bannerbanner
Око времени. Из рода Рыси. Книга 2. Мезолит
Око времени. Из рода Рыси. Книга 2. Мезолит

Полная версия

Око времени. Из рода Рыси. Книга 2. Мезолит

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Аришка уже подхватила корзинку, но вдруг остановилась.

– Елки-палки, я же тебе не рассказала, как глину замешивать, – она хлопнула себя по лбу. – Надо выкопать ямку, заложить глину и налить воды. Да, а потом месить ногами, до о-дно-род-ной массы, – по слогам проговорила она длинное слово. – Ну все, я побежала. И быстрым шагом направилась в сторону поля.

– А-ка, – окликнули ее сзади, и Аришка, вздрогнув от неожиданности, оглянулась. Две девочки лет десяти тоже с корзинками следовали в ту же сторону.

– Я Рыжая Белка – назвала себя высокая темноволосая девочка с голубыми смеющимися глазами. – А это Серая Полевка, – обернулась она к такой же темноволосой подруге, но пониже ростом и со скуластым лицом. Глаза у нее были с прищуром и смотрели на Аришку как-то недобро.

– Пойдем вместе с нами? – Рыжая Белка махнула рукой.

– Пойдем, – обрадовалась Аришка и пошла слева от девочки, внимательно смотря под ноги.

– Вы из какого рода? Это твои братья? Как вы здесь оказались? Почему у тебя и Тем-ки светлые волосы, а у Во-ки темные? Вы из одной хижины? Из чего такая одежда?

– Постой, подожди, – остановила поток вопросов Аришка, – я все не запомнила, – засмеялась она.

– Тогда просто расскажи о себе, – у девочки глаза горели от любопытства.

– На ходу не расскажешь, – Аришка не знала, что говорить, хотя они с братьями все обсудили. Но все равно надо было собраться с мыслями, – будем отдыхать, расскажу, – посмотрела она на девочку с улыбкой. Не хотелось еще и ее обидеть. И, чтобы перевести разговор, она стала спрашивать сама:

– А какие растения вы собираете?

– На этой поляне мы будем собирать живучую травку, – Рыжая белка сорвала несколько побегов и положила в корзинку.

– Это же тысячелистник! – Аришка осторожно попробовала пожевать листья растения. – Мм, остренький, горьковатый. И вяжет немного, как хурма. Это для салата? – и видя, что девочка не понимает, спросила:

– Для чего они?

– Накрошим в деревянной миске с другими листьями, потолчем деревянной ступкой, чтобы сок дали, постоит немного, и можно есть.

– Понятно, – улыбнулась Аришка, – салат.

– Вот, еще мышиный хвостик к нему добавим, – девочка сорвала мышиный чеснок.

– Тогда можно добавить и корни одуванчика, и листья подорожника и пижмы, – добавила Аришка, вспомнив свои походы в степь. Она начала собирать растения сама, уже не спрашивая девочку. Выдернула несколько стеблей иван-чая. Костяным ножом, который ей подарил брат, тщательно очистила корни от земли и аккуратно уложила в почти наполненную корзину. Туда же отправились молодые корневые отростки, которые Аришка хотела поджарить вместо спаржи.

Спустившись к реке, накопали лопухов. У молодых растений сочные нежные корни. «Высушу, растолку, настряпаю лепешек», – думала Аришка, вытягивая из воды рогоз, из корней которого можно было тоже сделать отличную муку. Вот только яиц негде было достать. В поле девочка видела небольшой островок диких злаковых, но зерна еще не поспели, поэтому рвать их не стала.

Набрав полные корзинки растений, девочки направились к селищу. По пути Аришка спрашивала Рыжую Белку о жизни в Роду. Серая Полевка за все время не произнесла ни слова. Она иногда только искоса посматривала на А-ку.

– У нас большой Род, – хвасталась Рыжая Белка. – Целая рука Рат.

– А что такое «Рат»? – не поняла Аришка.

– Ну, – девочка задумалась, – в одном жилище один очаг. Так. – Она подумала, осторожно обходя яму, попавшуюся на пути.

– В одном очаге рука и еще столько или столько человек, – она показала соответственно два и три пальца. Так. – Было похоже, что она никогда и никому еще этого не объясняла. Ведь и так всем все понятно.

– Люди всех Рат – это Сир. Люди Сир – дети Медведя. Это наш Бог. Так. – Она с гордостью посмотрела на Аришку.

– Так. – Аришка постаралась сообразить. – В жилище один очаг. В каждом жилище живет одна семья из семи или восьми человек. Люди одной семьи – это Рат. Сир – это община. В ней несколько Рат, – кивнула она сама себе. – Человек сорок получается. Вроде поняла.

– Скажи, Рыжая Белка, а кто старший в Рат?

– Старший – мужчина. Все старшие в Рат братья или женатые сыновья.

– Ясно, а кто старший в Сир?

Девочка даже остановилась6

– Как кто? – И, понизив голос, произнесла: – Шаман. И еще, – добавила она, – Быстрый Олень. Он старший в Сир. Это мой отец. – Она гордо задрала подбородок.

– А чем занимаются мужчины Рат?

– Так у каждого Рат своя работа, – девочка аж остановилась. – Быстрый Олень, Степной Орел и Кедр – охотники. Дикий Пес – рыбак. Кремень – мастер. А Кедр еще и бортник. Он осенью с сыном мед добывает.

– А как же тогда все питаются? Я так поняла, что отдельно. – Аришка с сомнением слушала Белку.

– Ну так если добычи много, они делятся с другими Рат. – Белка по пути продолжала срывать растения, которые уже не помещались в ее корзине.

– Ну и верши у каждого свои, сурков ловим по очереди. Мелкого зверя подростки добывают, – перечисляла девочка.

Так за разговорами дети подошли к селищу.

Аришка подбежала к шалашу, вокруг которого суетился Артем. Он вымазал уже одну стенку глиной и сейчас отдыхал.

– Наконец-то, – притворно заворчал он. – И где ты ходишь? Солнце уже высоко. Обед пора готовить. Мужчина не кормленный.

Сестра весело рассмеялась, чмокнув брата в макушку.

– Я познакомилась с двумя девочками и набрала целую корзинку всяких вкусностей, – стала она перебирать растения и корни, раскладывая их в тени. – Еще корзинок надо сплести, – покачала головой она. – Тем, сделай под крышей несколько толстых прутьев. Я там траву развешу сушиться, – потерлась она носом о щеку брата и начала готовить обед, напевая любимую песенку:

– Дважды два – четыре, дважды два – четыре….

Артем с улыбкой наблюдал за сестрой. Его немого беспокоила такая смена настроения у Аришки. Но ведь он и сам порой не мог сдержаться. Тяжело вздохнув, мальчик вернулся к работе.

*            *            *

– И чего ты с ней болтала целый день? Будто вы подружки, – презрительно процедила сквозь зубы Серая полевка.

– Хорошая девочка. Мне понравилась, – Рыжая белка, улыбаясь, смотрела вслед А-ке. – Худенькая только. Жалко ее. – она не обратила внимания на интонации в голосе соседки.

– Че там жалко. Тонкая быстрее сломается. – Полевка сплюнула и пошла к матери, махнувшей ей рукой.

Белка удивленно посмотрела вслед Серой полевке, не понимая, почему та так рассердилась, но отвернувшись, быстро забыла о разговоре.

*            *            *

Вечером из полуземлянки выбрался Вовка. Бледный, с темными кругами под глазами, он осторожно переставлял ноги. Артем бросился навстречу другу и аккуратно усадил на бревно возле шалаша. Он притащил его сегодня днем из леса вместе с Гибким Тростником.

– Рассказывай, – Артем не мог спокойно сидеть, так не терпелось ему узнать новости.

– А что рассказывать? Аришка тебе все передала. – Вовка сел поудобнее. – Завтра утром нас отведут к мастеру, что работает с камнем и костью. Аришка будет плести циновки с Гибкой Ивой.

– А войлок? – девочка присела на шкуру.

– Войлок? – Вовка задумался. – Ты говорила, что надо какую-то хитрую иголку. Вот сделаем ее у мастера, будет тебе войлок.

– Давайте ужинать, все готово. – Аришка соскочила и поставила возле бревна плетеный прямоугольный поднос, разложила сверху на листьях все того же лопуха жареную рыбу и зелень.

– Ух, ты, – удивился Вовка, – это кто такую красоту сделал?

– Да я после обеда из веточек сплела, – засмущалась девочка, – пока Тёма стенки обмазывал. Надо к нему ножки невысокие приделать, будет столик.

– Кто молодец? – подтолкнул сестру в бок Артем.

– Я молодец! – отозвалась сестра. – Ешьте уже.

Глава 4. День четвертый

– Никак не могу привыкнуть, – потягиваясь и зевая, пробубнил Артем.

– К чему привыкнуть? – Вовка тоже проснулся и начал выбирался из-под шкуры.

– Вставать с солнышком и ложиться с солнышком, – скривился он. – Типа я ранняя птичка. Спим по пять-шесть часов. Работаем целый день. Не хочу быть взрослым и самостоятельным! К маме хочу, к бабушке! – Артем понимал, что эта истерика ни к чему, но ничего не мог с собой поделать.

Вовка грустно улыбнулся и промолчал. Он очень даже понимал друга. Но…. Вот именно, НО!

– Буди Аришку, – Вовка наконец выбрался из шалаша и, присев на бревно, намазал ногу жиром из берестяного туеска и стал осторожно массировать. Ему шаман показал, как это надо делать. – Я пока костер сооружу, а ты сходи за рыбой.

– За рыбой, – опять заворчал Артем, – она уже как кость в горле, эта рыба.

– Потерпи, сделаем силки, будем охотиться. Мне надо поправиться. – Вовка поднялся и, прихрамывая, пошел собирать ветки для костра.

– Я с тобой, – Аришка выбралась из шалаша, – только умоюсь. Я тебе воды принесу, – и побежала к реке.

Мальчишки переглянулись и расплылись в улыбке. Все-таки хорошо, что у них есть сестра.

После завтрака Гибкий Тростник отвел ребят к мастеру, который жил в соседней землянке. Артем видел его несколько раз, но не знал, чем он занимается. Мальчики не стали брать Аришку, пусть обустраивает шалаш. Там какие-то корзинки и травинки. Да и Гибкая Ива с утра уже забрала ее с собой.

– Интересно, почему они знакомятся с нами не все сразу, а постепенно? – задал Артем вполне логичный вопрос.

– Ты меня спрашиваешь? – Вовка удивился. – Я знаю столько же, сколько и ты. – Он и сам думал об этом. Но ответа не находил. Даже хотел уже спросить об этом шамана, но не решался.

Мастер, молодой мужчина, ожидал их возле западной пристройки. На земле уже лежали три шкуры. На одной сидел он, другая была постелена напротив, а между ними на старой коже, изрезанной во многих местах, разложены несколько каменных заготовок и костей. Гибкий Тростник назвал имя мужчины. Вполне ожидаемо он звался Кремень. Мальчики перевели имя именно так. Затем представились сами. Мастер указал на шкуру и, когда ребята уселись, спросил:

– Что вы хотите?

– Мы хотим научиться делать орудия из кости и камня, – Вовка выложил на шкуру ножи и наконечники для копья, которые ребята сделали в палеолите.

Мастер внимательно осмотрел каждое изделие. Наконец, положив обратно последний костяной наконечник, хмыкнул:

– Кто делал? – Ткнул он пальцем в орудия.

Вовка сформировал две кучки, положив их напротив себя и Артема. Мастер хмыкнул еще раз. – С тобой буду работать, показал он на Вовку.

Артем возмутился и хотел уже что-то сказать, но друг остановил его, взяв за руку:

– Подожди, не спорь. Он не должен с нами заниматься. Это шаман его попросил. Будем спорить, ничего не получим.

– И что? Я-то что буду делать? – Артем растерянно посмотрел на друга.

– Я думаю, тебе надо подружиться с охотниками. Я все равно пока ходить не смогу. Да и рыба надоела.

– Ладно, – Артем сложил в рюкзак свои ножи и наконечники. – У тебя и правда лучше получается, – поднялся он и направился прямиком к шаману, который сидел на том же пне в центре площадки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Кагр-ка – хаш – рысь – тотем.

2

Данные строения характерны для эпохи мезолита.

3

Ребята перенеслись на территорию современного Звериноголовского района, с. Озерное, раскопки эпохи мезолита датируются 11000 лет до н.э. Селище располагалось на границе степи и лесостепи в междуречье двух главных рек – Тобола и Убагана.

4

Около 11000 лет назад, на рубеже ледникового периода (плейстоцена) и современного (голоцена) происходит резкое потепление и смягчение климата. Начинается перестройка структуры ландшафтов.

5

Носорог

6

Мамонт

7

С изменением климата исчезают мамонты, шерстистые носороги, бизоны, остаются северные олени, лоси, зайцы, бобры, медведи и др. Северные олени меняет «образ жизни» и пасутся теперь мелкими стадами. Преобладающие виды: лось, благородный олень, косуля, живут небольшими группами.

8

Мазанка – или хáта – традиционный дом украинцев, белорусов, южных русских и части поляков. Крыша, в отличие от русской избы, делалась четырёхскатной: соломенной или камышовой. Стены возводились из полубрёвен, обмазанных смесью глины, конского навоза и соломы, и белились – как снаружи, так и изнутри.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3