Полная версия
Исламский социализм
Рафиг Шейх Гюльбалаоглу
Исламский социализм
Предисловие.
Все археологические и научные данные современности утвердительно свидетельствуют о фундаментальном единстве человечества, нашедшее свое происхождение из одной души. По мудрости Своей Великий Творец вначале сотворил Адама, ставшей как бы первоисточником рода человеческого. Далее, как милость, Он из той же материи сотворил ему пару, а из них множество общин. И самое главное, чтоб выявить истинную сущность человеческого рода Великий Творец различил их в цвете кожи и в языках. И именно после этого процесса преуспевшие «потомки Адама» возгордившись, предали знамения Аллаха забвению. “И были люди (некогда) одним народом, потом же разошлись разноглася. И если бы ни Слово твоего Владыки (что им явилось) раньше, то было уложено меж ними, все то, чем разошлись они” (сура 10:19). Ас-Саади в комментариях к данному откровению пишет: “Некогда люди исповедовали истинную религию и были единой общиной, но впоследствии между ними возникли разногласия. И тогда Аллах отправил к ним Своих посланников, которые принесли радостную весть одним и предостерегли других. Аллах ниспослал им Писания, чтобы разрешить разногласия, существующие между людьми. И если бы Он не обещал предоставить людям отсрочку и не подвергать грешников скорому наказанию, то все разногласия уже были бы устранены: правоверные были бы спасены, а неверующие – погублены. Однако Он пожелал испытать одних людей посредством других, чтобы выявилась разница между правдивыми рабами и лжецами.” Далее после консолидации родов, и развитием общественной формации происходит преобразование различных государств, со своими особенностями и своим развитием. Именно начиная с этих времен преуспевшие народы, возгордившись, стали притеснять права других народов, а их правители стали выступать как боги. С первых дней своего существования род человеческий был предупрежден об этой опасности. Не смотря на эти отклонения Великий Творец через Своих посланников продолжал наставлять «потомков Адама» охранять и уважать достоинства других народов, побуждать к взаимному пониманию и постижению единосущности человечества.
Анализируя историческое наследие древности, в большинстве случаев все исследователи представляют первые общины отсталым, и даже полудиким. Надо отметить, что эта информация не соответствует действительности. Можно с уверенностью сказать, что они вовсе не были отсталыми, а наоборот были очень высокоразвиты. Исторические данные свидетельствуют о фактах, что они имели доступ даже к высоким технологиям внеземных цивилизаций. Кроме того, они относились к морали и нравственности и обладали сокровенными знаниями, унаследованные от праотца Адама (мир ему!). “Сказал Он: “О Адам! Ты сообщи все названия (вещей)”. И вот когда он сообщили это, то Аллах сказал: “Ужель Я вам не говорил, что Мне известно тайны неба и земли. Я знаю то, схоронили вы (в сердцах) или глаголете, отрыто”” (сура 2:33). Аллах (хвала Ему!), научил Адама именам вещей и их свойствам, а также он был обучен таких сокровенных знаний, о которых современный человек не имеет представления. И все это исходило из того, что без четкого знания о них Адам и его потомки не смогли выполнить функцию наместника на земле. Поэтому степень общественного развития и материальной культуры первых народов был очень велик. Но они, как было указано выше, возгордились, и этого оказалось достаточным, чтоб Сатана свел их с пути праведности. Чем дальше, тем больше они удалялись от заповедей и наставлений Великого Творца. И в конечном итоге они навлекли на себя гнев Аллаха. По этой причине с лица земли стирались целые цивилизации или бесследно исчезали целые народы. Примером сказанному может, послужит цивилизации Атлантиды, Арийцев, Шумеров, Рамайана и народов Латинской Америки. В последующие годы, история повидала на своем веку несколько таких исчезнувших цивилизаций. И что интересно причиной гибели всех этих цивилизаций стало вероотступничество и нравственный упадок. Дальнейшее развитие человечества связано с определенно сложившимся историческими обстоятельствами, в результате которого появляется ряд государств развитой земледелием, ремеслом и торговлей. Не смотря на свою обширность, центром развития культуры, науки и социального строя являются регион от Египта до Средней Азии. Именно с появлением первых государств в этом регионе происходит возрождение классового общества. Наряду с общинниками появляются класс рабовладельцев, владеющие земельными участниками. Также широкое развитие получает производство ремесленных изделий, где, как и в других отраслях, широко используется рабский труд.
1. Первые социальные государства.
Во все времена средневековья, не было такого государства, где не соблюдалось общечеловеческие принципы, и это объяснялось тем, что они были далеки от тех Господних установлений, которому должны были следовать. И первым государством монотеизма, оберегающее социальные права своих граждан является Израильское государство. Это государство, построенное на основе вероучения пророка Мусы (мир ему!), с ясностью регламентировала законы, удовлетворяющие основные требования граждан, а также необходимые морально-нравственные правила. Основоположником этого правового государства был поэт, певец и пророк Дауд (мир ему!). Его дело было достойно продолжено его сыном пророком Сулейманом (мир ему!). Духовные качества, полученные Свыше, позволило им создания цивилизованного общества. Другой и немаловажной причиной успеха была их вера в Единого Бога. Именно эта вера сплотила, и направило общественное мнение по верному пути. Смерть пророка Сулеймана (около 932—928 гг. до н. э.) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. После Сулеймана (Соломона) на царский престол восходит его сын Ровоам. Он проводит чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику. Именно Ровоаму принадлежит высказывание: “Отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать скорпионами”. (Третья Книга Царств 12:14-19). Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединились под властью Иеровоама I, образовав в северной части этого единого царства Северное Израильское царство. Согласно Библии, Иеровоам происходил из колена Ефремова младшего сына Иосифа, родившегося в Египте. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Южное Иудейское царство. Разделение на два враждебных друг другу государства, повлекло Израиль к губительным последствиям. Оно привело к ослаблению политического могущества народа и падению нравственности. Еврейский народ предавая веру в истинного Бога, стал уклоняться в язычество. На самом деле после развала единого государства масштабы отступничества приняло поистине ужасающие размеры.
В религии многобожия первым государством оберегающие социальные права своих граждан считается империя, построенная Александром Македонским, которая просуществовало не долго. После его ранней смерти империя простирающая от Индии до Египта была разделена на отдельные владения со своими законами и верованиями. Если общество поклоняется различным божествам, то мнение в ней будут различны, а это само по себе говорит о невозможности построения единого государства. По этой причине и Селевкидам не удалось осуществить идеи Александра Македонского. Ярким примером предшествовавшей царской эпохи средневековья является демократический, олигархический и монархический строй Римской республики. Смыслом организации власти в государстве римляне видели в обеспечение гражданских прав и гарантию особых свобод полноправного жителя полиса. А главной опасностью гражданской свободе они считали единоличную и исполнительную власть, поэтому только народ в целом обладает верховной властью и поручает отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам. Этот принцип стал основой классической Римской республики. Верховная власть народа как коллективного правителя государства была закреплена в верховных политических и законодательных правах народных собраний. В Риме существовал многочисленный класс людей. Граждане Рима считались свободными людьми и обладали особыми привилегиями, а рабы были не субъектами, а объектами прав. Римское право периода Республики предусматривало следующие основные права римского гражданина:
Ius honorum. Право гражданской и военной службы.
Ius commercii. Полное право собственности и заключения сделок.
Ius connubii. Право на законный брак, предоставлявший права Pater familias и автоматическое римское гражданство детям, рождённым в таком браке.Ius gentium, понятие о котором было разработано в III в. до н. э. Использовалось при разрешении споров между римскими гражданами и иностранцами (перегринами).
Обвиняемый в государственной измене римский гражданин имел право на суд в Риме. Этими правами обладали свободные граждане, и никак не распространялось среди рабов. Рабы, в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля – покупка рабов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их естественное воспроизводство. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство. Рабы были государственные и частновладельческие. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовладельческих землевладельцев. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Но, каково бы ни была развитие определенной цивилизации, все равно ущемлялись социальные права граждан, так как в них преобладал рабовладельческий принцип управления, причем упирающие на религиозные представления многобожия.1Ius migrationis. Право сохранения полного римского гражданства при переезде в полис сопоставимого статуса, то есть в римские колонии и провинции. Аналогичные права имели латинские граждане. Если гражданин переезжал в латинскую колонию или зависимое царство, его статус понижался до уровня латинского гражданина. Иммунитет от местных правовых норм и законов. Право на предъявление судебных исков. Право на суд (в том числе и на самозащиту). Право на обжалование судебных решений, в том числе в суде нижестоящих инстанций. К римскому гражданину не могли быть применены пытки и телесные наказания, а также смертная казнь в случае государственной измены. Не распространялось на военнослужащих в период несения действительной службы.
2. Социальное общество построенное посланником Аллаха (с.а.с.).
Единственное идеальное государство с необходимыми социальными правами, защищавшие все права человека является исламское государство, построенного посланником Аллаха (с.а.с.), как милость для всех людей мира. “В этом (Коране) истинно, послание для тех, кто (всей душою) поклоняется Аллаху. Тебя (о Мухаммад) послали Мы никак иначе, как милость Нашу для миров!» (сура 21:106-107). Уникальность коранической вести является то, что она обращена ко всем людям, независимо от их происхождения и уровня жизни. Она обращена исключительно разуму, которые, в свою очередь должны усердствовать, чтобы этой милостью смогли воспользоваться простой люд. Так же в этом деле должны усердствовать люди обладающей влиянием и властью. Не каждому дано понять, что именно пророк Мухаммад (с.а.с.), является «милостью для всех миров», и не каждый может постичь истину, что именно он пробудил безразличный мир, погрязший в невежестве и безнравственности. Лишь он смог вывести людей из состояния рассеянности, именно он научил отличить истину ото лжи и четко определить путь к спасению. История человечества свидетельствует о многих выдающихся личностях, но не одного из них невозможно сравнить с пророком Мухаммадом (с.а.с.). Так как, нет такой мировой знаменитости, чтоб одновременно был религиозным проповедником и нравственным учителем, общественным реформатором и великим правителем, гарантом справедливости и равноправия. Он добился этих почестей и своего духовного возвышения благодаря преданности своему Господу. Он создал общество, который, оценивая мирские дела, ничего не отвергал, не одобрял на основании личного мировоззрения, а мерил справедливостью указанным Всевышним Аллахом. “ О, вы кто веруете! Свидетельствуйте перед Аллахом, должны блюсти вы строго справедливость, будь против вас направлена она иль против ваших матерей, отцов иль братьев, против богатого иль бедняка – Господь к обоим ближе всех (и может защитить обоих). Не придавайтесь вы страстям, чтоб не стать несправедливым. Но если вы душой кривите иль уклоняетесь от правосудья, то сведущ Аллах о том, что вы творите!» (Сура 4:135). “Справедливость это атрибут Аллаха, – пишет Йусуф Али, – Отстаивать справедливость – значит быть свидетелем Аллаха, даже если это противно вашим собственным интересам (каковыми мы их видим) или интересам тех, кто нам близок. Одна латинская пословица гласит: “Пусть вершится правда, даже если притом Небо упадет”. Но, исламская справедливость нечто больше, нежели формальная справедливость римского права или какой-либо иной человеческой правовой системы.”2 Из исламских учений следует, что за справедливость нужно бороться при любых вопросах и при любых обстоятельствах. Борьба за справедливость это борьба за дело Аллаха, так как она служит для ликвидации эксплуатации человека человеком, а также служит установлению социального равноправия. И в этом деле огромная ответственность возлагается на людей обладающей властью и влиянием. Именно они, полагаясь на Коран и Сунну пророка (с.а.с.), обязаны выносить справедливое решение. “О вы, кто верует. Вы повинуйтесь Аллаху и Его пророку, а также тем из вас, кто властью наделе. А если спор затеете между собой, то предоставьте рассудит его Аллаху и Его пророку, если в Аллаха и Последний День уверовали. Ведь это – лучше и пристойней по исходу” (сура 4:59). Поскольку в исламе не существует строго различия между религиозными и светскими делами, то от обычных чиновников правительства или судьи ожидается, чтобы они отстаивали справедливость, и в решении определенных вопросов занимали место праведного имама. Именно таких людей следует уважать и подчиняться им, в противном случае в государстве не будет дисциплины и порядка. Поэтому люди власти должны судит согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами (см. сура 5:47). Ибн Касир сказал: “Аллах Всевышний выражает свое порицание тем, кто отказался от суда Аллаха, Судьи, охватывающего собой всякое благо и запрещающего всякое зло, и склонился к чему-то иному, например, к людским мнениям, собственным страстям или условным выражениям, принятым людьми самостоятельно и отсутствующими в законе Аллаха. К их числу относятся люди, жившие во времена неведения и руководствовавшиеся своими заблуждениями, которые стали для них законом под воздействием их страстей и собственных мнений. Это имеет отношение и к татарам, которые руководствуются установлениями, взятыми ими от своего правителя Чингизхана, который дал им так называемый «Ясак», представляющий собой книгу, где собраны различные заимствованные им у иудеев, христиан, мусульман и других людей законы. И многие из имеющихся там установлений являются не более чем выражением его собственных воззрений и страстей.”3
Справедливость – всеобъемлющее понятие и охватывает все добродетели, которые только есть в философии. Но религия требует еще тепла и гуманности. “Поистине Аллах приказывает вершить справедливость, и добро, и щедрость по отношению родственникам, и Он запрещает гнусность, и непристойность, и беззаконие. Так Он наставляет вас, чтобы вы вразумили” (сура 16:80). “В этой короткой фразе, – пишет аль-Маудуди, – Аллах заповедовал очень важные вещи, от которой зависит здоровье общества. Первая – это справедливость, имеющая два аспекта. Во-первых, нужно позаботиться том, чтобы каждый пользовался своими правами без ущемления. Порой это может быть равенство. В других случаях важно, чтобы каждый получал то, что заслуживает. Во-вторых, это «ихсан»(«добро»): это слово нельзя точно перевести. Она обозначает добрые поступки, великодушие, сочувствие и терпимость, прощение, сотрудничество, самоотверженность. В общественной жизни это еще важнее, чем справедливость: она есть основа здорового общества, и даже ее совершенствование. Справедливость предохраняет общество от ожесточения и нарушения прав, а «ихсан» делает жизнь в нем прекрасной и достойной. А также, это исполненное любви отношение родственникам. Это значит, что нужно не только хорошо к ним относиться, но и разделять их радости и заботы и помогать им, а также делится с ними своим имуществом – в соответствии со своими возможностями их потребностями”.4 На этой основе происходит распределение материального блага в исламском обществе, которое осуществляется благодаря институту закята. Закят – обязательные отчисления в пользу нуждающихся и некоторых других категорий мусульман. Закят является одним из столпов ислама, и выплачивать его должен каждый взрослый и дееспособный мусульманин, при том условии, что он владеет определенным минимумом (нисаб) имущества. Закят выплачивается с денежных средств, золота и серебра, товаров, скота, пшеницы, ячменя, фиников и т.д. “Ведь милостыня – лишь для бедных, для тех, которые в нужде, смотрителям по выдаче ее, для тех, сердца которых расположены (к исламу), на выкуп из неволи (пленных и рабов), на выплату долгов для тех, кто разорен и нищетой облекся, для тех, кто держит дальний путь, – сие установление Аллаха. Аллах Всезнающ, мудр (безмерно)!” (сура 9:60). Это откровение было ниспослано, когда рабство находилось в пике своего процветания. Причиной всему являлось не только невежество исповедующих религию многобожия, но и последователей иудаизма и христианства. Так как в их религиозных предписаниях и в их Писаниях не было конкретных откровений осуждающих рабства. Коран открыто наставлял своих последователей уважать достоинства своих рабов и ни в коем случае не притеснять их. Ярким примером сказанному может послужит событие, когда Абу Зарр аль-Гафари однажды обозвал чернокожего раба «О сын черной!». И что интересно этим рабом оказался невольник Умайи бин Халяфа эфиоп Билал, который впоследствии стал первым муаззином ислама. Сообщается, что Абу Зарр сказал: “Как-то раз, я стал ругать одного человека, которого я попрекал его матерью. Услышав это, пророк (с.а.с.), сказал мне: “О Абу Зарр, неужели ты попрекал этого человека его матерью?! Поистине в тебе сохранилось остатки невежества! Ваши рабы являются вашими братьями, которых Аллах сделал подвластным вам, так пусть же тот, кто владеет братом своим, кормит его тем же что ест сам, и одевает его так же, как одевается сам. Не поручайте им ничего непосильного для них, а если поручите, то оказывайте им помощь””.5 В исламе не существует понятие рабство, так как истинный верующий не в праве иметь раба, потому что он сам является рабом Аллаха (хвала Ему!). “Если Аллах даровал человеку Писание, власть (знание или умение принимать решения) и пророчество, то ему не подобает говорить людям: «Будьте рабами мне, а не Аллаху». Напротив, будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его” (сура 3:79). В толковании у Ибн Касира к данному откровению говорится: “Мухаммад ибн Исхак передаёт от ибн Аббаса, что когда ученые – богословы иудеев и христиане Наджрана собрались у пророка (с.а.с.), и он призвал их к исламу, Абу Нафиа аль-Курази сказал: “Ты хочешь от нас, о Мухаммад, чтобы мы поклонялись тебе так, как поклоняются христиане Исе сыну Марьяма?” Один христианин из жителей Наджрана по имени ар-Риббиус спросил: “Ты этого хочешь от нас, о Мухаммад, и к этому призываешь нас?” Или что-то в этом роде сказал. Пророк (c.а.с.), ответил: “Упаси Аллах, чтобы я поклонялся кому-нибудь еще, кроме Аллаха, или велел поклоняться кому-нибудь еще, кроме Него. Аллах не с этим послал меня и не приказывал этого”. Не годится человеку, чтобы ему Аллах, даровал писание, и мудрость, и пророчество, а потом он сказал бы людям: “Будьте рабами мне, вместо Аллаха…” – это означает, что не подобает человеку, чтобы Аллах даровал ему Писание, мудрость и пророчество, а затем он сказал людям: “Поклоняйтесь мне помимо Аллаха или наряду с Ним”.7 Если это не подобает посланному пророку и посланнику, то тем более, это не годится людям. Это порицание относится к невежественным раввинам, священникам и шейхам заблуждения, но не к пророкам и их последователям из числа учёных-практиков. Ведь они повелевают то, что повелел Аллах и довели до них благородные посланники. Они запрещают то, что запретил Аллах, ибо и это довели до них благородные посланники. Посланники же являются послами Аллаха к творениям, доводящими свою миссию и послание до них. Они достойно выполнили свою миссию и довели истину до творений”. Как при жизни посланника Аллаха (с.а.с.), так и в последующие годы, ислам не смог добиться полной отмены рабства, так как мир не был готов этому. Не смотря на различие взглядов, ислам провозгласил свободу и равенство принципом своей политики. Мухаммад Кутб в книге «Ислам непонятая религия» пишет: “Не следует увлекаться красивыми словами. Французская революция в Европе и Линкольн в Америке упразднили рабство, и все народы согласились бороться с любыми его формами,…Но действительно ли рабство отменено? Разве не распространено по всему миру тирания в разных формах? Как назвать то, что французы делали в Алжире? Чем наименовать преступления американцев против цветных и действия англичан против черных в Южной Африке. Разве это не рабство, когда один народ покоряется другими или, когда людям отказывают в правах, которое есть у других?…Почему мы должны эти разные формы рабства лживо называть свободой, равенство и братством?”8
Помимо закята в исламе существует также добровольные милостыни, которая называется садакой. Закят и садака гарантирует определенный уровень жизни всем членам общества, однако допускает различие в доходах, поскольку она отражает разницу в ценности вклада людей в общество, а значит, каждый получает доход в соответствии с тем, насколько ценен для общества его вклад. Исламская концепция братства и равенства всех членов общества перед Законом не имеет смысла, если ее не сопровождает экономическая справедливость, когда каждый получает в зависимости от своего вклада в общество, и при этом должна отсутствовать эксплуатация человека человеком. Поэтому Коран однозначно призывает мусульман не присваивать то, что причитается другому, подразумевая, что каждый должен получить то, что ему положено и не лишать других их доли.
Будучи настойчивым защитником идеи братства и социальной справедливости, и не знающая себе равных в этом отношении, религия ислам по своему духу, абсолютно не приемлет разительного неравенства между людьми в уровне доходов и благосостояния, ибо оно способно лишь разрушить дух единения и братства. Все блага созданным Великим Творцом – это дар, которого заслуживают все. Так как Всевышний Аллах сказал: “Он – Тот, который сотворил вам все, что на земле” (сура 2:29). Все сущее сотворено во благо человечества и служит ее процветанию. По этой причине в решении социальных вопросов исламское правление уделило внимание распределению средств, а именно чтобы богатые, накапливая свой капитал, пускали их в оборот для других. “Что дал Аллах посланнику Своему от обитателей селений, то принадлежит Аллаху, и посланнику, и близким, и сиротам, и бедным, и путнику, чтобы оно не досталось богатым среди вас. И что даровал посланник, берите, а что он сам запретил, от того откажитесь. Аллах силен наказанием!” (сура 59:7). По мнению Аль Маудуди, это один из важнейших айатов Корана, говорящий о принципах экономики исламской общины и его правления. Богатство должен обращаться среди всех ее членов, а не только среди богатых, чтобы они богатели, но и среди мало обеспеченных. Одним словом исламская общественно-экономическая формация, характеризуется всеобщим равенством и высшей социальной справедливостью. По этой же причине Коран запретил ростовщичество, обязал платить закят, отдавать пятую часть военной добычи бедным, также призвал мусульман давать милостыню и ввел за проступки разные формы компенсации, позволявшей бедным пользоваться частью материальных благ. Законы наследования также способствовали распределению богатства. Исламское правление должно так использовать средства, чтобы богатые не накапливали их, а постоянно пускали в оборот.9
Однажды, намереваясь снарядить отряд для проведения военного похода, посланник Аллаха (с.а.с.), обратился к своим сподвижникам со следующими словами: “Делайте ваши пожертвования, так как я намереваюсь отправить военную экспедицию”. Абдуррахман Ибн Ауф помчался домой, затем быстро вернулся и сказал: “О посланник Аллаха! У меня есть четыре тысячи, из которых две я ссудил моему Владыке, а две оставил моим детям”. Услышав это, посланник Аллаха воскликнул: “Да благословит тебя Аллах за то, что ты дал… Да благословит тебя Аллах за то, что ты не отдал…” Когда посланник Аллаха скончался, (с.а.с.), то Абдуррахман Ибн Ауф стал защитником интересов матерей правоверных (жён пророка) и их опекуном. Он ходатайствовал о их нуждах, сопровождал их в поездках и паломничестве, покрывая их паланкины зелёными балдахинами и показывая им различные интересующие их достопримечательности. Благодаря таким похвальным качествам своего характера и беззаветному доверию ему со стороны матерей правоверных, Абдуррахман Ибн Ауф мог гордиться и восхищаться собой. Благотворительность Абдуррахмана Ибн Ауфа в отношении мусульман и матерей правоверных достигла такой степени, что он продал принадлежавшую ему землю за сорок тысяч динаров и полностью разделил эти деньги между людьми племени Зухра , а также бедными мусульманами и мухаджирами. Деньги получили также все жёны пророка (с.а.с.), и когда мать правоверных Аиша (р.а.), получила причитающуюся ей долю, то воскликнула: “Кто же послал эти деньги?” Когда же ей ответили, что это сделал Абдуррахман Ибн Ауф, то Аиша сказала: “А ведь посланник Аллаха говорил: “Никто не проявит к вам жалости после меня, кроме стойких””.10