bannerbanner
Путь осмысленной и счастливой жизни
Путь осмысленной и счастливой жизни

Полная версия

Путь осмысленной и счастливой жизни

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 7

По моему мнению, мы отличаемся от обезьян способностью создавать сложные фантазии о будущем, настоящем, прошлом и окружающем пространстве. Мы активно размышляем о бесконечности, внеземной жизни, существовании потусторонних миров и так далее. Очевидно, эта способность связана с развитой лобной частью мозга. Таким образом, я прихожу к выводу, что человек – единственное животное, которое строит отвлечённые от реальности фантазии: о смерти, загробном существовании, смысле бытия, счастье… Это непрактичные размышления для биологического организма, так как они не помогают в сохранении и продолжении рода. Пока учёные не нашли подтверждений тому, что обезьяны думают об этих понятиях (к примеру, никто из животного мира не хоронит родственников и не ухаживает за их могилами, хотя некоторые осознают сам факт смерти).

Мозг, более развитый, чем у какого-либо другого существа на Земле, дал Homo sapiens8 возможность выжить, улучшать своё благосостояние, стать на планете доминирующим видом, создавать чудесные творения. Прогресс в науке позволил вносить изменения в геном и произвести на свет человека в пробирке (пока в теоретическом плане, но животных уже успешно клонировали). Но этот же мозг делает индивида несчастным вопреки всем наличествующим благам.

На одном из списков романа А. С. Грибоедова «Горе от ума» был приписан эпиграф:

Судьба, проказница-шалунья,Определила так сама:Всем глупым – счастье от безумья,Всем умным – горе от ума.

Некоторые, возможно, не согласятся с этим выводом. Однако многие отрицательные эмоциональные переживания происходят именно из-за развитой способности мыслить. Вряд ли птичка думает о том, как она несчастна. Она просто занимается повседневными делами: стремится избежать когтей и зубов хищника, найти еду и вырастить потомство. И не забивает голову идеями о смысле бытия, предназначении на земле, справедливости, добре и зле… Эти философские материи придуманы обществом и понимаются разными людьми по-своему. И если вдруг человека лишить способности мыслить, сделать полным идиотом, то он даже не будет о них задумываться. Следовательно, они не станут его тревожить.

Исходя из своего жизненного опыта и данных различных исследований, делаю вывод, что человек может быть отчасти несчастен из-за размышлений о благополучии, его поиске, а также его мифологизации, о чём расскажу позже. Конечно, нередко этим исканиям предшествуют неприятные переживания, наряду с тревогой и общей неудовлетворённостью. Верно будет и другое заключение: индивид, который задумывается о счастье, скорее всего, является недостаточно счастливым. Это аналогично ситуации, когда человек при хорошем самочувствии обычно не переживает о здоровье и не замечает внутренние органы, пока они не начинают беспокоить болезненными ощущениями. Но коли Вы задумались о счастье и читаете эту книгу, то необходимо разобраться в том, что такое счастье и как его достичь.

Первым делом следует определиться с этим понятием. Задайте себе вопросы: «Что конкретно я понимаю под счастьем, и что оно собой представляет? Что делает меня счастливым, а что мешает?» Искренне поразмыслив и честно ответив, Вы сделаете немалый шаг к достижению Счастья. Так, герой фильма Станислава Ростоцкого «Доживём до понедельника» Гена Шестопал посчитал, что «Счастье – это, когда тебя понимают». И здесь важно осознать и принять, что нельзя всех уровнять под одну гребёнку. У каждого «своё счастье» в конкретный момент жизни. А некоторые не смогут ответить, в чём оно заключается.

В народных сказках можно найти описание счастья, идеалистический образ предела мечтаний того времени. Так, к примеру, девушку в башне спасает богатый, красивый, галантный принц на белом коне. Или же она встречает его на балу, а он теряет от любви голову. И дальше жили они долго и счастливо и умерли в один день. Почему в один? Ну это очень даже понятно. Если умереть не вместе, то тот, кто останется жить, будет обречён на страдания по любимому. Или царь выбирает простую, но трудолюбивую девушку («О царе Салтане»). Иван-дурак, ничем непримечательный юноша, находит своё счастье случайно. В сказке «Морозко» злая мачеха отправляет добрую работящую Марфушу (Машеньку) зимой в лес, где Мороз издевается над бедной девочкой, пытая холодом. Трижды спрашивает у неё: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» И покорная судьбе она трижды говорит ему неправду: «Тепло» (давайте представим, кто из современных людей, попав в лютый холод, будет врать, что ему тепло?). Морозко в результате сжалился и за покорность и терпимость наградил Марфушу шубой и дорогими подарками. Похожие мотивы встречаются в «Двенадцати месяцах» и других. В целом во многих сказках учат «быть в системе» (жить по правилам общества, «не высовываться») и ждать счастье. Во времена регулярного голода, войн и насилий (вспомните курс истории) человеку с чрезвычайно ограниченными возможностями только надежда служила светлым лучиком, освещавшим мрачную действительность.

С развитием цивилизации, познания мира трансформируется понимание счастья и смысла жизни. Это находит своё отображение в культуре и литературе. Очень интересное описание счастья приводится спустя примерно сорок тысяч лет после появления человека разумного в «Истории» Геродота (Книге I) в разговоре Солона с Крезом9.

«В Сардах Крез оказал Солону радушный приём в своём дворце. А потом на третий или четвёртый день слуги по приказанию Креза провели гостя по царским сокровищницам и показали ему все огромные царские богатства. После осмотра и любования всем, что заинтересовало гостя, Крез обратился к Солону с таким вопросом: “Гость из Афин! Мы много уже наслышаны о твоей мудрости и странствованиях, именно, что ты из любви к мудрости, и чтобы повидать свет, объездил много стран. Теперь я хочу спросить тебя: «Встретил ли ты уже счастливейшего человека на свете?»” Царь задал этот вопрос в надежде, что гость объявит его самого счастливейшим человеком. Солон же нисколько не желал льстить Крезу и сказал правду: “Да, царь, я видел самого счастливого человека. Это – афинянин Телл”. Крез очень удивился такому ответу и с нетерпением спросил: “Почему это ты считаешь Телла самым счастливым?” Солон ответил: “Этот Телл жил в цветущее время родного города, у него были прекрасные и благородные сыновья, и ему довелось увидеть, как у всех них также родились и остались в живых дети. Это был по нашим понятиям зажиточный человек. К тому же ему была суждена славная кончина. Во время войны афинян с соседями он выступил в поход и при Элевсине обратил врагов в бегство, но и сам пал доблестной смертью. Афиняне же устроили ему погребение на государственный счет на месте гибели, оказав этим высокую честь”.

31.10 Рассказ Солона о великом счастье Телла возбудил дальнейшее любопытство Креза, и царь спросил его: “Кто же самый счастливый после Телла?”, совершенно уверенный, что уж по крайней мере на втором месте Солон укажет его. Но Солон сказал: “После Телла самые счастливые – Клеобис и Битон. Родом из Аргоса, они имели достаточно средств к жизни и к тому же отличались большой телесной силой. Помимо того, что оба они были победителями на атлетических состязаниях, о них рассказывают ещё вот что: у аргосцев есть празднество в честь Геры Аргосской. Их мать, [жрицу богини], нужно было обязательно привезти на повозке в святилище богини. Однако быки их не успели вернуться с поля. Медлить было нельзя, и юноши сами впряглись в ярмо и потащили повозку, в которой ехала их мать. 45 стадий пробежали они и прибыли в святилище. После этого подвига, совершённого на глазах у всего собравшегося на праздник народа, им суждена была прекрасная кончина. И божество дало ясно этим понять, что смерть для людей лучше, чем жизнь. Аргосцы, обступив юношей, восхваляли их силу, а женщины – их мать за то, что она обрела таких сыновей. Мать же, возрадовавшись подвигу сыновей и народной молве о них, стала перед кумиром богини и молилась даровать её сыновьям Клеобису и Битону, оказавшим ей столь великий почет, высшее благо, доступное людям. После этой молитвы и жертвоприношения и пиршества юноши заснули в самом святилище и уже больше не вставали, но нашли там свою кончину. Аргосцы же велели поставить юношам статуи и посвятить в Дельфы за то, что они проявили высшую доблесть”.

32. Когда Солон объявил этих юношей на втором месте по счастью, Крез в гневе сказал ему: “Гость из Афин! А моё счастье ты так ни во что не ставишь, что даже не считаешь меня наравне с этими простыми людьми”. Солон отвечал: “Крез! Меня ли, который знает, что всякое божество завистливо и вызывает у людей тревоги, ты спрашиваешь о человеческой жизни? За долгую жизнь много можно увидеть и многое пережить. Пределом человеческой жизни я считаю 70 лет. Эти 70 лет составляют 25200 дней без вставного месяца. Но если к каждому второму году прибавлять ещё по месяцу, чтобы времена года [в соответствии с календарными месяцами] наступали в свое надлежащее время, то за 70 лет вставных месяцев наберется 35, а дней получается из этих месяцев 1050. И из всех дней, приходящихся на 70 лет, т. е. из 26250 дней, нет ни одного совершенно похожего на другой: каждый день несёт новые события. Итак, Крез, человек – лишь игралище случая. Я вижу, что ты владеешь великими богатствами и повелеваешь множеством людей, но на вопрос о твоём счастье я не умею ответить, пока не узнаю, что жизнь твоя окончилась благополучно. Ведь обладатель сокровищ не счастливее [человека], имеющего лишь дневное пропитание, если только счастье не сопутствует ему, и он до конца жизни не сохранит своего богатства. Поэтому многие даже очень богатые люди, несмотря на их богатство, несчастливы, и, наоборот, много людей умеренного достатка счастливы. Богатый, но несчастливый человек имеет лишь два преимущества перед счастливцем умеренного достатка, а этот последний превосходит его во многом: один в состоянии легче удовлетворять свои страсти и скорее перенесёт тяжкие удары судьбы, а другой хотя и не может одинаково с ним терпеть невзгоды, но всё же превосходит его в следующем: именно, что счастье оберегает его, так как он человек, лишённый телесных недостатков и недугов, беспорочный, счастливый в своих детях и благообразный. Если же, кроме того, ему ещё предназначена судьбой блаженная кончина, то это и есть тот, о ком ты спрашиваешь, – человек, достойный именоваться блаженным. Но пока человек не умрёт, воздержись называть его блаженным, но [называй его] лучше удачливым. Однако одному человеку получить все эти блага зараз невозможно: так же как и никакая земля не производит всего, что необходимо, но одна – только одно, а другая – другое; самая же лучшая земля – это та, что обладает наибольшими благами. Так и ни одно человеческое тело не производит всё из себя, потому что одно [достоинство] у нас есть, а другого не хватает. Но тот, что постоянно обладает наибольшим количеством благ и затем счастливо окончит жизнь, тот, царь, в моих глазах, вправе называться счастливым. Впрочем, во всяком деле нужно иметь в виду его исход, чем оно кончится. Ведь уже многим божество [на миг] даровало блаженство, а затем окончательно их погубило”.

33. Эти слова Солона были, как я думаю, не по душе Крезу, и царь отпустил афинского мудреца, не обратив на его слова ни малейшего внимания. Крез счёл Солона совершенно глупым человеком, который, пренебрегая счастьем настоящего момента, всегда советует ждать исхода всякого дела.

34. Вскоре после отъезда Солона страшная кара божества постигла Креза, вероятно, за то, что тот считал себя самым счастливым из смертных.

…персы овладели Сардами и самого Креза взяли в плен живым. …Кир повелел сложить огромный костёр и на него возвести Креза в оковах… Крез, стоя на костре, всё же в своем ужасном положении вспомнил вдохновенные божеством слова Солона о том, что никого при жизни нельзя считать счастливым. Когда Крезу пришла эта мысль, он глубоко вздохнул, застонал и затем после долгого молчания трижды произнес имя Солона. Кир услышал это и приказал переводчикам узнать у Креза, кого это он призывает, и те, подойдя, спросили его. Крез некоторое время хранил молчание, но затем, когда его заставили [говорить], сказал: “Я отдал бы все мои сокровища, лишь бы все владыки могли побеседовать с тем, кого я призываю”. Так как ответ Креза был непонятен, то переводчики опять стали настаивать, [чтобы пленник объяснил свои слова]. Наконец, в ответ на настойчивые просьбы Крез рассказал о том, как однажды прибыл в его царство афинянин Солон. Он осмотрел все царские сокровища и презрел их. Крез передал затем Киру, как всё сказанное Солоном сбылось. Солон ведь говорил это не столько о самом Крезе, сколько вообще о человеческой жизни, и именно о людях, которые сами себя почитают счастливыми. Так рассказывал Крез, а костёр между тем загорелся и уже пылал. А Кир, услышав от переводчиков рассказ Креза, переменил своё решение. Царь подумал, что и сам он всё-таки только человек, а хочет другого человека, который до сих пор не менее его был обласкан счастьем, живым предать огню. К тому же, опасаясь возмездия и рассудив, что всё в человеческой жизни непостоянно, Кир повелел как можно скорее потушить огонь и свести с костра Креза и тех, кто был с ним».

В таком небольшом отрывке выражен ряд мудрых мыслей. Если их понять и принять, то получишь немало пользы для жизни. Разберём их подробнее.

• «Из всех дней, приходящихся на 70 лет, …нет ни одного совершенно похожего на другой: каждый день несёт новые события». Это действительно так. Нужно только постараться открыть душу, заметить и наслаждаться новизной и неповторимостью каждого момента. Забегая вперёд, замечу, что данной способности, как и многим другим, можно научиться при регулярной практике.

• «Человек – лишь игралище случая». Все мы живём по законам природы и общества. Можно ли повлиять на окружающий мир и будущее? Можно. Но не стоит обольщаться и забываться: некоторые слишком самоуверенны, считая, что всё в их руках. Однако внешняя среда оказывает на нас огромное влияние. Мы словно планеты вращаемся вокруг мириад своих звёзд и разносимся по бескрайней галактике. При этом на нас действуют определённые законы. Мы не в силах противостоять им (так Земля не может покинуть эллиптическую орбиту вокруг Солнца). Происходят и неожиданные события, кажущиеся случайными. Кажущиеся, потому что мы просто не знаем причинно-следственные связи, в результате действия которых они произошли (так падение метеоритов и болидов на Землю можно назвать случайным, ранее и появление комет на небе люди не были способны объяснить). Таким образом, необходимо понимать, что неожиданное событие произойдёт с некоторой вероятностью11. И оно может кардинально перестроить существующее положение вещей. Об этом свидетельствует и приведённый рассказ, где прорицание оракула изменило дальнейшую судьбу Креза12.

• «На вопрос о твоём счастье я не умею ответить, пока не узнаю, что жизнь твоя окончилась благополучно. Ведь обладатель сокровищ не счастливее [человека], имеющего лишь дневное пропитание, если только счастье не сопутствует ему, и он до конца жизни не сохранит своего богатства. Поэтому многие даже очень богатые люди, несмотря на их богатство, несчастливы, и, наоборот, много людей умеренного достатка счастливы». Действительно, правильно ли называть счастливым человека, когда мы не видим весь его путь? Многие дворяне и купцы наслаждались роскошью в процветающей, развивающейся России начала XX-го века и закончили жизнь безвременно от рук палача или влачили жалкое существование в нищете и страшной нужде после революции. Но самое важное в данном высказывании – это то, что каждый может быть счастлив вне зависимости от уровня достатка!

• «Крез счёл Солона совершенно глупым человеком». Это замечание приводит нас к размышлению о слепоте человека. Большая часть людей живёт в клетке своих предрассудков, субъективных убеждений, без критического взгляда и принятия мнений или поступков, которые не соотносятся с их мировоззрением. Именно поэтому часто бывает сложно понять и простить других, а в мире существует так много несправедливости. Благосостояние растёт, а количество несчастных людей, как мы видели из статистики, не уменьшается.

• «Счастье оберегает его, так как он человек, лишённый телесных недостатков и недугов, беспорочный, счастливый в своих детях и благообразный. Если же, кроме того, ему ещё предназначена судьбой блаженная кончина, то это и есть тот, о ком ты спрашиваешь, – человек, достойный именоваться блаженным». Вот она идеальная формула счастья по Солону: здоровье (физическое и психическое); отсутствие пороков (грехов), из-за которых можно испытывать угрызения совести (негативные переживания); дети, которые приносят удовлетворение; благие поступки (они воспринимаются окружающими с благодарностью и порой возвращаются ответной помощью). В идеале в дополнение к достойной жизни найти и почтенный конец.

По Солону благополучие можно разделить на текущее, то есть в определённый период (момент), и вневременное, если индивид в целом был счастлив бо́льшую часть жизни и по совокупности веса всех показателей. Ведь невозможно ощущать счастье каждую секунду времени и никогда не испытывать проблем и горестей. Такое просто нереально.

Единственный «недостаток» в «формуле счастья» Солона – это его внешняя оценка со стороны наблюдателя. Здесь не принимается во внимание субъективное ощущение индивида. То есть, возможно, что по мнению философа данный человек должен быть счастливым, но он таковым себя не ощущает. Устанавливается и определённый культурный «навес», обременение. По Солону достойная публичная смерть прекрасна: для древних эллинов она действительно была апогеем жизненных устремлений. Здесь присутствует и социальная составляющая: индивид, основная цель которого – служение обществу вплоть до самопожертвования, является ценным и достоен превознесения. Вряд ли, конечно, это имеет отношение к счастью как таковому с точки зрения эгоцентричных особ. Ибо если принимать во внимание, что после смерти нас уже ничто не должно беспокоить, то преждевременный конец, особенно в расцвете сил, как у Клеобиса и Битона, кем-то может быть признан и не очень-то счастливым: ведь путь их был короток, и они не успели насладиться им в полной мере. С другой стороны, грустно пребывать на земле и осознавать, что существуешь словно «червь» с целью есть, пить, дать потомство и отойти в мир иной. Ощущение того, что есть великая задача, которой можно посвятить себя и даже отдать жизнь, вселяет воодушевление в человека и толкает его на подвиги (учёные также утверждают, что альтруистическая помощь другим приносит удовольствие). А имя героя остаётся в веках, если есть свидетели: «На миру и смерть красна». Но стоит отметить, что для многих людей, совершающих хорошее, важен сам факт деяния, а оценка, слава или память вторичны и не столь важны. Поэтому во времена войн было так много героев, имена которых канули в Лету13. Да и в спокойное время совершаются подвиги. Тем не менее всегда есть эгоистичные индивиды, которые живут для себя и чувствуют себя счастливыми или по крайней мере так декларируют. Но обо всём этом мы поговорим более подробно в последующих главах.

Итак, у каждого своё понимание и ощущение счастья. Означает ли это, что бессмысленно искать общие принципы и подходы к его достижению? Отнюдь. Если изучить себя, человеческую природу, окружающий мир и законы, по которым всё существует, то, разобравшись в этом, можно построить маршрут к счастью через общую карту жизни.

И следует помнить, что у любой медали есть две стороны. Некоторые вещи, явления, эмоции делают людей как счастливыми, так и несчастными в разных ситуациях или количествах. Например, смех приносит радость одному и в то же время вызывает неприятные чувства у другого, если он считает, что смеются над ним или, что веселье в данной ситуации неуместно. А любовь порой дарит и воодушевление, и удовольствие, и страдания.

Эмоции являются ответом на наше восприятие действительности. Некоторые (зависть, ревность, страх, злость) порождают неудовлетворённость и несчастье, другие (любовь, радость, удовольствие) – счастье. И здесь логично сделать парадоксальный вывод: счастье – это, когда ничего не чувствуешь и не желаешь. Если нет эмоций, то человек теряет его ощущение, и перестаёт к нему стремиться. Фактически мы получаем роботов, которые живут только разумом. Понятие счастья «выкидывается на помойку» за неактуальностью. В романе Замятина «Мы» описано государство, где правительство стремится построить стабильное и благополучное общество. Прекрасная цель, не так ли?! Нормируются, регулируются все аспекты жизни и распорядок дня: работа, отдых, приём пищи, взаимоотношения. Единственное, что не подпадает под контроль – эмоции. В результате как бы люди не были удовлетворены извне (еда, вещи, секс в необходимом количестве, а не как сложится – прямо рай на земле), но иногда некоторых начинает мучить беспокойство: правильно ли они живут? Просыпается бунтарский дух против существующих норм и порядков, и вся идиллия начинает ими разрушаться.

Здесь сделаю небольшое отступление. Мне довелось несколько лет жить в Ливии, государстве, где самый бедный гражданин имел просторную квартиру, работу, базовый социальный пакет, бесплатное образование и медицину. Жизнь в целом не хуже, чем в Европе, и намного лучше, чем в какой-либо другой африканской стране. Расслоение благ и богатств всё же присутствовало (а где его нет?)14. Кто активно учился, работал и проявлял предпринимательскую смекалку, тот жил на вилле, имел автомобиль, ездил за границу… И это материально благополучное государство было разрушено в 2011 году не без помощи извне, но в том числе и при участии некоторых граждан. В итоге значительное снижение всеобщего благосостояния, постоянные неурядицы и убийства…

Не буду пересказывать роман Замятина «Мы» с философскими размышлениями о человеке, обществе, государстве и разных сторонах жизни. Но заканчивается он тем, что в нём правительство осознаёт необходимость лишения людей эмоций, чтобы они стали полностью управляемыми и… «удовлетворёнными». С этой целью разрабатывается и применяется соответствующая операция на мозге.

Но пока человек не подвергнут подобному вмешательству, его будут порой беспокоить обоснованная или непонятная тревога; недовольство текущим положением; горечь утрат, ошибок, недостигнутых целей; осознанные и скрытые желания. И ему важно понять, как обустроить свою жизнь для максимальной удовлетворённости в эмоциональном плане. Однако по причине того, что нас не учат счастью и не рассказывают, как его достичь, мы, как слепые котята, тыкаемся, самостоятельно познаём этот мир, совершаем массу ошибок. В результате некоторые в старости высказывают сожаления о прошлом. Но лучше поздно, чем никогда вступить на правильный путь. Чтобы на закате дней, оглядываясь назад, можно было честно и искренне себе сказать, что в целом прожил счастливую жизнь и по большей части ни о чём не жалеешь.

Итак, что же такое счастье? Счастье – это субъективное чувство душевной гармонии и внутренней удовлетворённости собой и окружающей действительностью бо́льшую часть времени с периодическим переживанием положительных эмоций.

Необходимые условия счастья:

1. Удовлетворение инстинкта самосохранения, основных потребностей в еде (отсутствие чувства голода) и безопасности.

2. Удовлетворение инстинкта продолжения рода или полового.

3. Удовлетворение социального инстинкта.

4. Стабильность внешнего мира и условий существования или же их размеренные и поступательные изменения. Нестабильность и резкие изменения ведут к несчастью.

5. Отсутствие горестных и отрицательных чувств, в том числе страха, тревоги и боли, большу́ю часть времени.

6. Ощущение положительных эмоций большу́ю часть времени.

7. Нахождение в гармонии, равновесии с собой и внешним миром (природным и человеческим).

Необходимо признать, что счастье:

A. Это относительное и субъективное понятие. Счастье для одного может не являться таковым для другого. Один удовлетворён тем, что имеет квартиру, работу, здоровых детей и проводит спокойно вечера за телевизором и едой, а другой постоянно куда-то стремится и не мыслит без этого нормальной жизни.

Субъективизм и относительность счастья также проявляется в его «сравнительности». То есть человек соотносит свои ощущения с внешними проявлениями чувств других людей. Если он видит, что один показывает (заявляет) удовольствие от чего-либо, то и он хочет того же. Но, к примеру, некоторые испытывают восторг от фуа-гра, трюфелей, а другие не находят в них ничего особенного. В принципе это нормальное желание попробовать, испытать новое, обрести побольше счастья. Главное, чтобы это не стало самоцелью и одержимостью.

Также человек сравнивает испытанные ранее чувства с новыми. Положительные старается усилить, негативные ослабить. Здесь возникает проблема «начала пути». Если с рождения человек имеет все блага, он воспринимает их как норму. И они не приносят ему удовлетворения так, как тому, кто их не имел и приобрел в результате собственных усилий. Именно поэтому не стоит завидовать богатым наследникам: порой им гораздо тяжелее обрести счастье и их путь к нему может быть сложен и тернист. И один из способов понять, что такое счастье, это пройти через несчастье или прочувствовать его (через недостаток еды, безопасности, испытание страданий, лишений и трудностей). Ведь в сравнении всё ощущается острее и ярче.

На страницу:
2 из 7