bannerbanner
Горе и утрата. Возможности психологической помощи
Горе и утрата. Возможности психологической помощи

Полная версия

Горе и утрата. Возможности психологической помощи

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Признаками отрицания могут быть следующие:

– установка на встречу – она усиливается в привычных, часто посещаемых местах, памятных местах (в том числе и в разных помещениях собственного дома), ожидание встречи на улице, на мероприятиях и др., «узнавание» в сколь-нибудь похожих людях (по одежде, прическе, манере поведения, мимике, пантомимике, по увлечениям, предметам (например, машина, велосипед, очки и т. п.); Однажды через месяц после смерти моего мужа моя коллега подошла ко мне и сказала, что вчера у нее как будто дежавю было: она видела моего мужа прямо у того магазина в крупном торговом центре, в котором он работал. Она осознавала, что это просто похожий человек, но ей стало не по себе, настолько он был похож. Буквально через несколько дней я тоже увидела этого человека и мои ноги подкосились, я чуть в обморок не упала от неожиданности: он ехал на велосипеде (как и мой покойный муж), в ветровке тех же цветов, что была и у него, с длинными русыми волосами, собранными в хвост, легкой небритостью, даже специфическое строение подбородка и шеи было похоже. Через год я даже узнала, кто был этот мужчина и что совпадения были не только внешние, но и характерологические.

– иллюзия присутствия – и вновь приведу пример переживания смерти своего первого мужа. Я – человек с очень тонким обонянием, чувствую даже те запахи, которых никто не замечает. В течение первых недель после внезапной смерти мужа каждый день я просыпалась от запаха его пота, которым были пропитаны постель, на которой я спала, одежда, лежавшая на стуле. Открыть его шкаф было для меня болезненно, так как там запах был концентрированным. На повороты ключа в замке, шум на кухне, в ванной и т. п. (я продолжала жить вместе со свекровью) я часто реагировала «А, вот муж пришел/готовит, моется… и сейчас зайдет в комнату».

– продолжение общения – внутренний диалог с объектом утраты, общение во снах, иногда навязчивое желание общения, злость, что не приходит во снах;

– забывание утраты – человек продолжает покупать продукты с учетом покойного, его специфические продукты и товары, готовить на двоих, сервировать стол на еще одного человека, «забрасывать» его вещи в стиральную машину, искать подарок на день рождения или резервировать столик в любимом кафе и т. п.;

– культ покойного, «мавзолей» – весь дом может быть заполнен фотографиями покойного, его вещами, напоминаниями «Ей/ему это понравилось/не понравилось, гордился/было бы стыдно» и т. д. Вспоминаю рассказ моей клиентки. Она вышла замуж за вдовца, чья жена умерла за несколько лет до их знакомства. Женщина переехала к мужу, и они стали жить в его квартире вместе с дочерью мужа младшего школьного возраста. Когда она решила разместить свои вещи и сделать уборку в квартире, то с удивлением обнаружила, что все шкафы и полки заняты вещами покойной жены, вплоть до нижнего белья. Она попробовала сменить занавески, но это вызвало протест мужа и падчерицы. «У меня было полное ощущение, что хозяйкой этой квартиры остается покойная жена», – говорила клиентка. Прошло немало времени, были приложены немалые усилия, проведены переговоры для того, чтобы вещи покойной жены были сложены в коробки и убраны с видных мест.

Психологи рекомендуют собрать памятные вещи покойного в коробку и спрятать ее, доставая ее в дни поминовения; оставить несколько фото на видном месте, а альбомы открывать и просматривать также в памятные дни (день рождения, день смерти/гибели, дни знакомства/заключения брака и т. п.). Даже в религиозных обрядах после 40 дня или хотя бы после 1 года со дня смерти вещи покойного рекомендовано отдать нуждающимся.

Стадия гнева и обиды

Злость в ситуации утраты – естественная реакция человека на фрустрацию в случае неудовлетворения его потребности: остаться в прошлом вместе с умершим. Однако в обществе масса стереотипов, препятствующих ее проявлению, особенно в случае смерти близкого человека: «О покойниках либо хорошо, либо ничего», «Это же твоя мать/отец, муж/жена, друг, спаситель, благодетель и т. п.!».

Большинство клиентов, чей близкий родственник умер, когда я рассказываю о стадии гнева, говорят, что они никакой злости, обиды, агрессии не чувствуют. Тогда я привожу пример с фразой «На кого ты нас покинул?!». Я спрашиваю, рождалась ли такая фраза в голове. Не встречала еще человека, который бы ответил отрицательно. Потом спрашиваю, какие чувства выражает человек, произносящий эту фразу. Большинство отвечают, что обиду, злость, разочарование. Если утрата не связана со смертью (развод, разрыв отношений, то я добавляю «красное словцо» (иногда слово подсказывает сам клиент) в эту фразу: «На кого, гад, ты нас покинул?!». Тогда все становится на свои места.

Однако, если человек активно сопротивляется идее о том, что на близкого человека, тем более умершего, можно злиться, то я рассказываю ему следующее:

«Гнев – естественная врожденная эмоция, доставшаяся нам от братьев наших меньших, одна из немногих эмоций, с которой ребенок уже рождается. Вспомните кричащего младенца, когда он голоден или зовет взрослого. Это он выражает агрессивные чувства. И это нормально. Это наследие от животных предков. Более того, гнев и его вариации – самая интенсивная из всех эмоций. И вот представьте себе, что на какой-то территории живет лев. Однажды на его территорию приходит другой лев и разевает свою пасть. Как отреагирует лев, на чью территорию пришли? Да, верно, он тоже откроет пасть или будет драться за свою территорию, даже если в последствии проиграет и его прогонят с нее, или сам ее уступит. Но он вернет гнев тому, кто его вызвал. То же самое и с человеком: полностью разрядить свой гнев он может только на объект, его вызвавший. В случае утраты – это умерший, ушедший, бросивший, уволивший и т. п. Но мы все-таки живем в обществе, и с детства нас учат (особенно девочек), что гнев, злость, обида, ярость и другие агрессивные чувства и проявления – это плохо, тем более на покойного (о нем же только хорошо или ничего). И у нас нет возможности разряжать свой гнев полностью. Но вспомним, что гнев – самая интенсивная из всех существующих эмоций. Что будет если его не разряжать? Да, верно, он начнет разрушать своего носителя, то есть вас. Понемногу он найдет другие каналы выражения, будет переносится на другие, более безопасные объекты или людей (родственников, врачей, начальников, друзей, детей и т. д.). Но самый частый и безопасный вариант – на себя в форме чувства вины. Я же себе ничего не сделаю! (только последнюю фразу ни в коем случае нельзя произносить, если у клиента есть суицидальные мысли, самоповреждение, суицидальные попытки в анамнезе – С)».

На кого может быть перенаправлен гнев, чтобы хотя бы частично разрядиться?

– на тех, кто не смог помочь, спасти, предупредить и т. д. (врачей, свидетелей и др.);

– на своих родных и близких, друзей;

– на «разлучниц», их детей;

– на себя

и др.

Стадия торга (вины и навязчивостей)

Стадия торга (или торговли) выражается в угрызениях совести («Я сделал что-то не так»), в разнообразных «если бы…» («Не взял за шкирку и не отвез в больницу», «Пришел невовремя», «Не заметил чего-то», «Конфликтовал и потому с ним это произошло» и т. п.), навязчивые мысли, чувства, поведение (например, слежка за бывшим (ей-) мужем/партнером-женой/партнершей, посещение


За что винят себя?

– за то, что не предотвратили уход близкого человека из жизни («Не взял за шкирку и не отвез в больницу», «Пришел невовремя», «Не заметил чего-то»);

– за то, что вольно или невольно, прямо или косвенно способствовали смерти близкого. Приведу пример из своей жизни. С 5 лет я жила с бабушкой, у которой была гипертония. На момент ее смерти мне было 15 лет. В один майский день я как обычно проснулась в 7 утра, чтобы идти в школу, вышла на кухню, а она лежала навзничь на полу с открытыми глазами и не могла говорить. Я сразу поняла, что это инсульт. Я кинулась к ней и стала поднимать ее, трясла, чтобы привести в чувства. И помню, как она умоляющим взглядом смотрела на меня, чтобы я перестала. Потом приехала скорая, подняла ее и положила на диван, мне сказали, что она спит и уехали. Она была в коме шесть дней и умерла, не приходя в сознание, на руках у меня и моего отца. Я много лет винила себя за то, что неправильно оказала ей помощь. Я знала, что такое инсульт, его внешние признаки (за год до смерти бабушки я была свидетелем инсульта у нашего близкого знакомого), знала, что нужно делать и чего ни в коем случае нельзя делать. И сделала в шоке все, что нельзя делать: подняла бабушку и трясла».

– За случаи, когда были неправы по отношению к умершему (обвиняли в чем-то, считали слабым, были подвержены влиянию чужого мнения в оценке утраченного и т. п.);

– за то, что плохо относились к нему (обижали, раздражались, изменяли и т. д.);

– за то, что не сделали чего-то для умершего: недостаточно заботились, ценили, помогали, не говорили о своей любви к нему, не попросили прощения, редко звонили, не приезжали, не приходили и т. д.;

– «магическое мышление». Объяснение утраты с помощью астрологии, нумерологии, знаков Вселенной, баланса, как возмездия, искупления грехов и т. п. И снова обращусь к своему опыту. «Я очень редко носила черную одежду, а тут незадолго до смерти моего первого мужа я выбирала в интернет-магазине платье из двух вариантов: белого и черного. Посоветовавшись с мужем, остановилась на черном, мол, более практично, не так пачкаться будет. Вскоре мы поехали на отдых в Испанию, ходили по магазинам, мне ничего не нравилось, но как же вернуться с отдыха без обновки. И я купила себе платье. И снова … черное, с салатовым воротничком и клепками. Муж очень удивился и сказал мне: «Ты что снова черное платье купила?». Этот вопрос мужа уже после его смерти я крутила в голове сотни раз, будто бы я уже что-то тогда предчувствовала, что я готовилась стать вдовой, черные платья же на это однозначно указывали.

Виды вины

Одно чувство вины другому чувству рознь. Различают следующие виды вины:

Экзистенциальная вина вызывается реальными ошибками, когда человек действительно (условно говоря, объективно) сделал что-то «не так» по отношению к умершему или, напротив, не сделал что-то важное для него. Такая вина, даже если она долго сохраняется, является абсолютно нормальной, здоровой и свидетельствует, скорее, о нравственной зрелости человека, чем о том, что с ним не все в порядке. Никто не отменяет, что действительно мы можем что-то делать не так или реально способствовать произошедшему. Одна из слушательниц курса по сопровождению утраты привела пример своей клиентки, которая вышла из магазина на стоянку с годовалым сыном и увидела, что ее машину так зажали с обеих сторон, что она не может открыть дверь и посадить ребенка в кресло на заднем сидении. Она поставила ребенка рядом с машиной и села за руль, чтобы выехать задом. Ребенок сошел со своего места и встал за машиной, и она сбила его насмерть. Конечно, мама сама это сделала и ее боль, страдание и чувство экзистенциальной вины в такой ситуации адекватны.

Однако в большинстве случаев горюющие испытывают невротическую вину, которая либо «навешивается» извне – самим умершим, когда он был еще жив («Ты меня в гроб загонишь своим свинским поведением»), или же окружающими («Ну что, довольна? Сжила его со свету?») – и затем интроецируется человеком. Подходящую почву для ее формирования создают зависимые или манипулятивные отношения с покойным, а также хроническое чувство вины, сформировавшееся еще до смерти близкого, а после нее лишь возросшее. Другой вариант формирования невротической вины – алогичные причинно-следственные связи: несоответствие проступка и его последствия (смерти, увольнения, разрыва отношений и т. п.). Моя коллега на курсе по перинатальной психологии приводила пример перинатальной утраты (выкидыш на большом сроке беременности). Женщина считала, что причиной выкидыша является то, что за день до этого она поставила пакет с картошкой в багажник, а не нужно было, он был тяжелый и ей пришлось напрячь мышцы живота. Но, с точки зрения медицины, это, возможно, был повод, но не могло быть причиной. «После того» не значит «по причине того», однако этот вывод очень часто делают люди, переживающие утрату. Им нужно объяснение произошедшего, так как они не могут пока смириться с утратой.

Виды невротической вины

1. Вина выжившего чувство, что вам следовало умереть вместо вашего любимого («Почему он, а не я?!», «Бог не того выбрал!», «Это несправедливо, что такой, как он (покойный) умер, а я продолжаю жить»). Если вина переходит в хроническую форму, то человек находится в непрекращающемся трауре.

2. Вина облегчения – это вина, связанная с чувством облегчения от того, что ваш близкий умер. Облегчение является естественным и ожидаемым, особенно если ваш близкий человек страдал перед смертью. Зачастую она наблюдается у родственников, долгое время ухаживавших за тяжело больными людьми (с деменцией, с ментальными нарушениями, лежачими больными и другими). Одна из моих клиенток – девушка немногим более 20 лет пришла с запросом «ненормального» проживания горевания по дедушке. В семье трое детей, она старшая. Мама забрала парализованного дедушку после инсульта к себе домой, где жили двое супругов и трое их детей. Дедушку поселили на кухню. Клиентка сказала, что, когда узнала о смерти дедушки, она выдохнула, потому что с его появлением в доме «я тоже стала больная». Подавленное и в то же время гневливое настроение дедушки передавалось и ей, а злиться было нельзя – ему волноваться вредно. И, когда он умер, ей стыдно было признаться болезненно горюющей маме, что ей стало легче. Так возникло чувство вины, что с ней что-то не так и так нельзя реагировать на утрату глубоко любимого дедушки.

3. Вина радости – это вина по поводу чувства счастья, появляющегося вновь после того, как любимый человек умер. Радость – это естественное и здоровое переживание в жизни. Это знак того, что мы живем полной жизнью, и мы должны стараться его вернуть. Одна из моих клиенток, женщина около 40 лет, пережившая смерть матери в юном возрасте, рассказывала про свой второй декрет. Ей было тяжело справляться с ребенком, восстановление после родов шло небыстро, она очень уставала, отношения с мужем тоже стали более дистанцированными. И вот однажды муж устроил романтический вечер, они немного выпили, провели вместе ночь, такого чудесного и радостного дня у женщины на то время давно не было. Она хорошо спала всю ночь. А на утро увидела на телефоне, который ночью был без звука, десяток пропущенных звонков. Она перезвонила и узнала, что ее тетя – единственная сестра покойной мамы, с которой она была очень близка, в эту ночь умерла. В один миг она ощутила невыносимое чувство стыда и вины, что ее тетя умирала, а она наслаждалась жизнью, занималась сексом. В качестве наказания за «содеянное» у нее проявился герпес, очень устойчивый к лекарствам.

Стадия депрессии и страдания

Признаки депрессии:

• отдаление от друзей, семьи, избегание социальной активности («Отстаньте», «Дайте мне побыть одному» и т. п.);

• отсутствие энергии, чувство разбитости и изнеможения, неспособность сконцентрироваться («Ни на чем не могу сфокусироваться», «Все валится из рук», «Не могу стащить себя с кровати», «Постоянно чувствую себя уставшей» и т. п.);

• неожиданные приступы плача (по любому поводу, высокая чувствительность к словам, прикосновениям, ситуациям и т. п.);

• злоупотребление алкоголем или наркотиками (особенно, если ранее это было нехарактерно);

• нарушения сна и аппетита, потеря или увеличение веса (бессонница, поверхностный сон, частые пробуждения, кошмары, ранее пробуждение или, наоборот, долгий сон без чувства отдыха после него, постоянно хочется спать. Почти ничего не есть или заедает горе, в следствие чего наблюдается либо резкое снижение веса или его набор);

• хронические боли, проблемы со здоровьем (обострение имеющихся заболеваний, снижение иммунитета, иногда боли неясного генеза, появление или обострение психосоматических симптомов или заболеваний, повышенная болевая чувствительность и др.).

Стадия принятия и реорганизации

– ослабление или преобразование душевной связи с умершим (снижение интенсивности переживания горестных чувств, нахождение места объекту утраты в своей жизни (например, благодарность за какие-то достижения, помощь, счастье и т. п.);

– восстановление утраченных на время социальных связей, появление новых (возвращается интерес к дружескому общению, приятному времяпрепровождению со значимыми людьми, возможно, при нарушении/потери связей появление новых друзей, иногда даже временно выполняющих роли утешителей);

– возвращение интереса к значимым видам деятельности, открытие новых точек приложения своих сил и способностей (возобновление интереса к работе, достижениям, возможно, смена работы, профессии, новое обучение, интерес к волонтерской, общественной, творческой деятельности, иногда восстановление интереса к «старым» формам деятельности);

– жизнь возвращает утраченную ценность, зачастую открываются новые смыслы (зачастую налицо посттравматический рост, новые формы самореализации, которые были невозможны до потери);

– человек обретает способность планировать собственную дальнейшую судьбу уже без утраченного (в целом, появление перспективы, размышление о будущем – один из признаков того, что утрата прожита, человек прекращает концентрироваться исключительно на прошлом (до утраты и самом факте утраты) и настоящем (горестные чувства) и смещает вектор своего внимания на будущее, свое развитие, изменение и др.);

– перестраиваются имеющиеся планы на будущее, появляются новые цели.

Обобщенные представления о горе по Дж. Тейтельбаум

1. Горе – комплексный феномен, охватывающий эмоциональную и соматическую сферы, а также сферу повседневной деятельности и общения, где горе создает трудности адаптации, изоляцию, утрату работоспособности.

2. Пережить горе – значит не только испытать соответствующие эмоции, но и преодолеть их.

3. Чтобы пережить горе, необходимо прочувствовать, выразить и принять все эмоции, которые оно вызывает.

4. Хотя горе болезненно, однако это нормальное и неизбежное жизненное переживание, горе преодолимо, более того, оно дает возможность личностного роста; знание о протекании процесса горя оказывает терапевтический эффект на скорбящего человека.

Глава 2. Вербальная работа с горем

Навыки психолога, сопровождающего горе

• Эмоциональная устойчивость. Конечно, она необходима при работе с любыми запросами, однако в работе с переживанием утраты специалист постоянно сталкивается с очень интенсивными чувствами клиента, которые могут затрагивать и самого консультанта (кто из нас без потерь?!). Когда-то я встретилась со статистикой эмоционального выгорания работников телефона доверия (где утрата – одна из самых частых причин обращения), срок, за который специалисты выгорали, в среднем составлял 2 года. Это очень быстро. Поэтому оценить, готовы ли вы работать с таким запросом именно с точки зрения своей эмоциональной устойчивости, – очень важный вопрос, на который можно отвечать по-разному. Ряд очень компетентных специалистов отвечают себе на него отрицательно и перенаправляют своих клиентов проживать горевание к другому специалисту (у меня очень много таких случаев в практике).

• Присоединение, сопереживание, полное принятие и безоценочность. Это выражается, в первую очередь, в близком пространственном контакте (наклон вперед по направлению к клиенту, более близкая телесная дистанция, если вы работаете очно, сочувствующий взгляд, внимательное неотрывное присутствие и нерефлексивное слушание. Полное принятие и отсутствие осуждения всего, что говорит горюющий клиент, даже если он рассказывает, как он всех бесит, всех выводит на конфликт, порвал все связи с близкими ему людьми и т. д. Иногда горюющие клиенты, пришедшие ко мне, обращаются за психологической помощью по вопросу утраты не впервые. Они констатируют, что им не удалось проработать горевание, что они обижены на предыдущих психологов. Я не поддерживаю в беседе критику своих коллег (рискую быть следующим объектом критики, когда клиенты перейдут к следующему психологу), но иногда слышу реальные «ошибки» своих коллег в работе с горем: одна из наиболее частых – недостаточное сопереживание горю клиента, стремление скорее из тесного контакта перейти к действию, к техникам и т. д.

• Присутствие – иногда просто молчаливое присутствие при остром переживании горя клиентом. Бывают сессии, когда от начала и до конца просто находишься рядом с клиентом, слушая, что он говорит, или просто присутствуя при его чувствах, при его плаче с полным принятием, а в конце клиент говорит: «Спасибо! Вы мне очень помогли, вы первый, кому я это рассказал, кто не осудил меня за слезы, гнев и т. п.». И это уже огромная помощь и облегчение его горевания.

• Заземление, умение «собрать», отпустить горюющего в безопасном состоянии. И это вторая из самых распространенных ошибок в работе специалиста с гореванием. Неоднократно я слышала от клиентов, что всю сессию психолог их внимательно слушал, присутствовал при их слезах, потом резко обрывал и сообщал о том, что «Наша сессия закончена, следующий раз продолжим». Клиенты говорили: «Как будто расковырять мою рану мы расковыряли, а зашить забыли. А мне еще неделю с открытой раной ходить. Мне больно, я не знаю, что с ней делать!». Поэтому «зашивать» рану нужно обязательно. Если клиент всю сессию только рассказывает или плачет, минимум за 15 минут до конца встречи надо, буквально вклинившись в его речь или слезы, сказать, что осталось немного времени и нужно что-то сделать, чтобы он (клиент) вышел от вас в безопасном состоянии. С ним можно подышать, чтобы успокоиться, можно заземлиться, именно в том смысле, в котором это слово понимается в телесно-ориентированной терапии: поставить обе стопы на опору, выпрямить спину, не перекрещивать руки. О других техниках мы поговорим с вами в главе 3.

• Забота о себе, саморегуляция (отказ от консультации, если не готовы). Возвращаясь к первому умению (эмоциональная устойчивость), необходимо вспомнить, что сначала надеваем маску себе, а потом… клиенту, поэтому ресурсирование себя, забота о себе, восстановление (и телесное, и психическое) необходимы. В случае, если вы сильно вовлекаетесь в процесс и это вызывает ваши собственные интенсивные переживания, которые, с одной стороны, вроде как и осознаются, но, с другой, – плохо поддаются саморегуляции, стоит остановится и перенаправить клиента к другому специалисту, объяснив ему причину вашего действия. Возможен и полный отказ от работы с темой утраты, о чем можно открыто заявлять даже в своей визитке, соцсетях и т. п. Одна моя очень компетентная коллега, с огромным опытом практической работы после смерти мужа в течение 7 лет не работала с запросами смерти близких, и об этом было написано на ее личной странице в соцсетях.


Перейдем непосредственно к рассмотрению вербальной работы психолога с запросом горевания. Информация ниже будет полезна как самим практикующим психологам для своей работы, так и обучения родных/близких клиента для корректной поддержки их горюющего родственника/друга, а иногда для того, чтобы сам клиент обучал своих родных и близких поддерживать его адекватно, без повторной травматизации.

Психолог тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо, в том числе и вербальные ошибки, которые он может допускать в своей работе. Мы все – продукты того общества, в котором живем, мы впитываем речевые штампы и автоматически их произносим, не вдумываясь, какое воздействие они могут оказывать на наших близких или клиентов. Причем мы так же свято можем верить, что произносим слова поддержки и сочувствия. Многие из этих фраз являются фразеологизмами. Рассмотрим такие некорректные речевые конструкции.

Некорректные высказывания

1. Несвоевременные высказывания. Например, во время похорон или поминок близкие, желая отвлечь горюющего от тяжелых переживаний, начинают рассказывать ему обо всем на свете: о погоде, о природе, о спорте, о политике, об общих знакомых и т. п. Переживающий утрату зачастую или безучастен к этим разговорам, или демонстрирует агрессию в адрес рассказывающего, на что тот обычно обижается, так как был уверен, что помогает.

• Неуместные высказывания, порожденные непониманием горя или желанием заглушить его: «Ну, ты еще молода, и снова выйдешь замуж», «Не плачь – ей бы это не понравилось». Первую фразу про «Замуж выйдешь» я впервые услышала от своей матери после смерти моего первого мужа, она сопровождалась выводами о том, что мы с ним и так были не пара, так что у меня появился шанс найти кого-го получше. Я плакала, кричала, потому что для меня это было обесценивание моих чувств к мужу, моего брака, унижение покойного мужа и т. п. Но самое ужасное, когда эту же фразу я немного позже услышала от своей свекрови, то есть матери моего покойного мужа. Я не могла понять, как она может такое говорить.

На страницу:
2 из 3