Полная версия
Алиса в стране чудес. Психоаналитическое путешествие
Денис Дьяконов
Алиса в стране чудес. Психоаналитическое путешествие
Введение
Это произведение является некоторой фантазией о том, как могла бы происходить психотерапия с Льюисом Кэрроллом, а точнее Чарльзом Льюисом Доджсоном.
Любой продукт психической деятельности человека содержит в себе сочетание бессознательных, предсознательных и сознательных элементов. Я рассматриваю «Алису в стране чудес» Льюиса Кэрролла (вместе с некоторыми биографическими данными), как если бы она была рассказана на сессиях с психоаналитическим психотерапевтом .
Произведение, которые Вы сейчас читаете – одновременно и игра, и серьезная работа, позволяющая на примере творческого материала продемонстрировать некоторые идеи, которые были описаны в моей магистерской диссертации «Работа с психической мультивселенной в психоаналитической психотерапии».
Любое произведение адресовано читателю, слушателю, ведь если у автора нет фантазии, что его будут читать, то зачем тогда писать. Адресат не всегда является каким-то одним объектом. Этот третий объект, может быть совокупностью разных объектов. И порою даже объектов, который уже никогда не прочитают произведение. Креативность не сможет проявиться, и рождения нового, что отличает креативность от фантазий не произойдет, если нет третьего.
Точно так же и в психотерапии, необходимым, но не достаточным условием является наличие того, кто предположительно пытается воспринять и понять, что клиент пытается донести.
Я специально не стал использовать слово услышал. Поскольку, с одной стороны, мы стараемся на сессиях переводить все в пространство слов. Но, с другой стороны, все перевести в пространство слов невозможно. Люди общаются не словами, а смыслами. А иногда клиенты просто не могут назвать что-то словами, по различным причинам.
Одной из задач психотерапии является развитие креативности клиента, как способности придумывать и претворять в жизнь третий путь. Не то как было раньше (Объект), не то, что ему противоположно (анти-объект), а по-другому. Чтобы он смог прожить свою жизнь.
Алисе, маленькой девочке снится сон, который рассказывает Льюис Кэрролл – взрослый мужчина. Или маленький мальчик? Или маленькая девочка? Или птица До-До? Или Чарльз Лютвидж Доджсон?
Но поскольку для описания своих внутренних миров Ч.Л. Доджсон выбрал себе имя Льюис Кэрролл, мы его уважим и для обозначения будем использовать аббревиатуру – ЛК, а для обозначения терапевта – ДД. Не путать с До-До.
Это произведение, конечно же, сильно упрощает и ускоряет психотерапевтический процесс. Привносит массу условностей. Тем не менее, в нем рассматриваются этапы начала и завершения, и того, что может происходить между. Процессы борьбы с сопротивлениями, которые начинаются еще до начала терапии, и не завершаются никогда. Поскольку любое изменение предполагает сопротивление. Причем, как желаемые изменения, так и те, с которыми человек предпочел бы не сталкиваться и не справляться.
«Алиса, сказку детских дней
Храни до седины
В том тайнике, где ты хранишь
Младенческие сны»
Льюис Кэрролл (Кэрролл, 2023, с. 30)
Итак, – приятного путешествия!
Глава 1. Сессия 1. Знакомство.
ЛК. Все так необычно, так необычно. Вот уж никогда бы не подумал, что окажусь на приеме у психотерапевта. С чего бы начать, даже не знаю с чего бы начать. Все так странно.
ДД. Вас что-то привело. Попробуйте говорить, что приходит в голову.
ЛК. Вы могли бы повторить? Видите ли я плохо слышу на одно ухо (Примечание. Ч.Л. Доджсон имел проблемы со слухом, а также заиканием. Обе проблемы он пытался решить уже во взрослом возрасте, но безуспешно.).
ДД. Вас что-то привело. Попробуйте говорить, что приходит в голову.
ЛК. Какое интересное предложение, я всегда старался думать, что говорить, а не говорить, что думаю. Это ведь совершенно разные вещи!
Примечание: Это отсылка к главе про чаепитие (Кэрролл, 2023), где Мартовский заяц объяснял Алисе, что говорить что думаешь, и думать что говорить это разные вещи. А этак же это описание основного психоаналитического правила – говорить все, что приходит в голову и того, что его практически невозможно выполнять, особенно в начале терапии. Но можно стараться, чтобы могли развиваться свободные ассоциации, как это и будет стараться делать Кэрролл. Хотя иногда у него и будет включаться интеллектуализация, которая скорее всего, была одной из основных его психических защит. Второй важной для него защитой, как мы скоро увидим должна была являться морализаторство, которое, вероятно, принимало у него довольно странную форму. С одной стороны, помимо того, что он был математиком он еще вел проповеди.С другой стороны он достаточно иронично относился к попыткам везде находить мораль.
ЛК продолжает. Ну попробую, хотя это и непросто, и крайне непривычно.
Я нахожусь в некотором смятении. Мои увлечения, мое будущее, религия, я сейчас в том возрасте, когда многие мужчины думают о своем будущем. Будут ли они с кем-то. Могу ли я совмещать свои увлечения и догматы? А еще я не очень хорошо слышу, и возможно, Вы заметили еще я заикаюсь. Поэтому я никогда не мог произнести свое имя так как оно должно звучать. Меня зовут Чарльз До-Доджсон. Ну вот опять. И да ж – не произносится, я не устаю всем об этом говорить. Но я буду Вам признателен, если Вы будете называть меня Льюис Кэрролл, это мой псевдоним. Да, я решил уточнить, что это псевдоним, а то подумаете еще что я какой-то псих, или что у меня раздвоение личности, или что я странный какой-то.
ДД. Странный? А кто бы мог так подумать?
ЛК. Да многие считают меня странным. Я занимаюсь вопросами математики и логики. Но логики не совсем такой как Вы, наверное, привыкли думать.
ДД. Хорошо Льюис, а когда началось заикание?
Комментарий: В этот момент я бы думал о том, что можно было бы либо попытаться получить примеры того, кто его считает странным и для вопроса был выбрана наименее грубая формулировка из тех, что использовал ЛК. Либо можно было пойти по другому пути и выяснить, когда началось заикание и с какой травмой оно связано. Или можно было бы продолжить слушать или спросить еще что-то. Но я почувствовал, что вопрос заикания и имени более эмоционально заряжен для ЛК, чем ощущение себя странным.
ЛК. Ой, я даже не помню, мне кажется, оно было всегда со мной. Я не единственный в нашей семье у кого заикание, у некоторых моих братьев и сестер тоже оно есть. Нас вообще 11 детей в семье, и я самый старший мальчик.
ДД. почувствовал сострадание к тому маленькому Чарльзу, который никогда не мог произнести своего имени правильно, и при этом которому приходилось его защищать от других людей, чтобы его произносили корректно. Можно было бы пойти и в эту сторону, но заикание у ЛК было всегда, а в терапию он пришел именно сейчас. Поэтому ДД выбрал пойти по другому пути и спросил…
ДД. Вы говорили, что Вы в смятении?
ЛК. Да, видите ли. Я являюсь стипендиатом, это означает, что мне нужно было принять духовное звание и дать обет безбрачия. А еще я очень люблю театр и фотографию. И хотя сейчас нравы уже не столь суровы, и сам я считаю многие догматы неправильными и устаревшими, в частности идею «вечного проклятия». Но сомнения… сомнения не покидают меня, они меня терзают. Что же может быть такого богомерзкого в фотографии и театре?
Фотография может запечатлеть красоту момента, а театр показать красоту жизни в ее многообразии.
Я разговаривал даже с Епископом Оксфордским Сэмьюэлом Уилберфорсом, они довольно хорошо знакомы с мои отцом. Ах да, я же не рассказывал Вам о своем отце.
Так вот, мой отец тоже видный церковный деятель и математик как я. Ох как это чудно это все! Я логик и сам себя поймал за логический хвост. Получается это я как мой отец! Походит ли отец на сына как сын походит на отца? Надо будет запомнить.
Ох, ну какие же чудеса начинаются. Я право заинтригован. Надо будет обсудить с отцом. А похоже на Б, значит Б похоже на А. Но и не одинаково и что же делает их отличными?
Возможно то, что А стоит до Б по алфавиту? Но когда я сказал, что отец похож на меня это как Б похоже на А. Т.е. как будто я родился раньше отца. Но это же абсурд! Но при этом я это сказал, и значит эта фраза есть часть меня. Все чуднее и чуднее, я весь в предвкушении.
Примечание. Мы пока этого еще не знаем, но скоро Кэрролл напишет целую книгу, посвященную описанию этого свойства бессознательного. Это будет книга Алиса в зазеркалье. Где для того, чтобы разрезать пирог, его сначала нужно раздать (Кэрролл, 2023)
Ну так вот, мой отец помимо того, что он известный церковный деятель, он еще и очень серьезный математик и знаток древних языков. Я даже сейчас с ним осуждаю свои идеи иногда. И он может их понять. Вообще это он меня воспитывал до 12 лет. Ну точнее занимался моим образованием. Хотя некоторые черты его характера я тоже перенял, а не только знания. Некоторые люди тоже считают его эксцентричным. Но при этом он человек весьма целеустремленный и незаурядный, не просто так он получил пост архидьякона Ричмондского и настоятеля Рипонского Собора.
Да, с отцом я проводил, скорее всего, больше времени чем с мамой. Я уже говорил – нас было 11 детей. У нее не было на нас достаточно времени.
А в 12 лет я уже уехал из дома. Точнее меня отправили обучаться в закрытую школу пансионат.
Но что же это такое! Я совсем отвлекся от темы, прошу меня любезнейше извинить. И почему я прошу прощения? Да, молитвы три раза в день, пансионат, отец, вечная борьба с Дьяволом. Все должно быть точно!
Так вот, я много разговаривал с Епископом. И он заверил меня, что если я не планирую становиться священником, и хочу остаться только на уровне дьякона, то я могу посещать театр и заниматься фотографией.
Вы знаете, я очень люблю фотографировать детей. Какая глупость, откуда же Вы можете это знать? – Ведь я же Вам этого еще не говорил! Я увлекался языками. Языки могут передавать информацию менее точно, а могут более точно. Я это понял на уроках поэзии.
Но что же это получается, что я думал, что Вы можете что-то знать до того, как я Вам это сказал?
И кто тогда этот я, который так считает? Ведь я же знаю, что это невозможно! И вообще, что значит Я? Может Вы мне скажете кто я и что мне делать?
ДД. Вы хотите, чтобы я сказал Вам кто Вы, и тогда что?
ЛК. Ну как же, тогда я смогу переложить всю ответственность на Вас. Забавно… Хорошо, я понял, действительно для меня будет лучше если Вы поможете мне лучше понять себя, а не просто говорить мне кто я. И вообще Вы же видите меня в первый раз, откуда же эта фантазия, что Вы можете меня с первого взгляда знать лучше, чем я уже себя знаю.
Да, возможно, я поэтому и пришел, что начал задаваться вопросом, а кто же я действительно такой я. Надеюсь, что Вы мне сможете помочь в поиске ответа на этот вопрос.
Недавно мне приснился сон, как раз когда я задумывался обратиться к психотерапевту, но там я был не Я, а девочка Алиса. Это одна из моих учениц, совершенно особенная. (Примечание. Кэрролл много лет спустя писал Алисе «После Вас у меня было много маленьких друзей, но все это было не то» (Кэрролл, 2023, стр. 18))
Я вообще очень люблю детей. Я фотографирую детей. И чтобы они могли немного посидеть спокойно я рассказываю им сказки. Но мне просто нравится рассказывать сказки. Я тогда даже меньше заикаюсь как будто.
А в детстве я придумывал массу игр для своих младших братьев и сестер и других детей.
Я даже создал свой театр – театр марионеток. Ну конечно не сам, мне помогал плотник. Так вот откуда моя страсть к театру! Да-да! Она у меня с самого детства.
ДД. Возможно, вы когда-то хотели, чтобы Вам рассказали сказку?
ЛК. Да, Вы правы. Я был кукловодом в детстве, но мне часто хотелось, чтобы мама могла рассказать мне сказку. Да, наверное, когда в детстве я играл в театр, с другими детьми мы эти сказки рассказывали и себе тоже, возможно в первую очередь себе.
Кто знает, может когда-нибудь я даже напишу сказку, как если бы писал ее для себя. Нет не для себя, а для всех нас, и мы все будем персонажами в этой сказке. Все мы и я. В семье? Да, наверное, мне не хватает семьи. И той из которой меня увезли так рано и той, которой у меня никогда не будет.
Вот и сон, который мне приснился он очень сказочный.
ДД. А о чем этот сон? Можете рассказать?
Глава 2. Сессия 1. Продолжение. Вниз по кроличьей норе
ЛК. Да, это сказка-сон о девочке, которой снится сон. У меня все-таки было 7 сестер. Алиса это и ученицы, и мои сестры. Я так хорошо их чувствовал, и, хотя мы давно не вместе я чувствую их до сих пор, как будто они часть меня.
Так вот в начале Алиса бежит за белым Кроликом и падает в кроличью нору. Но это не просто кроличья нора, это такой колодец, где она падает как будто бесконечно или очень долго, и она не знает, что будет дальше и куда она попадет.
А потом приземляется на кучу сухих листьев, но она невредима.
ДД. И Вам что-то приходит в голову?
ЛК. Ну да, Я помню какой восторг испытывают дети, когда их подбрасывают и ловят. Но только в том случае если они доверяют тому, кто это делает.
ДД. Мне кажется интересным, что этот сон приснился после того, как Вы начали задумываться обратиться к психотерапевту. Возможно у вас есть тревога каким будет Ваше психотерапевтическое путешествие вглубь к Вашим чувствам, будет ли приземление мягким и можно ли мне доверять?
ЛК. Хмм, ну что-то в этом есть, я действительно испытывал некоторую тревогу, ведь это же совсем новый опыт для меня. Интересно, а бывают ли люди, которые вообще не испытывают тревоги, при обращении к психотерапевту? И вообще можно ли не испытывать тревоги, перед столкновением с чем-то новым?
ДД. Мы можем поговорить о том, что тревожит Вас?
ЛК. Сможете ли Вы мне помочь, или не сделаете ли еще хуже. А ведь это совсем не одно и тоже, как думать, что говорить, и говорить что думать. О чем я Вам говорил раньше. Или «Так еще скажешь, будто «Что имею, то люблю» и «Что люблю, то имею»» (Кэрролл, 2023 с. 85)
ДД а что Вас больше тревожит?
ЛК – наверное – не сделаете ли Вы мне еще хуже. Ведь без терапии я как-то да жил и раньше. А вдруг в терапии мне станет больнее, чем я смогу выносить, а вдруг мои творческие способности ослабнут.
Примечание. В частности МакДугалл Дж. описывала, что страх потери творческой потенции является одним из страхов творческих людей при обращении в анализ. Хотя как МакДугалл, так же Грин А. и Гарильо, Д. Лизек.Д., писали, что в процессе анализа творческие способности могут увеличиваются. Грин называет увеличение творческих способностей одной из целей психотерапии.
С этим согласен и автор. Чем более турбулентным является внешний мир, тем важнее способность человека видеть и реагировать на изменяющиеся ситуации по-разному, а не только как он видел и поступал всегда.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.