Полная версия
Айна. Роман-медитация
– Так, хорошо, и все же что такое внутреннее видение? – продолжаешь расспрашивать ты. – Куда я должна смотреть и что увидеть?
– Внутреннее видение – это ваше знание о природе всех вещей, мудрость, заложенная изначально. Для того чтобы смотреть на внешний мир, вам дано обычное человеческое зрение, а внутренним ты можешь видеть мир непроявленный. Когда ты смотришь на человека с помощью зрения, ты оцениваешь его внешность и его поведение, порой и то и другое не отражает сути этого человека. Внутреннее видение проявляет личность без искажений.
– Все, что ты говоришь, так сложно, что когда я пытаюсь понять, то раздражаюсь, из себя выхожу! – хмуришься ты.
– А кстати, ты когда‑нибудь задумывалась, почему люди говорят «приди в себя!», «ты не в себе?», «выйти из себя»? Что это значит, какой глубокий смысл заложен в эти фразы? Как это: человек вышел из себя? И куда же он тогда пошел?
Забавно, правда, вы часто произносите слова-ключи, которые выдает ваше подсознание, чтобы вы могли вовремя отреагировать и принять меры, но на автомате совершенно не придаете им значения.
Вспомни, когда ты последний раз была в себе? Нет, не в работе, не в проблемах, делах, мечтах, а в себе? В своем теле, ощущала целостность, получала удовольствие от проживания себя без масок, без социальных ролей, просто: «Я есть, и этого достаточно!»
– Как это? Я думала, я всегда в себе! – не понимаешь ты.
– Когда ты в себе, проблем не существует, у тебя все в порядке. Нет напряжения, нет сомнения по поводу жизни или внешности. Тебе не нужно думать, куда ты идешь, в чем твое предназначение. Тебе все о себе известно. Ты здесь. Ты в себе. Ты – есть!
Я есть, и этого достаточно!
Это так важно – забрать себя из безумного мира, из чужих забот и разговоров, из плохих и хороших новостей и вернуть в себя.
Кстати, все, что ты делаешь – пение, ароматерапия, йога, медитации, – все это работает, все это возвращает тебя в тебя!
– И все‑таки я не понимаю разницы, где я сейчас? – настаиваешь ты.
– Расслабься, не нужно пытаться понять это умом. И вообще, жизнь без напряжения – это лучший способ из себя не выходить! И пока ты окончательно не выпрыгнула из себя, давай вернем тебя на место. А когда ты поймешь, в чем разница, то сможешь делать это в любое время в любом месте. Это как лакмусовая бумажка твоего состояния: «Я в себе, я вне себя». Прикрой глаза и следуй за моим голосом.
Итак, сделай глубокий вдох и такой же глубокий выдох, почувствуй свое тело и задай себе установку: сейчас я в себе.
Обрати внимание, как ты воспринимаешь реальность.
– Оказывается, быть в себе очень приятно. Совсем не важны проблемы, да они и вовсе не мои. Такой покой, и сразу становится понятно, что для меня действительно важно.
– Понаблюдай за своим состоянием. Твое сознание становится ясным. Ты четко понимаешь, что происходит, легко и бережно отделяешь главное от второстепенного. Хорошо!
А теперь скажи себе: «Сейчас я вне себя».
– О-о-о, это мое обычное состояние, внимание одновременно везде: в новостях, в разговорах с подругами, в их переживаниях, в работе, в мыслях, что не похудела к лету, в магазине за продуктами. Что вообще происходит?
– Появляется тревога, неуверенность, апатия. Это естественно, ведь когда ты не в себе, ты отрываешься от своего внутреннего центра, а человек – создание центричное. Возвращаясь в свой центр, ты снова понимаешь, что у тебя все хорошо.
А сейчас сделай глубокий вдох и снова вернись в себя. Вижу, что ты все поняла!
Простая практика, которая занимает всего несколько минут. Вспоминай о ней каждый раз, когда понадобится понимание того, как поступить, что делать, куда идти. Когда живешь из своей сути – все легко и понятно. И больше никакой гонки.
Я хочу, чтобы мы подошли ближе к реке. Трава здесь высокая, до колен, и покрыта прохладной росой. В каждой капле – солнце. На этом берегу грохот реки заглушает даже мысли. Над рекой стелется молочный туман, тянет щупальца к суше. Посмотри: в кустах у берега виднеется лодка – старая, растрескавшаяся от времени. Она от носа до кормы заросла буйной травой. Возможно, она принадлежит старому рыбаку или кто‑то пытался пересечь реку?
– И куда нам дальше? Давай уйдем отсюда, мне тревожно, – ты взволнованно обнимаешь свои плечи.
– А ты не хочешь прямо сейчас войти в эту реку, чтобы заново обрести все воспоминания и знания, что оставила здесь когда‑то? Обещаю, она не унесет тебя, а только вернет то, что и так принадлежит тебе.
– Ты что? Мне страшно, – отрицательно качаешь головой. – Мне завтра вообще‑то на работу! Уйдем отсюда, пожалуйста…
– Хорошо, хорошо, мы сможем вернуться сюда в любой момент, когда ты захочешь. Когда будешь готова. А сейчас отправимся в место, которое тебя непременно обрадует. В место, где тебя всегда ждут. Посмотри, наше облако не улетело, оно дожидается нас.
Мы снова садимся на него, я беру в руки кулончик, висящий у меня на груди. На нем две змейки спиралями закручиваются навстречу друг другу вокруг жезла, а сверху широко распахнулись крылья. Это не просто украшение, а ключ, который откроет путь к нашему следующему приключению. От моего прикосновения змейки начинают вращаться, сверкая глазами-камешками.
Старик-рыбак снова выходит на берег с полным ведром рыбы, оглядывается по сторонам, ища нас, замечает и машет рукой на прощание. Кулон вращается быстрее и быстрее, и вот уже солнце движется по небосводу в обратную сторону. Вместо него выплывает круглая луна, ночь сменяет день, за летом приходит весна, потом зима и осень, и так по кругу – все быстрее и быстрее. Все так мелькает вокруг, что ты закрываешь глаза руками.
Стоп! Достаточно. Я останавливаю движение кулона. Мы в нужное время в нужном месте!
Спираль времени
Река Забвения остается позади. Под нами проносятся горы и леса, города и деревни. Они маленькие, не больше спичечных коробков. Мы можем выбрать любой, но один – словно залит солнечным светом, нас притягивает туда как магнитом, и мы осторожно снижаемся.
Двор обычной панельной пятиэтажки. Теплые лучи предзакатного солнца осыпают золотом тротуары, скамейки, листву деревьев, песок на детской площадке. Тени от домов уже вытянулись, разлеглись на прогретой за день земле, как ленивые коты. Ветер еле заметно раскачивает старые качели и играет с развешанным во дворе бельем, от которого далеко разносится запах свежести и хозяйственного мыла.
Узнаешь?
– Похоже на двор моего детства, – с восторгом восклицаешь ты. – Мы что, вернулись в прошлое?
Здесь пусто, никого нет. Кроме девочки лет семи. У нее белая майка, голубая юбка в горох и красные сандалии с бабочками. Левая разбитая коленка покрыта корочкой, а на носу красуется царапина. Волосы убраны в две туго заплетенные косички, бантик на одной развязался и играет на ветру. На скамейке рядом лежит холщовая сумка, из которой выглядывает надкусанная, наверняка хрустящая булка хлеба.
Чувствуешь ее аромат?
Наверное, девочка уже забыла, что мама ждет ее из магазина. Она очень занята – растянула между толстым деревом и ножками скамейки упругую резиночку и старательно выпрыгивает замысловатые фигуры. Она так сосредоточена, что высунула кончик языка.
Удивительно, но в двух шагах от девочки сидит кошка и пристально наблюдает за каждым ее движением. Пятнистая шубка – гладкая и густая, а глаза – разного цвета. Девочка спотыкается, едва не падает и присаживается на корточки, чтобы подтянуть сползший носок. Кошка тут же подбегает к ней, обнюхивает, словно проверяя, все ли в порядке, не поранилась ли девочка. Та что‑то ласково говорит, чешет между ушей, а кошка в ответ лижет ей руку, а потом начинает тереться о ноги.
– Никак не получается, – я наконец могу разобрать слова девочки.
Она садится на скамейку, забросив резиночку, кошка тут же мягко прыгает и ложится рядом с ней, обняв себя хвостом, не сводя глаз с девочки и словно бы безмолвно спрашивая: «Что я могу для тебя сделать? Чем помочь?»
Ты узнала девочку? Глаза наполнились слезами – узнала.
– Давай позовем ее! Эй, малышка, как тебя зовут?
Девочка называет свое имя. Или… твое?
– Подойди, поговори с ней, ну же.
– Привет! Ты кто? Я тебя здесь никогда не видела, а я всех-всех знаю. – Кажется, девочка рада новому знакомству.
– Ну не бойся, скажи ей.
– Я – это ты, только из будущего.
У девочки округляются глаза, она растерянно замирает с открытым ртом. Потом в ее глазах словно вспыхивает искорка понимания, озарения, и вот уже губы расплываются в довольной улыбке, и постепенно все личико начинает сиять от радости.
– Из бу-у-удущего? – восхищенно тянет она. – Вот это да! Мне ужасно хочется узнать, что там, в будущем. А я иногда представляла нашу встречу, и вот ты пришла! Мне столько надо у тебя узнать! Самое главное, ешь ли ты столько шоколада и мороженого, сколько хочется? А гуляешь допоздна? И не ложишься в девять?
– Ну… примерно так…
– А у тебя много красивых платьев и туфель? – сыплет она вопросами. – А он… ну этот, – смущенно называет фамилию мальчика, с которым сидела за партой. – Он предложил тебе дружить, ой, мне, ну ты поняла? И вообще, какой он в будущем? Симпатичный?
– Давно не виделись. Нужно ему позвонить…
– Ага, точно, сходи на телеграф. Ты так и ходишь туда с папой? Да нет, наверное, одной уже можно… Или у вас в будущем все совсем-совсем по‑другому? Вы там, наверное, уже на Луне живете и в космос на работу летаете на ракете?
– Вообще‑то на автобусе ездим.
И ты наконец улыбаешься. Девочка внезапно краснеет и выдает:
– А целоваться ты умеешь? А муж у тебя есть? Красивый? На принца похож? Ой нет, нет, не говори, пусть будет потом сюрприз! Лучше скажи, люди в будущем еще играют в резиночку и «Выше ноги от земли»?
– Ты знаешь, к сожалению, все меньше и меньше.
– Жа-а-алко… Ну, это ничего. Все равно у вас там здорово, интересно, я уверена.
Какое необычное у маленькой тебя представление о жизни и счастье. А ведь все это у тебя есть: и красивые платья, и мороженое, и возможность гулять подольше. Даже целоваться ты умеешь. Разве это не счастье?
Эта маленькая девочка хоть и задает вопросы, которые кажутся взрослому забавными, так широко видит мир, так верит, что в нем возможно все. Нужно только вырасти. Это глубокая мудрость человека, который, с одной стороны, еще мало знает, а с другой – помнит то, что в него заложено.
– Я придумала, – девочка подпрыгнула. – А пойдем бегать? Я бы позвала тебя кататься на велике, но, если зайду за ним домой, мама больше не отпустит.
– Велик… Как же я могла забыть, как это здорово, когда несешься на нем и думаешь: «Вот это ветер! Такой свежий и прямо в лицо! А как пахнет асфальт! Пошел дождь? Не беда, веселее ехать!» Какое это счастье – лететь навстречу ветру, разбивать коленки, бежать сломя голову долго-долго, до самого горизонта. Детство было порой чудес и исследований, когда каждая пылинка и травинка вызывали интерес.
И потом с твоих губ само слетает:
– Побежали?
Девочка срывается с места первой. Она хохочет, лента спадает с волос и улетает с ветром. Перед ней нет преград, все ее мечты сбываются, природа разговаривает с ней. Ее мир безграничен, безопасен и всегда на ее стороне. А главное, она – это ты!
И вот вы уже бежите вместе. Прямо за домом поляна цветущей травы, в ней стрекочут кузнечики и гудят шмели. Медовый запах окутывает вас обеих. Набегавшись, вы падаете в траву и смотрите в небо, не переживая, что вас увидят из окон пятиэтажки. Пусть думают что хотят.
– Смотри, на что похоже это облако? – спрашивает девочка.
– На самолет?
– Да нет же, – смеется она. – На конфету. Ты тоже на облаке прилетела, я видела. А есть еще на небе такие? Вот бы покататься.
Девочка молчит какое‑то время, словно обдумывает нечто важное, и наконец решается:
– Слушай, я хочу подарить тебе кое‑что. Это самое ценное, что у меня есть, и на целом свете ничего дороже нет. Я это закопала тут недалеко.
– Точно, секретики! Я помню, как прятала такие… А тебе не жалко эту вещь, раз она такая ценная?
– Для тебя нет. Пойдем.
Она возвращается к углу дома, старательно отсчитывает от него десять огромных шагов по полю, что‑то высматривает в траве, а затем издает победный возглас. Начинает копать прямо голыми руками, иногда вытирая со лба пот, отчего на нем остаются грязные дорожки.
– Вот оно! – провозглашает девочка и извлекает из ямки большую жестяную коробку.
– Ого, да у тебя тут целый клад!
Девочка открывает коробку, достает из нее еще одну, поменьше, из той – следующую (ты вспоминаешь, что эта – от папиных часов). И примерно в пятой по счету коробочке находится та самая заветная вещь. Девочка какое‑то время разглядывает ее, отвернувшись, а потом показывает тебе грязный зажатый кулачок.
– Дарю, на удачу.
Ты протягиваешь ладонь, и на нее тут же падает огромная стекляшка от люстры в виде яичка с заостренным концом и мелкими гранями. Тебя словно молнией бьет: точно, для тебя когда‑то не было ничего дороже этой безделушки.
– Это бриллиант, – поясняет девочка.
Конечно, вон как сияет! Ты вспоминаешь, что увидела эту вещицу дома у подружки. Яичко просто лежало на столе. Внимательно посмотрев на люстру, походив под ней туда и сюда, ты убедилась, что там все подвески на месте, а это, наверное, запасная. Или просто ждет тут тебя. Ты тогда взяла ее себе и берегла, как величайшее сокровище. Интересно, куда «бриллиант» потом пропал?..
– Спасибо тебе…
Тут распахивается одно из окон и слышится голос, от которого на твои глаза наворачиваются слезы:
– Домой! Сколько можно во дворе торчать? Ужинать пора!
– Бегу, мам! – девочка машет ей рукой. – Слушай, а ты еще придешь? Нет? Жа-а-а-алко.
Ее лицо становится грустным, в глазах блестят слезы, нижняя губа едва заметно подрагивает. Но она не плачет, сдерживается.
– Ну… Ведь ты же – это я, и когда я стану взрослой, получается, мы снова встретимся. – От этой мысли она снова веселеет. – Но ты там, в будущем, не унывай, пожалуйста, будь сильной, смелой, деловой. Ничего не бойся, дружи только с теми, с кем смешно, и держись подальше от тех, с кем грустно. Почаще обнимай папу с мамой и носи самые красивые платья! Пусть тебя всегда окружают хорошие люди. Если что‑то пойдет не так, ты мысленно обнимай меня. Я всегда с тобой и очень рада, что мы с тобой встретились.
– Какая смышленая! – смеешься ты.
Девочка бежит во двор, где остались сумка с продуктами и резиночка. Уже почти скрывшись за углом дома, она еще раз оборачивается и кричит:
– А, вот еще! Не забывай чистить зубы и шапку надевать! Пока, большая, взрослая я!
Когда она совсем уходит, на тебя накатывает необъяснимая грусть, тело обмякает, ты готова разрыдаться, но по привычке терпишь.
– Айна, меня словно расколдовали ото сна. Я чувствую и боль, и счастье, но как будто что‑то упущено. Вот что оказалось важным на самом деле: маленькие радости, непосредственность, способность спонтанно реагировать на жизнь. Ведь когда‑то я была такой же, вернее, этой самой девочкой. И где же я потеряла все это? Столько времени потрачено на дурацкие эмоции, на обиды и злость, на выживание, а ведь можно вот так, как в детстве. Всегда можно так, как в детстве…
– Поплачь, не терпи никогда больше, не надо. Плакать полезно, не стесняйся, иди, я обниму тебя. Наше облако куда‑то исчезло, зато перед мостом перекинулась яркая радуга, и мы стоим у ее края.
– Надо же, я о стольком мечтала, а потом страх все разрушил. Как же так? – печально вздыхаешь ты.
– Страх? Он обитает как раз на другом конце этой радуги. Пойдем? Возьми меня за руку, словно ты действительно стала той маленькой девочкой.
– Знаешь, я бы туда ни за что не пошла, если бы сейчас не увидела свое детство и не поняла, как много потеряла из‑за страха, – заявляешь уверенно. – А теперь я готова, я хочу пойти в него.
Мы не спеша поднимаемся. Радуга постепенно бледнеет и из разноцветной становится серой. Так действует страх – притупляет все краски мира. На том конце радуги совсем темно, и я чувствую, как твои пальцы все крепче сжимают мою руку.
– Идем. Нам нужно шагнуть в эту черноту. Ведь на самом деле страха нет.
Страх, которого нет
– Где это мы? Мне как‑то не по себе, – признаешься ты.
– Глупо просить тебя не бояться, можешь бояться сколько угодно, тем более что это совершенно естественно, но, конечно, немного неприятно. Мы в долине твоих страхов – хорошо, что мы оказались в ней ночью, потому что днем здесь невыносимое пекло.
Только представь, как ветер, что так освежал нас, пока мы летели на облаке, вдруг становится сухим и горячим. Он обжигает кожу и бросает в лицо колючий песок, которым здесь покрыто все до самого горизонта, куда ни посмотри. Песок днем похож на пролившийся солнечный свет. Он вырастает горами, ложится волнами, стелется под ноги раскаленной равниной, тихо поет свою песню вечности. Его, как и время, не удержать в руках – он по крупицам просыпается сквозь пальцы.
Ступать по горячему песку больно, но нам повезло, и он уже почти остыл. Потрогай его босой стопой, чувствуешь, какой он теплый и приятный? Ночью пустыня отдыхает. Если прислушаться, можно уловить, как дюны облегченно вздыхают, словно предвкушая долгожданную свежесть.
Пока мы идем, понаблюдай – и заметишь, что пустыня вовсе не безжизненна. Смотри, вон кактусы, которые даже в таких суровых условиях сумели сберечь в себе воду, а там, между камней, скользнула неуловимая ящерица.
– Здесь так спокойно и никого нет, но знаешь, эти невероятные просторы оголяют мою уязвимость, – ты с опаской озираешься по сторонам. – Почему‑то изнутри невольно поднимаются тревога и страх… Я всегда завидовала тем, кто ничего не боится. Хотелось бы и мне быть бесстрашной!
– А ты знала, что примерно 300 человек в мире не испытывают чувства страха? Думаешь, им повезло? На самом деле это синдром Урбаха-Вите – редкое генетическое заболевание, которое приводит к полному отсутствию страха. Для здорового человека бояться – дело обычное.
– Но я ведь все равно ужасная трусиха! – споришь ты. – Вот и сейчас мне так страшно, что я просто не могу идти дальше!
– Самый простой способ справиться со страхом – подышать особым образом. Это временная мера, но работает эффективно, когда нужно быстро избавиться от симптома, так сказать, потушить местный пожар. Итак, делай вдох и выдох и постепенно удлиняй их, чтобы дыхание замедлилось. Это уловка разума: когда дыхание замедляется, затормаживаются все обменные процессы, от этого адреналин перестает активно поступать в кровь, что и приводит к снижению уровня страха и тревоги. Твой разум начинает думать, что дыхание скоро совсем пропадет, а его отсутствие равно смерти, но если меня нет, то и страха тоже нет. Ну как, стало легче?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
В переводе с персидского означает «зеркало», с иврита – «земная». – Прим. ред.