bannerbanner
100 великих загадок Турции
100 великих загадок Турции

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Разгром Хазарии Святославом позволил тюркским племенам, находившимся под властью хазар, получить независимость и начать экспансию в Закавказье. При этом тюрки-сельджуки уже не были столь дикими, как нам рисуют некоторые авторы. От контактов с хазарами они получили основы культуры и что самое главное – основы военного искусства. Наличие у членов рода Сельджуков еврейских имен вполне можно объяснить иудаизмом среди части тюрок. Но в Закавказье они столкнулись с активно действующим исламом, что и привело в конечном итоге к переходу сельджуков в мусульманскую религию.

Есть еще одно объяснение тюркской вездесущности на страницах истории. Да, их было много, но не все исторические тюрки являлись таковыми на самом деле. Так, многие угорские племена были объявлены тюрками. Те же печенеги, гунны, хазары (точнее их угорские компоненты до контактов с семитами). И если бы до наших дней не дожили нации венгров и осетин, то и венгры и часть аланов тоже, скорее всего, были бы объявлены историками тюрками.

Напоминаем:

Известный историк профессор А.Г. Кузьмин в работе «Хазарские страдания» привел пример с расшифровкой салтово-маяцких надписей (район лесостепной части Подонья, где обитали в основном аланы). «Не отрицая алано-болгарской принадлежности поселений и могильников Подонья, М.И. Артамонов стал склоняться к мысли, что и эти народы были ассимилированы тюркоязычными хазарами. Эту мысль вроде бы проверил и подтвердил тюрколог А.М. Щербак, прочитав ряд надписей салтово-маяцкой культуры как тюркские, и М.И. Артамонов немедленно принял это прочтение как огромной важности факт». Это было в 1954 г… А в 1971‐м выяснилось, что «Щербак не только неверно перевел, но даже неверно воспроизвел все надписи, поскольку в оригинале их даже и не видел. В действительности – одни надписи оказались алано-осетинскими, а другие – черкесскими».

Но вот что любопытно: в 1976 г., т. е. пять лет спустя, выходит книга С А. Плетневой «Хазары». «Заключение М.И. Артамонова приняла и С.А. Плетнева, признав вероятным, что уже к середине VIII в. на территории каганата распространился „общий язык“, который восприняли „даже ираноязычные аланы“» (А.Г. Кузьмин). Тюркизм по-прежнему торжествует!

В труде Масуди «Россыпи золота» читаем: «Затем следует царство Алан (ал-Лан), царь которого называется К. рк. ндадж, что является общим именем для всех их царей». В примечаниях к труду сообщается, что К. рк. ндадж – возможно, турецкий почетный титул (кэр-кун-дедж), а элемент кэр встречается во многих турецких именах и словах. Еще немного и глядишь, историки признают в некоторых аланских племенах вовсе не индоевропейцев, а тюрок.

Между тем появление этого титула у аланов вполне объяснимо с точки зрения АВ. В тех же примечаниях к труду Масуди сообщается об именах северокавказских эмиров: это Исхак бен Кундадж и Исхак бен Кундаджик бен Урхур. А имена-то еврейские! Бен – это ивритское «сын» (по-арабски «сын» – ибн). Исхак, сын Кундаджа. Поэтому нам сразу же заявляют, что эти эмиры могли иметь хазарское происхождение. И здесь, пожалуй, правы традиционные историки. Действительно, эти имена хазарского, т. е. еврейского происхождения. Кундадж тоже, получается, имя семитского корня. Как звали аланских царей? Кэр Кундадж. Но «кэр» – это слегка испорченное семитское «сар», т. е. «царь, правитель»! Таким образом, мы имеем, что аланского царя звали «царь Кундадж». Откуда семитские имена у аланов? Вполне возможно, что этот царь Кундадж был родом из хазар, т. е. евреев. Семиты практиковали посажение на трон подчиненных им племен своих соплеменников.

Через несколько веков сельджуков сменили родственные им турки-османы. В самом конце XV в., когда в Испании начались гонения на евреев, именно османы пригласили к себе этих беженцев (иноверцев!) и даже создали условия для их жизни и торговли.

(По материалам А. Максимова)

Конец царства Сельджукидов

Сельджукиды подчиняли своей власти разные земли путем завоеваний. Однако по традиции, подтвержденной исламским законом, все подданные, независимо от происхождения, были равны перед властью.

Султаны сражались с враждебными им правителями, но не с их подданными, которые после свержения прежнего властителя присягали на верность султану.

Объединение богатейших и наиболее культурно развитых областей исламского мира под властью Сельджукидов означало прекращение прежних изнурительных раздоров между владетелями разных мусульманских областей. Внутреннее успокоение способствовало развитию хозяйства и новому культурному прогрессу мусульманского Востока. Развивались образование и наука.

Но после смерти Мелик-шаха, последовавшей в 1092 г., сама Сельджукская империя погрузилась в долгую череду междоусобных войн, которые продолжались более ста лет. То и дело начинали сражаться за право воссесть на трон разные представители рода Сельджукидов, восставали наместники провинций, сами желавшие быть султанами, а границы государства подвергались нашествиями врагов.


Фрагмент рельефа из сельджукского дворца в Конье


Византийская империя предпринимала попытки возвратить отобранные у нее сельджуками земли в Малой Азии, в начале XII в. пришедшие из Европы крестоносцы отвоевали у Сельджукского государства восточное побережье Средиземного моря, на востоке территории сельджуков атаковали новые возникшие в Центральной Азии державы кочевников – сначала каракитаев, а затем монголов.

В глубине державы в труднодоступных горных крепостях укрывались отряды вооруженной религиозно-политической оппозиции шиитов-низаритов – ассасины, считавшие власть султанов – ортодоксальных мусульман, незаконной и совершавшие набеги на сельджукские гарнизоны, убивавшие государственных должностных лиц.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Икта – передача государством (правителем) принадлежащей государству территории и доходов – хараджа – с неё какому-то конкретному лицу с правом наследования. При этом возможна передача территории под полный контроль какого-то лица (мульк) либо же только получение доходов с них.

2

Синоп – легендарный город в Северной Турции. Расположенный в самой северной точке турецкого Причерноморья, Синоп известен русскоязычному читателю разве что благодаря случившемуся здесь в 1853 г. морскому сражению, которое стало отправной точкой Крымской войны. Однако это не значит, что ничем другим этот город больше не интересен. Ну, хотя бы тем, что тут родился знаменитый Диоген…

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3