Полная версия
Славянская Германия. И другие исторические поэмы
Славянская Германия
И другие исторические поэмы
Елена Альвиановна Баринова
Дизайнер обложки Андрей Владимирович Гринько
© Елена Альвиановна Баринова, 2024
© Андрей Владимирович Гринько, дизайн обложки, 2024
ISBN 978-5-0064-6648-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
История русского льна
У вас бел ленок, а у нас ковылок – хорошо бы их соединить во единый клубок.
Формула сватовства.
Когда настанет день Равноапостольной Елены,
Ты оглянись и посмотри кругом на перемены!
Подумай о природе и терпении,
Об исцеляющих попутчиках – растениях…
О скрытой силе древнего уклада
И чудодейственности русского наряда.
1.
Ты расти, расти, ленок,
Тонок, долог и высок,
В земелюшку корешок,
Что вниз коренист,
А вверх семенист.
Из русской народной песни
Свободные льняные одеяния
Впервые были созданы в Месопотамии.
При храмах Южного Шумерского Двуречья
Производили туники из шерсти и волокон,
Но длинные прядильные колосья льна
Боятся солнечного лета и безграничного тепла.
В Египте, Сирии и Палестине льняные семена и стебли
Хранились в глиняных кувшинах и особо почитались.
В прозрачных лёгких тканях из волшебных нитей
Могли являться лишь служители богов и фараоны.
Лён осмыслялся знаком света, чистоты и верности —
Его оберегали строгие священные законы.
В Швейцарии с эпохи неолита, в Испании от бронзового века
Возделывали лён и обрабатывали волокно,
В дальнейшем получали из него
Верёвки, тетиву для лука, паруса и сети рыболовные.
В цивилизованные страны – Индию, позднее Грецию и Рим —
Льняную пряжу доставляли египтяне, кельты и славяне.
Историк Геродот отметил, что в Колхиде
Льняные ткани применялись и успешно продавались.
А скифы, расселённые по рекам Днепр и Днестр,
Выращивали хлебные культуры, чечевицу, лук, чеснок,
А также длинный лён и коноплю… В Поволжье, Приуралье
Особо поклонялись льну трудолюбивые славяне-северяне.
В Европе и Египте лён производился, в основном,
Для получения приятной тонкой ткани из волокон.
А в Азии и Южной Африке ценили золотые семена,
Которые употреблялись в пищу в виде масла
И хлеба драгоценного, полезного и вкусного.
Позднее мир поклонится льняному чуду – русскому.
Произрастает Линум часто у основания холмов
На влажных, не забываемых ветрами почвах.
В Тибете травянистое целебное растение зовётся зармой,
А в Индии – атаси, алси, в Аюрведе – charuchana.
В ведических поэмах имя Кришны воспевается
И тёмно-синий цвет его с цветами льна сливается…
Возможно, аргонавты отправлялись в море
За золотым руном – льняным неповторимым полотном?
А в «Илиаде» у Гомера мы читаем о юном музыканте —
Кифареде, поющем под прекрасный лён…
Ведь струны для кифары, лиры, арфы раньше
Производились из растительных чудесных нитей.
И даже в Библии упоминается нередко
Тончайшая прозрачная льняная ткань виссон:
Им в Иудее покрывали скинию – походный храмовый шатёр.
Блестели и сверкали одеяния узорные,
В которые был облачён властитель, сын Давида,
Мудрейший из поэтов и пророков Соломон.
Небесно-голубые или синие цветы,
Пять лепестков на золотой основе,
Высокий ровный стебель травянистый.
Английский флакс (flax) и датский хор (hør)
Цветёт в июле, созревает в сентябре.
За чистоту, добро и свет его так любят на Земле!
2.
Лён мой зеленой
При горе при крутой.
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Сеяла, приговаривала,
Чёботами приколачивала:
«Ты удайся, удайся, ленок,
Ты удайся, наш белый лён».
Русская народная песня.
Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царём посадили.
Русская загадка про лён.
Прядильный долгунец и масличный кудряш,
Лён-межеумок, лученец, ильняк и сланец
В России очень высоко ценились и почитались.
Во многих песнях, сказках и пословицах, загадках
Читаем о посеве, обработке и уборке льна;
Об удивительно полезных свойствах его семян и волокна.
Когда кукушка запевает и рябина зацветает,
На дубе почки раскрываются —
Пришла пора посеять лён и надобно успеть
До дня равноапостольных Елены, Константина,
В народе названного Льняницей, Льносейкой,
Олёной с длинною косой и пальцами.
Во время сева земледельцы подбрасывали вверх
Куриные яички отварные, чтоб вырастал длиннее и быстрее лён.
Потом крестьянки разбрасывали творог по полям
В надежде, что белей и мягче, шелковистей будет он.
Растение любимое и вымотает, и озолотит, и всех оденет;
Подобен золоту, с ним даже пожилые дышат молодо.
У русских девушек был закреплён обычай:
Нужно выдернуть с корнями – до заморозков – все колосья льна…
Об этом действии напоминал день мученицы Василисы1,
Святой Никомидийской отроковицы,
Которая от пламени и тигров вышла невредимой.
Для теребления горстями льна терпение и труд необходимы.
Не раньше, чем на день Святой Марии Магдалины2 —
Марии огненной, суровой, ягодной, громовой —
Ходили в лес для собирания смородины, черники;
В прудах вымачивали или стелили льны в траве.
И если на Марию выпадали с особой силой росы,
То предвещали: эти льны останутся серы и косы.
Готовые после вымачивания стебли льна
Увязывали в сноп и ставили сушиться под навес,
Крестьянки хором распевали льняные песни:
«Мой тонкий белый кружелёчек! Леночек!
Лежи, не бойся ни ветра, ни вихоря,
Ни частого дождичка, ни красного солнышка!»
А дальше высушенный стебель мяли:
На мялке разбивали лубяную древесину, получали
Шелковистое и ровное льняное волокно.
Его трепали, очищали и расчёсывали на гребне,
Чтобы осталась тонкая и чистая кудель.
Работа начиналась в день Макоши-трепальницы:
День Парасковии – грязнихи, порошихи, льняницы,
А в православии – Великомученицы Параскевы-Пятницы3.
Женская заступница и земляная-водяная матушка
Исцеляла от болезней и помогала в рукоделиях,
Оберегала девушек и женщин, а также дом, семью…
Тогда крестьянки приступали к зимнему усердному труду.
А с Рождества весёлое семейство начинало прясть:
Работа с прялкой и веретеном4 считалась главной
Для женской половины дома. Непрестанно крутились
Мировые оси жизни, деревянные «мандорлы»,
На которых сплетались постепенно нити судеб.
Такого единения в трудах и мыслях, вероятно, уж не будет!
В конечном счёте, волокнистый шелковистый лён,
Льняную пряжу нужно было плотно соединить, соткать.
И начиная с Великого поста, что следует за Масленицей,
Мастерицы заправляли ткацкий стан (иначе кросну),
То есть закрепляли, располагали основные нити.
И к Пасхе добивались сияния красивого узорного холста.
Потом белили щёлоком и вымораживали на снегу,
И расстилали растительное злато на весенней травке!
А позже отдавали тканями налоги государству:
Льняное полотно считалось лучшей платой
За сохранение порядка и покоя на границе,
На дальних рубежах и крепостных валах.
Льняные простыни стелили новобрачным,
В льняное полотно укладывали малышей,
В льняные ткани одевался воин перед битвой.
Шатры для войск, знамёна, покрывала, верхняя одежда —
Повсюду на Руси использовали лён!
И знали очень хорошо, что любит он поклон…
3.
Теребили, сушили, колотили, рвали,
крутили, ткали – на стол положили.
Загадка про льняную скатерть.
От слова «линум» (лён) произошло в латыни
Слово «линия», что означало льняную нитку,
А затем и тонкую черту. Позднее придумали линейку
Для проведения прямых и ровных линий.
А в русском языке созвучны льну слова: Алёна, оленёнок,
Линять, прильнуть, лениться; наконец, луна, волна, ланиты.
Льняная ткань крепка, гигроскопична;
Жару отводит, впитывает влагу
И испаряет быстро. Долго остаётся чистой
И защищает от бактерий, воспалений, аллергии
Статического электричества и радиации!
Экологична и антисептична.
Из волокна льняного можно изготовить
Тончайшую материю – батист, а также
Кружева Италии, фламандские и вологодские.
Добротность, шелковистый блеск и мягкость,
Долговечность и теплопроводность
Принесли льняным изделиям и славу и любовь.
Хитоны, простыни и полотенца,
Бинты, канаты, сети, паруса, холсты,
Плащи, мешки, клеёнки, скатерти и струны —
Льняные нити, ткани прочные и крепкие.
Из масла производят ценные материалы:
Олифу, лаки, краски, утеплители, линолеум.
С успехом применяют льняное масло в медицине.
Оно содержит полиненасыщенные жирные кислоты:
Линолевую и линоленовую5, которые необходимы
Для нервных импульсов и клеточных мембран.
Регулирует обмен веществ, снижает уровень холестерина
И вязкость крови, помогая сердцу и сосудам.
Нормализует весь процесс пищеварения, включая
Работу печени, желудка и кишечника.
Положительно влияет на иммунитет, гормоны,
На нервную систему, почки, лёгкие и бронхи.
Используется в косметологии, диетологии,
В лечении заболеваний щитовидной железы.
Наши предки льняные семена как оберег и талисман
Закладывали в обувь и одежду – на удачу.
По весу золота на древних ярмарках оценивали
И рассчитывали стоимость льняного полотна.
Сегодня представить невозможно историю Европы
Без чудодейственного северного маслица и шёлка.
Июнь-август 2015 года.История русских напитков
1.
Не пей пива кадушку,
выпей сбитня кружку.
Русская пословица.
Зимой я пью горячий сбитень,
А летом утоляю жажду квасом.
Как много чудных и простых открытий
Представлю вам в своих рассказах!
2.
А сбитенщик – профессия завидная:
В холодные периоды они
Имели состояние солидное,
В баклагах медных перевар несли!
3.
Застолья многолюдны многократно
Бывали в разных каменных палатах:
Там угощенье было сытным,
И запивали яства сбитнем.
4.
Взять воду нужно для приготовленья,
Добавить мёду, пряностей и трав.
И варка, долгое томленье
Нам даст отличный результат.
5.
Напиток состоит из многих компонентов
И позади оставит зарубежных конкурентов.
В нём разные лекарственные травы
Подходят для целебного и вкусного состава:
Там зверобой, шалфей, корица,
Имбирь, лаврушка и душица.
Орех мускатный и гвоздика,
И пряный дух от базилика.
Солодка, перец, мята, хмель,
Бадьян и кардамон. Теперь
Его на улице не встретишь,
Но в магазине можно отыскать!
Так хорошо в морозный вечер
Его вприкусочку с баранками хлебать.
6.
Тысячелетний напиток сбитень —
Это древний славянский целитель.
На флоте морском и в военных походах
Приятный, полезный российский отдых:
Напиток медовый хранился долго,
В себе содержал благодать природы.
7.
Щи с мясом,
А нет – так хлеб с квасом.
Русская пословица.
А квас был основным хмельным напитком
На праздниках, на свадьбах и гуляниях —
От этого произошло и слово «квасить».
В состав его, в отличие от сбитня,
Входило меньше составных частей:
Готовили его из солода ржаного
Или сухого хлеба с добавленьем
Пахучих трав и ягод, чтоб раскрасить
Его простой неповторимый вкус.
8.
Русский квас
Много народу спас!
Русская пословица.
Холодные похлёбки русской кухни
(И среди них окрошка и ботвинья)
Не могут обойтись без нашего героя,
Который стал питьём старинным,
Приятно кислым и совсем невинным.
9.
Теперь мы знаем: сбитень – русский
Чудодейственный бальзам,
Такой полезный и целебный эликсир.
А в жаркий день квас в гости
Просится на кухню к вам!
Его ведь любит, уважает русский мир.
21.08.2021 – 29.06.2022.Про хоромы и палаты
Хозяин в дому, что медведь в бору;
хозяюшка в дому, что оладышек в меду.
1.
На Древней Руси проживали когда-то
Не только вольготно, но и богато:
Дома назывались хоромы, палаты.
Хоромы – просторный, удобный дом-крепость,
Ему не страшны ни морозы, ни ветхость.
Из дерева чаще всего он построен:
Сосна, реже ёлка для сруба достойны.
После обеда жители спали,
Лежали, дремали и отдыхали!
Послеобеденный сон как обычай
До нынешних дней нам пригоден, привычен.
Гость для хозяина дома – король;
Герой, играющий главную роль!
По гридне вышагивал князь молодой,
Созвав к себе в гости большую дружину.
И пир затевал он весенней порой,
Забыв про холодную долгую зиму!
Но гридницы, что для пиров и торжеств —
Воздвигнуты прочно для воинов были,
Позднее использовались как тюрьмы
Для пленников ценных из знатных семейств,
Для их бесконечной возвышенной думы.
2.
Растворили горницу, напустили вольницу.
Какова дворница, такова ей и горница.
О горнице, или светлице, расскажем.
Она на втором этаже расположена
И солнечный свет для неё очень важен:
Рукоделию там посвящала жена
Своё драгоценное время бесстрашно.
Светлица – просторная комната с окнами,
Без разделения и без печки.
А горница окон имела меньше,
Зато разделялась каморкой, чуланом,
Слыла привлекательным местом в доме
И печью голландской могла похвастать
(Порой с изразцами, с богатым убранством).
3.
В тесноте люди песни поют,
на просторе волки воют.
О тереме (вышке, чертоге) напомним,
Пару ласковых слов незаметно уроним…
По «терему мухи» животные в сказке
Гуляют свободно, не зная опаски!
Пока не приходит леса хозяин
(Сюжет у народа весьма популярен).
Так что же под теремом мы понимаем?
Высокое здание или дворец;
Жилые покои для женских сердец,
Для девичьих игр отдельные комнаты —
Чертоги светлы, высоки и просторны!
На третий этаж поднимаются люди —
Проводят там все выходные и будни.
По «гульбищам» девы гуляют вкруг дома —
Ведь так в старину назывались балконы!
Широкие, с крышей, их держат колонны.
Поют девы песни и смотрят на небо —
Оно на закате сияет волшебно.
4.
Палата добра, да без хлеба беда.
Палаты всегда возводились из камня.
Решётки на окнах, в воротах охрана.
Стоят с бердышами молодчики рьяно
И княжий покой берегут неустанно.
От низких дверей через толстые стены
Окошки глядят на веков перемены.
Железными ставнями окна прикрыты —
Семейство теперь под надёжной защитой!
Запасы в подвалах хранятся обильные —
На первый этаж поступают стабильно.
Крыльцо крыто кровлей с фигурными столбиками
И с лестницей, чудно отделанной плотником,
Ведущей в просторные сени парадные
И в залы хозяев привольно-громадные.
А третий этаж гостевой: в нём палата
Столовая (трапезная) нарядная.
Для развлечения званых гостей —
«Весёлый покой» представлял собой сень.
Гостиные залы звались «повалушей»:
Вповалку лежали в объятиях плюша.
«Хлеб-соль принимай, а хозяина слушай!
Прекрасно петь песни, всем вместе откушав».6
(Российский фольклор наш рассказ не нарушит).
Палаты из камня или кирпичные —
Дома для бояр и князей обычные.
Поварня в отдельный этаж к ним пристроена,
А сверху из дерева комнаты дворни.
И терем особенный там возвышается…
На этом «палатный» рассказ завершается!
5.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Про избы не нужно рассказывать долго;
За краткими фразами – максимум толка.
Уложены брёвна рядами – венцами,
Чем больше венцов, тем и выше жилище.
В курной избе дым «окуривал» здание,
Отсюда идёт и такое название;
Оконца в них были волоковЫми:
Задвижку для них изнутри «волочили».
Косящатым (красным) окно стало позже —
На современные больше похоже.
Из «белой избы» дымоход ведёт в кровлю,
И дым из трубы вылетает на волю,
Такой же и баня бывает порою.
Бревенчатый дом без пристроек – хибара,
Другое название – клеть, а в подклете
Содержится скот, иногда кладовая.
От клети к избе вели крытые сени
(От лета к зиме переходик осенний).
Уложен был пол из земли или глины,
Или из досок его мостили.
Внутри древнерусских жилищ были печи —
О русской печи можно долго петь песни.
Вдоль стен расположены длинные лавки,
На стенах развешаны разные полки.
Один из углов называется красным
(Передним, святым или кутным, почётным;
По направлению – юго-восточным) —
В божнице хранятся иконы и свечи.
А стол громоздится под образами,
Где можно засиживаться часами
Вместе с родными, друзьями, гостями.
02.06.2022 – 29.06.2022.Древнерусское застолье
1.
Дней скоромных было мало —
Наедались до отвала!!!
Еда молочная, мучная,
Растительная и мясная.
Сколько угощений здесь, ребята!
Курник, расстегай и кулебяка,
Также и кисель овсяный древний,
И кулАга-каша, саламата,
Студень, холодец почти что каждодневный,
Нежная уха, ботвинья, щи, окрошка.
Хоть один с серпом, но семеро-то с ложкой!
Это древнерусское застолье —
Здесь всего, как водится, довольно.
Скатерть-самобранку стелют по обычаю
К каждому приятному, новому событию!
Квашеной капусты не жалели,
Вместе с клюквой, с маслом подавали.
Квасом пенным, медовухой запивали,
А потом все вместе громко пели.
2.
Каша – кормилица наша.
Самым главным блюдом на столе
Предков позабытых наших,
Видимо, была густая каша:
Пшенная, овсяная и даже
Из берёзовой коры. А редька
Главным овощем была тысячелетие назад,
Из неё готовили десятки блюд.
Людям придавала бодрости заряд,
Содержала витаминов клад.
Также в русских княжествах повсюду
Вырастала вкусная капуста:
Не боялась холода и стужи.
Хороши в дорожку пирожки с горошком.
А взамен картофеля тогда
Репу ели – вкусная еда!
Что ещё отведывали часто?
Из гороха пироги, супы и каши.
Также русичи ловили в реках рыбу,
Собирали ягоды, грибы,
Дикую в лесах стреляли птицу —
Были кушанья тогда грубы.
Хлеб в закромах – счастье в домах.
Чёрный хлеб без добавления дрожжей —
Счастье для трудящихся мужей.
Яблочно-рябиновая смоква —
Лакомство для маленьких детей.
После сытной трапезы вспотев,
На десерт любили есть кисель.
Позже и морковь попала на столы,
И другие корнеплоды. Свёклу
Привезли из Византии смело.
Среди круп предпочитали полбу,
И готовили её умело.
К древним сладостям Руси относят пряник:
В «хлеб медовый» раньше добавляли
Ягоды и пряности различные,
Нашему народу столь привычные.
В то же время из муки пшеничной
Выпекали калачи отличные
В форме бублика или закрытого замка.
Сушки, бублики, баранки раскупались
Очень быстро и немедленно съедались!
Кислых яблок на Руси было в избытке,
Для того чтоб фрукты сохранить,
Пастилу замешивали прытко:
Клали мёд, и патоку, и сыть.
Все продукты в древности готовились в печи:
В глиняных горшках и чугунках
С узким горлышком и круглыми боками.
Яства были вкусны и полезны, горячи!
От народной кухни отличалось мало
Царское обычное застолье.
Только иногда в большие праздники
Выделялся пир у высшего сословия.
30.06.2022 – 01.07.2022.История русской одежды
Не одежда красит человека, а добрые дела.
1.
Морозные зимы, короткое лето;
Поэтому множество тёплой одежды
Хранил в сундуке бережливый хозяин.
И так соблюдал он обилие правил.
Главным свойством костюма народного
Была многослойность одежд всепогодная.
Женский массивный тяжёлый наряд
Плавность походке всегда придавал,
Неторопливость, величие, строгость
И красоту – вот мужской идеал.
2.
С миру по нитке – нищему рубаха.
Основой костюма являлась рубаха
И шилась из льна, конопли или шёлка.
Косовороткой звалась когда-то,
Если вырез косой и стоячий ворот.
Носили навыпуск тогда рубахи:
Белые, синие, также красные…
И кушаком их подпоясывали.
Рубаха у жён называлась «станом» —
Она носилась под сарафаном.
Сорочку могли украшать оторочкой
(Полоской из ткани по краю одежды)
Или орнаментом, ярким узором,
Который внушал всем большие надежды.
Вышивка часто манила взоры.
3.
Ест орехи, а на зипуне прорехи.
Пуст карман, да красив кафтан.
В боярском костюме в роли жилета
Выступала короткая куртка – зипун.
Она на рубаху была надета.
Её уважал и казак, и драгун.
Шили зипун из сукна разноцветного,
Даже в толпе довольно приметного.
Любил зипунишко крестьянин простой
И в будни и в праздник прохладной порой:
Двубортный костюмчик, домашний покрой.
Короткая куртка длиннорукавная,
Зипун – одежонка нарядная, славная,
Порядком изрядная и исправная.
Поверх зипуна надевался кафтан:
Короткий и длинный, из хлопка и льна.
Кафтан изготовлен у князя богатого
Из шёлка, парчи или мягкого бархата.
На парне весёлом кафтанчик расшитый,
Лентами локоны девы увиты.
Встреча их тайная – возле ракиты.
Были различные виды кафтанов:
Опашень, охабень и однорядка.
Манера носить длиннополый кафтан
С рукавами, до самого пола свисавшими,
Появилась сначала в Византии седой,
А затем перешла в край далёкий, родной.
Бекеша – пальто меховое иль ватное,
Венгерский кафтан с меховою опушкой,
Зимой в русской армии не слыл безделушкой.
Тёплый халат из верблюжьей шерсти —
Долгополый армяк с капюшоном, без пуговиц;
Подпоясан цветным кушаком в нужном месте.
Защита от стужи, ветра и вьюги.
Крестьянин носил облачение с честью!
ФЕрязь – парадная верхняя древняя
Одежда русская и зарубежная.
Поверх кафтана надевалась
Боярами, дворянами и дьяками,
Окольничьими, стольниками, стряпчими.
На три разряда разделялась:
Из золота, из бархата, из шёлка.
Была весьма широкая в подОле,
Её рукава устремлялись к земле,
А руки свободно гуляли на воле.
4.
Одна штанина ворует, другая караулит.
Важнейшую роль в костюме играли
Мужские портЫ, или просто штаны.
Они были узкими, длинными, белыми;
Заправлялись в онУчи и сапоги.
КожУх на Руси был верхним покровом
И, несомненно, теплейшим слоем.
Тулуп из овчины нарядного цвета
Носили крестьяне зимой и летом,
Кафтан оторочен звериным мехом.
Расшитые жемчугом, разными тканями
Кожухи носили жители знатные,
Однако любили их и богатые,
И бедняки весьма простоватые.
Накидки до пола и без рукавов —
Плащи долгополые, лёгкие, летние
Зело популярны в Древней Руси.
Среди них были корзно, вотола и мятли:
Мягкие, прочные и разноцветные.
Был широкий тяжёлый плащ с капюшоном,
Безрукавная круглая епанчА:
«ЯпончИцу» носили во время дождя.
Придворным, солдатам и офицерам
Была в восемнадцатом веке нужна.
5.