bannerbanner
Десятина и пожертвования в евангельских церквях России
Десятина и пожертвования в евангельских церквях России

Полная версия

Десятина и пожертвования в евангельских церквях России

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Дэйв Рэмси в своей книге “Руководство по полной финансовой переоценке”финансовую безграмотность обозначает, как одну из проблем. Он пишет: “Безграмотность не заключается в недостатке интеллекта, а в недостатке опыта. Никто не рождается со знанием того, как управлять автомобилем. Нас обучают этому навыку, хотя похоже, некоторые из нас так и не научились. Никто не рождается с умением читать и писать, опять же нас этому учат. Ни одна из этих способностей не является врожденной, каждой нужно научиться. Подобно этому, никто не рождается со знанием того, как обращаться с деньгами, но нас этому не учат!” [Ramsey, 2009] Это верно как в отношении США, так и России. Большая часть людей безграмотна в этом вопросе, а значит пасторы и церковные лидеры тоже. Люди просто не знают, как работают деньги. Это приводит нас к следующей теме – теме бюджета.

Бюджет часто называют одной из самых важных составляющих финансовой стабильности. К наличию бюджета в компании люди обычно относятся положительно, но ведение личного бюджета является чем-то необычным. Как организация, церковь, как правило, имеет бюджет, необходимость наличия которого продиктована требованием государственных органов. Многие пасторы, к сожалению, смотрят на бюджет как на цифры для составления отчета, не зная как использовать его в качестве финансового инструмента. Бюджет в церквях до сих пор используется пасторами для отслеживания того, куда уходят деньги, а не для планирования их будущего надлежащего использования, т.е. фактически под бюджетом воспринимается «отчет о расходах за период».

Основу церковного прихода, а следовательно – бюджета, как правило, составляют десятины и пожертвования людей. Эта тема должна быть очень внимательно изучена, чтобы найти библейское основание такому подходу. И наконец, главной темой исследования является вопрос планирования и управления.

Основу финансовой стабильности составляют три фундаментальных действия: собирать, сохранять и приумножать. Изучая литературу можно сделать вывод о том, что людям часть этой формулы под названием “сохранять” малознакома. Эта проблема обрела форму международного масштаба. Роберт Кийосаки написал: “Большинство людей не отдают себе отчета в том, что в жизни важно не то как много денег зарабатываешь, а то как много денег сохраняешь. Мы все слышали истории о бедных людях во мгновение ока разбогатевших, выиграв в лотерею, а потом снова ставших бедными. Выиграв миллионы, они вскоре возвращаются к тому же разбитому корыту. Или истории о профессиональных спортсменах, которые, зарабатывая миллионы долларов в год в возрасте 24 лет, к 34 годам уже спят под мостом. Пока я пишу эти строки, в утренней газете я прочитал историю молодого баскетболиста, который год назад был миллионером, а сегодня, всего в 29 лет, заявляющего, что его друзья, адвокат и бухгалтер отобрали его деньги и сейчас он работает мойщиком машин за копейки. Его история попала в газету, когда он был уволен с работы из-за отказа снять с пальца чемпионский перстень во время того, как он вытирал машины. Он пытается обжаловать свое увольнение, ссылаясь на трудную жизненную ситуацию и предъявляя претензию работодателю в дискриминации. Он говорит, что перстень – это все, что у него осталось, и если его заберут, он погибнет”. [Кийосаки, 2017]

Из этого вышеприведенного примера следует, что даже большой доход не делает людей финансово стабильными. Люди полагают, что выиграв миллион долларов в лотерею, вся их жизнь навсегда измениться. Но ведь их привычное мышление при этом не меняется. Приведенная в статье под названием “От богатства к нищете: почему большинство победителей лотереи заканчивают банкротством” статистика гласит: “чем больше денег выиграешь в лотереи, тем больше вероятность стать банкротом” [Riches to rags: Why most lottery winners end up broke, 2013]. Дэйв Рэмси написал: “Лотерея – это налог на бедное население и людей, не умеющих считать”. [Ramsey, 2009] У людей существует проблема с частью формулы “сохранять”. Получая финансовую помощь из-за границы или не от членов церкви, многие церкви тем самым “выигрывают в лотерею”. К сожалению, многие церкви в настоящее время обанкротились по причине тех же банальных проблем, как “победы в лотерею” или, другими словами, в результате безграмотного планирования и управления.

ГЛАВА 2

«От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». (1 Коринфянам 4:2)

“Ни в одной церкви нет проблем с деньгами, есть только проблема верности”. (Брайан Клут)

Библейское учение о планировании и управлении

Каким образом следует различать верные богословские убеждения от ошибочных, чтобы защитить церковь от проблем? В одних церквях уделяют внимание учению о «святой нищете», в других же «Евангелию процветания». Лучшим пример может быть, приём, который используют в полиции. Полицейские должны быть готовы отличить фальшивые деньги от настоящих, и наилучший способ получения этого навыка заключается не в том, чтобы выучить все виды фальшивых банкнот, а в доскональном изучении настоящей банкноты. Поэтому полицейские уделяют довольно много времени изучению подлинных банкнот, чтобы уметь отличить их от фальшивых. Аналогичный подход может быть использован и в богословии, когда служителю совсем не обязательно разбираться во множестве богословских взглядов, но важно очень хорошо знать библейское учение о планировании и управлении.

Ответственными за работу по планированию и управлению финансами в церкви необходимо назначить одного или несколько человек. Важно обеспечить наличие механизмов, позволяющих быть уверенными в том, что лидеры действительно управляют. Финансовые лидеры управляют финансами, лидеры прославления управляют в поклонении, лидеры миссий управляют миссионерской работой. Человеку, сильному в планировании и управлении, необходимо направлять церковь в том, чтобы быть верными Божьими управляющими. Библейское учение о планировании и управлении ведет к пониманию истинного смысла собственности, который заключается в том, что владельцем всего является Бог, а ответственность служителя заключается в использовании доверенного ему имущества угодными Богу путями.

Десятина и пожертвования в Библии

Наиболее сложными в христианском богословии являются темы десятины, пожертвования, а также планирования и управления. Большинством христианских богословов не уделяется должного внимания изучению вопросов, связанных с деньгами и имуществом, что в результате приводит к недостатку знаний и многочисленным дискуссиям по этим вопросам. Студенты в христианских семинариях как правило изучают духовные дисциплины. По словам многих пасторов семинарии не дают практически никакого образования в сфере финансов, зато они обладают богатыми духовными познаниями и опытом изучения Библии; так что духовное состояние пасторов, как мы надеемся, находится в хорошем состоянии. Они знают как проповедовать, читать на Библию на греческом языке и консультировать людей, но немногие из них являются специалистами в планировании и управлении с библейской точки зрения.

Возможно, деньги являются не-библейской темой? Может быть это правильно, что пасторы избегают разговоров о деньгах? Перечитывая Библию, можно обнаружить, что эта тема весьма популярна среди авторов. Находясь в пустыне, Иоанн Креститель призывал людей покаяться в своих грехах, а те спрашивали его, что они должны были делать:

“И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.” (Луки 3:10-14)

Ответ Иоанна Крестителя касался только денег и имущества, которым те владели. Он говорил об одежде, пище, налогах и зарплате. Сегодня многие христиане такие ответы не считают “духовными”, предпочитая использовать такие слова, как “молись Богу”, “ходи в церковь”, “ежедневно читай Библию”. Будучи вполне духовным, Иоанн Креститель понимал, что измененное отношение к имуществу и деньгам свидетельствует о подлинном преображении человека.

Во многих притчах, которыми Иисус Христос учил людей, Он использовал примеры денег (Матфея 25:14-30; Луки 19:11-27; Луки 15:8-9), имущества (Матфея 21:33-41; Луки 15:1-7; Луки 20:9-16), богатства (Мф. 13:44-46), зарплаты (Матфея 18:23-35; 20:1-16) и богатых людей (Матфея 24:45-51; Луки 7:41-43; 12:16-21; Луки 15:11-32). Он использовал примеры из реальной жизни, такие как, пример бедной вдовы в храме (Марка 12:41-44), одобрил решение Закхея раздать половину своего имения нищим (Луки 19: 5-10) и многие другие примеры. Многие ветхозаветные стихи проясняют, как обращаться с деньгами и формировать честные финансовые отношения между евреями. Как пример, можно привести богатых людей, как Авраам, Лот, Иов, Иаков (Израиль) и Соломон. Джон и Сильвия Ронсеваль написали: «Второй по значимости темой, которой уделяется внимание в Библии, по имеющимся оценкам, является имущество и наше отношение к нему. Чуть ли не каждый седьмой стих в Евангелии от Луки посвящен этой теме. Однако мы не придаем должного значения такой близкой Божьему сердцу теме, считая ее неловкой. Пока мы, упуская из вида самое важное, в наших учебных помещениях предаемся детальному толкованию выбранных библейских отрывков, община разрушается» [Ronsvalle, Ronsvalle, 1994]. Повторюсь, что чуть ли не каждый седьмой стих в Евангелии от Луки посвящен этой теме, указывая на то, что Лука придавал этой теме большое значение. Резюмируя все притчи Иисуса Христа, Баррет пришел к заключению, что «Из-за настолько сильной привлекательности материализма, Христос посвятил две трети Своих притч предостережению от этого Своих учеников. Иметь дело с деньгами, имуществом, а также отношения между богатыми и бедными – это вынужденная, ежедневная, большая часть нашей жизни, хотя в наших церквях почему-то эта тема считается неловкой»[Barrett, 1994]. Для Иисуса Христа эта тема не была щекотливой, напротив Он многократно ее использовал. Пауэлл написал: «Мы не должны любить или служить деньгам – мы должны их использовать» [Powell, 2006].

Почему и как деньги стали своего рода щекотливой темой в церквях? Христианство стало основной религией в мире после окончания периода ранней церкви, что стало возможным благодаря обращению в христианство императора Константина Великого. В течение следующих нескольких сот лет церковь была самой влиятельной организацией в мире. Католическая церковь обладала огромным имуществом, включая землю и недвижимость. После разделения Церкви на католическую и православную, возникла новая проблема – куда отправлять деньги от поместных церквей, в Рим или Константинополь? Из-за многочисленности обеих церквей и необходимости иметь значительное количество священнослужителей, вопрос финансов обрел большое значение для них, в том числе богословские обоснования. Большая часть восточной православной церкви выбрала учение о святой нищете. [McMullen, 2014] Западные же католики пошли по-другому, путем накапливания как можно большего количества денег, где индульгенция вызывала наибольшие сомнения, когда, продавая спасение людям, священники становились продавцами. Кто-то, рано или поздно, должен был выступить против этой системы, что и произошло, когда “Лютер, начав разрушать этот карточный домик, к 1520 году получил, приносящее полную свободу, откровение, которое выразил в богословском послании, говоря, что спасение бесплатно, чтобы его обрести никому не нужно что-то делать, не говоря уже о том, чтобы за него платить. Практически все виды протестантизма откажутся от всей или большей части пенитенциарной системы, включая индульгенции”. [Duggan, 2014] Такая связь католической церкви того времени и денег являет собой пример нездоровых взаимоотношений. После реформации церкви, протестанты, провозглашая, что за спасение ничего не надо платить, боролись против индульгенции. Но, как это часто бывает, в борьбе c индульгенций сами деньги стали восприниматься в церкви как «проблема».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3