Полная версия
История с. Теляжье
В праздник святого Архангела Михаила вина не жалели, оно просто текло рекой. Гуляли в течение целой недели, так как далее начинался Филипповский пост, который подготавливал верующих христиан к радостной встрече Рождества Христова. Праздник Архангела Михаила был окончанием свадебного сезона. В этот день было принято угощать всех гостей студнем и пирогом. Трапеза начиналась, как правило, с лапши и выпивки, ну а уже потом подавались мясные блюда. Чай пили с пирогами да баранками. Главное пиршество закатывалось на следующий день рано утром. А на третий день приезжали гости из других деревень. Наши предки примечали: «Если на Михайлов день „закуёт“, то на Миколу зимнего „раскуёт“. Если на Михайлов день иней, ожидай больших снегов, а коли, день начнётся туманом, ростепели быть. Со дня Архангела Михаила зима морозы куёт. С Архистратига Михаила скот загоняют на зимний корм.» Михайлов день также является престольным праздником в с. Теляжье до сих пор, с момента образования села.
В 1917 году псаломщиком в Рождественской церкви был Василий Ковынёв.
Октябрь 1917 года положил начало трагическому периоду в истории Русской Православной Церкви. Многие годы атеистическая пропаганда в СССР создавала миф об антигосударственной и антинародной сущности Русской Православной Церкви. Ее называли реакционной и черносотенной, обвиняли в мракобесии и контрреволюционности. Однако факты свидетельствуют о том, что такая оценка деятельности Русской Православной Церкви носит предвзятый и односторонний характер. Поместный Собор еще 1 сентября 1917 года заявил, что «Церковь Православная не принимает участия в борьбе политических партий»». Когда 28 октября в Москве развернулись бои между сторонниками Временного правительства и Красной гвардией, Собор обратился к враждующим с призывом к примирению и милосердию к побежденным. Однако большевики, захватив власть в стране, уже первыми декретами показали свое понимание принципа свободы совести. В ноябре 1917 года из Петрограда в Москву поступила депеша о конфискации у Церкви всех учебных заведений. Вот тогда Поместный Собор, проходивший в Москве, назвал социалистическую революцию «нашествием антихриста и беснующимся безбожием». Согласно декретам «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» 18 (31) декабря 1917 года и «О расторжении брака» 16 (29) декабря 1917 года Церковь больше не могла влиять на юридические отношения между супругами и между родителями и детьми. В 1918 году место священника в церкви с. Теляжье было вакантным. Число душ мужского пола было 1596, земли 43 десятины, было 2 притча. Штат церкви состоял из 2 священников, 2 псаломщиков и 1 дьякона.
В январе 1918 года ликвидировались духовники в армии. Отменялись все государственные дотации церкви и духовенству. 20 января (2 февраля) 1918 года был принят и 23 января (5 февраля) опубликован декрет СНК «О свободе совести церковных и религиозных обществах» (позднее утвердилось новое название декрета – «Об отделении церкви от государства и школы от церкви») который стал основой «церковной политики» Советского государства. Согласно декрету, Церковь теряла юридическое лицо, лишалась собственности и права приобретать ее. Отныне она ставилась в жесткие рамки ограничений и запретов. 25 января (7 февраля) 1918 года Поместный Собор постановил, что издание этого декрета «представляет собою под видом закона о свободе совести злостное покушение на весь строй жизни православной церкви и акт открытого против нее гонения». Повсеместно в сложившейся атмосфере полного произвола и беззакония велась жестокая борьба с религией: церкви и монастыри закрывались, имущество конфисковывалось, а духовенство подвергалось арестам и даже расстрелам. После гражданской войны, одновременно с ликвидацией церквей и их имущества, по-прежнему проводились жестокие репрессии против духовенства и мирян. Этим непосредственно занимались органы ВЧК – ОГПУ – НКВД. 12 июня 1922 года декретом ВЦИК был введен принцип «регистрации» местными органами власти всех религиозных обществ. Поскольку в декрете указывалось, что в регистрации должно быть отказано, если утверждаемое общество или союз по своим целям или методам деятельности противоречат Конституции РСФСР и ее законам», это открывало возможность неограниченного произвола властей в отношении регистрации, поскольку обвинение в антисоветских целях и тем более «методах» могло быть, как показала практика, применимо к любой религиозной организации.
Иеромонах Питирим (Смирнов) (1881—1937 г.г.).
Пётр Григорьевич Смирнов родился в 1881 году в селе Коханыч Смоленской губернии. В 1892—1898 г.г. обучался в Смоленском духовном училище. В 1910—1916 г.г. в Смоленской духовной семинарии. В том же году принял монашество под именем Питирим. С 1920 года по 1922 год находился в Орле, где находился на должности певчего при архиерейском хоре. В 1920 г. был рукоположен в иеродиакона епископом Орловским Серафимом (Остроумовым). В 1922 году вошёл в число братии Белобережской Иоанно-Предтеченской мужской пустыни. В 1923 г. был рукоположен в иеромонаха Алексеем (Замараевым) епископом Брянским и Бежицким, председателем обновленческого Брянского епархиального управления. С 1924 и по 1926 г.г. служил на должности псаломщика, а с 1926 г. и по день ареста священником в храме во имя Всех Святых села Малое Полпино Брянского района Брянской области. Придерживался ориентации старой православной церкви (так говорил про себя на допросе
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.