Полная версия
Код Таро и Практическая Магия. Том I
Несмотря ни на что, к началу XII века существовало сразу несколько вариантов переводов на французский, немецкий, итальянский, армянский и др. языки. Первые печатные издания Библии в полном объёме были осуществлены в Испании и Италии между 1518 и 1587 годами, только с этого времени её текст окончательно стабилизировался и, практически, без изменений дошёл до нашего времени как основа для всех печатных изданий. Но мы даже не знаем, какие из предыдущих вариантов Библии послужили им оригиналом.
Библия, действительно, полна вторыми планами, подтекстами и «ключами», за которыми скрывается некая тайная информация, предназначенная для Посвящённых. Это и мистическая хронология, и Числовая магия, и имена героев.
Библейские истории часто основаны на нескольких близких по содержанию событиях, которые могут быть разбросаны по времени в достаточно широком диапазоне. Один герой мог жить в допотопные времена, другой во времена фараонов, третий – три тысячи лет назад, или даже в средневековье, но все их образы скомпилированы в один и помещены в одно время.
Вопрос об авторстве Пятикнижия является спорным, как и фигура самого Моисея. Но кем бы Моисей ни был в реальности, он оставил после себя мощную матрицу Первого в истории Мага.
Концепт. Моисей. В иудейской традиции Моисей (Моше) – первый Пророк бога Яхве и основатель его религии. По расчётам историков, если реальный Моисей существовал, то он мог родиться в Египте 7-го адара 2368 года по еврейскому календарю (1392 год до нашей эры), а умереть 7-го адара 2488 (1272 год до нашей эры). В этом расчёте настораживает то, что учёные пошли на поводу у Библии, представив жизнь Моисея в виде символического круга в 120 лет.
С именем пророка тоже есть разночтения. Некоторые исследователи считают, что имя «Моисей» – это перестановка букв древнееврейского имени Солнечного бога – «Шеммах». Другие склоняются к мысли, что Моисей – сборный образ, носящий имя некого известного и почитаемого в древности Посвящённого, представляющего Тайную Школу Мудрости – некое надземное государство мудрецов. Он же – Муса в религии мусульман. В финикийской мифологии, более древней, чем библейская, Моисей считался сыном бога Алийона (Айона – Ваала) и богини Анат, что причисляет Моисея к пантеону богов.
История жизни Моисея начинается в Египте. Если придерживаться библейской версии, будущий пророк был воспитанником дочери фараона, а, следовательно, он должен был проходить обучение у жрецов, владеть магическими приёмами, уметь организовывать мистерии и создавать необходимые атрибуты, а своё посвящение в тайные знания мог получить в подземных храмах египетских пирамид.
Таким образом, способность творить чудеса Моисею дарует сам Бог, а жрецы посвящают его в тайны магии, что свидетельствует о праве Моисея на магию.
Моисей – маг. Мистикой и волшебством пропитана вся история жизни Моисея, её детали и события. Такого количества чудес, которые совершил Моисей, нет ни у кого другого.
Кратко перечислим некоторые из чудес. Когда Моисей клал руку за пазуху и вынимал её, она становилась белой от проказы, когда он снова прятал руку за пазуху и вынимал её – она становилась здоровой. Моисей наслал на египетского фараона и его народ семь язв: превратил воды Нила в кровь; устроил нашествие жаб; насылал сначала «скнипов» (комаров или паразитов), потом на людей и их скот «песьих мух»; затем тяжкие язвы, и следом лихорадку. Устроил град, побивший всё под небом, и огонь между градом (по некоторым толкованиям – хамсин, южный палящий ветер); затем нашествие саранчи и гусениц, а в завершении густую тьму в течение трёх дней, затмившую солнце (Исх.7–10).
Чудо Моисея, «манна небесная». Иллюстрация к Библии, 17 в.
Много чудес совершил Моисей и во время перехода через море, а также по пути к Земле обетованной.
Самое знаменитое чудо Моисея – «раздвинутое море». Это сам «переход» и, одновременно, подтверждение божественной воли на выход евреев из Египта и знак божьего покровительства «избранному народу». Когда войско фараона почти настигло беженцев у Красного моря, воды раздвинулись перед Моисеем, и «сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и стеною по левую сторону» (Исх.14:29).
После того, как народ Моисея вышел на противоположный берег, а египтяне вслед за ними вошли в образовавшийся коридор, по наущению Господа «Моисей «обратил воды на египтян», и волны сомкнулись над войском фараона, утопив его. Из этого отрывка следует, что силы природы подчинились Моисею, который «простёр руку свою на море», то есть, явно использовал магический приём.
Дойдя до пустыни Син, народ начал роптать от голода, вспоминая Египет, когда они «сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта». Бог услышал их, и послал им с неба манну небесную (Исх.16). Как-то утром, проснувшись, они увидели, что вся пустыня покрыта чем-то белым, будто инеем. Начали разглядывать: белый налёт оказался мелкими крупинками, похожими на град или семена трав. В ответ на удивленные возгласы Моисей сказал: «Это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Согласно талмудической литературе, поедая манну, юноши чувствовали вкус хлеба, старики – вкус мёда, дети – вкус масла.
В Рефидиме, когда народ страдал от жажды, Моисей по повелению Божию «извел воду из скалы» горы Хорив, ударив в неё своим жезлом. «Если не поверят и сему чуду – сказал Господь, – то возьми воды из реки и вылей на сушу, и вода сделается на суше кровью».
Рогатый Моисей. Интересно и то, что Моисея до 17 века изображали рогатым, хотя потом почти все эти изображения были уничтожены, так как привносили пророку традиционные дьявольские черты. Из сохранившихся изображений «рогатых Моисеев» самое известное принадлежит знаменитому художнику и скульптору Возрождения Микеланджело Буонарроти. Причём статуя Моисея была заказана ему папой римским Юлием II для своего надгробия и выполнена в 1513–16 годах, а спустя 30 лет после смерти папы установлена в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи.
Микеланджело, как и другие художники средневековья, руководствовался одним из переводов Библии – Вульгатой. А там было ясно сказано: «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34: 29).
Моисей. Микеланджело
Текст вызывал много вопросов у исследователей и богословов, которые, наконец выдвинули версию, что на иврите слово qrn, переведённое как «рога», можно прочитать и перевести ещё несколькими способами: как «луч» и как «сиял, излучал, лучился». С тех пор рога были заменены на лучи света, исходящие из головы Моисея – потоки энергии, с помощью которой Моисей творил свои чудеса.
Скептики относят все чудеса Моисея к природным явлениям и катаклизмам, верующие – к божественной воле. Возможно, это так.
Кем бы ни был Моисей, исполнителем божественной воли или магом, взявшим на себя ответственность и подменивший божественную волю своей, он оставил после себя необычайно плотную матрицу Великого Мастера. Эта матрица постоянно уплотняется, дополняется, видоизменяется, но сохраняет своё концептуальное пространство, наполненное таинствами жизни и вневременными знаниями, в том числе, как выражение этих знаний, культуру и магию.
Такой Моисей – первый Маг среди людей, вполне может представлять один из важнейших концептуальных аспектов I Аркана – право на Магию. Без внутренней уверенности в своём праве на использование магического искусства и веры в свои силы – апломба – бесполезно изучать магическое искусство.
Маг Сола-Буска. При взгляде на персонаж карты, соотносящейся с Магом, из колоды «Сола-Буска» (в ротапринтном издании «Таро древних магов») возникает ассоциация с Моисеем.
Эта карта в колоде стоит под номером XVII, хотя к классическому Аркану «Звезда» никакого отношения не имеет. Но это естественно для колоды Сола-Буска, в которой числа не имеют значения, тем более, что в 1491 году, которым датируется колода, традиция последовательностей Арканов только устанавливалась.
Возможно, возраст карт ещё более внушительный, а единственная сохранившаяся колода – список с более старой колоды, на которой не было номеров. Время выпуска данной колоды определяется на основе дат, которые есть на раскрашенных образцах, годы в которых исчисляются от основания Венеции. Эта колода названа в честь её владельцев – миланской семьи Сола-Буска, фамилия которой образовалась благодаря браку маркизы Антуанетты Буска с графом Андреа Сола-Кабьяти.
Сами карты являются, раскрашенными в ручную оттисками медных матриц. В соответствии с буквами «S.M.», имеющимся на Тузах, предполагается, что эти карты были выполнены художником из Феррары Маттео Серати да Косандола. Но, возможно, это не инициалы, а некий забытый секретный код – на картах встречаются и другие сочетания букв.
На карте № XVII изображена фантастическая фигура благородного старца, по своему виду напоминающего традиционного Моисея, изображённого в момент явления ему архангела Уриила (Исх. 3:1–2).
Маг. Из колоды Сола-Буска
На правом боку мага висит связка шариков. Это «гранаты и золотые колокольчики» – детали одежды священников-левитов, продиктованные Моисею самим Господом. В русском варианте перевода эти атрибуты обычно называются «яблоки» и «позвонки». По Библии «гранаты» следовало делать из скрученной ткани, а колокольчики из золота, и пришить по подолу ризы, «дабы слышан был от него/священника/звук» (Исх. 28:33-35). По-видимому, звенящий атрибут предназначался не самому Моисею, а его брату и толмачу Аарону (но с ним мы встретимся позже в V. Иерофанте).
Итро. В верхней части карты представлено имя персонажа: Ipeo, о принадлежности которого исследователи до сих пор не могут сказать ничего определённого. В колоде Сола-Буска много неопознанных имён. Существует даже версия, что это общий псевдоним членов какого-то Братства, для которого изначально изготавливались эти карты. Но, если этот персонаж отнести к истории Моисея, то прорисовывается связь с другим библейским героем, носившим весьма похожее на «Ipeo» имя – Итро или Итрео.
В Библии сведения об Итро весьма скудные. В «Исходе» он фигурирует под именем Иосфора, священника Мадиамского, на одной из семи дочерей которого женился Моисей. Иософор выступает как мудрец, советчик Моисея (в некоторых до-библейских источниках Итро представлен царём и пророком). Под его руководством Моисей становится «для народа посредником перед Богом» (Исх. 4:18), что предшествует получению Моисеем «Законов» на Скрижалях Завета.
Посох Моисея. Возможно, Итро проводит над Моисеем ритуал инициации (Посвящения), в знак чего Моисей получает от тестя магический посох. В свою очередь Итро взял посох, принадлежавший ранее ветхозаветному пророку и праотцу человечества Иосифу, из дворца фараона. Таким образом, прослеживается преемственность в магии.
С этим посохом связаны многие чудеса, которые творил Моисей. Сам Господь научил Моисея пользоваться тайными свойствами посоха: «Господь сказал: Что это у тебя в руке? Он отвечал: Посох. Господь сказал: Брось его на землю. Моисей бросил, и посох превратился в змея. Моисей побежал от него, но Бог повелел ему взять змея за хвост, и змей стал снова жезлом в его руках». «И жезл сей (который был обращен в змея) возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения» (Исх.4:2,17). Благодаря волшебному посоху Моисей получил власть над силами природы и евреями, превратив посох в символ власти – Жезл. Посох в руках Моисея служил необходимым атрибутом магии, и стал прообразом волшебной палочки, которую мы видим в руке Мага.
Пройдёт время – и деревянный посох (жезл и разные его модификации) станут символом одной из 4-х мастей Таро – Жезлов, прочно занявших своё место на столике Мага.
Обращают на себя внимание драконьи крылья, приданные старцу, чего не наблюдается ни в одной другой колоде. Возможно, это уступка Церкви, причисляющей магию к греховным занятиям.
Прообраз. Симон Маг. Эта фигура возникает на переломе эпох между Ветхим Заветом и Новым. Фактически Симон Маг (Волхв) был современником Иисуса Христа, и некоторые исследователи считают, что образ «Спасителя» впитал в себя некоторые черты Симона Мага; во всяком случает некоторые их «чудеса» совпадают. Это обстоятельство привлекает особый интерес богословов, философов и эзотериков к фигуре Симона Мага.
Так, Симон умел воскрешать мёртвых и превращать воду в вино, как и Христос. В то же время, Иисус Христос Нового Завета умел лишь «ходить по воде», то есть укрощать стихию воды, а Симону Магу подчинялись и другие стихии.
Анастасий Синаита, игумен синайского монастыря, живший в 7 веке, писал: «Люди видели, как Симон заставлял статуи ходить; как он входил в пламя не обжигаясь; как превращал свое тело в различных животных (ликантропия); как на пирах вызывал привидения и фантомов; как с помощью невидимых духов заставлял мебель двигаться по комнате. Он объявил, что его сопровождает множество теней, которых он назвал «душами умерших».
Единственная запись о Симоне Маге, претендующая на историческую достоверность, сделана в «Деяниях апостолов» (8:9–24), где рассказывается, что в Самарии в числе других при участии апостола Филиппа крестили одного волхва, Симона, считавшего себя «чем-то великим», творившего всякие чудеса и имевшего многих последователей, которые видели в нём явление «великой силы Божией». Туда же из Иерусалима прибыли апостолы Пётр и Иоанн, чтобы посредством возложения рук низвести Духа Святого на вновь крещённых.
Но история крещения Симона Мага, как и рассказ о его споре с апостолом Петром, также приведённая в Евангелии, вызывает сомнения, так как отражает противостояние старой веры и нового христианства. С другой стороны, личность Симона Мага могла заинтересовать и притянуть к себе учеников Христа.
Противостояние. На способности Симона Волхва «летать по воздуху» основана легенда о споре, инициатором которой явился апостол Петр – т.н. «битва чудес». К этому прилагалась предыстория, по которой Симон Маг, якобы, пытался выкупить у апостолов их силу «Святого Духа», но они отказались её продавать.
Примечательно, что в средневековье, когда процветала продажа церковных должностей и «индульгенций», противники такого метода обогащения, вспомнив вышеизложенную легенду и Симона Мага, называли этот способ «симонией».
В легенде о поражении Симона в споре с Петром выражена идея торжества Церкви над любыми явлениями свободомыслия. Но, если смотреть с другого ракурса, то не позволила взлететь и сбросила на землю Симона Волхва сила «молитвы» Петра, или сила его магического заговора.
Спор Симона Мага с апостолами Петром и Павлом в присутствии римского императора Нерона. Сицилия, Норманнский дворец
Адепты Христа всячески старались дистанцироваться от гностиков, хотя гностицизм лежал в основе христианского учения. Магические «спектакли» Симона не были самоцелью или желанием заработать – он, подобно Моисею, пытался подтвердить те идеи, которые проповедовал. Апостолы точно также «творили чудеса» для доказательства своей силы «от Бога», а магическую силу Симона называли «от Сатаны». Симон в своих аллегориях также старался донести до своих современников оккультные гностические истины, но сограждане, в силу своего недоразвитого менталитета, понимали всё впрямую, что и отразилась в легендах.
В рассказы о Симоне Маге вплетено достаточно всевозможных домыслов и фантазий, окрашенных негативными представлениями, призванными очернить Симона в глазах праведных христиан. Примечательно, что апостола Петра по рождению также звали Симоном, но потом Иисус дал ему имя Пётр – «камень». Так христианские «чудотворцы» были противопоставлены «языческим колдунам». Возможно, именно благодаря этому противостоянию имя Симона Мага не было вычеркнуто из Нового Завета и сохранило эфирную матрицу, пусть и впитавшую в себя посторонние элементы.
Легендарная личность. Симону Магу, его личности, делам и учению, большое внимание уделяла в своих книгах и трудах Елена Блаватская: «Его слава была всемирной, его последователи – в каждом народе, и в Риме была воздвигнута статуя в его честь. В «Деяниях Петра и Павла» утверждается, что Симон заставил двигаться бронзовую змею, смеяться статую. Симон, оказавшись перед Нероном, изменил свою внешность: внезапно он стал ребенком, затем – стариком; в другое время – молодым человеком. И Нерон, увидев это, предположил, что он – Сын Бога».
«Учеников у Симона Волхва было много, и он их наставлял по Магии. Они совершали так называемые «изгнания бесов» (как в «Новом Завете»), применяли заклинания, любовные зелья; верили в сновидения и видения и создавали их по желанию; и наконец, принуждали духов низших категорий им подчиняться. Симона Волхва называли «Великой Силой Бога», буквально – «Мощью Божества, которое называется Великим». То, что тогда называли Магией, мы ныне называем Теософией или Божественной Мудростью, Силой и Знанием» (Инструкции для учеников внутренней группы, II).
Блаватская, которая причисляла Симона к гностикам, считала, что все нападки на Мага являются результатом противостояния между апостолами Христа и адептами древнего истинного гностицизма, которое проводила в жизнь и она сама под эгидой «Теософии».
В Новом Завете гностическая Школа Симона Мага представлена, как секта «симониан» (симониаты, симониты). Считается, что система Симона Мага была изложена им в трактате под названием Ароphasis Меgale («Великое Изъяснение»), исполнявшем, по-видимому, у симониан роль священного писания. Симониане также назывались Еленианами. Последнее наименование – Елениане – происходит от имени его спутницы Елены, о которой стоит сказать отдельно.
Симон и Елена. Рассказывается, что из Самарии Симон прибыл в Тир, где на деньги, отвергнутые апостолами, выкупил блудницу Елену и объявил её творческой мыслью верховного Божества (материальным воплощением Духа Святого). В его интерпретации женская ипостась Троицы, Дух Святой, был заключён в телесную оболочку и в разное время являлся в разных женских образах, как божественных, так и плотских. Так, он представлял Елену то как богиню Селену, то как одну из реинкарнаций Елены Троянской (Прекрасной). Самого себя он выдавал за верховного Бога, являемого в теле в прошедшем, настоящем и будущем. В то же время Симон представлял себя и Елену как единое целое.
Скорее всего, в единение себя с Еленой Симон Маг вкладывал концепцию целостности, единства Макро – и Микрокосмоса, соединение мужского и женского начал в человеке и в каждом явлении природы. Раннехристианский богослов св. Юстин в середине второго века писал, что к Симону «почти все самаритяне относились с благоговением». Если бы учение Симона Мага не имело бы под собой серьёзной гностической основы, оно бы не смогло ни широко распространиться, вплоть до России, ни просуществовать столетия.
В контексте истории Таро интересна версия о том, что цыгане – это «потомки Симона-мага, именуемые атсингани, признанные колдуны и злодеи» («Житие святого Георгия», Византия, 1054 г.). Атсигане исповедовали смесь христианского учения с верованиями, вынесенными ими из Персии и Индии, которая во многом совпадала с доктриной симониан. Позже атсигане, как и симониане, были причислены к сектантам. В дальнейшем слово «атсигане», по мнению некоторых исследователей, трансформировалось в «цыгане».
Вокруг имени Симона Мага создалась удивительная матрица – фантастическая и притягательная, наполненная таинствами магии. К нему будут обращаться многие философы и мистики. Есть сведения о том, что Симон занимался толкованием древнееврейских текстов и Пятикнижия Моисея. Это могло послужить поводом к компиляции этих двух образов.
Неважно, какими красками нарисованы образы Моисея и Симона Мага, белыми или чёрными – оба этих персонажа заявляют: человек способен управлять силами природы и имеет полное право использовать это в практических целях. И судя по большинству «чудес», которые творили оба Мастера, они обладали знаниями и волей, необходимыми для управления Стихиями.
Основа магии – движущая сила. Стихии – Начала всего. Стихии являются собирательным понятием, включающим в себя разные элементы, отличающиеся по уровню энергии, материальности, качествам и принципу действия. Стихиями принято называть космические энергетические вихревые субстанции, которые древние эзотерики относили к Началам. «Начала» под разными именами присутствуют во многих религиях и эзотеризме в качестве неких высших существ; обитателей высших областей духовного, невидимого мира. В христианской теологии Начала отнесли к одному из чинов Ангельской иерархии, но так и не смогли достаточно ясно раскрыть их суть.
Тот факт, что «Начала» относили к 7-ому Ангельскому чину, приближенному к человеку, и называли их «духами личности и времени», свидетельствует об их возможном проявлении в материале. То же относится и к Стихиям.
Действие Стихий соотносили с явлениями природы – отсюда выражения «стихийные силы», «буйство стихий» и т. п. В свою очередь явления природы связали с физическим материалом, в котором они проявлялись как вихревые образования, такие как: водовороты, торнадо, огненные смерчи и пыльные бури. И хотя в основе вихревых образований лежит общий механизм, ещё в древности явления природы (или стихийные явления) было принято подразделять на огненные, воздушные, водяные и земляные, в зависимости от материала, который они захватывают.
Возможно, так появилась оккультная традиция подразделения космической энергии на четыре категории: Огонь, Воздух, Вода и Земля. Турбулентная (спиралевидная) форма энергии Стихий демонстрирует принцип материализации. Кстати, «Начала» – вольный перевод латинского слова Principatus – «принципы».
Примечательно, что по свидетельству египтологов, основой магического искусства Древнего Египта был космогонический принцип «Четырёх Начал». В «Книге небесной коровы», священного текста, начертанного на стенах гробниц Сети I, говорится, что в организации катаклизмов во время «потопа» участвовали четыре божественные ипостаси бога Ра, соответствующие четырём Стихиям или 4 «Началам».
Крест Стихий. В схематическом плоскостном изображении четыре Стихии можно изобразить как 4 луча, выходящие из одной точки – в виде креста. Таким образом, крест становится символом спиралевидного движения энергии. Так и поступили древние эзотерики, пытающиеся понять и использовать тонкую энергию, обозначив её принцип как Крест Стихий.
Древняя доктрина Креста Стихий не могла обойти магию. Магия, основанная на работе с энергией Стихий, в среде изучающих её называлась «симпатической» или «астральной». В центре средневекового представления о магии была идея, что вся материя состоит из четырех элементов: Земли, Воздуха, Огня и Воды. При правильном сочетании элементов, теоретически, любое вещество на Земле может быть сформировано. Маг, овладевший силой Стихий, способен подчинить их своей воле и функционировать в заданном им режиме, создавая задуманные им формы материала.
Также и рассуждали мистики Нового времени, в том числе те, кто стоял у истоков оккультного подхода к Таро – то есть, видел в картах инструмент магии.
Элифас Леви в книге «Догма и ритуал» пишет: «Четыре первичные формы разъединены и отличаются, грубо говоря, созданными духами, которые универсальным движением отделены от центрального огня. Духи трудятся всюду и оплодотворяют материю жизнью; вся материя оживляется; мысль и душа – всюду.
Владея своими мыслями, которые производят разнообразные формы, мы становимся хозяевами форм и превращаем их в служителей наших целей».
В самом начале «Тайной проповеди Гермеса Трисмегиста сыну Тату на горе», как положено, имеется славословие, в котором упоминаются Четыре Стихии, как первые проявления явленного мира: «Да услышит этот гимн вся природа… Я буду воспевать Господа мироздания, Всеединого. Откройтесь, небеса, смирите свое дыхание, о ветры, да примет бессмертный круг Господа слово мое… Воспевайте Всеединого, Власти, которые во мне… Я воспеваю тебя. Отче, энергия Властей моих; я воспеваю тебя, Боже, сила моих энергий… Вот что возглашают Власти, которые во мне… Вот что возглашает человек, тебе принадлежащий, возглашает через огонь, воздух, землю, воду, через Дух, через все твое творение» (Герметический свод XIII; Дуалистический гнозис).