bannerbanner
Конкуренты благодати
Конкуренты благодати

Полная версия

Конкуренты благодати

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

И вот, обратившись к Богу и начав христианскую жизнь, мы переносим ту же самую привычную для нас логику на наши отношения с Богом. Мы ставим прощение грехов в зависимость от того, насколько мы «достойны прощения». Естественно, что очень часто мы чувствуем себя недостойными, потому что продолжаем согрешать. День за днем… день за днем… день за днем… Более того, нередко мы падаем на одном и том же месте. Мы наступаем на одни и те же грабли. Мы согрешаем теми же грехами, в которых вот только недавно каялись. Будь мы на месте Бога, мы бы такого грешника уже давно перестали принимать. Сознавая, что в наших собственных глазах мы были бы недостойны прощения, мы чувствуем себя мерзкими и неприятными Богу. Мы мучаемся сомнениями: а вдруг Бог меня не простил? Мы вроде бы и верим в Божью благодать в какой-то глобальной и абстрактной теории искупления, но нам трудно верить в Его благодать, проявляемую к нам лично, ежедневно, на практике.

На этом порочная модель мышления не заканчивается. Пытаясь исправить положение, мы стараемся заглушить чувство вины при помощи каких-либо добрых дел. Мы думаем: «Если я сделаю больше добрых дел, я не буду чувствовать себя таким виновным». «Если я больше потружусь для церкви, то докажу, что я достоин прощения». «Если я от чего-то откажусь или чем-то пожертвую, то заслужу право быть принятым». «Если я буду вести себя очень хорошо…»

Перфекционизм – это попытка сделать себя достойным прощения

И мы стараемся вести себя очень хорошо. И у нас это получается. Где-то примерно на один день. Или на два. Или на неделю… В этот период относительного благополучия у нас вроде бы все налаживается: мы ощущаем себя достаточно праведными и испытываем радость и облегчение. Но потом, рано или поздно, мы все равно срываемся. Снова согрешаем. Наша уверенность исчезает, и снова к горлу подкатывает тошнотворное чувство вины. В результате жизнь становится как волнистая линия: в хорошие недели у нас все нормально, в плохие – мы удручены от мучающих нас страха и вины.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Understanding Christian Theology / Ed. Swindoll C. and Zuck R. Nashville: Thomas Nelson, 2003. P. 741; ср. Olson R. The Story of Christian Theology: Twenty Centuries of Tradition and Reform. Downers Grove: InterVarsity Press, 1999. P. 268–269.

2

Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви: Догматическое богословие. М.: Общество любителей православной литературы; издательство имени святителя Льва, 2009. С. 93–94.

3

Каллист (Уэр), еп. Диоклийский. Православная церковь. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001. С. 244–246. Cр. The Orthodox Doctrine of the Apostolic Eastern Church; Or, A Compendium of Christian Theology. Translated from the Greek. To which is Prefixed, An Historical and Explanatory Essay on General Catechism; And Appended, A Treatise on Melchisedec. New York: AMS Press, Inc., 1969. С. 49–50.

4

Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 98.

5

В историческом богословии термин «полупелагианство» закрепился за учением Иоанна Кассиана и галликанских монахов V в. н.э.

6

Иногда на этот аргумент отвечают такой аналогией: «Разве спасенный из воды хвалится тем, что он постарался закричать или схватиться за спасательный круг?» Однако эта аналогия несовершенна в силу того, что она сформулирована применительно к одному человеку – в таком случае отсутствует предмет сравнения. Если же ее применить к группе из нескольких утопающих, из которых один кричал, а другие не кричали, или один схватился за спасательный круг, а другие не захотели, – тогда появляется то же самое основание для похвалы. Спасенный может сказать: «Я спасен, потому что понял опасность и схватился за круг, а они не спасены, потому что не поняли опасности и не захотели принять помощь. Какой я молодец, что я правильно оценил обстановку! Я спасен благодаря тому, что умнее других». Или: «Я схватился за круг, потому что испытывал отвращение к морской воде и акулам, а они не схватились, потому что не испытывали такого отвращения. Я спасен благодаря своей более восприимчивой натуре». Или: «Я схватился за круг, потому что у меня руки работают, а они не схватились, потому что у них руки свело и они не смогли. Я спасен, потому что я более приспособлен к холодной воде», и т. д. и т. п.

7

Уивер Р. Божественная благодать и человеческое действие: Исследование полупелагианских споров. М.: Центр библейско-патрологических исследований, 2006. С. 64. Более подробно об этом см. в моей книге «Замысел Вседержителя» (Прокопенко А. Замысел Вседержителя: Библейское учение о Божьей воле и провидении. Тверь: ТПК, 2015. Особ. с. 272–291).

8

Это не значит, конечно, что неверующий человек не способен к социальному добру, то есть к таким поступкам, которые могут быть положительно оценены другими людьми. Способен. И эти поступки должны не порицаться, а, напротив, всячески поощряться, поскольку они предохраняют общество от еще большего разложения. Однако с точки зрения абсолютной Божьей святости даже самые лучшие добрые дела неверующего человека осквернены грехом и не могут заслужить спасения.

9

Augustine of Hippo. A Treatise on the Gift of Perseverance // Saint Augustin: Anti-Pelagian Writings / Ed. Schaff P.; trans. into English by Wallis R. A Select Library of the Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, First Series, vol. 5. New York: Christian Literature Company, 1887. P. 538.

10

Оригинал или подделка? // Look At Me. Дата обновления: 28.01.2010. URL: http://www.lookatme.ru/flow/posts/art-radar/83081 (дата обращения: 26.04.2016).

11

Греческое слово παρεισδύω (парейсду́о) означает «проникнуть тайно» или «прокрасться» (A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature. 3rd ed. / Ed. F. Dunker, W. Bauer, W. Arndt, and F. Gingrich. Chicago: University of Chicago Press, 2000. P. 774; далее – BDAG). Проникать тайно им могло понадобиться лишь в том случае, если они не принадлежали к Церкви на законных основаниях.

12

В частности, едва ли консервативные евангельские христиане могут одобрить его представления о «безрелигиозном христианстве», «повзрослевшем мире» или «тайной дисциплине ученичества», которые выглядят не вполне сбалансированными и библейскими (см. Paul P. Enns. The Moody Handbook of Theology. Chicago: Moody Press, 1989. P. 577–578). Мы не можем согласиться с его нео-ортодоксальными богословскими предпосылками. Также мы не можем одобрить его участие в военном заговоре против Гитлера. Сколь плохим бы ни был сам Гитлер, однако избранный Бонхеффером путь решения этой проблемы не по Христу, который когда-то сказал Петру: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф. 26:52).

13

Бонхеффер Д. Следуя Христу / Пер. Копейкин А.; Ред. Моргулис М. Slavic Gospel Press, 1992.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3