bannerbanner
Узбекистан. Природа. История. Экономика. Достопримечательности. Религиозные центры
Узбекистан. Природа. История. Экономика. Достопримечательности. Религиозные центры

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 6

Вера Георгиевна Глушкова

Узбекистан. Природа. История. Экономика. Достопримечательности. Религиозные центры

С глубочайшим почтением посвящается Р.И.Г.

© Бурыгин С.М., автор идеи и проекта, 2019

© Глушкова В.Г., 2019

© ООО «Издательство «Вече», 2019

© ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2020

Сайт издательства www.veche.ru

Введение

В наши дни условия для совершения путешествий стабильно улучшаются. Медленно, но растет благосостояние людей. Можно поехать в любой регион России и практически в любую страну мира: главное, чтобы были для этого деньги и свободное время. Все больше людей выбирают активный отдых, хотят узнать и увидеть что-то новое, развлечься и отдохнуть, получая новые ощущения от смены обстановки, ритма и образа жизни. Это давно заметили мудрые люди. Так, знаменитый русский путешественник-исследователь, генерал-майор, почетный член Петербургской академии наук и просто очень красивый представительный мужчина Н.М. Пржевальский (1839–1888) любил повторять: «…а еще жизнь хороша потому, что можно путешествовать».

Действительно, люди давно знают, что смена впечатлений, путешествия, поездки придают человеку новые силы, возвращают душевное спокойствие, принося умиротворение, усиливают интерес к жизни; дарят вместе с обогащающими знаниями способность трезво анализировать полученную и накопленную ранее информацию, заставляют и подталкивают больше думать, дают импульс созидательно творить, работать, деятельно и полноценно жить. И раньше и теперь, чтобы показать свою респектабельность, подчеркнуть свою осведомленность в возможностях проведения отдыха в престижных месте и обществе, говорят о том, где путешествовали, что видели, куда собираются поехать.


Карта современного Узбекистана


С конца 1990-х годов россияне получили долгожданную свободу в выборе места отдыха в любом уголке Земного шара. Это хорошо, но, как правило, требует много суматохи и волнений в процессе получения визы, обдумывания источников и доставания ощутимых материальных средств на оплату престижных и дальних поездок. Совсем другое дело – отправиться в Среднюю Азию, но не куда-нибудь в захолустье, а непременно в Узбекистан, что даст уйму совершенно новых свежих впечатлений, озарит взор и душу небывалыми свежими эмоциями и открытиями. И что особо приятно, Узбекистан для нас – это легкодоступная, безвизовая, недорогая для туристов и рекреантов страна с гостеприимными, несуматошными жителями и, главным образом, безопасными условиями для отдыха и экскурсий. Несмотря на видимую отдаленность, добраться до Узбекистана несложно. Есть железнодорожное сообщение, автотрассы, а главное, аэропорты: международные – Ташкент, Самарканд, Бухара, Ургенч, Навои, Наманган, Термез; региональные – Карши, Нукус; местные – Андижан, Наманган.

Узбекистан ассоциируется с жарким солнцем, хлопком, шелком, тюбетейками, пловом, восточными сладостями, диковинными ювелирными украшениями, необычной для европейца архитектурой и особой красотой молодых узбечек с их огромными выразительными темно-карими глазами и множеством косичек. Уже много веков узбекские женщины неизменно покоряют мужчин разных возрастов и вероисповеданий: христиан, мусульман, иудеев и прочих – от Александра Македонского и Тимура до наших современников, например киноактера П.Н. Мамонова (р. в 1951 г.), режиссера Г.Э. Юнгвальд-Хилькевича (1934–2015), поэта И.Р. Резника (р. в 1938 г.) и других, менее известных.

То, что турист ощутит и увидит в Узбекистане, не идет ни в какое сравнение с туристическими достопримечательностями и радостями в других странах. Здесь неспешный ритм жизни, особая социальная психология. Как известно, «Восток – дело тонкое», – узбекские нормы быта и традиции поражают. Еще более удивляют и восхищают дивные древние архитектурно-художественные памятники, их композиция и структурные детали. Формы этих памятников имеют присущие только им художественные и функциональные черты. Монументальные комплексы древних мечетей, минаретов, медресе, бирюзовые купольные своды завораживают своим удивительным обликом, навсегда остаются в памяти.

Еще одно приятное и небывалое потрясение ждет туристов на базаре – сказочно вкусные, с соблазнительным запахом и низкими ценами арбузы, дыни, виноград, гранаты, разные сладости, всевозможные пряности, ювелирные поделки. Нужно обладать большой волей и решимостью, чтобы сдержать себя в масштабах покупок, вконец не опустошить кошелек, особенно из-за искушений ювелирных лавочек.

В Узбекистане очень многие местности, поселения, обладают археологическими, архитектурно-художественными памятниками и почитаемыми мусульманами местами, объектами-мазарами. Много мест для пассивного и активного отдыха, развлечений, лечения, курортного времяпрепровождения (Чарвак, Чимган, Белдерсай, Чимион, Чартак, Шахимардан и другие). Расширяются возможности для экстрим-туризма. Большое развитие получили активные формы отдыха: пешие, конные, водные походы, рыбалка, охота и др. Есть очень привлекательные места для горнолыжников, дельтапланеристов, любителей рафтинга, альпинистов, спелеологов. Одним словом, в Узбекистане скучать не будешь.

За 2–3 дня можно успеть познакомиться только с одним-двумя из четырех главных городов-центров притяжения туристов – с Самаркандом, Бухарой, Хивой, Ташкентом. За неделю можно ухитриться увидеть самое интересное в главных магнитах для туристов – Самарканде, Бухаре, Хиве. За 10 дней – 2 недели можно осмотреть в первом приближении все основные достопримечательности Узбекистана. Лучшее время для поездки в Узбекистан для туристов – весна или осень (летом там очень жарко, в помещениях и на транспорте нередко мучительно душно, есть проблемы с качественным водоснабжением). Так что для россиян, причем абсолютно для всех – состоятельных и не очень – поездка в Узбекистан – доступное и необременительное в материальном плане дело. От поездки в Узбекистан всегда получаешь большое удовольствие, привезешь кучу сувениров и нужных полезных вещей, да и еще не потратишь чрезмерно много денег, не опустошишь в катастрофических размерах свой кошелек.

Поездка в Узбекистан позволяет лучше познакомиться с восточным зодчеством, поэзией, искусством, музыкальным народным творчеством и многими другими достижениями интеллектуалов прошлого и настоящего. С узбекской землей, с узбекскими традициями тесно связаны жизнь и творчество известнейших интеллектуалов прошлого – ученых, поэтов, просветителей и других, которые проживали и творили в этом регионе, на территории современного Узбекистана. Хотя многие средневековые произведения написаны на персидском и таджикском языках, влияние на их авторов при их создании несомненно оказывали интеллектуальные ценности, созданные узбеками на их исторической земле. Это относится к трудам Аль-Фараби, Авиценны (Абу-али-Ибн-Сины), Улугбека, Омара Хайяма, Алишера Навои и других. В ХХ в. Узбекистан славили в своем творчестве Хамза Ниязи, Камиль Яшен, Хамид Гулям и другие деятели узбекской культуры.


Абу-Али-ибн-Сина (лат. Авиценна) (980–1037)


Сейчас постсоциалистический период – понимай: начальная стадия возрождения в XXI в. капитализма на новом витке его развития в России и других новых независимых государствах, образовавшихся после распада СССР (1922–1991). У их жителей появилась возможность отдыхать в разных странах, создавать и развивать свой бизнес, привлекая для этого свои собственные, отечественные и зарубежные ресурсы, приглашать к участию своих отечественных и иностранных инвесторов. С давних пор у России сложились деловые связи с Узбекистаном, на новом историческом этапе их надо по-новому развивать и расширять. В связи с этим полезно попробовать посильно совместить цели традиционного туристического и делового туризма, а также целесообразно учесть перспективы религиозного туризма. В Узбекистане есть очень много почитаемых мусульманами мест, сохранились мнгочисленные мазары (почитаемые строения, захоронения и др.). В Ташкенте пребывает священная реликвия – Коран Османа (VII в.). Поблизости от Бухары кишлак Касри Орифон известен как «Малая Мекка», в нем находится мемориальный комплекс с захоронением святого шейха Бахауддина Накшбанда (XIV в.); издавна мусульмане верят, что трехкратное посещение могилы Накшанда заменяет хадж в Мекку и Медину. Пока возможности религиозного туризма в Узбекистане используются недостаточно. Учитывая все это, композиция книги сложилась такой.

В части I рассказывается об Узбекистане в целом: его истории, природно-ресурсном потенциале, основных чертах его экономики и хозяйственного комплекса, особенностях населения и его расселения (демографическая ситуация, этногенез узбеков, бытовые особенности, исламские традиции). В части II изложены внутренние различия в Узбекистане: описаны все пять экономических районов, главные города и курорты. В книге рассказано о большом числе исторических личностей (более 50), связанных своим рождением, жизнью, работой, творческой и общественной деятельностью, религиозным служением с Узбекистаном. Особое место среди них занимают персоны, почитаемые мусульманскими святыми. Названы и описаны многие почитаемые мусульманами места – мазары.

* * *

За свою жизнь автор не раз приезжала в Узбекистан и на всю жизнь сохранила добрые воспоминания о его природных и рукотворных красотах, а главное – о его гостеприимных, радушных жителях – узбекистанцах: узбеках (порядка 85 % населения), таджиках, каракалпаках, казахов, русских, представителях других национальностей. Информационный материал для создания этой книги собирался несколько десятилетий в библиотеках, экспедициях, многочисленных поездках в Узбекистан, в процессе общения с узбекскими друзьями и коллегами, а также с представителями мусульманского духовенства. Нынче жизнь очень динамична: изменения столь стремительны, что за всем не всегда успеваешь углядеть, узнать. К тому же теперь не удается по разным причинам часто и регулярно лично бывать в этой милой стране. Так что какие-то информационные непринципиальные огрехи неизбежны. Надеюсь, читатели мне их простят, ведь главное, что я хочу передать им – непроходящее, неиссякаемое восхищение Узбекистаном, его природными, интеллектуальными, рукотворными сокровищами и глубочайшее уважение к его народу – мудрому, терпеливому, доброму, что все вместе заставляет мечтать снова полететь в Узбекистана и советовать моим соотечественниками непременно побывать в этой поразительной стране, визит в которую ярко останется в памяти на всю жизнь.

Хочется выразить искреннюю благодарность издательству «Вече» за приглашение создать книгу об Узбекистане, помощь в оформлении рукописи и подборе визуального ряда. Особенно благодарю С.Н. Дмитриева, главного редактора издательства, за оказание доверия написать столь ответственную книгу и его разрешение использовать сделанные им фотографии при издании этой книги, а также других сотрудников издательства: Н.С. Дмитриеву, О.Н. Афанасьеву (Богачеву), И.В. Левченко. Также очень благодарю моего названого сына А.В. Пашкевича за помощь в сборе и обновлении информации об Узбекистане.

Часть I. Знакомимся с Узбекистаном

Глава 1. Основные страницы истории

1.1. Главные события древней истории

Узбекистан – это обширное территориальное пространство, где обитают люди с чрезвычайно давних времен. Здесь были открыты стоянки людей каменного века. В междуречье Амударьи и Сырдарьи, или в Мавераннахре, у племен, живших здесь в начале нашей эры, завершилось разложение родового строя и образовались крупные рабовладельческие государства. В них население занималось земледелием с использованием искусственного орошения, а пустынные и степные участки люди использовали как пастбища для скота. Жители этих мест поддерживали связи с обитателями соседних территорий: на севере – с тюркоязычными кочевниками-скотоводами, а на юге – с ираноязычными племенами, в основном земледельцами. При таких условиях происходило формирование народностей, населявших древние рабовладельческие государства: Согдиана, Бактрия, Маргиана, Хорезм и другие.

Согдиана – историческая область, древнее рабовладельческое государство с I в. н. э. Согдийцы (согды) – древняя восточно-иранская народность, с середины I тысячелетия до н. э. населявшая Согдиану. Согдийцы – одни из предков современных узбеков и таджиков (Большой энциклопедический словарь, БЭС. С. 1236).

Древняя керамика Согдианы

Бактрия (Бактриана) – историческая область по среднему и Верхнему течению Амударьи (ныне территория Узбекистана, Туркмении, Афганистана). С первой половины I тысячелетия до н. э. в Бактрии было рабовладельческое общество, столицей был г. Бактра. В VI–IV вв. до н. э. Бактрия входила в Персидское государство Ахеменидов (см. текст далее), затем – в империю Александра Македонского. С середины III в. до н. э. – в Греко-Бактрийское царство; во II в. до н. э. Бактрия была завоевана тохарами (см. текст далее), стала называться Тохаристан (БЭС. С. 99).

Маргиана (Мургаш, Маршана) – историческая область по течению р. Мургаб, называлась также Мервом по г. Мерв, в Средние века вошла в Хорасан (БЭС. С. 763).

Хорасан – историческая область, в III – середине XVIII в. включала части современного Ирана, Афганистана, Туркмении (БЭС. С. 1462).

Хорезм – древнее государство с центром в низовьях Амударьи, возникшее в VII–VI вв. до н. э. Феодальный правитель Хорезма (951—1220) имел титул хорезмшах. Хорезм подвергался завоеваниям, в IV–VI вв. в этой области начали складываться раннефеодальные отношения. В 712 г. Хорезм завоевали арабские феодалы. С 1220 г. Хорезм был в составе Монгольской империи, затем он стал известен как улус Джучи. С XVI в. большая часть Хорезма была включена в Хивинское ханство (БЭС. С. 1462).

Согдийцами принято называть древних жителей нынешней Зеравшанской долины, бактрийцами – население Гиссарской долины, а также территории к югу от нее и Сурхан-Шерабадской долины, маргианами – жителей района Мары – Чарджоу, хорезмийцами – население низовий Амударьи (Хорезма).

Нынешняя территория Узбекистана в глубокой древности входила главным образом в состав Согдианы и Хорезма. Процесс формирования узбеков как народа (народности, нации) – формы исторической общности людей – был длительным, сложным, этапным.


Доисламский замок Гяур-Кала II–I век до н. э. в Хорезме. Фото 1930-х гг.


Гяур Кала сегодня


Расцвет Согдианы и Бактрии относится ко II в. н. э., когда посредническая роль среднеазиатских государств была максимальной. Они тогда были основным звеном в торговле между Европой и Китаем, являлись одним из важнейших участков знаменитого Великого шелкового караванного пути. Территория современного Узбекистана была основным связующим звеном на Великом шелковом пути.

Великий шелковый путь – название (до XVI в.) торговых караванных путей из Китая в Переднюю (Западную) Азию через Среднюю Азию, по которым привозились шелковые ткани. Средняя Азия – в наиболее частом употреблении – территория, занимаемая современными государствами: Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения (БЭС. С. 449, 989, 1254, 1517).

В VI–IV вв. до н. э. большая часть территории современного Узбекистана была частью персидского государства Ахеменидов.

Ахемениды – династия древнеперсидских царей в 558–330 гг. до н. э. Государство Ахеменидов включало большую часть территорий большинства современных стран Среднего и Ближнего Востока; оно достигло наибольшего расцвета при царе Дарии I (правил в 552–486 гг. до н. э.). Государство Ахеменидов прекратило свое существование в результате его завоевания в период среднеазиатского похода Александра Македонского (завоевал Среднюю Азию в 329 г. до н. э.), разбившего армию царя Дария III и установившего на покоренной территории правление греко-македонцев (БЭС. С. 90).

Александр Македонский (356–323 гг. до н. э.) был сыном македонского царя, сам стал царем Македонии с 336 г. до н. э. Он был хорошо воспитан и обучен. Военному искусству его учил отец, а его наставником был знаменитый философ Аристотель. Александр победил персов (334, 333, 331), подчинил царство Ахеменидов, вторгся в Среднюю Азию (329), завоевал земли до р. Инд. Он создал по тому времени крупнейшую империю, самую сильную монархию древности, которая распалась после его смерти. Он обладал мощным талантом полководца, отличался удивительной храбростью. Александр Македонский создал как науку военную стратегию, впервые в военной истории объединил усилия пехоты, конницы, инженерных частей, разведки. Он всего себя посвятил государственным делам и планам, ради государственных интересов женился на азиатской девушке (и велел так же поступить 10 000 своих людей). Александру Македонскому было неизвестно чувство страха, он сам лично вел своих воинов в бой. За 11 лет непрерывных войн он не проиграл ни одного сражения, хотя сражался, как правило, с превосходящими силами противника. Это тем более удивительно, если учесть, что Александр Македонский был болен эпилепсией, был отчасти психически ненормальным человеком, был упрямо и неотвратимо одержим идеей овладеть большей частью всего мира. Он был уверен, что это ему удастся, ведь он уверовал в свое божественное происхождение, в котором его воины давно не сомневались. Александр два года провел на узбекской земле. Здесь он воевал, строил, приобщался к местным культуре и традициям, женился на бактрийской красавице Роксане.

В 250–130 гг. до н. э. на территории Средней Азии находилось эллинистическое Греко-Бактрийское царство.

Греко-Бактрийское царство существовало в период времени 250 – до 140–130 гг. до н. э., было рабовладельческим государством, находившимся на территории Средней Азии и включавшим Бактрию, Согдиану, Маргиану и др. В период наибольшего подъема этого царства – 190–180 гг. до н. э. – в его состав входили современные Афганистан и Северо-Западная Индия. Это царство распалось в результате внутренних усобиц, народных восстаний и наступлений кочевников (БЭС. С. 337).

Во II в. до н. э. Греко-Бактрийское государство разгромили тохары – народ, обитавший в Средней Азии во II в до н. э. – первом тысячелетии н. э. С первого тысячелетия н. э. исторические области на юге Средней Азии (южные районы современных Узбекистана, Таджикистана, Северного Афганистана), ранее – Бактрия, называли Тохаристан, на его территории жили племена тохаров.


Минареты средневековой Бухары


На рубеже нашей эры на территории современного Узбекистана были образованы и существовали несколько государств во главе с племенами, пришедшими сюда с юга и востока. В начале I в н. э. сформировалось Кушанское царство.

Кушанское царство возникло из государства-княжества Бактрии, возглавлялось племенем (или родом) кушан. В период расцвета в I–III вв. н. э. это царство включало значительную часть Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии. Это царство существовало в I – начале IV в. н. э. (БЭС. С. 78).

Кушанское царство распалось на мелкие владения, которые в конце IV – начале V в. были завоеваны кочевыми племенами эфталитов, вскоре установивших свое господство в Средней Азии.

Эфталиты – объединение племен, вторгшихся в V–VI вв. в Иран и Северо-Западную Индию. В V в. они образовали Эфталитское государство, в которое вошли территория Средней Азии, Афганистана, Восточного Ирана (БЭС. С. 1570).

Постепенно сила и мощь эфталитов ослабли, их господство неизбежно было устранено и сменилось в середине VI в. господством Тюркского каганата, который в 80-е гг. VI в. распался на Восточный и Западный каганаты. Территория современного Узбекистана входила тогда в состав Западного каганата, во главе которого стоял каган (каганом именовали главу государства у древних тюркских народов).

Тюркский каганат – государство племенного союза тюрок в 552–745 гг. на территории Центральной Азии, Северного Китая, части Средней Азии (до р. Амударья); в начале VII в. распался на Западный каганат, среднеазиатский (до 740 г.), Восточный каганат, центрально-азиатский; разгромлен уйгурами в 745 г. (БЭС. С. 1372).

Переселение на территорию Узбекистана значительных тюркских групп принесло тюркизацию части языка местного населения, ассимилировавшегося с пришельцами-кочевниками. В результате этой ассимиляции сложилась местная тюркоязычная народность, ставшая в дальнейшем основным ядром образования современного узбекского народа.

На формирование территории и народов в этом регионе оказали влияние и китайцы, пришедшие сюда в VII–VIII вв., а затем и арабы, которые принесли в эти места сильное влияние исламской цивилизации.


Минареты средневековой Бухары


В VIII в. территория Средней Азии была завоевана Арабским халифатом. Завоеватели-арабы насильно заставляли местных жителей принимать ислам.

Халифат – мусульманская феодальная теократия (форма правления, при которой глава государства обычно монархического, является одновременно и его религиозным лидером) с халифом во главе. Европейцы с Х в. так называли государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний в VII–IX вв. – Арабский халифат (БСЭ. С. 1321).

В IX в. Арабский халифат распался, в 875 г. появилось государство Саманидов, достигшее расцвета к началу Х в. Владения саманидов простирались в восточной и центральной частях современного Узбекистана, а также в Иране. Вассалом у саманидов была западная часть современного Узбекистана – Хорезм.

Государство Саманидов существовало в 875–999 гг., его столицей была Бухара. При саманидах ярко обозначился расцвет среднеазиатской культуры. В повсеместно открывавшихся духовных школах-медресе изучали не только религиозные предметы и мудрости, но и светские предметы: математику, архитектуру, письмо, литературу и др. В тот период в этом регионе работали врач и ученый Ибн Сина (Авиценна), математик аль-Хорезми, философ Фараби, поэт Рудаки (БЭС. С. 1163).

На территории распавшегося государства Саманидов образовались другие, более мелкие, более слабые, менее развитые в хозяйственном и культурном отношениях государства Караханидов, Газневидов и др.

Государство Караханидов существовало в 927—1212 гг. Это было тюркское раннефеодальное государство, его основой были тюркские племена, принявшие в середине Х в. ислам. Владения этого государства простирались на территории Восточного Туркестана (в XIX— начале ХХ в. – территория Средней и Центральной Азии), Семиречья, Южного Притяньшанья. Государство не было сильно централизованным, хотя во главе его стоял темгач-хан, члены его династии управляли отдельными регионами этого государства и были реальными хозяевами регионов. После того как во второй половине XII в. в Среднюю Азию вторглись каракитаи («черные китаи», жители государства Китаев в Средней и Центральной Азии в 1140–1213 гг.), фактическое управление государством Караханидов осуществлялось каракитайским ставленником-администратором. Государство караханидов в начале XIII в. разгромил хорезмшах Мухаммед II. В то время Хорезмское государство было самым сильным в военном отношении государством в Средней Азии.

Хорезмшах с 1200 г. Мухаммед II Ала-ад-Дин (убит в 1220 г.) распространил свою власть на территориях современных Ирана, Азербайджана, Хорасана, Афганистана, Мавераннахра и др., разгромил каракитаев, но он потерпел поражение в 1220 г., когда войска Чингисхана вторглись на территорию Средней Азии (1219–1220).

Государство Газневидов существовало в X–XII вв., им правила династия Газневидов. Государство было основано в 962 г., наибольшего могущества достигло при Махмуде Газневи (998—1030), при нем в это государство входили ряд областей Средней Азии, Ирана, Индии. Государство Газневидов было ликвидировано в конце 70—80-х гг. XII в. (БЭС. С. 265).

На страницу:
1 из 6

Другие книги автора