bannerbanner
Растешь ли ты?
Растешь ли ты?

Полная версия

Растешь ли ты?

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 8

Во-вторых, благодать освящает. Она актуальна не только для начального этапа спасения, когда человек впервые обращается к Господу и получает прощение грехов. Вся дальнейшая христианская жизнь, в том числе очищение от греха и исправление поведения, тоже происходит по благодати.


Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, 12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, 13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, 14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2:11–14).


Как объясняется в этом тексте, благодать – она не только «спасительная», но и «научающая». То есть благодать не только избавляет от ада, но и учит жить угодной Господу жизнью. Она учит нас отвергать грех: «научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти». Она учит новому образу жизни: «целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». Она учит смотреть в будущее и измерять свою жизнь не земным, а небесным: «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Из всего этого можно сделать вывод, что благодать – это Божья сила для осуществления Его предвечного плана, который заключается в следующем: «чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». И это тоже осуществляется Его силой, действующей в нас незаслуженно.

В-третьих, благодать избавляет от вины. Одна из самых частых проблем, с которой люди обращаются к психологам, заключается в чувстве вины. И одна из самых частых проблем, преследующих верующих людей, – это уныние, вызванное жизнью под гнетом вины. Есть множество неверных способов избавления от этой проблемы. И есть один правильный – принятие Божьей благодати:


…в [Иисусе Христе] мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов по богатству благодати Его… (Еф. 1:7).


Прощение – это Его незаслуженный дар. Мы не удостаиваемся прощения грехов в качестве награды за праведную жизнь или иные достижения. Мы принимаем прощение грехов незаслуженно, по благодати Его. И вместе с этим наше сердце наполняется миром и блаженством.

В-четвертых, благодать дает знание о Боге. Павел пишет коринфским верующим:


Благодарю всегда за вас Бога: за благодать Божию, данную вам во Христе Иисусе, потому что вы всем обогащены были в Нем: всяким словом и всяким познанием… (1 Кор. 1:4–5).


Слово, о котором говорит апостол, – это слово о Христе (ср. ст. 6: «свидетельство Христово»), которое было проповедано в Коринфе. Познание – это знание Бога и Его истины. Важно заметить, что обогащение словом и познанием Павел связывает с Божьей благодатью. То, что они обогатились познанием о Христе и Евангелии, было следствием благодати. Так и сейчас мы постигаем Бога и Его Слово не своей мудростью, а с помощью Духа Святого, по благодати Его. В 7-м стихе Павел, продолжая начатую мысль, указывает на то, что и все духовные дары в Церкви – это, фактически, проявления благодати.

В-пятых, благодать питает сердце. Подобно тому как наши тела каждый день нуждаются в питательных элементах, наши сердца тоже нуждаются в подпитке. Однако в отличие от физического тела, которое питается мясом или овощами, сердце подкрепляется учением. И как увлекаться фастфудом небезопасно для здоровья (ожиреешь, заработаешь гастрит и т.п.), так и увлекаться поверхностной и нездоровой духовной пищей тоже небезопасно. Поэтому мы должны следить за тем, какими учениями питаются наши сердца:


Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими (Евр. 13:9).


В контексте Послания к евреям выражение «яства, от которых не получили пользы занимающиеся ими» может относиться к иудейским культовым обычаям, связанным с церемониальным вкушением пищи35. Либо оно может метафорически указывать на сами «различные и чуждые учения», представляющиеся в виде красиво украшенных яств, которые тем не менее несут не пользу, а вред для души. И в том и в другом случае мы имеем дело с неверным представлением получателей послания о том, чем нужно питать свое сердце. А как много современных верующих питают свои сердца не тем, чем нужно!

В нашем контексте сюда можно отнести лишенные богословской здравости проповеди, ошибочные учения, развлекательные речи, которые вызывают духовное ожирение и изжогу души. Здоровая пища, в которой нуждаются наши сердца, – это прежде всего учение о благодати. «Хорошо благодатью укреплять сердца». Когда мы глубоко вникаем в эту библейскую истину, от нее точно будет польза.

В-шестых, благодать укрепляет в немощи. Апостол Павел столкнулся с тяжелыми переживаниями. Они были настолько болезненными, что он сравнивает их с жалом (точнее, шипом или колом)36, вонзаемым в его тело. Силу для перенесения страданий он должен был черпать в благодати:


И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. 8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. 9 Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:7–9).


Обратите внимание: Павел трижды просил Бога избавить его от мучительного жала. Но Господь каждый раз оставлял его. И с каждым разом возвращал его к благодати, которой достаточно для перенесения испытаний. Сила и стойкость в страданиях – это тоже Божий незаслуженный дар, Его благодать в нас. Любопытно, что, научившись переносить скорби силою Божьей, Павел дает такой же совет Тимофею. Увидев, что его верный ученик переживает страдания (ср. 2 Тим. 2:3), Павел пишет ему: «Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом…» (2 Тим. 2:1).

В-седьмых, благодать пробуждает жертвенность. Библия говорит, что именно благодать Божья сделала македонских верующих (то есть филиппийцев и фессалоникийцев) способными жертвовать по силам и сверх сил:


Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам македонским, 2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. 3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель: 4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым… (2 Кор. 8:1–4).


В начале 8-й главы Павел сообщает, что церквям в Македонии дана Божья благодать, а в следующих стихах объясняет, в чем эта благодать проявилась. Среди глубокой материальной нищеты они смогли проявить богатство характера (ст. 2), умоляя Павла принять их пожертвование в пользу иерусалимских верующих (ст. 4). Это показывает, что жертвенность – это тоже Божий незаслуженный дар. Мы не сами по себе такие добрые и жертвенные, а становимся жертвенными под действием благодати. Чем больше мы осознаем благодать, тем больше в нас возрастает побуждение к жертвенности. И чем больше благодать работает над нашим сердцем, тем больше это побуждение реализуется в практических поступках37.

Наконец, благодать совершает служение через нас. Когда мы в послушании Божьей воле смиренно совершаем дела служения в соответствии со своим призванием и дарованными нам духовными способностями, – например, делимся Евангелием с неверующими, проповедуем Слово Божье с кафедры, ведем разбор Библии на домашней группе, консультируем спотыкающихся, утешаем скорбящих, заботимся о бытовых и хозяйственных вопросах в церковном здании, организовываем различные виды духовных служений, развозим продукты бедным членам церкви, присматриваем за детьми, усердно молимся о нуждах других людей и т.д. и т.п., – во всех этих случаях через нас совершает свое служение благодать. Как говорил о своем служении апостол Павел:


Но благодатью Божьей я есть то, что я есть; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божья, которая со мною (1 Кор. 15:10).


Это тоже Его незаслуженный дар. Наше служение приносит какие-то плоды и какую-то пользу не благодаря нашим личным талантам, а благодаря Божьему действию через нас.


Итак, все в христианской жизни зависит от Божьего действия, от Его благодати! А как насчет Божьего мира? Какую роль играет Божий мир для нашего духовного роста?

Во-первых, мир Божий сохраняет наши мысли во Христе, то есть помогает нам не осуетиться умом. Писание повелевает нам «о горнем помышлять, а не о земном» (Кол. 3:2). Однако очень часто земные заботы обладают для нас гораздо большей силой притяжения, засасывая наше сознание в черную дыру суеты, тревог или – самым банальным образом – мирских развлечений. И тогда на помощь приходит страж наших мыслей – Божий мир:


…и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Фил. 4:7).


Когда наше сердце отходит от пребывания во Христе, оно теряет мир. Возникающее в нас чувство внутреннего беспокойства и неудовлетворенности заставляет нас остановиться на суетных путях и начать искать Божьего лица, чтобы вновь наполниться Его миром. Вы прекрасно знаете, о чем я говорю. Кто никогда не чувствовал отсутствие этого мира, тот, вероятнее всего, никогда не переживал и его присутствие. Слава Господу за эту красную лампочку, сигнал тревоги, чудесный индикатор, который не позволяет нам далеко уйти по неправильной дороге. Но как важно быть внимательным к этому сигналу и не пренебрегать им!

Во-вторых, мир Божий помогает сохранять мир с другими людьми. Чаще всего люди ссорятся и обижают других, когда чем-то раздражены. Мы ломаем внешний мир, когда не имеем мира внутреннего. Об этом напоминает Послание к колоссянам:


И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны (Кол. 3:15).


Сначала Павел говорит: «да владычествует в сердцах ваших мир Божий», потом: «и будьте дружелюбны». Второе является следствием первого. Когда наши сердца наполнены Божьим миром, тогда нам легко быть дружелюбными. Будем хранить и преумножать его!

Итак, мы увидели, что для духовного возрастания нам абсолютно необходимы благодать и мир. Где же их взять?


Источник благодати и мира


Одному фотографу, работавшему в крупном журнале, поручили сделать снимки лесного пожара. Дым в лесу был слишком сильным для качественной съемки, поэтому он спешно позвонил в офис, чтобы для него арендовали кукурузник. Директор пообещал: «Самолет будет ждать вас в аэропорту!»

С этой мыслью фотограф и ринулся в небольшой местный аэропорт. Как и было обещано, маленький винтовой самолетик уже стоял с заведенным мотором рядом со взлетно-посадочной полосой. Фотограф сходу запрыгнул в кабину и, перекрикивая шум моторов, начал жестикулировать, показывая вверх, и кричать: «Поехали, поехали!» Пилот добавил обороты двигателя, разогнался и оторвал самолет от земли.

«А теперь пролети над северным фронтом пожара, – сказал фотограф, – и сделай три или четыре низких прохода над землей». «Зачем?» – спросил пилот. «Как зачем? Чтобы сфотографировать пожар. Я фотограф – а это как раз то, чем фотографы занимаются, если кто-то не в курсе», – съязвил недовольный фоторепортер.

После долгой паузы пилот медленно произнес: «Вы хотите сказать, что вы не мой летный инструктор?»

Этот фотограф поторопился и совершил ошибку, которая могла ему дорого стоить. Так и мы иногда торопимся и совершаем ошибку, которая может нам стоить больших проблем. Мы пытаемся вырасти духовно, победить грех и решить все проблемы собственными силами – и терпим неудачу. Дело в том, что в духовной жизни невозможно достичь успеха одними только своими усилиями. Мы в первую очередь нуждаемся в благодати и мире, которые исходят от Бога. Нуждаемся в Его силе. Взгляните еще раз на стихи 2–3:


…благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Как от божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия… (2 Пет. 1:2–3а).


Сила для духовной жизни исходит от Бога: «Как от божественной силы Его…» Все, что нужно для духовного успеха – «для жизни и благочестия», – обеспечивается не нашей, а Его силой. И даже сами благодать и мир, о которых подробно говорилось выше, приобретаются только в тесном общении с Ним: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса…» Без познания Господа не будет и энергии для духовных изменений. Вне богопознания нет духовной силы и нет победы.

Этому же уроку учат и другие места Писания. К примеру, в Послании к ефесянам Павел говорит:


Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа… 16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, 17 верою вселиться Христу в сердца ваши, 18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что́ широта и долгота, и глубина и высота, 19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. 20 А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, 21 Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь (Еф. 3:14–21).


Для борьбы с искушениями нужна твердость. Для преодоления жизненных трудностей нужна твердость. Для противостояния давлению мира нужна твердость. Для того чтобы не срываться в грех снова и снова, тысячу раз повторяя одни и те же ошибки, нужно иметь прочный внутренний стержень. Но где взять внутреннюю твердость и стабильность? Апостол учит, что внутренний стержень закаляется пламенем Святого Духа: «…да даст вам… крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке…» (ст. 16). Без благодати Духа Святого победа над грехом и духовный рост невозможны. А Его сила открывает дорогу к бескрайним горизонтам славы. По Своей благодати Бог может сделать больше, чем мы у Него просим: «Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем…» Это означает, что Он может произвести в нас даже более сильные перемены, чем мы ожидаем.

Вообще, весь этот отрывок пронизан идеей Божьего действия. Обратите внимание на следующие фразы: «да даст вам» (ст. 16). Кто даст? – Бог! «Крепко утвердиться Духом Его» (ст. 16). Кто дает твердость? – Божий Дух. «Укорененные и утвержденные в любви» (ст. 18). Укорененные и утвержденные кем? – Богом! «Исполниться всею полнотою Божьей» (ст. 19). Кто наполняет полнотой? – Бог. «Тому, Кто действующею в нас силою…» (ст. 20). Чья сила в нас действует? – Божья. «Может сделать несравненно больше» (ст. 20). Кто может сделать? – Бог. И поскольку главный действующий агент в духовном росте – Бог, завершается этот отрывок прославлением Бога: «…Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше… Тому слава в Церкви во Христе Иисусе…» (ст. 20–21). Успех зависит не от человека, а от Бога; не от наших талантов, а от Его благодати. Именно поэтому нужно проводить много времени на коленях в молитве, что и делал Павел: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцом…» (ст. 14).

Та же самая закономерность видна и в следующем тексте:


Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, 10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, 11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его… (Кол. 1:9–11).


Откуда берется сила? Здесь сказано: «…укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его…» (ст. 11). Мы черпаем силу из океана Божьего могущества, поэтому Павел и не перестает молиться: «…не перестаем молиться о вас и просить, чтобы…» (ст. 9). Он понимает, что сила – у Бога, и поэтому молится.

Фессалоникийцам апостол напоминал, что сделать их твердыми «во всяком слове и деле благом» может Бог:


Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш… да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом (2 Фес. 2:16–17).


Это подразумевает, что если вам не хватает твердости в добром слове – чтобы говорить о Евангелии неверующим, или не хватает твердости в добром деле – чтобы стабильно поступать праведно и чисто, – то вам нужно искать силы у Бога.

Господь может дать верующему достаточную твердость, чтобы противостоять искушениям лукавого: «Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Фес. 3:3). Бог наполняет наши сердца любовью и дает нам терпение: «Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» (2 Фес. 3:5). Он наполняет нас радостью и миром, и Его Дух укрепляет нашу надежду, когда обстоятельства подталкивают к унынию: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою» (Рим. 15:13). Он способен сохранить нас от искушения и избавить от лукавого: «…и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Матф. 6:13). Вся сила – у Бога: «Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога…» (Пс. 61:12). Поэтому для успешного духовного роста нам нужно постоянно прибегать к источнику силы – Богу. Нам нужно молиться. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:5).

Как-то один отец работал за письменным столом на первом этаже. Ему понадобилась книга, которая стояла на полке на втором этаже. Чтобы не ходить самому, он попросил своего маленького сына сбегать и принести ему эту книгу. Через несколько минут он услышал всхлипывания ребенка, который стоял на вершине лестницы и тихонько плакал.

– Что случилось?

– Папа, прости, но книга слишком тяжелая.

Тогда отец поднялся наверх, взял книгу, а также и сына под мышку – и спокойно спустился вниз.

Так же Бог поступает с нами. Он не просто дает повеление что-то сделать. Но Сам Своею силою и совершает это в нас и через нас. Он дает нам «благодать и мир», и «от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия».

Если у нас не клеится духовная жизнь и не очень видно плодов благочестия, то вывод может быть только один: в нас недостаточно божественной силы. В нас не хватает благодати и мира. Как это исправить? О практических шагах к этому речь пойдет в следующих главах.

Глава 4. Инструмент духовного роста – Писание

2 Петра 1:2–4


Все великие люди, о которых мы читаем в истории, рано или поздно умирали. Знаменитый адмирал Нельсон (XVIII в.), прославившийся в боях с Францией и Испанией, погиб в исходе одного из сражений. Чтобы воздать ему государственные почести, его тело было доставлено на родину в бочке с бренди38. После смерти Гая Юлия Цезаря согласно его завещанию каждый римский гражданин получил из имущества Цезаря по 300 сестерциев (это примерно от 15 000 до 80 000 рублей – смотря как считать)39. Он хотел, чтобы люди вспоминали его с благодарностью40. А Ирод Великий, наоборот, завещал, чтобы в день его смерти были казнены знатные люди города, чтобы хоть кто-то в тот день пролил слезу41. Однако, какой бы ни была смерть этих людей, факт в том, что все великие люди, о которых мы читаем в истории, умерли. И все великие люди, которые живут сейчас, тоже умрут. Человеческие авторитеты померкнут и осыпятся пылью. И лишь Слово Божье пребывает вовек: «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1:24–25). Именно об этом – о Слове Божьем – пойдет речь в данной главе.

Изучая 2-е Послание Петра, мы успели обсудить: фундамент духовного роста – основанием для духовного роста является настоящая спасительная вера, которая дается от Бога; источник силы для духовного роста – сила для преображения нашей души исходит не от нас самих, а от Бога, Который умножает в нашей жизни благодать и мир. В данной главе мы продолжим изучать эту книгу и обратим внимание на главный инструмент, при помощи которого мы возрастаем во Христе. Давайте прочтем стихи 2–4 первой главы:


…благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. 3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия через познание Призвавшего нас славою и благостию, 4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью… (2 Пет. 1:2–4).


Данный отрывок представляет собой целостный параграф, объединенный одной темой. В каждом из этих трех стихов показано, что Господь нам дает, и в каждом названо, через что Он это дает. Давайте сначала посмотрим на то, что нам дано для духовного роста.


Что нам дано для духовного роста


Как мы уже разбирали в предыдущей главе, для духовного роста нам даны благодать и мир. Эти ресурсы у нас уже есть и продолжают умножаться (ст. 2). Без них духовный рост был бы невозможен. Вдобавок к этому, Бог сделал нас причастниками Божеского естества (ст. 4а) через пребывание в нас Святого Духа. То есть можно сказать, что для духовного роста нам дан дар Духа Святого. Но и это еще не все. Господь сделал так, что мы удалились от растления похотью, которое господствует в мире (ст. 4б), то есть нам дана новая природа через дар рождения свыше. Подробнее об этом мы будем говорить в последующих главах. А пока я предлагаю обратить внимание на главную мысль всего отрывка, которая помещена в середине 3-го стиха: даровано нам все потребное для жизни и благочестия. Центральная мысль всего параграфа заключается в том, что нам уже дано все, что нужно. От нас ничего не удержано. Ничто не забыто. Ничто не пропущено. Нам дана вся полнота.




Это не как алюминиевые конструкторы из моего детства, с которыми мне все время почему-то не везло. Садишься собирать конструктор – помните, такие алюминиевые планочки и реечки с дырочками, болтики и гаечки с маленьким гаечным ключиком? – и в процессе сборки обнаруживаешь: то одной детали не хватает, то другой. В результате до конца собрать машинку или домик оказывается невозможным, и весь процесс приводит только к расстройству. Но в духовной жизни Бог с нами так не поступил. Он дал нам «все потребное» – все, что нужно, чтобы успешно достигнуть цели. Его дары укомплектованы на все сто процентов. В них нет никакой нехватки.

Не упустите, для каких целей нам дано все необходимое: все потребное для жизни и благочестия. Не просто для жизни – лишь бы кое-как выживать, едва-едва сохранять свое существование. Не просто для того, чтобы в нас еле-еле теплилось духовное начало. Нет, нам дано все потребное для жизни и благочестия – то есть для духовного успеха! Нам дано все, что нужно, для того чтобы жить благочестивой жизнью и праздновать победу над грехом. Насколько воды в реках достаточно, чтобы пить, насколько сельскохозяйственных продуктов на планете достаточно, чтобы обеспечить нам питание, насколько кислорода в атмосфере достаточно, чтобы мы могли вволю надышаться, – настолько же достаточно Божьих ресурсов для того, чтобы мы могли жить полноценной духовной жизнью и быть благочестивым!

Итак, мы увидели, что нам дано для духовного роста абсолютно все, что необходимо. Следовательно, если мы не растем духовно, то это не потому, что Бог чего-то недодал. Не потому, что нам не хватает чего-либо существенного. Бог со Своей стороны уже дал абсолютно все, и если мы не растем духовно, то дело только в нас самих. Одна из возможных причин неудач в духовной жизни кроется в том, что мы не пользуемся теми ресурсами, которые Бог нам дал. Как раз об этом мы и будем говорить в этой и следующей главах.


Через что нам дано все необходимое для духовного роста


Важно понимать, что духовные ресурсы не просто текут к нам в душу сами собой. Это не как в реанимации: пациент лежит в коме без сознания, а ему через капельницу поступают глюкоза и питательные растворы. Нет. Для обретения духовных ресурсов требуется активное участие самого человека. Наше сердце не наполняется благодатью во сне или при просматривании новостной ленты на экране смартфона.

Все необходимые ресурсы даются нам через определенное Богом средство – через особый божественный инструмент. И если мы будем использовать не тот инструмент, то успеха достичь не получится.

Одним из самых известных атлетов древности был Милон Кротонский. Будучи борцом, он стал победителем шести Олимпиад с 532 по 512 год до н.э. Шесть раз становился первым на Пифийских играх, десять раз – на Истмийских, девять – на Немейских. Около 510 года до н.э. он даже выступил в качестве командующего армией своего родного города Кротона в войне с соседним Сибарисом и одержал в этой войне победу. Однако умер он глупо и бесславно. Идя однажды по лесу, он увидел бревно с вбитыми в него клиньями – при помощи такого устройства древние дровосеки расщепляли бревна на доски. Милон понадеялся на свою силу и решил руками разорвать бревно. Он вложил руки в щель и начал тянуть. Клинья выскочили, края щели сомкнулись и зажали пальцы Милона. Вытащить их он не смог и был съеден волками, которых много водилось в окрестностях Кротона42. Он использовал неправильный инструмент – и попал в беду.

На страницу:
4 из 8