Полная версия
Растешь ли ты?
Какая же дверь открывает доступ к Божьему океану духовных сил? Или какой инструмент поможет нам вооружиться духовными ресурсами, которые приведут нас к жизни и благочестию? Давайте еще раз посмотрим на наш отрывок – 2 Пет. 1:2–4. В каждом из этих трех стихов названо не только то, что нам дано для духовного роста, но и через что это дано:
…благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса… (ст. 2);
…от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего… (ст. 3);
…дабы вы через них [т.е. обетования] соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью… (ст. 4).
В познании Бога, через познание Бога, через Его обетования. А где мы находим все Божьи обетования? В Его Слове, то есть Библии. В итоге получается, что все ресурсы для нашей духовной жизни даются нам через познание Бога посредством Его Слова. Все необходимое для успешного духовного роста мы находим в Священном Писании. Вот главный инструмент духовного роста – Библия!
Итак, обретение всей полноты духовных сокровищ, которыми Господь столь щедро с нами делится, опосредовано познанием Бога через Его Слово. Если всю полноту доступной нам Божьей силы сравнить с океаном, то Писание – это горлышко воронки, через которую океан отдает свою воду в наше сердце. Если горлышко широкое, вода будет литься рекой, а если оно узкое – течь тоненькой струйкой. Если мы много и глубоко познаем Писание, то Божья сила будет быстро наполнять и переполнять нас. Если же наше познание Писания маленькое и скудное, то благодать будет едва-едва восполнять наши потраченные силы. К стыду нашему нужно признать, что некоторые из нас настолько мало качественного времени проводят с Писанием, что это больше похоже даже не на узкое горлышко воронки, а на тончайшую шейку пипетки. Мы так мало читаем Библию и так скудно размышляем над ней, что Божьи ресурсы проникают в наше сердце буквально по каплям. Стоит ли удивляться, что мы мало знаем Господа и терпим поражение в борьбе с грехом?
О центральной роли Библии в процессе духовного роста говорят и многие другие места Писания. Так, мы узнаем, во-первых, что Слово Божье дает веру: «…вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Если мы хотим кого-то привести к вере в Спасителя, мы должны познакомить его со Словом Божьим.
Во-вторых, Слово Божье несет возрождение: «…возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Пет. 1:23). Рождение свыше происходит не само собой. Оно опосредовано слышанием Слова Божьего и верой в него.
В-третьих, через Слово Божье дается Дух Святой: «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» (Гал. 3:2). Подразумеваемый ответ – «через наставление в вере». То есть через апостольскую проповедь, основанную на библейском откровении, слушатели получали Духа Святого.
В-четвертых, Слово Божье освобождает. Иисус сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан. 8:31–32). Как стать свободным от рабства греха и смерти? Через познание истины, которая в учении Иисуса Христа.
В-пятых, Слово Божье освящает. В первосвященнической молитве Христос произнес: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Иоан. 17:17). Бог Отец освящает нас посредством истины, которую мы познаем через открытое нам Слово Божье.
В-шестых, Слово Божье является излюбленным орудием Духа Святого. Апостол Павел наставляет: «…и шлем спасения возьмите, и меч Духа, что есть слово Божие» (Еф. 6:17; пер. Кассиана). Слово Божье названо мечом Святого Духа43. Иными словами, это именно тот инструмент, которым воздействует на людей Божий Дух. Когда Он защищает нас, отражая искушения сатаны, или когда Он Сам ниспровергает дьявольские твердыни в умах людей, Он пользуется Своим главным оружием – мечом Духа Святого, то есть Писанием.
В-седьмых, Слово Божье обладает действенной силой. Верующим из Фессалоники апостол писал: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих» (1 Фес. 2:13–14). Обратите внимание на слова «действует в вас, верующих». Этой силой действовать и преображать сердца обладает то слово, которое апостолы проповедовали и которое теперь записано для нас на страницах Библии.
Важно понимать, что Слово Божье – это не просто один из инструментов для духовного роста. Это – главный инструмент! «Все потребное для жизни и благочестия» дано нам именно посредством Писания. И насколько же это точный и эффективный инструмент! В Послании к евреям сказано:
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4:12).
Если кто-то думает, что Библия – это всего лишь неодушевленная книга, он глубоко заблуждается. Библия – это богодухновенное Слово живого Бога, поэтому она является живым словом. Библия – не бессильная книга, ведь она действенна. Библия – не поверхностный инструмент, который воздействует лишь поверхностно на наружные органы человека. Нет, она подобна мечу, который проникает до самых глубин нашего естества – до разделения души и духа. Нет лучшего диагностического инструмента, чем Писание, которое способно судить помышления и намерения сердечные. Поэтому Библия, когда мы ее применяем к самим себе, – это главный инструмент духовного роста, а когда применяем к ближним, она становится главным инструментом душепопечения.
Слово Божье никогда не бывает напрасным. Оно обязательно выполнит свою работу, либо трансформировав сердце человека во спасение, либо запечатав его осуждение. Но оно никогда не остается тщетным. Об этом Господь напоминает нам через пророка Исаию:
Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его (Ис. 55:10–11).
А ведь и правда, ни дождь, ни снег не отскакивают от земли и не возвращаются обратно на небо словно бы в бессильном разочаровании. Они всегда выполняют свое предназначение. Первые дожди выпадали в Израиле после сезона засухи и делали землю пригодной для вспахивания. Дальнейшие дожди и снегопады (которые быстро таяли в теплом климате) довершали свою работу – делали землю «способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест». Так и Божье Слово – оно никогда не останется в посрамлении, никогда не будет признано бессильным. Оно всегда совершит то, что угодно Господу.
Эффективность Божьего Слова противопоставляется слабости и никчемности человеческих измышлений. Через Иеремию Бог говорит:
«Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? – говорит Господь. – Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» (Иер. 23:28–29).
Если Библия – это «чистое зерно», которое кормит душу, то человеческие измышления – «мякина», то есть остающаяся после обмолота зерен шелуха, которая ни на что не годна, разве что на растопку костра. К этим человеческим измышлениям относятся сновидения и «личные откровения» людей, возомнивших себя пророками. Настоящее Божье Слово, сказанное истинными пророками и записанное в Священном Писании, сожжет эту мякину, «подобно огню». Библия – самый эффективный инструмент для изобличения лжеучений. Она разобьет их, подобно тому как «молот» разбивает мягкие известняковые скалы, преобладавшие в Израиле.
Из всего этого можно сделать несколько важных выводов. Во-первых, духовный рост немыслим без глубокого изучения Библии. Если «все потребное для жизни и благочестия» нам дается через познание Божьего Слова, то самым первым и наиболее естественным ответом на это должно стать постоянное вникание в Писание. Много изучения Библии – много жизни с избытком. Мало изучения Библии – мало жизни с избытком. Нет изучения Библии – нет жизни с избытком. Сознавая это, Павел побуждал Тимофея: «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. <…> Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:13, 16).
Во-вторых, к Писанию невозможно ничего прибавить, так как через него уже дано «все». «Все» есть «все», к этому нечего приплюсовать. Ни психология («а психологи доказали»), ни наш личный опыт («а у меня было так»), ни старые или современные жития святых («а вот этот человек делал так – и вот что из этого получилось») не могут встать на один уровень со Словом Божьим. Кто пытается добавить что-то еще, тот попросту не верит в достаточность и эффективность Писания.
Живший в IV веке христианский богослов и толкователь Священного Писания Ефрем Сирин так учил в отношении чтения Библии:
По мере сил своих принуждай себя как можно чаще читать Писание, чтобы оно собирало твои помыслы, которые враг рассевает своим злоухищрением, влагая в тебя лукавые мысли, между тем как он наносит тебе или частые скорби, или доставляет тебе много успехов и житейских удобств. Делает же он сие по своей злокозненности, с намерением удалить человека от Бога.
Будь трезвен и старайся всегда прилежно заниматься чтением, чтоб оно научало тебя, как избегать сетей вражеских и достигнуть вечной жизни.
Чтение Божественных Писаний приводит в собранность блуждающий ум и дарует ведение о Боге. Ибо написано: Остановитесь и познайте, что Я – Бог (Пс. 45:11). Слышишь, что ведение Бога приобретает тот, кто с чистым сердцем упражняется в чтении Божественных Писаний! Потому не будь нерадив, но упражняйся в сем чтении, – и в молитвах, – чтобы просветился твой ум и чтобы стать тебе [совершенным] во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1:4)44.
Если все это так, если все потребное для жизни и благочестия нам действительно дано через Слово Божье, то возникает вопрос: почему же тогда некоторые люди читают Библию годами, но при этом не меняются? Ведь даже фарисеи и книжники времен Христа, казалось бы, знали Писание лучше мытарей и грешников, однако в итоге оказались более заблудшими, чем многие мытари и грешники. Почему так бывает? Как это вообще возможно? Об этом мы будем говорить в следующих нескольких главах.
Глава 5. Правильное и неправильное использование инструмента
2 Петра 1:2–4
В Южной Африке есть такая притча. В некой южноафриканской деревне во время сезона дождей один мальчик приходил в церковь насквозь мокрый. Пастор решил ему помочь – и подарил зонтик. Пастор сказал: «Ну вот, теперь ты не будешь мокрым во время дождя».
Однако в следующий раз ребенок снова пришел весь мокрый и стал жаловаться: «Пастор, зонтик, который вы мне подарили, не работает! Видите, я опять весь мокрый!» Пастор говорит ему: «Странно… Давай посмотрим. Где твой зонтик?» Мальчик отвечает: «Дома!» «А-а-а, – говорит пастор, – зонтик не работает, когда он лежит дома, ты должен брать его с собой». «Я все понял, – сказал мальчик, – я буду брать зонтик с собой и больше никогда не буду мокрым во время дождя!»
Однако в следующий раз ребенок снова пришел весь мокрый. «Пастор, зонтик, который вы мне подарили, не работает! Видите, я опять весь мокрый!» Пастор говорит ему: «Давай посмотрим. Где твой зонтик?» «Вот мой зонтик! Видите, я взял его с собой, как вы сказали». «А как ты его нес?» «Вот так», – кладет зонтик под мышку. «А-а-а, – говорит пастор, – зонтик не работает, когда он под мышкой. Ты должен нести его над головой». «Я все понял, – сказал мальчик, – я буду нести зонтик над головой и больше никогда не буду мокрым во время дождя!»
Но в следующий раз он опять пришел весь мокрый. «Пастор, зонтик, который вы мне подарили, не работает! Видите, я весь мокрый!» Пастор говорит: «Где твой зонтик?» «Вот мой зонтик! Видите, я нес его над головой, как вы мне сказали». «А ты его раскрыл?» «Нет. Я и не знал, что его нужно раскрывать!» «А-а-а, – говорит пастор, – зонтик не работает в сложенном состоянии. Ты должен его раскрыть». «Я все понял», – сказал мальчик. И с тех пор он уже никогда не намокал во время дождя.
Эта африканская притча иллюстрирует простую истину: мало иметь инструмент, нужно еще уметь им правильно пользоваться, иначе инструмент не принесет пользы. Это верно и в отношении Библии. Мало иметь Библию и даже периодически ее почитывать. Нужно научиться пользоваться Священным Писанием правильно и эффективно. В противном случае оно может не принести никакой пользы для вашего духовного роста, как это было у книжников и фарисеев. Они каждый день читали Писание и заучивали его наизусть, но оставались невозрожденными и духовно не преображенными людьми.
Изучая 2-е Послание Петра, мы с вами увидели, что является главным инструментом, формирующим нашу духовную жизнь и отношения с Богом. Это Божье откровение о Себе, изложенное для нас в Библии. В стихах 2–4 первой главы сказано:
…благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. 3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия через познание Призвавшего нас славою и благостию, 4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них… (2 Пет. 1:2–4).
Продолжая говорить об инструменте духовного роста – Писании, мы подошли к важным практическим вопросам. Во-первых, как правильно пользоваться этим инструментом? Во-вторых, какие существуют ошибки, делающие этот инструмент неэффективным для некоторых людей?
Правильное использование Писания
Чтобы получать от Слова Божьего максимальную пользу, мы рекомендуем придерживаться следующих пяти советов45. При этом с самого начала хотелось бы вас предупредить, что, хотя эти советы сами по себе довольно простые, усердно следовать им каждый день своей жизни может оказаться не так-то просто. Это потребует от вас на первом этапе – усилия, на последующем – терпения, и на всех этапах – дисциплины. Однако по мере роста и углубления ваших навыков работы с Писанием это будет получаться все более просто и естественно.
Итак, первый совет – слушайте Божье Слово. Во все времена одним из основных путей знакомства с Писанием было публичное чтение, при котором один человек читал вслух, а остальные слушали. Так было при Ездре, когда для слушания закона Божьего в Иерусалиме собрался весь народ:
И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа [были приклонены] к книге закона (Неем. 8:2–3).
Публичное чтение Писания полезно для тех людей, которые либо не имеют доступа к личной Библии, либо никогда не откроют ее самостоятельно. Помимо этого, общее чтение объединяет людей в слушании одних и тех же текстов Писания. Наконец, общее чтение служит прекрасным символом поклонения Богу, перед Словом Которого благоговейно встают все присутствующие. Поэтому во многих церквях в дополнение к проповеди практикуется публичное чтение Библии как элемент богослужения. По завершении общего чтения церковь может хором выразить свое поклонение Богу и послушание Его Слову: «Благодарим Тебя, Господи, за Слово Твое. Помоги нам сохранять и исполнять все, что мы слышали!»
Второй совет – читайте Божье Слово для себя лично. Иисусу Навину было сказано:
Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь… (И.Нав. 1:8).
Лидер Божьего народа должен был читать Писание каждый день и даже несколько раз в день – «день и ночь». Он должен был это делать, чтобы находить постоянное наставление для своего сердца – «поучаться» из книги закона. Так и сегодня человек Божий не будет ограничиваться только лишь слышанием Писания по воскресеньям. Он будет читать Слово Божье лично для себя каждый день без исключений, пока смерть или второе пришествие не соединит его с Автором этого Слова.
Третий совет – изучайте Божье Слово. Апостол Павел наставляет нас:
Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга… (Кол. 3:16).
Заметьте, учение Христа должно в нас вселяться не просто «обильно», но и «со всякою премудростью». То есть недостаточно просто много читать Библию, нужно еще и вникать в ее смысл. Нужно не только узнавать значение отдельных текстов, но и постигать учение каждой книги Писания, а также общую картину библейских доктрин во всех их взаимосвязях.
Вы спросите: «А как я могу изучать Библию? Я не богослов и не библеист. У меня нет специального образования». Однако изучать Библию могут не только те, для кого это становится основным занятием в жизни. Изучать Слово Божье могут и должны все верующие во Христа люди, ведь христианин – это ученик! Процесс изучения Библии можно представить в виде четырех шагов.
Шаг 1. Приготовление: как я должен к этому относиться? Прежде чем прикасаться к библейскому тексту, помолитесь, чтобы Господь открывал вам истину. Именно так поступал псалмопевец, который просил:
Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего (Пс. 118:18).
Убедитесь, что ваше сердце готово к слушанию. Смиритесь пред Господом, чтобы гордость или своеволие не затмевали ваше духовное зрение. Исповедуйте всякий известный вам грех, чтобы никакие внутренние барьеры не мешали вам принимать Его волю. И затем приступайте к чтению.
Шаг 2. Наблюдение: что здесь сказано? Прочитав отрывок (глава, полглавы, несколько стихов), начните делать наблюдения. Подумайте: о чем говорится в этом тексте? Какие события или какие истины здесь описаны? Чтобы это увидеть, задавайте вопросы: кто, что, где, когда, почему, зачем?
Постарайтесь определить, какова главная тема текста. Для этого обращайте внимание на ключевые слова, повторяющиеся фразы, главные утверждения основных героев, начало и конец рассказа (где часто бывает обозначена главная мысль повествования).
Посмотрите: есть ли в этом тексте повеления? Предупреждения? Примеры? Проводятся ли какие-то сравнения или противопоставления? Задает ли текст какие-либо вопросы? Дает ли ответы на них?
Шаг 3. Толкование: что это означает? Постарайтесь понять, каков смысл текста и чему он нас учит. Для этого размышляйте над такими вопросами, как: что означает данное слово? Данная фраза? Данный отрывок? Почему автор сказал так, а не иначе? Что он этим хотел сказать? Для каких целей это написано?
На этом этапе к вашим личным размышлениям полезно будет прибавить размышления других мудрых людей. Хотя многие библейские тексты понятны сами по себе, в толковании менее понятных текстов вам помогут хорошие библейские комментарии или учебные Библии.
Шаг 4. Применение: что я теперь должен с этим делать? Поняв смысл текста, подумайте о том, какое значение он имеет для вас лично. Для этого задайте такие вопросы: чему этот текст учит меня о Боге? Как я могу больше полюбить Бога через разглядывание Его в этом тексте? Как этот текст подвигает меня к освящению? Что этот текст открывает мне обо мне самом и других людях? Предупреждает ли меня текст о каких-либо опасностях? Содержит ли данный текст обличение, к которому я должен прислушаться? Обещание, на которое я должен уповать? Заповедь, которую я должен исполнять? Пример, которому я должен следовать?
Итак, изучайте Божье Слово!
Четвертый совет – запоминайте Божье Слово. Господь учит нас, что важно не только читать и изучать, но и заучивать Писание наизусть. Это является одной из стратегий в борьбе с грехом:
В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою (Пс. 118:11).
Без заучивания Писания невозможно постоянно размышлять о нем: как ты будешь размышлять над тем, чего не помнишь? Без запоминания Слова Божьего невозможно получать своевременную поддержку в искушении. Помните, как Христос во время искушения трижды говорил: «Написано, написано, написано»? Он не смог бы этого сделать, если бы не знал слова Писания наизусть. Вообще, многие библейские герои были способны цитировать известное им Божье откровение.
Кто-то скажет: «Заучивать Писание трудно! У меня память уже не та…» Эта проблема не нова. Еще в XVII веке пуританин Томас Ватсон писал: «Некоторым легче запомнить рекламный лозунг, чем стих из Библии. У таких людей память подобна болоту, в котором плодятся лягушки, а рыба дохнет».
Наконец, пятый совет – размышляйте над Словом в течение дня. Такой пример показывает нам автор 118-го псалма:
Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. 98 Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. 99 Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих (Пс. 118:97–99).
Псалмопевец размышлял над Словом Божьим «весь день» и в результате стал не только мудрее своих врагов, но и разумнее учителей.
Похожий образец находим в 1-м псалме:
Блажен муж, который… 2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! 3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет (Пс. 1:1–3).
Праведник, описанный в этом псалме, размышляет о Слове Божьем день и ночь. В результате он стал как зеленеющее дерево, корни которого обильно питаются водой, – «посаженное при потоках вод». Слово Божье для души – то же, что вода для дерева. Если воды недостаточно, то дерево будет засыхать, как в пустыне, а если воды будет много, то оно будет цвести и зеленеть. Так и наше сердце: без достаточного питания Словом Божьим самый сильный праведник быстро «засохнет» и вскоре станет духовно бесплодным, неотличимым от неверующих.
Итак, мы рассмотрели общие принципы, как правильно пользоваться Священным Писанием. Но какие здесь могут быть ошибки, которые лишают Библию эффективности в нашей с вами жизни? Из-за чего этот инструмент в жизни некоторых людей, как кажется, «не работает»?
Неправильное использование Писания
Есть несколько ошибок, которые приводят к тому, что Библия в нашей жизни не работает. Первая и самая трагичная – это чтение без веры. Фессалоникийским христианам апостол Павел писал:
Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих (1 Фес. 2:13).
В этом стихе сказано, что Слово Божье «действует», то есть оно не бессильно. Более того, Павел говорит: «…действует в вас…» – то есть его действие не внешнее, а внутреннее: оно обладает способностью совершать работу в нашем сердце. Однако обратите внимание на то, при каком условии Слово Божье будет действовать: «…действует в вас, верующих». Писание будет действовать внутри нас лишь в том случае, если мы принимаем его с верой. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Если кто-то читает Писание без веры, то оно не проникает глубже поверхности и быстро забывается, не оставив никакого следа. Как это объясняется в притче о сеятеле: «…а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их…» (Лук. 8:12).
Поэтому первый вопрос душепопечения – это вопрос рождения свыше. Человек, читающий Библию длительное время и не растущий духовно, – рожден ли он свыше? Познал ли он Господа Иисуса Христа? Сложил ли у Его ног груз своих грехов? Вкусил ли сладость прощения и благодать очищения? Преклонился ли перед волей Всевышнего Господина?
Далее, воспринимает ли он Библию не как сборник израильских сказаний или любопытный исторический документ, а как откровение Творца Вселенной, безошибочно донесенное до людей через Его избранных пророков? Как Павел написал о фессалоникийских верующих: «…приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине…» Позволь спросить и тебя, дорогой читатель: когда ты читаешь Писание, относишься ли ты к нему как к словам и учению Самого Бога? Принимаешь ли его с верой? Итак, первая ошибка в отношении к Библии – это чтение без веры.
Вторая ошибка, мешающая Писанию стать эффективным инструментом духовного роста в нашей жизни, – недостаточное чтение. Иисусу Навину Господь сказал, как мы уже вспоминали: