bannerbanner
Планета проблемных Душ. Часть 4
Планета проблемных Душ. Часть 4

Полная версия

Планета проблемных Душ. Часть 4

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3



Дрепунг славился высоким уровнем академического образования, его называли «Наланда» Тибета, приравнивая к великому буддийскому монашескому университету Наланда в Индии. Монастырь разделён на семь больших колледжей, имеющих каждый своё название.





Выше на среднем кадре интересное изображение фигуры из облаков на фоне горного склона и козырька монастыря. Местные монахи усматривают в фигуре изображение Падмасамбхавы.




Любопытно было знакомство с кухней монастыря для 15000 монахов, особенно гигантские чаны для риса и чая. Впечатляет. Правда, сейчас готовят еду по количеству едоков. И вот даже выставили масло из ячьего молока со специфическим для европейца запахом.




Внутри монастыря энергетика переменная, иногда даже слёзы наворачиваются.








После экскурсии по монастырю мы забрались вверх метров на 50. Очень красивые виды долины Брахмапутры (Цангпо) и окружающей местности, можно делать хорошие панорамы. Удачное место для медитации. Справа от тропы нашего подъёма находится постамент где по праздникам выставляется гигантская танка (сейчас видны только крепления).








Знакомое уже деяние увидели сверху – могучий «хор уплотнения крыши» численностью, наверное более ста пятидесяти человек, мы услышали на почтительном расстоянии. Десяти и тридцатипятикратное увеличение могут дать представление о дистанции.







Возвратились в Лхасу на ланч в ресторане с видом на Джоканг и патрулей на крышах зданий – вот они под розовым и фиолетовым зонтами.

Как и планировалось после обеда поездка в монастырь Сэра. На снимке из космоса хорошо видно его расположение среди гор.



Монастырь Сера (Sera) – один из двух крупнейших монастырей школы Гелуг-па. Ранее Сера был одним из трёх государственных монастырей. Основан в 1414 учеником Чже Цонкапы Сакья Еши. Монастырь Сэра – один из самых больших Лхасских монастырей – находится под горой Сэраузцы в северном предместье Лхасы. Свое название получил от тибетского «sera», что в переводе означает «дикая роза». Название связано с тем, что холм, где построен монастырь, был покрыт дикими цветущими розами. Монастырь расположился на площади около ста пятнадцати тысяч квадратных метров. К основным зданиям относятся павильон Coqen, общежитие Kamcun и здание университета Zhacang.

Coqen

Павильон Coqen представляет собой четырехэтажное здание в северной части монастыря. Здесь расположен главный зал, используемый для ритуалов и церемоний. Зал включает в себя пять храмов, посвященных Будде Майтреи, Будде Шакьямуни, архатам, наставнику Чже Цонкапы, и тысячерукой богине Гуань-инь с одиннадцатью лицами.

Zhacang

Zhacang в переводе с тибетского означает «колледж», «университет», «учебное заведение». Здание Zhacang используется для монахами для изучения буддистских истин. Здание украшено прекрасно сохранившимися фресками.

Kamcun

На территории монастыря находятся общежития Kamcun, где живут монахи. Некоторые помещения используются в качестве читальных залов и чайных. Существует целая иерархия общежитий в зависимости от их размера и числа монахов, проживающих в них.

Полоска чёрного цвета на носиках у детей – первое, что бросается в глаза уже перед входом в монастырь. Это благословение на удачу в жизни.




Подобно монастырям Дрепунг и Ганден, монастырь Сэра также делится на факультеты-дацаны (колледжи). В двух из них Сэра Ме и Сэра Дже преподаются тантрические знания. На сегодня в Тибете именно монастырь Сэра почитается за центр тантрического учения. Одной из самых важных реликвий этого монастыря является Первая Ваджра. По преданию, она была найдена в монастыре Драк-Йерпа, в пещере, где медитировал Падмасамбхава, его учеником Дачарпой. В монастыре ее бережно охраняют и показывают визитерам только один раз в году

Ранее в монастыре находилось более пяти тысяч монахов. Сейчас он продолжает функционировать, в нём проживает более сотни монахов, монастырь также является музеем, открытый для посещения туристами. В монастыре между монахами ежедневно проводятся открытые диспуты на религиозные темы. Иногда они проходят очень энергично, порой даже шумно, вовлекая в себя целые «группировки» монахов.

Ежедневно по будням в монастыре устраиваются дебаты на религиозные темы. Подобные дебаты входят в обучающую программу философского дацана. Эта традиция была положена еще Цзонкапой. Монахи изучают каноны ежедневно с раннего утра, а к пятнадцати часам собираются на специально отведенной для этого площадке, чтобы экзаменовать друг друга. Разбиваются на группы в свободном порядке, и задают товарищам вопросы, в ответах на которые уверены. Все это сопровождается яркими жестами: хлопки руками символизируют вопрос. Молодые и взрослые монахи рьяно спорят на религиозные темы.






Несмотря на присутствие возможных вариантов постановки этого действа для туристов (не исключено, что это входит в обучение как элемент подготовки), иногда можно заметить, что в пространстве витает энергетика от дискутирующих. Диспут – всегда экспромт и, если не хватает аргументов, в ход идёт физическое проявление воли. Вот на четырёх снимках видно интересное развитие диспута старшего и младшего учеников. На видео этот сюжет продолжается около пяти минут.






У монахов, скорее всего, следующего уровня, всё менее эмоционально, но по виду более значительно…



Ежегодно в праздник в монастыре Сэра вывешивают гигантскую танку Будды Майтрейи (Будды Будущего), когда в монастыре Дрепунг вывешивают самую большую в мире танку Будды Шакьямуни (Будды Настоящего). Бесчисленное количество паломников стекается, чтобы в короткие часы экспонирования танки зарядится благословением, исходящим от неё. Интересно, что праздник часто выпадает на август, сезон дождей, но когда вывешивается танка, облака всегда рассеиваются и в этот день никогда не бывает осадков.

За Святилищем Трех Будд находится Святилище Хайягривы (это божество с человеческим телом и лошадиной головой, считающееся «гневным божеством-защитником Учения»).

В одном из дацанов, в дацане Дже, есть статуя одиннадцатиликого Бодхисаттвы Авалокитешвары, окутанная разными волшебными легендами…

Тантристский дацан Нгакпа содержит очень интересную реликвию – ритуальный нож-пурбу, который когда-то принадлежал махасидхе Дарчарпе. Этот священный нож-пурбу – едва ли не величайшая святыня Тибета, так как именно он способен перерезать серебряную нить-му, которая связывает душу и тело, каждому врагу Тибета.




Вообще, стоит сказать, что эти места богаты на скальные кельи лам-отшельников, то есть на так называемые ритоды. Вот один из ретритных домиков жёлтого цвета уютно примостился на склоне горы. Многие из них считаются паломниками священными, и они совершают вокруг них триста тридцать три обхода!




А два ритода словно два глаза гигантского существа из гладкого камня смотрят немигающим взглядом на долину Цанг По.

Еще одна очень интересная достопримечательность – тропа коры вокруг монастыря. Эта тропа проходит снаружи вокруг монастыря, и, согласно давней традиции, паломники совершают по ней ритуальный обход территории монастыря, который проходит не менее часа. Эта тропа проходит по очень живописному месту среди красивых ив, огромных валунов и учебных корпусов дацанов. По дороге можно встретить ритуальные камни с изображениями Будд, священных текстов и Бодхисаттв. Паломники обязательно касаются руками этих камней, а на земле оставляют жертвенную пищу – цампу. Недалеко в скалах есть и пещера для медитации самого основателя направления гелуг-па – Дже Цонкапы.

Неподалеку находится и место небесного погребения. Этот способ погребения умерших и сейчас практикуется в Тибете, а такие места считаются священными. Даже есть мнение, что если человеку поваляться на земле среди свежих останков умершего, то это значительно продлевает его жизнь. Говорят, что даже далай-ламы омолаживались подобным образом.



Признаки цивилизации – уличные фонари с солнечными элементами на фоне гор и ретритных пещер.

Как будто весь Мир перед нами… и всеми фибрами Души ощущаешь прикосновение святости Его.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3