bannerbanner
Титаны Возрождения. Леонардо и Микеланджело
Титаны Возрождения. Леонардо и Микеланджело

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 6

Тогда же были сделаны шаги к разрешению конфликта вокруг «Мадонны в скалах»: монахи братства Непорочного Зачатия по завершении работы над картиной в 1507–1508 гг. должны были выплатить Леонардо и Амброджио де Предису обещанную в 1483 г. премию в двукратном размере (200 лир)[146]. В последний момент разногласия по поводу ее размера возникли уже между художниками, но после того как они были урегулированы, Амброджио де Предис получил разрешение написать для продажи третью копию картины, однако неизвестно, воспользовался ли он этим разрешением. Вторая копия картины с 1508 по 1781 г. находилась в церкви Сан Франческо Гранде, а вскоре после ликвидации братства была куплена шотландским живописцем Г. Гамильтоном и привезена в Великобританию, где находилась сначала в частных коллекциях, а с 1880 г. – в Лондонской национальной галерее[147].

Осенью 1507 г. Леонардо на некоторое время вернулся во Флоренцию, чтобы возбудить дело о наследстве, оставленном ему скончавшимся дядей Франческо – земельном наделе под названием il botro, которое, видимо, было куплено дядей на деньги Леонардо. Права на него оспаривали сыновья Пьеро да Винчи от третьего и четвертого браков, которые после смерти отца в 1504 г. поделили отцовское наследство без участия Леонардо, отстраненного от наследования из-за внебрачного происхождения. Согласно семейному соглашению между братьями да Винчи, заключенному в 1492 г., они стали претендовать на наследство Франческо, хотя тот после смерти старшего брата Пьеро пересмотрел свое завещание в пользу Леонардо.

Уезжая из Милана, Леонардо заручился рекомендательными письмами французского короля, назначившего его придворным живописцем и инженером, и маршала д’Амбуаза, но они не помогли ускорить судебный процесс, так же как и письмо Леонардо к кардиналу Ипполито I д’Эсте, брату мантуанской маркграфини, направленное 18 сентября или октября 1507 г. с жалобой на одного из братьев, Джулиано да Винчи, не желавшего соблюдать завещание дяди, а также с просьбой повлиять на Рафаэля Иеронимо, которого гонфалоньер Содерини уполномочил довести этот судебный процесс до завершения к празднику Всех Святых (1 ноября). Из черновика письма Леонардо, также сохранившегося в Атлантическом кодексе (fol. 317r), которое, по всей видимости, предназначалось маршалу д’Амбуазу и было отправлено весной 1508 г. с Салаи, выясняется, что он надеялся завершить судебную тяжбу с братьями и вернуться в Милан к Пасхе, а также обещал привезти с собой две картины разного размера с изображением Богородицы, которые начал писать для Людовика XII[148]. Какие именно произведения имел в виду Леонардо, точно неизвестно, как и то, сумел ли он на этот раз довести начатые работы до конца.

В это время его внимание поглощали исследования по анатомии, зафиксированные в большом количестве рисунков, которой он занимался в Милане и Павии вместе с молодым профессором Марко Антонио делла Торре, после того как вернулся из Флоренции, так и не дождавшись завершения тяжбы с братьями. Среди других интересов Леонардо в те годы были геология, водные ресурсы, оптика. В качестве художника-декоратора он получал от Амбуаза 400 скудо в год. Кроме того, Леонардо был сделан заказ на изготовление монументального надгробия Джану Джакомо Тривульцио, маршалу Франции и бывшему французскому наместнику в Милане, предварительная смета на который, сохранившаяся в Атлантическом кодексе, составила 2924 дуката, но так и осталась на бумаге[149].

Возможно, к третьему пребыванию Леонардо в Милане относится работа над картиной «Леда и лебедь», сюжет которой основан на древнегреческом мифе о дочери этолийского царя Леде, соблазненной верховным богом Зевсом в образе лебедя. Картина известна по копиям, сделанным в начале XVI в., которые даны в двух вариантах: обнаженная стоящая Леда, обнимающая лебедя, и обнаженная коленопреклоненная Леда в окружении детей[150]. Эскизы Леды сохранились в бумагах Леонардо, но оригинал картины утерян.

Среди поздних работ Леонардо следует отметить портрет Иоанна Крестителя (ок. 1509–1517, Париж, Лувр)[151], написанный в технике sfumato, на котором улыбающийся святой, с женственными чертами лица, представлен по пояс, наполовину обнаженным; правая рука, устремленная вверх от локтя, с вытянутым большим и указательным пальцами, придерживает длинный посох, увенчанный крестом. Как отмечал А.Л. Волынский, «этот образ, выступающий ослепительным видением на темном фоне, как бы воплощает всю душу Леонардо да Винчи, с ее яркою игрою научного света и бездн густого мрака. Это ее бесподобный символ. Проницательный ум, тонкая, болезненно-изысканная чувственность, улыбка, полная непобедимого скептицизма, высота одинокого полета к холодному фантастическому небу – это именно душа Леонардо да Винчи, перевоплощенная в образ юного Иоанна Крестителя…»[152]. К аналогичной интерпретации склонялся К. Кларк, считавший, что «святой Иоанн для Леонардо – вечный знак вопроса, носитель величайшей тайны мироздания. Тем самым он превращается в двойника Леонардо, в дух, который стоит у него за спиной и подбрасывает ему неразрешимые загадки»[153].

Еще одну вариацию на эту тему представляет картина «Святой Иоанн в пустыне» (ок. 1513–1519, Париж, Лувр)[154], в левой части которой изображена долина с горой и частью реки; в правой части помещена в полный рост фигура сидящего под деревом Иоанна Крестителя, одетого в набедренную повязку и левой рукой придерживающего посох, а указательным пальцем приподнятой правой руки указывающего направо, предвосхищая грядущего Христа. Прическа Иоанна на этой картине соответствует прическе Иоанна на поясном портрете, но выражение лица более серьезно. В XVII в. «Святой Иоанн в пустыне» был подвергнут переделке, в результате ему были приданы атрибуты античного бога Вакха. Под этим названием картина известна в настоящее время.

После смерти маршала д’Амбуаза в 1511 г. положение французов в Северной Италии осложнилось. Римский папа Юлий II (1503–1513), на протяжении нескольких лет бывший союзником Людовика XII, изменил вектор политики, организовав против короля Франции Священную лигу, в которую вошли Венеция, Испания, Швейцария, Англия и Священная Римская империя. Вскоре после гибели нового французского наместника Гастона де Фуа в битве под Равенной (1512) французам пришлось оставить Милан, где союзники в конце того же года водворили Массимилиано Сфорцу (1512–1515), старшего сына Лодовико Моро. Леонардо, скомпрометированный сотрудничеством с французами, не задержался при его дворе, тем более что вскоре ему представился случай сменить покровителя.

В феврале 1513 г. Юлий II скончался, и на его место был избран кардинал Джованни Медичи – второй сын Лоренцо Великолепного, принявший имя Лев X (1513–1521). По приглашению брата нового понтифика Джулиано Медичи Леонардо 24 сентября того же года в сопровождении своих учеников Франческо Мельци [1493–1570], Салаи, Лоренцо и Фанфойи отправился в Рим, о чем имеется запись в Парижском кодексе E (fol. 1r). Хотя художнику была выделена студия в папской вилле Бельведер, отношение к нему, по всей видимости, было прохладным. Вазари рассказывает, что, «получив как-то заказ от папы, он тотчас же начал перегонять масла и травы для получения лака, на что папа Лев заметил: “Увы! Этот не сделает ничего, раз он начинает думать о конце, прежде чем начать работу”»[155]. Достоверность рассказа Вазари может подтвердить одна из записей Леонардо в Парижском кодексе H, которая гласит: «Озаботься итогом. Прежде всего подумай о том, чем дело кончится» (fol. 139v)[156]. Впрочем, папа, видно, поторопился в своих суждениях, так как со слов Вазари известно, что за время пребывания в Риме Леонардо успел написать две картины, изображавшие Мадонну и младенца, для папского датария Бальдассаре Турини. Как бы то ни было, отношения Леонардо с Львом X не сложились: позже в его записях, вошедших в Атлантический кодекс, появится пессимистическая фраза: «Медичи меня создали и разрушили»[157].

По всей видимости, проблема заключалась в том, что в Риме Леонардо занялся конструированием параболических зеркал для отражения солнечной энергии, но вступил в конфликт с немецкими ассистентами Георгом и Иоганном. Камнем преткновения между Леонардо и одним из мастеров, Георгом, стал вопрос о заработной плате: он получил 7 дукатов, но утверждал, что ему было обещано 8 дукатов, а кроме того, хотел забрать в Германию некоторые металлические модели, чего Леонардо не разрешил ему сделать. Тогда Георг, пренебрегая служебными обязанностями, устроил в своей комнате мастерскую и стал выполнять другие заказы. Инициатор этого конфликта, мастер Иоганн, рассматривавший Леонардо как конкурента в борьбе за благосклонность Джулиано Медичи, также организовал собственную мастерскую, куда переманил Георга и стал производить зеркала для продажи на ярмарках. В довершение всего Иоганн попытался дискредитировать анатомические изыскания Леонардо, после чего папа запретил проводить их. Художник был вынужден обратиться с письмом к Джулиано Медичи, в котором дал свою интерпретацию произошедшего конфликта: черновик этого письма сохранился в Атлантическом кодексе (fol. 247v)[158]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

В квадратных скобках даны годы жизни упоминаемых лиц, в круглых скобках – годы правления монархов и датировка художественных произведений.

2

Leonardo da Vinci. Scritti. Rusconi, 2009. P. XIII–XIV.

3

Николл Ч. Леонардо да Винчи. Полет разума. М., 2006. C. 35.

4

Uzielli G. Ricerche intorno a Leonardo da Vinci. Serie 1. Vol. 1. Torino, 1896. P. 33, 34.

5

Айзексон У. Леонардо да Винчи. М., 2018. C. 14, 15.

6

Аноним. Краткая биография Леонардо да Винчи // Волынский А. Жизнь Леонардо да Винчи. М., 1997. C. 482.

7

Beltrami L. Documenti e memorie riguardanti la vita e le opere di Leonardo da Vinci. Milano, 1919. P. 2.

8

Николл Ч. Леонардо да Винчи… С. 45.

9

Айзексон У. Леонардо да Винчи. C. 25; Зубов В. П. Леонардо да Винчи. 1452–1519. 2-е изд. М., 2008. C. 20.

10

Николл Ч. Леонардо да Винчи… С. 81, 85; Дживелегов А. Леонардо да Винчи // Он же. Данте Алигиери, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Никколо Макиавелли. М., 2018. C. 387, 406.

11

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи, флорентинского живописца и скульптора // Он же. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Под ред. Габричевского А. Г. В 5 томах. Т. 3. М., 2001. C. 14.

12

Ср.: Кларк К. Леонардо да Винчи. Творческая биография. СПб., 2009. C. 16; Мюнц Э. Леонардо да Винчи. Художник, мыслитель, ученый: В 2 томах. Т. 1. М., 2011. C. 29.

13

Beltrami L. Documenti e memorie… P. 4.

14

Вазари Дж. Жизнеописание Мазаччо из Сан-Джованни-ди-Вальдарно, живописца // Он же. Жизнеописания… Т. 2. М., 2001. С. 109.

15

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… С. 17–18.

16

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… С. 19.

17

Аноним. Краткая биография Леонардо да Винчи. С. 484.

18

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… C. 16.

19

Вазари Дж. Жизнеописание Андреа дель Верроккьо, флорентинского живописца, скульптора и архитектора // Он же. Жизнеописания… Т. 2. М., 2001. C. 439.

20

О специфике литературной работы Вазари см. в кн.: Роланд И., Чарни Н. Коллекционер жизней. Джорджо Вазари и изобретение искусства. М., 2019.

21

См.: Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи 1452–1519: В 2 томах. Т. 1. Полное собрание живописи. М., 2011. C. 19, 215.

22

Арган Дж. К. История итальянского искусства: В 2 томах. Т. 1. Античность, Средние века, Раннее Возрождение. М., 1990. C. 276.

23

См. Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 212.

24

См. Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 213.

25

См. Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 22–23, 216.

26

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… С. 16–17.

27

Аноним. Краткая биография Леонардо да Винчи. С. 484.

28

Паоло Джиовио. Жизнь Леонардо да Винчи // Волынский А. Жизнь Леонардо да Винчи. С. 486–487.

29

Beltrami L. Documenti e memorie… P. 5–6.

30

См. Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 48, 221.

31

См. Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 51, 222.

32

Beltrami L. Documenti e memorie… P. 7–8; Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. С. 50. В дополнение к алтарной картине Леонардо должен был расписать циферблат монастырских часов (См.: Айзексон У. Леонардо да Винчи. C. 72–73).

33

См.: Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 39, 218.

34

Аноним. Краткая биография Леонардо да Винчи. С. 484.

35

Beltrami L. Documenti e memorie… P. 6.

36

См.: Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 36, 217.

37

См.: Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 84, 227.

38

См.: Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С 14, 15, 214.

39

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… С. 18.

40

Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 214.

41

Аноним. Краткая биография… С. 483.

42

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… C. 20.

43

Цит. по: Волынский А. Жизнь Леонардо да Винчи. С. 25–27.

44

Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и ученый (1452–1519). Опыт психологической биографии. М., 2010. C. 28.

45

Beltrami L. Documenti e memorie… P. 10–11.

46

Solmi E. Leonardo (1452–1519). 2 ed. Firenze, 1907. P. 12–14; Дживелегов А. Леонардо да Винчи. С. 409.

47

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… C. 14, 15.

48

Amoretti C. Memorie storiche su la vita, gli studi e le opere di Leonardo da Vinci. Milano, 1804. P. 27–28.

49

Цит. по: Vecce C. Leonardo. Roma, 1998. P. 74–75.

50

Гуковский М. А. Леонардо да Винчи. Творческая биография. Л.-М., 1958. С. 60; Зубов В. П. Леонардо да Винчи. C. 32.

51

См. Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 64, 65, 223–224.

52

См. Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 66, 67, 229.

53

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… C. 19.

54

Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 2006. C. 227.

55

Нойманн Э. Леонардо да Винчи и архетип матери // Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М., Киев, 1996. C. 116.

56

Аноним. Краткая биография… С. 484.

57

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… C. 20.

58

Beltrami L. Documenti e memorie… P. 12.

59

См.: Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 100, 225.

60

Николл Ч. Леонардо да Винчи. С. 309.

61

См. Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 95, 226.

62

См. Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 81, 228.

63

Amoretti C. Memorie storiche… P. 38.

64

Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996. C. 42.

65

Айзексон У. Леонардо да Винчи. С. 226–227; Николл Ч. Леонардо да Винчи. С. 300.

66

Le rime di Bernardo Bellincioni / Ed. P. Fanfani. Bologna, 1876. P. 178.

67

Leonardo da Vinci. Scritti. P. 441.

68

Волынский А. Жизнь Леонардо да Винчи. С. 193–194.

69

Amoretti C. Memorie storiche… P. 38.

70

Amoretti C. Memorie storiche… P. 39.

71

Beltrami L. Documenti e memorie… P. 28.

72

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… C. 15.

73

Николл Ч. Леонардо да Винчи. С. 395, 396.

74

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… С. 14.

75

Избранные произведения Леонардо да Винчи: В 2 томах / Под ред. А. К. Дживелегова, А. М. Эфроса. Т. 1. М., 2010. C. 129, 130.

76

См.: Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 124–125, 230–231.

77

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… C. 20, 21. Аналогичный рассказ есть у итальянского писателя-гуманиста XVI в. Джамбатисты Джиральди Чинцио (См.: Волынский А. Жизнь Леонардо да Винчи. С. 234–236).

78

Банделло [М.] Знаменитейшей и добродетельнейшей героине г-же Джиневре Рангоне и Гонзаге // Волынский А. Жизнь Леонардо да Винчи. С. 489.

79

Паоло Джиовио. Жизнь Леонардо да Винчи. С. 487.

80

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… C. 21–22.

81

Дворжак М. История итальянского искусства… Т. 1. С. 151–152.

82

Вёльфлин Г. Классическое искусство. М., 2004. C. 39–41.

83

Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций: В 2 томах. Т. 1. XIV и XV столетия. М., 1978. С. 154–155.

84

Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций: В 2 томах. Т. 1. XIV и XV столетия. М., 1978. С. 153.

85

Цит. по: Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 122. О прототипах персонажей см. в кн.: Кинг Р. Леонардо да Винчи и «Тайная вечеря». СПб., 2016.

86

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… C. 22.

87

Цит. по: Волынский А. Жизнь Леонардо да Винчи. С. 507.

88

Волынский А. Жизнь Леонардо да Винчи. С. 508. Критику этой гипотезы см.: Зубов В. П. Леонардо да Винчи. С. 28–29 (Примеч. 25).

89

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… C. 15.

90

Тучков И. И. Роспись Зала делле Ассе в Кастелло Сфорцеско в Милане // Леонардо да Винчи и культура Возрождения / Отв. ред. Л. М. Брагина. М., 2004. C. 72.

91

Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 233.

92

Волынский А. Жизнь Леонардо да Винчи. С. 29–30.

93

Кларк К. Леонардо да Винчи. Творческая биография. СПб., 2009. C. 115.

94

Beltrami L. Documenti e memorie… P. 25.

95

Beltrami L. Documenti e memorie… P. 29.

96

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… C. 22.

97

Аноним. Краткая биография… С. 484.

98

Хоэнштатт П. Леонардо да Винчи (1452–1519) // Великие художники итальянского Возрождения: В 2 томах / Под ред. Э. Кёнига. Т. 2. Триумф цвета. М., 2008. С. 176; Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 230.

99

Коллисон Морлей Л. История династии Сфорца. СПб., 2005. C. 240–270.

100

Leonardo da Vinci. Scritti. P. 503, 504.

101

Банделло [М.] Знаменитейшей и добродетельнейшей героине г-же Джиневре Рангоне и Гонзаге // Волынский А. Жизнь Леонардо да Винчи. С. 489.

102

Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 118.

103

Beltrami L. Documenti e memorie… P. 57.

104

Beltrami L. Documenti e memorie… P. 58.

105

Николл Ч. Леонардо да Винчи. С. 414.

106

Beltrami L. Documenti e memorie… P. 60, 62–63.

107

Leonardo da Vinci. Scritti. P. XL.

108

Beltrami L. Documenti e memorie… P. 51.

109

См. Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 142, 236.

110

Цит. по: Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 145.

111

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… C. 24.

112

Аноним. Краткая биография… С. 484; Паоло Джиовио. Жизнь Леонардо да Винчи. С. 487; Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… C. 24.

113

См.: Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 181, 244–245.

114

См.: Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 144, 234.

115

Цит. по: Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 149.

116

См. Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 148, 238.

117

См. Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 153, 239.

118

Зубов В. П. Леонардо да Винчи. С. 48.

119

Цит. по: Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 152.

120

Клула И. Борджиа. Ростов-на-Дону, 1997.

121

Beltrami L. Documenti e memorie… P. 72.

122

О возможных контактах Макиавелли с Леонардо в период его службы у Цезаря Борджиа см. в кн.: Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. 2-е изд. СПб., 1991. C. 108–109; Николл Ч. Леонардо да Винчи. С. 442–443, 448–453; Айзексон У. Леонардо да Винчи. С. 316–324.

123

Николл Ч. Леонардо да Винчи. С. 461.

124

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… C. 26–27.

125

Цит. по: Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990. C. 312.

126

Вазари Дж. Жизнеописание Леонардо да Винчи… C. 27.

127

Паоло Джиовио. Жизнь Леонардо да Винчи. С. 487.

128

Аноним. Краткая биография… С. 485.

129

См.: Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 166–167, 242–243.

130

Вазари Дж. Жизнеописание Микеланджело Буонарроти, флорентинца, живописца, скульптора и архитектора // Он же. Жизнеописания… Т. 5. М., 2001. C. 216.

131

Аноним. Краткая биография… С. 485.

132

См.: Цёльнер Ф. Леонардо да Винчи. Т. 1. С. 155, 240–241.

На страницу:
5 из 6