Полная версия
Покаянная поэма
Станислав Трофимов
Покаянная поэма
© Трофимов С. В., текст, 2024
© Ковалев Б. В., предисловие, 2024
© «Геликон Плюс», макет, 2024
Голос традиции
Не существует поэтической палаты мер и весов – каждому своя мера и свои Весы.
Хорхе Луис Борхес полагал, что именно по этой причине поэт порой стремится примкнуть к какому-нибудь направлению, школе, обзавестись эстетической программой, а это ошибочно: «Произведение само диктует автору нужную форму: стих или прозу, манеру барочную или простую. Теория может оказаться замечательным подспорьем (вспомним Уитмена), а может породить чудовищ или попросту музейные экспонаты».
Томас Стернз Элиот считал, что истинную индивидуальность поэт обретает, только когда осознает себя частью традиции.
Станислав Трофимов не относится ни к одной школе, ни к одному направлению, но всецело принадлежит русской традиции.
В его поэтических текстах органично сочетается духовное и музыкальное. Станислав Трофимов имеет богатый опыт церковного служения; ныне же он солист Мариинского и Большого театров, один из ведущих басов современной русской оперы. Это сочетание оказывается чрезвычайно интересным и плодотворным в поэтической перспективе: образность и тематика одной сферы сплетается с музыкальностью, ритмичностью другой.
Станислав Трофимов известен как исполнитель, который чрезвычайно тщательно и вдумчиво подходит к работе над партиями. Этот творческий метод он применяет и к поэтическим текстам.
Однако будет ошибочно предположить, что его стихи однообразны по тематике. Представленные в этой книги тексты вызывающе контрастны.
«Гудошная сказка» – фольклор несуществующего народа, эпос придуманного мира. «Сказание о гноме», смешное и грустное, уютное и масштабное, написано в своеобразной сказительской манере: точные рифмы соседствуют с ассонансными, но неизменна и строга интонация, управляющая стихом и открывающая читателю фантастический мир сказки. «Месть гнома», одна из наиболее эмоциональных частей «Сказания», написана с использованием лейтмотивной техники – пример осмысленного применения в поэтическом тексте оперных методов. С одной стороны, здесь можно узнать черты вымышленных миров Толкиена и Льюиса, с другой – явственны приметы русских сказок. Именно фольклор и деревенский быт наряду с позаимствованными из оперы техническими решениями становятся почвой для фантастического универсума «Гудошной сказки», что мотивирует как формально-технические, так и интонационно-тематические особенности этого текста.
Совсем иная – «Покаянная поэма». Это образец аскетичной духовной поэзии. Написанная в пору Великого поста, своим ритмом и скорбной интонацией она погружает читателя в особое состояние. Это поэзия не светская и не светлая – ее стоит читать и прочитывать именно как «покаянный», фактически молитвенный текст – в тот же период, когда он и был создан. Поэма написана по Великому покаянному канону преподобного Андрея Критского и находится в русле этого труда: каждой песне предпослан эпиграф, текст изобилует цитатами, вступая в живой поэтический диалог с претекстом.
Поэзия Станислава Трофимова всегда обращена к Богу и к человеку – скорбному, ничтожному, кающемуся, и все равно прекрасному. Человек ничтожен и грешен, он мал и незначителен – в этом его трагедия. Но даже сознавая свою ничтожность, человек стремится к любви, состраданию и жизни – и в этом его красота. Запечатлеть в стихах этот парадокс – редкая удача, однако, как представляется, перед нами именно такой случай.
У Станислава Трофимова множество слушателей – не сомневаюсь, что теперь он обретет и своих читателей.
Борис Ковалев,
член Союза писателей Санкт-Петербурга
Покаянная поэма
по Великому покаянному канону преподобного Андрея Критского.
Писано в дни Великого поста.
Глава I
Песнь 1
Горе мне, моя несчастная душа, для чего ты уподобилась первосозданной Еве? Не с добром ты посмотрела и уязвилась жестоко, прикоснулась к дереву и дерзостно вкусила бессмысленного плода.
Прп. Андрей КритскийС чего я начну рыданьяВ молитвах великих днейО муках греха, терзаньях,Царящих в душе моей?Каким обращуся взоромВ красу высоты небес?Устами ль и их позором,Что в гнусности их словес?Преступному сын Адаму —Его продолжаю грех,Вкушаю змеи отравуИ в том поучаю всех.Душа, подражая Еве,Пленилась красой плода,Что рос на смертельном древе,И волю страстям дала.И сладость в уме восстала,И плод приманил уста.И ядом змея питалаПредавшего свет Христа.Преступно нарушив клятву,Достойно лишён АдамБлаженства и райской жатвы.Но что в наказанье нам?..Что должен стерпеть я, Боже,Отвергший тебя не раз?Излейся роса из глаз! —Владычица мне поможет.Песнь 2
На хребте моем пахали все вожди страстей, проводя вдоль по мне беззаконие свое.
Прп. Андрей Критский
Господь, Ты народ Свой знаешь,Ты каждого знаешь в нас…С небес на меня взираешь,Великий Владыко Спас.Как прежде, мой помысл страстныйТаит от Тебя грехи.И рифмою слов напрасныхСмягчает деянья злы.Я более всех виновенИ грешен средь всех людей.Мой ум прокажён и гноенСтремленьем моих страстей.Мой грех исказил одеждыИ их превратил во прах.Лишённый былой надежды,Стыжусь и вкушаю страх.По телу тянутся струпья,Разящие всюду смрад.И ризы святые рву я,И мой искуситель рад.Рождаюсь как будто сноваИз грязи и смрада ран.Но новый отец не Слово,А похоть и зла обман.Прельщенье красой беспечнойЕдиного райских древЛишило красы предвечной,Мой дух донага раздев.И злые страстей владыкиС вассалами, сонмом всем,Презревши мучений крики,Пахали в хребте моем.Потом, как блудница в зори,В похмельной лежа грязи,Нагой, осквернён, в позоре,Оплакивал я грехи.И рваные взяв одежды,Что змий мне соткал блудом,С великим к Тебе стыдомНадел, отложив надежды.Песнь 3
Беги, душа, от пламени, беги от горящего Содома, беги от истребления божественным огнем.
Прп. Андрей КритскийОгнём опаливший земли,Нисшедшие в грязь страстей,Моим ли моленьям внемлешьИ слёзам моих очей?Беги, о душа, с Содома,Укрыться спеши в Сигор.Погибель блудом ведома,И сыпятся камни с гор.Один согрешил пред Богом,Один, как никто другой.И жалким, бездушным слогомЯ плач не открою свой.Средь козлищ и волчьей стаиКак агнца меня узри,И тяжкое мне остави,И страшного мя спаси.Мой Бог, Ты – моя защита.И Пастырь Предобрый мой.И Кровью, за нас излитой,Греховную плоть омой.Песнь 4
Нет в жизни ни греха, ни деяния, ни зла, в которых я не был бы виновен, Спаситель, умом, и словом, и произволением, согрешив и намерением, и мыслью, и делом так, как никто другой никогда.
Прп. Андрей КритскийНе презри Твоих творений,Созданье Своё прости.Я полон греховных тлений.Ты можешь меня спасти.Конец, о душа, я вижу.Я вижу: Судья грядёт.Восстань из греховной жижи!Как цвет, твоя жизнь пройдёт.Как сон, пролетит поутру,Рассеяв пьянящий дым.Очнёшься – не жил как будто,И встанешь пред Ним один.Увидишь свои деянья,Явятся они в очах.И поздно прольёшь стенаньяВ напрасных твоих слезах.Сейчас, о душа, покайся.Сейчас возрыдай к Творцу.И грех искупить пытайся.Господь пощадит овцу.Нет в жизни грехов ужасных,В которых невинен я.И в мыслях повинен страстных,И скверная плоть моя.И лютая совесть мучит,Страшнее которой нет.И смерть мне, порою лучше,Чем совести дать ответ…Взгляни, о душа, под небо:Вот лестница дел благих,По коей идти тебе быК блаженству отцов святых.Трудися, и обновляйся,И славы небес ищи.От адской беги пещи,От гнева Его спасайся.Песнь 5
Сродниками предана была душа праведная; возлюбленный продан в рабство, прообразуя Господа; ты же, душа, сама всю продала себя своим порокам.
Прп. Андрей КритскийЖиву я во тьме глубокой:Вся жизнь моя – мрак и ночь.Спасенье моё далёко,Но жить во грехе невмочь.Подобен в грехе Рувиму,Стою пред Отцом в стыде.На ложе порок изринул,И тлею в своём блуде.Как некогда братья брата,Продал чистоту души,И к светлому нет возврата…Владыко, меня спаси.Душа! О, душа, покайся!Иосиф был чист умом,И Дух пребывал на нём.Ему подражать пытайся.Песнь 6
Уклонилась ты, душа, от Господа своего, как Дафан и Авирон, но воззови из ада преисподнего: пощади! чтобы пропасть земная не поглотила тебя.
Прп. Андрей КритскийКонец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.