Полная версия
«Зритель, будь активен!» Как музеи рассказывали об искусстве в 1920–1930-е годы
Во многих странах первые экскурсии и лекции для взрослых и детей начали проводить уже в XIX веке. И тем не менее еще долгое время само открытие музея или галереи позиционировалось как просветительский жест[132], а деклараций об образовательной роли музеев было на порядок больше, чем, собственно, попыток коммуникации с посетителями[133]. Появившиеся тогда же экскурсионные программы не были ориентированы на широкие массы. Чаще всего они проводились в частном порядке: например, для чиновников или по договоренности музейщиков с преподавателями. Первое упоминание о подобных экскурсиях в Государственных музеях Берлина относится к 1835 году[134]. Туристам, приезжавшим на Всемирную выставку в Париже (1878), о представленных там экспонатах рассказывали члены основанного в том же году Общества литературных, художественных и научных экскурсий, а на следующий год Дирекция изящных искусств, в ведении которой находились и музеи, отрядила Обществу одного из своих инспекторов, который провел первую прогулку по Лувру для привилегированной публики. Несмотря на успех мероприятия, в музее не спешили с внедрением новой практики, и только в 1897 году Общество друзей Лувра и народные университеты стали проводить регулярные экскурсии[135].
Если кто и зазывал туристов, так это чичероне – дежурившие у входа в европейские музеи неофициальные гиды, с ними подобные прогулки и ассоциировались в первую очередь. Их деятельность вызывала такое раздражение, что в 1860 году возглавлявший Национальные музеи Франции граф Альфред Эмилиан Ньёверкерке на какое-то время запретил им вход в музей. Дирекцию изящных искусств засыпали жалобами на чичероне, докучавших туристам, бравших с них непомерную плату, устраивавших склоки друг с другом и со сторожами музеев. Посетители жаловались на музеи, которые своим бездействием поощряют тех, кто позорит страну. Лувр обращался в полицию с просьбой приструнить самочинных гидов, толпившихся под дверями музея и пользовавшихся тем, что вход в него был бесплатным, но, не добившись желаемого, вынужден был в 1911 году развесить плакаты на пяти языках, предупреждавшие посетителей о том, что гиды и переводчики не имеют к музею никакого отношения[136].
При этом сами музейщики не торопились брать работу со зрителем в свои руки – отчасти из-за нехватки ресурсов, отчасти из-за предвзятого отношения к популяризации искусства. «Мы должны быть осторожны, чтобы не хотеть сразу слишком многого», – заявлял в 1887 году директор Кунстхалле в Гамбурге Альфред Лихтварк[137], один из немногих реформаторов, выступавших за поворот музеев в сторону масс. Тогда же он начал проводить «музейные диалоги» с местными школьниками, не придерживаясь каких-то четких правил и стремясь лишь привести их к самостоятельному наблюдению[138]. Идеи диалогов, хотя и отвергались поначалу[139], вскоре нашли поддержку в учебных заведениях и профсоюзах, которые самостоятельно проводили экскурсии для ремесленников и рабочих[140]. В 1903 году Центральное управление организации соцобеспечения рабочих созвало конференцию «Музеи как центры народного образования», куда пригласило выступить Лихтварка. Именно там он сформулировал миссию музея как образовательного учреждения, призывая к проведению занятий по искусству и лекций, ориентированных и на рабочих[141], ведь, как он считал, на уровне восприятия искусства те мало чем отличались от образованных слоев[142]. В 1902–1903 годах в Государственных музеях Берлина был проведен эксперимент – бесплатно раздавались билеты на экскурсии, в том числе и по художественным музеям. За все время их посетило почти пять тысяч человек, и спрос значительно превышал предложение[143]. С падением кайзеровской Германии те же идеи продолжали звучать, но уже в более подходящей для этого политической обстановке[144]: к оживлению музеев через лекции и экскурсии призывал организованный в 1919 году Рабочий совет по делам искусств, объединивший немецких художников и музейщиков[145]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Il dépend de celui qui passeQue je sois tombe ou trésorQue je parle ou me taiseCeci ne tient qu’à toiAmi n’entre pas sans désir.Пер. А. Гингера. Цит. по: Гингер А. Золотые надписи Валери // Гингер А. Стихотворительное одержанье: Стихи, проза, статьи, письма. В 2 т. Т. 1 / Сост. В. Хазан. М.: Водолей, 2013. С. 193.
2
Отзывы посетителей о выставках и картинах МНЗИ «Зритель, будь активен» (1931–32). Художница Смирнова. ОР ГМИИ. Ф. 13. Оп. I. Ед. хр. № 306. Л. 16.
3
Von Wiegand C. Art for Soviet Workers. Museum of Modern Painting Linked to Life of Masses // Moscow News. 1932. March 15. № 32. P. 8. Все тексты, если не указано иное, в переводе автора.
4
Von Wiegand C. Stalinsk // Moscow Daily News. 1932. November 5. № 155. P. 4.
5
«У вас музеи живые!». Хранитель Лувра о советских музеях // Вечерняя Москва. 1932. 6 октября. № 232. С. 3. Подробнее о турне Юига по музеям мира: Lascols E. À la recherche de nouveaux modèles pour le Louvre. Le voyage dans les musées de René Huyghe // Revue de l’art. 2018. № 199. P. 67–74.
6
Подробные отчеты о пребывании Ривьера сохранились в архиве ВОКС: ГАРФ. Ф. 5283. Оп. 7. Д. 468.
7
Rivière G.-H. Musées de l’URSS, musées dynamiques // Le Journal de Moscou. 1936. Septembre 1. № 35. P. 5.
8
Rousseau M. Le second anniversaire de l’A.P.A.M. Où en sommes-nous? // Le Musée Vivant par l’A.P.A.M. 1939. Janvier-février. № 1. P. 11.
9
Rousseau M. La Fête de l’A.P.A.M. // Le Musée Vivant par l’A.P.A.M. 1938. Juillet-août. № 4. P. 3. См. также: Notre Fête au Musée de l’Homme // Le Musée Vivant par l’A.P.A.M. 1938. Septembre-octobre. Numéro spécial. P. 2.
10
Протокол совещания музейных работников при Главнауке Наркомпроса 18 октября 1928 г. Реплика Лядова. ГАРФ. Ф. А2307. Оп. 13. Д. 17. Л. 13.
11
Журавлев В., Писарев С. ГТГ в тисках формализма (из материалов обследования Третьяковской галереи рабочими бригадами НКИ РСФСР) // Искусство в массы. 1930. № 7. С. 20.
12
См., напр.: Соломаха Е. Продажа шедевров Эрмитажа, годы репрессий // Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи. 1930–1931. Архивные документы / Под ред. М. Пиотровского. СПб.: ГЭ, 2016. С. 28–34; Документы по чистке аппарата Государственного Эрмитажа // Там же. С. 458–626.
13
Заседание музейно-политического совета от 3 марта 1930 г. ОР ГТГ. Ф. 8 II. Ед. хр. 402. Л. 27–38.
14
Например, на выставке «Быт рабочих и крестьян в искусстве западных художников эпохи империализма» (1929–1930) в ГМНЗИ: ОР ГМИИ. Ф. 13. Оп. VI. Ед. хр. № 53. Л. 1.
15
Музеи? Зачем? Склад вещей или школа? [Газетная вырезка, 1928–1929]. АГЭ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 889. Л. 38а.
16
Принципы экспозиции художественных музеев // Труды Первого Всероссийского музейного съезда. Т. 1: Протоколы пленарных заседаний 1–5 декабря 1930 г. / Под ред. И. Луппола. М., Л.: Учгиз, Наркомпрос РСФСР, 1931. C. 126–130.
17
Ленинград: путеводитель. Т. 2: Прогулки по городу, музеи, научные учреждения, справочник / Отв. ред. М. Орлов. М., Л.: ОГИЗ, 1933. С. 415.
18
Maurice D. L’art et l’éducation populaire: Madeleine Rousseau, une figure singulière des années 1940–1960 // Histoire de l’art. 2008. № 63. P. 113.
19
McClelllan A. Art Museum from Boullée to Bilbao. Berkeley: University of California Press, 2010. P. 174.
20
См. подробнее: Hein G. E. Progressive Museum Practice: John Dewey and Democracy. Abingdon; New York: Routledge, 2016. P. 10–11, 21–38.
21
Wall T. Das unmögliche Museum. Zum Verhältnis von Kunst und Kunstmuseen der Gegenwart. Bielefeld: transcript Verlag, 2015. S. 193.
22
Saalmann T. Kunstpolitik der Berliner Museen 1919–1959. Berlin: de Gruyter, 2014. S. 187.
23
Le rôle éducatif des musées. Réunion d’experts tenue à Paris (28 et 29 octobre 1927) // Mouseion. 1927. № 3. P. 257–258.
24
Ory P. La Belle Illusion: Culture et politique sous le signe du Front Populaire 1935–1938. Paris: Plon, 1994. P. 249–267.
25
Rivière G.-H. Le nouveau destin des musées de France // L’Amour de l’art. 1937. № 3. P. 72.
26
С. Д. О музейном деле в Америке // Казанский музейный вестник. 1924. № 1. С. 98–100.
27
Кипарисов Ф. Лондонские музеи (из заграничных впечатлений) // Советский музей. 1931. № 6. С. 80–87.
28
Розенталь Ш. Периодическая печать о новых тенденциях музейного строительства в Германии // Советский музей. 1931. № 5. С. 121–123.
29
Grech A. Exhibition of Revolutionary and Soviet Art Thematics // V.O.K.S. 1930. № 6–7. P. 69–78; Grinevitch K. Le premier Congrès panrusse des musées // V.O.K.S. 1931. № 4. P. 81–85; Petrov F. New Ways of the Soviet Museum // V.O.K.S. 1931. № 10–12. P. 125–131; Bezsonov S. The Politically-Educational Work of the Museums of the RSFSR. Ibid. P. 131–137; Grinevich K. Problems of Museum Exposition in the USSR. Ibid. P. 138–144; Sidorov A. The Art Museums of Moscow. Ibid. P. 153–156.
30
Legran B. La reconstruction marxiste de l’Ermitage. Leningrad: L’Ermitage, 1934.
31
Ананьев В., Шмит Ф. и сборник «Музеи: Международное исследование по вопросу реформы публичных галерей» (1931 г.): У истоков «музейной революции» // Вопросы музеологии. 2012. № 2 (6). С. 187–193; Ананьев В., Бухарин М. Фёдор Иванович Шмит и музейная дипломатия 1920–1930-х гг. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. T. 12. Вып. 11 (109). URL: https://history.jes.su/s207987840017631-3-1/
32
Хотя подготовка участия СССР к «Музеографии» началась еще в 1935 году, советский раздел по неизвестным причинам так и не был открыт: ГАРФ. Ф. А2306. Оп. 70. Д. 1073; Exposition internationale de 1937. Groupe I. Classe III. Musées et expositions. Section I. Muséographie. V. Sections étrangères // L’Amour de l’Art. 1937. Vol. 18. № 6. P. 29.
33
См. переписку: UNESCO Archives. OIM IV 13.e, 13.f, 13.h.; ОР ГМИИ. Ф. 29. Оп. XI.
34
См., напр.: Цвейг С. Об улицах и музеях // СССР глазами иностранцев 1917–1932. М.: ГИХЛ, 1932. С. 531–534; Французы о наших музеях // Советский музей. 1936. № 3. С. 87–89.
35
«Я не говорю о стеклянных досках, которые правильно все, кто называет – <называет> досками из сберкассы. Правда, мне рассказывали, что директор Лувра, побывавший в Третьяковской галерее, был в восторге от этих стеклянных досок, и сказал, что готов навесить их в Лувре». Третьяковская галерея. Дискуссия о реэкспозиции (3-й вечер дискуссии) от 8/II-33 г. Реплика Перельмана. ГАРФ. Ф. А2307. Оп. 18. Д. 33. Л. 120 об.
36
Так, в отчете о работе Эрмитажа за 1932 год упоминались положительные отзывы Юига, хранителя Рейксмузеума Фредерика Шмидта-Дегенера и венгерского искусствоведа Фредерика Анталя: Экспозиционная работа (1932). АГЭ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 1370. Л. 3.
37
Американские музеи // Бюллетень народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1930. № 36. С. 28.
38
От редакции // Казанский музейный вестник. 1920. № 1–2. С. 3.
39
Эфрос А. Рост музея // Жизнь музея. 1925. № 1. С. 15.
40
Голубев А. «Если мир обрушится на нашу Республику»: Советское общество и внешняя угроза в 1920-е – 1940-е годы. М.: Директмедиа Паблишинг, 2019. С. 35–37, 44–48; Дэвид-Фокс М. Витрины великого эксперимента. Культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости, 1921–1941 годы. М.: НЛО, 2015. С. 489–498.
41
См., напр., список поступлений в ГТГ, ГМНЗИ и ГРМ за 1938–1939 гг.: РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 6. Д. 629.
42
См., напр.: Фехнер Е. Ю. Принципы новой экспозиции голландского искусства в Эрмитаже [1940]. ЦГАЛИ СПб. Ф. 132. Оп. 1. Д. 103. Л. 1–18.
43
Розенталь Л. Непримечательные достоверности. М.: НЛО, 2010. С. 107–129.
44
Ананьев В. Европейские музеи, взгляд из СССР и границы транснациональности в середине 1920-х годов // Новая и новейшая история. 2020. Т. 64. № 6. С. 86–88.
45
Протокол № 1 заседания секции музееведения 20 января 1926 г. ЦГАЛИ СПб. Ф. Р–52. Оп. 1. Д. 6. Л. 3–5.
46
Наркомпрос. Комиссия по научным заграничным командировкам – в правление Третьяковской галлереи, 1930. 13 января. ОР ГТГ. Ф. 8 II. Ед. хр. 437. Л. 3.
47
Лазарев В. Организация художественных музеев на Западе и очередные вопросы русского музейного строительства // Печать и революция. 1927. № 5. С. 112.
48
Стенограмма доклада тов. О. М. Бескина «Впечатления о поездке в Америку и Францию». Клуб мастеров искусства, 1935. 21 марта. РГАЛИ. Ф. 2943. Оп. 1. Д. 53. Л. 7–7 об., 23–25.
49
Колокольцова Н. Периодическая печать об образовательной деятельности музеев в первые годы советской власти // Музейная пропаганда 1920–1930-х гг. В зеркале прессы. Пособие для аспирантов / Авт. – сост. Н. Колокольцова, М. Юхневич. М.: НИИК, 1991. С. 12–13.
50
Разгон А. Предварительный музейный съезд – итоги развития музейного дела в России // Музей и власть. Из жизни музеев. Ч. II / Отв. ред. С. Каспаринская. М.: НИИК, 1991. С. 20–21.
51
Протокол заседания музейной секции при съезде директоров научных учреждений Главнауки 20 ноября 1925 г. Доклад директора Музея изящных искусств Н. И. Романова «Основные формы и методы научно-просветительной работы в художественных музеях». ОПИ ГИМ. Ф. 54. Ед. хр. 663. Л. 78–79.
52
Романов Н. Зачем нужна аудитория музею? // Жизнь музея. 1927. № 3. С. 37–38.
53
Coleman L. V. Education by American Museums // Mouseion. 1927. № 3. P. 268–269.
54
Saalmann T. Op. cit. S. 37.
55
Hilaire G. Faut-il brûler le Louvre? Les idées de M. Henri Verne, directeur des Musées Nationaux et de l’École du Louvre // Les Cahiers de la République des lettres… P. 270.
56
Swarzenski G. Le problème des musées en Allemagne // Les Cahiers de la République des lettres… P. 153.
57
Le rôle éducatif des musées… P. 256.
58
Heise C. G. Amerikanische Museen // Kunst und Künstler. 1925. Jahrg. XXIII. Heft 6. S. 224–225; Heise C. G. Amerikanische Museen // Kunst und Künstler. 1925. Jahrg. XXIII. Heft 9. S. 336.
59
Waldmann E. Moskauer Ästhetik // Kunst und Künstler. 1932. Jahrg. XXXI. Heft 5. S. 182–186.
60
Lettre de Georges-Henri Rivière à Paul Rivet du 15 août 1936 à Leningrad // Gradhiva: revue d’histoire et d’archives de l’anthropologie. 1986. № 1. P. 26.
61
Coleman L. V. Les musées européens dans l’opinion américaine // Mouseion. 1932. № 17–18. P. 81.
62
Пер. с нем. Анны Рахманько.
63
С 1950 года носит название Музей земли Нижняя Саксония.
64
Katenhusen I.
65
Meyer A. The Journal Museumskunde – “Another Link between the Museums of the World” // The Museum Is Open: Towards a Transnational History of Museums 1750–1940 / Ed. by A. Meyer, B. Savoy. Berlin, Boston: De Gruyter, 2014. P. 179–190.
66
Les Cahiers de la République des lettres…
67
Muséographie: Architecture et aménagement des musées d’art: Conférence internationale d’études. Madrid, 1934. Paris: Société des nations, Office international des musées, Institut international de coopération intellectuelle, 1935.
68
Розенталь Ш. Mouseion. Revue international de muséographie. № 10–15 office international des musées. Paris, 1930/31 // Советский музей. 1931. № 6. С. 124–125.
69
Kott C. The German Museum Curators and the International Museums Office, 1926–1937 // The Museum Is Open… P. 206.
70
Kott C. “Un Locarno des musées”? Les relations franco-allemandes en matière de muséographie dans l’entre-deux-guerres // L’art allemand en France, 1919–1939. Diffusion, réception, transferts. Actes du colloque organisé les 30 et 31 octobre 2008 par Bertrand Tillier, Dimitri Vezyroglou et Catherine Wermester. URL: http://hicsa.univ-paris1.fr/documents/pdf/PublicationsLigne/Christina%20Kott.pdf
71
Kott C. The German Museum Curators… P. 213–216.
72
García Bascón A. J. La Conferencia de Madrid de 1934, sobre arquitectura y acondicionamiento de museos de arte (Tesis doctoral). Universidad de Granada, 2017. P. 418.
73
La présentation des collections à l’Ermitage de Moscou // Informations mensuelles: supplément mensuel de Mouseion. 1934. № 12. P. 11–13.
74
Wittlin A. S. The Museum: Its History and Its Tasks in Education. London: Routledge & K. Paul, 1949. P. 154.
75
К примеру, искусствовед Эрнст Шейер жаловался в 1931 году, что в немецкой прессе редко рассказывается об опыте России, где музеи стали «инструментами народного образования <…> построенными по принципу американских библиотек»: Scheyer E. Les musées allemands et les Expositions de 1920 à 1930 // Mouseion. 1931. № 15. P. 78. В Англии первый обзор деятельности советских музеев был опубликован в 1936 году и представлял собой текст, подготовленный ВОКС в ответ на запрос журнала: Museums of the U.S.S.R. // The Museums Journal. 1936. Vol. 36. № 1. P. 4–15.
76
См. вступительную статью: Meyer A., Savoy B. Towards a Transnational History of Museums // The Museum Is Open… P. 1–16.
77
Prottas N. Where Does the History of Museum Education Begin? // Journal of Museum Education. 2019. Vol. 44. Issue 4. P. 337–341.
78
Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М.: РОССПЭН, 2008. С. 33–39.
79
См. похожее соображение здесь: Hill K. Women and Museums 1850–1914: Modernity and the Gendering of Knowledge. Manchester: Manchester University Press, 2016. P. 4.
80
Kavanagh G. The First World War and its Implications for Education in British Museums // History of Education. 1988. Vol. 17. Issue 2. P. 169–171.
81
E. Guidance for Men in the Service // Museum of Fine Arts Bulletin. 1919. Vol. 17. № 99. P. 3–4; W. E. H. Soldiers and Sailors at the Museum // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. 1919. Vol. 14. № 9. P. 202–203; Millet E. F. Interpreting the Art Museum to Men in Uniform // Museum Work. 1919. Vol. 2. № 3. P. 85–90.
82
A Mother’s Letter // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. 1918. Vol. 13. № 8. P. 186–187.
83
W. E. H. The Museum’s Educational Credo // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. 1918. Vol. 13. № 9. P. 193. Окончание Первой мировой вызвало резкое повышение интереса к музейным экскурсиям, см., напр.: From the Forthcoming Annual Report of the Museum for 1919 // Museum of Fine Arts Bulletin. 1920. Vol. 18. № 106. P. 22.
84
Sidorova E. Art Education as Social Experience: Victor D’Amico and the Origins of MoMA’s Progressive Educational Project // Transatlantica, 2019. Vol. 2. URL: http://journals.openedition.org/transatlantica/15047
85
The Task of Museums in War Time // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. 1941. Vol. 36. № 4. P. 82.
86
Силина М. Объект, функция, классификация: формирование профиля советских художественных музеев в 1920–1930-е годы // Альманах ЦЭМ. № 1. М., 2020. С. 162–193.
87
На русском см., напр., обзорные работы: Столяров Б. Музейная педагогика. История, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004; Шляхтина Л., Мастеница Е. Музейно-педагогическая мысль в России: исторические очерки. СПб.: СПбГУКИ, 2006; Юхневич М. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. М.: Российский институт культурологии, 2001.
88
Зеленко А. Детские музеи в Северной Америке. М.: Работник просвещения, 1925. С. 8.
89
Артур Уфэм Пооп – Н. И. Троцкой. 1925. 26 мая. ГАРФ. Ф. А2307. Оп. 3. Д. 367. Л. 108.
90
Pope A. U. Museum Fatigue // Museum Work. 1924. Vol. 7. № 1. P. 21–22.
91
Gilman B. I. Museum Fatigue // The Scientific Monthly. 1916. Vol. 2. № 1. P. 62–74.
92
Schmit T. Roads to Art in the U.S.S.R. // Parnassus. 1930. Vol. 2. № 8. P. 12; Reinach S. L’encombrement des musées // Les Cahiers de la République des lettres… P. 14.
93
Galard J. Visiteurs du Louvre. Paris: Réunion des musées nationaux, 1993. P. 165–166.
94
На русском подробный обзор идей тех лет см. здесь: Ананьев В., Кизил М. Теория и практика музейной экспозиции в трудах зарубежных музеологов 1900–1930-х гг. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2017. № 25. С. 113–121.
95
Фёдоров-Давыдов А. Экспозиция художественных музеев. Содоклад // Труды Первого Всероссийского музейного съезда. Т. 1. Указ. соч. С. 78–80.
96
Kimball F. The Display Collection of the Art of the Middle Ages // Bulletin of the Pennsylvania Museum. 1931. Vol. 26. № 141. P. 3.
97
Poncelet F. Regards actuels sur la muséographie d’entre-deux-guerres // CeROArt. 2008. № 2. URL: https://journals.openedition.org/ceroart/565
98
Lauterbach A. L’adaptation des palais anciens à l’usage des musées et la présentation des ensembles // Mouseion. 1935. № 29–30. P. 73–74.
99
Фёдоров-Давыдов А. Экспозиция художественных музеев… С. 79.
100
Легран Б. Социалистическая реконструкция Эрмитажа. Л.: ГЭ, 1934. С. 25.
101
Muséographie // L’Amour de l’Art. 1937. Vol. 18. № 6. P. 11, 19.
102
Joachimides A. Die Museumsreformbewegung in Deutschland und die Entstehung des modernen Museums 1880–1940. Dresden: Verlag der Kunst, 2001. S. 239.
103
Hilaire G. Op. cit. P. 250–252.
104
Протокол совещания… 1928. 18 октября. Указ. соч. Реплика Лядова. Л. 13.
105
«…не все музеи осознали актуальность организации зал запаса для научно-исследовательской работы (Studien Sammlungen)»: Музейно-методическая комиссия СН НКП. Резолюция по докладам художественных музеев. 1931. 18 октября. ГАРФ. Ф. А2307. Оп. 16. Д. 30. Л. 34; Луппол И. Год работы (о перестройке музейной экспозиции) // Советский музей. 1932. № 1. С. 8–9, 11–13.
106
Кроткий М. Новая экспозиция в Третьяковской галерее // Искусство в массы. 1929. № 1–2. С. 44. Недовольство частой развеской высказывалось и до 1917 года: Теркель Е. Третьяковская галерея. Годы реформ и испытаний // История Третьяковской галереи. XX век, 1913–1925. Кн. 1: 1913–1917 / Сост. Е. Теркель. М.: ГТГ, 2022. С. 10.
107
Стенограмма заседания художественного совета Третьяковской галереи 31 октября 1934 г. Реплика Кристи. ОР ГТГ. Ф. 8 II. Ед. хр. 587. Л. 38.