
Полная версия
Олег. Путь к себе книга вторая
Я поражённо молчал.
Он остановился и повернулся ко мне:
– Так дальше продолжаться не может. Всё. Потому и время наше подходит к концу, – он устало потёр ладонями лицо. – Конечно. Мы приняли Декларацию Сотрудничества и установили законы современного общежития. Но чего мы добились? В духовном плане ничего, ну или очень, очень мало! Да, мы провозгласили экономическую социальную справедливость. Это, несомненно, очень важно для своей поры, – он замолчал и снова сел.
Наклонился к экрану и тихо продолжал:
– Олаф, это конец. Вы тысячу раз правы с отцом Окимием. И не подумай, что только я так думаю. Все религиозные конфессии уже давно понимают – дальше тупик. Человечество прошло свой материальный путь. Решены все важные вопросы физического контакта между людьми и природой. Физическое достигло своего предела и зациклилось, оно не пришло к духовному единству, ни между собой, ни с природой. А дальше что? Хождение по кругу и деградация. Именно это и подтверждают ваши с отцом Окимием исследования.
Он глянул в упор и тихо спросил:
– Ты слышал про комету Лекселя?
Я задумался: что-то знакомое послышалось в названии кометы.
– Да! Конечно, – вспомнил я. – Ещё три года назад, когда меня везли…, – я запнулся, – в поезде, по дороге в монастырь, слышал в новостях об этой комете. Кажется, в восемнадцатом веке она была впервые обнаружена?
Брат Климентий кивнул:
– В 1770 году.
– Да, да. Тогда ещё говорилось, что тогда почти месяц её наблюдали на небосклоне. Она пролетела на расстоянии примерно шестикратном расстоянии от Земли до Луны, но даже при этом затмила собой Луну: была значительно ярче и больше её диска. Было предположение, что на орбиту кометы повлияло притяжение Юпитера, который и «отправил» опасную путешественницу подальше от солнечной системы. И вот теперь, похоже, что она возвращается.
– Олаф, может, вот он – конец света? И человечество должно погибнуть, как вы с отцом Окимием просчитали, испытав стихийный катаклизм, которому физически человек сегодня не может противостоять?
Я молчал, не зная, что и ответить.
Предстоятель откинулся на спинку трансида.
– В любом случае это ясное предупреждение нам, людям. Комета ли это будет или иное мощное природное явление, которое мы будем не в силах предотвратить, – конец один: человечество должно погибнуть или научиться управлять этими природными стихиями. Но овладеть ими может только то, что сильнее их, а это – высшая управляемая человеком энергия – духовная энергия. И что это значит? – он замолчал, в упор, смотря мне в глаза.
– Значит, наш путь – овладеть этой энергией.
– Именно! И чем быстрее, тем лучше. Потому я полностью согласен с вашими научными выводами. Только при тонкой духовной или вибрационной, как вы с отцом Окимием её называете, организации человека, у него появится шанс не просто выжить, но и самим творить Гармонию, работая с природными стихиями. И тогда у человека не только откроется личный духовный горизонт развития, но и произойдёт изменение его физического воплощения, вплоть до утончения тела и изменения структуры ДНК, которые и позволят нам противостоять стихиям, управлять ими.
Брат Климентий замолчал и сидел какое-то время, удручённо покачивая головой. Я хотел спросить, что же удручает его? Мы как раз и хотим этого, и если все это понимают. Но тут он заговорил, отводя взгляд:
– Но можем ли мы сегодня менять атрибуты религии? По ним люди живут веками. Они им понятны, и в них они свято верят. Чем мы заменим вековую религию? Научными выкладками? Нужны ли эти выкладки простому верующему человеку? Не убьют ли они его веру в Бога? – он задумчиво замолчал.
Я не смел потревожить его до тех пор, пока он не взглянул на меня и твёрдо продолжил:
– Вселенский конфессиональный собор не готов пока ответить на этот вопрос положительно, а потому было принято решение остановиться на изучении научных материалов.
– Брат Климентий, нам отказывают в проведении реформы монастыря? – осипшим голосом проговорил я.
– Нет, не отказывают, – покачал он головой. – Принято решение на продуманный эксперимент. На продуманный! – он поднял указательный палец. – Тут нужно действовать очень осторожно. Идея для всех интересна, но никто не видит, как именно претворить её в жизнь. А ломать старое без знания того, как построить новое, категорически нельзя. Всё, на что мы можем пойти – это продуманный эксперимент. И потому, – он пристально посмотрел мне в глаза и торжественно продолжал, – твоему монастырю дано такое право. Главное, Олаф, его должны понять и принять простые люди: и монахи, и поселенцы. По результатам будет принято решение о том, следует ли уже сегодня новый подход к религии положить в основу нашей миссии и объявить о ней. У тебя времени год – до осенней сессии Вселенского конфессионального собора. На нём будет принято окончательное решение. А пока тебе дано право действия. Всё в твоих руках. Но запомни главную заповедь: «Не навреди!». Главное, что решение о следовании за тобой должно быть добровольным. Мы не можем и не хотим никого заставлять. Департамент даёт нам неделю на принятие окончательного решения: быть эксперименту или нет. Ты понял меня?
– Да, я понял.
– Хорошо.
Брат Климентий взглянул на браслет:
– Через несколько минут все соберутся. После начала дай мне, пожалуйста, слово. Я хочу обратиться ко всем.
Я кивнул. Я был оглушён решением Собора: мои надежды на помощь учёных провалились, а что я мог сделать один? Хорошо, мне дают право на эксперимент, но как проводить этот самый эксперимент конкретно я понятия не имел. Это должна была быть тщательно продуманная планомерная работа многих учёных. Любой эксперимент должен иметь твёрдую научную разработку. А что есть у меня? Только теория, наши исследования с отцом Окимием, его принципы построения новой общины. И к тому же руководство монастыря должно проникнуться этой идеей и дать на неё согласие. Смогу ли я их убедить? В отце Ануфрии я не сомневался, но остальные. Вот Фивий обрадуется. Теперь он в открытую сможет противостоять всем нововведениям. Мои мечущиеся мысли прервал скрип распахнутой двери.
Глава 3
В дверях стоял Фивий, мой заместитель. Осанистый, дородный, он переступил порог и, чуть склонив в приветствии голову, поздоровался:
– Здравствуй, брат Олаф!
– Здравствуй, брат Фивий. Проходи, садись.
Фивий степенно, опираясь на посох, направился к одному из четырёх кресел, расположенных в центре вокруг компьютера-куба-проектора.
«И зачем ему посох? Ладно, мне по сану нужен. А так-то я и в руки его никогда не беру. А ему-то зачем? Не больной, не немощный. Молодой, на три года только старше меня. Тридцать восемь, а с каким надменным превосходством посматривает на всех и всё, прям старец-пророк. Представляю, скольким он после исповеди епитимий[1] наложил за грех гордыни, а сам-то», – подумал я.
За ним проскользнул Фиста. Безмолвный и быстрый, он не только всегда тенью следовал за своим хозяином, но и был вездесущ. Куда бы я ни пошёл, везде рядом мелькала его долговязая фигура. Я так и не понял, кем он был Фивию: помощником, соглядатаем или телохранителем, но в одном я твёрдо убеждён – Фиста беспрекословно выполнит любой его приказ. Откуда такая рабская преданность? Сам же хозяин едва замечал его, а когда обращался, в его словах сквозило явное пренебрежение. Фиста поклонился, не поднимая глаз, и пошёл к скамье у правой стены, за спиной у своего хозяина.
В дверях показался монастырский эконом Тихон – тощий, длинный, сутулый пожилой монах. Он язвительно оглядел зал. Едва взглянув на меня, насмешливо склонил голову, и тут же задрал жиденькую седую бородёнку, торопливо прошёл вслед за Фивием и уселся в кресло рядом с ним справой стороны от компьютера.
За Тихоном в дверь боком протиснулся высокий толстый монах Сидор. Прищуренными хитрыми глазками-бусинками быстро осмотрел зал, поклонился и медленно направился к креслу напротив Фивия. Я уже общался с этим монахом. Он курировал верхнее и нижнее поселения при монастыре. Принимал отчёты избранных поселенцами, и одобренных монастырём старост. После моего вступления в должность настоятеля Сидор был первым, кто попросил у меня аудиенцию. Он долго говорил о своей тяжёлой доле, о том, как трудно навести порядок среди поселенцев: ведь они не монахи, и вольны своей волей. Чего он хотел от меня, он так и не сказал, но намекнул, что хорошо бы ему прибавить коэффициент за сложность работы к ЧИВ[2]. Я понял тогда, что Сидор хитёр и дипломатичен, но при этом ищет всегда только свою выгоду.
Вошёл старец, отец Ануфрий – духовник монастыря[3]. Улыбнулся мне и отвесил всем поясной поклон, прошёл и сел возле Сидора.
За отцом Ануфрием потянулись должностные монахи. С кем-то я уже был лично знаком, кого-то знал только по представлению Фивия при вступлении в должность. На скамью рядом с Фистой пристроился Хрон – высокий худой монах, смотритель склепов и регент Ион – управляющий соборным хором – благодушный, маленький, толстенький, почти круглый, человечек.
На противоположной скамье разместились Кирилл – строгий молодой человек, с аккуратно подстриженной бородкой и усами пшеничного цвета, он возглавлял монастырскую школу, открытую для детей поселенцев; Спиридон – заведующий библиотекой – древний старец с мелко подрагивающей головой, должно быть, по возрасту он был самым старшим в монастыре; и Свирид – старший мастер иконописной мастерской – крепкий монах высокого роста, в котором чувствовалась сила.
Последним вошёл Тит – агроном и ветврач монастырского хозяйства. Он потоптался, прикидывая, куда ему сесть, и пошёл к Свириду, который ему дружески кивнул.
Ну вот. Все в сборе. Как раз вовремя: большие напольные часы зашипели и пробили шесть раз. Все встали. Монахи выжидающе смотрели на меня. Я растерянно осмотрелся. Повисла тишина. Я уже открыл было рот, чтобы провозгласить начало собора, как дверь снова скрипнула, и в щель просунулась встрёпанная голова деда Анисима. Он посмотрел на меня вытаращенными глазами и быстро-быстро заговорил:
– Милости прошу! Святые отца, простите Христа ради!
Все обернулись к нему.
– Что тебе, дед Анисим? – спросил я.
– В ухе сильно застреляло. Позвольте отлучиться ненадолго, закапать лекарство? – и он принялся дёргать себя за ухо.
Я спохватился, что забыл снова включить преобразователь, машинально провёл рукой по волосам, глянул на отца Ануфрия и заметил, как он улыбнулся в бороду.
– Иди, конечно, дед Анисим.
– Ты, Анисим, совсем страх потерял, – недовольно сказал Фивий, – позволяешь себе врываться на собор!
Анисим, часто кланяясь, прикрыл за собой дверь.
Пока Фивий ворчал на Анисима, а остальные недовольно качали головами, я незаметно включил преобразователь. И тут же в ухо мне понёсся злой шёпот Анисима:
– Молитву! Молитву читай перед началом собора.
«Да! Точно!», – разговор с отцом Климентием выбил из колеи, и у меня совсем выскочило из головы всё, к чему я готовился. Я вздохнул и начал читать молитву на начинание всякого дела. Разговоры затихли, и монахи, шевеля губами, стали повторять за мной её слова:
– Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою.
– Вот! То-то же, а то стой тут, подслушивай, – услышал я в «Ухе» голос деда, и то ли почудилось, то ли на самом деле едва различимое, – вот ведь Линза.
Я вздрогнул и сбился с ритма, но тут же взял себя в руки и дочитал молитву до конца:
– Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь[4].
После молитвы все перекрестились и сели.
– Уважаемые члены монастырского собора, – начал я, – сегодня мы собрались на внеочередное заседание в связи со знаменательным событием. Предстоятель Всемирной Христианской Церкви брат Климентий пожелал обратиться к нам со словом.
Я включил компьютер. Через минуту на гранях его, чтобы видели все, появилось лицо Климентия.
– Приветствую вас, возлюбленные братия мои! – начал он.
Все встали, отвесили поясной поклон и снова сели.
– Я постараюсь ненадолго задержать ваше драгоценное время, занятое высокими делами служения Господу нашему Иисусу Христу. Хочу ещё раз от души поздравить настоятеля брата Олафа со вступлением в должность и с его первым монастырским собором. Благословляю его на начинания. А начинания монастырю предстоят великие.
Монахи удивлённо переглянулись и воззрились на предстоятеля, затаив дыхание, а он продолжал:
– Дело, о котором буду говорить, очень важное не только для Христианского мира, но и для всех истинно верующих. На вашем монастыре лежит высокая миссия, которая назначена вам нашей Христианской Церковью и Всемирным конфессиональным собором. Миссия это – нести людям обновлённую религию. Братия, – голос его торжественно зазвенел, – религия вселяет в сердца людей любовь и веру в Бога, несёт в мир чистоту и духовность. И чтобы осуществить эту миссию, она должна быть созвучна душам людским, должна говорить с ними на одном языке. Века миновали с тех пор, как были нам даны первые заповеди Господа нашего Иисуса Христа. Неизменны они ныне, присно и во веки веков. Но говорить о них, нести в сердца людей их глубинный Божественный смысл, мы должны теми словами и, главное, теми делами, которые сегодня понятны и необходимы каждому человеку. Не для кого ни секрет, что ныне не в каждом сердце человеческом живёт Господь. И далеко не последняя в этом вина наша с вами. Вина тех, кто поставлен на Земле, чтобы служить Богу, нести его Слово и Дело людям. Но не сумели мы донести Слово Божье, чтобы запало оно в каждую душу и никого бы не оставило равнодушным. Почему так случилось? Главное в том, что мы не говорим с людьми на одном, понятным им, языке. Кто есть сегодня человек? Это человек образованный, успешный, сам делающий свою жизнь. Просвещение, культура, наука сегодня стали главными в нашей жизни. И, как доказал отец Окимий, именно они приведут современного человека к Богу, потому что нет иного пути для разумного сердца, как духовный путь самопознания и саморазвития. Религия же осталась в атрибутах понятий древнего человека. Пришло время, когда мы должны стать не просто понятными людям, но необходимыми им. Слово наше должно звучать в унисон с их сердцами. Дела наши должны воодушевлять и вести за собой. Мы с вами стоим на пороге обновлённой религии, религии, как говорил отец Окимий, которая зиждется на Вере, а Вера подтверждается Наукой. Отец Окимий оставил нам в наследство мысли, по которым мы должны создать обновлённую общину. И не только монастыря, но и открыть миру, – брат Климентий помолчал и торжественно продолжил:
– Учредителем обновлённых канонов, их проводником нами назначается ученик, последователь и преемник отца Окимия – настоятель брат Олаф. Ему предоставляется право на составление и принятие нового Устава, регламентирующего жизнь обновлённой Общины. Вам же, досточтимые братия, надлежит всесторонне помогать ему в этих начинаниях. Ибо все они предварительно согласованы с Христианской Церковью. Именно на Христианской Церкви, на нас с вами лежит великая миссия: открыть всем людям заповеди духовной жизни, открыть в каждом сердце Бога. Христианская Церковь призывает вас последовать за отцом Олафом в словах и во всех его начинаниях, как есть это начинания самой Христианской Церкви. Трудна задача сия. Дело это новое, и могут его нести только люди, принявшие сердцем необходимость этих перемен. Готовы ли вы к исполнению этой миссии?
Монахи зашевелились, зашептались.
– Не отвечайте сейчас ничего. Сначала спросите своё сердце. Департамент религиозного согласия даёт вам время, чтобы всё обдумать и дать ответ. У вас неделя до принятия решения. Через неделю мы вновь соберёмся, и я должен услышать ваше решение: готовы ли вы взять на себя ответственность за дело сие или не готова ещё к этому ваша душа. Несмотря на любой ответ, никто из вас ни в чём ущемлён не будет. Запомните это. Пусть каждый сам с собою решит этот вопрос. Я верю, что вам по силам. Благословляю вас! – брат Климентий осенил нас крестным знамением, и грани-экраны компьютера погасли.
––
[1] Эпитимия – Эпитимия, епитимья (от греч. эпитимион – наказание) – наказание в форме поста, поклонов и иных проявлений раскаяния, налагаемое священником на верующих (реже избираемые ими самими) за допущенные прегрешения или неисполнение указаний священника. Рассматривается церковью в качестве способа «врачевания духовного».
[2] ЧИВ – единица измерения и оплаты труда, в описываемом мире: Часовой Индивидуальный Вклад – один ЧИВ, то есть один час необходимого рабочего времени, потраченный человеком для создания его вклада в Общество.
[3] Духовник монастыря – понятие это имеет несколько значений. Духовник – и священник, к которому вы ходите на исповедь, и духовный наставник, и официальное лицо в монастыре, попечитель насельников монастыря в деле спасения.
Но чаще всего, говоря о духовнике, мы имеем в виду священника, которому доверяем руководство нашей духовной жизнью.
[4] Молитва перед началом всякого дела – источник «Молитвослов» интернет сайта «Азбука веры» https://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-pered-nachalom-i-po-okonchanii-vsyakogo-dela.html
Глава 4
Воцарилась тишина. Все смотрели на меня.
Первым отозвался Фивий. Он кашлянул и спросил:
– Будут ли какие новые назначения при принятии нового Устава общины? – спросил он.
«Кто о чём, а Фивий о должностях. И ни слова о деле», – с досадой подумал я.
– Не думаю, что новое дело нужно начинать с новых назначений, – ответил я. – Все вы тут потому, что при отце Окимии праведно исполняли свою работу, достойно несли монашеское дело. Никаких отводов или переводов ни у кого не будет. Если только кто не чувствует в себе силы посвятить себя миссии, которая возложена на наш монастырь. Тот всегда может отказаться. Принуждения не будет. Теперь же я хотел с вами обсудить то, что нам предстоит.
Я глянул на Фивия, тот сложил на животе пальцы рук домиком и, глядя в пол, кивал.
– Вы спросите: почему монастырский Устав, принятый и действующий уже столетия, сегодня должен измениться? – продолжил я. – На это я отвечу: вы знаете, отец Окимий посвятил свою жизнь Богу, и Всевышний открылся ему.
– Брат Олаф, – негодующий голос Фивия перебил меня, – мы вас уважаем, но будьте, пожалуйста, корректнее в выражениях. Посудите сами: разве можно постичь Бога? Господь непостижим!
Я посмотрел на покрасневшее от возмущения лицо Фивия и ответил:
– Я скажу так, как в своё время на этот вопрос ответил сам отец Окимий. Да, постичь Бога человеческим разумом нельзя, но можно и нужно постигать божественные законы, установленные им на Земле и во Вселенной. Посмотрите вокруг: не всё ли создано разумно? Не всё ли существует по промыслу Его? Именно промысел Божий или на современном языке – законы природы – управляют всем. Не для того ли, чтобы их постигать и им следовать, Бог дал человеку разум и сердце? Нельзя отрицать, что человек, познавая мир, способен изменять его и меняться сам. И это тоже благодать, дарованная нам Свыше. Сегодня мы только прикоснулись к пониманию божественных помыслов, впереди большая работа по их познанию. Всю свою жизнь отец Окимий стремился к их постижению. Он отвергал мысль, что вера должна быть слепой, и был уверен, что она должна основываться на знании человека о мире, на постепенном открытии ему божественной мудрости, выраженной в закономерностях жизни – в законах, управляющих всем. Но всякому пониманию своё время, каждому открытию свой час. Вот и пришёл тот час, когда завеса таинственности веры приподнялась, зовя нас прекрасным сущим: отцу Окимию открылся один из законов, управляющих не только нашей Вселенной, но и безграничным Космосом. Это знание приближает нас к пониманию божественного, приоткрывает картину сотворения мира. Об этом будут написаны книги и созданы целые разделы науки. Сейчас же я хочу вам рассказать об одном из её законов, обоснованном научными исследованиями отца Окимия.
Монахи встревоженно всколыхнулась. Послышались недоумённые перешёптывания и возгласы:
– Как же так? Божественная наука?
– Разве можно доказать божественное?
– Вера в сердце живёт, её линейкой не измеряешь!
– Ерунда какая: или наука, или Бог! Нельзя совместить несовместимое.
Я замолчал и растерянно огляделся.
Фивий сидел неподвижно, сцепил руки на животе, большие пальцы его рук вращались друг вокруг друга, он торжествующе смотрел на меня. В глазах монахов я видел только недоумение и недоверие. Ни искры понимания или поддержки. Я почувствовал, как сердца коснулась холодная тоска безнадёжности. Как я могу рассказывать этим людям об открытии отца Фивия, если они не могут принять даже факт возможности познания Бытия. Если я сейчас и расскажу, то это будут слова, брошенные на ветер. Меня никто не поймёт. Никто не услышит. Скорее возникнет неприязнь, чем интерес. Надо что-то делать! Но как достучаться до их сознания?
Мой взгляд упал на отца Ануфрия. Он ласково улыбнулся и ободряюще кивнул. Я машинально улыбнулся ему в ответ, и в тот же миг мне пришло решение. Нет, я не буду рассказывать о научных открытиях отца Окимия. Чтобы быть понятым, я должен говорить с ними на одном языке. И я постараюсь это сделать. У меня были записи…
Я поднял руку и сказал:
– Прошу вас, выслушайте до конца, что я хочу сказать. А потом решите, как вам быть дальше. Никто насильно никого не держит. Каждый может уйти в любой момент.
Монахи притихли.
– Хорошо. Давайте вернёмся к тому, зачем мы сегодня собрались. Отец Окимий последние месяцы работал над новым Уставом нашей монастырской общины. Именно принятие нового Устава – первое, что нам нужно сделать. Я хочу познакомить вас с его принципами, с принципами, по которым должна жить наша обновлённая община. Они ни в коем случае не противоречат духу Святого Писания и словам святых старцев, а, напротив, раскрывают их глубокий смысл для современного человека.
Итак, принцип первый: служение людям есть служение Богу.
Что для нас служение Богу, как не следование за ним всеми помыслами и делами своими? Обратимся к Святому писанию, – я нашёл в памяти браслета записи и прочитал: «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков».4
Что это значит? Об этом толкование преподобного Ефрема Сирана5: «Пришли ловцы рыб и сделались ловцами людей, как и написано: «Вот, Я посылаю …охотников, и… будут брать вас на всех горах и холмах» (ср. Иер. 16:16). Ибо если бы послал мудрых, то можно было бы сказать, что они или через убеждение уловили людей, или обошли (их) хитростью. И если бы послал богатых, то опять сказали бы, что они щедростью жизненных средств обольстили народ или захватили власть посредством раздачи денег. Таким же образом и о сильных стали бы утверждать, что, изумив своей храбростью, пленили (народ) или насильно покорили (его). Но апостолы ничего этого не имели, что Господь и сделал ясным для всех на (примере) Симона. Ибо этот был робок, если слова служанки привели его в страх (Мф. 26:69—70). Был беден, так как даже за себя не мог уплатить подати, именно пол статира (Мф. 17:24—27), как и (сам) говорит: «серебра и золота не имею» (ср. Деян. 3:6). И был простолюдином, ибо, начав отрицать Господа, не знал, под каким предлогом скрыться. Итак, явились рыболовы и победили сильных, богатых и мудрых. Великое чудо! Будучи слабыми, они без всякого насилия привлекли сильных к учению своего учительства (к ученичеству), будучи бедными, научили богатых, простолюдины сделали своими учениками мудрых и мужей великой науки. Наука земная уступила своё место той науке, которая есть Наука наук».
О чём это говорит? О том ли, что следующие за Иисусом Христом должны скрываться в монастырях и прочих уединённых местах, чтобы творить благо исключительно для души своей? Нет! Иисус призывал идти к людям, быть с людьми, словом и делом показывать дорогу к духовной жизни. И тогда наступит время, когда наука земная уступит место Науке наук. Той науке, о которой я сейчас говорил ибо пришло то время.
– Господь наш Иисус Христос возложил на нас отречение от грехов и покаяние! – Фивий вцепился в подлокотники, наклонился вперёд, и, казалось, ещё мгновение и он в ярости вскочит с места. – Не подражай тем, которые пристрастились к наслаждениям мира сего, потому что они никогда не преуспеют. Но подражай тем, которые скитались в горах и пустынях ради Бога, и осенит тебя сила свыше»6. «Ненавидь все мирское и удаляй его от себя. Будь уверен, что оно изгоняет нас от лица Божия на далёкое расстояние7, – не этому ли нас учит Преподобный Антоний Великий и святые отцы?!