Полная версия
Капустный король, Рыцарь в кастрюле и другие
Когда та становишься выше, ты уже можешь не соответствовать представлениям других людей по поводу тебя.
***
И тогда впервые появляются мысли. «А вдруг я чужой? Я не их ребенок? И по этой причине меня не принимают?» На какое-то время становится все понятно. Именно по данной причине ты перестал быть интересен папе, иначе на тебя смотрит мама, ты начинаешь себя чувствовать ответственным за конфликты между ними.
Когда ты становишься выше, ты все видишь иначе, а воспринимаешь все только по-своему. Ведь те люди, которые становятся маленькими, тебя просто не могут понять.
***
А те, которые остались там, внизу, также не понимают, а что собственно происходит. Им не до твоих переживаний. Им бы между собой разобраться. А ты? Ощущение, что ты чужой в этой команде только усиливается.
Когда ты становишься выше, появляется ощущение, что земля уходит из-под ног, а тебя ждет Космос. Он большой, манящий, тревожный, но в нем нет опоры. И выигрывает только тот, кто эту опору находит. В себе.
***
Побеждает тот, кто в какой-то момент начинает видеть то, что тепло которое давала тебе мама, внимание отца, еда, которая приносила тебе энергию, защита, – все это никуда не делось, все осталось с тобой, где-то внутри тебя.
Когда ты становишься выше, внутри ты остаешься все равно маленьким. Но получая возможность думать по-своему, ты сам для себя становишься ресурсом, дающим защиту, тепло, опору. Ты становишься суверенным.
***
Когда ты становишься самостоятельным, суверенным, то понимаешь, что комфортность любых отношений зависит и от тебя. И это ты решил, что ты чужой в своей собственной семье, и стал удаляться от родителей. Появляется странная мысль о том, что если Солнечный зайчик считает себя Желтым Кроликом, он становится чужим для Солнца. И тогда остается один выход. Позволить себе расти. По той причине, что…
В этот момент внутри тебя появляется пустота.
Когда ты становишься выше, внутри может появиться пустота, и не надо торопиться ее заполнять случайными мыслями, ценностями, это может привести к тому, что ты станешь действительно чужим для всех.
***
Оцени то, что у тебя есть. Скорее всего окажется, что все, чем ты обладаешь, для тебя важно и дорого. Что ты в ответе за тех, с кем ты связан невидимыми нитями эмоций. Отношения, которые связывают людей не случайны. Любовь, симпатия, обида, раздражение, вина – все имеет значение и смысл. И тогда появляется опора. Ощущение привязанности к другим, которое дают эмоции, дают ощущение опоры и делают нас людьми.
Когда ты становишься выше, послушай свои ноги, с тобой остается опора, которая позволяет по-новому выстроить свой мир, позволяя окружающим оставаться такими, каким они хотят быть.
Сказка о неверии
(Клиентская история)
«Неверие долго по белому свету ходило,
То в окна заглянет, то в двери к кому постучит,
То криком на кухне о чём-то опять голосило,
То ночью опять до зари почему-то не спит.
Оно, всём известно, беззубая, злая старуха,
Что коль хорошо, то спокойно не будет сидеть.
Она непременно нашепчет чего-нибудь в ухо,
Такого, что каждый уже не сумеет стерпеть.
Оно напитается днём от наветов и сплетен.
И ну разговаривать с кем-то о жизни опять.
А тот уж навстречу ей уши развесил,
Чтоб после скандалить, ругаться и ночью не спать.
Но всё же бывает, что люди во всём разберутся.
И вот уж неверию больше в деревне не жить.
Подолы от юбок её уже по ветру вьются,
Неверье от Веры друг в друга бежит во всю прыть!»
(«Сказание о неверии» Эпос народов Севера)
У одной женщины в печке поселилось Неверие. Оно там росло в тепле. Плюс, в печке всегда была еда. Поставит, бывало, хозяйка в печку чугунок с картошкой, мяса побольше положит, объявит домашним, что, мол, скоро обед готов будет, и садится у окна. А Неверие всё мясо да картошку вытащит, навернет, бывало, и сидит, посмеивается. Соберутся домашние за столом, а чугунок пуст.
И так часто бывало-то.
Не поймёт женщина, что происходит, а только всём соседкам рассказыват о том, что творится в её доме. Соседки сочувствут ей, головами качают. А она пуще прежнего попадат в истории странные.
Вот пошла она как-то в лес. По грибы али пл ягоды, кто знат? Только вошла в лес и заблудилась. Кричала, кричала: "Ау!" Да никто не отвечат. Села на травку, плачет. Вдруг из-за сосны выходит Лесовичок и спрашиват: "Что, мол, случилось?" "Заблудилась, " – отвечат женщина. "Как же ты в трёх соснах-то заблудилась?" – спрашиват Лесовик. "Как!" – удивилась женщина и заплакала. Рассказала она Лесовику про свои беды разные. Тот и посоветовал: "Домой вернёшься, печь-то и почисти. Неверие у тебя там живёт".
Вернулась она домой, вычистила печь, полы вымыла, исчезло из дома неверие к мужу, детям, самой себе. И чугунок полон стал всегда.
А вы не забываете чистить свой дом, чтобы неверие в нём не заводилось?
Остров
(Грустная сказка по мотивам занятия)
«Спор редко приводит к согласию.
К согласию приводит взаимная
Ответственность»
(Давно позабытое руководство по конфликтологии)
Посередине Океана, вдали от шумной суеты цивилизации, отдыхал от неё Остров. На нём было все. Леса, луга, деревья плодоносили. Здесь никто не жил. Возможно, по этой причине здесь все и было.
А еще на Острове жила Ответственность. Она была хороша собой, многое могла дать. Но никто не брал её с собой, а не то что в жёны. Ведь её надо было нести, за неё надо было отвечать, её считали тяжёлой.
В один из дней на остров вышли люди. Их было немного, они потерпели крушение. Так, человек 20. И устроили выборы вождя, министра, вице-вождя. Ведь когда ты считаешь себя цивилизованным, часто ждешь, что кто-то что-то за тебя сделает. После чего сказали, мол, принимайте решение, как нам жить, а мы пока посидим, посмотрим, семечки пощелкаем. Вы только ответственность на себя возьмите.
А Ответственность в это время наблюдала за происходящим из-за дерева, радовалась, неужели, наконец-то, найдется тот, кто её возьмет.
Разговоры шли три дня. Обсуждались важные вопросы. Например, нужен староста, чтобы через него разговаривать с недовольными, или о необходимости найти повара. На пятый день подняли вопрос, а нет ли на острове диких зверей. Но ни одного решения принято не было. А население заскучало, увидев, что оно не нужно ни вождю, ни его свите.
Через некоторое время к острову причалил корабль, на который вошло все простое население. Вождю и свите места не хватило. Да их и брать не захотели. На оставшееся место на корабле вошла Ответственность.
Корабль отправился в путь, а на Острове продолжались дебаты, как улучшить жизнь.
Вот такая грустная сказка получилась.
Видишь цель – не видишь препятствий
(По мотивам грруппового занятия)
«По натянутой нити каната
Чуть пониже седых облаков
Он идёт, он стремится куда-то,
Избавляясь от старых оков.
По канату, что нервно пружинит,
Над толпой, что стоит не дыша,
К своей цели над всеми чужими
Он идёт и идёт неспеша…»
Он шёл по натянутому канату над толпой зевак. С каждым движением он ощущал упругую поддержку тонкой, казалось бы ненадёжной опоры где-то там, внизу, под ногами.
Внизу, на площади, стояла толпа. Напряжённо вглядываясь вверх, сдерживая от тревоги дыхание, люди гадали: "Дойдёт – не дойдёт!"
Когда-то давно он впервые шёл по этому неустойчивому пути. Это было в цирке. Он был напряжён. Он думал: "Дойду – не дойду". Впереди было 13 метров пути. Вверх тонкой линией уходила лонжа, которая его страховала, поддерживала: " Не бойся! Ты дойдешь!" Он очень надеялся на эту руку. Но сорвался вниз и плата на ней. Зал выдохнул, охнув от страха. А он забился в тёмный угол зверинца в цирке и поплакал весь вечер. Он не смог! Он не дошёл! Ему было стыдно…
После этого случая он много раз преодолевал эти тринадцать метров над ареной, не обращая внимания на зрителей внизу и на лонжу. Он учился верить в себя и видеть только цель, к которой шёл.
Он стал ощущать упругость каната, замечать, что канат раскачивается лишь в середине пути, а в начале и конце он упруго поддерживает его, как любая дорога. Куполом над ним было небо. Путь впереди был намного привычных 13 метров. А лонжу, уходящую вверх, заменила вера. Вера в достижимость цели.
В это время внизу, на площади, несколько человек упало в обморок, кто-то закрыл глаза от страха. А тишина стала такой, что казалось, ветер с грохотом нервно перебирает занавески в открытых окнах.
Он шёл по канату, не замечая напряжения в теле, только ступни ног ощущали его путь, а глаза видели цель, к которой он стремился. А ещё, уверенность в том, что она будет достигнута.
И вот осталось сделать один-два шага.
Толпа стала оживать. Люди перешептывались, восхищаясь им. Ветер начал аплодировать распахнутыми ставнями.
Он сделал финальный шаг. Под его ногами была надёжная опора крыши. Вернулось ощущение тела, реальности.
В этот момент откуда-то сверху прозвучал тихий голос: "Ты – молодец! Ты сделал это!… "
Горькая соль одиночества
(По мотивам группового заниятия)
"Ах, идеал, идеал, идеал!
Море волнений, тревог и сомнений!
Кто о тебе что и где написал?!
Любят тебя, или прячешься в тени?
Ты средь поклонников, иль одинок?
Или завистники зло шепчут в спину?
Ты победил? Проиграл? Дай только срок…
В славе, бесславии будешь покинут…
Коль победил, то всё сзади идут…
Зло кто-то сзади: "Вот выскочка!" -дышит…
А проиграл, то плетешься один…
Все впереди… Тебя врядли услышат… "
("Баллада об одиночестве", 3 часть.
Перевод с древнегерманского неизвестного
автора)
И снова о «Колобке». Судя по рассказам клиентов, это одна из любимейших народных сказок. Далее будет предложено еще одно прочтение этой истории.
Все дело было в том, что Колобка сделали не из-за голода. У них в доме было все. Как говорят, полная чаша. Но все-таки чего-то не хватало. Когда чего-то не хватает, то кто-то собачку заводит, а кто-то детей рожает. Но и с теми, и с другими довольно хлопотно, по этой причине решили сделать декоративного Колобка. Так, чтобы и красиво, и комфортно. Вроде кто-то есть, а не хлопотно. И тут бабке попался рецепт, точнее мастер-класс по изготовлению поделок из солёного теста. Дед кричит, давай, мол, давай. Ну она и поскребла, подмела где положено, замесила, и засушила в печке. После чего остудиться на окно поставила. Повосхищались они с дедом красотой получившейся и… забыли.
Колобку не понравилась предсказанная судьба быть просто декором в этой жизни, он очень хотел быть живым и нужным, вот и отправился в путешествие, спрыгнув с подоконника. Он был свободен, счастлив, и идеален в своей шарообразной форме. Но у свободы есть обратная сторона, как выяснилось позже. Когда ты считаешь себя абсолютным по форме содержанию, то легко можешь стать одиноким. А наш герой был абсолютным шаром.
Ведь он был декором, сделан без изъяна, за него трудно было зацепиться. А ведь если тебе кто-то нужен и интересен, то всегда хочется быть с этим человеком рядом.
Колобок ощутил холод подступающего одиночества и стал искать себе друзей. Он пел песни, давал гастроли, всем рассказывал о своих успехах. Но песни его никого не завораживали, да и репертуар был так себе. И на концерты приходил, как правило, один зритель. Как-то ему встретилась она. Она была пушиста и стройна, возможно в результате пластических операций. Но вот беда, слышала и видела она неважно. Возраст, знаете ли… Когда она попросила его спеть ей, забравшись на кончик носа, то просто хотела разглядеть исполнителя поближе. Он же решил, что наконец столкнулся с той, которой нужен. Бабке он был нужен как декор, а ей, возможно, интересен как личность. По этой причине, оказавшись у неё на кончике носа, Колобок решил сопроводить песню зажигательным танцем. Но вот беда! Идеальная шарообразная форма сделала его неустойчивым, и он скатился прямо в рот благодарной зрительнице. Та ощутила во рту комок соленого сухого теста, поперхнулась и отправила его в полет. Ощутив свободное движение в пространстве, Колобок снова стал одинок.
Декор не обладает жизнью.
От любви до ненависти
(отрывок сеанса)
Как часто меняются отношения между двумя людьми, превращаясь в нечто прямо противоположное тому, что было только вчера.
«От любви до ненависти один шаг», – говорим мы не задумываясь, что чтобы этот шаг сделать, необходимо сначала научиться этому кульбиту.
Маленький ребенок, привязанный к матери, искренне верящий в ее безусловную любовь, вдруг слышит от нее фразу, которая меняет мир: «Дай Пете поиграть в твою машинку!» Мама не хочет ничего плохого, у нее есть желание научить сына делиться, она не хочет, чтобы ее любимый ребенок вырос жадиной. Но в голове у малыша проносится рой мыслей, которые буквально его разрывают. Он не понимает, как человек, который его любит, может подталкивать к потере? Как это возможно? И тогда появляются первые сомнения в безусловной любви. Вдруг выясняется, что мир может легко перевернуться. На обратной стороне симпатии и любви легко могут жить обида, злость, недоумение и печаль.
После этого опыта очень легко делается шаг от любви до ненависти. С каждым разом это расстояние ближе, а время короче. В конце концов, зачем сегодня любить, если завтра будешь ненавидеть? И мы наблюдаем коктейль из эмоций, который не дает выстраивать здоровые отношения с другими людьми, а мир наполняется болезненным деструктивным безрассудством.
Так может не стоит в детстве забирать у собственного ребенка игрушку, только по той причине, что из-за ее отсутствия капризничает другой? Ведь когда это делают, ближе к несчастливой жизни становятся оба малыша, они просто не будут способны к развитию здоровых отношений?
Сказка о пикирующем авторитете
(Клиентская история)
"Он был внезапным и мгновенным,
Красивым, умным, вдохновенным,
Был дорогим и не был мал,
Авторитетом лишь не стал."
(Из английской сатиры XVIII века)
"Авторитетом стать, на самом деле, не сложно. Сначала, надо чтобы тебя вознесли куда-то наверх. Это может сделать твоё восприятие себя неадекватным, но зато после этого ты можешь делать всё, что хочешь.
Ты спрашиваешь, а что должно произойти, чтобы тебя так высоко подняли? Немного. Главное всех напугать. Пусть даже своим неожиданным появлением. Тогда, от страха, тобой будут восхищаться, позволять делать просто всё. И пусть им потом за твоё поведение будет стыдно, это будут уже их проблемы. Главное, ты стал авторитетом. Они же сами сказали, что ты – самый умный, красивый, ловкий и пр.
Правда, есть опасность. Ты сам не должен забывать, что ты ничего не знаешь и не умеешь. Иначе попадёшь в ситуацию, из которой не выберешься. Им будет тебя жалко, но вот помочь они смогут вряд ли.
Вот, смотри, как я умею летать!" – с этими словами птенец, только вчера вылупившийся из яйца, закончил поучать своих братьев, неловко взмахнул крыльями и выпал из гнезда.
Авторитетом он больше не был.
Стрела
(Монолог участника группы)
"Она летит, чтоб победить,
Чтоб принести с собой потерю.
В итоге, кто-то уж убит,
Другой влюблён, сражённый ею."
(Отрывок из скандинавской саги XIII-XIV вв.)
Я – старая стрела. Когда-то я была оружием, а теперь я – произведение искусства. У меня выверенные формы, красивое оперение, которое сохранилось и через несколько веков всё ещё придает мне устойчивость в движении и привлекательность в глазах окружающих. А как иначе? Полёт стрелы завораживает, гипнотизирует. Мой кованный наконечник сохранил свою остроту. Я опасна до сих пор, ведь рождена для того, чтобы убить.
Помню последний бой, после которого потерялась. Мой полёт был стремительный. За несколько секунд (вжик!) и я преодолела сотню другую метров. Я летела точно в цель, куда меня направили. Вдруг, я увидела бойца, которого должна была убить. Точнее, его глаза. В них были любопытство и страх, отчаяние и надежда.
"На что ты надеешься?"-молча спросила я. " На жизнь!"-также молча ответил он. "Но я должна сделать это! Убивать – моя работа!" – "Ты можешь пролететь мимо, ведь если ты убьёшь меня, не станет и тебя!"
Наш молчаливый диалог длился мгновение, но этого хватило для того, чтобы в моём наконечнике пронеслись воспоминания жаркой кузницы, леса, наполненного пением птиц и самих птиц, их полёта, а также прикосновений рук, которые сделали меня. В голове промелькнула мысль: "А ведь верно, кто убивает, погибает сам, даже если остаётся жить!"
Я пролетела мимо. Я потерялась, но осталась жива.
Теперь, находясь в музее, рассказываю об этом опыте, который мало кто хочет слышать. Людям часто интереснее слышать о битвах и смерти, чем о любви…
Странно, но моя родственница служит Купидону.
Она невидима, но она есть. Так что, получается, что люди даже из любви способны устроить битву?
Жихарка
(клиентская история)
«Хитрость хитрость победила,
В плен сестру свою взяла.
Та по своему судила,
Победила, мол, она»
(Старая народная, возможно польская, песня.
Где-то XI-XII вв.)
Если коротко, то Жихарка – маленький человечек (кстати, так и не понятно, мальчик он, или девочка, это остается тайной), который живет в домике с Котом и Петухом. Кот и Петух, старшие члены семьи, постоянно на работе. Это логично, жить -то надо. Уходя на работу, они каждый раз говорят Жихарке: будь осторожен, рядом ходит Зло, которое для тебя опасно. Но каждый раз оставляют Жихарку одного.
Жихарка, младший член семьи, должен чем-то заниматься. И тут, оп-па, он начинает готовить обеды, следить за хозяйством, накрывать стол к возвращению домой Кота и Петуха. Нельзя сказать, что Жихарку не любят. Ведь у всех ложка простая, а у него золоченная. Так что все вроде как вполне пристойно.
Воплощение зла, Лиса, в итоге обманом выкрала Жихарку и решила им пообедать. Но, здесь происходит то, что можно описать коротко: хитрость хитростью хитрость обхитрила, и Лиса пала в огне желания съесть Жихарку. Вообще напоминает гибель зла в Гиене Огненной.
А Жихарка вернулся домой, где его ждали Кот и Петух. Здесь возникает вопрос, если старшие члены семьи дорожат Жихаркой, то почему они не бросились на его поиски, а остались дома? Они же знали, кто является воплощением зла и где оно находится.
Вообще, если посмотреть на эту триаду, то Кот и Петух напоминают родителей, между которыми установились теплые отношения, а Жихарка им нужен «для статуса», или для основания, чтобы быть вместе. Т.е. объединяющий ребенок, но если бы его не было, то возможно им бы стало легче. Они могли бы расстаться. По этой причине они довольно спокойно к нему относятся, оставляют его одного дома и пр.
Жихарка вынужден постоянно доказывать, что он полезен для дома. Он хозяйничает, еду готовит. Но он остается ребенком, которого легко обвести вокруг пальца, он готов за золоченную ложку жизнь отдать.
И в этой истории должно быть Зло. Без него нет истории. Какая жизнь без Зла? С другой стороны, есть ли жизнь без золоченной ложки?. И, когда Зло в обличии Лисы угрожает Золоченную ложку украсть, Жихарка выскакивает на ее защиту. Ложка для него – символ, что нужен, любят.
Жихарка в этих условиях обязан хитрить и манипулировать всеми. Это продукт его воспитания. И хитрость его спасает.
Откуда же это качество у нашего героя?
Посмотрим на его сказочных родителей.
Абсолютно разные.
Петух – птица домовитая, деревенская, которая стремится обеспечить и защитить весь свой прайд.
Кот – животное особенное. Кот всегда остается свободным. Единственное к чему он привыкает и привязывается – к месту, где живет. А Петух ему удобен, он и покормит, и разбудит. В пищу он, вероятно, не годен, так бы лиса его съела раньше, чем покусилась на Жихарку.
А Жихарка становится скрепой, которая сцементировала этот странный союз.
Кстати, Лиса этому союзу тоже нужна. Это вторая скрепа, которая сплачивает Кота и Петуха. При этом устранить ее нельзя. Не будет Лисы, Жихарка почувствует себя спокойно, может убежать куда-нибудь. Да и не будет Лисы, как доказать Жихарке, что он нужен? Золоченной ложки будет мало. А так, времена тяжелые, Зло рядом, а у тебя, смотри, ложка золоченная.
Жихарка, воспитываясь в этих условиях, становится хитрым. Надо отдать должное, благодаря этому качеству он побеждает угрозу.
Остается вопрос, зачем он победив Лису, вернулся туда, где его держит только золоченная ложка? Все равно останется один. Согласитесь, в одну телегу впрячь не можно Кота и птицу никогда!
Никому не нужная принцесса
(Клиентская сказка)
«На берегу в песчаном замке,
Среди песков и редких пальм,
Под шум прибоя, звуки лютни,
На стыке романтичных стран,
Жила Принцесса уже долго,
Сидела днями у окна.
Смотрела вдаль и ждала Принца,
А что еще она могла?»
(Отрывок из средневековой европейской легенды.
Легенда – это любимый жанр в тех краях.»
В одной старой, проверенной стране, где не было ничего, кроме песка и моря, а также одиноких пальм, жила была Принцесса. Нет, вы не подумайте, она была самая настоящая Принцесса. И жила она в замке. Тоже самом настоящем. Правда построен он был из песка. Но Принцесса была горда, поэтому ненадежность замка она не замечала. А еще, она искренне считала, что ей все должны, она же – Принцесса!
Но, поскольку остальные не подозревали о своем долге и жили счастливо, то в замке не было ничего. Ни овощей, ни фруктов, ни дров. Было немного рыбы и вода, да и та соленая, как слезы, потому что была морской.
Принцесса продолжала сидеть в своем замке и обижаться на проезжавших мимо рыцарей, которые ее не замечали. По крайней мере она так считала. В своих песнях она пела: «Я особенной родилась, я красива и мила! Только что ж не замечаешь, Принц проезжий ты меня?»
Согласитесь, грустная песня, особенно когда поют ее под лютню.
Когда ты считаешь, что ты никому не нужен, то не удивляйся, что тебя никто не замечает.
***
Однажды около ее замка, за песчаным холмом, приземлился Дракон. Это был необычный Дракон. Он был перелетный. Родился в лесах, на севере, зимовал в африканских джунглях. Поэтому на родине у него была пещера, а в джунглях бунгало. И он жил там, где ему комфортнее.
Многих внутренние драконы гонят туда, где комфортнее. И в конце концов они забывают, а где она – Родина?
***
Принцесса, увидев Дракона обрадовалась. «Ну началось!»– подумала она. Ведь всем известно, Дракон должен похитить принцессу, и тогда какой-нибудь принц (хотелось бы покрасивее и побогаче) ее спасет! Но Дракон был неправильный, травоядный. По этой причине он был перелетным Драконом.
Трудно быть принцессой. Когда ты не разбираешься не только в Принцах, но и в Драконах.
***
Принцесса ждала. Дракон отдыхал, ему предстоял еще долгий перелет.
Ожидание – трудное состояние. Принцесса не выдержала, подкралась к спящему дракону, который страшно смешно похрапывал, и бросилась прямо в приоткрытую пасть!
Если нет опасности, создай ее сам, тогда у тебя появится спаситель!
***
Дракон от неожиданности поперхнулся, выплюнул самозванку, набивавшуюся в жертву. Он не был готов к такому близкому общению. Принцесса воспарила в небеса и, планируя на юбках как на парашюте, думала о том, что когда собираешься броситься в пасть Дракона, неплохо узнать, а будет ли он тебя кушать, иначе складывается глупая ситуация и драма становится комедией.
***
За всем этим действием, из-за ближайшего бархана наблюдал Принц, которому нравилась Принцесса. Он уже был готов прийти ей на помощь. Принцы, они ужасно романтичны. Они знают, что настоящая любовь приходит только через подвиг и героизм во имя Дамы сердца.
Но когда он увидел, что Принцесса героически пытается стать жертвой, издеваясь над мирной зверушкой, то подумал, что такой подвиг ему не по плечу. Поэтому он с грустью в опустевшем сердце, которое покинула Дама, сел на коня и поехал дальше.