Полная версия
Открывая тайны истории. Путевые заметки. Рассказы. Воспоминания
От левого берега Теребинки и до семилетней школы жили 8 семей: справа от дороги – семьи Александры Семёновны Цыбаковой, Анны Петровны Ивановой, Устиньи Дмитриевны Дмитриевой, Николая Ивановича и Антонины Сергеевны Трофимовых, Марии Ивановны Трофимовой, Анастасии Семёновны Максимовой; слева от дороги – Алексея Парфеевича и Марии Игнатьевны Парфеевых, Николая Александровича и Евдокии Григорьевны Александровых, Семёна Владимировича и Анны Николаевны Владимировых, Семёна Фёдоровича и Устиньи Ивановны Фёдоровых.
Под горой, от семилетней школы до безымянного ручья, перед часовней жили семьи Афанасия Меркурьевича и Марии Карловны Петровых, Татьяны Егоровны Орловой, Дарьи Васильевны Филипповой, Михаила Ивановича Иванова, Любови Михайловны Николаевой, Василия Михайловича и Нины Алексеевны Николаевых, Михаила Кузьмича и Екатерины Трофимовны Кузьминых, Афимьи Трофимовны Петровой. За часовней, в Малых Горках, проживали семейства Владимира Андреевича и Татьяны Семёновны Соловьёвых, Александры Сергеевны Козловой, Петра Фёдоровича и Марии Петровны Никитиных, Макара Ивановича Макарова, Марии Семёновны Леонтьевой и др.
От деревни Маршихина Гора некоторое время после войны сохранялись два жилых дома (не считая дом купца Ивана Коткова, в котором работала школа) – в одном доме жил Егор Павлович Павлов, а в другом – дочь его брата Якима Павлова – Александра Якимовна Павлова. До 1930-х гг. дома этой деревни, ставшей частью Сафроновой Горы, стояли вдоль дороги, которая огибала Мысалину гору за бывшей школой. Эта гора стала так называться по прозвищу, которое носил Егор Павлов; его звали дедом Мысалкой, неизвестно почему так. В молодости Егор Павлов служил стрелком во 2-м Финляндском стрелковом полку, в запас вышел в звании рядового. Потом ратником ополчения воевал на фронтах Первой мировой войны и позднее любил рассказывать, что во время штыковых атак полковые товарищи падали вокруг него один за другим, а его не брала ни одна пуля.
К настоящему времени Сафронова Гора практически опустела, как и многие деревни нашей Псковщины. В разные годы ушли из жизни: Дмитрий Григорьевич Григорьев (1913—1988), Ольга Афанасьевна Макарова (1922—1989), Евдокия Григорьевна Александрова (1900—1992), Алексей Дмитриевич Михайлов (1934—2004), Михаил Дмитриевич Григорьев (1950—2009), Александр Иванович Иванов (1950—2012), Николай Викторович Макаров (1935—2020), Лариса Михайловна Ремез (? —2012), Галина Дмитриевна Рулёва, в девичестве Григорьева, Сергей Николаевич Александров, Любовь Михайловна Фролова, Василий Иванович Артемьев, Николай Иванович Никифоров, Дмитрий Семёнович Владимиров и др.
В 2015 г. в деревне жили 6 постоянных жителей в 4-х хозяйствах. Сейчас из постоянных жителей здесь проживают Виктор Иванович и Валентина Александровна Абрамовы, на лето приезжают Анастасия Семёновна Михайлова, Валентина Михайловна Максимова, Пётр Дмитриевич Григорьев. Другие жители – это дачники. Но и дачники приезжают не во все дома, некоторые уже давно пустуют. В других соседних деревнях число хозяйств и количество постоянного населения в 2015 г. составило: в Заречье – 6 хозяйств и 8 жителей, в Мошнино – соответственно 3 и 5, в Рокино – 1 и 1, в Лычно постоянное население вообще отсутствовало.
Сафронова Гора – уникальная деревня. Здесь сохраняются археологические памятники, деревянная часовня святых Флора и Лавра 1905 года постройки, два старинных деревянных купеческих дома, украшенных уже частично утраченной резьбой, две купеческие кладовые, амбар и торговая лавка, построенные в технике валунно-кирпичной кладки, а также несколько довоенных крестьянских домов.
Сафроногорское городище
и часовня Флора и Лавра
Из эпохи раннего средневековья на юго-западной окраине деревни Сафронова Гора сохранились остатки укреплённого поселения – городища. К VIII в. эта территория уже была хорошо освоена предками псковичей – носителями культуры псковских длинных курганов, которые и основали здесь своё укреплённое поселение. К Сафроногорскому городищу примыкало селище, занимавшее ту часть Сафроновой Горы, которая ранее была самостоятельным селением Клюхнова Гора, а сейчас зовётся Малыми Горками.
На горе, на которой сейчас располагается центральная часть деревни Сафронова Гора, скорее всего, в древности тоже находилось селище. На вершине Мысалиной горы, которая высится над низиной с северной стороны деревни, в древности мог располагаться сторожевой пост. С этой горы можно было обозревать местность в северо-западном направлении, в сторону нынешнего Быстреевского погоста, откуда в раннее средневековье могли внезапно напасть предки новгородцев – носители культуры сопок. Около старой дороги на деревню Рокино, проходящей мимо Мысалиной горы, сохранился длинный курган, но, возможно, он там не один. Такие же длинные курганы есть и в окрестностях Рокино.
Сафроногорское городище, вероятно, просуществовало до XI—XII вв. Позднее, возможно в XIV—XV вв. или ещё ранее, на площадке бывшего городища возникло жальничное кладбище. Сейчас вся площадка городища сплошь заросла деревьями и орешником, в центре площадки лежит большой расколотый пополам камень-валун, визуально прослеживаются земляной вал и эскарпы. От находящегося здесь жальника сохраняются лишь каменный крест без одной перекладины и разрозненные камни от жальничных могил.
До 1905 г. на жальнике стояла часовня, которую затем перенесли ниже, под гору, в деревню Клюхнову Гору, к безымянному ручью, за которым начиналась Сафронова Гора. Одно время, в позапрошлом веке, эта деревня называлась крестьянами как Берёзовая Гора или Берёзовые Горки. В 1884 г. священник Быстреевской церкви Кирилл Аристотелев отмечал, что за деревней Берёзовые Горки находилось кладбище. В 1960-е гг. там ещё сохранялись несколько каменных крестов, некоторые из них были повалены. В 1948 г. деревня Клюхнова Гора стала частью Сафроновой Горы, жители которой сейчас называют эту часть деревни Малыми Горками, а о Клюхновой Горе и Берёзовых Горках уже никто и не помнит.
Часовня святых Флора и Лавра в Сафроновой Горе, построенная в 1905 г., представляет собой прямоугольный в плане сруб, окружённый с трёх сторон галереей под общей кровлей. С западной стороны имеется крыльцо «на вылете», кровля которого, как и двухскатная кровля самой часовни, покрыта шифером.
Каменные кресты в часовне святых Флора и Лавра в деревне Сафронова Гора. Фото автора, апрель 2021 г.
Дом торговца Ф.Н. Николаева в деревне Сафронова Гора. Фото Валерия Александрова, 2019 г.
В часовне находятся два каменных креста. Местные жители верят, что это святые мученики Флор и Лавр, т. к. кресты схожи с туловищем человека, у них короткие выступы, как руки и голова, по подобию каменной «бабы» около деревни Поречье, близ погоста Заклинье. На «груди» каждого креста даже повешены четырёхконечные крестики.
Раз в год, в день святых Флора и Лавра, который приходится на 31 августа, в часовне собираются местные жители, а богослужение здесь проводит иерей Виктор Рогозин, клирик Свято-Троицкого Творожковского монастыря.
Васин дом и Дунин дом
В Сафроновой Горе есть несколько примечательных купеческих построек. Сразу за речкой Теребинкой, по правой стороне деревенской улицы, круто поднимающейся в гору, стоит пустующее здание торговой лавки из старинного красного кирпича с высоким каменным подклетом. Ранее к зданию лавки со стороны речки примыкал деревянный жилой дом с мезонином, тоже на каменном подклете, который среди сельчан звался Васиным домом. Этот дом был украшен резьбой.
Далее, по правой стороне деревенской улицы, следующим за кирпичной лавкой, стоит заброшенный деревянный жилой дом под №12 с резьбой на каменном подклете, который старожилы называют Дуниным домом. Дом с мезонином и кирпичная лавка принадлежали крупному торговцу Василию Семёновичу Семёнову (1868—1926), а дом с резьбой под №12 – тоже торговцу Николаю Семёновичу Семёнову (1862—?), а потом его сыну Фёдору Николаевичу Николаеву (1883—?).
Василий Семёнов и Николай Семёнов были родными братьями. Их отец Семён Никонов (1827—?) приходился сыном Никона Федотова (1806—?) и внуком Федота Яковлева (1781—?), который был крещён ещё псковским священником в Дмитриевской Моложанской церкви. Отсюда следует, что предками Василия Семёнова и Николая Семёнова были псковские крестьяне, приписанные к вотчине Снетогорского монастыря. Николай Семёнов с 1881 г. был женат на Марии Дмитриевой 1864 г. рожд. из Зыковой Горы. Известно, что в 1883 г. у них родился сын Фёдор, в 1888 г. – дочь Евфимия, в 1892 г. – дочь Матрона.
Василий Семёнов в молодости служил в 91-м Двинском пехотном полку, занимал должность ротного каптенармуса, в запас вышел в звании унтер-офицера. В 1894 г. он женился на 20-летней Феодосии Леонтьевой из Симанского Лога, у них родились три сына и четыре дочери. Василий Семёнов умер в 1926 г., и потом хозяйство вела его жена Феодосия Леонтьевна. В 1929 г. она имела 20,5 га пашни и сад из 31 плодового дерева, держала 3 лошади, 3 коровы, тёлку, 4 овцы, поросёнка и пчёл. На участке стояли дом, торговая лавка с кладовой, хлев, конюшня, рига с гумном. После смерти мужа с 1927 г. Феодосия Леонтьевна стала сдавать торговую лавку в аренду Узьминскому потребительскому обществу Струго-Красненского райпотребсоюза.
Чтобы оплатить непосильный индивидуальный налог, Феодосии Леонтьевне Семёновой пришлось продать весь скот и драгоценные вещи. В 1931 г., оставшись без средств к существованию, 57-летняя Ф. Л. Семёнова вместе с двумя её дочерьми и зятем бросили хозяйство и уехали в Ленинград. После этого местные власти посчитали, что Семёновы самораскулачились, и конфисковали их землю, брошенные дом и хозяйственные постройки. Торговая лавка осталась за Узьминским потребобществом.
В доме с мезонином, принадлежавшем когда-то Василию Семёновичу и Феодосии Леонтьевне Семёновым, до 1964 г. работала начальная школа, после которой лет десять здесь жил местный житель Иван Ильич Горбунов. Потом у этого купеческого дома от ветхости обрушились кровля и мезонин, затем стены первого этажа, и сейчас от него сохраняются только развалины каменного подклета. Кирпичная торговая лавка в послевоенное время сначала использовалась Симанологским сельпо под магазин №5, потом Стругокрасненским райпо; этот магазин закрылся в 2005 г.
Жилой, а ныне пустующий, дом с резьбой под №12 и рядом стоящая каменная кладовая в 1920-е гг. принадлежали семье торговца Фёдора Николаевича Николаева (1883—?). В январе 1906 г. Фёдор Николаевич женился на Евдокии Антоновой 1884 г. рожд. В 1913 г. у них родился сын Михаил. Торговля перешла к Фёдору Николаевичу от его отца Николая Семёнова. До 1929 г. в хозяйстве Ф. Н. Николаева имелись 30 га земли, 2 лошади, 6—7 коров, 3 поросёнка, 30 овец, льномяльная машина. На его участке стояли дом, хлев, конюшня, гумно с ригой, два амбара и каменная кладовая. Фёдор Николаевич скупал в округе лён, хранил полученные льноволокно и льносемя в каменной кладовой и потом продавал их. Также он торговал какими-то товарами; для этого имел или свою небольшую деревянную торговую лавку, не сохранившуюся до наших дней, или же торговал в кирпичной лавке вместе с дядей В. С. Семёновым.
В 1930 г. хозяйство 47-летнего Фёдора Николаевича Николаева раскулачили, а его, как крупного торговца, арестовали по линии ОГПУ. Какое-то время 46-летняя Евдокия Антоновна оставалась жить в их доме с 18-летним сыном Михаилом, а потом они бросили хозяйство, обложенное непосильным индивидуальным налогом, и уехали в Ленинград. По устным свидетельствам известно, что однажды, ещё до войны, Евдокия Антоновна якобы приезжала в Сафронову Гору и увезла спрятанные в печи своего дома драгоценности. Местные жители ещё долго называли дом семьи Николаевых – Дуниным домом и вспоминали, что, мол, здесь жила помещица Дуня.
Жилой дом под №12 или так называемый Дунин дом первоначально был построен «в две избы с сенями посередине». В 1950-е гг. вторую половину дома разобрали, перенесли чуть выше, на вершину горы, и открыли там Октябрьский сельский клуб. В оставшейся основной половине дома в послевоенное время проживали Анна Петровна Иванова (1888—?), затем Мария Алексеевна Иванова (1919—?) с сыновьями Александром и Борисом. Сейчас Дунин дом стоит под замком, его последний хозяин Александр Иванович Иванов умер в 2012 г.
Две стороны дома – со стороны веранды и со стороны улицы – обшиты тёсом и имеют резные украшения, которые уже наполовину утрачены. С другой стороны, обращённой к кирпичной лавке, обшивка из тёса отсутствует. Здесь, на пустующем сейчас участке, стояли хлев и конюшня семьи Николаевых. Напротив веранды дома сохраняются стены бывшей льняной кладовой из колотого булыжного камня. Размеры кладовой примерно 7х10 метров. Ранее её кровля была покрыта листовым железом, ныне она утрачена, и из-за этого каменные стены разрушаются.
Котковы
Также крупным торговцем льна и хлеба в Сафроновой Горе был Иван Петрович Котков (1862—1926). Известно, что Иван Котков сначала жил в деревне Рокино, там он женился в первый раз на Екатерине Васильевой 1863 г. рожд. В Рокино у них родились дочери: в 1890 г. – Мария, в 1894 г. – Антонина и в 1895 г. – Анна. Около 1896 г. Иван Петрович с Екатериной Васильевной выкупили землю в деревне Маршихина Гора и стали там жить. В 1897 г. у них родилась дочь Александра. В феврале 1905 г. Екатерина Васильевна умерла. В ноябре 1905 г. Иван Петрович обвенчался с Марией Яковлевой 1880 г. рожд. В 1906 г. у них родился сын Михаил, а в 1916 г. – дочь Ольга.
В 1912 г. Иван Петрович Котков построил новый деревянный жилой дом с резьбой, который и сохранился до наших дней. Примерно в то же время были возведены каменные льняная кладовая размером примерно 8х23 м и хлебный амбар размером 8х14 м. Иван Петрович скупал лён, после переработки хранил льноволокно и льносемя в своей каменной кладовой, затем продавал. В амбаре он хранил зерно.
В 1926 г. умер Иван Петрович, и хозяйство стали вести его жена Мария Яковлевна и 20-летний сын Михаил Иванович. С 1926 по 1930 г. Михаил Иванович Котков также работал в различных потребительских обществах и «Госторге», с ноября 1931 г. – в Струго-Красненском «Райльносоюзе». В 1929 г. в хозяйстве Котковых было 26 га земли, 2 лошади, 2 коровы, поросёнок, 4 овцы, из построек – дом, хлев, конюшня, гумно с ригой, каменный амбар и каменная кладовая. С 1927 г. Котковы сдавали в аренду местному потребобществу свои амбар и кладовую под хранение хлеба и льна.
В 1931 г. хозяйство Котковых было раскулачено и обложено индивидуальным налогом. Михаила Ивановича, которому шёл 25-й год, с 27-летней женой Анной Васильевной лишили избирательных прав. У них росла трёхгодовалая дочь Зоя. На тот момент в семье также проживали 51-летняя мать Михаила Ивановича – Мария Яковлевна Коткова и его 14-летняя сестра Ольга. В 1934 г. Котковы отказались вступать в колхоз, бросили своё хозяйство и уехали в Ленинград. Ныне в Санкт-Петербурге проживают праправнуки Ивана Петровича Коткова и его первой жены Екатерины Васильевны – Максим Алексенко, Никита и Роман Альбинские, а также праправнук Ивана Петровича и его второй жены Марии Яковлевны – Антон Канибер, который приходится внуком Зое Михайловне Брянцевой (в девичестве Котковой).
После Великой Отечественной войны в доме купца Ивана Петровича Коткова открылась Сафроногорская семилетняя школа, где обучались дети 5—7 классов, а начальные классы, как уже говорилось выше, размещались в доме бывшего торговца Василия Семёнова. В 1964 г., после закрытия семилетки, в это здание перевели начальные классы. Начальная школа здесь проработала до декабря 1970 г., затем школьное здание отдали под жильё для работников совхоза «Вперёд». Ныне это дачный дом, он стоит на каменном фундаменте с подвалом, который имеет выходящие на улицу маленькие окошки. Дом украшен превосходной резьбой, которая частично утрачена. Раньше сельчане называли его Кото́вым домом, из-за прозвища Кот, которым они называли Ивана Коткова, а сейчас зовут его домом, где была школа.
Во дворе дома И. П. Коткова стоит каменная кладовая из колотых камней-валунов с обвалившейся крышей, а слева от неё, через дорогу, видны руины каменного хлебного амбара. Льняную кладовую после войны использовали в качестве школьного, а потом частного сарая. Её кровля, первоначально покрытая дранкой, обрушилась в 2010 г., и с тех пор дачники даже не пытаются её восстановить. В хлебном амбаре купца Коткова колхозники, а потом и работники совхоза «Вперёд» веяли и хранили зерно вплоть до начала 1990-х гг. Первоначально его кровля была покрыта листовым железом, которое после 1983 г. заменили на шифер. В 2000 г. кровля хлебного амбара уже полностью отсутствовала, и каменные стены с тех пор стали разрушаться.
Послесловие
Два старинных купеческих дома в Сафроновой Горе ещё выглядят неплохо благодаря шиферным кровлям. Их стены, обшитые тёсом, потемнели, они никогда не красились, т. к. изначально были хорошо просмолены. От резьбы не оторвать взгляд, особенно на доме купца Ивана Коткова, где она сделана искуснее. Заметно, что резьбу на двух домах выполнял один и тот же мастер. Такая же резьба была и на доме с мезонином торговца Василия Семёнова. Пояски между карнизом и окнами, напоминающие резные листья и цветки, завитки вокруг окон, резные «сандрики» над окнами, поясок из зубчиков ниже окон… Красота!
Для кладки стен двух каменных кладовых и амбара были использованы колотые камни-валуны, а дверные и оконные проёмы каменщики обрамили красным кирпичом. Швы между валунами заполнены мелкими колотыми гранитными камнями, которые каменщики называют «заклинкой» и «изюмом». «Заклинка» удерживала большие валуны от выпадения из кладки до схватывания раствора, а «изюм» придавал кладке ещё более красивую декоративную фактуру. Можно долгое время стоять и рассматривать каждый в отдельности колотый валун в кладке. Одни из них красноватые, другие – серые, третьи – чёрные, четвёртые – разноцветные с вкраплениями. Просто диву даёшься мастерству старых каменщиков!
Вот такая уникальная деревня Сафронова Гора! Для местных жителей все эти каменные постройки, купеческие дома с резьбой, часовня и жальник с каменным крестом – всё это обыденность. Для меня же открылся мир в старину! Ведь можно представить себе деревню в те далёкие годы, деревню полную жизни, как все её жители вместе отмечали Фларий, как толпился народ возле торговой лавки, как везли на подводах лён, и торговцы складывали его после обработки в своих кладовых…
Как же сохранить разрушающиеся старинные строения в Сафроновой Горе – немых свидетелей того далёкого времени? Ведь эта старина потихоньку уходит от нас. Там, где стены уже стоят без кровли, вода, мороз, а на деревянных постройках и гниль, делают своё разрушительное дело. В итоге мы невольно становимся свидетелями гибели этой красоты.
Апрель 2021 г.
Заметки о Княжицком крае
В середине сентября 2021 года, а точнее 18-го числа, я вместе со сватом Михаилом Ивановичем Анисимовым и его младшим сыном Андреем съездили за грибами в Княжицкий край. Хотелось бы рассказать не только о том, как мы собирали грибы, но и о тех природных объектах на территории Струго-Красненского района, которые мне удалось увидеть в результате нашего похода. Я давно мечтал побывать в деревне Княжицы и её окрестностях.
Мой сват Михаил Иванович Анисимов родом из деревни Моложане. Он учился в Моложанской школе в одном классе с Николаем Александровичем Романовым, который сейчас возглавляет областной комитет по сельскому хозяйству. Михаил Иванович почти 30 лет отработал трактористом в III отделении совхоза «Красное», в которое входили бригады Моложане и Соседно. С 2003 г. он живёт со второй женой Людмилой Владимировной в Пскове.
Отдельно хотелось бы сказать о вокально-инструментальном ансамбле «Мелодия», солистом которого Михаил Иванович Анисимов был около двух лет, сразу после демобилизации из рядов Советской Армии. Руководителем ансамбля и вторым солистом был Юрий Романов, на инструментах играли: Сергей Громов (ритм-гитара, бас-гитара), Александр Устинов (ударные) и Лариса Григорьева (ионика).
Все инструменты, колонки, усилители закупила директор Новосельского СДК Таисия Ивановна Лукина. Свой первый концерт ВИА «Мелодия» дал 6 декабря 1980 г. на танцевальном вечере в Моложанском Доме культуры. Там же ребята проводили все репетиции. А 31 декабря того же года они уже выступали на новогодней дискотеке на сцене Новосельского Дома культуры. ВИА «Мелодия» просуществовал до 1983 г.
Однако вернёмся к нашей поездке… Ездили мы на советской «Ниве». Хочу сказать, что это самый настоящий танк. «Нива», благодаря, конечно же, мастерски управлявшему ей водителю Андрею, преодолевала такие болоти́ны, что я просто диву давался. Перед поездкой Михаил Иванович сказал: «Мы должны непременно „наломать“ боровиков». Слово «наломать» означает насобирать.
Поехали мы через село Серёдку, где свернули направо, на Мельни́цы. Не доезжая шести километров до Гридино, опять повернули направо, на военную гравийную дорогу, называемую «псковским БАМом». По ней проехали 13 км до озера Травяное или Травино. Далее, свернув налево, двинулись по лесной дороге. Через полкилометра за Травяным озером начинался Струго-Красненский район, границей между районами здесь является лесная просека с противопожарной полосой.
По правую сторону от дороги, где-то за лесом, находилось Лесковское озеро, называемое местными жителями Эдва́ровым озером, а также два маленьких озёрка – Свиневье и Глухое. Топоним «Лесково» на территории нашего района связан с латышами-хуторянами, жившими здесь ещё с царских времён. Поэтому, второе название Лесковское озеро, возможно, получило от имён латышей Эдварда Покка или Эдварда Вакка, хутора которых стояли где-то поблизости.
Далее доехали мы до брода через реку Чёрная. Она вытекает из Чёрного озера, огибает Белое озеро, течёт в северо-восточном направлении и впадает в реку Пскову в районе бывшего хутора Лукина (на картах – урочище Красных Партизан), где у партизан действовала типография. Русло у Чёрной Речки болотистое, заросшее кустарником. За бродом через эту реку шла дорога к Глубокому озеру.
Андрей рассказал, как год назад они перешли этот брод, а он топкий и длиной метров семьдесят-восемьдесят, обернулись и увидели сидящего на другой стороне брода волка. Этот волк или следовал за ними по пятам, или же затаился в кустах, когда они проходили мимо, а потом вышел вслед.
От Чёрной Речки мы поехали к Маячной горе, на склонах которой и растут те заветные боровики, которых мы мечтали «наломать». Боровиками славится весь Княжицкий край. Даже сельхозартель, просуществовавшая в Княжицах с 1929 по 1950 гг., называлась колхозом «Боровик». Маячная гора называется так, потому что на ней раньше находился геодезический знак в виде высокой деревянной вышки. В народе такие вышки называли маяками.
Абсолютная отметка Маячной горы над уровнем моря – 178,9 метров. С севера и северо-востока она имеет крутые склоны, здесь высота от подошвы до вершины горы составляет на взгляд 25—30 метров. С юго-востока к Маячной горе примыкает длинная моренная гряда, по склонам которой мы, повесив на плечи ведёрные заплечные корзины, и начали искать грибы. На склонах то и дело попадались целые поляны, покрытые белым лишайником.
Предыдущие ночи стояли холодные, и это сказалось на поиске боровиков, их было мало. Но зато мы обозрели с вершины Маячной горы все окрестности. К северу в 2,5 км высилась вышка мобильной связи в Княжицах. А правее неё на горизонте, в 7,5 км к северо-востоку, виднелась гора Кочебуж или как её называют местные жители – Кочуба. Это самая известная гора в Струго-Красненском районе и самая высокая точка Лужской возвышенности с абсолютной высотой 204,8 метров над уровнем моря.
Возвращаясь обратно к машине, увидели разрытый медведем муравейник. Мишка уничтожил его до основания. Потом видели свежие следы лося. От моренной гряды мы проехали к небольшому Лесковскому латышскому кладбищу. Раньше оно находилось у дороги в окружении леса. Лет пять-шесть назад лесопромышленники выпилили здесь лес, но кладбище не тронули. Над кладбищем поднимаются шесть высоких берёз и столько же куцых елей, а под ними всё заполонено двух-трёхметровыми ёлками. И они там растут так часто, что нам приходилось буквально продирать себе дорогу между могилами.
Лесковское кладбище основали латыши-хуторяне, о которых я упоминал выше. Даже когда эти места обезлюдели, то вплоть до 1990-х гг. из Латвии сюда в Янов день приезжали потомки латышских поселенцев, чтобы почтить память своих умерших родных. По полутора десятку выкопанных могил было видно, что останки похороненных в них латышей их потомки забрали и увезли в Латвию. Мы насчитали 17 кованых металлических крестов и один деревянный. На двух кованых крестах сохранились надписи. Я воспроизвёл через смартфон хоральные прелюдии Иоганна Себастьяна Баха и Иоганна Пахельбеля. Звуки органа прозвучали в память упокоенных здесь латышей-лютеран.