Полная версия
100 великих загадок Турции
Разветвленная оросительная ветвь, развитое сельское хозяйство и выгодное расположение на скрещении караванных путей, соединявших Среднюю Азию, Иран, Причерноморские степи, Поволжье и Русь, приносили большие материальные средства правителям Хорезма.
Использовав распад султаната Великих Сельджукидов, хорезмшахи присоединили к своему государству в 80–90‐х гг. XII столетия много земель.
Напоминаем:
Захватив в XII в. Мервский оазис и Хорасан, разгромив Иракско-сельджукский султанат, хорезмшах Текеш захватил почти весь Западный Иран. При хорезмшахе Мухаммеде к Хорезму были присоединены Мавераннахр с городами Бухарой и Самаркандом и бассейн реки Сырдарьи, а также весь Афганистан к 1215 г.
На рубеже XII и XIII вв. Иран снова пережил экономический подъем. Ибн Исфендийяр, автор «Истории Табаристана», сообщает, что эта область изобиловала пшеницей, рисом, просом, фруктами, скотом и дичью, была покрыта садами, так что повсюду глаз радовало только зелени, и являлась столь густо заселена, что деревни сливались одна с другой и нигде не было видно необработанного клочка земли.
В то же время налоговый гнет приводил к крестьянским волнениям. Внутри класса феодалов в начале XIII в. также обострились противоречия. С одной стороны выступала духовная и чиновная знать, поддерживавшая стремление хорезмшахов к централизации управления, а с другой – знать военная, частью кочевая, стремившаяся к независимости от центрального управления. Последние хорезмшахи вели неудачную борьбу с багдадскими халифами Аббасидами, которые, используя упадок Сельджукского султаната, еще около 1132 г. вернули себе политическую власть в Нижнем Ираке и Хузистане, воссоздав, таким образом, Багдадский халифат, правда, в очень уменьшенных размерах. Империя хорезмшахов вскоре стала легкой добычей монгольских завоевателей.
Сельджукские воины. Рельеф XII в. из Коньи
Сельджукское государство в Малой Азии
Недальновидная политика Византии, стремившейся покорить богатые Киликию и Сирию и оставившей без внимания государство Сельджукидов, дала ему возможность вновь усилиться. Сельджукиды захватили владения Данишмендидов, разгромили византийцев в битве при Мириокеорале и стали оттеснять их к побережью. После же взятия Константинополя крестоносцами во время Четвертого крестового похода сельджукиды пробились к Средиземному морю, захватив Анталию, и к Черному морю, окружив Синоп.
Наибольшего политического могущества Румский султанат достиг, как известно, при султане Алааддине Кей-Кубаде I, который совершил даже поход за море – в Крым, разбил половцев и захватил город Судак (Сужу).
Население Румского султаната по этническому составу не было однородным, ведь в Малую Азию в течение XI–XIII вв. переселилось значительное число тюрок-огузов. Большая часть их продолжала вести кочевой образ жизни, сохраняя деление на роды, часть же перешла к оседлости. В городах поселилось немало персов – ремесленников, купцов и чиновников. В стране оставалось и много греков, а на востоке ее – армян. По отношению к своим христианским подданным сельджукские султаны Рума проявляли известную веротерпимость. Из слияния сельджукских турок-огузов и тюркизировавшихся малоазиатских греков, персов, армян и грузин с конца XI в. в Малой Азии постепенно складывалась турецкая народность. Одновременно формировался язык тюркской системы – турецкий.
Напоминаем:
У кочевых тюрок-огузов во главе племен стояли наследственные вожди. Во время войны каждое племя представляло собой феодальное ополчение – тюмен (тумен) до 10 тысяч воинов. Господствующее племя кынык, из которого вышла династия Сельджукидов, поставляло в ополчение 4 тюмена. Обычное право – тюре – оставалось у огузов основным законом государства наряду с мусульманским правом. При вступлении на престол каждого султана, обязательно из династии Сельджукидов, требовалось признание его вождями и знатью огузских племен, собиравшимися для этого на съезд-курултай. Сельджукиды установили в Малой Азии систему военных ленов (икта), раздаваемых как кочевой, так и оседлой знати. Кроме икта, имелись земли и мульковые, владельцы которых не были обязаны нести службу султану, и земли вакфные, принадлежавшие мусульманскому духовенству. Большой земельный фонд составляли собственные земли султана – хасс.
Положение вассалов султана – беев, владевших землями внутри страны, и пограничных беев было различно. Последние пользовались значительной самостоятельностью и мало считались с центральной властью. Крупные вассалы, как кочевые, так и оседлые, – большие беи, или древние беи, – являлись носителями феодальной раздробленности. Стремясь сохранить единство государства, султаны старались опираться на средних беев – недавно выдвинувшихся небогатых феодалов. А также на гражданских чиновников, в большинстве своем – персов. Крестьяне находились в феодальной зависимости от оседлых или кочевых беев и других землевладельцев и должны были выполнять повинности в пользу своих господ и выплачивать налоги султану.
Сельджукская монета XIII в.
Крупнейшими городами Малой Азии в эти века были Конья, Кайсери и Сивас, население которых доходило до 100–120 тысяч человек. В XIII в. наиболее важным экономическим центром стал новый город – Аксарай. Несмотря на наличие в городах ремесленных корпораций, правами самоуправления горожане не пользовались. Особое влияние в городах Малой Азии в это время приобрело братство ахиев, возникшее в Иране еще в XI в. Это было некое военно-религиозное объединение, имевшее своей целью участие в «священной войне с неверными». Ахии были тесно связаны с ремесленниками, производившими предметы военного снаряжения, и имели свой устав, допускавший тираноубийство. В братстве была широко развита взаимопомощь, в каждом городе у них имелись кассы взаимопомощи, общежития для молодых подмастерьев и братские трапезы.
Ну, все же как с самой-самой древней историей? А как же совсем без нее? И мы туда вернемся! Совсем ненадолго. Да-да, пока еще не поздно в тот самый неолит-энеолит и все то загадочное и пока непостижимое, что с ним связано и что неотвратимо следовало за ним!
Самые-самые ранниеВ эпоху неолита на территории Турции существовало несколько развитых культур, скорее всего этнически не однородных. Считается, что это следы деятельности народов, которые мигрировали в Европу через Балканский полуостров. Поселение в Средиземноморье возникло около 7,5 тысячи лет назад, нашли его на юго-западе Турции в Чатал-Хююке, который считается древнейшим городом на Земле. Некоторые специалисты рассматривают его скорее крупным поселением городского типа, поскольку там нет ни одного общественного здания…
При раскопках в нем обнаружили следы высокой цивилизации, в том числе керамику и даже статуэтки. Для культуры эпохи раннего неолита характерны были круглые каменные дома, следы которых были найдены в Невалы-Чори, Ходжа-Чешме, Гебекли-Тепе. Керамика была тогда еще неизвестна. В более поздний период начали строить прямоугольные дома (Ашиклы-Хююк, Джафер-Хююк), появились следы керамики, сначала научились делать статуэтки, позже посуду. Материальные свидетельства истории Турции с древнейших времен говорят о высокоразвитой для того времени культуре!
Считается, что первой великой цивилизацией в Анатолии стало государство хеттов, которое возникло на рубеже XIX–XVIII вв. до н. э.
Вид раскопок Чатал-Хююка
Сообщаем подробности:
После распада родо-племенного строя, чему помогло проникновение семитских торговых колоний, стали образовываться города-государства. Между ними развернулась борьба за политическую гегемонию, в которой победил город-государство Куссар, взявший под контроль обширную территорию. Позже историки назвали это политическое образование Хеттским царством. Жители его поклонялись богине Солнца и богу дождя и урагана. У ашшурских (это одно из семитских племен) купцов заимствовали письменность и язык. Государство захватило Сирию, воевало с Египтом, где правил великий Рамсес II, и противостояло вторжению «людей моря» с греческих островов. Однако после очередного большого нашествия древних греков страна вновь распалась на маленькие царства. Разрозненные города-государства легко захватил Кир.
Примерно в 330 г. до н. э. Александр Великий завоевал Анатолию. После его смерти началась война между македонскими полководцами, делившими наследство своего царя. В итоге кельтские племена галатов легко захватили страну в 279 г. до н. э., основав государство со столицей в Анкаре, которая первый раз в истории Турции стала политическим центром страны.
Вхождение в состав Римской империи принесло на территорию Турции спокойствие и относительное процветание, создав хорошие условия для экономики и торговли. После разделения в IV в. на восточную и западную часть Византийская империя продолжила расширяться, вновь отвоевав Италию, Анатолию и Северную Африку…
Наибольший расцвет приходится на эпоху правления императора Константина в 324 г., который объединил страну и начал строительство новой столицы, великого древнего города, который назвали потом Константинополь. Второй величайший ренессанс пришелся на IX в., когда вместе с победой над главными врагами – болгарами и арабами – страна стала центром греческой культуры, был открыт первый европейский университет, стали развиваться живопись, литература. После разделения христианской церкви в 1054 г, Константинополь становится центром православия…
Диоген Синопский жил не в бочке, а в амфоре
Кем на самом деле был известный уроженец турецкого Синопа[2] Диоген – мошенником или философом и жил ли он в бочке?
Философ, который жил в бочке и отличался циничным отношением к окружающим, – вот реноме Диогена, которое он с удовольствием поддерживал. Эпатаж или верность догмам собственного учения – к чему стремилась натура этого древнегреческого мудреца?
Во всяком случае, в том, что Диоген существовал в действительности, нет никаких сомнений.
Он родился, очевидно, в 412 г. в городе Синопе в семье менялы Гикесия. По-видимому, Диоген и его отец оказались замешанными в некий скандал с фальсификацией монет либо в других финансовых махинациях. В результате будущего философа изгнали из города. Некоторое время Диоген искал призвание в жизни, пока в определенный момент не повстречался с Антисфеном, философом, который станет учителем и образцом для подражания для Диогена. Эти два имени вошли в историю как основатели кинизма – учения, частично основанного на философии Сократа.
Антисфен, ученик Сократа, а вслед за ним и Диоген проповедовали упрощение жизни вплоть до аскетизма, призывая избавляться от всего лишнего и бесполезного. Философы не просто избегали роскоши – они свели количество принадлежащих им вещей всего к нескольким: плащ, который носили в любую погоду; посох, которым можно было пользоваться при ходьбе и для защиты от нападения; сума, в которую складывали подаяние. Образ ученого-философа, с бородой, сумой, посохом и в плаще, много веков используемый в искусстве, первоначально воплотили в жизнь именно Антисфен с Диогеном. Они же считаются первыми космополитами – гражданами мира.
Помимо аскезы киники провозглашали отказ от следования догмам, в том числе религиозным и культурным, стремясь к автаркии – полностью независимому существованию.
Диоген действительно устроил свое жилище в сосуде, но не в бочке в обычном понимании слова, а в большой, с человеческий рост, амфоре – пифосе. Пифос широко использовался греками для хранения вина, оливкового масла, зерна и соленой рыбы. Местом своего обитания Диоген выбрал главную площадь Афин – агору, став своего рода достопримечательностью города. Он имел обыкновение принимать пищу прилюдно, что в древнегреческом обществе считалось неприличным, да и другие нормы поведения философ нарушал охотно и с удовольствием от произведенного эффекта. Нарочитое стремление к маргинальному поведению создало Диогену своеобразную репутацию на тысячелетия, и в современной психиатрии имеет место синдром Диогена – заболевание, связанное в том числе с крайне пренебрежительным отношением к себе и отсутствием стыда.
Короткие истории из жизни Диогена содержатся в книгах его тезки – Диогена Лаэртского, и это едва ли не единственный источник сведений о философе. Так, по этим рассказам-анекдотам, киник любил зажечь свечу-фонарь средь бела дня и отправиться бродить по городу в поисках Человека и, как правило, не находил. Описание же человека, данное Платоном, – «существо с двумя ногами без перьев» – Диоген высмеял, показав ощипанного петуха, «человека, согласно Платону». Платон не оставался в долгу, называя Диогена «Сократом, выжившим из ума».
Античный римский бюст Диогена. Галерея Дориа-Памфили, Рим
В своем стремлении к минимализму философ непрерывно совершенствовался и, увидев однажды, как мальчик пьет воду, зачерпнув ее горстью, выбросил из сумы свою чашку. А другой мальчик, тот, что ел похлебку из выеденного каравая хлеба, побудил Диогена избавиться и от миски.
Был ли он рабом или свободным человеком? Согласно сохранившимся о Диогене историям, ему довелось некоторое время быть рабом у некоего Ксениада, который, по разным версиям, то ли освободил философа сразу же, оплачивая его наставничество в отношении своих двух сыновей, то ли оставил жить в своем доме на правах члена семьи.
Очевидно, большая часть жизни Диогена прошла в Афинах, однако есть свидетельства его жизни в Коринфе, откуда был Ксениад – жизни в «бочке», от которой Диоген и не думал отказываться.
Диоген. Художник Жан-Леон Жером. 1860 г.
Сообщаем подробности:
Когда философа посетил полководец Александр Македонский, тот велел ему отойти – «ты заслоняешь мне солнце». Кстати, согласно Лаэртскому, Диоген и Александр умерли в один день – это было 10 июня 323 г. да до н. э. По некоторым данным, философ перед смертью наказал похоронить его лицом вниз.
Диоген в полном смысле слова – классическое воплощение циника. Такая яркая личность не могла не вдохновлять современников и потомков на создание произведений искусства. Даже эпизодическое упоминание имени философа-киника, такое как клуб «Диоген» в рассказах Дойля о Шерлоке Холмсе, придает повествованию интригующий оттенок.
(По материалам: https: //kulturologia.ru/blogs/161218/41658/)
Павший герой Троянской войны
Ну и еще об одном подлинном уроженце Турции расскажем, хотя все почему-то считают его греком. Гекторе – павшем герое Троянской войны.
Гектор благодаря бессмертному творению Гомера стал одним из самых знаменитых древнегреческих героев. Во время Троянской войны он проявил себя как отважный воин. Увы, Гектор вызвал гнев самого Ахилла, не менее могущественного противника с греческой стороны.
Троянский герой так и не смог увидеть, чем завершилось противостояние ахейцев и его соотечественников. Что же стало причиной ярой ненависти между двумя героями? Какой была судьба Гектора в сражении?
Гектор был сыном царицы Гекубы и троянского правителя Приама, последнего властителя города, которому суждено было стать поверженным греческим войском. Помимо Гектора в Трое были и другие царевичи, однако именно этого юношу подданные почитали практически на уровне с божествами. Гектор отличался красотой, был отважным воином, славился доблестью и своим благородным нравом.
В преданиях о Троянской войне многие авторы рассказывают, что троянский царевич во многом превосходил Агамемнона, полководца древнегреческих отрядов. Возможно, прослышав о славе Гектора в Трое, греки решили выбрать собственного героя, которым стал Ахилл. Надо сказать, что оба этих воина не уступали друг другу ни в чём.
В начале Троянской войны о Гекторе известно лишь немногое. Однако к десятому году сражения герой становится военачальником троянской армии. Именно тогда Гектор сумел ярко проявить все свои таланты, завоевав уважение и восхищение своих соотечественников.
Гектору приходилось останавливать силы, во много раз превосходящие армию Трои. Грек Агамемнон привёл к городским стенам стотысячное войско. А вот в распоряжении царевича находилось вдвое меньше людей, причём среди них было немало наёмников, которых интересовали лишь деньги.
По-настоящему преданных троянцев насчитывалось не более десяти тысяч человек. Но даже при наличии таких скромных ресурсов и численности отрядов Гектор сумел удержать натиск армии Агамемнона.
Сообщаем подробности:
В боях Гектор вдохновлял своих воинов собственным примером. Он отчаянно сражался, проявляя доблесть и бесстрашие. Не только троянцы, но и их враги, греки, считали Гектора настоящим героем, рассказывали истории о невероятной отваге воина.
Изначально он решительно вступил в бой с ахейцами, что в десять раз превосходили численность его отряда. Гектору пришлось отступить, но лишь для того, чтобы сохранить жизнь своим воинам и перейти к обороне города от греков.
Девять лет боёв стали периодом больших потерь для ахейского войска. Противники троянцев оказались ослаблены, их моральных дух постепенно угасал. Гектор действовал в соответствии с законами справедливости и чести. Не только люди, но и боги смогли оценить благородство воина.
Когда союзник троянцев Пандар нарушает перемирие, Гектор вынужден снова вернуться к боевым действиям. Этим поступком он разгневал богов, однако своими подвигами на поле боя он вновь заслужил их благосклонность. Несколькими днями позже в греческом лагере между Агамемноном и Ахиллом происходит конфликт. Гектор использует его, чтобы оттеснить греческие отряды от троянских стен.
Тогда троянцы сумели прорваться к греческим кораблям, чтобы поджечь их. Патрокл, появившийся в доспехах Ахилла, которого боялись многие троянцы, заставляет обратиться в бегство многих воинов Гектора, но не его самого. В единоборстве с Патроклом Гектор одержал победу.
Смерть Патрокла стала переломным моментом и в судьбе Гектора. Одержав победу над врагом, он и представить не мог, насколько роковым станет это столкновение. Патрокл был лучшим другом Ахилла.
Несмотря на конфликт с Агамемноном, греческий герой стал рваться в бой, чтобы отомстить Гектору, убившему его друга. Никто из троянцев не посмел выступить против великого Ахилла. Единственным смельчаком стал Гектор. Он оказался перед закрытыми воротами города, после чего вызвал своего вечного врага на поединок.
Перед боем было оговорено, что тело проигравшего будет отдано друзьям или родным для погребения. Вот только Ахилл решительно отверг эту идею. Не раздумывая, он бросился на Гектора, которого мечтал уничтожить, отомстив за смерть Патрокла.
Гектор, который явно не ожидал такого подхода, сумел увернуться и побежал прочь от разъярённого Ахилла. Очень долго длилось преследование. Не только люди, но и боги не могли сказать, чем же окончится поединок двух героев – грека и троянца.
Решение осталось за Зевсом. Верховный бог Олимпа решил бросить жребий. На чаши весов легли жизни Ахилла и Гектора. Последняя опустилась, а значит, судьба троянца была решена.
Перед смертью Гектора боги решили дать ему знак того, что жизнь героя скоро подойдёт к финалу. Афина, выступавшая на стороне греков, спустилась с неба в облике Деифоба, что протянул Гектору копьё.
Когда соратник внезапно исчез, Гектор понял, что это было знамение богов. Он принял решение олимпийцев, попрощавшись с жизнью. Ахиллу же после изнурительного боя всё же удалось ударить копьём противника, пронзив место, незащищённое доспехами.
Битва Гектора и Ахилла. Роспись греческой вазы. 550 г. до н. э.
Напоминаем:
Во время Троянской войны полегло немало великих героев, воспетых древними греками. Ими были и Гектор, и Ахилл. Они не уступали друг другу в силе, но были совершенно разными. Судьба Гектора – это путь истинного воина, доблестного и благородного, готового сражаться до конца ради защиты родной земли.
(По материалам https: //musaget.ru/gektor-pavshiy-geroy-troyanskoy-Voyny)
Какие они были, эти сельджуки? Рождение Сельджукского государства
Всем, наверно, известно о существовавшей на протяжении многих веков турецкой Османской империи. Но то была империя турок-османов. Мы же здесь немного затронем тему их предшественников – турок-сельджуков, сумевших захватить к XI в. громадные территории.
Напоминаем:
Их первоначальная история практически неизвестна, историки могут только предполагать и строить догадки о том, кто они были и откуда появились. Если судить по именам правителей, это были тюрки, пришедшие из Средней Азии. По имени одного из них – Сельджука, прожившего якобы 107 лет (это уже говорит не в пользу правдивости всей этой истории), они стали называться турками-сельджуками. Потомки Сельджука в течение нескольких десятков лет сумели захватить значительную часть Багдадского халифата, включая и сам Багдад. Но, как ни странно, согласно традиционной истории, в Багдаде по-прежнему продолжали править халифы из рода Аббаса. Историки объясняют это тем, что сельджукские султаны, лишив халифов светской власти, оставили им духовное управление, а через некоторое время подарили им Багдад с прилегающими землями. Красивая, но несуразная сказка традиционной истории.
В середине XIII в. Багдад завоевывают монголы, а аббасидские халифы тут же переселяются в Египет, где номинально возглавляют страну. Династия при этом не прерывается.
Мы видим явное хронологическое наслоение: если в других случаях традиционная хронология дублировала и разбрасывала по разным векам одни и те же события, то здесь на одном историческом отрезке и на общей территории оказались два разных исторических события. Одно – правление арабских халифов, другое – правление тюрок-султанов.
Это можно объяснить лишь тем, что дошедшие до наших дней источники фрагментарны и во многом надуманны. Династия Аббасидов согласно непрерывно тянется с 750 до 1517 гг. Думается, что большинство представленных в ней халифов попросту выдуманы.
Симптоматично, но турки-сельджуки выходят на историческую сцену сразу же после разгрома Хазарского каганата князем Святославом.
Численность тюрок в Малой Азии стремительно возрастает со второй половины XI в. В эти же годы на южных границах Древней Руси появляются половцы, которые также являлись тюрками. Тюрки даже захватывают власть в Египте. Объяснения такой тюркской вездесущности неубедительны, так как встает резонный вопрос: куда и почему столь внезапно пропала активность арабов? Возникает ощущение, что арабы, если не исчезают с территории халифата, то, по крайней мере, становятся незаметными.
Сообщаем подробности:
Пришельцы тюрки в конечном счете ассимилируют население территорий современных Азербайджана, Турции и части Ирана, хотя эти земли издревле были населены народами высокой по тем меркам культуры. Тем не менее, дикая орда каким-то образом смогла их ассимилировать. Такое трудно объяснимо. Однако если предположить, что население этих территорий к моменту прихода тюрок было редким, т. е. значительные территории Малой Азии были малонаселенными, то процесс ассимиляции их тюрками, конечно же, вполне мог стать успешным. Малонаселенность этих земель вполне можно объяснить последствиями вторжения семитов в этот регион и их политикой истребления местного населения.
Сражающиеся сельджуки, резьба по ганчу. XII–XIII вв.
Голова знатного сельджука. XII–XII вв.
Однако успех ассимиляции, тем не менее, должен подразумевать наличие определенной культуры у вторгнувшихся тюрок. Традиционные историки пытаются преподнести мнение, что ввиду того, что среди тюркских племен в IX и X вв. распространился ислам, у них появились начатки более высокой арабской культуры, так же под арабским влиянием выросло и военное искусство. Не отрицая это утверждение, все же отмечу, что это лишь факторы более позднего периода, позволившие успешно продолжить ассимиляцию. Но они еще не могли существовать на начальном этапе, когда тюрки только лишь начинали свои завоевания.
Решение этой проблемы можно найти у А. Кестлера в «Тринадцатом колене». Он пишет, что «великая сельджукская династия была, как кажется, тесно связана с хазарами. Об этом сообщает Бар Гебрей». Далее по Кестлеру: «Бар Гебрей сообщает, что отец Сельджука Тукак был полководцем в войске хазарского кагана и что после его смерти сам Сельджук, основатель династии, воспитывался при дворе кагана… Один из четырех сыновей Сельджука был наречен еврейским именем Израиль, а один из внуков – Даудом (Давидом)».