Полная версия
Гид по кино: психологический разбор фильмов
Ирина Соловьева
Гид по кино: психологический разбор фильмов
БЛАГОДАРНОСТИ
– На протяжении нескольких лет я вела рубрику с разбором фильмов в журнале «Наша психология», затем свой блог. И хочу поблагодарить редакцию журнала «Наша психология» и лично его владельца – Владислава Божедая за поддержку творческих идей и многолетнее сотрудничество.
– Благодарность фотографу Екатерине Гуртовой за фотосессию в цилиндре, кадры из которой использованы в оформлении.
– И Марии Ангеловой за креативную обложку книги.
ОБ АВТОРЕ:
Ирина Александровна Соловьева – практический психолог, сертифицированный специалист по телесно-ориентированной психотерапии, биосинтезу (диплом Института биосинтеза, Швейцария), бодинамике (диплом Института бодинамики, Дания), работе с шоковой травмой, по психосинтезу, работе с аддикцией (зависимостью и созависимостью), арт-терапевт, сертифицированный хакоми-терапевт и практик (диплом Hakomi International Network), регрессолог. Преподаватель, супервизор, автор статей и тестов.
Автор книг (в том числе «Тело как источник силы: 100 практик для самоподдержки», «Кто мы на самом деле? О бессознательном образе тела», «Как нас формирует любовь? О структурах характера в телесно-ориентированной психотерапии» и др.).
Опыт работы более 20 лет.
ОТ АВТОРА
Дорогой друг, разреши представиться. Я – твой гид по миру кино. Рада нашей виртуальной встрече на страницах книги!
На примере фильмов мы поговорим о самых разных психологических темах: что поможет найти себя, как правильно выбрать партнера, как сепарироваться от родителей и отпускать ребенка, и о многом другом. Также ты найдешь практические рекомендации и полезные психотерапевтические упражнения.
Мы вспомним фильмы разных стран и Эпох, охватив период в 100 лет: от чаплиновского «Малыша» (2021) до новинок 2023 года. Золотую классику кинематографа: «Лицо со шрамом» (США, 1983), «Медею» (Италия, Франция, ФРГ, 1969), «Отважного Сандзюро» (Япония, 1962)… И менее известные, но заслуживающие внимания фильмы: «Китайский кофе» (США, 2000), «Танги» (Франция, 2001), «Человек у окна» (Россия, 2009)…
В этом сборнике представлены фильмы самых разных стран: Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Россия, США, Франция, Япония и др.
Если у тебя появятся отклики, можно оставить их на сайте книжного магазина или на моих платформах.
Приятного и полезного путешествия!
"Малыш": Внутреннему Ребенку нужен Хороший родитель.
Ирина Соловьева
США, 2021
Режиссер: Чарльз Чаплин
В главных ролях: Чарльз Чаплин, Джеки Кугэн, Эдна Первиэнс
Главный герой, уличный бродяжка находит в трущобах 5-летнего мальчонку, живущего на улицах (Джекки Куган). Он трогательно о нем заботится, выручая из передряг, оберегая от опасностей уличной жизни. И герой Чаплина, нелепый бродяжка, тоже своего рода «малыш», одинокий и неприкаянный скиталец. Это знаменитый образ Чарли Чаплина, в котором он предстает во многих фильмах.
Вероятно, на появление Бродяжки как киноперсонажа повлияло сложное детство самого Чарльза Чаплина в лондонских трущобах и нехватка родительской заботы. Непрожитые детские страхи, одиночество компенсаторно отобразились в последующем творчестве Чаплина. И в фильме «Малыш» мы видим так называемый сценарий Сиротки не только у самого ребенка, но и у взрослого Чарли.
Сценарий Сиротки может появиться и в полной, внешне благополучной семье, в которой ребенку не хватает внимания, заботы, защищенности. Он(а) ощущает себя брошенным ребенком, не умеет о себе заботиться и не считает себя в праве запрашивать заботу у других. Например, в детстве родители были заняты, болели, и ребенок ощутил символическое “сиротство” или воспринимал себя как обузу. Нехватка внимания и заботы в детстве приводит к неумению заботиться о себе во взрослости.
В поведении «Сиротки» неуклюжие, беспомощные, мало приспособлены к встрече с трудностями. Нуждаются в заботе, запрашивают ее намеками, косвенно, а не прямо. Вид жалостливый. Им трудно принять помощь извне – они не верят, что имеют на нее право. При столкновении с трудностями теряются (и самому трудно справиться, и принять помощь невозможно). Из-за этого у них обычно наблюдается низкий уровень адаптивности, это так называемые «беспомощные» люди, мало приспособленные к трудностям взрослой жизни, и з-за этого нередко – социально неуспешные, неприкаянные.
Жизненная позиция пассивная, такой человек почти ничего не предпринимает для того, чтобы что-то изменить, у него не хватает навыков, ролевой модели – хорошего примера из детства. Намекает на свое одиночество и страдание, но ничего прямо не говорит и не запрашивает. У кого-то это вызывает жалость, у кого-то – раздражение (из-за чувства вины или восприятия такой стратегии поведения как скрытой манипуляции).
Близким важно не «усыновлять» и гиперопекать Сиротку во взрослости, словно ребенка, а побудить к осознанию своих желаний и к активной позиции – запрашиванию помощи, заботы. «Что можешь сделать для того, чтобы что-то изменить?» Важно! не становиться для Сиротки родителем, это мешает взрослению Сиротки. Важно, чтобы человек с таким сценарием научился сам о себе заботиться или прямо запрашивать помощь из взрослой позиции.
Пока Внутренний Ребенок продолжает страдать и искать хорошего Родителя вовне, в знакомых, есть опасность попасть в созависимые отношения: «залипать» на других людей – партнеров, друзей, родственников… Это ловушка: детство закончилось, и в другом взрослом человеке Вы не найдете хорошего родителя. Да и скорее всего, Ваши знакомые тоже бессознательно ищут родительскую фигуру, возможно, и в Вас… Какой выход? Помочь Внутреннему Ребенку найти Хорошего Родителя… в Вас же самих, во внутреннем мире!
Как родитель в детстве заботился о ребенке, так он потом обращается с самим собой. Например, мама кричала: «Бестолочь, вечно у тебя ничего не получается!» И тогда Внутренний Родитель станет жестоко обращаться с Внутренним Ребенком, повторяя поведение мамы. Это приведет к целой лавине последствий: к страху нового, к пассивности и беспомощности, цеплянию за других… Поэтому важно, в первую очередь, изменить Внутреннего Родителя: помочь ему стать любящим и заботливым. Тогда саморегуляция станет более оптимальной, из отношений уйдет цепляние, проекции детских опытов, качество жизни перейдет на новый уровень…
И еще один важный момент. Внутренний Ребенок несет в себе не только травмы и проблемы детства, но и огромное количество ресурсов: радость от жизни, спонтанность и импульсивность, игривость и любопытство, дружелюбие и чистоту… И на заботу со стороны взрослой части откликается ответной заботой, щедро делится ресурсами.
ПРАКТИКА «Ребенок внутри меня».
Цель: установление контакта с Внутренним Ребенком и забота о нем (диагностика детских дефицитов и их восполнение).
удобно сядьте, лучше закрыть глаза. Сосредоточьтесь на области живота – там символически «обитает» Внутренний Ребенок. И представьте, как из тумана появляется Внутренний Ребенок. Как он(а) выглядит? Какого возраста? Как одет? Что ребенок делает? В каком настроении? Что хочет? Есть ли кто-то рядом, кто именно и какое между ними взаимодействие? Хочет ли внутренний Ребенок что-то сказать Вам, а Вы – ему?
Положите руки на свой живот, дайте через ладони Ребенку любовь, принятие и заботу. Можно представить, что любовь из сердца через руки направляется прямо к Внутреннему Ребенку. Уделите этому столько времени, сколько потребуется.
Лучше делать упражнение сидя, не лежа. Это помогает сохранять взрослую позицию, заботясь о Внутреннем Ребенке, а не становясь им.
Если руки холодные, разотрите их перед тем, как положить на живот.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
– Чарльз Чаплин, как и во многих других своих фильмах, выступил не только в качестве режиссера и актера, но и сценариста, композитора, продюсера…
– Исполнитель роли Малыша Джеки Кугэн стал профессиональным актером. Другая его роль, получившая мировую известность – дядюшки Фестера из телесериала «Семейка Аддамс» (1964-1966).
"Отважный Сандзюро": Воин внутри тебя.
Япония, 1962
Режиссер: Акира Куросава
В главной роли: Тосиро Мифунэ
Сандзюро – ронин (странствующий самурай). Волею судьбы он становится свидетелем несправедливости и решает вмешаться, чтобы спасти от ошибки группу молодых самураев. Он – уже зрелый мужчина, храбрый воин, а кроме того – мудрый стратег с богатым жизненным опытом. Недоверие к нему со стороны молодых геров сменяется уважением и восхищением. Он становится безусловным лидером и образцом для подражания. Но ему противостоит достойный противник. Это схватка двух умов, характеров – и мечей. Чем завершится это неожиданное приключение?..
Один из архетипов, выделенных Карлом Густавом Юнгом – архетип Воина. Благородный самурай с мечом, следующий кодексу чести, защищающий обиженных и восстанавливающий справедливость – пример этого архетипического образа.
Архетип Воина есть внутри каждого из нас: у взрослых и детей, у мужчин и у женщин… Он связан с правом защищать себя, свои интересы, своих близких, с правом на внутреннюю Силу и агрессию. Природные сила и агрессия необходимы для выживания, ими наделен каждый человек при рождении. Поэтому внутри каждого живет Воин, готовый вступить в схватку в трудных обстоятельствах. Но как раскрывается этот архетип, как проявляется внутренний Воин – уже индивидуально. Раскрытие архетипа зависит и от индивидуального опыта личности, и от выбора – доброй воли человека.
Внутренний Воин может реализовываться правильным путем и неправильным. "Правильный" Воин – это защитник, он приходит на помощь для самообороны. А вот неверный Путь для Воина – это нападение, деструкция, разрушение.
Как функционирует внутренний Воин? Почему у кого-то он превращается в справедливого защитника, подобного Сандзюро, и приходит на помощь в трудную минуту, а кто-то ведет себя как абьюзер и агрессор?..
Как обращались с ребенком в детстве, какие модели поведения он видел и невольно впитывал, таким и станет. Детский опыт отпечатывается в психике, происходит словно бы заполнение архетипа Воина: каким конкретно содержанием он заполнится? Какой образ Воина сформируется внутри? Как защищали ребенка, какой сценарий обращения с гневом он видел, таким и станет его внутренний Воин.
Особую роль в формировании внутреннего Воина играет фигура отца в детстве. Ведь в древности именно мужчины племени становились воинами и защищали своих от любой внешней угрозы, будь то хищники или соседнее племя. Если ребенок в силу обстоятельств растет без отца, рядом с ним все равно находятся символические отцовские фигуры – опекающих взрослых мужчин, на которых он ориентируется. Это может быть дедушка, учитель или тренер, отец друга… И во взрослости с высокой долей вероятности будет воспроизводиться эта ролевая модель. И передаваться уже следующему поколению…
Что делать, если внутренний Воин функционирует не оптимальным образом? Если он не может защищать или, наоборот, превратился в абьюзера? Можно осознанно перестраивать внутренние схемы. В том числе этому помогают новые опыты: мы впитываем фильмы, которые посмотрели; книги, которые прочитали; и т.д. Поэтому фильмы, в которых показан архетипический образ "правильного" Воина, полезны для проработки внутреннего Воина, перестройки внутренних схем. "Отважного Сандзюро" можно отнести именно к таким фильмам.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВНУТРЕННИЙ ВОИН»
Как познакомиться с внутренним Воином? Предлагаем психотерапевтическое упражнение.
Представьте, что рядом стоит Воин, который Вас защищает. Как он выглядит? Какой у него характер? Настроение? Поведение? Пофантазируйте, какая у него история жизни. В чем он нуждается?
Если образ Вам не нравится, например, пугает, Вы можете трансформировать его силой активного воображения, пока не достигнете оптимального для себя итога.
В сложных ситуациях вспоминайте об этом образе, пускай он Вас поддерживает и защищает.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
– Фильм снят по произведению японского писателя Сюгоро Ямомото. Не окончив школу из-за бедности, он занялся самообразованием, много читал и в итоге стал писателем.
– До этого герой Тосиро Мифунэ появлялся на экранах в фильме «Семь самураев», 1954, режиссером также является Акира Куросава.
– Творческий союз режиссера Акиры Куросавы и актера Тосиро Мифуны длился много лет и включает обширную фильмографию, в том числе экранизацию «Идиота» Ф.М.Достоевского.
«Медея»: мать, причиняющая боль.
Италия, Франция, Германия (ФРГ), 1969
Режиссер: Пьер Паоло Пазолини
В главных ролях: Мария Каллас, Джузеппе Джентиле
Экранизация трагедии Еврипида, основанной на античной мифологии.
История любви чародейки Медеи и аргонавта Язона – один из самых известных сюжетов в мифах и легендах Древней Греции. Чтобы вернуть отнятый дядей престол, Язон отправился за Золотым Руном в Колхиду (территория современной Грузии). Его полюбила дочь царя – колдунья Медея, жрица Гекаты. Культ Гекаты берет свои корни в древнем поклонении культу Великой Богине, и некоторые ритуалы показаны в фильме: жертвоприношение прекрасного юноши, тело которого расчленяют и приносят в дар пашне для будущего урожая.
Медея помогла Язону пройти все испытания и заполучить Руно, сбежала с ним в Афины, родила ему детей, но он предал ее – и тогда потерял все. Медея отомстила, убив их детей.
"Комплексом Медеи" называют явление, когда обиженная на мужчину женщина причиняет вред общим детям. Это своего рода замещение, перенос гнева с мужа на ребенка. Косвенная месть, направленная не на мужа, а на ребенка.
Комплекс Медеи не всегда выражается в явной форме, как в мифе, он бывает скрытым. Например, мать обесценивает ребенка, критикует, игнорирует, ведет себя холодно, подталкивает к ложным выборам, мешает реализации… При этом месть разрушительна и для детей, и для самой матери. Согласно мифу, Медея вознеслась потом на Небо в огненной колеснице.
Как матери не стать мстящей «Медеей»?
Хороший контакт с ребенком начинается с хорошего контакта с собой. Осознавать свои чувства, проживать их и переживать в здоровой форме.
Проблемы в отношениях с мужем решать непосредственно с ним, не вмешивая детей.
Контролировать свое поведение по отношению к ребенку, чтобы не причинять ему явный или скрытый вред.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
– В роли Медеи режиссер снял оперную певицу Марию Каллас, а на роль Язона пригласил спортсмена – призера Олимпиады по легкой атлетике Джузеппе Джентиле. Таким образом, главные роли исполнили певица и спортсмен, и справились со своей задачей не хуже профессиональных актеров.
– Марии Каллас на момент съемок было 46 лет, исполнителю роли Язона – на 20 лет меньше.
– Актер Лоран Терзиефф, исполнивший роль кентавра Хирона (наставника Язона) – сын русских эмигрантов.
"Паника в Нидл-Парке": водоворот близко-конфликтных отношений.
США, 1971
Режиссер: Джерри Шацберг
В главных ролях: Китти Уин, Аль Пачино
"Нидл" на сленге означает внутривенное употребление наркотиков. Фильм "Паника в Нидл-парке" показывает нам двух молодых наркоманов, чью жизнь и отношения постепенно разрушают наркотики. Фильм давний, но, увы, эта тема остается актуальной и для последующих поколений.
Это первая значимая роль Аль Пачино в кинематографе, до этого он играл на театральной сцене. Именно после исполнения роли наркомана Бобби режиссер Фрэнсис Коппола предложил актеру сняться в знаменитом "Крестном отце", вознесшим Аль Пачино на вершину славы.
Почему герои «Паники в Нидл-Парке», милая молодая пара, начинают употреблять наркотики и их жизнь катится под откос? К употреблению наркотиков обычно приводит целый комплекс причин. Есть так называемая "концепция БПСД": биологические, психологические, социальные и духовные факторы, влияющие на формирование зависимости. Давайте поговорим о психологических.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ЗАВИСИМОСТИ
Эффект замкнутого круга: изначальные личностные особенности (например, психологическая нестабильность) могут привести к употреблению наркотиков, а потом само употребление меняет личность, усиливая и развивая изначальные черты (создавая перепады настроения и т.д.). Именно это мы и видим в фильме "Паника в Нидл-парке" на примере главных героев – влюбленной пары: Хелен и Бобби.
Художница Хелен и воришка Бобби, еще совсем молодые, встречаются и влюбляются. Поначалу их отношения выглядят нежно и трогательно, немного наивно: они заботятся друг о друге, мечтают об общем будущем. Когда они решают пожениться, старший брат Бобби спрашивает, на что они будут жить, и получает инфантильный ответ: "У меня в кармане есть 20 долларов!"
К концу фильма отношения героев разрушают конфликты, оскорбления, предательство и драки за дозу. Их роли меняются: если в начале фильма "плохим парнем" выглядит воришка и продавец наркотиков Бобби, то постепенно Хелен становится лгуньей, воровкой, проституткой и доносчицей, тогда как Бобби сохраняет принципы, в которые верит.
КАКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОГУТ ПРИВЕСТИ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ?
Инфантилизм, безответственность, эскапизм (убегающее поведение). Хелен и Бобби объединяет то, что они оба – лузеры, неудачники в жизни. У них нет дома, работы, они не адаптированы в социуме. Не хотят взрослеть и брать на себя ответственность – в первую очередь, за свою жизнь, поведение и выбор. А именно ответственность – главная черта зрелости. Герои инфантильны, несмотря на взрослый возраст. Хелен даже не знает, от кого беременна, и идет на аборт, даже не придавая этому большого значения. А Бобби совершает кражу как некое развлечение, веселую шалость…
Они убегают от трудностей взрослой жизни. В фильме не уточняется, сколько конкретно им лет, но их поведение явно не соответствует взрослому возрасту: оно подростковое или даже детское. Например, они покупают щенка, но не могут за ним присмотреть, и собачка погибает в результате несчастного случая.
Инфантилизм, побег от трудностей, нежелание взрослеть и жить реальной жизнью, решая проблемы и беря ответственность – все это может приводить к зависимости. Заметим, не партнер втягивает Хелен в употребление наркотиков: она втягивается сама и даже пытается скрыть это от Бобби. Это ее добровольный выбор.
И далее развивающаяся зависимость накладывает отпечаток на личность. Наркотики разрушают организм, в том числе нервную систему, а также приводят к определенным психологическим изменениям. Возникают "эмоциональные качели" – перепады настроения; трудностей все больше, а ресурсов справляться с ними – меньше, и убегающее поведение усиливается; разрастается ложь; любой ценой нужны деньги, меняется система ценностей – появляются воровство, предательство, проституция… Это замкнутый круг, из которого только один правильный выход – ремиссия, полный отказ от наркотиков, изменение образа жизни.
ОТНОШЕНИЯ У ЗАВИСИМЫХ
Для зависимой личности характерны так называемые "близко-конфликтные отношения", созависимые, которые лучше всего описываются словами "вместо тошно, порознь скучно". Инфантилизм заставляет строить симбиотические отношения – детские, зависимые, когда партнер нужен только потому, что невозможно быть одному. И при этом на партнера выливается недовольство жизнью, ему адресуется множество претензий. Это отношения-цепляние, подобно тому как малыш цепляется за родителя.
Потребность в сочетании с ненавистью – такой узор отношений получается у героев, вместо изначальных нежности и заботы.
Созависимые отношения становятся все более разрушительными, подталкивающими к деградации, это водоворот, затягивающий в бездну. И партнеры «топят» друг друга, вместо того, чтобы спасать. "Я не могу смотреть, как тебя ломает, если я сам в это время под кайфом", – говорит Бобби завязавшей было Хелен, и это побуждает ее сорваться, ввести себе дозу. А Хелен убеждает Бобби смириться с тем, что она стала проституткой. И хотя изначально это было неприемлемо для него, он не просто принимает ее выбор, но и помогает вымогать деньги с клиентов обманным путем.
Близко-конфликтные отношения побуждают партнеров не развиваться и прогрессировать, а опускаться и деградировать. И до какой точки они могут дойти, зрители могут догадываться и предполагать. Фильм не дает ответа, чем же закончится история героев и их отношения, это как зарисовки из их жизни, эпизоды. Но предположения можно сделать, и они не оптимистичны… И единственный выход из водоворота созависимых отношений – выздоровление от собственной зависимости.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
– Увидев Аль Пачино в фильме «Паника Ниддл-Парке», режиссер Фрэнсис Коппола пригласил его на главную роль в «Крестном отце», после выхода которого в 1972 году Аль Пачино получил мировую известность и любовь зрителей.
– На момент съемок Китти Уинн была достаточно известной актрисой, а Аль Пачино – безвестным. Но уже через год актер взлетел на вершину голливудского Олимпа и остается там долгие годы.
"Серпико": один в поле воин.
Италия, США, 1973
Режиссер: Сидни Люмет
В главных ролях: Аль Пачино, Джон Рэндольф, Джек Кихоу
Говорят, один в поле не воин. Может ли один в поле все же остаться воином? Победит ли одиночка в борьбе за правду? Фильм «Серпико» дает ответ «Да», и он основан на реальных событиях.
Фрэнк Серпико (Аль Пачино) – честный полицейский, искренне преданный делу всей своей жизни. Придя работать в полицию Нью-Йорка, молодой человек обнаруживает, что отнюдь не все коллеги разделяют эти ценности. Те, кого он считал соратниками и друзьями, оказываются лжецами, взяточниками, насильниками и даже убийцами. Возникает противостояние между одиночным элементом и коррумпированной системой. Серпико пытается добиться справедливости и реформировать полицию Нью-Йорка.
Ему противостоят не только преступники: против него начинают скрытую борьбу коллеги. Дойдя до нервного срыва и не сдавшись, пережив тяжелое ранение и предательство напарников, в 1971 году Серпико добился своей цели: бюрократическая машина начала движение, и полицейская система была реформирована.
ЕСЛИ ЭЛЕМЕНТ НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В СИСТЕМУ
Если элемент не совпадает с системой, не так много вариантов развития события:
Система меняет его под себя (Фрэнка Серпико пытались то подкупить, то запугать и даже подставить).
Система уничтожает отличающийся элемент, потому что он начинает представлять для нее угрозу (на Серпико был совершен ряд покушений).
Система отторгает элемент (его убеждают добровольно уйти с работы).
И в единичных случаях элемент способен запустить изменение всей системы. Но это редкий и сложный вариант, он требует многих личных качеств: упорства, мужества, смелости, поленезависимости и т. д. Именно таким победителем и оказался Фрэнк Серпико!
Одиночка может оказаться сильнее многих, и не просто выстоять в противостоянии, а победить. О это сложный путь. Создатели фильма «Серпико» раскрывают его сомнения, страдания, страх. Аль Пачино мастерски и убедительно показывают зрителю, что происходит в душе его героя, и это трогает. Если бы Серпико были неведомы страх и сомнения, он выглядел бы глупцом, фанатиком или выдуманным супергероем. Но он такой же человек, как и зритель: он сомневается, терзается, боится… но продолжает идти вперед! И именно это вызывает уважение и даже восхищение.
Что ему помогает, когда нет внешних ресурсов в виде поддержки и защиты? Внутренние ресурсы: система ценностей, в которую верит и которой следует Серпико. Это так называемая «внутренняя правда», которая становится для него системой координат и опорой. Если отдельный элемент чувствует «внутреннюю правду», ему может хватить этого ресурса, чтобы запустить изменения в дисфункциональной системе.
Что делать, когда «внутренняя правда» идет вразрез с обстоятельствами? Важно найти внешнюю поддержку. Иногда это невозможно в той системе, к которой ты принадлежишь, и тогда нужно найти ее где-то еще.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
– При подготовке к съемкам Аль Пачино встречался с самим Фрэнком Серпико, чтобы лучше понять своего героя. И когда актер спросил полицейского, что же помогло ему выстоять и принять правильное решение, он ответил: «Сам не знаю… Наверно, я просто не могу торговать своей совестью».
– Фрэнк Серпико и по сей день продолжает работать в системе контроля за деятельностью полицейских.
– Аль Пачино является последователем актерской системы Станиславского. Чтобы лучше вжиться в роль, он изводил себя бессонницей и голодом, считая, что так естественней изобразит нервный срыв героя.