Полная версия
Признание… Сказка в стиле сентиментальный цинизм
«Куртизанки – это не просто проститутки, это такие женщины, которые способны пленить мужчину не только красотой, но и своим умом. Куртизанки имели власть тогда, когда все остальные женщины не могли о ней мечтать» (Денис Балин. Самые известные куртизанки в истории3).
Ключевое в определении куртизанки – что выбирают уже не ее, а она выбирает сама.
И вот эти женщины, независимые и пленительные, имена одних знает любой, другие малоизвестны: Аспазия, Таис Афинская, Фрина, Клеопатра, Роксолана, Нелл Гвин, Мата Хари. Рассмотрим коротко их биографии4.
Аспазия, V век до н. э. Необычайно красивая, с идеальной фигурой, она получила лучшее по тому времени образование, в совершенстве владела музыкальными инструментами и прекрасно танцевала. Была известной гетерой и владела одним из самых больших домов в Афинах, в котором содержала элитный бордель для особо уважаемых граждан. Там она и свела знакомство со знаменитым государственным деятелем, полководцем и основателем демократии Периклом. В сотрудничестве с ней Перикл основал философскую школу, написал ряд философских и социальных трактатов. Благодаря деятельному участию Аспазии в Афинах того времени получили бурное развитие наука, культура и ремесла.
Эпитеты: умная, необычайно красивая, эталон сексуальности, образованная, решительная, обаятельная.
Таис Афинская, IV век до н. э. Будучи гетерой, посвященной богине Афине, она вращалась среди элиты древнегреческого общества и однажды свела близкое знакомство с Александром Великим и его приятелем и советником Птолемеем. Она сумела обаять обоих и в результате близких отношений заручилась благосклонностью и поддержкой первого и стала женой и верной спутницей второго, будущего властителя Древнего Египта. Будучи женой и соправительницей, внесла огромный вклад в развитие государственности и культуры Древнего Египта.
Эпитеты, которыми величает ее история: выдающаяся красота, сексуальный талант, обаяние и острый ум, мстительная, дерзкая, неприступная. Между прочим, с Александром Македонским она состояла в сексуальных отношениях не за золото и богатство, напротив, она предрекла Александру, что обладание ею сулит ему покорение всего мира и вечную славу в веках.
Фрина, IV век до н. э. Эта греческая гетера прославилась своей красотой, была натурщицей. С нее древние творцы лепили и писали саму Афродиту. За это она чуть не поплатилась жизнью. Ее обвинили в кощунстве, безбожии. Но в бурной полемике адвокат Фрины сдернул с нее одежды, и это стало лучшим доказательством ее невиновности: по греческим представлениям о прекрасном, совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу.
Эпитеты: необычайная красота, совершенное тело, женственность, обаяние, стыдливость, искренность.
Клеопатра VII Филопатор, I век до н. э. Последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов), прямой потомок Таис Афинской. Как было принято говорить во времена моей молодости, «рабочая династия». Для точности добавим еще только одно слово – сексуальная. Изумительная, утонченная красота этой женщины сочеталась с редкой убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении. «Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад», – писал Плутарх (жизнеописание «Антоний»). Прекрасно образованная, она говорила практически на всех языках Римской империи. В отличие от других известных куртизанок, Клеопатре не пришлось добиваться власти и могущества. Ей они достались по наследству. Но удержать эту саму власть задача не менее сложная, чем ее получить. Тут и подвернулся счастливый случай: сначала в виде Цезаря, а потом и Антония, и Клеопатра оба эти случая не упустила, а употребила грамотно для собственной пользы и для процветания Египта.
Клеопатра обладала необузданным темпераментом. По разным историческим источникам, ей приписывается от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч любовников. Известно также, что любовники царицы платили жизнью за ночь с нею.
Эпитеты: роковая красавица, сексуальная дива, скандальная любовница, решительная, умная, великолепно образованная.
В подтверждение экстраординарной сексуальности царицы я еще добавлю один исторический факт, который обнаружил лет сорок назад в одной «научной» статье в журнале For men only. Он нам пригодится в дальнейшем повествовании. Статья называлась «Нимфомания и сатурнизм» и касалась гиперсексуальности известных исторических личностей. В разделе, посвященном Клеопатре, была приведена цитата из дневников Марка Антония: «Сегодня Клеопатра приняла у себя в покоях 250 моих легионеров».
Роксолана, около 1502‒1558, Османская империя. Легендарная Роксолана является одной из самых известных и одновременно самых загадочных женщин в украинской истории времен позднего Средневековья. Ее путь от несчастной пленницы до одной из самых влиятельных правительниц в мире удивляет не только своим драматизмом, но и головокружительными перипетиями, достойными авантюрного романа. Роксолана была первой и единственной женщиной в истории Османской империи, кто удостоился официального титула – хасеки-султан. Это означало, что она была соправительницей Блистательной Порты и султан Сулейман разделял с ней свою власть. Европейские послы теряли дар речи, когда Роксолана с открытым лицом восседала на троне рядом со своим супругом. Она нисколько не походила на покорную восточную женщину, напоминая скорее древнеегипетскую Клеопатру. С именем Роксоланы связаны многочисленные преобразования в турецкой столице. Султанша пыталась, насколько это возможно, заниматься просвещением, много времени уделяла благотворительности. За время, пока Роксолана была у власти в Османской империи, она сделала все возможное, чтобы воспрепятствовать грабительским набегам крымских татар на ее родину – Украину.
Эпитеты: легендарная красавица, решительная, умная, великолепно образованная.
Вот как обращался к ней ее супруг, султан Сулейман, в письмах: «Моя дорогая богиня, моя удивительная красота, – госпожа моего сердца, мой самый яркий месяц, моих желаний глубинных спутница, моя единственная, ты мне милее всех красавиц мира!»5.
Нелл Гвин, 1650—1687, Великобритания. Уроженка лондонского пригорода, проведшая детство в публичном доме, который содержала ее мать, свою жизнь посвятила театру и проституции, что в итоге принесло ей деньги, славу, признание, а ее сыну от короля Англии Карла Второго – титул герцога. В театр юная Нелл Гвин попала, торгуя апельсинами. Будучи рыжеволосой, шумной и острой на язык, быстро запомнилась публике как «девушка с апельсинами». Гвин была необразованной, но, получив шанс на мелкие роли, проявила невероятную дисциплину и усердие, дослужившись в итоге до главных ролей. Там, на сцене, ее и заметил король Англии, сделавший Нелл Гвин одной из своих любовниц.
Мата Хари, 1876‒1917. Эта куртизанка зарабатывала себе на жизнь исполнением экзотических танцев. В свое время ею восхищался весь Париж. Любовниками артистки стали многие высокопоставленные лица Франции и Германии. По легенде, во время Первой мировой войны Мата Хари являлась шпионкой, сотрудничая при этом сразу с обеими воюющими сторонами. Неизвестно, смогла ли она выудить у своих покровителей действительно ценную информацию. Тем не менее в 1917 году французы расстреляли Мату Хари за ее шпионаж в пользу Германии. Сама же она стала легендой, воплотив образы роковой женщины и бесстрашного агента разведки.
Каждая из описанных здесь выдающихся женщин имеет свою судьбу, каждая из них талантлива по-своему, но всех их объединяет одно – они добились успеха с помощью секса. А добились они успеха, сумев обаять одного или даже нескольких великих мужчин. Определение «сексуальный талант» было использовано по отношению только к одной из них, Таис Афинской, но, несомненно, все эти легендарные женщины обладали таким талантом. Понятно, однако, что для того, чтобы оставить свой след в истории, одного сексуального таланта маловато. Поэтому каждая из этих женщин известна еще и другими талантами, свершениями в культуре, искусстве, успехами в управлении государством и достойна того, чтобы оставить свой след в веках.
Конечно, миллионер с Рублевки не Александр Македонский и не король Англии, и уж тем более не Юпитер. Но, учитывая имеющиеся о нем сведения, а именно, что он человек чрезвычайно деятельный, умный и великий организатор и манипулятор, да вдобавок еще и Казанова Рублевского масштаба, завоевание такого плацдарма для дальнейшего развития сопоставимо с некоторыми биографическими моментами представленных здесь исторических персонажей. Лично мне из всех великих куртизанок прошлого больше импонирует Нелл Гвин. Видимо просто потому, что между судьбой английской актрисы и судьбой моей героини можно провести наиболее очевидную параллель. Впрочем, в качестве введения, или предисловия, к моему повествованию жизнеописания всех этих выдающихся женщин очень даже подходят.
Предполагаю, что, дочитав до этого места, многие со скепсисом отмахнутся: мол, все ясно, речь идет о шлюхе, которой повезло удачно выскочить замуж или обзавестись богатым покровителем. Но я призываю скептиков и всезнаек не торопиться с выводами и рассмотреть не только конечный результат, но также хотя и стремительный, но тернистый путь героини к этому результату.
Достаточно сказать, что к финалу этой истории (непосредственно перед вхождением в высший-низший подкласс) Ева, напомню, что именно так зовут мою героиню, происходившая из самых низов, смогла обеспечить себе достаточно прочное положение в среднем-среднем классе, то есть перейти из одного класса в другой. Также могу признать, что элементы везения или даже счастливые случаи, несомненно, присутствовали в жизни Евы. Судьба предоставила ей целых четыре шанса, и всеми четырьмя девушка умело распорядилась.
Как писал в XVII веке китайский ученый Тан Чжэнь:
Случай предоставляется нам лишь раз в день, в месяц, в год, в десять лет, в сто лет. Вот почему нужно быть готовым не упустить его. Даже если этот случай откроется нам за едой, нужно тотчас бросить свои палочки и выбежать из-за стола. Ибо может статься, что, когда закончим трапезу, случай уже ускользнет от нас…
Случай – это встреча человека с его судьбой, и мгновение, в которое решается быть ли победе или поражению…6
А вот еще одна не менее мудрая китайская притча:
Старого китайца, сидящего на берегу великой реки, спросил молодой преуспевающий европеец:
– Скажи мне, старый человек, что лучше в этой жизни, жесткое или мягкое?
Старик поболтал по беззубому рту языком, постучал по деснам и сказал:
– Смотри, было 32 жестких зуба. Все выбили или выпали. А вот язык как болтался, так и болтается7.
Это я, собственно, к чему? Жесткость и твердость – это нужно и важно, особенно когда на сто процентов вы уверены в успехе, то есть в очень важный и ответственный момент. Но гораздо чаще и полезнее уметь быть гибким и иметь возможность поступать сообразно обстоятельствам.
Здесь, пожалуй, стоит перейти от эмоциональных понятий «случай» или «шанс» к более научному – «возможность».
Конечно, основа продвижения на почве секса – это в первую очередь сексуальный талант. Да, именно талант, и он так же редок, как и любой другой. Мне вспомнился маленький эпизод из пронзительной повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». А эпизод такой. Когда Егор, главный герой повести, возвращался с фронта, то на маленьком полустанке при пересадке с поезда на поезд ему повстречалась чудесная девушка. Егор в пьяном угаре провел с ней шальную ночь, после чего недосчитался очень нехитрых своих трофеев, которые вез из Германии: бритвы для себя и кое-чего для близких. На фоне огромных чемоданов, которые тащили некоторые освободители, такой набор выглядел жалко и сиротливо, но милая девушка не побрезговала и этим. Однако главная мысль этого эпизода, как я помню, заключалась в том, что Егор и так бы отдал случайной спутнице все свои трофеи без всякого сожаления за эту самую ночь, а главное, осталась она самым светлым пятном в его дальнейшей нелегкой и праведной жизни.
Я хочу сказать, что в жизни каждого мужчины, имеющего более-менее обширный сексуальный опыт, всегда есть женщина на все времена. Вопрос в том, какую цену готов заплатить мужчина, чтобы добиться этой женщины, а добившись, удержать. При этом не факт, что женщина обладает настоящим сексуальным талантом. Мне такая женщина повстречалась в районе пятой сотни, но я берусь утверждать, что это число не имеет отношения к реальности. Женщины, подобные Еве, а это была именно она, встречаются не чаще чем одна на десять тысяч, то есть примерно в том же соотношении, что миллионеры (хотя бы из высшего-низшего подкласса), или как встречаются истинно талантливые люди, независимо от того, к какой области принадлежит их талант.
Я попробовал сформулировать, что же такое сексуальный талант. Но, прежде чем дать это определение, я хочу сначала дать понятие сексуальной совместимости. Из того, что я смог найти и потом обобщить и сформулировать, получается, что сексуальная совместимость – это достижение наивысшего сексуального наслаждения на основе полного совпадения физических, сексуальных, чувственных и интеллектуальных способностей партнеров.
Исходя из этого определение сексуального таланта складывается из двух частей: способность доставить наивысшее сексуальное наслаждение любому партнеру, независимо от его физических, сексуальных, чувственных и интеллектуальных способностей, и, наоборот, способность получить сексуальное удовлетворение от любого партнера, независимо от его физических, сексуальных, чувственных и интеллектуальных способностей.
То есть, возвращаясь к определению сексуальной совместимости, можно определить сексуальный талант как универсальную совместимость практически с любым партнером. Но ограничиться только физиологическими ощущениями было бы неправильно. Поэтому сексуальный талант – это еще и способность влиять на своего партнера посредством сексуальных ощущений.
И еще, основываясь на определении таланта вообще, можно сказать, что лучшее средство развития сексуального таланта – систематический, регулярный тренинг. Он превращает талант в реальную творческую силу.
Но секс, как говорится, сексом, а для выдающейся гетеры – именно это слово представляется мне наиболее уместным по отношению к главной героине – одного секса недостаточно, нужен набор других важных человеческих качеств и способностей. Поэтому для полноты картины нам стоит уделить внимание другим качествам и способностям нашей героини.
Пирамида потребностей Маслоу в применении к социологии. Матрица возможностей и угроз для Евы
Мне по роду своей работы приходилось заниматься маркетинговыми исследованиями товаров и услуг и использовать для этого, как и многим моим коллегам, универсальные инструменты: пирамиду потребностей и матрицу возможностей и угроз. Работая с ними, я как-то подумал, что это не только маркетинговые понятия, но и социологические, и они могут быть применимы для социологических исследований. Это прекрасные инструменты для оценки человеческой личности. Пирамида очень хорошо определяет человека с точки зрения уровня, на который он претендует, а матрицы не менее точно дают категорический ответ на вопрос, имеет ли конкретный человек в принципе право (возможность) претендовать на этот самый уровень.
Я позволю себе напомнить суть этих маркетинговых понятий. Пирамида человеческих потребностей Маслоу показывает, что человек постепенно движется вверх: от удовлетворения элементарных физиологических потребностей, таких как голод, жажда, а также воздух, сон и секс, к более сложным. На второй ступени это безопасность и комфорт, на третьей – принадлежность к группе, сопричастность делу (в том числе любовь, дружба, сотрудничество), затем – положение в обществе, уважение и, наконец, – самореализация (рис.).
Пирамида Маслоу
Пожалуй, стоит еще оговориться, что многие настоящие художники и творцы нарушали классическую и последовательную схему достижения ступеней в пирамиде Маслоу и со ступени удовлетворения самых элементарных потребностей, или минуя даже эту ступень, сразу достигали ступени самореализации. Больше того именно творения, созданные таким путем, если следовать логике Шопенгауэра в его «Афоризмах житейской мудрости», являются самыми что ни на есть гениальными, потому что чаще всего бывают по-настоящему оценены уже потомками после смерти автора. Именно эти творения и их авторы постепенно вытесняют из пантеона мировой славы тех авторов и те творения, которые получили признание еще при жизни.
Но мы здесь все-таки будем рассматривать классическую схему развития личности с преодолением поэтапно всех ступеней удовлетворения потребностей. Тем более что области, которые будут рассматриваться в этом повествовании, такая, например, как искусство вокала, относятся скорее к духовной сфере, или такая как искусство секса, которое вообще непонятно куда отнести, но в любом случае к нематериальной сфере. Поэтому по достоинству эти таланты могут быть оценены именно только современниками. А в истории могут сохраниться только уже как мифы и легенды. Вернее, с не очень давним появлением звукозаписывающей аппаратуры (меньше 150 лет назад) вокальное искусство уже получило возможность быть сохраненным в истории, и только искусство секса пока еще может быть оценено и сохранено в истории только благодаря субъективным мнениям сексуальных партнеров. И тут возникают два варианта оценки. Либо это мнение неоспоримого и признанного авторитета в области секса, такого, например, как Чингиз-Хан, Казанова, Лорд Байрон или Джек Николсон. Или же это может быть совпадение оценок множества обычных мужчин, которым выпала возможность заниматься сексом с оцениваемым сексуальным талантом женского пола. Но это мы отвлеклись.
Итак, самореализация или творчество в любом его проявлении – это вершина человеческих потребностей. Как я уже сказал, пирамида Маслоу – это не узко используемый инструмент маркетинговых исследований, а универсальное средство для определения уровня каждого человека как личности. Посмотрите внимательно на каждую ступень, и вы поймете, чего вы стоите в этой жизни. Удалось ли вам воплотить юношеские беспредельные мечты, или вы так и завязли у подножия пирамиды? Основная масса населения, в силу социальных и экономических условий, пребывает именно у основания пирамиды, а в силу невозможности преодоления этих обстоятельств по различным причинам многие просто не в состоянии перейти на более высокую ступеньку. До каждой следующей ступени удается добраться только самым лучшим представителям предыдущей. Мне кажется, реальное соотношение каждой последующей ступени к предыдущей – 1 к 10. Исходя из этого нетрудно посчитать, что право на самореализацию в любом ее проявлении получает один из десяти тысяч. (Все время всплывает это число – 10 000!) Говорить, конечно, имеет смысл только о самореализации, которая каким-то образом зафиксирована в истории8.
* * *Выше был упомянут Государственный секретарь США Генри Киссинджер. Его заслуга и мировая известность, конечно, не в том, что он смог перебраться из среднего класса в высший. Это всего лишь побочное явление его карьеры. Главное, что благодаря своему дипломатическому таланту он мог стоять у руля внешней политики великой страны и делал это гораздо успешнее, чем все предшественники и последователи. То есть это классический пример достижения вершины человеческих потребностей.
К чести моей героини надо заметить, что стремительный подъем по социальной лестнице также не являлся для нее самоцелью, а лишь средством достижения вершины пирамиды человеческих потребностей – самореализации.
Мне кажется, здесь будет уместно вспомнить гениальную формулу Федора Михайловича Достоевского, которой можно описать движение от низшей ступени потребностей к высшей: «Тварь я дрожащая или право имею?» Если по шкале потребностей «тварь дрожащая» принять за ноль, то «право имею» – это максимум, дающий возможность самореализации. Каждый человек сам выбирает, на какой ступени пирамиды ему остановиться, где ему наиболее комфортно. Под комфортом в данном случае подразумевается минимальное количество усилий и способностей, которое необходимо для достижения определенного уровня.
Если объединить формулу Федора Михайловича, пирамиду потребностей Маслоу и матрицу возможностей и угроз, то получается универсальный тест, по которому каждый человек может определить, что он собой представляет на текущий момент, кем он был некоторое время назад, а главное – что с ним будет еще через некоторое время. С этим тестом надо знакомить детей в как можно более раннем возрасте и таким образом, чтобы знание это осело в сознании как таблица умножения. По окончании средней школы, то есть на пороге взрослой жизни, человек должен твердо понимать, к какому уровню он стремится. Причем здесь не страшно ошибиться в большую сторону, большие амбиции в начале пути еще никому не вредили.
Конечно, используя формулу Федора Михайловича, я немного лукавлю, потому что они изначально имели в виду нечто совсем другое. Но мы в данном случае отбросим жестокую криминальную составляющую истинного значения формулы и понятия «Право имею» и оставим, применительно к данной ситуации, только ее положительную часть, а именно, право на самореализацию, то есть право на творчество.
С другой стороны, возможностей коснуться именно криминальной составляющей в этом повествовании будет предостаточно. Может быть, не применительно к главной героине, а тем, кто ее окружает. Поэтому, если представится случай, мы поговорим и об этой стороне тоже.
От пирамиды Маслоу мы плавно переходим к матрице возможностей и угроз, маркетинговому методу оценки этих самых возможностей и угроз.
Если пирамида для каждого человека – это сетка координат с обозначенной на ней точкой, в которую стремится человек, то матрица – это то, с помощью чего он может понять, доступна ли вообще для него указанная точка. Попробуйте сами для себя честно заполнить эту матрицу, и, уверяю вас, вам сразу станет ясно, на какой именно уровень пирамиды вы можете претендовать. Конечно, ни один человек этого не делает, а жаль. Или, например, представим сотрудника некоего Высшего отдела кадров, к которому приходит человек, чтобы занять свое место в жизни, подразумевая при этом, что он претендует, например, на третий уровень удовлетворения потребностей в пирамиде Маслоу. При этом претендент максимально честно заполняет анкету, из которой сотрудник Высшего ОК составляет на него эту самую матрицу. Потом сличает матрицу с пирамидой и безапелляционно заявляет: «Эээ, батенька, эк Вы замахнулись! Третий уровень, да с вашей матрицей… Вы и до второго не дотягиваете».
Моя же героиня родилась со знанием этих понятий, или, как говорят, впитала их с молоком матери: все ее поступки обусловлены знанием матрицы возможностей и пирамиды потребностей на уровне инстинктов.
Для того чтобы подробно разобрать путь к успеху Евы, я составил для нее матрицу возможностей и угроз. В самом общем виде она выглядит так:
Я постараюсь все эти сильные стороны Евы раскрыть, чтобы доказать, что она действительно достойна хотя бы уровня высшего-низшего подкласса и вершины пирамиды Маслоу – самореализации.
Что касается слабых сторон, я сначала хотел написать «не обнаружено», но потом покопался и нашел одну: неумение или нежелание признавать свои ошибки и неправоту. Но с точки зрения достижения конечного результата я даже не уверен, что это слабая сторона.
Низкую самооценку я оставляю под вопросом, поскольку еще не разобрался с этим моментом до конца; возможно, я смогу прояснить его ближе к концу своего повествования.
В целом, если суммировать все сильные стороны моей героини, можно резюмировать, что это просто феноменальное сочетание рациональности и естественности. Она просто действует по заложенной программе, но при этом создается полная иллюзия, что в данный момент все это делается для вас и ради вас.
Хронологически, а также по сути происходящего я бы выделил четыре основных этапа короткой биографии Евы: 1) детство и отрочество; 2) «пехота»9; 3) «гетера»; 4) «сбор урожая». Все, кроме первого, поименованы метафорически.
Еще один забавный факт о Еве я случайно выяснил, когда узнал дату ее рождения. В молодости я прочел исследование академика Евгения Викторовича Тарле о Бонапарте Наполеоне. Кроме всего прочего, мне запомнились даты рождения и смерти Великого Императора – 15.08.1769‒05.05.1821. Так вот, Ева родилась 15 августа. Черт его знает, может, у Евы с императором звезды стоят в одинаковой последовательности и в одинаковой последовательности влияют на их судьбу.