особенно удобно для тех, у кого игр много, и вы не знаете – какие взять, а какие оставить. Теперь вы сможете взять их все!
Трансформационные игры как инструмент, имеют широкий спектр применения. Это и готовый продукт, и лид-магнит, и база для консультаций. Подробнее об этом рассказано в книге. Формат же «т-игры в кармане» удобен, интересен, а главное мобилен. Вы можете презентовать игру в любое время, в любой обстановке. Даже если вы просто пошли на встречу с подругами, познакомились с человеком в поезде или самолёте («живая» игра у вас с собой, но в данный момент недоступна к показу), да даже на пляже. Телефон то у вас всегда под рукой!
Мои игры разлетелись не только по стране, но и зарубеж: Беларусь, Болгария. Эти игры закрыли все мои потребности, но я точно знаю, когда мне будет нужна новая игра, я создам её с той же лёгкостью, что и первые пять. Я это умею и могу. И вы сможете!
Однажды меня спросили, почему я не учу создавать игры. А ни почему. Просто не думала об этом. А когда подумала, создала курс-сопровождение авторов трансформационных игр. На данный момент три волшебные игры созданы и прекрасно себя показывают в работе, ещё над одной работаем с автором. К моменту выпуска этой книги, игра уже будет готова.
Теперь я решила написать книгу-инструкцию, как вы сами можете создать свою т-игру для решения своего вопроса. Вы держите её в руках.
Книга расскажет вам, как выбрать идею для игры, как и чем игру наполнить, как оформить игру в онлайн формат «нажми на кнопку – получишь результат». Так же в ней есть истории создания Т-игр, которые станут примером и подсказкой в процессе творчества.
Если вы хотите создать свою игру, просто читайте эту книгу и выполняйте инструкции и рекомендации, прописанные в ней. У вас всё получится!
1. Трансформационные игры – путь к себе через игру
Трансформационные игры (Т-игры) – это не просто развлечение, а мощный инструмент личностного роста и развития. Они представляют собой нестандартный подход к самопознанию и решению жизненных задач, используя метафорические образы, символику и игровые механики. В отличие от обычных игр, направленных на развлечение, Т-игры ориентированы на достижение глубоких внутренних изменений и проработку важных аспектов жизни.
История создания и развития трансформационных игр уходит корнями в психологические и философские практики. Хотя точная дата появления первой т-игры сложно установить, можно проследить её эволюцию через такие методы, как психодрама, гештальт-терапия и ролевые игры. Первые прообразы Т- игр можно найти в ритуалах и играх древних культур, где символическое действие служило средством изменения состояния и обретения новых знаний.
Активное развитие трансформационных игр началось в конце XX века. Появление таких игр, как "Лила", "Путь героя", "Вилы" и множества других, привело к широкому распространению игропрактики в качестве инструмента личностного роста. Эти игры часто основаны на архетипах, мифах, и метафорах, которые помогают участникам проникнуть в глубину своего бессознательного и разобраться в сложных жизненных ситуациях.
Какие игры существуют в мире? Разнообразие Т- игр поражает: от простых настольных игр до сложных многодневных интерактивных программ. Среди наиболее популярных можно выделить:
«Лила»: Классическая индийская игра, основанная на идее кармы и реинкарнации. Она помогает понять свои жизненные уроки и найти путь к духовному росту. Первоначальная версия игры наполнена сложными терминами и понятиями, поэтому в настоящее время появились современные варианты. По сути, игра осталась той же: схема игры, поле, смысл. Изменились лишь описания ходов: текст стал короче и понятнее, появились коучинговые вопросы.
«Путь героя»: Игра, базируется на архетипической модели геройского путешествия, помогает раскрыть свой потенциал и преодолеть внутренние препятствия.
«Вилы»: Эта игра отличается своей метафоричностью и использованием символических образов для проработки сложных эмоциональных состояний и внутренних конфликтов. Она ориентирована на прояснение важных жизненных вопросов и нахождение собственного пути.
Честно скажу, про две последние только слышала, сейчас так много новых игр, что мастеров первых, по крайней мере в России, скорее всего и нет.
Большинство игр основаны на использовании метафорических ассоциативных карт (МАК). Это различные набор карт с метафорическими или вполне конкретными изображениями и/или текстами и вопросами. МАК помогают проанализировать ситуации, достать из подсознания то, что в нём спрятано, принять решение. Но есть и игры-практики, где каждый ход – небольшое задание или медитация.
Чем полезны трансформационные игры? Все мы любим играть. В игровой форме легче усваиваются знания и навыки. Секрет в том, что наш мозг сопротивляется, когда видит что-то новое, или мы пытаемся изменить себя. Новое – неизвестно, а значит опасно. Новое потребует затрат энергии и сил, а задача нашего мозга сохранить энергию. Вот тут и приходят на помощь Т-игры.
В лёгкой игровой форме, с помощью мастера в безопасной и поддерживающей среде рассматриваются самые сложные ситуации в жизни, происходит переоценка ценностей, изменяются взгляды на ситуацию и сценарии поведения. Игры помогают почувствовать свои эмоции, найти новые перспективы.
Т-игры помогают решить следующие задачи:
Самопознание. Игра даст глубокое понимание своих сильных и слабых сторон, ценностей, убеждений и мотиваций. Подскажет как использовать силу, нивелировать слабости. Таких игр много, какие-то универсальны, какие-то специализированы. Например, игра «ЖиваЯ» (автор Е. Данько) – универсальна. Игры «Территория денег» (авторы О. Черняева и К. Лагодная), «Деньги по-женски» (автор Е. Суворова), как следует из названия – про деньги. Моя игра «Волшебный ключ» позволяет просмотреть семь граней личности или ситуации, т.е. универсальна в тематике, но направленна именно на познание и анализ.
Проработка травм и конфликтов. Безопасное пространство для исследования болезненных воспоминаний и эмоций, способствует их освобождению и отпусканию. Одна из самых известных игр на эту тематику, «Сатори» («Прощение») созданная авторами одноимённого проекта. Это глубокая игра, и на мой взгляд совсем не для группового ведения. Так же примерами таких игр являются «Свет Любви» (автор С. Двуреченская) и «Живи легко» (автор В. Чудина).
Постановка целей и планирование. Игры помогают определить свои жизненные цели, разработать стратегию их достижения и выявить потенциальные препятствия. Такие игры в большинстве своём основаны на коучинговых практиках: пирамида Маслоу, системы GROW и SMART и другие. Игра «Жива Я» имеет встроенный уровень и календарь. Я часто провожу её для решения именно подобных вопросов. А вот помочь просмотреть сам путь от точки А до точки Б, проверить план реализации мне помогает игра «Путь к цели».
Развитие эмоционального интеллекта. Игры, направленные на понимание и умение управлять своими эмоциями, а так же эмоциями других людей. И вновь игры «Свет Любви», «Живи Легко» и другие.
Повышение самооценки и уверенности в себе. В Т-Играх невозможно проиграть, в них просто не зашито ничего подобного. Если вы пришли на игру, вы уже выиграли! А успешное выполнение заданий и практик, нахождение решений своих задач в ходе игры укрепляют веру в свои силы и способности. Есть, конечно, и игры, направленные на именно на проработку неуверенности, нелюбви к себе, заниженной самооценки. Например, «ЛюбимаЯ» (автор Е. Суворова) – игра для женщин, которая учит любви к себе. Я провожу мини формат игры, «ЛюбимаЯ лайт», на девичниках и нетворкингах, и вижу, как буквально за час меняются женщины всех возрастов: вспоминают о своих талантах, красоте, сексуальности. У них расправляются плечи, появляется огонь в глазах.
Есть множество и других направлений в играх. Игры про род и исцеление родовых сценариев («Сила Рода Моя Сила» и др.). Игры – путешествие к себе («Восхождение», «100 шагов к себе» автор С. Закоптелова, «Восхождение», «Путь героя» и др.). Игры-тренажеры («По просторам Ленорман» и др.). Игры, помогающие раскрыть способности («Как узнать свои сверхспособности» автор Мария Ом, «Волшебный ключ» и др.).
Вы уже поняли, что игры бывают самые разные и по форме и по содержанию, своей направленности, сложности. Какую бы игру вы не задумывали создать, это возможно. Это делали до вас сотни людей, и вы справитесь!
2. Истории создания т-игр, как это было.
В этой главе вы познакомитесь с историями создания игр. Я расскажу вам про 8 игр, пять моих и две созданных в моём сопровождении. На их примере, вы узнаете:
– сколько времени тратит автор на создании игры от идеи до окончательного результата;
‑ с какими задачами сталкивается в процессе и как их решает;
‑ какими бывают виды игр, тематика и механика;
‑ где авторы брали идеи для игры и наполнения игр;
‑ и др.
Эта глава поможет вам не упасть духом, ведь есть игры, которые создавались очень долго, но всё же родились. И я надеюсь, эти истории вдохновят вас в нужный момент.
«Путь к цели». Игра, созданная за полчаса.
Первоначальную версию этой игры я создала в word за полчаса. Столько времени мне понадобилось, чтобы нарисовать поле, продумать механику игры и общие правила. Цель и основная идея сложились ранее.
Это было несколько лет назад, в период работы над игрой «Волшебный ключ».
Я уже вела марафоны на базе игр, активно использовала МАК в работе. И однажды поняла, что ряд колод выстроились в обалденно работающую цепочку – анализ пути к цели. Использовала это на практике какое-то время. Потом появилась мысль сделать из этого полноценную игру. Практика показала, что алгоритм достаточно мощный, и, если проводить полный разбор, это занимает не менее часа, а скорее два. К тому же даёт чёткий, конкретный результат в виде понимания, куда двигаться, что делать, чего не делать для достижения цели. В общем практика за рамки мелкого ситуационного разбора вышла, а во что-то новое ещё не превратилась. Почему бы и не в игру, подумала я.
Правда в процессе появились сомнения, по поводу игры: все игры, которые я видела на тот момент были яркие, большие, сложные. Много ходов, карточек, практик. А у меня просто дорога. Ну разве это игра?
И вот мне на глаза попадаются простые игры: «ЛюбимаЯ лайт» – поле и набор мини колод, «Мир Ароматов» – таже история. Я подумала: «Ну вот, и так можно!».
Спустя несколько дней, придя домой с работы, едва сняв верхнюю одежду и обувь, я бросилась к ноутбуку. «Я знаю, что нужно делать!». Я просто села, создала файл в word, вставила туда подходящую картинку-поле, фигуры, изображающие ходы и стрелки дороги. Моя игра была про дорогу, про то, кого и что можно встретить на своём пути к цели. И главное – каков будет результат, если идти тем или иным путём. А карты я открывала в отдельном окне, такое я тоже видела у других игропрактиков.
Всем нам известна фраза «от точки А к точке Б» – это путь от старта к цели. В первоначальной версии игры я использовала МАК колоду «Дом как метафора», так эти (стартовую и финишную) позиции я и обозначила – значками домов. Позже я заменила колоду на более разнообразную по значениям, в ней были как позитивные картинки, так и негативные. В колоде с домами всё было слишком мрачно и сложно. А значок дома остался как метафора – от дома к дому.
Хотелось посмотреть не только саму ситуацию на старте и в итоге, но и эмоции, ощущения себя в ней участника. В этом помогла другая колода МАК. В последствии я добавила сравнительный анализ в первый ход: достаём две карты из универсальной колоды, смотрим состояние игрока и то, как его видят другие участники ситуации. Саму ситуацию смотрим по трём картам: как видит её сам участник, как её видят другие, и объективная картина. Один этот ход уже многое проясняет, и, порой, кардинально меняет взгляд на вопрос, с которым участник зашёл в игру.
Путь обозначила стрелками, каждая ведёт к колоде «Дорога как метафора». Карты помогают посмотреть особенности «пути» к цели, плюсы и минусы, понять, что надо изменить, а что использовать как есть.
В дороге мы встречаем людей – какой важный для решения вопроса человек может встретиться участнику смотрим по следующей позиции. В этом помогает колода МАК «Лица». Так же важный момент при достижении цели – быть в ресурсе, сохранять баланс энергии. Поэтому в игре есть позиции «Ресурсное место» и «Ресурс радости».
Важное решение, колода с таким названием также использовалась в консультации, и в игре она заняла своё место. Порой до цели остаётся один шаг, но не хватает малости – принять какое-то важное, обычно, внутреннее решение. Но какое именно? Игра даёт ответ и на этот вопрос.
Далее мы смотрим итог, мы пришли к новому «дому», к новому «ощущению себя». Какие они? Нравятся нам или нет? Что хочется изменить и как именно? Если участника всё устраивает, игра окончена. Если же нет, возвращаемся назад и вносим корректировки в план по достижению цели игроком, пока результат не начнёт его радовать и вдохновлять.
Игра себя оправдала на все сто! Её ценность была и есть не в обложке, а в содержании. Хотя вести её надо уметь. Ведущий в ней играет ключевую роль, именно из-за схематичности поля и отсутствия текста в игре.
Были у меня и сомнения и страхи: понравится ли она? Будет ли полезной? Не слишком ли простое оформление? На тот момент я была довольно опытным игропрактиком, т.е. ведущим игр, но ещё не была игротехником, т.е. не создала ни одной своей игры. Конечно, были и неуверенность в себе, и момент сравнения с более опытными и продвинутыми коллегами. Представьте себе только это сравнение: огромная, трёхуровневая, яркая и красочная игра «Жива Я» (моя первая игра как ведущего) и простенькая в семь ходов сделанная в word игра «Путь к цели».
Сегодня я очень рада тому, что всё-таки создала тогда эту игру. Сейчас она выглядит несколько иначе. Это интерактивный pdf файл, с яркими вставками. Но в остальном это таже игра. Мощная, глубокая, дающая невероятные результаты, прекрасно справляющаяся с той задачей, под которую она и создавалась – анализ пути к цели, его корректировка до наилучшего результата.
База: опыт работы с МАК картами и таро. 7 шагов от идеи до цели.
Механика: игра без кубика, пошагово идём к цели, анализируем. При необходимости возвращаемся к предыдущим ходам.
Оформление: яркое, интерактивное, но простое, схематичное в тоже время.
Наполнение: 6 МАК колод и таро «Колесо Года» (оракульное таро, используется как МАК).
Время на создание: полчаса на базовую версию. Неделя на превращение в Тигра в кармане.
Итог: игра-анализ, позволяющая просмотреть, как те или иные решения, намерения, изменения и восприятие ситуации влияют на результат задуманного дела.
«Волшебный ключ». Игра, раскрывшая потенциал.
Плох тот солдат, что не мечтает быть генералом. Каждый игропрактик хоть раз да задумывается над созданием своей игры. И я задумалась, спустя год ведения чужих игр. Я ходила с этой идеей долго, несколько месяцев крутила в голове. О чём я могу создать игру? Что от неё хочу? Что в ней будет? Какие задачи будет решать?
Я не знала о создании игр ничего, вообще. Но я умею замечать, анализировать, видеть суть. Так устроен мой мозг: копит информацию, раскладывает по полочкам, выдаёт результат. И однажды взгляд зацепился на мой рисунок акрилом, в голове щёлкнуло – вот оно, поле! И понеслось.
Рисунок был старый, но непростой. За пару лет до игропрактики я изучала систему таро 78 дверей. Изучала долго и глубоко, она отличалась от классической колоды Р. Уэйта. В тот же период пробовала рисовать, осваивала акрил. И вот два эти направления слились, родился рисунок. Я бы сказала это был авторисунок. Кто знает, как работают ясновидящие, наверно слышала про автописьмо, когда просто пишется текст, как послание от тонкого мира. Человек, исполнитель в этот момент просто принтер. Вот примерно также и нарисовался рисунок. Сам пришёл, проявился в мир. Только закончив рисовать я поняла – это семь ключей от всех дверей. И дорисовала рунный став открытия всех дорог – собрал все ключи, открыл дороги. Картина стала талисманом.
Поле. Такое красивое, магическое, даже мистическое. Всё как я люблю. Есть чёткая схема, надо только расставить ходы, наполнить их, прописать правила.
Есть идея: семь ключей – семь граней, на какую попал, та и «хромает».
Если бы всё было так просто! Я создавала эту игру несколько месяцев. Живой формат для начала. Я писала карточки от руки. В игре 36 ходов, каждый надо было продумать, сделать колоды карт, прописать задания. О чём каждый ход?
В основе каждой игры лежит «скелет», некая схема. Подробнее об этом написано далее. В моём случае схема была следующей: 21 старший аркан разбит на «тройки» -1-2-3, 4-5-6, и т.д. Каждая «Тройка» – треугольник, «лепесток» цветка. Получился «цветик-семицветик» – семь троек, семь лепестков. Каждый лепесток – это ключ, отвечающий за свою сферу. Нулевой или двадцать второй аркан «Шут» стал сердцевиной «цветка».
В первоначальной версии, которую я потом назвала «Постройка», каждый ключ имел вход и выход. Т.е. на первый фрагмент участник мог попасть дважды, таким образом треугольники превратились в четырёхугольники. Плюс семь шагов в игре.
Этот шаг я сделала для закрепления работы с ключом. Мне показалось, что так будет правильно. Помните, в игре правильно то, что вам откликается, помогает решить основную задачу игры и ответить на вопрос участника наилучшим образом. Если что-то очень хочется добавить в игру, какой-то элемент, добавляйте. Электронный формат тем и прекрасен, что всегда можно внести изменения, проверить на работоспособность и вернуть всё назад, если идея не оправдает ваших ожиданий. Для этого не надо ничего перерисовывать – вы можете сделать копию, и назвать её «Версия 2.0»
21 аркан плюс семь дополнительных ходов всего получается 28 шагов в игре. Откуда взялись ещё восемь? Ресурсное место. Каждый ключ обладает своей энергией, как и каждая чакра или орган в организме. Но всё берёт начало в изначальной, универсальной энергии. В теле это стволовые клетки, в энергетике – космос и планета, а в таро – аркан «Шут». После каждого «ключа» можно вернуться к изначальной энергии, наполниться ей и идти дальше. Это ещё семь шагов в игре. Последний шаг – рунный став «открытия всех дорог» – поздравление с прохождением игры и доброе напутствие от ведущего. Игра пройдена, ключи собраны, все дороги открыты.
Такова схема игры. Но игра требовала наполнения. За основу описания ходов я брала описание «ключей» из колоды таро «78 дверей». Изображения карт являются приятным дополнением. Однако у меня была установка, что в игре должны быть МАК. Все игры, которые я видела были с МАК картами. (На самом деле это не обязательно, но тогда я этого не знала).
Где брать колоды и какие именно? Если у вас есть деньги и художник, вы можете заказать отрисовку своих авторских колод. Это идеальный вариант. Можно отрисовать самим или использовать имеющиеся в наличии.
Я рисовала колоду ресурсов в paint от руки с помощью графического планшета. Потому что я ни разу не художник. Совсем. Получилась ресурсная колода Make a Wish (Создай волшебство) из 40 карт. Я подбирала картинки в интернете (нейросетей тогда не было ещё) для остальных колод. Всего колод 13, три взяла готовые, остальные создавала сама. Колоды подбирала под описания и смыслы ходов.
Отфотографировав свой рисунок, я нарисовала поле на нём: стрелки, шаги, и распечатала в ближайшей фотомастерской. Мне нужен был вариант для проверки игры. Пусть сырой в оформлении, но рабочий.
В итоге появился самый первый вариант игры. В основе лежала система таро 78 дверей. Мне как тарологу с многолетним стажем это близко и понятно. На тот момент таких игр ещё не было. О моей ещё никто не знал, до презентации на фестивале были месяцы работы и тестирования, корректировок и улучшений.
Сначала играла сама, прописывая, исправляя, дополняя правила.
Потом начала тестировать на подругах. Притаскивала на работу, и вечерами, после ухода начальства, проводила игру для коллег. Игра показывала себя хорошо. Высвечивала сходу проблемные моменты, давала подсказки, что и как делать. Я была в восторге! «Волшебный ключ» считаю своей первой авторской игрой. Технически «Путь к цели» создался раньше, но идея и начало работы над ключом всё-таки родились задолго до этого.
Итак, живой формат показал себя хорошо. Но тут встал вопрос: для ведения онлайн, да и живого формата на широкую публику нужно либо красивое оформление, главное профессиональное – художники, типографии и т.п. прелести. В общем качество исполнения. Либо, опять же, качественное исполнение онлайн версии.
Я выбрала онлайн формат. До «т-игров в кармане» было далеко, это я позже увидела интерактивный формат pdf у Вероники Чудиной, когда стала ведущей её чудесной игры «Живи легко». А пока был просто электронный формат. Но с этим уже можно было идти в люди.
И вот тут меня ждал удар. Оказалось, игра слишком мощная и глубокая, если действительно хотеть разобраться в проблеме. Игра, как выяснилось, позволяла проработать много слоёв вглубь вопроса.
Это хорошо стало видно на одной игре. Мы играли с подругой-психологом. Зашли в один ключ, и ходили по нему кругами часа два. Шли вглубь, пока игра не развернула в обратную сторону. В первой версии игры, так было можно.
Подруга сказала, что это прям ну слишком глубоко. «Классно, но для широкой публики тяжеловато». Доигрывали на следующий день ещё около часа-двух. Кто-то скажет, три-четыре часа игры – это нормально. В «Лилу» и по 12 играют, и по двое суток. Согласна, нормально. Для полного формата. А мы прошли всего один ключ из семи.
Я думала над тем, как решить эту задачу – упростить игру, сделать её более лёгкой, без потери качества и полезности. И мне пришёл ответ. Игра стала трёх уровневой: исследование, сборка и постройка. Сейчас я веду Исследование. Даже в такой лёгкой и крайне ресурсной форме игра оказалась достаточно глубокой и действенной, дающей результаты участникам. В общем остальные форматы ушли в стол. Ждут своего часа.