bannerbanner
Десятина и пожертвования в евангельских церквях России
Десятина и пожертвования в евангельских церквях России

Полная версия

Десятина и пожертвования в евангельских церквях России

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Сергей Червоненко

Десятина и пожертвования в евангельских церквях России


ГЛАВА 1

Российская действительность такова, что подавляющее большинство пасторов и служителей церкви ничего не получают за своё служение, совершая служение добровольно. Даже имея степень бакалавра или магистра, полученную в религиозной образовательной организации, человек часто не служит в церкви на полном времени, будучи вынужден зарабатывать на пропитание вне церкви. Как следствие, церкви в России испытывают финансовые трудности и не имеют соответствующего количества необходимых служений. Вопросы и причины этой проблемы изучаются в этой работе. Целью данной работы является исследование основных убеждений, связанных с десятиной и пожертвованиями, практики их приношения, а также планирования и управления в российских евангельских церквях. На данный момент, существует очень мало источников информации на русском языке о планировании и управлении в российских условиях. Большинство этих материалов переведено с другого языка и имеют иное историческое и географическое прошлое, таким образом они вне контекста евангельских церквей России.

В связи с изложенным, текущее исследование определит положение дел, связанное с планированием и управлением в российских церквях. Для исследования выбрана группа евангельских церквей, включая баптистов, пятидесятников, евангельских христиан. Основная группа участников состоит из епископов, пасторов, диаконов, не рукоположенных лидеров, то есть людей, которые имеют влияние в церкви. Группа христиан-бизнесменов также принимала участие в изучении вопроса; причиной этого выбора было то, что они знают, как работают финансы в бизнесе и могут сравнить с планированием и управлением в церкви.

Главный вывод заключается в том, что в российских церквях распространено учение не предусматривающее приношение пожертвований. Основными подходами такого учения являются: неправильное понимание собственности; неверное понимание десятины и пожертвований; вероучения о «святой нищете» и «евангелии процветания»; негативные примеры планирования и управления.

Целью данной работы является исследование основных убеждений относительно десятины и пожертвований, практики их приношения, а также вопроса планирования и управления в российских евангельских церквях. Многие церкви испытывают трудности с финансовой стабильностью. В связи с изложенным, исследовательская работа определит текущую ситуацию с планированием и управлением в российских церквях. Для изучения выбрана группа евангельских церквей, включая баптистов, пятидесятников, евангельских христиан, находящихся на всей территории Российской Федерации.

Автобиографическая справка

Я родился в СССР, покаялся в 1991 году. Моему покаянию способствовал приход свободы вероисповедания в бывший СССР. Я был молод, полон энергии и стал членом старой баптистской церкви в городе. На тот момент я был единственным молодым человеком в церкви, ведь люди тогда не посещали церкви из-за предшествовавшей 70-ти летней атеистической пропаганды. Церкви превратились в маленькие, закрытые группы людей, обычно состоящие из членов семей. На протяжении 40 лет эта церковь насчитывали от 30 до 50 членов.

В то время я мечтал об увеличении количества молодежи в церкви, чтобы вместе служить и общаться. Мы старались активно проповедовать Евангелие неверующим в городе, в том числе на улицах. Несколько молодых ребят пришли в церковь в течение следующих нескольких лет. К тому времени я занимался молодежным служением, проводя всё своё время в церковной деятельности. В 1994 году наша церковь численно выросла, и нам потребовалось больше места для проведения воскресных богослужений. Старое здание церкви не могло вместить всех, а у церкви не было денег, чтобы построить новое. В связи с этим, на тот момент лучшим решением было разделить одну церковь на несколько маленьких, с расположением в разных частях города. Таким образом я стал молодежным лидером молодой только что образованной церковной группы.

В 1999 году меня пригласили учиться в “Школе Лидерства” в столице Узбекистана, Ташкенте. До этого момента я был помощником одного из руководителей церкви и одновременно с этим, работал на фабрике. Это была хорошая, высокооплачиваемая работа на большом промышленном предприятии. Не могу сказать, что я любил эту работу, но за счет неё мог заботиться о моей семье – маме и младшем брате. Приглашение пройти обучение, чтобы стать более опытным служителем, пришло неожиданно, но это предложение воодушевило меня. Старейшины церкви увидели во мне потенциал и захотели помочь стать служителем Христа на полном времени! Я уволился с работы и стал студентом “Школы Лидерства”. В финансовом плане я ничего не потерял, ведь студенты получали хорошую стипендию. Год учебы и активного служения пролетел незаметно. В конце обучения всем студентам сказали: «После окончания обучения стипендии и какой-либо другой финансовой поддержки больше не будет. Вам надо самим решать эту проблему.» Моей реакцией было сильное удивление: «Что?!». Также отреагировали и другие студенты. Я не думал об этом раньше, но в тот самый момент у меня появилась серьёзная проблема, ведь большинство церквей не платили пасторам и служителям вообще. И что же делать дальше? Моя мама не работала, а младший брат учился в средних классах. Первое, что пришло в голову – вернуться на предприятие, прося взять меня обратно на работу. Но из-за большого количества желающих там работать, устроиться туда было довольно сложно. С другой стороны, я думал, что, закончив обучение, я получил определенные навыки, необходимые церквям. «У меня должно быть служение!», думал я. Но церкви Центральной Азии были бедными и не могли содержать себя, равно как и своих служителей. Это было очень непростое время поиска и личного кризиса, время молитвы и поста, вопрошая Бога: "Что же мне делать?” Первый раз в жизни я спросил себя: «Что должен делать служитель, как я, получивший богословское образование? Ходить на работу и в свободное время служить, или служить и иногда где-то подрабатывать?» Проходя такие же испытания, мои коллеги задавались теми же вопросами. Я ожидал получить ответ от Бога, и совершил шаг веры сказав в молитве: “Господь я полагаюсь на Тебя, хочу служить Тебе. ради этого я учился, а в Библии сказано, что ты верен и обеспечишь всем необходимым.” Ответ пришел вскоре – ещё во время учебы, по Его благодати, я был нанят Церковным Союзом Узбекистана на должность руководителя отдела по делам молодежи. Таким образом, этот вопрос для меня на тот момент был решен.

В 2004 году я с семьей переехал в Москву (Россия) на новое место служения. Через два года я получил степень Магистра христианского служения и второй раз в жизни задался вопросом: "Что должен делать служитель, как я? Работать и служить или служить на полном времени?” На тот момент я был женат и имел двух детей. Моей ответственностью было заботиться о них и обеспечивать их потребности. Возможно, церкви будут заинтересованы в опытном служителе и смогут обеспечивать его финансово?

Прожив в Москве на тот момент два года, я обнаружил, что у церквей в России аналогичные проблемы, что и у церквей в Центральной Азии и на всей территории бывшего СССР. Много людей с богословским образованием, но в церквях так и не хватает служителей. Я спросил себя – почему так происходит? Почему человек, получив дипломом бакалавра, степень магистра богословия или практического служения, впоследствии идёт где-то работать и не имеет никакого служения в церкви? Почему церкви борются за своё существование, на грани выживания? Почему церкви не стоят у дверей семинарии, в надежде получить хорошего служителя? Я был свидетелем реальной истории, когда зарегистрированная в Московской области церковь, имея свое здание и имущество, закрылась, потому что у них не было пастора. Они не могли найти никого, кто бы стал пастором в их церкви и, в итоге, церковь юридически перестала существовать.

После получения степени Магистра меня пригласили на встречу с лидером молодежного служения церкви, входящей в состав большого российского союза церквей. Они были заинтересованы в том, чтобы я стал руководителем подросткового служения всего Союза. Мне показали большой потенциал служения, но конец встречи не был столь многообещающим. Предложение состояло в следующем: «Ты будешь руководителем подросткового служения для церквей Союза по всей России без зарплаты, так как у нашего союза нет на это денег». Перед этой встречей я думал, что только маленькие церкви испытывают большие трудности, не имея денег на покрытие своих нужд. С этого момента пришло осознание, что проблема гораздо сложнее. Эта проблема широко распространена в церквях России, Центральной Азии и, вероятно, на большей части территории бывшего Советского Союза.

Вскоре после завершения обучение, Московская семинария евангельских христиан наняла меня на работу. Так моя проблема была решена во второй раз. Но мой пример скорее является исключением по сравнению с общей ситуацией в стране. В семинарии есть возможность наблюдать судьбой студентов после завершения обучения. Слава Богу, большая их часть находится в служении. Но многие вынуждены работать и не могут посвящать служению полное время.

Историческое прошлое

Россия приняла христианство в конце 10-го века и на протяжении следующих 1000 лет являлась христианской страной. В 1917 году в России произошла революция, в следствие чего к власти в стране пришли коммунисты. Будучи атеистами, коммунисты стали бороться против Церкви. В итоге, в период с 1917 по 1991 год Россия основной идеологией был атеизм.

Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать вместе со своей атеистической идеологией в начале 1990-х годов. Эти события стали началом “миссионерской волны”1 в России и бывших республиках Советского Союза. Но 70-летний период атеизма под руководством коммунистический партии оказал соответствующее влияние на людей.

Аналогичная ситуация сложилась в Китае. Наши страны объединяет не только территориальная граница, долгие годы дружбы между народами, но и похожее мировоззрение, ведь в обеих странах у власти долгие годы находилась коммунистическая партия. Так продолжалось вплоть до 1990-1991 годов, когда Советский Союз распался, и коммунистическая партия потеряла свою позицию в стране. Свобода вероисповедания пришла в Россию с того момента, но не в Китай. Большое количество миссионеров приехало в Россию. Но правительство Китая запретило аналогичную деятельность в своей стране. Было естественным ожидать, что из-за свободы вероисповедания и финансовой поддержки со всего мира церковь в России станет больше и сильнее. Но в реальности ситуация оказалась прямо противоположной: евангельские церкви в Китае по численности оказались больше и более самостоятельны. Конечно, численность населения в Китае, самая большая в мире, отсюда китайские «маленькие города» гораздо больше по численности, чем некоторые мировые столицы. Так, например, по информации из Атласа Мира, численность населения города Шанхай в два раза превышает численность населения Москвы. Парадокс заключается в том, что даже под государственным давлением китайская евангельская церковь численно растет лучше, чем евангельская церковь в России при свободе вероисповедания. Почему так происходит? И как это относится к вопросу приношения десятины и пожертвований?

В Китае существует организация под названием «Патриотическое движение «За тройную независимость», представляющая основную христианскую, протестантскую церковь в Китае. В названии организации заложены три основных принципа: независимость управления, независимость распространения и независимость финансирования. Эти принципы стали хорошим основанием для роста современной китайской церкви. С момента проведения в Китае реформ в 1978 году, из-за постоянного государственного контроля китайская протестантская церковь не ждала никакой финансовой или какой-либо другой помощи из-за рубежа и была готова полагаться только на свои внутренние ресурсы, и, как я полагаю, такой подход способствовал выживаемости китайской церкви. В определенном смысле государственное давление помогло церкви стать сильнее.

Сравнивая китайский опыт с российской ситуацией и периодом проводимых реформ в 1990-2000 годах, становится очевидно, что у России было совсем другое историческое прошлое. В то время государственный контроль был слабым, а основной лозунг того времени: «Запад нам поможет». Люди не думали о том, чтобы справляться при помощи имеющихся собственных средств, напротив, они ожидали эти средства от западных стран. Такое мышление, разумеется, существовало и в церкви, которая стала зависимой от заграничной финансовой помощи. Как мы видим, даже при том, что у Китая с Россией было схожее историческое прошлое, результаты реформ, проводимых в странах, имели разные результаты.

Следует также отметить еще один немаловажный аспект. Во времена реформ в Китае и России наши страны находились в более или менее одинаковом экономическом состоянии. Обе страны жили при коммунистическом режиме и плановой экономике, испытывали нехватку малого бизнеса и низкий уровень личного дохода населения. Россия и Китай начинали в одинаковых экономических условиях, но мышление в странах было разным: в Китае – «У нас есть все необходимое, чтобы построить церковь»; в России – «У нас ничего нет, пожалуйста, помогите.» Почему это произошло в России, а не в Китае? Во времена СССР в стране существовали евангельские церкви, но численность людей в церквях была небольшой. После падения «Железного занавеса»2 для людей были открыты границы, многие христиане эмигрировали в западные страны в период с 1990 по 2000 годы. Очень быстро церкви остались без лидеров, а местами церкви полностью распались. Тем временем зарубежные миссионеры приезжали в Россию на миссию с деньгами. Много новообращенных людей стали частью вновь открытых церквей, финансируемых из-за рубежа. Существовавшие поместные церкви были не способны принять всех новообращенных, а новые церкви были слишком зависимы от миссионерских денег. Появление проблем было лишь вопросом времени. В тоже время, христиане в Китае не покидали своей страны и не получали никакой помощи извне. Средства поступали только из внутренних источников. Таким образом они рассчитывали только на имевшиеся у них ресурсы, а не на помощь из-за границы. Китайские церкви в настоящее время более сильные и независимые. Чтобы церковь в России стала сильной, независимой и растущей, важно переориентироваться на свои внутренние ресурсы.

Коммунистическая партия пыталась построить коммунизм в Советском Союзе, а в коммунистическом обществе человек не мог чем-либо владеть. Считалось, что всё принадлежало всем. В мышлении людей, живших в Советском Союзе, укоренилась мысль: «Это не моя ответственность», поэтому они не думали о своём будущем и навыках мудрого планировании. Правящая КПСС3 несла идею: «Вам не нужно заботиться о своем будущем, потому что мы заботимся об этом. Мы знаем правильный путь и приведем вас в «светлое будущее». Партия знает, чему и как учить ваших детей, что вам делать на работе, какие газеты читать и каким новостям верить». Для многих людей в Советском Союзе это стало глубоким внутренним убеждением и стилем жизни. Однажды я прочитал статью в газете, автор которой писал о своем опыте работы на заводе в СССР. Будучи молодым начинающим специалистом, он получил от своего начальника задание сделать конкретную деталь на токарном станке, и указал сколько таких деталей нужно было сделать. Молодой человек приступил к работе, но когда начальник ушёл, другие, более опытные работники, остановили все производство и пару часов они ничего не делали. В конце рабочего дня они взяли на складе нужное количество готовых деталей и представили их начальнику, под видом только что произведенных. Начальник посчитал детали, принял работу и поставил отметку «Сделано». Естественно, в конце статьи описывалось, что этот обман раскрыли в итоге, но сам подход понятен.

Этот пример весьма показателен тем, что люди были не заинтересованы делать вещи качественно. Кто-то другой (начальник, партия, правительство), как они думали, должен позаботиться об этом, что кто-то другой решит проблемы, если или когда они появятся.

Нельзя не сказать также об отношениях между правительством и церковью в Советском Союзе. Советское правительство контролировало все церковные деньги. Согласно свидетельствам служителей, которые были пасторами центральной баптистской церкви Москвы, правительство обязало отдавать в “Фонд Мира” около 80% всех пожертвований. Фонд, имевший политическую цель распространять коммунизм в других странах, обладал колоссальным количеством денег, поступавших от пожертвований. Большая часть этих пожертвований не были добровольными, в том числе пожертвования, которые требовали от церкви. По словам гроссмейстера Анатолия Карпова, экс-президент Фонда, в 1989 году в фонде насчитывалось около 7-ми миллиардов долларов США. [Карпов, 2007] “Так как СФМ считался общественной организацией он финансировался за счет добровольно-принудительных взносов граждан и организаций, в том числе: “Изъятия из церковных доходов: церковные приходы и епархии заставляли перечислять большую часть своих доходов в Фонд мира.” [Советский фонд мира, ]

Зная о происходящем, прихожане не хотели жертвовать деньги в церкви, изыскивая другие возможности для того, чтобы пожертвовать Богу: помогали людям лично, использовали свои деньги на нужды служения и использовали товарный обмен и т.д. Естественно, такое отношение оказало влияние на то, как люди жертвовали в церкви. И если поколение верующих в СССР не жертвовали в церкви, зная о причинах, то следующее поколение христиан, их дети, не приносили пожертвования следуя примера предыдущего поколения. Они последовали примеру родителей, на осознавая настоящей причины таких действий, а обсуждать причины вслух, было небезопасно.

С распадом Советского Союза у людей появилась возможность свободно исповедовать веру и религиозность, многие начали посещать церковь. В это время большое количество миссионеров приехало в бывший Советский Союз с деньгами и щедрыми пожертвованиями. Когда иностранные миссионеры привезли деньги в церкви, началось активное служение основанное на зарубежных пожертвованиях. Хотя это и было благословенным временем для церквей, но это привело к проблеме – люди в церквях очень быстро привыкли к такому положению дел. Люди в Советском Союзе были приучены думать, что кто-то решит любую проблему, в частности КПСС. После распада СССР у людей в церкви было взращено такое же мышление. Ранее все проблемы решала коммунистическая партия, а потом трудности решали миссионеры и их деньги.

Так не могло продолжаться вечно. В начале 90-х годов в стране было много миссионеров, но в начале 2000-х их стало вдвое меньше. Многие миссионеры оставили свои служения в России после мирового финансового кризиса 2008 года, и денежные потоки вместе с этим прекратились. Дальнейшее развитие событий в мире, дополнительные политические санкции ещё более усложнили пожертвования для церковной деятельности в России. Это стало одним из факторов, в результате которого количество евангельских церквей в России в настоящее время уменьшается. У церквей есть свои здания, но там некому служить. Из-за необходимости прежде всего заботиться о своих семьях, люди не хотят брать ответственность за церковь. Уменьшение количества евангельских церквей так же можно объяснить естественными причинами – после «Миссионерской волны» достаточно большое количество новых поместных церквей было основано, но многие из руководителей данных церквей были иностранными миссионерами, либо неподготовленными, ново-обращёнными служителями. За резким ростом последовала стагнация, а затем и откат.

Богословие «Святой нищеты» и «Евангелия процветания»

Термины, которые используются далее, содержат два основных подхода к богословию. «Святая нищета» исходит из предпосылки, что богатство является злом, ибо невозможно «служить Богу и маммоне (богатству)». Истинно верующий и духовно зрелый человек должен жить в аскезе, переносить все тяготы жизни, ради духовного роста и приближения к Царству небесному. «Евангелие процветания» является противоположностью «Святой нищеты»; оно исходит из предпосылки, что Бог хочет сделать каждого последователя обеспеченным, даже богатым, а проблемой, почему этого не происходит, является греховность самого человека. Говоря простым языком, для «Святой нищеты» – богатство это проклятие, для «Евангелия процветания» – богатство это благословение.

Большинство евангельских церквей в России росли при коммунизме или в период миссионерской волны 1990-2000-х годов. Это привело к образованию двух основных групп церквей с двумя видами богословия. Церкви с коммунистическим прошлым по большей части верили в «святую нищету», а церкви возникшие во время миссионерской волны зачастую верили в «Евангелие процветания». Стоит сказать, что идеология коммунистического режима выражалась в подходе «плохо быть богатым, потому что богатые капиталисты являются угнетателями рабочего класса». Одним из лозунгов революции 1917 года был «Вся власть народу». Коммунисты боролись против богатства отдельных людей, но за финансово-экономическое равенство для всех: «от каждого по способностям, каждому по труду» [Конституция (Основной закон) СССР в редакции от 5 декабря 1936 г. / Статья 12, ]. Люди в Советском Союзе росли в идеологии равенства, со словами «плохо быть богатым». Для некоторых христиан это было очень похоже на то, что говорила Библия, например, когда в 11 главе Евангелия от Луки в 39-42 стихах записано, как Иисус Христос обличал богатых фарисеев. Так в евангельских церквях распространялось учение о «Святой нищете». Но большинство людей не желают быть нищими, предпочитают быть богатыми и здоровыми. Прихожане евангельских церквей оказались под давлением противоречащих друг другу внутренних конфликтов: желания быть богатыми и обязательства быть святыми в нищете. Таким образом, когда страну накрыла «Миссионерская волна», принеся с собой «Евангелие процветания», многие люди положительно откликнулись на эту тенденцию. Множество новых церквей открыли во время «Миссионерской волны» в России; церкви, в которые люди пришли из светского мира, а некоторые из существовавших церквей. В то время «Евангелие процветания» стало весьма популярным в евангельских, особенно в новообразованных, церквях. Люди увидели альтернативу идеологии «быть бедным хорошо» и им это понравились обещания «Бог хочет сделать тебя богатым». Так в середине периода «Миссионерской волны» «Евангелие процветания» очень быстро стало весьма популярным, в том числе потому, что миссионеры, проповедовавшие «Евангелие процветания», сами были из богатых стран и обеспеченных церквей. В сознании людей понятия «Евангелие процветания» и богатый образ жизни стали равнозначны. Из-за подобного учения у некоторых христиан возникли такие вопросы: «Разве правильно, что “быть святым” означает “жить в нищете”? Действительно ли Бог хочет, чтобы мы так жили? А как же Авраама, Иова, Царя Давида и Соломона?» Подобные вопросы пошатнули основы учения о «Святой нищете», но вскоре люди обнаружили в учении о «Евангелии процветания» свои богословские недостатки. Лозунгом «Евангелия процветания» было выражение «Бог хочет сделать в церкви каждого богатым», но в сравнении с библейскими примерами до этого было весьма далеко в реальной жизни. В конце периода «Миссионерской волны» популярность «Евангелия процветания» уменьшилась, люди в церквях поняли, что оба учения взяты из Библии лишь частично и потому не могли быть названы полностью библейскими.

Однажды я разговаривал с руководитель международного молодежного служения, который только что вернулся из поездки по некоторым российским городам. В одном из городов была церковь насчитывавшая около 400 прихожан, но пастор и служители никогда не получали в церкви зарплату или финансовую поддержку! Такова была политика церкви: пастор должен служить Богу, как они понимали, совершенно бесплатно. В этой церкви сменилось несколько пасторов за последние несколько лет, каждый из которых служил менее года. В той церкви никто не хотел быть пастором. Самое печальное в том, что поступая так, люди верили, что действовали в соответствие с Библией.

Результатом этих диаметрально противоположных богословских взглядов стало появление в российских евангельских церквях двух основных подходов к проповеди о деньгах: очень редко, либо крайне много. Многие пасторы, выросшие в СССР, считая эту тему “недостойной”, не упоминали о ней в церкви. Девять из десяти человек, верящих в святую нищету, отвечая на вопрос о том, что говорит Библия о деньгах, вспомнили 13 стих из 16 главы Евангелия от Луки, где написано: “Вы не можете одновременно служить и Богу, и богатству” или Евангелие от Луки 20 главу 25 стих: “отдавайте кесарево кесарю, а Божие – Богу”.

На страницу:
1 из 3