Полная версия
Умные вещи
Что касается цвета, то он для чтения e-Book скорее враг, чем друг. С монохромного дисплея читать гораздо удобней, особенно при дневном освещении. Цвет в карманных машинах штука хоть и неизбежная (прогресс!), но все же спорная. Представьте себе цветные чернила в обычной тетради. Пестрота ужасная…
Вывод – читать надо всегда, везде и с любого компьютера… Нет ничего, и глаз утомился от мерцания настольного монитора? Ну, тогда пора в магазин – за Palm`ом. Скоро очереди совсем закончатся, а мы до сих пор не обзавелись этой дивной и умной игрушкой. Словно не в двадцать первом веке живем.
Часть 2
Великий Оскар
Отложите свой Nikon. Спрячьте свой Canon. Посмотрите на эту камеру. Такой у вас не будет никогда… Это – классика. Самый дорогой (из серийных) малоформатный фотоаппарат в мире. Причем, дальномерный и не автоматический. Обычная механика, ничего лишнего. Год выпуска? 1925. Или 1939. Или 2001. Не имеет значения, камеры меняются только внешне и совсем немного внутри. А имя остается прежним – Leica… Она появилась в 1914 году. Ее сконструировал Оскар Барнак, инженер немецкой фирмы Vetzlar. С тех пор Leica претерпела множество модификаций, но самые революционные и самые концептуальные – лишь при жизни ее создателя. А Барнака не стало в 1936 году… Представьте, что современный гигантский «Боинг» изобрели девяносто лет назад. И он до сегодняшнего дня существует почти без изменений…
Покончив с дифирамбами (коих Leica, безусловно, заслуживает) обратимся к действительности. Кто сказал, что такой камеры у нас не будет никогда? Это и в самом деле очень дорогие фотоаппараты, дальномерная Leica M6 стоит 2500 долларов – без объектива. Но это же не два с половиной миллиона, верно? Тем более что за такую камеру никаких денег не жалко… Leica – фотоаппарат для профессионалов. В значительной степени ее стоимость – это цена великого имени. (Среди профи распространено мнение, что достоинства камер Leica не обсуждаются – не станете же вы обсуждать достоинства той или иной религии?) Но и не только. Leica – это беспрецедентная надежность и высочайшее качество. Да, только так, в превосходной степени…
Оптика и механика Leica – ручная прецизионная работа. Все узлы трения, какие только существуют в фотоаппарате, снабжены подшипниками. Материалы используются традиционные, пластика в камере вы не найдете. Благодаря дальномерной конструкции камеры оснащаются оптикой бескомпромиссного качества – рабочий отрезок объективов небольшой (не нужно пространство под зеркало), все плоскости жестко выверены, а корпус не деформируется ни на микрон даже при экстремальных перепадах температур.
Далее – все, как у современных профессиональных фотоаппаратов. Затвор механический шторно-щелевой с горизонтальным движением шторок. Диапазон выдержек от 1 до 1/1000 секунды (вспомните, у механического Nikon FM-2 стоимостью в пять раз меньше самая короткая выдержка 1/4000). Крепление объективов – байонет типа Leica M. Какая-либо автоматика отсутствует в принципе. DX-код для установки чувствительности пленки не используется, выдержка и диафрагма устанавливаются вручную. Есть только экспонометр TTL (в ранних полуавтоматических моделях реализован в виде светочувствительного датчика, выскакивающего перед шторкой затвора во время поджатия кнопки спуска, сегодня замер производится по белому пятну на внешней стороне шторки затвора). Поле экспозамера – центральная часть кадра (чуть меньше четверти). Индикация в видоискателе светодиодная (значения выдержки и диафрагмы не видны). С фирменными вспышками работает TTL управление. Для правильного кадрирования имеется система смены светящихся ограничительных рамок, которая срабатывает автоматически в зависимости от установленного на камеру объектива (есть и ручной режим). Автоспуск механический, пружинный. Наводка на резкость ручная и, ясное дело, дальномерная…
Рассказывают множество историй про фотографов, которые без колебаний переходят с зеркальных камер на дальномерную Leica. Но здесь надо иметь в виду, что профи не работают одной камерой. Второй (или первой) может быть и серьезный Nikon или… зеркальная Leica R6 или электронная (тоже зеркальная) R8. Последняя модель «упакована» вполне современно – многорежимная автоматика, электронный затвор (автофокуса нет). Но даже в зеркальных Leica видна консервативная элитарность… Как, кстати, и в автоматических «мыльницах» – с великолепной оптикой, в прочном пластиковом или в титановом корпусе, стоимостью от двухсот семидесяти, до тысячи долларов.
Вернемся к дальномерным фотоаппаратам. Взглянув на внешний вид камер Leica, моментально узнаешь наши родные «Зоркие», «ФЭДы» и даже зеркальные «Зениты». Все верно, это тоже Leica. Правда, не лицензионные, а просто «слизанные» с немецких образцов советской промышленностью в тридцатые годы. Воспроизвести качество Leica не удалось никому и никогда. Наши камеры и стоили-то раз в двести дешевле, и служили не так долго. Но дали народу возможность фотографировать (причем, не самой плохой техникой). До начала Великой Отечественной войны все редакции советских газет, все профессиональные фоторепортеры снабжались вот такими фотоаппаратами. Не считая, конечно, небольших партий импортной аппаратуры, среди которой больше всего было все тех же камер от Leitz.
После войны ситуация несколько изменилась. Во-первых, страну наводнили трофейные Leica (многие из которых осели ныне в частных коллекциях или до сих пор служат внукам своих владельцев). Во-вторых, в СССР из Германии были вывезены технологии Contax – второго игрока в мире элитной фотоаппаратуры. Помните дальномерные фотоаппараты «Киев»? Это Contax II без каких-либо изменений в дизайне и конструкции. (А что мы могли в них изменить, дабы не испортить?) Кстати, камеры «Киев» были очень хороши на фоне советских же «Хассельбладов» – широкоформатных «Салютов» (производство того же киевского завода «Арсенал»). Эта попытка скопировать заграничные технологии оказалась совсем неудачной. О «Салютах» с восторгом писала только официозная пресса, фотографы либо пытались достать оригинальные шведские камеры, либо засучивали рукава и принимались за примитивную модернизацию. Главным недостатком «Салютов» была безобразная сборка, съемная кассета с пленкой имела неприемлемые люфты при присоединении к корпусу, зубчатый механизм транспортировки попросту проскальзывал, кадры наезжали друг на друга… Да и затвор в виде латунной гофрированной шторки был, как бы помягче выразиться… неказистым…
Сегодня мода на старые камеры возвращается. Причем, советские реинкарнации Leica попадают не только к коллекционерам (из-за гигантских тиражей производства они большой ценности не представляют, кроме, разве что, довоенных серий), но и в руки обычных любителей фотографии. Главные «болезни» старых дальномерных фотоаппаратов – ослабленные пружины затворов, изношенные полозки кадрового окна, царапающие пленку, растрескавшиеся от времени прорезиненные шторки – устраняются в фотомастерских (сегодня за деньги можно починить что угодно). Пользовательские неудобства – отсутствие какой-либо системы экспозамера – компенсируются качествами цветных любительских пленок, способных вытянуть погрешности установки параметров экспозиции «на глазок». Зато удобства просто неоценимы. Металлические, отделанные кожей «Зоркие» и «ФЭДы» работают в любых условиях (в сильные морозы шторные затворы могут чуть подтормаживать, но легко отогреваются под верхней одеждой фотографа). Складывающиеся и не очень светосильные объективы, если они сохранены в целости, имеют хороший резкий рисунок, удобны в транспортировке (выступают в сложенном состоянии всего на сантиметр). А сами камеры имеют абсолютно карманный формат. Тяжеленькие металлические штучки, которые удобно носить с собой повсюду. При этом они надежны, как револьверы.
Но дело даже не в каких-то фотографических прелестях. С «Зорким» в кармане вы чувствуете себя обладателем стильной раритетной вещи. Это же целый процесс – перевести головкой пленку, оценить освещенность, выставить нужную выдержку и диафрагму, глядя в окуляр дальномера навести резкость, затем через окуляр отдельного видоискателя скомпоновать кадр и только потом нажать на спуск… У начинающего фотолюбителя, если ему досталась старая камера, появляется очень полезная возможность развить глазомер. Посмотрите на работу профессионалов. Многие из них вынимают из своих Leica и Nikon батарейки (еще потекут) и не используют экспонометров вообще.
Что касается до сих пор выпускающихся потомков древних Leica – российских «Зенитов» (с матерчатыми затворами) и белорусских «ФЭДов», то здесь в голову приходит высказывание одного коллекционера фототехники. «Это золото даже не блестит. Причем, уже лет двадцать».
Остановить мгновенье
Речь пойдет о фотографии. Точнее, о фотоаппаратуре. Еще точнее, о компактных фотоаппаратах, которые мы привыкли пренебрежительно именовать «мыльницами». Отчасти – заслуженно. Но только отчасти…
Нет, наверное, в России такой семьи, где бы в той или иной степени не увлекались бы фотолюбительством. Традиция вести семейные альбомы уходит корнями к середине века, когда отечественная промышленность приступила к крупномасштабному производству фотоаппаратуры любительского класса. Сегодня, когда минилаборатории по проявке и печати фотоснимков попадаются на каждом шагу, а ассортимент фотоаппаратов огромен, спрос на фототехнику ничуть не меньше, чем в те же пятидесятые-шестидесятые годы, когда фотоаппарат представлялся вершиной технической мысли…
А он и сегодня остается вершиной. Только вершина эта приобрела вполне бытовые очертания. Мы берем в руки маленький пластмассовый фотоаппарат и даже не задумываемся, что внутри него работает небольшой компьютер, оптика тщательно просчитана, а сама конструкция «мыльницы» отличается от старого «Зенита», как современный авиалайнер от самолета братьев Райт.
Фототехника совершенствуется, технология получения снимка, благодаря автоматизированной обработке, упрощена до предела, и едва ли не единственной проблемой (кроме сугубо творческих задач, разумеется) остается правильный выбор камеры. Об этом и поговорим…
Фотоаппараты компактного класса – это тридцатипятимиллиметровые (по ширине пленки) автоматические камеры P&S (Point & Shot). Родом они из дальномерных фотоаппаратов, знакомых нам как старые добрые «Зоркие» и «ФЭДы». У всех у них общий прародитель – камера «Leica», появившаяся в 1925 году. Как класс, дальномерные фотоаппараты продолжают жить и сегодня. Но предназначены они для профессионалов, стоят дорого и выпускаются очень ограниченным количеством фирм (Leica, Contax).
Общие черты компактных автоматических камер – жестковстроенный, несменяемый объектив, у самых дешевых моделей (которые мы рассматривать не будем) с фиксированным, у более дорогих – с изменяемым фокусным расстоянием (Zoom). Объектив установлен либо на гиперфокальное расстояние (фикс-фокус), либо снабжен системой автофокусировки. Автофокусировка устроена по принципу дальномера, основана на взаимодействии светочувствительных элементов (пассивный автофокус), либо оборудована инфракрасным прожектором (активный автофокус), что позволяет снимать почти в полной темноте (используя вспышку). Большой точности автофокусировки в большинстве случаев не требуется, поскольку P&S камеры комплектуются короткофокусными объективами, которые имеют большую глубину резкости. Поэтому автофокус работает не «плавно», как у зеркальных камер, а дискретно – шагами, по определенным отметкам.
Следует заметить, что в компактных камерах среднего и высшего класса не всегда используется Zoom-объектив. Выпускаются дорогие камеры, вроде Contax T2 и Nikon 28Ti, цена которых превышает стоимость полупрофессиональных зеркальных фотоаппаратов, снабженные короткофокусными объективами с постоянным фокусным расстоянием. Эти камеры предназначены для профессионалов, рассчитаны на бескомпромиссное качество снимков и служат в качестве второй камеры. Кроме высококлассной оптики их отличает и то, что корпуса этих фотоаппаратов выполнены из металла, а в конструкции вовсе не используются композиты…
Затвор P&S камер всегда выполняется центральным, а не шторным или ламельным, как у зеркальных камер, и располагается сразу за объективом, в фокальной области. Это не недостаток, а преимущество компактных фотоаппаратов. Центральный затвор обладает меньшей инерцией, чем любой другой, и способен отрабатывать очень короткие выдержки без особых технологических издержек.
Другая характерная черта компактных камер – полная автоматизация процесса съемки. Кроме фокусировки автоматически устанавливается экспозиция. Ручные режимы отсутствуют, хотя могут быть режимы приоритета диафрагмы или выдержки, а также экспокоррекция (для съемки темных фигур на снегу, например). Экспозиция устанавливается по показаниям специального зонального датчика, расположенного рядом или за объективом (система TTL). Сложные системы замера освещенности, как в дорогих профессиональных аппаратах, здесь не используются. Оптика-то несменяемая, поэтому легко согласовать все элементы камеры для эффективной работы на стадии производства.
Автоматизирована в P&S камерах и протяжка пленки. То есть, имеется встроенный мотор, позволяющий снимать сериями (обычно 1 кадр в секунду) и перематывать пленку обратно в кассету. Широко используются встроенные вспышки (которыми, если возможно, лучше пользоваться лишь в самых крайних случаях – из-за неестественного освещения и эффекта «красных глаз», который до конца не убирается ни одним разрекламированным механизмом). Чувствительность пленки устанавливается автоматически – по DX коду на кассете. Во многих камерах имеется устройство впечатывания даты в нерабочее поле кадра. Режимы работы автоматики, количество кадров, прочая информация выводится на жидкокристаллический дисплей…
Отдельный разговор о материалах, из которых изготавливаются компактные камеры. Выбирая фотоаппарат, не доверяйте слишком уж невесомым камерам. В хороших фотоаппаратах «шасси», на котором крепятся все устройства, выполняется из металла. Пластмасса же, пусть и даже самая современная, не слишком прочна. Хотя многие материалы, так называемые композиты, выглядят в этом смысле ничуть не хуже, чем легкие сплавы. Из них, к примеру, выполняются такие напряженные элементы зеркальных камер, как байонетные замки для объективов. Правда, это касается только самых недорогих моделей…
Как же выбрать хорошую камеру? Как не ошибиться и не потратить напрасно деньги? Начнем с того, что фотоаппарат должен быть выпущен известной фирмой. А именно – Cannon, Minolta, Nikon, Olympus, Pentax, Leica, Kyocera (камеры Contax и Yashica), Ricoh и некоторыми другими. (Фирм на самом деле не так уж и много, доверяйте «громким именам»). Второе – камера не может стоить дешевле 35 долларов. Ниже идет пластмассовая оптика, которая при съемке не дает адекватных результатов и полное отсутствие элементарного сервиса. Третье – чем камера дороже, тем она лучше. В области фототехники это правило работает на сто процентов (некоторый разброс розничных цен на одни и те же модели не в счет).
Сколько стоит «нормальная» компактная фотокамера? 150—200 долларов. Но если есть деньги и желание, покупайте дорогую технику…
Фотоаппарат не снимает, снимает фотограф. Все правильно, кто же спорит? Но что снимет даже очень талантливый фотограф без хорошего фотоаппарата?
Великолепная пятерка
«Глупо покупать нелепые вещи», – сказала одна милая дама, когда новая камера в последний раз блеснула вспышкой и врезала фотографического дуба… Знаете, она права. Покупать стоит только самые лучшие вещи. Чтобы и деньги не выбросить на ветер, и удовольствие получить. Особенно это касается сложной техники, к которой относится любой современный фотоаппарат. А потому не будем задерживаться возле витринок минилабов, где выставлены компактные «мыльницы» из братского Китая, а отправимся прямиком в приличный салон. Там и выбор побольше, и техника посерьезней… Камеру будем покупать. Свою первую зеркалочку, которая откроет нам двери в удивительный мир любительской фотографии… Сомневаетесь, что откроет? Не сомневайтесь. Хорошей камерой, да не снимать – это какой же характер надо иметь? Рука сама потянется, не выдержит… Кто знает, может у вас талант фотохудожника? Или хотя бы семейного хроникера. («Великого транжиры» – уточнила та же самая дама, но и это сошло ей с рук)…
Такая, казалось бы, обыкновенная штука – фотокамера, а фирм, успешно справляющихся с выпуском качественной аппаратуры, считанные единицы. Что значит – качественной? А то и значит, что хороший фотоаппарат, если его не ронять на пол или в воду, будет служить своему владельцу всю жизнь без какого бы то ни было ремонта.
Если не обращать внимания на элитные (и очень дорогие) фотокамеры вроде Leica и Contax, то в поле зрения остаются лишь пять «громких имен» – Canon, Nikon, Minolta, Pentax и Olympus. Посмотрим, что предлагают эти корпорации фотолюбителю, которому уже мало компактной автоматической камеры, но еще не готовому потратиться на фотоаппарат среднего класса… Правда, следует оговориться сразу – любая из перечисленных камер стоит своих денег и не обладает какими-либо достоинствами, позволяющими выбрать именно ее, отвергнув камеры конкурирующих производителей. На данный момент все ведущие мировые производители фототехники достигли определенного технологического предела. А потому их аппаратура обладает очень близкими характеристиками… И выбирать придется исходя, скорее, из субъективного «нравится – не нравится», не забывая о том, что купить хорошую камеру – все равно что жениться. «Сменить фирму» очень непросто. Аксессуары и оптика совместимы только внутри модельного ряда одного производителя и абсолютно не пригодны для работы с другими камерами. А продать подержанную камеру так же проблематично, как и получить ее в подарок. Иными словами, купили Canon, придется и дальше покупать только Canon… Кстати, с Canon и начнем.
В самом низу (по цене, но не по качеству!) линейки зеркальных фотоаппаратов Canon располагается очень популярная автофокусная камера EOS-3000. У фотоаппарата компактный пластиковый корпус, вполне «ухватистый». Многопрограммная автоматика – приоритет выдержки (диафрагма устанавливается вручную), приоритет диафрагмы (выдержка устанавливается вручную), спортивная съемка (с более короткими выдержками при увеличенной диафрагме), пейзажная (более длинные выдержки с закрытой диафрагмой), портретная (максимально открытая диафрагма для уменьшения глубины резкости), ночная (с подсветкой переднего плана встроенной вспышкой) и полностью ручной режим с установкой экспозиции по показаниям экспонометра. Камера оборудована всем необходимым для творческой съемки, включая экспокоррекцию и возможность многократной экспозиции одного кадра. Встроенная вспышка работает в автоматическом режиме TTL (замер освещенности и, соответственно, интенсивность вспышки устанавливается при помощи замера через объектив). Canon EOS-3000, как и все «одноклассники», не имеет рычага взвода затвора – перемотка пленки производится встроенным мотором (со скоростью 1 кадр в секунду).
Характерные особенности камер EOS (не только самой младшей). Для автоматической фокусировки при недостаточной освещенности и для реализации режима уменьшения эффекта «красных глаз» при использовании вспышки загорается прожектор на передней стенке фотоаппарата. Установка режимов программной автоматики производится не кнопками, а поворотным диском, расположенным слева (там, где у механических камер находится рулетка обратной перемотки пленки). Наконец, остроумно спроектирована система автоматической зарядки пленки. Как только кассета вставлена в камеру, а крышка закрыта, пленка перематывается на приемную катушку и далее кадр за кадром поступает обратно в кассету. То есть случайно открыв заднюю крышку вы не засветите отснятые кадры (только оставшуюся часть пленки). То же и при неожиданном разряде батарей питания – отснятые кадры будут в полной безопасности… Стоимость Canon EOS-3000 – 190 долларов без объектива (за body). Это одна из самых недорогих автоматических зеркальных камер.
Другим выдающимся производителем фотоаппаратуры (и основным конкурентом Canon) считается фирма Nikon. Ее модельный ряд открывается камерой Nikon F-60 и чуть более дорогой F-65. Во многом эти камеры идентичны, имеют лишь несколько измененную форму корпуса и небольшие отличия в электронике. От камер подобного класса Nikon`ы отличаются более высокой ценой – от 260—265 долларов за body, и металлическим байонетом – кольцом крепления сменного объектива. Углепластиковый байонет, применяемый в камерах других производителей, вызывает у фотолюбителей сомнения в его прочности. И совершенно напрасно. Не было еще случая, чтобы у камеры производства ведущей «пятерки» разрушился (или хотя бы разболтался) пластиковый байонет. Это абсолютно надежное крепление и для любителя совершенно приемлемое. Металл в креплении объективов нужен при частой смене оптики и при работе с тяжелыми «телевиками». То есть – для профессионалов…
Nikon F-65 похож на EOS-3000, а вот Minolta Dynax 404si имеет довольно существенные отличия. Как и у Nikon, выбор программ у Minolta осуществляется не диском, а кнопками (к этому приходится привыкать – кнопок на автофокусных зеркалках довольно много). Но главное отличие – в системе подсветки автофокуса и реализации режима снижения эффекта «красных глаз». Прожектора, подобного тем, что установлены в камерах Canon и Nikon, у 404si нет. Подсветка осуществляется короткими срабатываниями встроенной вспышки. В остальном Minolta Dynax 404si схожа с камерами-конкурентами – пластиковый байонет, прямая автоматическая зарядка пленки, многорежимная автоматика с возможностью ручной установки экспозиции. Стоимость фотоаппарата 215 долларов без объектива.
Так же устроена подсветка автофокуса и у камеры Pentax MZ-30. Но управление у этого фотоаппарата очень удобное – и выдержка, и режимы автоматики устанавливаются поворотными дисками, как у механических камер. А еще все камеры Pentax отличаются миниатюрными конструктивами, мягко срабатывающим затворами и высокой скоростью моторного привода – до 2 кадров в секунду. Стоимость MZ-30 – 225 долларов за body.
Наконец, фотокамеры Olympus. Это необычные по конструкции зеркальные автофокусные фотоаппараты, модельный ряд которых открывает модель IS-200. Главная особенность фотоаппаратов Olympus – несменный объектив с переменным фокусным расстоянием и возможностью макросъемки (в не слишком крупном масштабе 1:2). С одной стороны это повышает надежность камеры – встроенный объектив защищает зеркало и затвор от пыли и случайных механических повреждений. С другой – объектив имеет не очень большую светосилу – 4,4—5,6 (в зависимости от фокусного расстояния). Привыкший к штатному светосильному «полтиннику» (объективу с фокусным расстоянием 50 мм) фотограф будет разочарован. Стоит Olympus IS-200 240 долларов.
Некоторые общие для зеркальных автофокусных камер начального уровня подробности. Наличие датирующей задней крышки (для впечатывания в кадр даты съемки) повышает стоимость камер на 20—25 долларов. Питание камер осуществляется от литиевых элементов типа CR-2 или CR123. Ко всем камерам, кроме Minolta Dynax 404si, выпускаются специальные батарейные блоки, подключаемые снизу (внешним видом напоминают моторы профессиональных камер). Это контейнеры для элементов формата АА, увеличивающим срок службы одного комплекта электропитания в несколько раз…
Любая из перечисленных камер – маленькое инженерное чудо. Ими очень приятно владеть. Но еще приятней – снимать.
Канонада
Импортные фотоаппараты плохими не бывают… Нет, бывают, еще как бывают! Плохими не бывают только фотоаппараты ведущих мировых производителей – знаменитой пятерки и следующих за ними оптических компаний. Десятки лет совершенствовали они фотосъемочную технику и в результате добились выдающихся результатов. Хотите убедиться сами? Для этого вовсе не придется тратить баснословных денег, достаточно приобрести любительскую зеркальную камеру. Стоимостью, скажем, до 280 долларов вместе с объективом. В этот ценовой диапазон попадают четыре полностью автоматические зеркальные камеры, три из которых выпускает Olympus (IS-200, IS-21, IS-300) и одну Canon (EOS 3000). Но мы по некоторым причинам обратим внимание именно на младшую модель от Canon. Почему на нее? Все зеркальные автоматические Olympus`ы снабжены жестковстроенными зуммируемыми объективами (то есть объективами с переменным фокусным расстоянием). Оптика Olympus славится своим качеством… Но для творческой работы, даже на скромном любительском уровне, сменные объективы необходимы. А вдруг вам захочется заняться настоящей макросъемкой? Или наоборот, фотоохотой на «крупного зверя»? Или интерьерной съемкой? Да мало ли… И вес у Canon`а почти на треть меньше. И габариты поскромней. И вообще, Canon – это Canon… Попробуем?
Сегодня в фотомагазинах Москвы можно запросто купить любую японскую камеру. В советские времена такие бы возможности… Хотя тогда редкие «японцы», добиравшиеся до комиссионок, стоили запредельно. К примеру, профессиональный Nikon с набором оптики «перевешивал» черную номенклатурную «Волгу», мечту любого советского автомобилиста… Но мы говорим о дешевой технике. Так вот, Canon EOS 3000, который продается, практически, во всех фотомагазинах (одна из самых популярных моделей), по функциональным возможностям приближается к профессиональной аппаратуре десятилетней давности. Если учесть, что прогресс в пленочной фототехнике дело неспешное, можно сказать, что качественная аппаратура стала доступной широкому кругу потребителей.