Полная версия
Россия-2024. Выбор судьбы
В республиканском Риме учение о падении нравов было развито в политической борьбе, когда обвинения направлялись в адрес аристократии. Знаменитый оратор и политический деятель Марк Порций Катон, став цензором в 184 г. до н. э., требовал «великого очищения» и безжалостно расправлялся со своими политическими оппонентами. Чрезвычайные меры были обусловлены чрезвычайным положением, но они не дали долговременных результатов, поскольку не породили новых правовых институтов и новых социальных слоев, которые обратились бы к нравственным началам, отступив от устоявшихся жизненных ориентиров Империи.
Многие римляне связывали упадок с моментом разрушения Карфагена и Коринфа в 146 году до н. э. Устранив своих конкурентов, Рим получил огромные трофеи и фактически безраздельное военное и торговое господство во всём Средиземноморье. Диодор Сицилийский писал о Риме I в. до н. э.: «После приостановки боевых действий, юноши обратились к мягкому и недисциплинированному образу жизни, а их богатство служило поставщиком для их желаний. Повсюду в городе расточительность преобладала над бережливостью, легкая жизнь над обычаем военной службы, и тот, кто считался народом счастливым, не был человеком известным за свои качества, но скорее тот, кто проводил всю жизнь в удовольствиях и в самых приятных наслаждениях». Всё это – следствие определенного правового порядка, неверно выстроенного соотношения прав и обязанностей граждан, аристократии, лиц, занимающих государственные посты.
В результате переворота Суллы наступил, как считается, окончательный упадок. Римские писатели указывали на разврат, половые извращения, чревоугодие. В распущенность высших слоев общества втянулся плебс, который ублажали бесплатными раздачами хлеба и зрелищами – гладиаторскими боями, спортивными состязаниями, театром. Для занятия государственных должностей широко использовался подкуп избирателей. От распада Рим спасла имперская форма правления (принципат), которая не сломила аморализм «верхов», но изрядно проредила этот слой массовыми репрессиями. Знать отвечала императорам заговорами и убийствами (Цезарь, Калигула, Нерон, Гальба, Коммод и др.).
Тем не менее Римская Империя продолжала держаться, опираясь на трудолюбивое население провинций и храброе воинство. «Верхи» пребывали в состоянии постоянного разложения, а «низы» несли на себе всю тяжесть государственности. Но «низам» не хватило бы сил поддерживать государство, если бы среди императоров не появлялись настоящие аристократы духа. Выдающиеся исторические фигуры – Юлий Цезарь, Октавиан Август, Тиберий, Веспасиан, Траян, Адриан, Антоний Пий, Марк Аврелий, Септимий Север – несли на своих плечах тяжесть государства. Империя разрушилась только при окончательном распаде аристократии, которая уже не могла держать плебс в повиновении, и имперский скипетр без всякого права попал в руки солдатским императорам, которые бывали мужественными и честными людьми, но их положение всегда было шатким – легионы могли провозгласить императором кого угодно и в любой момент.
Здесь прослеживается аналогия с Российской Империей, в которой разложение аристократии и дворянства, последовавшее за реформами Екатерины Второй, компенсировалось ролью императоров XIX века, которые были выдающимися личностями. Империя рухнула, когда её последним солдатом остался последний император.
Расшифровывая историческое недоумение об упадке нравов, следует сказать: нравы испытывают упадок, когда в упадке государственность, а сама государственность приходит в упадок, когда её «ведущий слой» начинает служить не государству, а своим всё более изощренным желаниям.
Распад Римской Империи циклически длился сотни лет и проходил не только в войнах за сохранение границ Империи, но и в жестокой борьбе Рима с христианством. Римские императоры укрепляли Империю, применяя к подвижникам веры жестокие пытки. При катастрофическом падении общественных нравов в Риме первые христиане отличались высокой моралью и невиданной стойкостью в вере. Прикованные к раскаленным медным стульям и сгорая заживо, они пели псалмы в заполненном римлянами амфитеатре. Империя сдалась – та её часть, что пыталась выжить на прежних началах, была уничтожена варварами, а христианская Империя продолжилась в Византии. Христианство победило – оно определило основы нравов государства, которое просуществовало ещё тысячелетие. И пало, отступившись от чистоты веры – после унии с Римом, который был уже не носителем имперской идеи, а центром ересей и интриг. Скипетр Византии подхватила Россия. Большевики выбили этот скипетр из рук русского народа и зашвырнули в подвал, куда сбросили с «корабля современности» всё, что сочли историческим хламом. Ленин объявил: «Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем», – заявлено в знаменитой речи «Задачи Союзов Молодежи»[5].
Российская Империя ещё остается историческим субъектом, скрываясь под спудом официальных названий неоформленных государственных образований (СССР и РФ) и сохраняя для её подданных шансы на возвращение к историческому существованию. Но наша Империя разрушается с болью и кровью уже более 100 лет; на наших глазах наступает завершение этого процесса. Железной волей и жестокостью большевики собрали её, потеряв Польшу и Финляндию и сговорившись с местными сепаратистами о разделении унитарного государства на формально суверенные союзные республики, спаянные только партийной диктатурой. Отрицая христианство, они создали коммунистическую классовую мораль и политическую веру. Затем попытались занять у христианства понятие о морали, вписав в партийную программу «Моральный кодекс строителя коммунизма» (редакция 1961 года). Но не вышло – эту часть программы пришлось освободить от христианства (редакция 1986 года). И теперь лидеры компартии, находящейся на побегушках у олигархии, продолжают повторять, что «Христос был первым коммунистом». При этом Христа некоторые коммунисты в лучшем случае считали исторической личностью, но не Богом. Воинствующий атеизм был и остался неизменной частью коммунистической доктрины, а коммунистическое мировоззрение, выстроив свои религиозные догматы, остается антихристианским.
Коммунистическая «империя» тоже пала, но не через тысячу лет, а меньше, чем через столетие – исторический процесс неумолимо привел её к 1991 году. Когда партийный диктат ослаб, партийное государство быстро распалось на формально независимые, а на деле несуверенные территории с сильным этнократическим элементом во власти, опиравшимся на разжигание русофобии. Коммунистическая империя оказалась средством разрушения русской Империи и носителем вредоносных антигосударственных идей, которые, в конце концов, взяли верх.
Сегодня власти и прикормленная ими «элита» РФ, пропитавшиеся на протяжении многих лет западными либеральными ценностями, находятся в состоянии, аналогичном тому, что известно по заключительному периоду истории Древнего Рима. Кризис веры, идей и ценностей, распущенность нравов и многие другие причины позволяют проводить аналогию с тем временем. Но не только с ним. В Ветхом Завете описан более ранний радикальный пример падения нравов, который привел к гибели Содома и Гоморры – Господь жестоко разобрался с ними, когда последние праведники покинули погрязшие в пороках города. Добивая последних праведников, РФ готовит себе такую же участь.
Вопрос о судьбе России – это даже не вопрос о соотношении сил, заинтересованных в распаде общества и государства, и противодействующих этому сил. Вопрос в государственной воле, которая должна быть проявлена хотя бы меньшинством. И в средствах преодоления нравственного разложения, охватившего также и государственные институты. Падение нравов в России достигло критической отметки. Нечего на Запад пенять – надо «голубой» и воровской части «элиты» и власти в РФ посмотреть на себя в зеркало и застрелиться. Говоря прагматично, нужна перезагрузка элиты – снятие различных статусов с тех, кто ими не смог распорядиться, и передача их другим людям – людям другого типа. Здесь достаточно будет просто профессионалов, чей уровень морали и компетентности достигает закрепления в личности этических норм и профессиональной культуры. Кроме того, нужна перезагрузка правового порядка с отменой того порядка, который оказался гибельным для страны. Необходимо ввести «законы очищения власти», в том числе с высшей мерой социальной защиты народа. Без этапа очищения нам не обойтись, в противном случае мы не спасем и не сохраним Россию. Критические статьи о действиях и низком уровне квалификации российской власти не спасут. Если критика не воплотится в иной государственно-правовой порядок, олигархия пожрет страну и народ.
В делах спасения России мы должны быть противники кувалды и расправы над сторонниками открытости, правды, справедливости во всех деяниях власти и сторонники честного суда, без которого преступник будет торжествовать над добропорядочным гражданином, а изменник доведет до гибели страну, перед которой он должен был бы ответить.
Прежде всего, надо знать, что судьбу страны определяют нравственные законы, которые относятся, прежде всего, к тем, кто управляет, а не к тем, кем управляют. Вздыхать о разложении нравов – значит, не видеть, что творится во власти. Нравы разлагаются именно там, и оттуда миазмы разложения проникают в общество. Не народ, не подвластные социальные слои заводят страну в тупик. Народ таков, какова власть, а не наоборот. Неверно говорить, что всякий народ достоин своей власти. Нет, народ достоин лучшей власти, потому что его грехи – это грехи отдельных людей, а грехи обладателей властными полномочиями умножаются этими полномочиями тысячекратно. Поэтому корень всех проблем – во власти. Вопрос о власти при решении любой социальной проблемы – ключевой.
Правда и право вместо лжи и пропаганды
Большинство российских обывателей живут сегодняшним днем, прошлое для них не имеет значения, повседневными заботами они объясняют отсутствие интереса к изучению истории за пределами едва усвоенных школьных познаний. Для граждан настоящее и будущее страны прорастает из прошлого. Опираясь на традиции и задумываясь о вечном, граждане-патриоты созидают будущее России. Не может быть равенства между теми, кто вкладывается в будущее, и теми, кто равнодушен к нему. Если неравенство в этом вопросе не закреплено, то гибель государства и народа неизбежна.
История сопряжена с замыслом Бога о человеке, и поэтому обращение к опыту прошлого – это акт богопознания и одновременно – проникновение в смыслы касающихся нас непосредственно исторических примеров. Понимание этих примеров скрепляет нацию, а замена понимания бездумными праздниками, фальсифицирующими историю фильмами, бравурными концертами – убивает память и низводит героев прошлого с пьедесталов, которые они занимают по праву. Поощрение лжи – прямой путь к катастрофе. Пресечение лжи – путь выхода из кризисного состояния. Это ответственность правителя, всего ведущего слоя, который определяет будущее страны. Лживый правитель с гордыней – трагедия для народа и государства.
Времен связующая нить является канатом из тысяч волокон, в этом единстве многообразия – настоящая ценность России. В прошлом мы должны искать именно это – настоящие ценности, а не уроки самозабвенного чванства. Велик тот правитель, который бережет основы русской жизни, сберегает нацию и находит средства для её быстрого продвижения вперед. Оценка исторической личности по количеству жертв, которые он принес на алтарь своей гордыни, до сих пор бытует в обыденном сознании, трепещущим перед «величием» Чингиз-хана и Тамерлана, Ленина-Сталина или Гитлера.
В современной РФ возникло явление, которое точно названо «победобесие», что означает совмещение памяти о Победе с бесовщиной современности, с привлечением пропагандистских штампов прежних времен для решения текущих проблем, среди которых обезумившая власть видит главной – подавление всего, что может быть ей альтернативой. Власть, не имеющая перед страной никаких заслуг, предлагает объявлять «предателями» всех, кто отрицает её право прославлять Победу 1945 года. Фанфары, посвященные прошлому, без правды об этом прошлом превращаются в ложь о своей истории. И современный культ Победы не имеет к самой Победе никакого отношения – скорее, отрицает её пошлыми мероприятиями, доставляющими радость только обывателю.
При Сталине был проведен Парад Победы 24 июня 1945 года, когда знамена побежденной Германии были брошены на гранит возле Мавзолея. Праздник «День Победы» после войны отмечался три раза. В декабре 1947 года его отменили – это долгое время был обычный рабочий день, а парады и демонстрации проводились 1 мая и 7 ноября. Существуют разные версии отмены праздника, в разделе книги о Сталине мы приведем свою гипотезу.
День Победы вновь стал государственным праздником и нерабочим днем через 18 лет – в 1965 году при фронтовике Брежневе, когда только-только зарубцевались раны, нанесенные войной, были живы многие фронтовики.
По данным Минобороны общие потери военнослужащих и гражданского населения СССР в Великой Отечественной Войне составили 26,6 миллиона человек. Отметим безвозвратные потери СССР в зимней войне с Финляндией – более 126 тыс. человек и в войне с Японией – более 12 тысяч человек. По оценкам демографов с учетом дефицита рождений потери составляют 42 миллиона человек. Оценка потерь СССР в 26–27 млн человек (без учета демографических потерь) принята мировым научным сообществом.
Финансовые потери СССР – 610 млрд долл, превышают суммарные потери Германии (300), Великобритании (150) и США (137).
В феврале 1946 года общее число потерь СССР в 7 млн человек было опубликовано в журнале «Большевик». В марте 1946 года Сталин в интервью газете «Правда» заявил, что СССР безвозвратно потерял в годы войны около 7 миллионов человек. В опубликованном в 1947 году докладе «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» председателя Госплана СССР Вознесенского людские потери не указывались. Но теперь мы знаем, что безвозвратные потери СССР значительно превышают совокупные потери всех остальных основных участников войны на европейском театре военных действий. Сразу после войны объявить о реальных потерях было опасно: историческая правда могла указать на виновников столь масштабных утрат – советское правительство, компартию и вождя.
Известно, что после Парада Победы 24 июня 1945 года Сталин был награжден 27-го июня вторым орденом Победы, ему было присвоено звание Героя Советского Союза с одновременным присвоением высшего воинского звания Генералиссимус Советского Союза. Награды ждали владельца почти пять лет – Н. Шверник вручил Сталину звезду Героя и второй орден Победы лишь 28-го апреля 1950 года. Также известно, что он носил звезду Героя Социалистического труда, иногда носил довоенные награды и награды, полученные в ходе войны, но награды, полученные за Победу, не носил. В декабре 1949 года торжественно и с большой помпой отпраздновали семидесятилетие Сталина, была организована выставка подарков вождю. Он принимал поздравления и подарки, а победных наград не принимал. Потому что знал, что обманывает народ. И что Победа далась столь высокой ценой, в первую очередь по его вине – из-за его неспособности к предвидению, неправильного выбора государственного устройства, неготовности армии, запоздавшей военно-промышленной политики и так далее.
Не получилась советская победа в том виде, каком он хотел: слишком много потерь и разрухи в стране, нищета населения, предстоят трудные годы восстановления. Германия тоже разрушена, с неё немного возьмешь в счет репараций. В то же время США разбогатели на войне, ввели Бреттон-Вудскую финансовую систему и доллар как мировую валюту, дважды применили атомную бомбу в Японии, развили промышленность и армию, доминируют в экономике и политике. Нетрудно сделать вывод: кому война пошла на пользу, тот реально победил в ней. Победитель очевиден, другие зализывали раны.
Брежнев прошел всю войну политработником, но не только в штабах, а в окопах, был награжден пятью боевыми орденами, знал тяготы и горе войны. «Столь жестокой войны, которую перенес Советский Союз, не выпадало на долю ни одному народу. Война унесла более двадцати миллионов жизней советских людей», – сказал в 1965 году Брежнев. С тех пор 9 мая стало праздником – днем Победы, а все ветераны были награждены памятным орденом Отечественной войны. На практике ветераны за несколько десятилетий получили от государства очень немного, но чиновники всюду отчитывались в том, что ветераны получают свои льготы. Это была одна из уловок – превратить целый слой населения в пропагандистов режима, чтобы памятью о войне сплотить народ как раз вокруг тех, кто виноват в катастрофических её последствиях. Дело было не столько в благодарности ветеранам от последующих поколений, сколько в том, чтобы эти поколения продолжали идти за КПСС и подчиняться соответствующей идеологической догме.
Может быть, уже настала пора перейти от военных парадов по случаю дня Победы к скорби и памяти о погибших и умерших фронтовиках. Не восторженность от победы, а горе утрат должно стучать в наши сердца. Ведь таких потерь народа не знала ни одна страна за всё время существования человечества. Странно, что власти убеждают уже праправнуков фронтовиков считать себя победителями, одевая их в военные костюмы времен войны. Утратив победившее государство, считают их наследниками чего? Вот уж воистину: горе от небольшого ума – превращение трагедии в фарс! Парадность вызывает странное и неловкое чувство искусственной причастности к той великой войне. Возникает ощущение, что всё это организуют люди, не знавшие фронтовиков.
Славе победителей мешает словоблудие власти и пропагандистов; вызывают оторопь слова: «Можем повторить!» Фронтовики и инвалиды, блокадники и беженцы той войны не любили говорить о ней, тем более с принятым теперь пафосом. Для них война, эвакуация, блокада были связаны с чувством постоянного голода, трудной, кровавой и опасной работой, которую они делали на передовой, в госпиталях, в полях и на заводах от первого до последнего дня войны. Они избегали рассказов детям о войне, чурались хвастливоговорливых вспоминателей. Они прожили жизнь скромно и достойно, мало кто из них дожил до позорных 1990-х. На день Победы они носили орденские колодки, посмеивались над «иконостасами» со значками и юбилейными медалями «по случаю». Пока что мы – дети и внуки фронтовиков – это помним, но власти стремятся к тому, чтобы мы всё забыли и жили по рецептам пропаганды, утопая во лжи и не зная правды о войне.
Одна из задач, которая стоит перед Россией – пережить свою собственную историю целиком, отбросив прежние идеологические клише и проведя необходимые исторические изыскания, которые должны все детали расставить на свои места – опровергнуть исторические фальсификации и передаваемые из поколения в поколение русофобские домыслы. Историческая правда – это способ найти те ключевые разрывы, которые до сих пор не осмыслены. Последствия, тянущиеся из прежних веков, настигают нас и будут калечить нашу жизнь, пока им не будет дано правдивой окончательной оценки, целью которой будет заново проведенная легитимация российской государственности.
К сожалению, до наших дней из прошлого тянутся давние проблемы, а иные разрушительные принципы берутся на вооружение не только правящей группировкой, но и многими кухонными умниками, повторяющими однажды услышанный пропагандистский штамп из прежних времен. Мы знаем, что конфликтные принципы Сталина «нет человека – нет проблемы» или «если враг не сдается, его уничтожают» в отношении кулаков, дворян, священнослужителей, насильно выселенных народов, убитых инакомыслящих и случайных людей привели к очередной Смуте и распаду государства СССР. Эти принципы были заложены в тайно продолжившуюся гражданскую войну, которую коммунистическая номенклатура вела против народов России.
Исторический опыт показывает, что внешнее благополучие не отражает реальности и не гарантирует долговечность любого режима. Мы осознаем, что стоим на пороге катаклизмов, после которых в России возникнет новая реальность. Ведь нынешняя власть не легитимна со дня ликвидации СССР, её нелегитимность лишь закрепил расстрел российских депутатов в октябре 1993 года по приказу Ельцина. Своим решением Ельцин обострил тихую гражданскую войну, и сделал очередной шаг к распаду Российской Федерации. Чего иного можно было ожидать от обиженного партией, но с волей к власти амбициозного и недалекого человека, не прошедшего этапов управления государством. За свое правление он сделал немало плохих шагов, полагая, что хорошо играет роль правителя в созданном им криминальном либерально-олигархическом государстве личной власти, прикрытым фальшивым листком демократии. Но Российская Федерация, как осколок Советского Союза, фактом своего существования в административно-территориальном формате РСФСР не оправдывает это существование без международных правовых действий.
Конституционный суд и президент Ельцин не беспокоились о правовой чистоте правопреемства государства РФ от его предшествующих форм. Даже в декларативной форме РФ не заявила свои права на наследство СССР, а в ООН было лишь направлено письмо-уведомление о том, что РФ будет выполнять обязательства СССР и занимать его место в Совбезе ООН. Этот вопрос никогда не обсуждался, и поэтому членство РФ в ООН остается зыбким – его можно отменить даже без всяких голосований. Не исключено, что либеральная политическая элита Запада подвесила РФ на крючок, считая в то время Ельцина и затем Путина «своими». С нами считаются, пока мы сильны, но небрежение международным правом и Уставом ООН может плохо завершиться.
Историческая правда и правовой континуитет – основа сплочения нации, единства людей в общей для всех государственной системе с перспективой сохранить это единство надолго. Правда надежно противостоит текущей политической конъюнктуре. Правопродолжение от исторической России и всех её государственных форм – самая надежная позиция, в которой нынешнее государство принимает на себя совокупность всех прав и обязанностей, которые были провозглашены прежде, и не могут быть отменены «по умолчанию». Следует открыто объявить о том, чем является Россия как тысячелетний исторический субъект и как легитимно существующий государственный организм.
Прежде всего, надо знать, что любое лукавство в отношении собственной истории ведет страну в тупик, а отсутствие оформления прав на наследство от прежних эпох означает, что это наследство присвоит кто-то другой.
Жить своим умом, а не отверточными сборками
Кроме правды истории и обоснованности прав на власть, народ должен быть в состоянии их понять и усвоить, поэтому соответствующие истины должны быть преподнесены через систему образования и средств массовой информации. К сожалению, то же самое образование и СМИ в руках недобросовестных политиков становятся не инструментами созидания, а инструментами разрушения нации.
Вот как Ленин внедрял в России западные инновации: «Советская власть плюс прусский порядок железных дорог, плюс американская техника и организация трестов…» Но не это направление было для него и его единомышленников главным. Он стремился переделать русского человека в «немца» грядущих времен. Из этого вышел «советский человек», который всё же вспоминал о своём происхождении, но вынужден был считаться с партийно-классовой доктриной, предписывающей ему забыть истоки своей культуры и государственности.
Первой и главной целью в создании «нового человека» для Ленина и его партии стала модернизации школы – уничтожение многовариантной царской системы школьного образования. Принятые в 1918 году документы о единой трудовой школе стали первой в истории программой создания народной школы по американскому образцу философа и педагога Дж. Дьюи. Именно его идеи поверхностно восприняли и частично реализовали Ленин с Крупской в массовой школе. Роль Крупской как главного идеолога и теоретика большевистской реформы образования безапелляционно утверждалась в советское время.
Крупская в 1915 году написала главную брошюру о будущей советской модернизации школы: «Народное образование и демократия», редактором которой был Ленин. В процессе её подготовки Крупская исписала 27 тетрадей конспектов на трех (!) языках, причём некоторые цитаты длятся страницами. «Но… она не знает школу, точнее она знает, чего хочет от школы, но не знает, а потому не описывает, как школа добивается результатов»[6].
Идеи Дьюи помогают самоутверждению школьников, достижению ими личного преуспевания, что отвечает американскому менталитету, который базируется на трех китах: право, индивидуальная свобода, прагматизм-эгоизм.
В отличие от США в царской России в основе ментальности детей и подростков были положены принципы, основанные на православных ценностях, в которых эгоизм является пороком в отличие от западных представлений. В школах приветствовалась мораль соработничества и взаимопомощи, а не конкуренции эгоистов. В основу советской школы