bannerbanner
Научное наследие Ибн Сино (Медико-философские концепции)
Научное наследие Ибн Сино (Медико-философские концепции)

Полная версия

Научное наследие Ибн Сино (Медико-философские концепции)

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Жайлообаева А.Т., Ашимов И.А.

Научное наследие Ибн Сино (Медико-философские концепции)

От авторов


В истории науки есть личности, которые меняют стратегию познания, стоят у истоков развития новых научных направлений, задают вектор формирования наук. Чтобы понять, что он успел сделать, каковы его достижения, наследия и вклад в научную сокровищницу цивилизации, нужно расстояние, пожалуй, в сотни, а в нашем случае даже тысячи лет. Имя и его дела доходят до нас через исторические труды, хронику, легенды. Но ничто лучше литературы и философии не может передать дух времени, его чаяния, находки, а также заявки на будущее. Вот эта мысль и была поводом подготовить данную книгу, посвященную медицинским и антропофилософским концепциям великого Ибн Сино.

В истории человеческой цивилизации немного таких величайших явлений как он – философ-энциклопедист, ученый экспериментатор, теоретик медицины и практикующий врач-целитель, поэт и музыкант, великий визирь, автор сочинений, охвативший, почти все отрасли знаний своей эпохи. Наиболее ярко талант Ибн Сины раскрылся в области философии и медицины. Его труды оставили неизгладимый след в истории науки. Тем не менее, многие его идеи и мысли всё ещё остаются лишь методологическим фундаментом, а не плодоносящим полем научных изысканий и их популяризаторских толкований.

Мы задались целью повысить интерес общества к великому его наследию. В данной книге изложены результаты наших научных исследований, проведенных совместно с. Объектом исследования является духовное наследие, антропологические и медицинские воззрения Ибн Сины в историко-философской ретроспективе. Предметом исследования является методологическая роль философско-антропологических оснований Ибн Сины в его медицинских воззрениях в контексте развития современной науки и социокультурной ситуации.

В чем заключается научная новизна исследования? Новизна заключается, прежде всего, в том, что: во-первых, прослеживаются идейные истоки формирования антропологических и медицинских воззрений Ибн Сины, эксплицирована референциальная (сообщающаяся) связь понятийных рядов, описывающих бытие в философии и медицине Ибн Сины; во-вторых, показывается коренное отличие медицинских воззрений Ибн Сины от современного утилитарного понимания предназначения медицины, которое способствует ограниченному восприятию задач и предмета медицины, вызывая его чрезмерное дробление; в-третьих, в системной форме создаётся антрополого-медицинская концепция Ибн Сины, включающая в себя вопросы происхождения, сущности и предназначения человека; в-четвертых, раскрывается философский аспект идеи Ибн Сины о психофизиологической и социальной сущности человека; в-пятых, выявляются особенности этико-мистической доктрины Ибн Сины сквозь призму идеи «совершенного человека».

Результаты исследования позволили дать комплексную характеристику антропологических и медицинских воззрений Ибн Сины. Показана методологическая и аксиологическая роль философской антропологии Ибн Сины по отношению к его медицине, что позволяет рассматривать проблему человека, личности и его здоровья в интегративном ключе, тем самым способствуя ее целостному разрешению. Наши научные результаты могут способствовать дальнейшему изучению сущности человека, его здоровья, личностного бытия, определению его имманентной сущности. Материалы работы могут быть использованы в научно-исследовательской работе по проблемам личности, человека, современной философской антропологии в контексте общечеловеческих ценностей.

Ашимова И.А., Жайлообаева А.Т.


Глава 1.


Необходимость исследования феномена Ибн Сины


Актуальность изучаемой проблемы обусловлена антропологическим кризисом техногенной цивилизации, выразившемся в крушении казавшихся ранее незыблемых общечеловеческих ценностей и перенесении акцента рассмотрения бытия человека с позиций его сущности на сам факт его существования.

Современная ситуация характеризуется незнанием того, что такое человек. Если попытаться подвести «общий итог» философско-антропологической рефлексии, характерной для прошлого столетия, то можно обозначить, что человеческое бытие расколото, не только по гендерному принципу, но и по многим другим основаниям. Специфически человеческий способ бытия – это способ бытия современного человека, ущербного и парадоксального в своих основаниях. Раскол человеческого бытия отражается и в научном знании, четко дифференцированном по специфике предмета изучения, что является наследием классических канонов науки.

С нашей точки зрения, целостная концепция человека может быть построена при условии нового интегративного подхода. Феномен человека раскрывается этнологией, психологией, социологией, религией и даже теорией музыки, т.е. всеми науками, изучающими формы и закономерности человеческой деятельности, а также ее продукты и смысл. В них можно найти точку опоры для преодоления вышесказанного парадокса.

Проблема человека может быть решена лишь совместными усилиями всего комплекса научного и вненаучного знания. Современные биомедицинские технологии (клонирование, возможности воздействия на геном человека, суррогатное материнство, и т.п.) также со своей стороны поставили под вопрос устоявшиеся представления о природе человека. Возникшая потребность в концепции целостного человека может быть удовлетворена при использовании медицинского знания, т.к. индивидуальный подход к человеку в медицине вносит конкретику в философское обобщение. В то же время в такой концепции нуждается и сама современная медицина, которая, вызвав к жизни необходимость не только новой проработки проблемы человека и его жизни, но и нового осмысления сущности бытия, не может их самостоятельно решить. Поскольку они носят мировоззренческий и аксиологический характер, выходящий за пределы ее компетенции в сферу философской антропологии.

Можно смело сказать, что в творчестве Ибн Сины целостная концепция человека построена на основе интегративного подхода, объединяющего философию, антропологию и медицину. Безусловно, антропологическое и медицинское знание Ибн Сины социально детерминировано, является неотъемлемой частью определённой эпохи, вписывается в контекст времени – в культуру общества, переплетаясь, соединяясь с другими элементами.

Сегодня когда современная философская антропология обнаруживает обостренный интерес к проблемам методологии и ищет собственный путь герменевтического понимания феномена человека, методологический опыт и феномен философских и медицинских воззрений Ибн Сины может представлять повышенный интерес.

Исследование и изучение научно-теоретического наследия Ибн Сины актуально и тем, что это наследие представляет собой вершину научно-философской мысли Средневековья. Его учение служит образцом, по которому можно судить об уровне развития наук и достижениях цивилизации той эпохи в различных сферах экономики, культуры, естественных и других теоретических и прикладных наук, в том числе и в области наук о человеке.

Следует также отметить, что, согласно М.Диноршоеву, последующее развитие философской мысли в странах Ближнего и Среднего Востока (вплоть до XX в.) и Западной Европы (вплоть до Нового времени) совершалось под сильным влиянием Ибн Сины. Поэтому без глубокого знания философии Ибн Сины трудно понять характер и особенности развития философской мысли в странах Ближнего и Среднего Востока.

Известный французский учёный-авиценновед А.М.Гуашон пишет: «В своём философском учении Авиценна пытался согласовать разум и веру, что как раз составляло цель всей западной схоластики». Поэтому важным фактором, определяющим актуальность исследования трудов Ибн Сины, является то, что учение этого мыслителя демонстрирует возможность совмещения и взаимообогащения двух идеологий и их мирного сосуществования в рамках единого монотеистического общества. В идее Авиценны о «двух истинах» вырисовываются контуры новой этики современности: рассматривающей мир сквозь призму общечеловеческих ценностей, гуманистических идеалов и толерантности во всех её проявлениях.

В учении Ибн Сины человек становится активным субъектом деятельности в изменении мироустройства и несет определенную меру ответственности за свои деяния и поступки. Актуальность исследования антропологического учения Ибн Сины вытекает из самой сущности и направленности философского наследия Ибн Сины, которое имеет в своей основе гуманистический характер. В нем синтезировано духовное наследие античности и средневекового мусульманского мира, что привело не только к образованию влиятельного философского течения – восточного перипатетизма, но и проложило мост для диалога культур и цивилизаций Востока и Запада. Поэтому обращение к духовному опыту прошлого в философской системе Ибн Сины имеет исключительно важное значение для познания человеком своего прошлого, осмысления своего настоящего и нахождения новых жизненных ориентаций в будущем.

Творчество Ибн Сины способствует нахождению ответов на вопросы, возникающие в процессе познания некоторых аспектов природы и сущности человека, и частично на глобальные вызовы современного мира, ибо в нем ставятся и решаются вечные вопросы бытия человека. Ряд выдвинутых Ибн Синой научных положений и концепций о сущности и природе человека, его биологических, физиологических, психологических и познавательных возможностях не утратили своего значения и в настоящее время. Они имеют не только теоретический, но и прикладной характер. Необходимо подчеркнуть, что некоторые из них на столетия вперед предвосхитили научные открытия ученых последующих эпох и поколений, как на Востоке, так и на Западе, а некоторые из них лишь теперь осмысливаются и становятся объектом исследования современных наук.

С учетом всего выше сказанного, можно утверждать актуальность анализа антропологических и медицинских воззрений Ибн Сины как возможности нового интегративного решения современных проблем человека, его здоровья и личностного развития.

Исследование философского наследия Ибн Сины актуализируется и в связи с таким немаловажным фактором как специфика степени его научной изученности. Следует признать, что в недавнем прошлом советские учёные-авиценноведы в своих работах вынуждены были исходить из идеологических установок и в основном ориентировались на исследование и выявление его материалистических положений.

Даже такой авторитетный исследователь философского наследия Ибн Сины как М.Д. Диноршоев свою докторскую работу вынужденно начинает со слов: «В. И. Ленин указывал: «чтобы изучить серьезно связь хотя бы средневековых споров с историей материализма, потребовалось бы особое исследование».

В советский период такие ученые, как М.С.Асимов, В.Ф.Асмус, Е.Э.Бертельс, А.М.Богоутдинов, М.Н.Болтаев, Б.Э.Быховский, С.Н.Григорян, Ш.Жураев, Ю.Н.Завадовский, А.К.Закуев, Б.Д.Петров, А.В.Сагадеев, В.В.Соколов, У.Султанов, А.Турсунов, Е.А.Фролова, М.М.Хайруллаев, А.Шарипов, Б.Я-Шидфар и др. изучили жизнь и деятельность Ибн Сины, дали общий анализ его философии, логики, психологии, медицинской теории, социально-этических и педагогических взглядов, научно-философского метода и определили его место и роль в развитии мировой цивилизации.

В рамках анализа естественнонаучных, онтологических, гносеологических воззрений отдельными учеными-востоковедами были проведены плодотворные исследования и выявлены оригинальные научные идеи, концепции и догадки Ибн Сины, действительно носившие научно-материалистический характер.

В востоковедческой науке в последней четверти XX и в начале XXI века сделан значительный шаг в исследовании и распространении творческого наследия Ибн Сины. В изучение научно-философского наследия Авиценны значительный вклад внесли такие ученые как С.В.Грецкий, М.Н.Диноршоев, Г.А.Ашуров, X.Д.Додхудоев, Е.Ефремова, А.Х.Касымжанова, Э.Б.Краинская, У.Султанова, С.Сулейманов, А.Турсунова, Н.Рахматуллаев, К.О. Олимова, К.Б.Кодиров, Ф.Сироджов, Ю.Н.Завадовский, Е.Э.Бертельс, А.В.Сагадеев, В.А.Смирнов, В.Соколов, М.Т.Степанянц, Г.Г.Майоров, Е.А.Фролова, А.А.Игнатенко, Г.К.Шаймухамбетова и другие. Ими проведены содержательные и ценные исследования, выводы которых использованы нами в процессе работы.

Особо следует отметить работы академика М.Д.Диноршоева и А.В.Сагадеева. М.Д. Диноршоев подробно проанализировал одно из фундаментальных антропологических учений Ибн Сины – учение о душе, которое является определяющим в познании сущности и психофизической природы человека. В работе представлен серьезный анализ классификации философской системы Ибн Сины, в том числе рассмотрено место наук о человеке.

Монографию А.В.Сагадеева отличает конструктивность в постановке проблем, поскольку она охватывает собой основополагающие науки философской системы Ибн Сины – метафизику, логику, физику и теологию, а также медицинские воззрения. Довольно весомый вклад он внес и в освещение некоторых спорных и труднопостижимых понятий и положений, содержащихся в частях теоретической науки и логики Авиценны. В этом плане его работа имеет важное методологическое значение в анализе системы практических наук в целом, антропологических и медицинских воззрений – в частности.

В самом общем и конкретном плане теоретическую разработку и аргументированное представление об антропологических и медицинских воззрениях Ибн Сины, в том числе медицинские основания философских идей мыслителя, можно найти в трудах таких узбекистанских, таджикистанских, казахстанских, кыргызстанских и российских философов, как Абдуллаев А.А., Агзамов Р.А., Абидов М. М., Арзуметов Ю.С., Арипова Т.У., Атабаев Ш.Т., Бабаджанов М.С., Бахадиров К.Б., Бекбоев А.А., Бирюков Д.В., Вахидов В.В., Гулямов А.Г., Джумабаев С.У., Казакова В.И., Каланходжаев А.А., Кулматов Н., Маджидов Н.М., Магдиев Р., Мусабаев И.К., Нарынбаев А.И, Рахимов С.Р., Салиев А.А, Сайфуллаев Н., Саралаев Н.К., Соатов И.С., Султанов У., Разаков Ш.А., Рахматуллаев H., Сайфуллаев Н., Смирнов А., Степанянц M.T. Шаймухамбетова Г., Шоканбаев А.Н., Файзиев И.Р., Файзулин Ф.Г., Юсупов К.А., Юлдашев К.Ю.

В их работах значительное место уделено таким антропологическим вопросам в учении Ибн Сины, как учение о душе, о формах человеческого разума, о синтезе естественнонаучного и философского в трудах мыслителя и его роли в развитии медицинской науки. В частности, узбекскими учеными были исследованы вопросы патологии внутренних органов, различных болезней, отдельные вопросы хирургии и медицинских наук в «Каноне врачебной науки», социально-гигиенические и др. аспекты здоровья в трудах Ибн Сины и др.

Труды этих авторов показывают, что народы Средней Азии на протяжении веков создавали богатую самобытную и яркую культуру. Они имели важное значение в исследовании философских оснований феноменов здоровья и болезни в медицине Ибн Сины.

Однако необходимо учесть и то обстоятельство, что, несмотря на большие достижения советского и современного авиценноведения, многие вопросы его мировоззрения все еще остаются спорными, малоисследованными или почти неисследованными. Так, до сих пор остается спорной мировоззренческая направленность философии Ибн Сины. Нет единого мнения и по вопросу о научно-философском методе Ибн Сины.

Наряду с этим следует отметить целый ряд проблем философии Ибн Сины вообще, его антропологических и медицинских воззрений в частности, которые либо исследованы недостаточно, либо вообще не изучены.

Что касается антропологических, социально-политических, этических и др. воззрений Ибн Сины, связанных с природной и социальной сущностью человека, то они зачастую исследовались односторонне и объявлялись «идеалистическими» или религиозными, что значительно обесценивало значимость его философских представлений. Эти вопросы если и исследовались, то обязательно с поправкой на их соответствие материалистическим и атеистическим представлениям.

Обширная литература об Ибн Сине существует и в зарубежном востоковедении. Большой вклад в исследование творчества Ибн Сины внесли западные ученые-авиценноведы. В научном мире высокую оценку и признание в исследовании философского учения Авиценны получили сочинения таких ученых, как А.М.Гуашон, С.М.Афнана, Карра де Во, Л.Гардэ и др. Но и здесь фактически отсутствуют какие-либо специальные исследования, посвященные проблематике человека в контексте медицинских воззрений Ибн Сины. Хотя, в некоторых работах этих авторов антропологическая тематика становится важной составной частью их исследования. В частности, в работе известного ученого С.X. Насра значительное место уделено антропологическим вопросам в учении Ибн Сины и др.

В методологическом плане для нас имели значение труды И.И.Брехмана, В.М.Дильмана, И.А.Амосова, Н.А.Агаджяна, Ю.П.Лисицына, И.А.Серова и др, которые считают, что в современную техногенную эпоху перед обществом как никогда раньше стоит глобальная проблема – сохранение здоровья населения планеты.

Следует отметить, что практически никем из исследователей не был предпринят комплексный подход к изучению наследия Ибн Сины. В то время как именно энциклопедическое знание, интегративный подход в исследованиях Ибн Сины дали возможность проявится его творческому гению как мыслителю и ученому. Отсюда проистекает влияние на медицинское знание Ибн Сины его философских принципов и идей.

С учетом этих факторов следует по-новому взглянуть на антропологические и медицинские воззрения Ибн Сины. Поэтому нами делается попытка рассмотреть творчество Ибн Сины с позиции гуманистических, общечеловеческих норм и ценностей, выработанных человечеством на протяжении всей своей истории и имеющих универсальный характер.

Труды Ибн Сины имеют ценность и с точки зрения формирования современной интегральной медицины, которая станет полностью возможной при выполнении интегративной миссии – функции философских оснований медицинской науки. Они являют собой своеобразный опыт обобщения философско-мировоззренческого плана рациональных моментов из накопленных мыслителем медицинских знаний.

В этом аспекте методологической базой исследования стали теории таких представителей философской медицины как Э.Ревич, А.Алексеев, М.Фомин, В.Коновалов, К.Уилбер, которые могут быть использованы в интеграции медицинских знаний. Эти авторы смогли создать интегральную систему описания в медицине и психологии, которая лишена противопоставления различных накопленных знаний друг другу.

Нами впервые делается попытка комплексного подхода к исследованию антропологических и медицинских воззрений Ибн Сины. Большинство исследований по данной проблеме в основном направлено на освещение отдельных её сторон. Не умаляя ценности такого рода исследований, следует всё же отметить отличие нашей работы от них. Оно состоит в том, что все эти аспекты в данном исследовании объединены в единую философскую тематику и условно обозначены нами как антропологическо-медицинские воззрения мыслителя.

Анализ существующей литературы свидетельствует, что наше исследование философского наследия Ибн Сины не является повторением уже существующих работ, поскольку в нем выявляются новые аспекты антропологических и медицинских воззрений Ибн Сины сквозь призму современной социокультурной ситуации.

Основная цель нашего исследования заключается в раскрытии методологической роли антропологических взглядов и философских оснований в формировании медицинских воззрений Ибн Сины. При этом решались следующие задачи: во-первых, на основе историко-философского анализа антропологических воззрений Ибн-Сины показать, что формирование медицины Ибн Сины происходило с учётом диахронных и синхронных взаимодействий медицинских знаний и философско-мировоззренческих идей; во-вторых, вскрыть идейные истоки и предпосылки антропологических и медицинских воззрений Ибн Сины; в-третьих, раскрыть роль философской антропологии Ибн Сины как методологии медицинского знания; в-четвертых, исследовать социально-антропологические, идеалистические проблемы человека, его психофизической природы и вопросы совершенствования личности в философском наследии Ибн Сины.


Глава 2.


Основы натурфилософии Ибн-Сины


Вначале об историко-логических контекстах. Историкам еще предстоит ответить на вопрос, почему именно средневековая арабо-мусульманская культура выделяется им как время взрыва интеллектуальной энергии восточных народов. Историками философии арабо-мусульманская философия рассматривается как явление средневековья, а ее становление и развитие сразу же вслед древних цивилизаций Индии и Китая. «По существу, пишет М.Т.Степанянц, интеллектуальная история арабов началась со времен появления ислама, т. е. с начала VII в.

Само по себе мусульманское вероучение было продуктом взаимодействия арабской культуры, христианских и иудейских идей, получивших довольно широкое распространение на Аравийском полуострове к концу VI века. Не только внутримусульманская полемика, но и необходимость парирования критики в адрес исламского вероучения со стороны не принявших его идолопоклонников, а также соседствовавших с ними христиан и иудеев стимулировали обращение мутакаллимов – поборников калама – к логической аргументации».

К сожалению, подобные подходы к изучению феномена представителей восточных культур делают примечательным тот факт, согласно которому средневековая мусульманская цивилизация всегда «была для Европы своего рода источником, из которого она черпала недостающие ей культурные элементы, и в то же время постоянным «раздражителем», ставившим перед европейской мыслью новые, неведомые проблемы, вынуждавшим напряженно искать на них ответы», тем не менее, фальсификация роли этого средневекового интеллектуально-духовного партнера-оппонента, искажение его духовной культуры со стороны Запада приобрели целостный и целенаправленный характер.

К примеру, в научных кругах до сих пор не прекращаются споры о генезисе и своеобразии восточного перипатетизма. Долгое время в европейской литературе безраздельно господствовало мнение об исключительно эпигонском характере арабоязычной философии. Гегель утверждал, что она не представляет самостоятельной, «своеобразной ступени в ходе развития философии». По словам Э.Ренана, «все, что семитский Восток и средние века достигли в области философии в собственном смысле слова, они заимствовали у греков».

В 1980 году в связи с 1000-летием со дня рождения великого энциклопедиста Ибн Сины, историк философии народов Средней Азии М.Асимов писал, что историческую самобытность культуры Востока раннего средневековья, по своей гуманистической направленности созвучную европейскому Ренессансу, следует рассматривать в контексте духовного взаимодействия Востока и Запада, и не менее плодотворно может быть исследование исторической самобытности европейской культуры эпохи Ренессанса в контексте культурного взлёта Востока в конце I – начале II тысячелетий. Увы, подобные идеи всё ещё остаются лишь методологическим фундаментом, а не плодоносящим полем научных изысканий и их популяризаторских толкований.

Между тем, сегодня диалог культур и синтез достижений науки и культуры разных цивилизаций, вопросы сотворчества и совместного созидания новых научных и культурных ценностей приобрели поистине общечеловеческую значимость. В нем не только заинтересованность западных индустриальных стран, не только актуальный для восточных стран поиск путей и средств модернизации. В нем единственный способ нахождения выхода из кризисной ситуации, которая угрожает жизни планеты в целом. Необходимо рассматривать диалог самых различных культур как естественный постоянный процесс, не сводя его к синтезу какой-либо единой идеологии.

Предыдущий век продемонстрировал человечеству, что наука как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но во все в большей степени – материального производства. Все качества техногенной цивилизации, смогли проявиться в полной мере в современный период развития общества. В прошлый век цивилизационные процессы были максимально динамичны и имели определяющее значение для культуры. По выражению Ч.П.Сноу, «в XX веке целостная и органичная структура культуры разломилась на две антагонистические формы». Между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и новой, так называемой «научной культурой», производной от научно-технического прогресса XX века, с каждым годом растет катастрофический разрыв.

В таких условиях, только совместное созидательное творчество на основе синтеза достижений различных народов и цивилизаций могло бы вернуть современную цивилизацию на путь развития, ощутить радость гармонического сосуществования общества с природой.

Существенным является и то, что военно-политическая конфронтация между цивилизациями, получившая на современном этапе преимущественно идеологическое обоснование, ведет не только к обеднению мировой культуры, но и ставит вопрос о сохранении культуры народов так называемого «Востока», о защите ее от экспансии, от вандализма и разрушающего секуляризма. Решение этого вопроса – одна из актуальнейших и важнейших общечеловеческих задач, поскольку поступательное духовное развитие человечества, обогащение духовного мира человека, повышение зрелости его сознания немыслимы без идейной преемственности, глубокого осмысления эволюции человеческого мировоззрения. С этой точки зрения, философское наследие Ибн Сины имеет непреходящее значение.

На страницу:
1 из 3