bannerbanner
Страсть к осознанности
Страсть к осознанности

Полная версия

Страсть к осознанности

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

История эго

Вы когда-нибудь смотрели в глаза ребенку и понимали, что там нет эго, которое смотрит на вас в ответ и проверяет вас?

Глядя на ребенка, мы чувствуем себя очень комфортно, безопасно и спокойно, и нам не составляет труда поддерживать зрительный контакт вечно.

Для сравнения, попробуйте установить длительный зрительный контакт со взрослым человеком и понаблюдайте за реакцией своего эго. Легко понять, что мы имеем в виду, не так ли?

Итак, если мы не рождаемся с эго, то почему все ходят с ним? Как я уже говорил, зарождение эго происходит в одно мгновение на очень ранней стадии нашего развития. У младенца все части мозга еще не полностью активизированы. Активна R-система, которая отвечает за выживание ребенка. Она оповещает окружающую среду о том, что что-то не в порядке или требуется пища, сухие пеленки, тепло и т. д.

Мозг состоит из трех основных частей: R-системы, лимбической системы и неокортекса, который также называют "новым мозгом". Лимбическая система становится активной в возрасте от девяти до пятнадцати месяцев. Эта часть мозга обладает удивительным набором способностей, одна из которых – способность воспринимать и хранить язык.

Однако способность к языковой обработке появляется только после активации неокортекса, а это происходит только в возрасте от четырех до пяти лет.

Мы вернемся к лимбической системе через некоторое время, после того как создадим осознание другого ключевого элемента, когда речь идет о понимании того, кто мы есть. Мы знаем, что наша планета имеет невидимую оболочку, называемую атмосферой. Атмосфера – это контекст, окружающий нашу планету и создающий определенные условия, обеспечивающие жизнь на Земле. Поэтому человек может существовать в "космическом скафандре", называемом "нашим телом".

Теперь представьте себе вторую невидимую оболочку, состоящую из языка, – атмосферу или облако языка, охватывающее всю планету. Представьте себе, что каждая мысль и каждое чувство, которые испытывает человек, автоматически загружаются в это облако. Карл Густав Юнг определил это облако как "коллективное бессознательное", под которым он понимал "мысли и чувства, разделяемые обществом, народом или всем человечеством. Оно является продуктом опыта предков и содержит всевозможные концепции, верования, мораль, традиции, религиозные представления и т. д.".

К. Г. Юнг выделил коллективное бессознательное в отличие от личного подсознания, присущего каждому человеку. Коллективное бессознательное также известно как "вместилище совокупного опыта нашего вида". Поэтому в этом облаке мы находим не только отдельные мысли, но и их совокупности, формирующие убеждения, восприятия, установки и парадигмы. Для нас в данный момент интересны именно эти убеждения, которые мы называем " суеверием".

Суеверия

Суеверия – очень интересное явление. То, что когда-то было обычной реальностью, спустя сто лет воспринимается как суеверия. Так и в средние века было «реальным» существование ведьм. Тогда это не было суеверием. Для большинства людей это была реальность. И реакция на эту «реальность» привела к ужасающим последствиям. Более миллиона женщин были сожжены на костре. Сегодня мы воспринимаем ведьм как суеверие и, следовательно, не привыкли к этой «правде». К числу других верований, известных сегодня как суеверия, относятся, например, вера в то, что Вселенная вращается вокруг Земли, что Земля плоская и т. д.

А теперь представьте, что на дворе 2311 год, и вы стали свидетелем урока истории в обычной школе. Учитель открывает тему "История человечества и суеверия" и, пройдя по всем суевериям каждой эпохи, доходит до XXI века и говорит: "Вы можете в это поверить? Они верили, что являются тем, что они называют «эго»! Они верили, что существуют как внутренняя сущность с местом жительства в трех сантиметрах за корнем носа. Они настолько верили в это, что считали мысли и эмоции своими собственными и, соответственно, действовали в соответствии с ними".

Нетерпеливая студентка поднимает руку, и, вызванная, она бросает: "Неудивительно, что они почти вымерли как вид! Не говоря уже о том, что почти уничтожили нашу прекрасную планету!"

"Совершенно верно!" – подтверждает преподаватель и продолжает: "И, как следствие, это суеверие породило еще одно суеверие, а именно: они считали, что сами распоряжаются своей жизнью. Они считали, что именно они управляют своей жизнью!" Удивление и смех наполнили аудиторию. По лицам многих студентов было видно, что им трудно поверить в то, что все мировое сообщество живет в такой нелепой и опасной системе верований.

Когда мы приходим в этот мир, то приходим с пустым мозгом или жестким диском. Когда у ребенка активизируется лимбическая система – способность воспринимать и хранить язык, – начинается загрузка информации из облака. И то, что скачивается, и есть текущая модель реальности, как ее воспринимает человечество. Мы все родились в мире, который воспринимает суеверие о «я» в трех сантиметрах за носом как безусловную реальность.

То, что для нас сегодня является безусловной реальностью, через несколько веков вполне может оказаться суеверием.

Наш BIOS

Как компьютеру для определения его базовой функциональности необходим биос (базовая система ввода-вывода), так и нам, людям, необходим биос. Основой этого биоса являются упомянутые выше суеверия о наличии эго и ответственности за свою жизнь. Без биоса эго не имело бы смысла.

Часть загруженного биоса – это то, как эго определяет себя. Оно определяет себя как свои мысли и эмоции: "Я – это мои мысли и мои эмоции".

Если вы считаете, что это не так, то обратите внимание, что вы считаете реальной мысль о том, что вы не являетесь своими мыслями и эмоциями. Таким образом, вы только что доказали себе, что вы действительно являетесь своими мыслями. Логично?

Давайте быстро проверим сказанное. Взгляните на свою жизнь, какой она является сегодня. Все, что есть в вашей жизни сегодня, все ваше имущество, ваша социальная структура, ваша семья, ваши друзья, все ваши способности и все ваши знания, ваша память, ваши титулы и достижения. Все это появилось благодаря вашим действиям и бездействию, не так ли? А что определяло ваши действия? Ваши решения, верно? А что определяло ваши решения? Мысли или эмоции, которые вы испытывали, или их сочетание? Вы обрабатывали этот когнитивный материал и принимали решение действовать в соответствии с ним или нет. И в результате успешных действий вы получали результат. Итак, в самом начале всего, что вы имеете сегодня, были мысли и эмоции, не так ли? Если бы вы не считали свои мысли и эмоции своими, вы бы не стали действовать в соответствии с ними, не так ли?

Проблема с тем, что мы живем по принципу "мы – это наши мысли и эмоции", заключается в том, что сегодня мы думаем и чувствуем так, и мы можем принимать решения и брать на себя обязательства, основываясь на своих мыслях и чувствах, а завтра мы можем обнаружить, что у нас совсем другие мысли и эмоции. Тогда некоторые из нас уходят в отрицание и пытаются обойти внутренние противоречия между вчерашними обязательствами и сегодняшними мыслями и эмоциями, некоторые пытаются изменить эти противоположные мысли и эмоции, а некоторые курят немного «хмельного», надеясь, что завтрашние мысли и эмоции будут такими же, как вчера. Возникла целая индустрия инструментов, помогающих изменить наши мысли и эмоции, – от управления сознанием до всевозможных техник ментального и эмоционального программирования.

И работает ли это?

Видите ли, эго – эксперт по сопротивлению изменениям. Оно абсолютно настроено на сохранение статус-кво и обеспечение собственного выживания. А поскольку эго считает, что оно – это его мысли и эмоции, то любую попытку воздействия на мысли и эмоции оно воспринимает как угрозу. Как организм отторгает занозу и делает все, чтобы избавиться от нее, так и эго относится к знаниям, полученным из вторых рук. Эго воспринимает их как чужеродное вторжение, какими бы ценными эти знания ни были.

Все «приписки» на приборной панели, на зеркале в ванной, в коридоре не помешают эго в конце концов обратиться против этих приобретений, полученных из вторых рук, будь то аффирмации, мантры, внушения, новые наборы убеждений и т. д. Закрепление их с помощью сильного эмоционального воздействия – великое изобретение. Однако в долгосрочной перспективе эго снова и снова побеждает. В рамках самоопределения "Я – это мои мысли и эмоции[4]", включая мысли и эмоции, которые говорят вам об обратном, выхода нет. Вы останетесь своими мыслями и эмоциями, как бы успешно вы ни меняли их.

Это называется порочным кругом. Греки называют его «трагодией» – трагедией, что означает, что какие бы решения ни принимал герой, все неизбежно заканчивается трагически. Победить эго невозможно.

Кто ты?

Кто хочет освободиться? Кто пытается выйти за пределы «я»? Кто хочет стать просветленным? Кто хочет освободиться от страданий? Если вы зададите эти вопросы самому себе, то получите один ответ: "Я".

А вы когда-нибудь задумывались над тем, кто же вы на самом деле? Первое, что вы можете осознать, – это то, что вы, задающий этот вопрос, являетесь частью движения вашего мышления. Вы думаете «я», вы думаете "кто я?" и т. д. и т. п. И все ответы на этот вопрос также являются ничем иным, как событиями в движении мыслей и эмоций. Видите ли вы это?

Тогда кто же это осознание, которое знает обо всем этом? Кто это осознание, которое видит, что «я» – это всего лишь еще одна мысль?

Помните, мы говорили, что ваш жесткий диск был заполнен языком, мыслями и эмоциями облака. Кроме того, вы получили определенные условия культуры, традиции, религии, социального окружения и т. д., в которых родились. Многое из этого опустилось в подсознание и с тех пор остается там в виде фоновых программ, определяя наши ментальные и эмоциональные реакции. Реакция – это всегда совокупность определенных мыслей и эмоций, вызванных воздействием. Например, кто-то назвал вас идиотом, вашему эго это не понравилось, и оно обратилось к подсознанию с призывом загрузить мысли и эмоции расстройства. Тогда вы чувствуете себя оскорбленным. Человек, родившийся в семье, исповедующей философию Г. И. Гурджиева[5], не может обидеться, поскольку в философии Гурджиева все люди относятся к категории идиотов, от "природного идиота" до "просветленного идиота". Поэтому, если кто-то придет и назовет вас идиотом, ваше эго улыбнется и ответит: "Привет, конечно. А как у вас сегодня дела?".

Именно осознание и только осознание может разорвать порочный круг. Для этого необходимо заложить фундамент.

Знание – это не осознание. Знание этих вещей и осознание этих вещей – это два совершенно разных мира. Когда дело доходит до самореализации, знание – это приманка. Бесчисленное множество людей застревает в блестящих знаниях. Они не понимают, почему они все знают, но не могут жить этим. Они думают, что им нужно еще больше знаний или знаний получше, чтобы закрепить их в своем бытии, в своем поведении. Пока они не поймут, что сколько бы знаний они ни накопили, как бы хорошо они ни понимали себя, это ничего не меняет в отношении освобождения себя.

Онтологические области бытия

"Онтологические[6] области бытия" – это разница между меню и едой, описанием и описываемым, прогнозом погоды и погодой. Один домен мы называем «бытие» (то, что есть, реальность, фактичность), а другой – "История".

Исходя из онтологической парадигмы, согласно которой то, что есть, есть, а то, чего нет, не есть, один домен бытия – это то, где вещи есть, а другой – то, где описание, интерпретация того, что есть, есть.

Прежде чем мы продолжим, я хочу подчеркнуть, что отсутствие осознания этих двух доменов заставляет людей жить в сумеречной зоне между ними. Следствием этого является гораздо меньший опыт жизни. Фактически, эта сумеречная зона, о которой я говорю, является стандартным качеством жизненного опыта человека, другими словами, нашим обычным, повседневным опытом жизни.

Случайно мы иногда покидаем эту сумеречную зону и затем приходим в полное изумление от того, что переживаем. Это может произойти при наблюдении заката, подъеме на скалу, взгляде в глаза любимому человеку или просто спонтанно в любой ситуации. Но одно можно сказать точно: эти моменты не просто лучше, чем другие моменты, они особые моменты. Настолько особые, что мы никогда не сможем их забыть. Инстинктивно мы чувствуем: "Вот оно!".

Именно к такому качеству жизни стремятся потребители наркотиков. Это экстаз, которым увлекаются любители экстремальных видов спорта. Это блаженство, которое испытывает мать при родах. Это нектар, о котором говорят пророки. Это то качество жизненного опыта, которое мы часто испытывали в детстве. Время исчезает, тяжесть растворяется, и мы испытываем блаженное расширение. Возникает ощущение, что мы растворяемся в большом Целом. Осознанное мгновение такого опыта превращает человека в искателя на всю оставшуюся жизнь. Никакие материальные вещи не могут породить такое состояние.

Это состояние не обусловлено, оно ничего от вас не требует. Это дар, это бесплатно. Если вы хотите «Феррари» и получаете его, то, конечно, какое-то время вы счастливы. Это условно, и такое состояние называется «счастье». Это всегда сделка. "Если это… то я буду счастлив. Если это… то я буду счастлив". Затем безусловное состояние счастья называется: блаженство. Оно имеет совершенно иное качество.

Когда мы не находимся ни в Истории, ни в сумеречной зоне, то мы находимся в состоянии Бесконечности. Это рай для христиан, нирвана для буддистов, Святой Грааль для алхимиков.

Естьность – это бизнес

ОК, давайте перейдем к рассмотрению состояния Естьности. Как мы уже говорили, по умолчанию мы находимся в сумеречной зоне. Если мы слишком сильно смещаемся в историю, другие могут указать нам на то, что мы "слишком много думаем".

Попытка переместить свое существо в Естьность стара как человечество. Люди всегда пытались достичь "земли обетованной" – Бесконечности. Все духовные и религиозные практики преследуют эту единственную цель. Однако лишь немногие из них добираются до "другой стороны". И дело не в том, что Естьность – это какое-то далекое место, куда нам нужно попасть. Естьность находится вокруг нас постоянно, во всех местах. Мы находимся в Естьности 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Проблема в том, что мы были обусловлены таким глупым образом, что в процессе воспитания мы потеряли рай. Естьность не отдаляется от нас ни на дюйм, ни на мгновение. Но мы находимся на расстоянии многих миль от Естьности. Мы – существа, попавшие в историю, в сумеречную зону.

Освободившись от истории, мы обретем ни что иное, как Естьность. Как это сделать?

Опять же, именно осознание способно растворить дымку и вывести нас за пределы истории. Как это часто бывает при работе с онтологией, парадокс указывает на дверь к освобождению. При полном осознании того, что человек находится в Истории, он, следовательно, также переходит в Естьность. Осознав "то, что есть", а это значит осознать "То, что есть, есть: Я нахожусь в Истории", достигается Естьность. Звучит просто, но это не так. Необходим чрезвычайно высокий уровень осознанности, чтобы увидеть "то, что есть" и не спутать "то, что есть" с Рассказом, интерпретацией "того, что есть", включая Рассказ, который мы можем рассказать себе о Естьности.

Можете ли вы наблюдать все свое «Я»? Для этого необходимо включить наблюдателя. Представьте себя и змею-кобру в темной комнате. Вы неподвижны, не двигаетесь, находитесь в состоянии сверхвысокой готовности, ваше осознание полностью заполняет комнату. Теперь замените образ змеи кобры на реальность вашего «Я». Продолжайте наблюдать. Ничего не делайте. Просто наблюдайте.

А затем расширьте свое наблюдение и наблюдайте за наблюдателем.

Эта форма медитации может быть нелегкой вначале, но если вы будете практиковать некоторое время с большим энтузиазмом, то у вас все получится. «Они» должны были дать нам эту практику осознанности, когда мы были в детском саду и начальной школе.

История

Давайте вернемся к истории и рассмотрим ее в полном объеме. Осознаете ли вы, что ваше эго постоянно ведет разговоры между вашими ушами? Осознаете ли вы, что именно болтает внутри вашей головы?

Любое объяснение, обоснование, рассмотрение, описание и интерпретация – это история. Все, что следует за словом "потому что", – это история. И все, что следует за словом «но», тоже история.

И еще, в тот момент, когда вы спрашиваете «почему», возникает история. Когда вам грустно, разве вы не спрашиваете себя автоматически и сразу, почему вам грустно? При анализе причин грусти ваша энергия уходит на анализ, который, по сути, является еще большей историей. Вы же не будете пытаться изменить блюдо, переписывая меню? Видите ли, если вы не будете углубляться в рассказ о своей печали, а просто будете присутствовать в своей печали, то станете свидетелем необычного явления – явления трансформации.

Прежде всего, присутствуя в бессодержательности своей печали, вы не создаете разделения между собой и своей печалью. Вы присутствуете в грусти, без истории. И вдруг грусть перестает быть грустью. Трансформация не меняет вещи, она переносит нашу форму из одного измерения восприятия в другое измерение восприятия. Грусть остается тем, чем она является: грустью.

Но вы относитесь к грусти с другого уровня осознания. Из этого измерения осознания вы видите, что грусть сама по себе никогда не бывает грустной. Если вы переживаете печаль как печаль, то это потому, что вы находитесь в своей истории о печали, и в основе этой истории лежит установка, что так быть не должно. Ваше эго отказывает грусти в праве быть. То, чему вы не позволяете быть, не позволяет вам быть.

В искусстве "быть с тем, что есть", то, что есть, остается тем, что есть, но вы больше не сопротивляетесь этому. И тогда происходит волшебство. Мне вспоминается японское хайку, которое звучит так:

Сначала горы были горами,потом горы перестали быть горами,а потом снова стали горами.

А может быть, вы слышали о поговорке ДЗЕН: "Несешь дрова, разводишь огонь – просветление – несешь дрова, разводишь огонь".

Что, если в Бытие ничто не является проблемой?

Что, если единственная проблема, которая когда-либо была и когда-либо будет, – это жить в иллюзии эго?

Эго питается изменениями. Если убрать изменения, эго разрушится. Изменения – это проекция эго на то, что, по его мнению, должно быть или не должно быть.

Замечали ли вы, что эго никогда не бывает довольным тем, что есть? Если плохо, то должно быть хорошо; если хорошо, то должно быть лучше; а если лучше, то должно быть еще лучше; а если идеально, то это становится скучным для эго, и оно ищет перемен, обращаясь к чему-то новому, чему-то другому.

Вы когда-нибудь спрашивали себя, кем или чем бы вы были без своих историй?

Озарение vs понимание

Осознание создает возможности для озарения. Само слово «прозрение» содержит в себе слово «зрение» и означает видение чего-либо. Вы можете думать о горе и можете увидеть гору. Обратите внимание на разницу в воздействии.

Понимание – это состояние осмысления себя в области мышления. Однако оно не оказывает никакого влияния на вашу сущность. Вы можете понять, что набивать себе рот вредно, но это понимание не обязательно даст вам возможность перестать переедать.

Как много вещей вы понимаете, но ваши действия не соответствуют вашему пониманию? Конечно, если проявить дисциплину, то можно привести свои действия в соответствие с пониманием. Но очень немногие считают дисциплину привлекательной. Дисциплина порождает внутренний конфликт. Конфликт вызывает боль. А нормальная реакция на боль – избегать ее. Значит, лучше быть тучным, чем здоровым – таков вывод эго. Однако какая-то его часть испытывает чувство вины, осознавая, что делает что-то, что не идет на пользу хозяину. Это чувство вины подавляется, поскольку вина также болезненна. И мы снова попадаем в замкнутый круг.

Видение – это действие в бытие. Разумеется, речь идет не о физическом, а о внутреннем зрении. О том видении, которое часто заставляет нас радоваться "Ага!" Это видение, которое часто происходит в одно мгновение и приходит без приглашения[7]. Оно происходит, например, под душем или во время поездки на работу. Чаще всего оно приходит тогда, когда мы меньше всего этого ожидаем.

Это видение оказывает немедленное воздействие на наше существо. Нам не нужно ничего делать. Видение преобразует нашу сущность, и когда мы становимся другими, мы действуем по-другому. Никакой дисциплины не требуется. Все происходит легко и естественно. Переживание усилий – это всегда признак того, что мы не изменили свое бытие и пытаемся выполнить работу через действие. А это значит, что мы не увидели. В лучшем случае, мы просто поняли.

Предпосылкой для видения является взгляд. Невозможно видеть без того, чтобы не смотреть. Смотрение не приводит автоматически к видению. Но взгляд – это подготовка к тому, чтобы увидеть. Смотреть лучше всего с помощью сильного вопроса или вопросов.

Смотреть и видеть трудно для тех, кто живет в суете собственного знания и понимания. В дзен говорят: "Только пустая рука может принимать". Знание означает, что наши руки полны. Знание не зажигает взгляд, потому что человек думает, что он уже знает. Так зачем же искать?

Решение состоит в том, чтобы увидеть, что знание не освобождает и не просветляет. Видя это, человек перестает быть нашим знанием, и знание становится просто памятью. Разница в том, чтобы быть знанием и иметь знание.

Итак, предположим, что вы смотрите. Видение происходит, когда вы внутренне еще не зафиксированы на определенном результате. Например, мама говорит вам пойти на кухню и взять соль в верхнем левом шкафу. Вы были там всего минуту назад, и вам кажется, что соли там нет. Но мама настаивает, что она там есть. Вы встаете, идете на кухню и смотрите прямо на различные специи, выложенные на полке. "Мама вбегает на кухню в раздражении, присоединяется к вам и кричит: "А это что такое?", указывая указательным пальцем прямо на соль, которая оказывается прямо перед вашим носом. Она всегда была там, но вы ее не видели, потому что "рука была полна". Вы уже знали, что соли там быть не может.

Самореализация может находиться прямо перед вашим носом. Вы можете даже не смотреть. Но любые представления о том, что это «невозможно», «неправда», "я лучше знаю" и т. д., не позволят вам увидеть. Путь к освобождению всегда, без исключения, начинается со смирения.

Но смирение дается нелегко. Большую помощь в развитии смирения нам оказывает опыт страдания. Страдания обладают огромным потенциалом для того, чтобы сделать человека смиренным. Страдание не является чем-то плохим. По сути, это рука помощи от Целого, которая подталкивает человека к смирению, чтобы он начал прозревать. Тщеславие всегда слепо.

Страдание

Человеческие существа, живущие как эго, страдают. Само существование эго порождает неизбежное отделение от Целого. Это и есть лоно всех наших страданий. Пока мы не воссоединимся с Целым, мы будем страдать от боли разделения. Эта боль разделения заставляет нас привязываться. Привязанность – это попытка эго объединиться. Проблема в том, что это не работает.

Там, где есть привязанность, там есть и эго. Привязанность к партнеру, детям, дому, стране, банковскому счету, знаниям, одежде, мебели и т. д. и т. п.

Страдания усиливаются тем самым эго, которое изначально инициировало эту привязанность. Рано или поздно эго начинает сопротивляться привязанности. Тогда, будучи привязанным, мы ищем свободу. Видите ли вы здесь «ловушку-22»? (ситуация, возникающая в результате логического парадокса между взаимоисключающими правилами и процедурами.)

Экзистенциальный страх

Организм "ум – тело" запрограммирован на заботу, наряду со всем остальным, о выживании самого себя. Нас не учили и не показывали, что «мы» – это осознание. Понять это интеллектуально несложно. Однако это не дает нам реального опыта осознания. Мы застреваем на образе осознанности, а это уже деятельность ума. Единственный способ ощутить себя осознанием – это прекратить отождествление с умом. Но этого не может произойти до тех пор, пока мы (будучи умом) пытаемся разрешить дилемму отождествления с умом. Созерцание бессамостности "Я есть разум" несет в себе потенциал того, что разделение между Я и «разумом» исчезнет, хотя бы на мгновение. В этот момент мы можем ощутить себя самим осознанием, в отличие от "осознания…". Страх – это тот элемент, который возвращает нас в привычное бытие ума. «Там», в чистом осознании, мы оказываемся на совершенно неизвестной территории. Пока мы не встретимся с этим экзистенциальным страхом перед неизвестностью и не сумеем выйти за его пределы, беспокойный организм «ум-тело» не отпустит нас. Где страх, там и проход. Не самая привлекательная перспектива, я знаю.

На страницу:
2 из 4