Полная версия
Тусовка не закончится никогда
Так сложилось, что на следующий день у их гитариста Артёма Гацко день рождения, и «Гифты» не лишили себя удовольствия упомянуть об этом. А какой день рождения без торта со свечками? В общем, на гитарах Артёма и Владыки были установлены небольшие штуки, напоминающие бенгальские огни (конечно, покруче и безопасные), и на последней песне товарищи зажгли в прямом смысле слова. Это не Rammstein с их тонной бензина из каждой щели и прочими устройствами, превращающими песню то ли в триллер, то ли в фильм ужасов, а то и в порнографический ролик. Нет. Но Sweet Gift с их подходом к живым выступлениям наверняка и берут пример с немцев, и делают это как-то по-особенному, по-сургутскому.
– А когда это вы начали спецэффекты использовать? – спросил как-то я у Владыки, вспоминая их сольный концерт.
– Да вот, в Прокси этим летом попробовали впервые – ответил он.
Не знаю, попаду ли я на их следующее выступление, но новых песен постараюсь не пропускать. Несмотря на то, что студийных записей у них не так много, да и нечасто я держу тяжелые стили рок-музыки в своем плейлисте. По крайней мере, если выступления эти будут в «Космосе» или «Прокси». А выступают «Гифты» много где – и на фестивалях отмечались, и на открытии мотосезона, и в «102» полноценные концерты дают, и в «Прокси» приглашали слушателей на открытые репетиции. И так уже не первый год!
Как-то раз на открытом микрофоне мы разговорились с Владыкой и он поведал мне историю создания группы. Как оказалось, группу эту я впервые видел достаточно давно, еще в начале 2021 года.
– Мы ещё в СурГПУ собрали свою команду – рассказывал он, когда мы курили перед ДК. – И решили сыграть несколько песен Раммштайн на студенческой весне.
– Аа, так я, кажется, вас видел! – удивился я. Студенты социально-гуманитарного факультета удивили меня: нечасто на сцене университета можно увидеть более одного гитариста.
Название Sweet Gift тоже появилось не сразу.
«Как вы будете называться?» – спрашивали у них перед первым выступлением в университете.
«Так, ну смотри… Мы играем Раммштайн и мы студенты… наверное, СтуденШтайн!» – отвечал Владыка.
В любом случае, к сладкоподарочно-ядовитому названию группа пришла уже в марте, когда состоялось их первое официальное выступление. А состоялось оно 21 марта 2021 года.
В том же году Владыка познакомился с Равилем из группы «Космопорт17» и они вместе организовали легендарный гараж для репетиций, что поспособствовало активизации творческой деятельности, пожалуй, обоих коллективов.
В своё время в группе играли, кроме Владыки, и соло-гитарист Илья Свердлов, стоявший у истоков коллектива ещё в университете, и музыкант по прозвищу «Пахан», а роль ударника выполняла Аня из группы «Космопорт17». Через какое-то время из состава остался только Владыка и проект был заморожен, но, в конце концов, группа «обновилась». Постоянный состав у группы устаканился примерно в 2022 году, с тех пор «Гифты» регулярно выступают.
Делать одновременно лёгкие и запоминающиеся песни, но при этом тяжелые по звуку, и при этом «задрачиваться в музыкальном плане» – одна из основополагающих частей философии Sweet Gift. И, судя по энергии на их выступлениях, данная философия работает.
– Юрий, а что интересного будет на следующей неделе? – спросил я Юрия, когда мы вышли покурить после концерта.
– Красная плесень приезжает, да и стендап будет – ответил Юрий, не снимая с лица ехидную ухмылку. То, что я стендапы не люблю, да и к музыкантам не из Сургута обычно холоден, он наверняка знал.
– Блять! Плохо – воскликнул я, чем подтвердил его знание.
Впрочем, можно и отдохнуть от сургутской сцены, проведя очередную субботу где-нибудь, кроме «Космоса». Дело в том, что на Красной плесени наверняка будет не «наша» аудитория, как и на стендапе. Ну а сургутская сцена продолжит удивлять и останется полна талантами.
ВПОИСКЕСЕБЯ
Забавно, но когда я начал писать эту главу, Моя волна «Яндекс Музыки» подкинула мне одну из песен ВПОИСКЕСЕБЯ. «Тучи сгущаются, ливень мне каплями спрячет лицо, что становится каменным…» – доносится голос Алексея Поповича из моих динамиков. Эта песня, как и остальные, вышла относительно недавно – весной 2024 года. Но здесь я начну издалека (нет, не с древлян).
В 2019 году я поступил в педагогический университет, на специальность «социально-культурная деятельность». А особенностью нашего, а то и любого университета является обилие опросов, мероприятий и проектов, которые реализуют сами студенты. Это я понял еще на первом курсе, когда наша группа стала подопытными кроликами в проекте одной студентки третьего курса – на нашем примере показывалось, как при помощи всяких мероприятий можно сплотить коллектив. Как-то мы с ней и нашей группой ходили в тайм-кафе и играли в настольные игры – это наверняка попало в её доклад по проекту. То, что мы потом поехали в «Шашлыкофф» и до ночи пили шоты, в её доклад наверняка не попало – а ведь это тоже сильно влияет на сплоченность коллектива.
Еще один проект, в который я вписался на первом курсе, реализовывали студенты с факультета журналистики. Они пустили клич, в котором просили отозваться поэтов и музыкантов. А суть проекта такова: студенты решили сделать цикл из трёх видео в разных форматах – интервью, блиц и тому подобное, с ламповой и творческой атмосферой. Одно видео посвящено музыкантам, другое поэтам, а кому было посвящено третье (и снято ли оно было), я, если честно, не помню. Так или иначе, я и ещё несколько студентов приняли участие в ролике про музыкантов.
22 декабря я вызвал такси и поехал на студию OLD Records. В этой студии я неоднократно был и еще, будучи подростком, записывал там то картавый рок, то картавый рэп. Я изрядно удивился, узнав, что из коммерческого помещения она переехала в двухэтажную квартиру самого Дэвида, которая оказалась способна вместить несколько студентов-музыкантов. Там я впервые увидел Артёма Гацко, который не забыл взять с собой гитару и комбик, там я увидел ребят, которые запомнились мне на «Первовидении» (так у нас назывался фестиваль первокурсников), и, конечно, там я впервые увидел ВПОИСКЕСЕБЯ.
Алексей Попович поведал, что творчеством занимается довольно давно и песни писал ещё в 16 лет. Акустическая гитара и тексты про чувства от любви до боли – это характерная черта его песен. Чуть позже Лёха рассказал мне, что всё это не просто так и любовь к творчеству у него с детства.
– Я с детства обожал стихи писать. Думаю, на меня оказал влияние дедушка – рассказывал Лёха, когда мы общались на тему этой книги. – Он рассказывал в основном матерные стихи, но это было весело.
– Так и появился Юра Хой из Сектора Газа – усмехнулся я.
– Нее! Еще на меня повлияла… первая детская любовь. Свои первые стихи я начал писать как раз по причине любви.
– И сколько тебе было лет? – спросил я с улыбкой.
– Мне было лет семь или восемь…
Как музыкант Лёха впервые раскрылся уже в школе. И как человек, который долго слушал русский хип-хоп, Лёха не мог не написать дисс – так в хип-хопе называется обличающий чью-либо гнилую суть или блядскую натуру (sic!) трек. К диссам можно подходить с умом, как в своё время подходил батл-рэпер Бабангида, а можно и подходить, как МС Воронеж со своим «Диссом на Врежика», над которым в интернетах смеялись громко и долго.
Не слышал, что за дисс записал Лёха, но если кратко, то классе в пятом он обстебал своих одноклассников (а с ними у него дружбы не было: Лёха охарактеризовал себя в те годы как изгой), зачитав на бит всё, что о них думает.
– Я столько пиздюлей за него получил! – вспоминал Лёха. – А значит, дисс удался.
И только к годам пятнадцати-шестнадцати, как выяснилось, он и пришел к первым хорошим песням под гитару, некоторые из которых до сих пор исполняет на выступлениях.
«Я хотел уйти в какой-то другой мир, и для этого создал свой» – примерно так охарактеризовал философию своего творчества и цель создания песен Алексей Попович. А неприятного в жизни Алексея, по его словам, было достаточно с самого детства. Там нашлось место и тоске и ненависти, историям из разряда «ещё чуть-чуть и я бы погиб» и внезапной влюбленности в баскетбол, на который Лёха даже подсадил всю свою школу.
В любом случае, если песни помогают осветить путь во тьме хотя бы самому артисту (не говоря уже о слушателях), то артист всё делает правильно.
Вечно молодой и улыбчивый, эмоциональный и светловолосый (если волосы не окрашены в какой-нибудь розовый цвет), энергичный и худой – таким он мне запомнился в 2019 году и, на удивление, таким же он остался и через пять лет, только с увеличенным багажом написанных песен и новым аксессуаром – очками для зрения.
– Ты похож на Крэзи Фрога, только в одежде – несмешно шутканул ему как-то раз я, когда мы курили около университета.
– А Крэзи Фрог Оксимирона наизусть знает? – посмеявшись, спросил Лёха.
Да, ни один день рождения Лёхи в холодный ноябрьский день не обходится без обязательного чтения «Где нас нет» под минусовку наизусть. Вот кого-кого из рэперов Алексей уважает, так это Окси, и, кажется, если начать при Лёхе зачитывать любой его трек, начиная с любой строчки, Лёха продолжит. «Потяни за нить, за ней потянется клубок» – позже процитирует ВПОИСКЕСЕБЯ в одном из треков альбома. Кстати, «поговорим о твоём альбоме».
Алексей часто говорил, что работает над альбомом. И хотя до 2020 года мы пересекались нечасто и в основном только в университете, я уверен, что альбом он готовил плотно уже тогда. Например, летом 2020 года он обратился ко мне: я, как битмейкер, к тому моменту уже имел какие-то внушительные песни в своём послужном списке и пару раз я даже слышал удивление «Ого, так это твоя музыка?» – то от слушателей «aikko», то от слушателей «пачкасигарет».
– Привет, я только что закончил охуенный текст песни, а минусовки нет. И вот я вспомнил, что ты битмейкер – написал мне Лёха.
Он отправил видео с исполнением песни, а моей задачей было создать инструментал под эту песню. Опыта мне тогда не хватало, да и с акустикой я не сильно дружил, поэтому мне с инструменталом помог коллега по цеху YNEF. Но даже вдвоём у нас не получилось сделать то, что нужно Лёхе – и настроение, и звучание было не тем, что он хотел. В общем, первый заказ для Впоискесебя оказался неудачным, а инструментал позже нашел применение в другой песне у другого артиста.
– Ёбушки-воробушки, припев хороший, но текст у меня был лучше – сказал Лёха, когда я отправил ему эту песню, и добавил – Для первого трека годно!
В любом случае, начиная с 2020, мы начали общаться чаще, да и я, когда оковы пандемийных ограничений чуть расслабились, стал чаще выбираться в «Космос», «Неон» и наблюдать за «Открытыми микрофонами» и иными фестивалями. Алексей Попович на них был весьма частым гостем. «Просто разбей и выйди» – Лёха держал гитару и пел песню, к которой мы хотели сделать инструментал. «Время раздавит, два давит, три давит» – пел Лёха уже другую песню, которую, по его словам, написал в свои шестнадцать лет.
– Эта песня войдет в мой новый альбом, он точно выйдет зимой – обещал Лёха, представляя очередную песню. Вообще, он обещал выпустить альбом много раз и на многих выступлениях, но всё ещё не выпускал. К тому моменту ни одна наша встреча не обходилась без моего вопроса про альбом, но когда-нибудь это должно было прекратиться.
В самом конце декабря 2020 года мне приходит сообщение: «Улыбнись или сдохнешь». Подыхать я не собирался, поэтому пришлось сделать селфи с улыбкой и отправить Алексею. В нельзяграме Лёха публиковал все собранные улыбки, которых у него набиралось столько, что его лента «сторисов» превращалась из набора белых полосок в набор из множества точек. Такая же ситуация повторилась и перед следующим Новым Годом, и перед всеми последующими – такая вот традиция. «Цель – отвлечь вас от суеты и поднять вам настроение» – писал Алексей, переведя эту традицию в Telegram, уже перед новым 2024 годом.
– Альбом будет называться «Девять месяцев зимы» – говорил Впоискесебя во время фестиваля «Воздух» в КЦ Порт в 2022 году.
– Наша песня называется «Зима» и мы передаём привет Алексею Поповичу – отвечал я, представляя одну из наших песен на том же фестивале.
И, знаете, здесь Лёха обещание сдержал. Альбом вышел именно под таким названием, а на обложке альбома легко узнавался Сургут с характерными трубами генератора облаков – мощной электростанции ГРЭС. Именно о жизни в Сургуте Алексей Попович спел на девяти песнях этого альбома, причём как-то по-особенному. По-сургутски.
Другое дело, что эти девять песен (столько же месяцев у нас и вправду длится зима, если не брать в расчёт зачастую тёплый и неснежный сентябрь) вышли только под конец апреля 2024 года.
За долгое время у меня всё-таки получилось сделать для него инструментал на заказ, да и ещё пара моих готовых работ вошла в состав этого релиза. Некоторые песни, которые ВПОИСКЕСЕБЯ хотел реализовать, обещая со сцены в девятнадцатый раз скорый выход альбома, в пластинку не вошли, но зато были и новые, которых я на его выступлениях не слышал.
Кобминация рок-инструменталов и метафоричных, полных эмоций, текстов, а так же качественного сведения (песни сводил хороший звукорежиссёр из Питера или Москвы) сделала этот альбом и вправду хорошим произведением – но тут уже на вкус и цвет, кому-то такая музыка не нравится. Я чаще всего как раз слушаю что-то подобное, поэтому альбом мне зашел вдвойне.
– Альбом начинается с Солнца, продолжается Сакурой, а заканчивается её цветением – заметил я, когда общался с Лёхой в «Космосе» после какого-то мероприятия.
А кто-то из друзей Алексея охарактеризовал этот альбом как «слоистый пирог смыслов бытия как у Pyrokinesis, безбашенность эмо-панка и лиричность Вишневского», в то время как я просто лайкал треки в «Яндекс Музыке», чтобы они периодически попадались в Моей Волне, и, конечно, ждал концерта.
Здесь стоит сделать лирическое отступление и отметить, что в Сургуте записывают множество песен, но подавляющая их часть либо не доходит до слушателя, а то и вообще не выпускается на цифровые площадки, либо является рэпом. Поэтому выход у сургутянина песни, а то и альбома, хорошо и грамотно сведённого, ещё и в стиле рок – относительная редкость. Кто-то выпускает песни редко, потому что сосредоточен на живых выступлениях, кто-то из-за перфекционизма работает над треком очень долго (возможно, поэтому Лёха выпускал альбом столько лет, подключив к работе опытного и дорогого звукорежиссёра). Кто-то песни выпускает, но не продвигает, от чего я могу узнать о выходе трека абсолютно случайно и через полгода.
Весна 2024 года в Сургуте была весьма холодной. Тёплых дней было чуть менее чем ноль, да и в мае я всё ещё не снимал зимнюю куртку. Это удивляло и расстраивало, ведь в прошлые годы в мае можно было найти несколько дней-демоверсий лета с жарой и желанием гулять по наконец-то проснувшимся улицам.
Лёха решил проводить эти девять месяцев зимы, устроив концерт 31 мая, в последний день перед долгожданным летом. И если сентябрь, несмотря на депрессивную суть, сейчас относительно тёплый, то тот майский день решил показать зимние зубы напоследок: где-то всё ещё лежал снег, на улице было отвратительно холодно, но внутри «Космоса» царили тепло и уют. На концерт, о котором Впоискесебя предупредил заранее, пришли «все свои» – его друзья, которых у Лёхи много, слушатели и завсегдатаи нашего ДК. Не сказать, что людей было очень много, но их было достаточно и для того, чтобы вовсю прочувствовать музыку, и для того, чтобы самому артисту было приятнее выступать.
– Хорошо, что на Солнечном нет самокатов? – спросила меня около ДК девушка с длинными чёрными волосами. И я уже было начал всерьез отвечать, что да, но она опередила. – Да ладно, я просто помню, как ты в чате Лёхи про это писал.
В тот день и вправду пришли все «свои» для Алексея – те, кого я видел в его чате Telegram и те, кого я мог ни разу до этого не видеть в «Космосе».
Как обычно, я пришел сильно заранее и успел еще полтора часа потусить на баре перед началом выступления. И вот оно началось.
На сцену выходит Равиль из группы «Космопорт17», а затем выводит Лёху, который ничего не видит: глаза его закрыты. Зажмурив глаза, ВПОИСКЕСЕБЯ в полной тишине начинает играть свою песню «Мечта» – та самая, где «Раз давит, два давит». Это песня о его старой мечте стать артистом. О той мечте, к которой он сегодня стал ещё ближе на шаг.
В последнем куплете песни Леха, наконец, открывает глаза, и на его лице застывает гамма из неописуемых эмоций, которые сложно уместить в одно предложение – это нужно было видеть. Особенно ярче эти эмоции стали проявляться, когда стали слышны первые аплодисменты.
В общем, Алексей не стал изменять традициям и начал концерт с акустики, под которую выступал чаще всего. Некоторые песни, даже имея студийную версию с ударными, синтезаторами, соло-партиями, теряют совсем немного при исполнении под одну гитару. Но с некоторыми номерами Лёха реально удивил. И не только Лёха, ведь в организации концерта ему помогли его друзья – талантливые сургутские музыканты.
Например, трек «Хлопья снега», медленный и красивый, романтичный и при этом тоскливый, исполнялся с синтезатором и скрипкой, что вывело эту песню на новый уровень. За исполнение партии клавишных и бэк-вокала Алексей сказал, не уходя со сцены, спасибо талантливой Матрёне (она исполняет свои песни), а за исполнение партии скрипки – талантливой Маше. С таким составом ребята сыграли еще несколько песен, а наиболее романтичную из них Алексей посвятил Матрёне, заставив половину зала заплакать от умиления.
Через несколько «тихих» песен, когда концерт ещё «сидячий», наступил небольшой перерыв, в ходе которого стулья убрали за сцену, а затем выступление продолжилось. На сцену вышли музыканты из группы «КОСМОПОРТ17», а ещё Дима Рябоконь из группы «Meow!», Владыка из Sweet Gift и сам Лёха. Они несколько раз репетировали, снимали партии наиболее энергичных песен с альбома и были готовы дать жару, несмотря на то, что время для подготовки к концерту поджимало (как впоследствии признавался и сам Лёха, и Равиль из «Космопорта»).
Нечасто я могу подпевать артистам в «Космосе», поскольку обычно я слышу их песни впервые либо просто не знаю текст наизусть. В случае с Впоискесебя, альбом я послушал несколько раз и в некоторых песнях успел запомнить как минимум припев, а где-то и куплеты, а потому я негромко подпевал, прыгая на особенно энергичных моментах песен.
«Жизнь бьёт меня по лицу, а я улыбаюсь, только жду, хуй пойми чего» – поет Лёха и еще несколько человек в зале, а я качаю одной рукой в такт, а другой рукой, как обычно, держу банку пива.
Особенный кайф – когда группа играет вживую песню, к созданию которой я приложил руку. Одна из таких не была исполнена из-за обилия мата в куплетах, и в этом я прекрасно понимал Лёху, ведь он на студии спел за первую минуту этой песни, наверное, все известные маты на русском. Зато была сыграна другая, более красивая.
«Нету перспективы за проём выходить мне, ведь там холод, холод, холод» – поёт Впоискесебя, и я подпеваю чуть громче. Тональность и аранжировка совсем другие, нежели в студийной версии, но песня от этого не теряет в энергии и красоте.
Концерт продлился всего около часа, что довольно мало для сольного концерта, но мы (по крайней мере, слушатели Впоискесебя) остались более, чем довольны. За этот час выступления мы услышали уже знакомые песни в разных аранжировках и успели порадоваться за друга, который наконец-то выпустил альбом и наконец-то дал сольный концерт.
Еще пару суток в Telegram-канале Алексея выходило множество постов с тонной эмоций и самого Алексея, и его друзей, а я радовался, что не пропустил этот концерт. Радовался, что в Сургуте есть таланты. Радовался, что наступило лето. Лето, на которое у меня было множество планов.
– Давай совместный трек запишем, пока ты из Сургута не уехал? – предложил ему я, когда мы в очередной раз пересеклись около родного ДК.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.