bannerbanner
Перевод и локализация: введение в профессию. Основы, советы, практика
Перевод и локализация: введение в профессию. Основы, советы, практика

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3
UX-КОПИРАЙТЕР

Специалист, составляющий тексты для приложений. Хотя копирайтер не переводит, а пишет с нуля, ориентируясь на дизайн-документацию, но при переводе интерфейсов мы все становимся немножко копирайтерами. Очень часто при локализации приложений вместо перевода приходится прибегать к транскреации, то есть придумывать фразы заново, сохраняя общий смысл и нужный эмоциональный заряд. В этой роли главное – владение родным языком и понимание психологии пользователей.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, РЕПЕТИТОР

Думаю, нет на свете ни одного переводчика, которого хотя бы раз в жизни не просили «подтянуть английский» у ребенка знакомых. Ко мне обращаются регулярно, но я всегда отказываюсь. Да, и переводчик, и преподаватель знают язык. Но преподаватель – это прежде всего методист и психолог, умеющий выстроить учебный процесс и найти подход к подопечному. Однако многие переводчики преподают мастерство перевода или учат отдельным навыкам (например, основам транскреации или работе с CAT-системами).

Важно понимать, что все эти роли взаимосвязаны и у них нет четких границ. В том смысле, что вам не обязательно быть только переводчиком или только редактором. Сотрудничая со студией локализации, вы можете на одном проекте выполнять перевод, на другом – вычитывать его в качестве редактора, а на третьем – проводить LQA. Менеджер локализации в студии разработки игр, как правило, «генералист» – он может точечно контролировать качество переводов, писать английские тексты для игры, планировать работу переводчиков-локализаторов. А набравшись опыта, каждый может ощутить желание поделиться накопленными знаниями и пойти преподавать на курсах (а может быть, даже создать собственный авторский курс).


MT, нейросети и будущее профессии

С тех пор как появились системы машинного перевода, все чаще звучит мнение: переводчики либо УЖЕ не нужны, либо (совершенно точно!) очень скоро станут не нужны. Переводить будут ИИ, нейронные сети или какая-нибудь другая продвинутая технология, причем за считаные минуты. Я всегда вспоминаю сцену из фильма «Москва слезам не верит», в которой герои обсуждали будущее индустрии развлечений: «Ничего не будет! Ни театра, ни кино – одно сплошное телевидение».

Такие разговоры звучат уже не годы, а десятилетия – с 1991 года, когда были созданы первые технологии машинного перевода и появился PROMT (хотя эксперименты в области автоматизации перевода велись с 50-х годов XX века). Google Translate (или аналогичные сервисы, такие как Яндекс. Переводчик, DeepL, Reverso) используют в различных ситуациях буквально все, у кого есть компьютер. Негативные прогнозы возобновились с появлением генеративного ИИ, в частности, ChatGPT (в 2022 году, как раз в период написания этой книги).

Да, действительно, технологии развиваются ошеломляющими темпами, и уже сейчас вполне можно использовать машинный перевод для многих задач. Появилась профессия «постредактор», или «редактор машинного перевода». Этот человек вычитывает результат работы «машины» и приглаживает его. Есть мощные MT-движки, постепенно обучающиеся переводить массивы текстов, выдавая достаточно приличный результат (опять же при помощи постредактора, помогающего движку «учиться»). Теперь у нас есть еще и генеративный ИИ – технология, которая чисто технически умеет делать то, что делает человек: перевести текст, а затем переписать его на основе заданных инструкций по тону и желаемой лексике.

Но все технологии автоматизации сталкиваются с базовыми проблемами:

• связность повествования и единства лексики/терминологии;

• передача эмоционального заряда;

• юмор и шутки, уместный сленг;

• культурные отсылки и их адаптация;

• достоверность фактической составляющей.

Это лишь некоторые ситуации, в которых нельзя отказаться от человеческого участия. Связность, адекватность, уместность – все это должен оценивать и корректировать человек. И человек должен понимать, что такое хорошее качество и какими способами можно его добиться, то есть обладать всеми навыками переводчика.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

«Ма́ззи в Гондоландии», обучающий мультсериал BBC, транслировался с 1986 г.

2

«Суперкрошки», супергеройский мультсериал Cartoon Network, транслировался с 1999 г.

3

Сленговый термин, сокращение от design documentation, общее название документации, описывающей дизайн будущей игры.

4

Эффективный способ передачи данных с использованием интернета, основанный на децентрализованном обмене данными между пользователями. Самый известный пример P2P-сети – торрент.

5

Международный маркетплейс для найма фрилансеров.

6

Guy Ritchie’s The Covenant, 2023.

7

– You’re here to translate.

– Actually, I’m here to interpret.

8

Мне очень нравится это выражение, навевает ассоциации с клятвой Гиппократа.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3