bannerbanner
Страсть к осознанности
Страсть к осознанности

Полная версия

Страсть к осознанности

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Попробуйте сделать следующее. Прилягте где-нибудь, где вас никто не потревожит, на тридцать-сорок пять минут. Войдите в состояние полного и глубокого расслабления тела, не засыпая. Когда вы достигнете такого уровня расслабления, что уже не будете чувствовать своего тела, а будете испытывать приятное ощущение негравитационного "парения в пространстве", то потянитесь к своим самым большим страхам. Понаблюдайте за телом, не возвращается ли оно в состояние напряжения; если возвращается, вернитесь к расслаблению тела, пока снова не окажетесь в состоянии парения.

Затем вернитесь к страхам. Самый сильный страх – это страх смерти, который является символом неизвестности. Природа страха – зажатость. Страх и расширение не могут сосуществовать. Поэтому, когда вы находитесь в состоянии плавания, глубокой релаксации и вызываете свои страхи, вы ощущаете присутствие этих страхов без того, чтобы ваш ум-тело переходили в состояние бегства, борьбы или замирания. В этот момент вы осознаете, что ваши страхи действительно являются ментальной конструкцией, а не реальностью. Простое интеллектуальное понимание этого не имеет никакого значения. Делайте это так часто, как это необходимо, до тех пор, пока не увидите, что ваши страхи исчезли. Тогда вы освободитесь от резинового жгута, сковывающего вас, и сможете выйти за пределы ума.

Скорбь

Страдание отличается от скорби. Скорбь – это переживание утраты чего-то или кого-то, что было нам очень дорого. Энергетическая система эмоционального тела должна перестроиться на новую реальность без того, что было потеряно. Траур – это исцеление, и его нельзя игнорировать или подавлять. Процесс траура может длиться от одного дня до двух недель, редко дольше, если все сделано правильно. Если люди продолжают страдать по прошествии двух недель, значит, они либо не уделили достаточно времени процессу оплакивания, либо их страдания вызваны все еще существующей привязанностью. В этом случае необходимо отпустить ситуацию.

Отпускание

"Люби, оставь или измени это" – таков был девиз движения FlowerPower в 70-е годы. Сегодня этот принцип по-прежнему актуален. Все истинное неподвластно времени. Мы можем перефразировать его так: "Признай, отпусти или прими решение".

В принципе, «отпустить» – это безусловное действие. Оно происходит в одно мгновение и не требует никаких условий или обстоятельств. Сказать: "Я хочу отпустить, но не могу", – значит сказать неправду. Дело в том, что человек еще не готов отпустить. Для эго все еще есть выгода в удержании. Часто это трудно заметить, потому что мы считаем, что все, что мы испытываем, – это затраты. Но под поверхностью скрывается прибыль. Как только вы видите эту выгоду, вы, как правило, готовы от нее отказаться. Выгода может заключаться, например, в отсутствии необходимости брать на себя ответственность, в сохранении комфорта, безопасности или просто в удовольствии. Отказ от вредной привычки часто вызван выгодой от удовольствия. Нежелание расставаться с несчастливыми отношениями часто вызвано выгодой иметь компанию и не сталкиваться с одиночеством, так сказать, "выбирая меньшее зло". Также и отказ от контроля часто вызван желанием почувствовать себя сильным.

Всякий раз, когда вы оказываетесь в ситуации, когда вы хотите что-то отпустить, но говорите себе, что не можете, задайте себе вопрос: "Какую выгоду получает мое эго от того, что я держусь?

Возможно ли жить без привязанности?

Чтобы ответить на этот вопрос, полезно различать предпочтения и требования, или, другими словами, желания и потребности. Требование всегда уже является привязанностью. В тот момент, когда вы говорите себе: "Мне это нужно", вы уже привязались. Затем ваши действия формируются и определяются этой привязанностью. Привязанности делают вас испорченным. Вы идете на уступки и компромиссы в пользу привязанности. Это бьет по вашей самооценке. Как следствие, падает самоуважение и самолюбие, и вы снова впадаете в страдания. Тогда привязанность становится утешением. Не такая уж хорошая сделка, не так ли?

Нет привязанности – нет страдания. Все так просто и в то же время сложно.

Непривязанность не означает, что человек не занят и не вовлечен во всевозможные дела, как профессиональные, так и личные. Чаще всего Целое знает гораздо лучший способ реализации конкретной задачи или цели, чем может придумать наш ум. Ум может мыслить только в своих пределах. Все, что выходит за его пределы, для разума немыслимо.

Разум имеет доступ только к тому, что он знает, и к тому, что он знает, что он не знает[8]. Лучшая ценность, однако, существует за пределами коробки, в "том, чего мы не знаем, что мы не знаем". Это недоступно для ума.

Когда мы отдаемся Целому, Целое получает доступ к нам. Целое отвечает на наши обязательства. Если мы можем позволить себе стать инструментом Целого, то Целое наполнит наш ум вдохновением и озарениями из бесконечного резервуара того, что мы не знаем, что мы не знаем. Любая привязанность к "нашему способу делать вещи" немедленно обрывает связь с Целым. Целое – поскольку оно есть все – имеет доступ ко всему и отменяет все, что необходимо для выполнения наших обязательств. На обычном языке это обозначается как удача, везение, хорошая карма и т. д[9].

По сути, то, что происходит, когда мы заняты достижением своих целей, – это постоянный обмен энергией с существующей реальностью, непрерывное со-творение. Мы совершаем действия, а реальность воздействует на нас и реагирует на них.

В принципе, мы бесконечно более могущественны, чем это. Манифестация должна быть легкой и плавной для нас, человеческих существ. Однако мы сильно мешаем себе. На самом деле нам мешают наши привязанности, наш образ жизни, направленный на выживание и безопасность, и наши тени, о которых речь пойдет далее.

Безопасность и выживание

Одним из самых важных моментов для функционирования эго является безопасность, биологическая и психологическая безопасность. Жизнь, как эго, заключается в создании и поддержании безопасности. Хелен Келлер[10] однажды сказала: "Безопасность – это суеверие. Ее не существует ни в природе, ни в детях. Жизнь – это либо смелое приключение, либо ничто!".

Наша жизнь буквально израсходована нашей зависимостью от безопасности, защищенности.

С начала времен человек боролся за выживание. Мы фантазируем о высших ценностях, но наши поступки всегда показывают, кто мы есть на самом деле. Действия не лгут. Мы говорим себе: "Как только я стану финансово независимым, я займусь самореализацией", или "Как только я найду подходящего партнера, я буду счастлив", или "Как только я приведу все свои дела в порядок, я сделаю перерыв." и т. д.

Более совершенный образ жизни всегда откладывается на будущее.

Учитывая вышесказанное, разве не интересно, что богатый миллионер не чувствует необходимости экономить, это все та же игра, только на пару нулей больше в зарплате.

Искатель осознанности может увидеть, что сколько бы денег у человека ни было, каким бы правильным ни был партнер, как бы ни была отлажена его жизнь, этого никогда не будет достаточно. Потребность в безопасности – это образ жизни, независимо от того, осознаем мы это или нет.

На протяжении всей истории человечества всегда находились люди, которым удавалось выйти за рамки жизни ради выживания. Они становились основателями религий. Они стали поэтами, пророками, философами, святыми, гуру и учителями. Они пели песню о жизни за пределами страха не выжить. Это Сократ, Мандела, Ганди, Галилей, М. Л. Кингс и многие другие.

Были ли их обстоятельства идеальными? Были ли они в безопасности и могли ли они позволить себе роскошь использовать свою жизнь для более великой цели? Нет, не были. Они сделали свой выбор. Джидду Кришнамурти сказал: "Свобода – это первый шаг, а не последний".

Наши тени

Несколько глав назад мы говорили о том, что то, что может мешать нам в процессе реализации наших целей, – это наши тени. Карл Густав Юнг[11] использовал термин «тень» для объяснения сложного, но интересного и, безусловно, очень важного явления. Он говорит: "Каждый человек носит в себе тень, и чем меньше она воплощена в сознательной жизни индивида, тем она чернее и плотнее. В любом случае она является бессознательной загвоздкой, мешающей осуществлению наших самых благих намерений".

Тень – это все, что в нас есть бессознательного, подавленного, неразвитого и отрицаемого. Наша Тень содержит весь спектр подавленных эмоций и познания, включая индивидуальные и коллективные качества, силы и способности, которые боятся, считают неуместными и/или невыносимыми для осознания, и поэтому подвергаются цензуре.

Исходя из принципа, что реальность – это отсроченная реакция на сознание, и что наша внутренняя реальность притягивает свое внешнее отображение, мы должны считать, что любые формы невезения, неудач, потерь, драм и трагедий также являются отображением нашей внутренней реальности, хотя, скорее всего, неосознанным.

"Психологическое правило гласит: когда внутренняя ситуация не осознается, она происходит вовне как судьба. Иными словами, когда индивид остается нерасчлененным и не осознает своей греховной противоположности, мир должен силой разыграть конфликт и разорвать его на противоположные половины".

К.Г. Юнг.

В практическом плане это означает, что, с одной стороны, мы смело ставим цели и идем к их осуществлению, что является одной из составляющих нашей внутренней реальности, а с другой – бессознательно носим в себе противоположную реальность, которая столь же мощно стремится к своему представлению и во внешней среде.

Итак, с одной стороны, вы работаете над тем, чтобы стать финансово независимым, а с другой – несете в себе неосознанное убеждение, что деньги – это корень всех зол. И то, и другое – внутренняя реальность, ваши обязательства и убеждения. И то и другое ищет своего отображения во внешней реальности. Поэтому возникает противоречие: две противоположные реальности пытаются проявиться в одно и то же время. Это похоже на то, как если бы вы одной ногой стояли на педали газа, а другой – на тормозе.

Звучит знакомо?

Затем вы все больше и больше зацикливаетесь и занимаетесь «негативом», который притягиваете, одновременно пытаясь реализовать свои первоначальные цели. Если так делать некоторое время, то можно перегореть, потерять выносливость и в конце концов отказаться от своих целей или сократить их.

Если бы только вы увидели, что боретесь не с «плохими» обстоятельствами, а с самим собой.

Развитие осознанности в отношении своих теней позволяет интегрировать их. После интеграции их стремление заявить о себе через внешние проявления прекращается. Невезение исчезает.

Тени проявляются следующим образом. В сущности, мы целостны: мы хорошие и плохие, смелые и трусливые, быстрые и медленные, великие и жалкие, захватывающие и скучные и т. д.

Эго привязывается к тому, что оно воспринимает как хорошее, и оказывает сопротивление тому, что оно воспринимает как плохое. Сопротивление приводит к подавлению, а вместе с ним рождается Тень.

Если мы что-то подавляем, то оно исчезает? Нет. Оно продолжает жить под поверхностью нашего сознания. Оно по-прежнему является частью нашей внутренней реальности. По природе Целого, остающегося целым, заброшенные и подавленные части стремятся к воссоединению. Разделение всегда стремится к воссоединению с Целым. Но эго блокирует эту попытку. Поэтому заблокированная часть должна найти альтернативный путь к нам. Сначала она пробует путь через наше эмоциональное тело. Мы чувствуем себя эмоционально неуравновешенными.

Большинство людей не обращают внимания на свой эмоциональный дисбаланс. Тень не слышна. Поэтому она вынуждена переходить на уровень экзистенциальной плотности и становится физической. Различные болезни и физические симптомы[12] могут быть Тенью, стучащиеся в нашу дверь. А если это не удается, то Тень перемещается в расширенное тело нашей физической внешней реальности.

Тогда мы привлекаем и переживаем отрицаемую внутреннюю реальность как внешнюю реальность на сцене нашей жизни. Спокойный респектабельный гражданин подвергается нападкам и смущению, аккуратная домашняя жена выходит замуж за беспорядочного и грязного партнера, грамотный профессор теряет рассудок, плейбой сталкивается с внезапной импотенцией, богатые становятся банкротами и т. д. Тень, пришедшая в пункт назначения, не может заставить нас открыть глаза и интегрироваться в окружающее, но она, безусловно, может усилить бедствия до тех пор, пока мы не перестанем игнорировать послание. Если принять точку зрения, что мы проживаем много жизней, то можно сделать вывод, что если время в этой жизни закончилось, то, умирая, мы рождаемся заново, а это значит, что мы снова рождаемся с нашими неразрешенными тенями и имеем еще один круг и еще один шанс снова стать целым.

В греческой мифологии известно много богов. Помимо Зевса, отца всех богов, его сыновья и дочери выступают в противоположных парах. Одна пара представляет для нас на данном этапе особый интерес, позволяющий глубже понять принцип Тени: Аполлон и Дионис.

Аполлон олицетворяет строгость, простоту и порядок, а Дионис – бог снисходительности, удовольствия, преувеличения и хаоса. Греческая философия учит служить всем богам одинаково, иными словами, служить Аполлону так же, как и Дионису. Служить – значит жить. Таким образом, нам предлагается жить по принципам Аполлона в равной степени, как и по принципам Диониса. Конечно, это вполне логично с точки зрения мудрости полярностей – Тени и Целого.

Однако на практике для большинства людей это оказывается огромной проблемой. Монаха просят развлекаться, а тусовщика – медитировать. Одновременная реализация обоих принципов невозможна в этом мире. Мы можем жить, следуя один за другим, вечно сменяя друг друга в ритме Целого. Эго будет так или иначе сопротивляться. Те, кто любит хаос, беспорядок и избыток, будут сопротивляться ясности, порядку, строгости и простоте, а те эго, которые любят медитировать, вести себя хорошо, практиковать смирение и причудливый баланс, будут сопротивляться интеграции качеств Диониса.

От Тени не убежать. Именно поэтому она является удачно выбранным термином. То, что мы не проживаем, будет жить в нас, хотим мы этого или нет. Если мы очень сильно сопротивляемся одному из богов, то это лишь вопрос времени, когда Тень в конце концов поставит нас на колени.

Видя все это, почему бы нам не отказаться от тщетной праведности нашего одностороннего образа жизни и не отпраздновать экстаз полярностей? Почему бы нам не отправиться на вечеринку после недели безупречного рассудка? Почему бы нам не выдохнуть с радостью после выходных вдохов?

Дебби Форд[13] замечательно сказала: "Ваша жизнь изменится, когда вы примиритесь со своей тенью. Гусеница превратится в потрясающе красивую бабочку. Вам больше не придется притворяться тем, кем вы не являетесь. Вам больше не придется доказывать, что вы достаточно хороши. Когда вы примете свою тень, вам больше не придется жить в страхе. Найдите дары своей тени, и вы наконец-то сможете насладиться всем великолепием своего истинного «я». Тогда у вас появится свобода творить ту жизнь, которую вы всегда желали".

ВЫ – волшебник

"ВЫ – волшебник" означает, что все, с чем вы когда-либо сталкивались, что переживали, страдали и наслаждались, было вашим творением, внутренним и внешним. Все, что происходит, создано Вами.

Эту радикальную точку зрения разделяют многие величайшие философы в истории человечества. Когда духовные учения говорят, что вы и мир едины, или что Вселенная – это вы, они имеют в виду осознание того, что основное разделение "я здесь и мир там" – это иллюзия эго. Научный мир прошлых веков исходил из этой перспективы разделения. Так было до начала XIX в.

Вернер Гейзенберг[14] получил в 1933 г. Нобелевскую премию за свои открытия и новую "формулу мира". Говоря простым языком, она указывает на единое поле, частью которого являемся все мы. Он вдохновил таких великих мыслителей, как Фриджоф Капра, Руперт Шелдрейк, Дэвид Бом и др. на углубление и расширение своих парадигм.

С этой точки зрения каждое малое действие может оказать существенное влияние на Целое. Это известно как "эффект бабочки[15]": бабочка, хлопающая крыльями в одной части света, может в итоге вызвать ураган в другой части света.

Исходя из принципа неопределенности Гейзенберга, мы можем рассмотреть возможность связи наблюдателя и наблюдаемого. Вы и ваша реальность взаимосвязаны. То, как вы наблюдаете мир, влияет на то, как этот мир проявляется в вашей реальности. Вот почему мы говорим, что вы – волшебник.

То, куда вы отдаете энергию, растет. Если вы обращаете внимание, то направляете свою энергию на то, на что обращаете внимание. Если вы обращаете внимание на свои страхи, ваша жизненная энергия течет к вашим страхам, и к чему бы ни текла ваша жизненная энергия, она растет. То, что становится реальным внутри вас, имеет тенденцию становиться реальным и снаружи. Американцы называют это "самоисполняющимся пророчеством". Китайцы говорят: "Будьте внимательны к своим желаниям, они могут исполниться".

Бывали ли в вашей жизни дни или периоды, когда все шло своим чередом, когда провидение было на вашей стороне, а случайности складывались в вашу пользу? Вы все еще думаете, что это случайность? А что, если это не так?

Что, если вы – волшебник, и, изменив свою внутреннюю реальность, вы измените и внешнюю?

Образ действия эго как раз обратный. Эго пытается изменить внутреннюю реальность, изменяя внешнюю. Эго не видит, что оно само является частью волшебника. Это похоже на то, как если бы вы смотрели фильм в кинотеатре и он вам больше не нравился. Вместо того чтобы подойти к проектору и изменить фильм, вы ударяете по экрану и боретесь с изображением.

Изменение фильма означает изменение нашего восприятия мира. Как мы уже говорили в предыдущей главе, материалом, из которого существует эго и его восприятие реальности, является язык. Наша внутренняя матрица, состоящая из языка, – это фильм. А наша трехмерная реальность – это экран.

Как изменить фильм?

Для этого было предпринято множество попыток – от позитивного мышления до нейролингвистического программирования. Если рассматривать эго как дом и его восприятие, убеждения, мнения, догмы, страхи, и т. д., как мебель, и вы начнете заменять мебель другой мебелью, вы, конечно, можете преуспеть, за исключением одного: вы все еще находитесь в том же самом доме. У вас просто более красивая мебель.

Хотя вы изменили многие вещи, это ничего не изменило, когда речь идет о большой Жизни. Вот почему так много успешных людей оказываются на диване, переживают кризисы среднего возраста, депрессии, связанные со смыслом жизни, и т. д.

Во всех ваших безуспешных попытках измениться, внутренних и внешних, единственное, что осталось неизменным, – это вы. Вы как эго. Вы по-прежнему отдельны. И иногда, когда вы не очень заняты, у вас вдруг возникает мысль: "Неужели это все, что есть?" или "Это все?". И тогда вы потрясены. Вы не можете поверить, что у вас есть такая мысль! Вы должны быть самым счастливым человеком на земле. У вас есть любимый партнер, здоровые дети, достаток на всю оставшуюся жизнь… а вы спрашиваете: "Неужели это все?".

Возможно, вы смело опробовали все возможные варианты и способы жизни; возможно, вы стали миллионером; возможно, вы отказались от всего и ушли в Гималаи; возможно, вы предались связи с духовным мастером, чтобы следовать его учению; или построили империю, подобную империи Дональда Трампа. У нас, людей, есть миллионы вариантов обустройства своего дома. Но, тем не менее, мы все еще находимся в том же доме.

В детстве жизнь для нас была загадкой, открытием возможностей. Как и всякая тайна, она заставляла нас удивляться. Наш дух был в благоговении. Наши глаза были наполнены светом невинности. Став взрослыми, мы в глубине души тоскуем по этому утраченному раю. Жизнь – это уже не открытие, не возможность, а просто набор вариантов.

То, как мы сами себя обусловили, не оставляет нам никаких возможностей в том, как прожить свою жизнь. Видеть это неудобно. Но это тот необратимый уровень осознания, на котором появляется возможность для новой реализации жизни.

В сочетании с осознанием того, что наша жизнь используется для выживания, возникает вопрос: "Для чего я хочу использовать свою жизнь?" Если задавать этот вопрос из эго, то это приведет к очередному варианту – еще одно место для новой мебели в доме. Но если задать вопрос с высоты осознания, то откроется присутствие совершенно нового пространства, возможности, которой раньше не существовало.

Вы внезапно превращаетесь в пространство за пределами старого дома. Вы – волшебник, стоящий перед белым холстом. Вы находитесь на неизведанной территории. Это пространство субъективно переживается как «ничто». Потому что действительно ничего еще не создано. Это просто пространство чистой открытой возможности. Это пространство, в котором мы находились в детстве. Это свобода – настоящая свобода.

Созидание

Созидание – это что-то из ничего. Так же как изменение – это что-то из чего-то. Пока мы занимаемся изменениями, мы не творим. Изменение всегда связано с чем-то, что уже существует. Поэтому в изменении нет творения. Созидание неизбежно начинается с ничего. Иначе это было бы не созидание, не так ли?

Чтобы спровоцировать большое ничто, пространство творения, чтобы оно стало чем-то, нужно творить. "А в самом начале творения лежит слово. В начале было слово. Вы не знаете, как вы это делаете, но вы сможете: рождаете язык.

Если ваша проблема – тьма, вы не будете пытаться изменить тьму, но используете свою силу, чтобы творить. Созидание становится проявлением благодаря силе слова. Слова обычно понимаются только как средства продвинутого общения. О том, что в слове заключена сила созидания, до сих пор ничего не известно. Обрывки знаний об этой великой тайне встречаются то в одних, то в других сказках. «Абракадабра» – это арамейская фраза, означающая "Я творю, когда говорю".

Сила слова

Сила созидания пробуждается только тогда, когда наше слово используется как действие. Слово как действие (естьность) – это, например, "Я буду", "Я обещаю" или «Будет». Язык, используемый как таковой, внезапно становится основой для проявления[16].

Слово в области рассказа – это материал для формулирования историй, интерпретаций, объяснений и т. д. Слово в области Небытия становится творением. Поэтому только слова как действия, или, так сказать, акты в языке, или "речевые акты", становятся силами творения.

Пока вы говорите "я хочу", "я пытаюсь" или "я намереваюсь", вы не используете слово в естьности, но используете его в Истории. А в истории происходит следующее: больше истории. Если вы хотите создать естьность, вам нужно произвести свое слово в естьности.

Совершая речевые акты, вы используете силу волшебника. Творение началось. Слово стало самостоятельным существом. Теперь оно находится в мире и стремится обрести плоть. Хотя вы породили слово, вы не являетесь автоматически и его владельцем. Вам необходимо держаться рядом со своим словом. Если вы уйдете от своего слова, то владельцем станет кто-то другой. Словам нужны слуги, чтобы стать плотью. Слова ищут тех, кто готов им служить. Если не вы, то кто-то другой.

Сдаться своим творениям

Если вы хотите стать владельцем своих творений, вам нужно служить своему слову, вам нужно сдаться ему.

Сдаться своему "Будет…" означает отказаться от реакции своего эго на слово и служить тому, что слово требует от вас. Это трудное упражнение для эго. Для эго все проще, чем капитуляция. Эго знает только сопротивление. Фактически, эго и есть сопротивление.

Хорошая новость заключается в том, что ваша способность действовать по существу не зависит от эго. Какие бы мысли и эмоции ни испытывало ваше эго, вы можете действовать независимо от них, не так ли? Однако если вы действуете вопреки своему эго, вы испытываете так называемую дисциплину. Как я уже говорил, это, конечно, имеет свои достоинства, но является довольно нежелательным состоянием. Вы просто проявляете силу воли, преодолевая сопротивление эго.

Действовать независимо от эго – это совсем другое, чем действовать вопреки эго. Для того чтобы действовать независимо, нужно быть независимым. А это возможно только при очень высоком уровне осознанности. Распознать свою независимость можно при отсутствии ощущения усилий. В капитуляции нет никаких усилий. Вы действуете без сопротивления. Капитуляция означает не сдачу, а уступку. Сдача – это безусловное ДА[17].

Целое аплодирует действию

Не начинать действовать, не переходить к действию только потому, что вы не уверены, что ваше эго все еще является частью уравнения, – это не приведет вас ни к чему. Целое одобряет действие. Будет ли действие происходить с вашим эго или без него, для Целого не имеет значения. Действие есть действие, а в Целостности нет причины и следствия. Что есть, то есть, а чего нет, того нет. Действуйте!

На страницу:
3 из 4