bannerbanner
Узбекистан. Природа. История. Экономика. Достопримечательности. Религиозные центры
Узбекистан. Природа. История. Экономика. Достопримечательности. Религиозные центры

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 6

Образование народностей Средней Азии в начале первого тысячелетия до н. э. тормозилось постоянным нашествием кочевых тюркоязычных племен скотоводов с севера, но в следующие века их приток уже не был постоянным. Процесс образования народностей Средней Азии ускорился в середине первого тысячелетия н. э., в условиях зарождения и упрочения феодального способа производства. Но тюркоязычные племена продолжали влиять на процесс образования среднеазиатских народностей. Чрезвычайно значимыми в более позднее время были два этапа завоевания тюрками Средней Азии: в начале XIII в. – Чингисханом и в конце XV – начале XVI в. – Мухаммедом Шейбани-ханом (1451–1510 гг., основатель государства Шейбанидов, 1500–1598 гг.). Последними в состав населения Средней Азии влились племена, которые переселились в эти места в период правления Шейбани-хана (XVI в.) и носившие общее название «узбеки» (по имени одного из ханов). В конце концов все пестрое население этих мест стало называться узбеками, хотя общее название «узбеки» первоначально закрепилось только за населявшими эту территорию тюркскими племенами.

Развитие узбекской территории, жизнь узбеков с первой четверти XIII в. подверглись серьезной опасности в связи с захватническими действиями Чингисхана.

Чингисхан (Чингиз-хан, Тэмуджин, Темучин, 1155–1227 гг.) – основатель и великий хан Монгольской империи (с 1206 г.), основатель монгольской нации, организатор походов против народов Азии и Восточной Европы. Его походы сопровождались жутким опустошением завоеванных земель, гибелью целых народов и привели к установлению монголо-татарского, или ордынского, ига в порабощенных им странах. Тем не менее Чингисхан вошел в мировую историю как один из величайших полководцев всех времен. Чингисхан родился в знатной семье, по одним данным, на территории нынешней Монголии, а по другим – в южной части Восточной Сибири, на территории современной России. Когда ему было 9 лет, убили его отца, их семья оказалась в изгнании. Враги схватили его и увели в плен, надели на него деревянный ошейник, чтобы не убежал, а он смог освободиться и сбежал, вернулся в родное племя. В возрасте около 20 лет он попытался дипломатическим путем объединить разные племена, а сам женился на дочери одного из своих сильных соседей. Враги вскоре похитили его жену. Он смог, объединив соседние роды, победить врагов и вернуть свою жену. К 26 годам ему удалось объединить монгольские племена в союз и получил титул Чингисхана, что переводится как «всеобщий повелитель», «настоящий повелитель», «драгоценный повелитель». Он заставил руководителей племен, входивших в его союз, иметь постоянную военную силу для обороны и участия в его завоевательных походах. Во главе воинских подразделений он ставил сыновей ханов и других представителей знатных семей. Конница составляла основную часть армии Чингисхана. Чингисхан возвел на важную ступень военную разведку, постоянно усовершенствовал техническую оснащенность своей армии, первым стал применять разные катапульты и осадные машины. Чингисхан использовал психологический фактор – человеческий страх – как прием в ведении войны. Он редко брал пленных, уничтожал военных людей и мирное население (от младенцев до глубоких стариков). Чингисхан подавил всех противников и добился консолидации монгольского народа. Он не обладал хорошим здоровьем, но всегда имел воинственный настрой. В возрасте 60 лет он отправился в Монголию подавлять восстание, вспыхнувшее в Китае, но в дороге умер. Он не боялся смерти, знал, что у него несколько сыновей, которых он дельно воспитал; они сохранят его достижения и продолжат его дела. Империя Чингисхана после его смерти существовала около 150 лет благодаря умелому управлению его детей и внуков – Чингизидов. В дальнейшем Русь и Китай подчинили себе части этой империи, а Монголия, как ее ядро, уцелела.

Действия одного из внуков Чингисхана, Батыя, оказали ощутимое влияние на развитие узбекских земель.

В начале 40-х гг. XIII в. хан Батый (Бату-хан, 1208–1255 гг.) – монгольский хан, основал Золотую Орду – монголо-татарское феодальное государство, в состав которого входили Северный Хорезм, Западная Сибирь, Волжская Булгария, Северный Кавказ, Крым и другие территории. Батый с 1243 г. стал ханом Золотой Орды. (Русские княжества находились в вассальной зависимости от Золотой Орды, столицами которой были Сарай-Бату, потом – Сарай-Берке в Нижнем Поволжье). Хан Золотой Орды в 1313–1342 гг. Узбек (умер в 1343 г.) укрепил ханскую власть, ввел ислам в качестве государственной религии, натравливал русских князей друг против друга, в 1327 г. подавил восстание в Твери. В XV в. Золотая Орда распалась на ряд ханств, в том числе Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское и другие (БЭС. С. 113, 466).

Борьбу за освобождение от ордынского (монголо-татарского) ига и объединение тюркских народов возглавил Тимур (Тамерлан, 1336–1408 гг.) – создатель государства со столицей в Самарканде, эмир с 1370 г., выдающийся, необычайно талантливый полководец и знаменитый среднеазиатский государственный деятель (см. 5.3.1.1). Тимур разгромил Золотую Орду, совершил многочисленные удачные военные походы, обогатившие его государство, но грабительские для других государств. К 1386 г. созданное им государство было уже экономически очень мощным, а также сильным в военном отношении. Он сам в 1387–1405 гг. возглавлял военные походы, которые проводил ради расширения своих территориальных владений. Тимур и его армия практически не знали поражений. Время правления Тимура на его малой родине в Мавераннахре (междуречье Амударьи и Сырдарьи) ознаменовалось строительным бумом, но на захваченных территориях он проявил себя как жесточайший тиран, абсолютно не щадивший ничего и никогда в порабощенных им государствах.

В дальнейшем в Средней Азии правили потомки Тимура – Тимуриды – правившая династия в Средней Азии в 1370–1507 гг. Наиболее известными из потомков Тимура были Шахрук (1377–1447), Улугбек (1394–1449), Бабур (1483–1530 гг., основал в Индии в 1526 г. династию Великих Моголов). Сын Тимура Шахрук и внук Улугбек не были столь воинственно настроены, как Тимур, они в основном занимались внутренним усовершенствованием оставшейся им в наследство огромной империи. А Улугбек к тому же был ученым, старался как можно больше времени и сил отдавать научным работам, построил в Самарканде знаменитую астрономическую обсерваторию, основал медресе, ставшие лучшими учебными заведениями в Средней Азии. Эти Тимуриды больше занимались решением внутренних хозяйственных задач в их государстве, чем вопросами повышения боеспособности их армии, кроме того, они не смогли снизить пыл и число междоусобных внутренних конфликтов. Главным образом из-за междоусобиц государство Тимуридов ослабло и к концу XV в. потеряло былой авторитет сильного в военном плане государства.

Государство Тимуридов было завоевано кочевыми племенами кипчаков, или половцев (тюркоязычный народ раннего феодализма), во главе с Шейбани-ханом.

Феодальное государство Шейбанидов (1500–1598) имело своими главными центрами Самарканд и Бухару. Государство возглавляли представители династии Шейбанидов – узбекских ханов, основателем этой династии был Мухаммед Шейбани (1451–1510). А Абдулла-хан II (1557–1598) стал известен как хан всех узбеков с 1583 г. Но к 1599 г. к власти пришли Джаниды (Аштарханиды, см. текст далее) – династия ханов Бухары в 1599–1753 гг., потомки астраханских ханов; из них наиболее известны Имамкулихан (1611–1642) и Убайдуллахан (1702–1711). Именно Шейбани и его потомки, владевшие долгое время значительной частью Средней Азии, вошли в историю как создатели узбекского государства – Бухарского ханства (Бухарского эмирата, или амирата), которым управляли наследственные монархи.

Бухарское ханство – феодальное государство в XVI–XVIII вв. Это ханство стало называться Бухарским после перенесения его столицы из Самарканда в Бухару. Ханство получило наибольшее развитие при Абдулле-хане II в 1557–1598 гг. Но ханство ослабело при династии Аштарханидов (Джанидов) и в 1740 г. было завоевано Афшаром Надир-шахом (1688–1747 гг., иранский шах с 1736 г., завоевал значительные территории в Средней Аздии, Индии и Закавказье), с 1747 г. стало называться Бухарский эмират (БЭС. С. 181).

Бухарский эмират, или амират, – феодальное государство в Средней Азии в 1747–1920 гг. С 1868 г. оно являлось вассалом Российской империи, его столицей была Бухара. Большое влияние на развитие амирата оказали амиры из династии Мангыт. Народные беспорядки, революция при помощи Красной Армии привели к свержению власти эмира. В октябре 1920 г. была образована Бухарская народная советская республика (БЭС. С. 181)

.

На бухарской земле не было единства в рядах правившей элиты. Вначале в Бухарском ханстве в Самарканде верховодили вожди-кипчаки (половцы) из династии Шейбанидов. Самой известной бухарской династией стала династия Мангыт – династия ханов Бухарского эмирата в 1753–1920 гг. (свергнута в 1920 г.), которая пришла на смену властвовавшим в XVII – первой половине XVIII в. Аштарханидам (Аштарханиды, или Джаниды, – династия ханов Бухары в 1599–1753 гг., потомки астраханских ханов). Именно представители династии Мангыт стали называть себя не ханами, а эмирами, или амирами.

А XVIII–XIX вв. восточная часть Бухарского амирата отделилась от него, на этой части было образовано новое государство – Кокандское ханство со столицей в Коканде.

Кокандское ханство выделилось из Бухарского эмирата, существовало в 1710–1876 гг., это было феодальное государство. Кокандское ханство и Бухарское ханство неоднократно воевали, между ними всегда было враждебное противостояние. Бухарцы не могли простить и забыть кокандцам их выход из Бухарского эмирата.

На обломках большой узбекской империи начала XVI в. сформировались не только Бухарское, но и Хивинское ханства, постоянно воевавшие друг с другом, имевшие захватнические интересы.

Хивинское ханство существовало в 1512–1920 гг. на территории древнего Хорезма и Туркмении. Топоним «Хивинское ханство» использовали и используют в основном историки применительно к этому историческому государственному образованию, а жители тех мест и раньше и теперь предпочитают называть свой край Хорезм. Хивинское ханство было отсталым аграрным государством, которое основной доход получало от набегов и войн – с Бухарским ханством, персами, различными кочевыми племенами, а также от захвата и продажи рабов. Наибольшего расцвета Хивинское ханство достигло в первой половине XIX в.

Итак, резюмируя трудно воспринимаемую древнюю историю Узбекистана, кратко подводим ее итоги.

1. На территории современного Узбекистана классовое общество скорее всего возникло в первом тысячелетии до н. э.

2. С VIII в. до н. э. существовали древнейшие государства Хорезм, Согдиана, Бактрия, Парфия.

3. В VI–IV вв. до н. э. произошли нашествия иранских правителей Ахаменидов и войск Александра Македонского.

4. В III–II вв. до н. э. узбекские земли находились в Греко-Бактрийском царстве, а во II в. до н. э. – VIII в н. э. – в государствах Эфталитов, Кушанском царстве, Тюркском каганате и др.

5. В VIII в. территория была завоевана Арабским халифатом.

6. В IX–XIII вв. узбекские земли входили в государства Саманидов, Караханидов, Хорезм, к XI–XII вв. сложилась узбекская народность.

7. В XIII–XV вв. земли были под властью ордынских феодалов и в государстве Тимуридов; в XV в. возникло узбекское государство Шейбанидов.

8. Земли входили с XVI в. в Бухарское и Хивинское и с XVIII в. в Кокандское ханства.

Анализируя события истории, мы видим, что выгодное физико- и экономико-географическое положение, а также плодородные земли местных долин, особенно Ферганской, были основными причинами для владения узбекскими землями и их захвата у предыдущих владык. На этих землях в прошлом периоды мирной жизни и расцвета были временными и относительно короткими. Периоды подъема экономики и культуры были при Эфталитах, а затем в IX–X вв. при Саманидах, в XII в. – при Хорезмшахах, в конце XIV – начале XV в. – при Тимуре и его преемниках, и с XVIII в., когда в результате роста производительных сил началась некоторая политическая централизация. Народ междуречья – Мавераннахра – сильно и долго страдал от нашествий, в том числе Махмуда Газневида в Х в., Караханидов в начале XIII в., Шейбани-хана в конце XV – начале XVI в. Внешние войны и внутренние неурядицы-междоусобицы тормозили развитие узбекского народа.

Нужно особо отметить, что при всех жизненных трудностях и проблемах средневековый период ознаменовался развитием узбекских зодчества, классического искусства, поэзии. Все лучшие интеллектуалы и мастера в разных профессиональных делах сосредоточились в главных узбекских городах. Как говорили, при Саманидах Бухара стала «местом собрания выдающихся людей эпохи». О красоте и своеобразии Бухары знали не только в Средней Азии, тем более что ряд градостроительных новаций появился именно в ней. Так, архитектура мавзолея Саманидов в Бухаре, являющегося шедевром архитектуры IX–X вв., определила начало нового этапа среднеазиатского зодчества. Впервые в Средней Азии купольно-центрическое здание было целиком построено из обожженного кирпича; его стены и своды выведены узорной кладкой. Применена строго центричная композиция с одинаковыми четырьмя фасадами. В интерьере использована декоративная резьба по ганчу (ганч – вяжущий материал, который получали путем обжига камневидной породы, содержавшей гипс и глину; из ганча делали штукатурку, выполняли резной и литой декор).

Во времена Саманидов при создании и украшении зданий стали широко использовать резьбу по дереву; города стали сосредоточием торговли и ремесел, способствовавших развитию профессиональных искусств. После вторжения кочевников-тюрков в Мавераннахр возник новый декоративно-орнаментальный тип среднеазиатского искусства, основы которого были заложены еще до и в IX в. Кочевники внесли тюркский элемент в этнос оседлого населения, определили неизбежные новации в строительстве и декоре зданий.


Мавзолей Исмаила Самани в Бухаре


В конце XII – начале XIII в. сосредоточием городской жизни все больше становился базар, что стало новой чертой жизни, роста, планировочного развития восточных городов с XI–XII вв. В разных частях городов, а не только в городском ядре стали строить мечети, медресе, караван-сараи (постоялые и торговые дворы). Укрепленные караван-сараи стали возводить и на торговых путях между городами. Стены многих построек были сложены из сырого кирпича, облицованы обожженным кирпичом, украшены архитектурными деталями, практиковалась и узорная кирпичная кладка.

В эпоху Караханидов дворцы правителей и знати значительно выросли по размерам и стали поражать богатством их архитектурных форм и разнообразием внутреннего убранства. В это время расширилось число используемых архитектурных форм, в том числе с богатством монохромного декора из узорной кладки кирпичиками, использованием терракотовых плиток. Процветало и развивалось искусство резьбы по дереву.


Надгробие и внутренняя отделка мавзолея Исмаила Самани


Нашествие кочевников во главе с Чингисханом принесло чудовищные разрушения среднеазиатским поселениям. К концу XIII в. их экономическое положение и градостроительное состояние было хуже, чем в начале XIII в.

В XIII–XIV вв. в Средней Азии политическая жизнь определялась соперничеством феодальных группировок, резко обострилось противостояние между господствующими и эксплуатируемыми силами общества. Но нередко феодальные правители по соображениям престижа оказывали покровительство ученым, поэтам, художниками и способствовали совершенствованию зодчества. В то время в архитектурно-строительной практике стали шире использоваться изразцы, расписанные с применением золота. Порой визуальный облик новых зданий стал иметь вид граненых ротонд, имевших высокий портал, декоративные ниши, граненый барабан, наружный шатер сложного по формам (порой тройные) купола, цветной и рельефный декор, верхняя часть постройки завершалась бирюзовой шапкой купола.

Тимур принес огромные разрушения и беды завоеванным им землям, но он и его потомки-Тимуриды (XIV – начало XVI в.) свершили чрезвычайно многое для развития их государства, его градостроительного совершенствования и особенно для его столицы – Самарканда. Тимур покровительствовал науке, ученым, ценил поэтов, хотел сделать Самарканд самым красивым и величайшим городом мира, ему действительно многое в архитектурно-художественном развитии этого города удалось свершить; его потомки старались продолжать его созидательные градостроительные начинания. Дальнейшее и масштабное развитие получило зодчество; величественные постройки эпохи Тимура и Тимуридов были призваны утверждать имперские идеи своего времени. Совершенствовались приемы украшения построек. Так, в медресе Улугбека ниша, обращенная к площади портала и части арок во дворе медресе, украшены великолепным по рисунку и цвету полихромным декором – керамической мозаикой в сочетании с терракотовыми плитками, арку украшает поливная керамика с тонким цветовым узором.

В древности в Средней Азии книги переписывались вручную и украшались дивными художественными добавлениями. В XIV–XV вв. искусство рукописной книги достигло апогея. В украшении книг, многоцветии узора чаще всего доминировали цвета синий и золотой. Тончайший растительный узор рисунков напоминает многоцветную ковровую композицию. Создание и украшение рукописных книг, особенно в Самарканде, имеет долгую историю. Еще Тимур вывез из Багдада и Тебриза в Самарканд художников. При дворе Тимура в Самарканде работали искусные мастера кисти, художники-миниатюристы.

С давних пор славились среднеазиатские ремесленники – мастера в художественной работе по металлу (использовали бронзу, луженую медь, другие металлы). На очень высоком уровне было развито ювелирное искусство; во всех основных городах было много опытных ремесленников-ювелиров. Сохранились и хранятся в музеях ювелирные изделия XIV–XV вв., созданные в Самарканде, в том числе изделия из полудрагоценных камней.

В XIV–XV вв. на узбекских землях большое развитие получили также художественная резьба по дереву и ковроделие. На коврах преобладал геометрический орнамент с растительными элементами и разнообразные растительные композиции (правила ислама запрещают где-либо изображать животных и птиц).

В государстве Шейбанидов особенно большие работы велись в их столице Бухаре. При них территория города была значительно расширена и обнесена глинобитной стеной с башнями, были построены красивые мечети и медресе. На перекрестках торговых улиц возвели купольные здания, которые представляли собой систему купольных помещений, в которых размещались ремесленники со своими мастерскими и лавками. В пригородах Бухары также создавались красивые мечети и мемориально-культовые комплексы с ханакой (культовое здание – странноприимный дом для странствующих дервишей – членов мусульманских суфийских братств и отчасти для нищих), включая строительство красивых сводчато-купольных сооружений. Расширилась практика создания не только больших соборных, но и квартальных, то есть рядовых, районных мечетей.

Узбекские мастера внесли большой вклад в создание миниатюр XVI–XVII вв. В первой половине XVI в. роскошные рукописные книги с миниатюрами создавались в Самарканде и Ташкенте, максимальный всплеск успехов в этой сфере пришелся на 1520—1540-е гг. Одновременно расцветала в XVI в. бухарская школа миниатюры.

В XVI–XVII вв. на узбекских землях стремительно развивались ковроделие и узорное ткачество, изготовление шикарных парчовых кафтанов, художественная вышивка цветными шелковыми нитями. Большие успехи были достигнуты также в изготовлении керамики, при украшении которой часто часть узора выполнялась синим кобальтом по сырой глазури, а затем после обжига расписывали изделие золотистым люстром. Кроме того, были достигнуты очень большие успехи в украшении золотом металлических изделий, в этом деле самаркандские мастера приобрели чуть ли не мировую славу.

Созданные на узбекской земле произведения декоративно-прикладного искусства, ювелирные изделия, ковры, ткани (особенно шелковые), пряности, сладости, урюк, изюм славились в зарубежных странах. Широкую известность получили труды узбекских интеллектуалов: ученых в разных областях, врачей, поэтов и других литераторов. Особенно славились как центры образования, учености, культуры Самарканд, Бухара, Хива (см. 5.3.1, 5.3.2, 5.5.2). С давних времен ощущалось стремление восточных владык завязать взаимовыгодные деловые связи с зарубежными соседями, в том числе русскими. В 1560 г. в Москву к царю Ивану Васильевичу Грозному прибыло первое посольство из Бухары и Самарканда. Потом эти связи укрепились. Вот почему уже при царе Алексее Михайловиче (царствовал в 1645–1676 гг.) бухарский хан в ожидании посольства от русского царя в нарушение принятого дипломатического этикета счел возможным заказать себе подарки из России: орган, изготовленный в Москве в кремлевской мастерской, и «игрица». В 1675 г. русские послы увезли в Среднюю Азию орган и органиста Федора Текутьева.

Яркий всплеск литературного творчества в Самарканде, Бухаре, Хиве был не случайным, а объективным явлением. Ханы, шахи, султаны, эмиры стремились иметь и содержали корпус придворных поэтов, переманивали лучших из них у конкурентов, даже воевали между собой за возможность иметь при своем дворе лучших и талантливейших поэтов. Но делали они это не столько потому, что любили поэзию, а главным образом по политическим соображениям. Они прекрасно знали, что стихи популярного поэта выйдут за пределы дворца, станут достоянием базара – средоточия идеологической жизни того времени. Если поэт в своих стихах хвалил дела и возвеличивал правителя, дарил ему и посвящал свои литературные труды, то это укрепляло авторитет правителя, способствовало упрочению спокойной жизни на его землях. Но истинные поэты отваживались критиковать правителей, для этого они нередко использовали форму аллегории.

Стихи больших поэтов записывали, но в основном они передавались устно. Вот почему тогда была так велика роль мушаиры – публичного состязания поэтов. На них читали собственного сложения или декламировали стихи популярных поэтов, а потом выделяли лучшие стихотворные произведения, их авторов и чтецов. Отдельные стихотворные строки вошли в разговорный язык в виде поговорок и афоризмов. В средневековый период Самарканд и Бухара славились как главные центры образования и учености, яркие лидирующие очаги и источники поэзии, других форм литературного творчества. Многие выдающиеся ученые, поэты учились и служили при дворах ханов в Самарканде и Бухаре (см. 5.3.1 и 5.3.2).

1.2. Имперский период

Русские цари, затем императоры с давних времен зарились на богатства Средней Азии. Первым реально начал решать эту задачу царь Петр I (1672–1725 гг., царь с 1682 г., правил полностью единолично с 1696 г.). Он хотел укрепить влияние России в Средней Азии ради следующих, собственно русских интересов: 1) использование ресурсов среднеазиатского региона, богатого золотом, нефтью, хлопком, цитрусовыми; 2) установление новых транспортных путей в Индию; 3) обеспечение интересов русской восточной торговли. Для осуществления этих планов Петр I организовал два похода – Хивинский и Персидский (1722–1723).


Князь Александр Бекович-Черкасский. 1710-е годы. С портрета Ф.А. Васильева


В 1717 г. Петр I отправил 5-тысячный русский отряд под руководством князя А. Бековича-Черкасского в Хиву, где им следовало исследовать район р. Амударья и провести там поиск золотых россыпей, а еще нужно было склонить хивинского хана миром принять российское подданство. Петр I не знал или почему-то забыл, что мусульмане по своей воле никогда не подчинятся иноверному правителю, то есть немусульманину. Петр I ценил вековые интеллектуальные богатства мусульман, брал себе на службу профессионально грамотных мусульман. Ему служил знаменитый дипломат и переводчик мурза Кутл-Мухаммад Тевкелев, не изменивший своей вере и оставшийся мусульманином. По приказу Петра I в России в 1716 г. увидел свет первый полный перевод Корана (главная религиозная книга мусульман). Но Петр I сполна не доверял мусульманам. Он помнил о привычке некоторых из них говорить одно, делать другое, задумывать третье, умение втереться в доверие к нужным им людям, заботясь только о своей будущей выгоде, и, получив нужное, отделаться от простаков. Но свои взгляды о мусульманах Петр I почему-то Бековичу не изложил. Бекович не знал специфику мусульманской социальной психологии, и исходя из гуманистических основ православия надеялся добром и миром уладить дела с хивинским ханом. Отряд Бековича подошел к озерам около р. Амударьи, заложил земляную крепость. Вскоре к ней подошло хивинское войско и атаковало русские позиции. Отряд Бековича отбивался три дня, потерял 10 человек убитыми. На четвертый день хан прислал к Бековичу парламентеров с предложением о мире, всячески выражал Бековичу через парламентера доброе отношение, предлагал для удобства и лучших условий для ведения экспедиционных работ разместить русских в разных частях его страны. Бекович поверил хану, разделил свой отряд на обособленные части. А хивинцы по приказу своего хана напали на обособленные небольшие группы русских военных, убили большинство из них, а других обратили в рабство, Бековичу отрубили голову, с нее содрали кожу, набили травой и выставили у городских ворот на всеобщее обозрение. Спастись удалось только яицкому казаку Ахметьеву, который смог тайно убежать в Россию с торговым караваном и рассказал о судьбе отряда Бековича. Петр I до смерти корил себя, что в должной мере не просветил Бековича об особенностях мусульман, даже перед кончиной он нашел силы сожалеть, что не отомстил Хиве, хивинскому хану за отряд Бековича.

На страницу:
2 из 6

Другие книги автора