Полная версия
Женский портрет в русской поэзии
Алексей Толстой
(1817–1875)
Алексей Константинович Толстой известен как поэт-лирик, создатель произведений на исторические темы, а также как один из авторов, которые сочинили остроумную мистификацию под вымышленным именем Козьмы Пруткова.
Многие лирические стихотворения Толстой посвятил Софье Андреевне Миллер, за которую безуспешно боролся. Вот одно из этих стихотворений, известное, как романс на музыку Чайковского.
Средь шумного бала
Средь шумного бала, случайно,В тревоге мирской суеты,Тебя я увидел, но тайнаТвои покрывала черты.Лишь очи печально глядели,А голос так дивно звучал,Как звон отдаленной свирели,Как моря играющий вал.Мне стан твой понравился тонкийИ весь твой задумчивый вид,А смех твой, и грустный и звонкий,С тех пор в моем сердце звучит.В часы одинокие ночиЛюблю я, усталый, прилечь —Я вижу печальные очи,Я слышу веселую речь;И грустно я так засыпаю,И в грезах неведомых сплю…Люблю ли тебя – я не знаю,Но кажется мне, что люблю.1851 г.Николай Некрасов
(1821–1877)
Творчество Некрасова богато образами русской женщины. Начало этому положила его знаменитая «Тройка», ставшая песней на музыку разных композиторов.
Тройка
Что ты жадно глядишь на дорогуВ стороне от веселых подруг?Знать, забило сердечко тревогу —Все лицо твое вспыхнуло вдруг.И зачем ты бежишь торопливоЗа промчавшейся тройкой вослед?..На тебя, подбоченясь красиво,Загляделся проезжий корнет.На тебя заглядеться не диво,Полюбить тебя всякий не прочь:Вьется алая лента игривоВ волосах твоих, черных, как ночь;Сквозь румянец щеки твоей смуглойПробивается легкий пушок,Из-под брови твоей полукруглойСмотрит бойко лукавый глазок.Взгляд один чернобровой дикарки,Полный чар, зажигающих кровь,Старика разорит на подарки,В сердце юноши кинет любовь.Поживешь и попразднуешь вволю,Будет жизнь и полна, и легка…Да не то тебе пало на долю:За неряху пойдешь мужика.Завязавши под мышки передник,Перетянешь уродливо грудь,Будет бить тебя муж-привередникИ свекровь в три погибели гнуть.От работы и черной и труднойОтцветешь, не успевши расцвесть,Погрузишься ты в сон непробудный,Будешь нянчить, работать и есть.И в лице твоем, полном движенья,Полном жизни, появится вдругВыраженье тупого терпеньяИ бессмысленный, вечный испуг.И схоронят в сырую могилу,Как пройдешь ты тяжелый свой путь,Бесполезно угасшую силуИ ничем не согретую грудь.Не гляди же с тоской на дорогуИ за тройкой вослед не спеши,И тоскливую в сердце тревогуПоскорей навсегда заглуши!Не нагнать тебе бешеной тройки:Кони крепки, и сыты, и бойки, —И ямщик под хмельком, и к другойМчится вихрем корнет молодой.1846 г.От чего рано вянет женская красота – на этот вопрос Некрасов отвечает изображением крестьянки в условиях ее жизни.
***В полном разгаре страда деревенская…Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.Не мудрено, что ты вянешь до времени,Всевыносящего русского племени Многострадальная мать!Зной нестерпимый: равнина безлесная,Нивы, покосы да ширь поднебесная — Солнце нещадно палит.Бедная баба из сил выбивается,Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит!Приподнимая косулю тяжелую,Баба порезала ноженьку голую — Некогда кровь унимать!Слышится крик у соседней полосыньки,Баба туда – растрепалися косыньки,- Надо ребенка качать!Что же ты стала над ним в отупении?Пой ему песню о вечном терпении, Пой, терпеливая мать!..Слезы ли, пот ли у ней над ресницею, Право, сказать мудрено.В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, Канут они – всё равно!Вот она губы свои опаленные Жадно подносит к краям…Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам?..1862–1863 гг.Среди замученных тяжелой долей крестьянок Некрасов увидел «тип величавой славянки» и отразил его в поэме «Мороз, Красный нос».
***Однако же речь о крестьянкеЗатеяли мы, чтоб сказать,Что тип величавой славянкиВозможно и ныне сыскать.Есть женщины в русских селеньяхС спокойною важностью лиц,С красивою силой в движеньях,С походкой, со взглядом цариц, —Их разве слепой не заметит,А зрячий о них говорит:«Пройдёт – словно солнце осве́тит!Посмотрит – рублём подари́т!»Идут они той же доро́гой,Какой весь народ наш идёт,Но грязь обстановки убогойК ним словно не липнет. ЦветётКрасавица, ми́ру на диво,Румяна, стройна, высока,Во всякой одежде красива,Ко всякой работе ловка.И голод и холод выносит,Всегда терпелива, ровна…Я видывал, как она косит:Что взмах – то готова копна!Платок у ней на́ ухо сбился,Того гляди ко́сы падут.Какой-то парнёк изловчилсяИ кверху подбросил их, шут!Тяжёлые русые косыУпали на смуглую грудь,Покрыли ей ноженьки босы,Мешают крестьянке взглянуть.Она отвела их руками,На парня сердито глядит.Лицо величаво, как в раме,Смущеньем и гневом горит…По будням не любит безделья.Зато вам её не узнать,Как сгонит улыбка весельяС лица трудовую печать.Такого сердечного смеха,И песни, и пляски такойЗа деньги не купишь. «Утеха!»Твердят мужики меж собой.В игре её конный не словит,В беде – не сробеет, – спасёт;Коня на скаку остановит,В горящую и́збу войдёт!Красивые, ровные зубы,Что крупные перлы, у ней,Но строго румяные губыХранят их красу от людей —Она улыбается редко…Ей некогда лясы точить,У ней не решится соседкаУхвата, горшка попросить;Не жалок ей нищий убогий —Вольно́ ж без работы гулять!Лежит на ней дельности строгойИ внутренней силы печать.В ней я́сно и кре́пко сознанье,Что всё их спасенье в труде,И труд ей несёт воздаянье:Семейство не бьётся в нужде,Всегда у них тёплая хата,Хлеб выпечен, вкусен квасок,Здоровы и сы́ты ребята,На праздник есть лишний кусок.Идёт эта баба к обеднеПред всею семьей впереди:Сидит, как на стуле, двухлетнийРебёнок у ней на груди,Рядком шестилетнего сынаНарядная матка ведёт…Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
1
Гений (устар., поэт.) – дух, покровитель человека.
2
Пенаты (устар., поэт.) – боги, хранители домашнего очага.
3
Ричардсон – англ. писатель XVIII в.
4
Руссо – франц. писатель и философ XVIII в.
5
Светлана – героиня поэмы В. Жуковского «Светлана».
6
Вандик (Ван Эйк ) – голландский художник XV в.
7
Рафаэль Санти – итальянский художник XVII в.
8
Ма dov’e – но где (итал.).
9
Камена – в древнеримской мифологии покровительница искусств и наук.
10
Мцыри (груз.) – не служащий монах, послушник.
11
«Больше мечтать, чем думать!» Девиз женщины.