bannerbanner
Планета проблемных Душ. Часть 4
Планета проблемных Душ. Часть 4

Полная версия

Планета проблемных Душ. Часть 4

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3



Обязательный ритуал – кора вокруг ступы.

На территории комплекса есть красивый буддийский храм и нам повезло присутствовать на службе.







Обед в ресторанчике с видом на Ступу.

Во второй половине дня – Сваямбунатх. В переводе означает буквально – «ступа самовозникшая».

Как и Будднатх, является буддийским храмовым комплексом. В народе так же называется «Обезьяний храм».

На семидесяти семи метровом холме в центре комплекса находится эта большая буддийская ступа, вокруг которой расположено несколько тибетских монастырей разных школ и направлений и тибетское училище. Сваямбунатх почитается и индуистами, у которых имеется небольшое святилище около ступы. В храмовой роще на склонах горы обитает большое количество диких обезьян, которых подкармливают паломники и служители храмов. Стороны ступы смотрят на стороны света с поворотом на шестьдесят градусов. По преданию в давние времена северный полюс повернулся на шестьдесят градусов. На вершину через число ступеней, равное дням в году – к Ваджру.





Первая новость – реставрация коснулась и Ваджры. Теперь он весь сияет, словно отделанный под золото. И по- прежнему – любимое место посещения не только туристами.













В знаменитую пещеру не попали – по расписанию вход только с утра. Как всегда непрекращающийся спектакль жизни с обезьянами (ведь Храм обезьян) всегда вызывает неподдельный интерес у туристов и паломников, позволяя наблюдать бесконечные темы обезьяньих отношений.



Ух тыыыы… нападение на индуса такого всего… красивенького.



Одухотворённые лица наших женщин (совсем не похожие на те, что были вначале экскурсии) подтверждают известную истину: посещение святых мест не проходит бесследно…

Дальше к вечеру свободное время. Ленчик с женщинами пошли искать пенджабы, вернулись к ужину.




Вечером с наблюдательной площадки верхнего этажа нашего отеля привлекательные виды красиво закрученных электрических разрядов даже чем-то напоминающих трезубец и вдалеке Сваямбунатха в свете прожекторов.

6 сентября

Сегодня перелёт Катманду-Лхаса. Мимо ароматов Пашупатинатха дорога привела нас в аэропортовскую толчею.



Обычные предполётные формальности и мы в отправляемся в Бизнес-класс!! «Первый раз в первый класс… (в смысле в бизнес-).

А самолёт у нас будет А-319.

В зале ожидания местный колорит с двух сторон.







Полтора часа полёта. Эверест почти не виден (кое-где из облаков подпирают небо другие вершины), зато Ямдрок-Цо во всей красе!!!!




Весь серпантин (по которому мы будем ехать девятого сентября) на подъёме к озеру и даже водовод от него к электростанции на склоне горы возле Брахмапутры (Цанг По) видны как на ладони.




Около шестисот километров и чуть более часа лёту на исходе -выполняем предпосадочный маневр на аэродром Гонггар, это приблизительно в часе езды от Лхасы. ВПП на берегу Брахмапутры (Цанг По).








В Гонггаре, как всегда, погода хорошая с высоким Тибетским небом и традиционными хадаки. Знакомство с гидом.












По пути Exchange money и далее прямиком в Лхасу.





Гостиница гораздо лучше той, что была в 2005 году. Обед в гостиничном ресторане с прекрасной кухней.





Затем Баргкор-кора вокруг Джоканга. Интересное поведение военных патрулей (очень много военных, даже на крышах гостиниц), я бы назвал их действия «принуждение к порядку». Даже с элементами джентельментства.



Короткая беседа с гидом расставила все точки и запятые – вероятно власти учли печальный опыт 2008 года и предприняли ряд мер, исключающих беспорядки и при этом излишне не беспокоящих туристов. Во всяком случае, когда патруль остановился для того, чтобы дать возможность закончить фотосъёмку туристу, случайно оказавшемуся на маршруте патрулирования и не заметившему их приближения, выглядело довольно пикантно.



Вечером прогулка по городу (забыли мочалки в Катманду, пришлось искать в местной аптеке), начало акклиматизации. Ленчик – молодцом, самочувствие не вызывает проблем. У остальных свои трудности. Неожиданностью стало отключение электричества в 22.30, впрочем, это уже ближе ко сну, хотя в 2005 такого не было.


7 сентября




В плане сегодня две экскурсии: в Дворец Потала и в Храм Джоканг.



С утра едем в Поталу. Новые правила посещения: вход для туристов отдельный с обратной по отношению к той стороне, откуда мы входили в 2005 году. Досмотр как в аэропорту, даже требуют паспорт. Соответственно и маршрут экскурсии немного изменился, неизменны только История и описание Дворца.

Потала – царский дворец и храмовый комплекс, являлся основной резиденцией Далай Ламы до тысяча девятьсот пятьдесят девятого года. Общая площадь дворцового комплекса составляет триста шестьдесят тысяч квадратных метров.

Дворец находится на Красном холме (Марпо Ри) в центре лхасской долины. Деревни в долине окружены болотистыми лугами, ивовыми рощами, тополиными зарослями и полями для выращивания сельскохозяйственных культур. Долину со всех сторон окружают горы, преодолеть их пешим ходом можно лишь по высокогорным перевалам. Эти древние стены, несмотря на выцветшую побелку и поблескивающее золото Поталы (в некоторых вариантах перевода с санскрита означает «гора Будды») представляют собой выдающийся образец традиционной тибетской архитектуры. Встречается также мнение, что название дворца происходит от легендарной горы Потала где обитает бодхисаттва Ченрези (Авалокитешвара), которого на земле представляет Далай-Лама. Высота Дворца составляет сто десять метров, а ширина около трёхсот метров. Чтобы создать впечатление большей высоты, массивные стены крепости наклонены вовнутрь, а окна покрыты черным лаком. Они располагаются ровными, параллельными рядами на одинаковом расстоянии друг от друга, причем, чем выше ряд, тем уже окна. Котлован, образовавшийся позади холма в результате добычи камня, необходимого для строительства, был заполнен водой. Теперь это озеро, известное под названием Бассейна царя-дракона.

Многочисленные паломники обходят вокруг холм с дворцом, совершая кору – ритуальный обход святого места. По всему периметру вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны, курильни для можжевельника и торговые ряды.



Как обычно, при повторном посещении любых достопримечательностей, начинаешь замечать ранее не замеченные в поле зрения факты – так случилось и на этот раз: впервые обратил внимание на людей, потукивающих деревянными лопатками по обрабатываемой поверхности (в данном случае по гребню стены), да ещё при этом напевая песни. Завтра в Дрепунге увидим как этим занимается целый хор на крыше монастыря.




Внешний Белый дворец и внутренний Красный – основные архитектурные сооружения комплекса. В Белом дворце находились их жилища, служебные помещения, семинария и типография, где использовался станок с вырезанными вручную деревянными печатными формами. Красный дворец до сих пор используется для богослужений, в прошлом он был центром всего комплекса. Там помещались зал для проведения монашеских собраний, молельни, алтари и обширное хранилище буддийских рукописей. Зал жертвоприношений, самое большое помещение в Красном дворце, стал местом последнего упокоения некоторых Далай-лам: их забальзамированные останки хранятся в нем в особых погребальных пагодах. Своим великолепием выделяется сандаловый мавзолей Далай-ламы пятого. Высота этой покрытой золотом усыпальницы превышает пятнадцать метров, а вес около четырёх тонн. Он отделан драгоценными камнями и жемчугом, и говорят, стоимость их многократно превышает стоимость золота.






Фотографировать внутри к сожалению, нельзя (возможно из опасений повреждения настенных росписей вспышками), правда, о видеосъёмке с фотоаппарата без применения дополнительно освещения ничего не сказано….


















Народ поехал на обед (у меня разгрузочный день) и далее у нас будет Джоканг. Я же пока вернулся на центральную площадь и занялся фотографированием Поталы со стороны прудов и фонтанов.

Монастырь Джоканг считается Главным буддийским храмом, особо почитаемым тибетцами. Сюда сходятся многочисленные паломники и зарубежные туристы. Бесконечный поток паломников в клубах воскуриваемого можжевельника раскручивает непрекращающееся вращение колеса Коры вокруг монастыря. Приятно почувствовать себя частичкой этого карнавала Жизни.





Началом строительства Джоканг обязан царю Тибета Сронгцен Гампо в 639 году. Китайская принцесса Вэньчэн исследовала местность с помощью геомантии (фэншуй). На месте храма располагалось тогда небольшое озеро. Принцесса отождествила местность с телом огромной демоницы, озеро – с её гениталиями, а сердце – c тем местом, где сейчас находится храм Потала. Царь приказал осушить озеро и построить храм, а вокруг воздвигнуть ступы и монастыри, чтобы пригвоздить демоницу к земле и обезвредить.

Храм четырёхэтажный, крыша покрыта узорчатой бронзовой плиткой. По архитектурному стилю храм напоминает индийские вихары, но при расширении использовались элементы непальского, китайского (династия Тан) и индийских стилей. На крыше стоят две золотые лани и колесо дхармы.



Храмовый комплекс состоит из нескольких залов и алтарей. В главном зале стоит статуя Будды Шакьямуни, которая считается самой почитаемой статуей в тибетском буддизме. Там же находятся две статуи царя Сронцен Гампо и двух его знаменитых жён – китайской принцессы Вэньчэн (дочери императора Тайцзуна) и непальской принцессы Бхрикути, которые способствовали проникновению буддизма на Тибет. Храм выходит на центральную площадь Баркор. Так как храм считается святым местом, паломники обходят весь комплекс по ритуальному пути (кора), где расставлены молитвенные колёса вдоль бесконечных торговых рядов.







После экскурсии группы мы встретились с Леной и отправились на поиски шляпы. Подобрали модную и практичную. Да чуть не забыл – с утра обнаружил, что разбилось маленькое зеркальце в приборе для бритья, хорошо успел случайно не заглянуть в него…. Выбросил.





Джоканг Лене понравился и интересный рассказ о впечатлениях дополнили хорошие снимки. SMS – связь с Россией без проблем.

8 сентября

По плану сегодня у нас два монастыря: до обеда Дрепунг, после обеда Сэра.

По центральному проспекту Лхасы мимо сверкающего во всей красе дворца Потала на окраину города к монастырю Дрепунг, проехали около 8 км от начала движения с постепенным подъёмом в горы. Превышение относительно нашего отеля 220 м. Энергетично очень положительное место, особенно один из ближайших гребней, выделяющийся своими гладкими камнями.









На снимке из космоса монастырь просматривается удобно примостившемся в одном из распадков горы Гамбо Уце.

От границы монастыря поднимались вверх пешком, созерцая великолепные панорамы открывающейся внизу местности.

Нарисованные на камнях лесенки привлекли внимание необычностью факта как позже объяснили «это своеобразное пожелание удачного преодоления препятствий».

Исторически о монастыре известно следующее: это самый крупный буддийский монастырь и университет школы гелуг тибетского буддизма, а также место паломничества. Ранее Дрепунг был одним из трёх государственных «великих» монастырей, с подворьями по всему Тибету и за его пределами. Территория монастыря составляет двести тысяч квадратных метров. Монастырь расположен на горе Гамбо Уце на расстоянии 5 км от западного пригорода Лхасы.




Основан в 1416 году учеником Чже Цонкапы Джамъянг Чодже. Этот монастырь поначалу был резиденцией Далай-лам, до того, как был построен дворец Потала. Настоятели монастыря играли важную роль в политике Тибета, а во время новогоднего праздника проводили манифестации, связанные с переназначением лхасского городского управления. Настоятели Дрепунга были наиболее близки к Далай-Ламам и занимали высшие посты, в том числе нередко становились регентами при малолетних Далай-Ламах.

До 1959 года в монастыре было более 15 тысяч монахов, это был самый большой монастырь Тибета. Сейчас монастырь продолжает функционировать, в нём проживает несколько сотен монахов, монастырь также является музеем, открытым для туристов.



Находясь в числе «трех великих» монастырей школы Гелуг в Тибете (другие два – Монастырь Ганден и Монастырь Сера), Дрепунг является самым крупным из всех тибетских монастырей.

Немного отвлекаясь от истории посмотрим на один из современных эпизодов жизни монастыря.

Колотушками по затвердевающему раствору вместе с песнями и получается идеальное покрытие для крыши (и, как впоследствии выяснилось, и для пола тоже). Позже мы увидим это деяние с небольшого расстояния, а пока войдём в монастырь.

На страницу:
2 из 3