Полная версия
4-й Путь Гурджиева: система, теория и практика. Лекции и упражнения 1—8 из 30
Третье препятствие – это негативная эмоция.
Усилия, о которых мы говорим, материальны, они требуют определенной затраты энергии. И человеческая машина вырабатывает разные типы и виды энергии. Для поддержания 3 состояния сознания нужна самая тонкая энергия, которую может произвести человеческая машина. С этой энергией работают, в том числе, эмоциональные центры. Когда мы испытываем негативные эмоции, эта энергия мгновенно сгорает. Негативные эмоции не совместимы с третьим состоянием сознания. Собственно, они появляются, когда есть сильное отождествление как результат того, что какие-то события, которые с нами происходят, противоречат нашему отождествлению с воображаемой картиной того, как они должны происходить
Поэтому с негативными эмоциями мы стараемся работать. И к негативным эмоциям относится не только гнев, ревность, ненависть, но и такие эмоции, которые, в общем, человек и не замечает обычно. Скука, нетерпение, какое-то уныние – это тоже негативные эмоции. И работа начинается с того, что мы применяем интеллектуальные установки. Для этого нам нужен интеллектуальный центр, который мы можем контролировать потому, что он достаточно медленный. Установки такие, что если я работаю на четвертом пути, то для меня негативные эмоции являются препятствием, и поэтому я стараюсь их не выражать. Когда человек не выражают негативные эмоции, то у него появляется возможность начать их наблюдать, и со временем возникает навык их избегать в определенных ситуациях, или может быть останавливать раньше, чем они обычно заканчиваются. Это не связано с подавлением эмоций, поскольку тут присутствует определенная цель – помнить себя и присутствовать от момента к моменту.
Александр К:
Итак, когда человек начинает пробуждаться, когда он делает усилия по самосознанию, природа хочет его усыпить. Гурджиев говорил о том, что в мире существуют силы, которые держат человека во сне, и как только человек начинает им сопротивляться, они начинают воздействовать на него с десятикратной силой. Повторим, эти силы не внешние. Они находятся внутри человека. Первая – это отождествление, о котором мы уже говорили. Отождествление – это состояние, когда внимание захвачено полностью чем то внешним или внутренним. Человек в состоянии отождествления не делает усилие направить внимание. Ему просто интересно. Или ему страшно. Или ему важно и так далее. В состоянии отождествления функция крадёт энергию сексуального центра и делает работу неправильной. Человек в состоянии отождествления говорит слишком громко, слишком быстро, мысли его путаются. Когда он делает какие-то дела в состоянии отождествления, возникает эффект туннельности, когда он теряет связи с окружающим миром, с тем, что он делает, связано со всеми остальными делами. Движение становится слишком сильными, усилия избыточными и так далее. Отождествление описывается как отдельное препятствие, и у нас есть ряд упражнений, которые позволяют с ним работать. Например, одно из самых простых упражнений – это двигаться медленнее. Когда вы сегодня вечером будете, например, ужинать, попробуйте взять ложку или вилку в левую руку и сделать движение медленнее, чем обычно. Это сразу же покажет, что в процессе существует отождествление, которому вы начали сопротивляться.
Другое препятствие, которое не позволяет человеку находиться в настоящем и поддерживать осознанность, – это воображение. Есть два типа воображения. Воображение о вещах, когда я что-то думаю или считаю, что я знаю о каких-то внешних вещах: я, например, могу думать, что я знаю, что такое бог или что такое вселенная. Хороший пример воображения – это разговоры о жизни после смерти.
Второй тип воображения – это неконтролируемая деятельность ума, когда человек погружается в грёзы или мысли о будущем или прошлом. Рабочее я «Now» – это усилие не думать о прошлом и будущем, включая в себя усилия не говорить о прошлом и будущем. Если вы попробуете, например, это усилия, то вы поймете, насколько сложно поймать себя на этих мыслях. Идея в том, чтобы возвращать внимание от воображения к настоящему. Начинать слышать, начинать видеть то, что перед тобой, воспринимать вещи непосредственно. Если вы смотрите на цветок, то вы не слушаете мысли об этом цветке. Вы просто видите цветок, его цвет, форму, может быть, его движение, если он колышется, аромат.
В результате воображения и отождествления, появляются негативные эмоции, когда человек, независимо от своей воли, испытывает гнев, раздражение, ненависть, ревность. Это пример, когда эмоциональный центр крадёт энергию у сексуального центра и выражает эту энергию в виде негативных эмоций. Гурджиев говорил, что это очень большая растрата. Энергия, которая целую неделю накапливаться в машине, может быть растрачена за несколько минут в результате выражения гнева, негативности. Также в состоянии негативности человек не видит себя. То есть невозможно помнить себя и выражать негативность. Часто человек винит окружающих в том, что он становится негативным. Например, если спросить любого из нас в момент негативности: «Ты хочешь быть негативным? Ты хочешь выражать это?» Ответом будет, скорее всего: «Конечно нет». А выражение этой негативности происходит потому, что есть какие-то обстоятельства, какие-то внешние причины, которые меня сделали таким. В этот момент человек сам противоречит своим предыдущим утверждениям. Выясняется, что он на самом деле не выбирает, выражать ему негативность или нет. Это с ним случается, и он не может контролировать себя. Работа с негативностью важна, она связана не только с потерей энергии и поддержанием воображаемой картины себя, но и с той частью в человеке, что называется в системе сущность, это его эмоциональная природа, которая должна быть раскрыта. Именно эта часть закрывается в нас в моменты выражения негативности. Поэтому человек должен научиться трансформировать негативность и знать, как защитить свою сущность от других людей, которые выражают негативность в отношении его.
Система говорит, что у человека, помимо четырёх низших центров и сексуального центра, есть Высшие центры. Согласно одной теории эти центры должны быть развиты, согласно другой – они уже полностью развиты и работают, но у человека нет с ними связи. При этом в обоих случаях, независимо от того, развиты ли они, работают ли уже, либо их нужно развивать, суть работы не меняется, – человеку нужно работать со своим вниманием, работать с вспоминанием себя и на следующем шаге с трансформацией трений, с трансформацией страдания, со вторым сознательным шоком. Высший эмоциональный центр может проявляться в нас, когда мы сопротивляемся препятствиям, о которых я говорил, и постоянно поддерживаем состояние самовоспоминания. Для этого есть специальные упражнения и инструменты. С высшим интеллектуальным центром дела обстоят сложнее, потому что материя, с которой он работает, гораздо более тонкая и человек редко соприкасается с таким качеством водородов, разве что в момент каких-то больших катастроф, страданий, возможно, смерти близкого человека. Высший интеллектуальный центр работает с материей водорода 6. То есть это очень тонкий мир. Для того чтобы эту материю произвести, человеку необходимо трансформировать трения или трансформировать страдания. До того, как он дойдёт до этой работы, ему необходимо сначала научиться помнить себя в более простых ситуациях.
Сергей Я:
Что такое сознание? Оно неуловимо и невидимо, как воздух, оно есть, но его не видно. Нужен специальный орган, чтобы понять, что воздух есть, например, нос. Для того, чтобы увидеть сознание, тоже необходим специальный орган. Глазами увидеть его – нет, носом – нет, ртом – нет, интеллектуальной деятельностью – тоже нет, думать о сознании не поможет.
К счастью, у человека есть еще два органа. Один из них называется высший эмоциональный ум, другой – высший интеллектуальный ум. Они отвечают за восприятие сознания, за работу с ним. И с их помощью можно увидеть, что это.
Мы подходим к тому, чтобы увидеть сознание через внимание. Этот инструмент более доступен. Сознание – это не более чем способность внимания видеть то, что перед нами и внутри. Это внимание в двух направлениях. Это орган зрения высшего эмоционального ума, он смотрит сразу и наружу через глаза и внутрь. Когда он работает, мы говорим, что человек бодрствует, что у него ясное сознание, что он осведомлён о себе, о своей внутренней работе и о ближайшем окружении. Что он видит, что слышит, как двигаются его глаза, как он слушает, как звуки попадают через уши прямо в сердце.
Высший эмоциональный центр иногда в нашей жизни проявлялся очень ярко, отдельно от функций, отдельно от мыслей, отдельно от чувств. Это происходит случайно, например, если кто-то умер – это большой шок. И когда он начинает активно работать, создается память. Эти моменты впечатываются, как яркая фотография, человек не может их забыть, и на фоне всех остальных моментов это самые яркие пятна. Например, он влюбился, он увидел самое прекрасное существо и увидел себя, увидел его – замер. Этот момент отпечатался и до сих пор есть. Или восход, или закат, или дуновение ветра по коже. Почему-то такие моменты есть в нашей жизни. Они случаются с нами сами по себе и уходят. Именно их мы ищем, такое состояние сознания мы ищем. Можно сказать, мы ищем, как так видеть, как так жить, как так быть, в чем привлекательность.
Можно сказать, в эти моменты работают настоящие «я» человека, его суть, его высшая суть, его реальное «я».
Именно оно привело вас на эту лекцию, оно опять же невидимо, оно очень мощно, оно заставляет вас сидеть 1час 25, слушать идеи, которые непонятны интеллектуальному уму, которые выражаются слишком быстро, либо они не имеет отношения к вашей жизни. Но тем не менее, вы сидите у экрана и ожидаете, что будет дальше. Эта часть наблюдает сквозь ваши глаза. И это есть ваше реальное «я».
Сознание может жить отдельно от функций. И первые усилия в этой работе – попробовать его отделить. Увидеть само по себе, не с помощью функций, не с помощью ума, не с помощью сердца, не с помощью ощущений. К ним не прикоснуться, они гораздо тоньше.
Чтобы его отделить от функций в чистом виде и удерживать внимание на нем, вам нужно знать, где живет этот высший эмоциональный ум или высший интеллектуальный ум, где источник этого двойного внимания внутрь и наружу.
В теле он расположен здесь, это железа шишковидная. Когда она работает – человек бодрствует. Поэтому можно развернуть свое внимание вот сюда. Вот в этом месте, на 2 сантиметра выше, между бровями – труба; когда она работает, у человека работают высший эмоциональный и высший интеллектуальный умы или его сознание – он бодрствует. Но обычно она не работает, не хватает энергии. Есть специальные упражнения, которые позволяют человеческому телу и его фабрике по производству энергии выработать эту энергию. Это делается с помощью специального сознательного толчка. Человек дает толчок своей машине, и она начинает производить более тонкую энергию. Саша упоминал уже, что этот толчок называется двойным или разделенным вниманием. То есть когда мы смотрим наружу, мы добавляем еще 50 процентов внимания к собственным глазам вот сюда. Тогда мы не просто смотрим на свечку, но мы можем увидеть, как мы смотрим на свечку. И впечатление от свечки – я смотрю на свечку – усилится. Если вы смотрите на экран, выберите лицо, обычное, даже очень интенсивное не поможет, можно просто сфокусироваться, но это только полдела, можно добавить еще 50 процентов внимания, вот сюда, и держать его здесь и там (показывает на глаза и объект).
Необходимо его разделить на две части равноценно и удерживать его таким образом, чтобы оно не прыгало. Если оно соскакивает, сделать еще одну попытку. Я вижу вас на экране и вижу, как я смотрю глазами.
В этот момент происходит магия: зрительные впечатления усиливаются и проникают внутрь через глаза прямо в сердце.
Кроме того, чтобы разделять внимание таким образом и смотреть, как ты смотришь, необходимо, явно необходимо, чтобы это кто-то делал, кто-то третий. Может быть, третья точка внимания. Попробуйте увидеть, кто это делает, кто направляет зрение, кто смотрит, как вы смотрите, откуда идёт это усилие.
Оно невидимое и тихое, и поэтому его тяжело заметить. Но подсказка состоит в том, что оно просто наблюдает. Оно не напряжено, оно очень расслабленно. Машина работает со зрением, она пытается смотреть, пытается видеть, как она смотрит. Над этим всем есть наблюдатель, есть свободное и спокойное осознание. И этот наблюдатель нас интересует – это и есть мы.
Этот процесс наблюдения наблюдателя называется самовоспоминание. Мы помним, что кроме наших функций, есть еще реальное «я», есть сознание. Но мы помним о нем интеллектуально, мы помним о нем с помощью сознательного толчка.
Это первый способ – давать себе толчок через зрение. Таких толчков много. В нашем теле мы можем выбрать 2 орган и попробовать с помощью него дать толчок. Принцип точно такой же, если вы дадите такой толчок слуху, машина будет вырабатывать более тонкую энергию. Вы все услышите лучше, ярче, для этого нужно внимание поместить вот сюда, в уши. Обычно наши уши слышат все поверхностно, механически. И если вы заметите, что даже предложение, которое сейчас я произношу, обычно уши не все слова слышат, кое-что лучше, кое-что хуже, внимание прыгает, и смысл ускользает. Но если не просто слушать, как мы слушаем, а добавить внимание вот прямо сюда (показывает на уши) и держать его здесь, то каждое слово, каждый слог, каждая буква слова будут теперь слышны. Каждый шум ветра в ветках, шум компьютера, шум собственного дыхания можно услышать.
Но самое мощное – услышать ушами, таким образом, – это тишина. Она просто ошеломляет. Тишина и сознание наиболее подобны друг другу. Сознание очень тихо. Поэтому так трудно найти его. Найти себя, кто я? Задаете этот вопрос. Ответа нет. Вы ищете себя. То, что вы ищете, всегда искали, оно в вас. Смотрит через ваши глаза и слушает через уши.
Наша работа состоит в том, чтобы усилить эмоциональный центр, высший интеллектуальный центр, дать ему энергию с помощью упражнений на зрение, слух. Мы кормим впечатлениями от звука, цветов свои высшие центры. Природа предусмотрела такую возможность, но кормить себя, реального «я», она предоставила человеку. Хочет ли он кормить себя, свои высшие умы, или нет?
Если вы хотите, можете присоединиться к этой работе. Если нет, можете жить с пятью низшими умами – интеллектуальный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный, сексуальный. Но они умрут, так же, как они разделились, они умрут, и от них ничего не останется. Высшие умы, если они накормлены, сытые, жирные, есть постоянное осознание, могут пережить смерть.
Почему? Потому, что из этой энергии внимания, впечатлений создается новое тело, молекулярное тело из материи невидимой, из воздуха. Это не сказки. Те, кто ведет эти лекции, видели человека, который такое тело создал. Это наш учитель. Он может жить независимо от боли, независимо от мысли, мелких неприятностей и, в конце концов, пережить самый сильный шок, шок смерти. Сознание не угаснет в этот момент, оно не просто закроет глаза и исчезнет.
Цель этой работы – развить второе тело, молекулярное или астральное, и пережить смерть.
Это не какая-то телепатия, какое-то качество излечения себя или кого-то. Эта система не об этом. Хоть эти способности могут появиться.
Александр:
Итак, согласно теории, Высшие центры или должны быть развиты, или уже полностью развиты в человеке и работают. И то, почему человек не может испытать их работу или связаться с ними, -неправильная работа его низших центров.
Третье состояние сознания связано с проявлением или с работой высшего эмоционального центра, четвертое состояние сознания – с работой высшего интеллектуального.
Разделенное внимание – это то, как мы пытаемся влиять на сознание путем работы с нашим вниманием. И если удерживать эти усилия продолжительное время, например, 15 минут, то человек может начать видеть впечатления, которые перед ним. Он может начать видеть те вещи, которые просто не видел, несмотря на то, что они перед его носом. И поток впечатлений оживляет Высший эмоциональный центр. И тогда человек переживает эмоции, для описания которых у него нет ни слов, ни опыта. Это бессмертные состояния, потому что они остаются навсегда.
Закон семи, или закон октав, также применим к нашей с вами работе, к нашим с вами усилиям по работе с идеями четвертого пути. Это не ограничено только четвертым путём. Конечно, в любой традиции на любом пути человек, если он начинает работу, то возникают моменты интервалов или отклонений. В эти моменты требуются дополнительные усилия, чтобы продолжить движение в том же направлении, в котором человек начал. Гурджиев говорил, что в эти моменты необходимы сверхусилия, и у человека нет энергии для того, чтобы эти сверхусилия совершить. Поэтому в школах существуют специальные инструменты, которые позволяют удерживать направление.
Один из инструментов – это «Три линии работы». Первая линия – это работа для самого себя, то есть собственные усилия. Делать упражнения, использовать инструменты практические, вспоминать себя, наблюдать себя и так далее, то есть собственная работа человека. Вторая линия работы – это работа друг с другом и для других. То есть работа двух или более людей, которые связаны с четвёртым путем. Есть такая поговорка, что если у тебя у самого не получается, подбадривай других. То есть в момент, когда человек теряет собственную работу, он работает с другими людьми на второй линии и помогая им, через эту помощь продвигает свою первую линию дальше, таким образом не отклоняясь в интервале. Почему так? Потому что он не может помогать другим на самом деле, не делая свою собственную работу. То есть я не могу помочь другому человеку быть сознательным, если я сам нахожусь во сне. Дальше, даже если существуют две линии, всё равно работа человека может отклониться, работа целой группы может отклониться. На то существует третья линия – это работа для школы, работа на учителя, работа для организации, как говорил Успенский. Тут есть тонкость, потому что простое слепое служение здесь работать не будет. Человек, работая по третьей линии, обязательно получает выгоду для себя. Три линии работы конечно же требуют определенной организации, то есть это должна быть группа людей, или школа, в которой этот инструмент присутствует.
Елена С:
Мы здесь собрались и представляем сознательную школу. Цель такой школы – произвести Сознание в своих учениках. Это самое главное, никаких других целей нет, кроме как сделать из учеников сознательных существ. И работа в такой школе имеет определенные особенности. Мы называем ее работой в трех направлениях, или по трем линиям. Первая линия работы – это все эти усилия, которые ученик делает для того, чтобы стать сознательным. То есть разделять внимание, познать свою машину, увидеть, что ей мешает, достичь цели, стать сознательным, что нейтрально, а что можно использовать. Усилия не отождествляться, не быть в воображении, не выражать негативность. И также усилия напрямую вызвать к присутствию свои высшие центры.
Это первая линия работы.
Вторая линия работы – это работа с другими учениками и для других учеников. Некоторые вещи, в особенности о своей машине, о том, как ты спишь, ты не можешь видеть сам. Человек нуждается в помощи, в том, чтобы ему кто-то подсказал и показал. Одна из возможностей на второй линии работы – это лучше узнать самого себя, потому что твои друзья, другие студенты школы могут тебе это показать, об этом сказать. Им снаружи гораздо виднее. Это одна сторона этого дела.
Ещё одна интересная вещь из второй линии работы, мы называем это совместное присутствие.
Человек на первой линии может делать огромные усилия для самого себя, достичь достаточно глубокого присутствия. Но совместное присутствие – это другой уровень. Можно проверить: ты сделал все замечательные усилия – это очень хорошее состояние, но когда ты сделал это и делишься переживанием этого с кем-то, кто делал такие же усилия, состояние гораздо глубже, и твои высшие центры вибрируют гораздо более интенсивнее.
Третья линия работы – работа для школы и для учителя. Конечно, здесь требуется уже определенный уровень бытия для того чтобы быть более, что ли, крепким или сознательным в этой области. Потому что частенько это связано с прямыми просьбами для всей школы от учителя или персональными для конкретного ученика, для того, чтобы поддержать работу самого учителя и работу школы в целом.
И также совместное присутствие с учителем еще более глубокое, чем совместное присутствием между учениками.
В отношении трех линий работы можно так сказать, что без второй и третьей линии работа общем-то неполноценна.
Но без первой линии фактически нет никакой работы. Все начинается с простого усилия – присутствовать прямо сейчас.
Делать усилия – осознавать свои стопы – первая линия. Кто-то из студентов или учеников во время этой лекции периодически напоминает об этом упражнении, и в этом состоит вторая линия работы.
То, что мы проводим эти лекции, в этом тоже есть элементы второй и третьей линии работы для нас.
Александр К: Может быть, сказать, что три линии работы – это то, как устроена любая школа, как организация. Потому что у школы есть определенные принципы, и эти принципы – это три линии работы. Эти три линии можно встретить абсолютно в любой традиции. Любой процесс, который начинается в одном определенном направлении, сейчас мы говорим о процессе внутренней работы, согласно объективным законам, закону октав или закону семи, отклонится в интервале. То есть человек, который начал свою работу, обязательно отклонится от своей цели, так устроен этот мир. И ему необходимо найти инструмент, который позволит ему не отклониться и продолжить свою работу на большом масштабе времени, может быть, в течение всей жизни. То есть, в тот момент, когда будет интервал на первой линии, его необходимо перекрыть. Перекрыть дополнительным толчком, сознательным толчком. И для этого есть вторая линия. То есть, вторая линия, помогает удержать направление, когда первая отклоняется. Когда начнет отклоняться вторая линия, то третья линия позволит удержать направление и сохранить внутреннюю работу. Все остальное – это детали и нюансы, но основа любой работы – это три линии.
Владимир Е: Такой очень простой пример, как третья линия помогает первой. Я был директором в одном центре в другом городе. И, конечно, я забывал помнить себя, не помнил себя совершенно. И как-то я шел по улице и подумал: «А почему я в этом городе, что я тут вообще делаю?» И я понял, что я же директор в центре школы четвертого пути, а почему стал директором, потому что я решил работать над собой, мне нужно помнить себя, и в конечном счете я начал помнить себя. То есть по цепочке очень быстро пришел к необходимости помнить себя. Моё положение, моя третья линия напомнила о первой линии работы – самовоспоминании. Человек забывает все, вообще есть моменты, когда он забывает все, не только помнить себя и про себя, но все. И вот та ситуация, в которую его поставила школа, может помочь. При этом интервалы на второй или третьей линии работы всегда помогают перейти первую линию работы.
Александр К:
Как я уже говорил, любое действие, которое начинает человек, отклоняется в интервалах, в том числе его внутренняя работа. Поэтому когда человек начинает работать с этими идеями, с упражнениями, он в какой-то момент достигает интервала, вещи перестают получаться. Он начинает сомневаться и отклоняться. И для того чтобы этот интервал перекрыть, существует вторая линия работы – с другими и для других.
На второй линии я помогаю другому человеку не спать. И это позволяет мне перекрыть мой собственный интервал. Не столько я человеку помогаю, сколько самому себе. Поэтому когда мы вместе работаем над какими-то совместными задачами, то, так как это сознательная школа, мы не можем делать это во сне. И если кто-то начинает делать это во сне, то второй его будит и говорит: «Дорогой, ты забыл ради чего все это? Я не буду с тобой всё это делать, если ты будешь делать вещи с отождествлением, это все теряет смысл». И третья линия – это работа для Школы, например, – эта лекция, это третья линия работы, потому что Школа хочет донести до людей, что она существует, до людей, которым это может быть интересно. Опять же эту работу невозможно делать во сне. Если эти лекции будут прочитаны во сне, то магнетический центр не откликнется. Если у меня будет на первом месте теоретическая часть, то эти лекции не смогут работать, и у всех лекторов, или ведущих, сознание будет на втором плане, тогда эти лекции не будут работать. Они не будут отличаться от всех других лекций.
Но для того чтобы делать работу для школы, необходимо понимание ее целей. Таким образом, человек начинает первую линию, затем вторую как студент, и спустя какое-то время, третью. Работает по трем линиям, что позволяет ему удерживать направление постоянно.