Полная версия
История нашей жизни том-3
Она замкнула меня на один оборот ключа, а сама пошла, закрывать кухарок. Остался ожидать её возвращение. Мне не терпелось скорее узнать тайну, в которую меня собиралась посвятить Мамочка, насчёт нашего побега из психушки. Ведь она за столько лет проживания что-то планировала. Возможно, когда-то пыталась бежать, но у неё не было соучастника к побегу? Теперь хочет меня подключить к побегу.
– Выходи! – сказала она, когда опять открыла дверь. – Вот, держи ведро с грязной посудой. Нам тайно от охраны пройти в другое здание незамеченными нельзя. Охранники из своей будки от ворот все просматривают. Мы пойдём с грязной посудой на кухню, а дальше можно пройти через внутренние двери и коридор в другое здание. От библиотеки и лаборатории у меня есть ключи. Там постоянно уборкой занимаюсь. Профессор больше никому не доверяет эти помещения. Только одна навожу в этих кабинетах порядок.
Как ничего не бывало, мы спокойно прошли до кухни. Едва положили ведра с посудой на пол, как сразу поспешили через боковую дверь в соседнее здание, в котором там была огромная библиотека со стеллажами.
– Вовремя войны с немцами из нашей больницы разведчики ходили в тыл врага. – тихо, сказала Мамочка. – Тогда была подростком. Но помню, как профессор рассказывал за «язык», которого разведчики захватили у немцев. Пленного пытали у нас в больнице. Так что здесь есть где-то длинный подземный переход.
– Какой переход? – удивлённо, спросил. – Немцы на правом берегу реки Терек никогда не были. это уже точно знаю. Мой отец и все дядьки мои здесь воевали. От больницы до Терека очень далеко. Немцы прожекторами и ракетами освещали весь правый берег Терека. Так что на левый берег реки нет никакого хода.
– Ты плохо знаешь историю. – возразила она, роясь на полках в книгах. – Здание строилось сто лет назад, прямо на правом берегу Терека. Здесь была крепость. После тюрьма. Позже банк. В начале этого века, комплекс зданий перешёл под больницу. Так вот, когда тут была крепость и вода реки находилась у стен, защитники крепости вырыли хороший проход под Тереком на левый берег. Это было сделано не только из-за стратегических целей, но также потому, чтобы воровать у соседних народов провизию на содержание своей крепости.
Постепенно, русло Терека уходило в левую сторону, которая и сейчас ниже правой. Естественно, что нужный крепости подкоп укрепляли и продолжали копать дальше.
Это сооружение хранилось в великой тайне от всех. Тем более, что позже здесь были тюрьма и банк. Где-то в библиотеке должен быть чертёж подземного хода.
Слышала, как-то, лет десять назад, как профессор разговаривал с представителем власти о том, что пора нам переехать в новое здание. Вопрос шёл о том, что нашу больницу должны объявить историческим комплексом и реставрировать все здания под старину.
В том числе и подземный переход. Профессор показывал человеку с города чертежи нашей больницы. Когда они увидели, что кручусь рядом с половой тряпкой, то выгнали меня за дверь.
Разговор продолжали при закрытых дверях. Ты хорошо ищи карту. Книги ставь также на место, чтобы никто не заметил, что здесь что-то искали. Выделил себе отдельный стеллаж и с верхней полки начал тщательно проверять каждую книгу.
В своём большинстве книги здесь очень старые. На полках находилась поэзия Михаила Лермонтовская и проза Александра Грибоедов. Толстым слоем пыли покрылись книги грузинских и армянских авторов.
Объедены крысами, мышами и молью, кожаные и бархатные переплёты, Библии, Евангелии, Корана и другой священной литературы различных религий. Рядом пылились томики философов разных времён и народов.
Чуть ниже партийная и классическая литература. На уровне человеческого роста в большом объёме научная литература в области биологии, анатомии, физики, химии, медицины и многих других мировых наук.
В большинстве в старинных книгах попадались закладки из денежных купюр различных времён. В некоторых книгах лежали просроченные векселя с царского времени. Чертежей, карт и плана психушки здесь нигде не было.
– Может быть, мы ни там ищем? – спросил, Мамочку. – Такие документы могут только в сейфах храниться.
– От сейфа у меня ключей нет. – ответила она. – Так что ищи в книгах. Может быть, нам с тобой все же повезёт? Если даже нас сейчас тут застукают, то мы скажем, что решили хорошо пыль вытереть на книгах.
Мамочка достала из своего халата тряпку и дала мне, чтобы у нас все выглядело вполне правдоподобно. Начал всюду вытирать пыль и продолжать заниматься поиском нужных документов. Когда стал искать в книгах ближе к письменному столу, с полки упала большая связка ключей, которые были заложены между книг на полке.
Возможно, это были запасные ключи, которые спрятали давно за старинные книги на полку?
– Здесь отчего ключи? – спросил, Мамочку, показывая ей связку. – Может быть, это от шкафов и сейфов?
Она взяла из моих рук ключи. Сразу стала подбирать ключи под замки железных шкафов и сейфов.
– Ты будешь смотреть карту больницы в шкафах и сейфах. – сказала Мамочка, открывая все, что здесь ещё можно было открыть. – Продолжу дальше искать среди книг на стеллажах и полках. Как только проверишь шкаф или сейф, тут же его закрывай. Смотри быстро, уже мало времени. Нас могут обнаружить санитары.
Она отдала мне ключи, а сама вернулась обратно проверять книги и протирать пыль. Лучше бы ей не показывал эти ключи. В больших железных шкафах, которые не в библиотеке, а в лаборатории через соседнюю дверь, находились огромные стеклянные колбы.
В каждой стеклянной колбе, которая была наполнена глицерином, спиртом и ещё каким-то неизвестным мне по запаху прозрачным раствором, находились трупы младенцев.
В колбах были трупы новорождённых детей и недоношенных зародышей, которых, возможно, извлекали из трупов матерей или из живых матерей методом "кесарева сечения"?
В первом железном шкафу были трупы детей и зародышей человека. Во втором железном шкафу зародыши разных обезьян. Третий железный ящик был намного больше первых двух. В этом ящике находились трупы зародышей каких-то неизвестных мне существ. Вроде люди и не люди. Совершенно не понятные существа. С какими-то не пропорциональными формами тела.
Словно это пришельцы из других миров прилетели к нам на НЛО и оставили в огромных пробирках своих недоношенных детей, как образцы других цивилизаций, которые нам ещё неизвестны, но мы должны к ним привыкнуть. В нашем понятии, это были просто какие-то уроды и все.
Любопытство перебороло мой страх и ужас, вовремя просмотра колб, с трупиками новорождённых. Успокоился. Взял одну из многочисленных книг, лежащих по обе стороны колб.
В книге было написано, что Тайная канцелярия Российской империи и Академия наук Российской империи, считают должным образом провести дальнейшую работу в Секретной лаборатории во Владикавказе, по Секретному проекту, возможность выращивания гибридов из человека и человекоподобных обезьян.
Цель Секретного проекта – создать живой материал пригодный к войне, который может заменить человека, как по своей выносливости, так по военному мышлению, которое будет выполнять стратегические работы по уничтожению противника.
– "Какой ужасный каламбур из этих "тайн" и "секретов"! Это же настоящее издевательство над людьми и животными." – подумал, продолжая читать указание Тайной канцелярии Российской империи. – «, Пожалуй, такое решение в рамках правительства огромной империи, выглядит хуже фашизма. Где из, себе подобных выращивали "пушечное мясо" будущих войн. Не в царской России уже вынашивали подобные планы?".
Посмотрел на обложку первой книги, которая была датирована 1898 годом. На последней книге стоял 1940 год. Выходит, что смена веков и политического развития Российского государства не повлияли на опыты "Секретного проекта" в России.
Чем занимались в этой "Секретной лаборатории" в царское время, тем самым занимались и в советское время – выращивали воинов. Такие же фашистские методы издевательства над людьми и животными.
Возможно, что в этом Мамочка была права, когда говорила о вероятности развития цепи подобных лабораторий в России? Может быть, психушка являлась лабораторией в создании будущих фабрик?
По выращиванию выносливых солдат Российской империи. Как в царское, так в советское время.
Интересно, сколько воинов в лаборатории успели вырастить за прошлые семьдесят лет?
Мне пришлось просмотреть сводки нескольких лет "работы" лаборатории. Всюду было написано, что "образец погиб". Самый старший из "живых образцов" умер в возрасте десяти лет.
Всё, что далеко ни всех "образцов" записали? Однако смертность была велика. Поэтому решено было создать сосуд с кислотой к уничтожению "непригодных образцов".
Ведь массовое захоронение могло вызвать бурю негодования среди местного населения, в данном случае осетин. В подобном решении уничтожения трупов "непригодных образцов" выглядело чистой работой.
Прямо, как в монастыре образцового типа. Все за стенами спокойно и нет причины народу волноваться. Ведь никому и на ум не может прийти, что во Владикавказе подобное творится. Местных жителей никого не работу не брали. Денег и продуктов питания от населения не просили.
Даже наоборот, у местного населения скупали продукты питания и не торговались в большой цене. Брали продукты за такие цены, которые устраивали продавцов и покупателей. Такое соседство не мешало жить осетинам.
Вот если бы осетины узнали, что за этими стенами больницы творится?! С большим увлечением стал читать, как создавались "будущие воины" России. Методы были довольно просты.
Санитары давали возбудитель человекоподобным обезьянам и психически больным людям. Затем их сажали вместе в одну палату и наблюдали за случкой. После чего разлучали и ждали результат.
Однако, результат был не очень высок. Подавляющее большинство "рождённых образцов" умирали. Вполне естественно, что гены обезьян и человека оказывались несовместимы.
Зародыш не развивался и погибал. Однако опыты проводились и "самки" продолжали оплодотворяться. Некоторым женщинам и самкам обезьян, приходилось делать "кесарево сечение", так как зародыш был часто большим к беременным. Естественно, что пытались спасти "материал", а не беременную, которая могла погибнуть на столе вовремя операции.
– Что такое гермафродит? – с интересом, спросил, Мамочку, когда прочитал в книге неизвестное мне слово. – Это, такая болезнь что ли? Скорее всего, неизвестная мне порода обезьян? Объясни мне, что это?..
Она оставила просмотр книг на полке и подошла ко мне. Она взяла у меня из рук книгу и стала быстро глазами перечитывать строчки записи с оглавлением "Гермафродит", которые не успел прочитать.
Внимательно стал следить за меняющейся мимикой Мамочки. Её лицо начало багроветь. Глаза наливались кровью. Понял, что она начинает приходить в ярость. На всякий случай все же отошёл от Мамочки в сторону и правильно сделал. Её ярость выплеснулась наружу. Она начала выть совершенно не по-человечески. Принялась кусать книгу. Разбросала все вокруг себя в лаборатории. Испугался её истерики.
– Мамочка, успокойся. – стал уговаривать, боясь, что её услышат охранники. – Сейчас тебя услышат охранники на воротах и прибегут с санитарами, чтобы сделать тебе и мне аминозина. Не хочу аминозина.
Слово "аминозином" подействовало на её сознание. Она перестала выть и грызть книгу, но её тело все также дёргалось в конвульсиях от рыдания. Слезы из глаз заливали все лицо, искажённое душевной болью.
– Мамочка! Ну, пожалуйста, ты успокойся. – попытался, как-то смягчить её. – Что такое случилось с тобой?
– Не смей меня называть Мамочка! – зло, процедила она. – Перед тобой никто! Ни человек! Ни обезьяна! Ни женщина! Ни мужчина! Всего лишь, разумный гибрид. Гермафродит! Вот, посмотри на меня! Какой меня они создали.
Она скинула с себя халат. Увидел кривое обнажённое тело, которое трудно было назвать чьим-то. От слабо развитой женской груди и почти до самых пяток она была покрыта волосами. Точнее, редкой шерстью, как у облезлой обезьяны. Промеж ног из женского влагалища торчала головка мужского члена. Это действительно был какой-то гибрид, но, ни в коем случае, ни человек в привычном понятии. Разум этого существа говорил о том, что в нем есть что-то от человека – мышление. Остальное было у неё от животных.
– Только вчера была женщиной. – одевая халат, сказала Мамочка, по-другому не мог это как-то назвать. – Скоро буду мужчиной. Во мне живут Гермес и Афродита. Отсюда и название "гермафродит". Зачем, люди из меня сделали такое существо? Лучше бы была в этой пробирке, куда поместили непригодные экземпляры подопытных зародышей. Лицемеры! Всю мою жизнь следили за моим развитием, чтобы записывать результат своих "научных" работ. У них была всего лишь подопытный экземпляр. Какая мерзость! Мне в детстве надо было все понять. Затем покончить с собой и этими уродами по разуму, горе "учёными".
Мамочка опять начала плакать. Сам стоял рядом, шокированный увиденным. Все никак не мог прийти в себя. Мой разум не мог поверить тому, что только сейчас увидел своими глазами. Как все могло случиться?
– Никакой карты мы не найдём. – немного успокоившись, сказала Мамочка. – Все сейчас здесь уничтожу.
– Так ты погубишь меня и себя. – слегка опомнившись, сказал. – Дай нам шанс выжить. Мы с тобой разумные существа. Нам природой, а не людьми, дано мыслить. Мы оба найдём выход из трудного положения.
– Выход в этом сосуде. – сказала она, показывая на огромный фаянсовый сосуд с кислотой, плотно зарытый такой же крышкой. – Все, кто жил в психиатрической больнице, нашли там свой конец. Тебе дам один шанс выжить. Если ты за неделю ничего не придумаешь. То тогда сама все уничтожу в психушке.
– Спасибо! – с надеждой на спасение, поблагодарил, Мамочку. – Если у меня за неделю ничего не получится, тебе помогу. Мы с тобой такое устроим, что даже живым людям будет тошно после нашей смерти. Чтобы ни у кого не было подозрения на наше присутствие в этом ужасном логове науки, мы навели хороший порядок. Стёрли тут всюду пыль. Все замкнули, как было раньше, ключи положили обратно на полку.
5. Побег из психушки.
До конца субботы и в воскресенье, мы разрабатывали планы моего побега, вплоть до нападения на охрану, но сразу сами все отвергали. Ни один вариант не подходил, так как все заканчивалось аминозином, которого теперь опасался.
Надо найти самое разумное решение, которое помогло бы выбраться нам. Разумное решение было совсем рядом, прямо во мне. Даже в мыслях не мог держать такого, что это, может быть, в психушке? Что тут в лаборатории смерти занимались партийной агитацией?! Какое высокомерие!
– Откуда могу взять художника? – услышал, в понедельник, сквозь дверь профессора, разговор по телефону. – У нас в больнице давно не было художника. Такие люди редко теряют разум. Понимаю, что в агитации сила партии, но, ни один умный художник не пойдёт к нам в больницу работать. Нет! Всего лишь учёный. Могу писать авторучкой и что-то нужное вычислять в науке. Искусство далеко не в моём понятии.
Меня словно молнией пронзило. Такой шанс никак не мог упустить. Надо предложить свои услуги. Но как это сделать, чтобы не вызвать ни у кого подозрения.
Мне бы только добраться до телефона и позвонить в военкомат. Дальше всё дядя Илья сделает без меня. Обязательно должен вырваться из этой западни.
– Мамочка! – с её согласия, опять стал так её называть. – Скажи санитарам, что мне стало скучно и опять хочется заняться своим любимым дело – рисовать. Только творческие мысли дают мне положительный результат жизни. Любой художник живёт через своё творческое вдохновение. Пожалуйста, помоги мне в этом.
– Ты действительно художник? – удивлённо, спросила Мамочка. – Или ты просто так здесь дурака валяешь?
– Действительно художник. – подтвердил своё слово. – Ты мне обещала помогать неделю. Тогда дай мне этот шанс.
– Лучше сразу профессору скажу о тебе. – предложила Мамочка. – Зачем, мне этим санитарам говорить?
– Нет! Ты лучше скажи санитарам. – настаивал, на своём. – Санитары скажут профессору. Если ты скажешь напрямую профессору, может у него вызвать подозрение в нашем сговоре с тобой. Ведь мы с тобой в работе общаемся четвёртый день. Нам надо быть хитрее профессора, чтобы он сам помог нам бежать.
– Ты прав! – согласилась Мамочка. – Нам действительно надо сейчас быть хитрее профессора и санитаров.
Обедать мы сели, специально, вместе с братьями санитарами. Ковырял и ел вяло. Был совсем скучный.
– Что с тобой? – спросил меня, старший брат Жлобин. – Заболел, что ли или пища у нас стала не вкусная?
Отмахнулся от них и продолжал делать кислую мину. Словно жизнь моя здесь совсем закончилась.
– Александр от скуки мается. – заметила Мамочка. – Давно ничего не рисовал. Вот на него и напала апатия.
– Что? На него напало? – удивлённо, переспросил младший брат Жлобин. – Повтори мне слово понятно.
– Художники скуку называют "апатия". – повторила Мамочка. – Он просто хочет рисовать. Это понятно вам?
Жлобины тут же оставили свою еду и быстро скрылись за дверью. Мы с Мамочкой едва сдержались, чтобы не рассмеяться в голос. Нам было понятно, что оба братья Жлобины рванули в кабинет к профессору.
Наш вариант сработал. Нам надо теперь ждать дальнейшего хода развития событий. Главное, для меня, это то, чтобы профессор потерял свою бдительность и мне как-то добраться до телефона в его кабинете.
– Айвазовский! Иди! Тебя профессор ждёт! – скомандовал старший брат Жлобин. – Но если ты меня обманул, то в тебя десять порций аминозином волью. Чтобы знал у меня, как зря языком трепать в больнице.
– Не пойду. – отказался, на удивление Мамочки и братьев Жлобиных. – Зачем, мне ваш профессор сдался? Мне без него здесь хорошо. Просто хочу рисовать. Всего лишь свободный художник и больше никто.
Жлобины ни стали со мной церемониться. Схватили меня за шиворот. Потащили в кабинет к профессору.
– Он ещё сопротивляется идти к вам! – сказали Жлобины, вталкивая меня в кабинет профессора. – Вот он!
– Ты, правда художник? – спросил профессор, привычно потирая свои дряхлые ладони. – Отвечай мне! Да?
– Да! – передразнил, профессора, глядя на него из-под бровей. – армии два года служил художником.
– Так ты тогда знаешь, что такое наглядная агитация? – опять продолжил профессор, спрашивать меня.
– Наглядная агитация, это самое главное оружие нашей партии против капитализма! – громко, выпалил. – Профессия художник-оформитель лучшая во всём Советском Союзе.
– Прекрасно! – обрадовался профессор. – Напиши на бумаге все, что тебе нужно к наглядной агитации.
Профессор дал мне листок бумаги и авторучку. Подумал хорошо и стал писать все то, что может пригодиться художнику в наглядной агитации.
Начал свой список с чертёжной доски "кульмана" и закончил простым карандашом. Вполне естественно, не забыл про мольберт художника. Мой список занял два листа с обеих сторон.
Написал все специально, чтобы показать профессору, как глубоки знания больного художника-оформителя в области наглядной агитации и изобразительного искусства.
В действительности, к данной работе в психушке требовалось всего, пара листов белой бумаги-ватмана, гуашь с плакатными перьями, чёрную тушь с чертёжными перьями, простой карандаш, метровую линейку, ластик стиральной резинки и большой стол, где можно выполнять наглядную агитацию. Мне хотелось поморочить профессора.
– Творческую мастерскую тебе устраивать в больнице не буду. – сказал профессор, перечитывая все мои пожелания будущего творчества. – Но часть из этого списка мы купим в магазине к нашей стенгазеты.
– Можно с вами поеду в магазин за красками? – наивно, спросил, профессора. – Возьмите меня в город…
– Ишь, чего захотел! – вытаращив глаза поверх очков, возмутился профессор. – Пока ты сильно больной!
Братья Жлобины вернули меня в столовую и, почему-то, показали мне кулаки под самый нос? Теперь с большим удовольствием уплетал вкусную пищу, которую ни доел перед этим.
Мамочка сидела рядом и удивлённо наблюдала за мной, как ем. Мамочка ничего у меня не спрашивала о результатах моих переговоров с профессором.
Но по моему поведению было видно, что чего-то добился в нашем совместном плане по освобождению из этих мест заключения. Нам оставалось тщательно проработать план побега. Ожидания всегда длиннее, чем само время.
Уже выполнил все свои работы, которые мне давала Мамочка. Помогал на кухне кухаркам. Дважды поужинал. Один раз с санитарами и второй раз на кухне. Не знал, чем себя занять до того, как меня отправят спать в мою палату. Но, вдруг, вся психушка наполнилась привычным запахом предметов наглядной агитации. Понял, что привезли мне краски к стенной газете.
– Тебе подготовил наброски стенгазеты к ноябрьским праздникам. – сказал мне, профессор, когда меня опять привели к нему. – Ты обмозгуй хорошо, если есть чем, завтра мне скажешь. Будешь стенгазету писать в лаборатории или в библиотеке. Там у нас есть большие столы. Будет где тебе развернуться в работе.
– Там не могу работать. – сразу, отказался. – Мы вчера с Мамочкой в лаборатории и в библиотеке наводили генеральную уборку. У меня была сильная аллергия на запахи. Чуть не умер прямо в помещении.
– Ладно! – после некоторых раздумий, согласился профессор. – Будешь делать стенгазету в моём кабинете. В моём присутствии. У меня здесь тоже завтра есть много работы. Нам хватит места. Это будет твой стол.
Профессор показал мне на большой стол в середине кабинета, за которым обычно проводят различные совещания и заседания, психбольницы. От середины этого стола, до телефона на столе профессора, всего два метра.
Но, сколько мне понадобиться здесь времени и труда, чтобы дотянуться до этого аппарата? Весь вечер думал о том, как заставить завтра профессора выйти из своего кабинета, чтобы не вызвать на себя подозрение с его стороны о попытки моего побега из его универсальной психушки.
Как заявил сам профессор по телефону, что художники ни так часто теряют разум и редко бывают в психушке. Таким образом, напрашивается вывод о том, что профессор меня ни станет подвергать своим опытам.
Но зорко будет следить за тем, чтобы ни смог улизнуть отсюда. Следовательно, надо как-то сделать так, чтобы профессор потерял свою бдительность, а мог позвонить, лучше всего, своему дяде,
Цалоеву Илье Петровичу, военкому нашего Беслана. Думаю, что Илья Петрович постарается меня вытащить из этой психушки. Перед сном вспомнил за наброски будущей стенгазеты.
Посмотрел листок, который мне оставил профессор. Каково было моё удивление в том, что учёный человек не умеет подготавливать даже шаблонную наглядную агитацию.
На листке был какой-то детский лепет о том, как надо бережно относиться к лечению больных, чтобы они выздоравливали вовремя лечения. Какая-то белиберда.
Даже удивился такому цинизму, как благополучие над больными. Если бы только люди знали, как ценят тут здоровье больных, которые, фактически, являются подопытными кроликами.
Возможно, что сейчас уже не проводят скрещивание обезьян с человеком? Но даже метод по испытания лекарств на больных людях, мог бы шокировать любого человека.
Ведь это же уму непостижимо! Вначале они издеваются над телом человека, а после его лечат. Видимо, очень сладко спал всю ночь, что не слышал, как Мамочка утром открыла дверь в мою палату?
– Твой завтрак уже на столе. – расталкивая меня, сказала она. – Скоро профессор придёт. Иди, кушай. У тебя сегодня творческая работа на целый день. Может быть, что тебя ждёт удача в кабинете профессора?
Мамочка ушла. Надел на себя больничную робу и поплёлся следом за ней в столовую палату для служащих.
За обеденным столом и в умывальной комнате никого не было. Все поели. Умылся. Почистил зубы пальцем.
Пополоскал рот. Мне не хотелось быть, как все больные, от которых исходил такой запах, что невозможно было находиться рядом с ними, ни то, чтобы жить в одной палате.
Даже удивительно, как учёный человек, профессор, входил к ним. Видимо, это у него уже выработалась многолетняя привычка? Быть похожим на своих пациентов.
– Александр! Тебя профессор в кабинете ждёт. – сказала мне, Мамочка, когда заканчивал свой завтрак.
Ещё раз прополоскал рот в умывальнике и пошёл в кабинет профессора. Мне было удивительно, что никто из санитаров уже ни тащил меня за шиворот в кабинет профессора.
Даже сопровождающих рядом со мной не было. Словно был обычным служащим этой больницы, который пришёл утром к себе на работу.
– Александр! Входите, пожалуйста! – вежливо, пригласил меня, на "вы", профессор. – Там рабочий стол.
Профессор показал на стол, на котором были гуашь в банках и разные предметы к наглядной агитации.
– Извините, профессор, но ваши наброски, которые вы дали мне вчера, совершенно не годятся к наглядной агитации. – осторожно, сказал. – В них нет последних материалов ЦК КПСС. Ни слова не сказано о борьбе против капитализма и построения социализма в нашей стране. За такую газету, как вы мне предложили, можно получить партийное взыскание по линии парткома. Думаю, что вам нужно поработать над темой.