bannerbanner
Хантыйское шаманство
Хантыйское шаманство

Полная версия

Хантыйское шаманство

Язык: Русский
Год издания: 2025
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Тимофей Молданов

Хантыйское шаманство



Ха́нты (рус. устар. «остяки́») – коренной малочисленный финно-угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Традиционные промыслы – рыболовство, охота и оленеводство. Традиционная религия – шаманизм и православие (с XVI века).

По переписи населения 2002 года, численность хантов в России составила 28 678 человек, из них 59,7 % проживало в Ханты-Мансийском округе, 30,5 % – в Ямало-Ненецком округе, 3,0 % – в Томской области, 3,0 % – в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 0,3 % – в республике Коми. По переписи населения 2010 года, численность хантов увеличилась до 30 943 человек, из которых 61,6 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,7 % – в Ямало-Ненецком округе, 2,3 % – в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 2,3 % – в Томской области, 1,4 % – в Новосибирской области.

Предки хантов проникли с юга в низовья Оби и заселили территории современного Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого автономного округа, а с конца I тысячелетия на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племён начался этногенез хантов (усть-полуйская культура).

Консолидации национального сознания хантов способствовала культурно-просветительная работа Советской власти на Крайнем Севере, направленная на ликвидацию массовой неграмотности, просвещение и развитие национальной культуры. Это реализовывалось организацией библиотек, изб-читален и красных чумов на территории округа.

В них кочевников обучали грамоте, рассказывали о новых формах ведения хозяйства. При библиотеках и читальнях работали кружки громкого чтения, приобщавшие население к книгам, с пересказом прочитанного на родном языке и показом иллюстраций из прочитанного. Для этого подбирались популярные по содержанию и доступные по форме изложения книги: буквари, детская и массовая общественно-политическая литература.

Работникам культбаз приходилось не только преодолевать огромные расстояния в суровых природно-климатических условиях, но и противостоять сопротивлению местных вождей и шаманов. Особую известность получила Казымская культбаза, созданная по решению Комитета Севера ВЦИК в марте 1930 года и обслуживавшая 40 тысяч квадратных километров силами 37 работников, из которых пятеро были местные. Работа базы вызвала сопротивление местного населения, вылившееся в Казымское восстание 1931—34 гг.

В 1930—1931 гг. на территории Остяко-Вогульского национального округа было открыто 30 изб-читален, 3 библиотеки, по одному дому туземца и красному чуму. В 1933 г. их количество возросло: 47 изб-читален, 6 библиотек, 5 домов туземца, 5 красных чумов и, кроме того, появились новые формы организации досуга – один клуб, одна культбаза, 3 дома народов Севера и 73 красных уголка. Поскольку территория кочевий и проживания хантов не была покрыта дорожной сетью, охватить её было сложно. Так возникла идея передвижек и культлодок, которые с определённым книжным запасом переезжали от одного поселения до другого, неся с собой качественно новые формы досуга, а также передавая людям понятия об элементарной личной гигиене и медико-санитарной помощи.

Первая Всероссийская конференция по развитию языков и письменности народов Севера в январе 1932 г. дала старт созданию письменности на 14 северных языках, в том числе ханты и манси. С 1933 года в Институте народов Севера началось массовое издание букварей, книг для чтения и учебников для народов ханты и манси.

У нас существует как горизонтальное членение мира, так и вертикальное. Согласно вертикальному членению мира наверху у нас Нуми Торум. Курс Торум еще выше.








Схема расположения божеств по р. Казым.



Схема размещения божеств по реке Казым.

Нуми Торум – создатель всего, что мы имеем. Даже землю по его указанию достали со дна мирового океана. Да, это вот этот вот человек. Человек или как мы его назовем, Нуми Торум. Он самый главный у нас. К нему сразу не обращаются. Вот когда жертвоприношения все эти есть, да, ему обращаются. А когда при болезнях, сразу не обращаются. Если просто человек, то он обращается. Если шаман, то он сразу не обращается. У нас еще такие ограничения есть. Если ты шаман, шаманишь, то у тебя от простых людей больше, чем у простых людей ограничений. Не шаманящий может сразу к Нуми Торуму обратиться и тот его услышит. Есть обращение, когда старый человек обращается, тоже Нуми Торум услышит. Пожилые люди, когда обращаются. Детки, если у них есть такое, обращаться могут, если могут. Есть некоторые дети, 5-6 лет обращаются, но это редкость бывает. то их тоже слышат.

Сегодня, конечно, самое главное его – это погода. Но это не значит, что только у него погода. Хотя он и Калтащ определил, там, судьба, детей, сколько детей, но если Нуми Торум решит, что тебя вычеркнуть с жизни, то уже никто не сможет. Из-за чего он может вычеркнуть? Из-за несоблюдения, может быть, каких-то правил, традиций. Вот из-за этого бывает. Или слишком уже много натворил, что на этой земле ты не можешь находиться. Тогда решение Нуми Торум принимать не всегда и не решает.


По хантыйски так и говорят: «Лапат вещпи нум торум». Семью обликами Нуми Торум. Он сегодня такой, завтра другой. Может быть и положительно, может быть и отрицательно. И по его же подобию остальные также. Хынь Ики тоже не всегда он плохой. Хынь Ики это божество смерти, о котором мы уже много говорили. Он в некоторых родах является еще и охранителем тех родов, покровителем родов. И он же запускает, выпускает лодки берестяные с болезнями, ну эпидемии и все это. Курс Торум – впереди стоящий, свои решения ни с кем не согласовывает. Нуми Торум тоже самое, ни с кем ничего не согласовывает.


Спускаемся ниже. Парьюхы. Парьюхы, паратторм. Палюхи кутуп. Палюхи палат. Кущар Торум. Еще ниже идем. Ну а потом _________ Суханг мув най ангки. У нас так еще говорят. Хинь Торум, на севере ее называют Курпат ики.


В подземном мире сама земля, потом каврум щорс – это с горячей водой море, огненное море, через которое кулик перелетает. И там, если по северным ханты идти, курпат ики, еще такой персонаж у них имеется. А у нас он называется и мне небольшая разница ну и конечно само божество Хинь Ики.


Кто при камлании путешествует – есть люди в подземный мир ходят, в верхний мир ходят, что-то там видят. Вот эта схема путешествия по верхнему и нижнему миру. Там много что интересного для людей, которые могут путешествовать. узнавать мир. По этике нашей, по правилам, так не принято. И даже вот этим просто, просто нельзя даже камлать. Вот нету дела, нельзя камлать. Это, за это тоже наказывают. Если кто-то заболел, кто-то попросил, это можно камлать. И зачем тебе Нижний мир? Конечно, когда душа ушла уже в Нижний мир, вот тогда можно в Нижний мир попадать.


Горизонтальное членение. Устье, это низовья Оби, где впадает Карское море. Там у нас Хинь Ики. А сам Ледовитый океан – это туда, где все покойники, все болезни считаются у нас, они там, их обиталище. Отдельное божество, которое по Оби вверх на нерест рыбу отправляет. И по притокам тоже он отправляет.


Появление шаманской болезни и его излечение


Данные этой статьи, составлены по собственному религиозному опыту и от рассказов мужчин и женщин, участвовавших в данных обрядах и непосредственно у шаманов. Причем старшее поколение говорили, что их имена нельзя озвучивать; один сказал, его можно называть его шаманским именем. Про прохождение в Нижний мир у него много было взято, его имя шаманское Ванты хо – смотрящий мужчина.


Название шаман на хантыйском языке щарт, сэманг хо, разновидности шаманов: куйпанг щарт – шаман с бубном, патлам хотанг щарт- шаман в темной избе, лайманг щарт – шаман с топором, йингк ворт щарт, (это шаман, который ставит на стол кружку с водой, и она прилипает), ханты ларащ посанг нэ или хо – шаман гадающий на ящике с прикладом, огненный шаман (гадающий на углях) и наконец женщина гадающая на новорожденном ребенке. Узнает кто покровитель, кто реинкарнировал. Он шаманит с помощью водного духа. Есть и такие универсалы: всеми видами пользуются.


Шаманскую болезнь человечество познало еще давно – с тех пор, как люди поняли, что мы не одни в нашем мире, и нас окружают духи. Обычный человек был не в силах противостоять силам природы, которыми управляли духи. Поэтому отдельные личности стали развивать свои органы чувств, умения, чувствительность, учились управлять энергией – так появились первые шаманы.


Знания шаманов, а главное – их способности – передавались другим поколениям. Далеко не каждый человек может видеть духов предков, которые, как считается, сами выбирают нового шамана. А когда избранный, сам того не зная, идет против своей природы и не хочет становится шаманом, к нему приходит удивительная болезнь – шаманская.


Это необъяснимый наукой феномен, который имеет сакральный смысл. Духи дают понять своему избраннику, что существует параллельный мир, и он должен соединиться с этим миром, принять от духов способности, силы и врачебные знания.


Они ждут, пока избранный примет их предложение стать шаманом. И пока тот не соглашается, духи готовы мучить его, накликая разного рода неудачи и неприятности.


Чаще всего человек не хочет принять уготовленную духами профессию, ведь тогда он больше не будет в полной мере принадлежать себе, а только лишь может служить проводником между миром людей и миром духов.


Не реже бывают случаи, когда избранный даже не подозревает о своей уникальности и не понимает, что с ним происходит, и откуда взялась такая странная болезнь. Тем временем духи не унимаются и не отступают, пока человек не поддастся им.


Такое состояние – это даже не болезнь в привычном понимании. Да, человек страдает, ему плохо, а иногда по ощущениям он и вовсе умирает. Но при этом такой болезнью нельзя заразиться или подхватить ее, как простуду, заболеть из-за инфицирования, травмы, у нее нет медицинских причин и периодов ремиссии.


Она больше похожа на процесс трансформации тонкого тела. В этот момент умирает обычный человек и зарождается шаман.


С этой точки зрения такая шаманская болезнь – просто рождение человека с измененным сознанием, поведением, способностями. Это первая ступень в инициации и посвящении шамана. И наоборот, не будучи выбранным духами, нельзя стать настоящим шаманом, в подобном деле одного только желания недостаточно.


Другими словами – это процесс, в ходе которого происходит проявление желания духов, начало процесса трансформации избранного в шамана.


Шаманские культуры существуют повсеместно: среди индейцев, тибетцев, бурятов, тувинцев и народов крайнего севера. У всех национальностей может по-разному проявляться шаманская болезнь, а иногда ее может и не быть ее. Так, например, во многих направлениях представители шаманизма выявляли новоиспеченных шаманов среди совсем молодых людей, обучали их, давали в руки бубен и знакомили с миром духов.


Сейчас мы говорим о будущих шаманах из народов Севера, которые, наверное, больше всех страдают от признаков шаманской болезни. Во время нее происходит перестройка энергетического тела человека, а это неизбежно сказывается на физическом состоянии.


Медицинские обследования не дают никаких результатов – по их заключению, все физические показатели в норме, а значит невозможно поставить ни один диагноз. Но самочувствие избранных, по их же признаниям, оставляет желать лучшего – болит все тело, ломит кости, а психическое состояние граничит с маниакальной депрессией и даже шизофренией, частые панические атаки.


При этом болезненное состояние может проявляться и у мужчин, и у женщин, как в 15, так в 50 лет. Нередко появление болезни в будущем можно предугадать – скелет избранного содержит лишнюю кость или на теле появляются отметины – так называемые «мултас пул».


К более явным симптомам уже наступившей болезни можно отнести:


странные сны, яркие, красочные, в которых приходят духи, общаются с человеком, поднимается тема похорон и смерти или фрагменты из обряда посвящения; апатия, высокая сонливость, желание быть в одиночестве, доходящая до того, что человек проводит сутки напролёт в кровати; жар, озноб, ломота в костях, боль в суставах, панические атаки; видение духов и общение с ними наяву, образы, похожие на галлюцинации; приступы агрессии редко, способные привести близких в ужас, сопровождаемые потерей памяти в такие моменты; приступы необъяснимой паники; судороги, головокружение, нехватка воздуха, обмороки, иногда граничащие с комой и клинической смертью; сильные головные боли, приступы эпилепсии; покалывание во всем теле.


В особых случаях у избранного появляется непреодолимое желание камлать, даже если до тех пор он никогда не видел, как происходит ритуал камлания.


Камлание – это ритуал, в ходе которого шаман поет, стучит в бубен, входит в состояние транса и общается с духами.


Излечение


Никакими лекарствами, микстурами, антибиотиками и внутривенными инъекциями не получится избавиться от симптомов болезни – непременно появятся новые. И нет каких-то чудодейственных эликсиров, способных спасти от поразительного недуга.


Единственный способ излечиться для избранника духов – это принять свою природу и стать шаманом. Сложно сказать, сколько продлится недуг – многое зависит от энергетического поля больного, силы его сопротивления и желания стать шаманом. Чтобы трансформация и рождение нового шамана прошли быстрее, ему следует настроиться на свой путь, изучать способы общения с другими мирами и перенимать опыт предыдущих поколений.


Конечно, у многих, особенно у людей науки, возникают сомнения в подобном феномене, а некоторые просто считают это сумасшествием. Верить или нет – личное дело каждого. Но на протяжении многих столетий разные народы испытывают на себе его воздействие.


Шаманизм относится к числу древнейших религиозных верований человечества. Это удивительное явление в культуре, силу шаманов признают даже те, кто скептически настроен по отношению народной медицине или экстрасенсорике. Стать таким жрецом по собственной воле невозможно, для этого необходимо быть избранным, иметь предрасположенность к общению с духами. К числу важнейших обрядов относится камлание, с особенностями и сутью которого предлагаем познакомиться. Определение Камлание – это слово, произошедшее от «кам», а по хантыйски кэй, мелодия которая поется при камлании, что по-тюркски значит «шаман», соответственно, камлание – это основная деятельность шамана, включающая в себя погружение в транс, общение с миром духов и исцеление. Также этот термин включает в себя сопровождение души усопшего в другой мир. Особенности проведения обряда можно выделить несколько специфических особенностей проведения обряда камлания: Публичность. В некоторых деревнях считается, что чем больше людей будут присутствовать в сакральном действии, тем более результативным будет обряд. Нередко зрители подбадривают шамана криками или песнями. Сопровождение музыкой, пением и игрой на музыкальных инструментах: бубне, барабане. Сам жрец исполнял священные тексты, которые, по его уверению, были дарованы ему свыше. Тексты песен имеют особый тайный смысл, направленный на открытие двери в мир духов. Проводится чаще всего в темное время суток, вечером либо ночью. Однако при необходимости обряд может быть проведен днем. Камлание – это серьезный ритуал, поэтому проводить его следует только по особым случаям, дважды в день камлать запрещено. Эти черты говорят о том, что шаманский обряд представляет собой не развлекательное мероприятие, а серьезное сакральное действо. Какие же цели имел обряд камлания? лечение больных; охрана народа от злых духов; помощь в привлечении удачи на охоте; предсказание несчастий в селении или конкретной семье; реже – предсказание погоды. И если привлечение охотничьей удачи интересовало людей в ранние периоды, то исцеляться тяжелобольные едут к современным шаманам и в наши дни. Подготовка к обряду Камлание – это важное ритуальное действо, поэтому начинать готовиться к нему следует заранее. Процесс включает в себя несколько процедур: Очищение самого шамана, его бубна и места, где будет проходить действо. Окуривание помещения травами – это помогало его освободить от злых сил. Очищение водой – важнейший этап подготовки. Нередко использовали предварительно заговоренную жидкость. Сам шаман также совершал омовение. В некоторых местностях принято совершать жертвоприношения, чтобы задобрить богов. Только после этих подготовительных процедур можно было приступать непосредственно к самому обряду. Как проходил обряд Камлание – это обряд, проведение которого незначительно отличалось в различных шаманских культах, однако общие черты можно обнаружить во всех них. Шаман обязательно облачался в особый наряд, брал в руки бубен. Завершив подготовительную работу, он обращался к духам, призывал их на помощь. Это могли быть духи-хранители дома, покровители местности, племени или деревни, далее шло обращение к духам Нижнего, Среднего и Верхнего миров и личным помощникам шамана. Сам жрец впадал в это время в транс. Затем следовала беседа шамана с пришедшим духом, который вселялся на время в его тело. А дух самого шамана совершал путешествие в Нижний или Верхний мир. Все, что происходит с ним, жрец подробно описывал вслух, и находящиеся рядом люди внимали каждому слову. Для успеха обряда исцеления крайне важно, чтобы все присутствующие испытывали сочувствие и сострадание. Наблюдатели нередко отмечали, что во время такого ритуала от тела шамана исходили огненные лучи, которые касались тела больного. Это энергия, целебная сила, которая помогала избавиться от недуга. Последний этап – возращение. Дух покидал землю, а шаман возвращался в свое тело. Нередко после ритуала приносились повторные жертвы, чтобы поблагодарить невидимых помощников. Особенности проведения обряда предлагаем познакомиться с некоторыми особенностями проведения камлания: Важнейшую роль в ритуале играл шаманский бубен, на котором жрец исполнял священную мелодию. Чаще всего ударов в этот инструмент было 8, но использовались и иные комбинации. Так, задать ритм «Змея» можно при помощи трех медленных ударов. Исполняя ритуал, шаман совершает движения по кругу: в направлении «юг – восток – запад – север». Это направление символизирует собой созидающий небесный круг. Второе направление – гармонизирующий небесный круг, «восток – юг – запад – север». Третье направление – созидающий земной круг: «запад – юг – север – восток». Наконец, последний круг, гармонизирующий земной: «юг – запад – север – восток». Во время каждого ритуала, в зависимости от его цели, шаман выбирал направление и двигался строго по нему. Верный выбор круга – вопрос, очень важный в камлании. Не меньшее значение играл и ритм бубна.


Значение ритуала. В чем смысл шаманского камлания? Этот обряд помогал проникнуть в мир духов, попросить их о помощи, поэтому нередко ритуал проводился, чтобы исцелить больного. Известны случаи, когда шаман помогал людям в борьбе с недугами, с лечением которых официальная медицина не справилась. Согласно идеологии шаманизма, болезни и неприятности на человека насылают злые духи, обычные люди не в силах бороться с ними. Тогда на помощь и приходит шаман, у которого имеются помощники и покровитель – Тулмащ, ух алюм тахи. Помошников может быть много, медведь – Йем вош ики, или у некоторых божество Смерти, Хинь ики. Благодаря действиям добрых духов удается остановить болезнь, очистить человека и вернуть его к нормальной жизни в физическом мире. Когда душа где-то в Нижнем мире, оборачивается дух Йем вош ики в мышку и в виде мыши проникает в Нижний мир, через огненное море перелетает в образе кулика. Там находит душу искомую и возвращается к шаману.


Отношение к обряду не все современные люди верят в то, что шаман действительно общается с духами. Для таких скептиков камлание – это театрализованное представление, на котором жрец использует музыку, игру на бубне, особые ароматы, даже гипноз. Он делает все, чтобы находящиеся рядом люди поверили в его путешествие в иные миры. Именно пение и музыка, ритмичные удары в шаманский бубен, погружают зрителей обряда в особое состояние, когда кажется, что дверь в иную реальность слегка приоткрылась. Верить или нет в мистическую силу обряда шаманского камлания – каждый решает для себя сам. Однако можно с уверенностью отметить два факта: система религиозных верований, шаманство, существует уже достаточно давно. Если другие культы, будь то тотемизм, анимизм и прочие, ушли в прошлое, то камлающих шаманов можно встретить и по сей день. Второй момент – нередко в ходе этих обрядов были исцелены люди, помочь которым официальная медицина не могла. Такие факты документально зафиксированы. Эти два обстоятельства говорят о том, что камлание шамана действительно обладает некой тайной силой.


Другое мышление


Все люди являются энергетическими существами. Поэтому для того, чтобы быть в гармонии с этим миром, необходимо знать, как распоряжаться своей энергией. Практически каждый человек испытывает эмоции при каких-то жизненных обстоятельствах. При этом он оставляет свою энергию в этих местах, а затем начинает слабеть от её недостатка.


Шаманская техника возвращения энергии


Существуют ли способы возвращения утраченной энергии? Определенно, да. Одна эффективная шаманская техника позволит вернуть свою энергию на место. Один мудрый шаман сказал, что мы тянемся к другим людям лишь по причине нехватки собственной энергии. Сами того не замечая, мы ищем в них свою утраченную энергию. Но обращаемся мы не туда, куда надо. Забирая чужую энергию, мы становимся энергетическими вампирами. Зачем искать энергию в другом человеке, если можно забрать свою, мысленно вернувшись в прошлое время. По хантыйски унесли душу, здесь мы называем энергией.


Затрачивая собственную энергию на эмоции, мы становимся слабее. Поэтому у нас часто бывают проблемы со здоровьем, неудачи в личной жизни, утечка финансовых средств.


Формируя свои желания, мы отдаём свою энергию в будущее. И что же происходит, когда наше самое заветное желание сбывается? О да, мы испытываем дикий восторг, потому что встречаемся с той самой энергетической частью, которую когда-то направляли со своим желанием в этот момент, который происходит с нами уже в настоящем времени. А восторг – это эмоция, испытав которую, мы вновь затрачиваем часть своей энергии и приходим от этого в состояние уныния. Эмоции становятся тюрьмой для нашего энергетического тела. За печалью следует радость, а за ней снова печаль. Находясь в состоянии ровности, мы восстанавливаем баланс со своим энергетическим телом.


Поэтому при формировании мечты, нужно вкладывать свою энергию не в бесплотные фантазии, а в действия, которые совершаются здесь и сейчас для достижения своей цели.


Итак, как же доставать свою энергию из прошлого?


Нужно лечь, расслабиться и найти в себе какую-нибудь зону дискомфорта. К примеру, это может быть тяжесть в теле, болезненные ощущения или эмоции.


Затем задаётся вопрос: «какое событие послужило этому неприятному ощущению?».


После этого нужно мысленно перенестись в прошлое, в то самое место, откуда пришёл к вам дискомфорт. Это означает, что именно там вы оставили часть своей энергии. Теперь её нужно искать. При этом не нужно обращать внимание на места воспоминаний или людей. Вам нужна лишь потерянная энергия.


Активно ищите её глазами. Возможно, ваша энергия будет представлена в виде облака, паутинки или сухой травы. В любом случае энергия будет напоминать что-то заброшенное, как если бы вы поднялись на чердак старого дома и увидели бы свою любимую игрушку, с которой когда-то играли в детстве.


Итак, вы нашли свою энергию. Теперь вам необходимо собрать её, положить себе на солнечное сплетение и вдохнуть в себя.


Также можно воспользоваться и другим методом. Когда будете искать свою энергию, возьмите с собой глубокую чашу и складывайте туда все вещи, которые являются вашей энергией. После этого выпейте энергию из чаши.


При виде сгустка вашей энергии, можно посмотреть, какие эмоции вы в нём оставили. Когда вы выпиваете или вдыхаете свою утраченную энергию, то сразу же пропадают эмоциональная привязанность к тому событию. Теперь вы чувствуете полное безразличие к этой ситуации. Однако прилив сил чувствуется не сразу. Какое-то время нужно подождать, пока утраченная энергия в вас уляжется. Обычно на это уходит несколько дней. И после восстановления энергии, вы ощутите невероятный прилив сил.

На страницу:
1 из 2