bannerbanner
Марксизм: китайский путь – китаизация, модернизация и популяризация марксизма: научно-философские очерки
Марксизм: китайский путь – китаизация, модернизация и популяризация марксизма: научно-философские очерки

Полная версия

Марксизм: китайский путь – китаизация, модернизация и популяризация марксизма: научно-философские очерки

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 12

4. КАК «ИДУЩИЕ ИЗ МАСС», ТАК И «ИДУЩИЕ В МАССЫ» ДОЛЖНЫ ПРАВИЛЬНОРЕШАТЬ ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Чтобы правильно и эффективно реализовывать линию масс, необходимо также сочетать общие и частные методы. Товарищ Мао Цзэдун говорил:

Получить у масс, а затем продолжать нести мнение в массы, чтобы сформировать правильное ведущее мнение – основной метод лидерства. В процессе сбора данных и мнений необходимо следовать принципу сочетания общего и индивидуального подходов, что является неотъемлемой частью предыдущего метода. «На основе множества индивидуальных рекомендаций сформируйте общее мнение (общий призыв), а затем поделитесь этим общим мнением с несколькими отдельными подразделениями для проверки (не только сделайте это сами, но и попросите других сделать то же самое), а затем сосредоточьтесь на новом опыте (обобщение опыта), создайте новые инструкции для руководства массами в целом»34.

Обобщение товарища Мао Цзэдуна данного метода представляет собой яркое применение общих и специальных принципов марксистской гносеологии к методам руководства. Независимо от того, «получать у масс» или «нести в массы» лишь после того, как будут разрешены особые вопросы взаимоотношений правильным образом, будет достигнуто соответствие нормальному порядку процесса познания и достигнуты ожидаемые результаты.

Во-первых, с точки зрения процесса «извлечения из масс» (то есть процесса формирования мнений лидеров) приведенные выше выводы товарища Мао Цзэдуна говорят нам о том, что мы должны принимать правильные решения, как формировать общие принципы руководства (политику, политическую линию, планы, методы и т. д.). Товарищ Мао Цзэдун указывал в эссе «Относительно противоречий», что обычный порядок понимания людей всегда состоит в том, чтобы сначала познать особую сущность многих отдельных вещей, а затем двигаться к обобщению и познанию общей сущности. Общее включает в себя особое, а без общего не существует особого. Предположение, что можно познать общие законы вещей прежде, чем изучены частные, есть нечто иное как идеалистический подход. Поэтому товарищ Мао Цзэдун отмечал, что без исследования и изучения конкретных вопросов и приобретения особого опыта невозможно обладать базовыми знаниями: «Всякий, кто не получает конкретного опыта от отдельных сотрудников и отдельных событий в отдельных подразделениях уровнем ниже, не способен руководить всеми подразделениями»35. «Процесс, с помощью которого лидеры проводят исследования, также является процессом обучения»36. Товарищ Мао Цзэдун назвал это «методом сочетания руководства и обучения». Если не хотеть и не принимать участия в практике привлечения линии масс, а также не обобщать полученный опыт, при этом кичиться, выражая свое мнение, то мнения, получившиеся таким образом, будут оторванными от реальности, а такой вид руководства – субъективным и бюрократическим. Однако, с другой стороны, мы также должны выступать против эмпирического метода, а именно: только когда исследованы все конкретные задачи и все организации, лишь тогда можно сформировать общее мнение. Это не только ненужно, но и недостижимо. Чтобы понять физиологическое строение воробьев, необязательно препарировать всех воробьев в мире, хватит и нескольких. Среди частных случаев есть общее. Один или несколько типичных воробьев могут представлять собой обычного воробья. Конечно, проблемы общественной жизни намного сложнее, чем проблемы физиологии воробьев, и подобрать эталон намного сложнее, но основные принципы те же. Поэтому товарищ Мао Цзэдун говорил, что основным методом опроса и изучения является исследование эталона, то есть запланированный захват нескольких единиц (не слишком многих) для проведения тщательных расследований и получения из них общих выводов. Основным методом приобретения опыта должно быть выделение двух-трех единиц (не более). Это необходимо, чтобы углубить выполнение требуемой работы и выработать общий курс руководства. Это точка прорыва, получения опыта и ориентир на комплексный подход. В начале 1948 года товарищ Мао Цзэдун, руководя работой по земельной реформе, указывал: «Не стоит браться за дело всесторонне, следует выбрать сильные кадры, которые сперва сделают это в нескольких местах, получат опыт, последовательно внедряя его и поэтапно двигаясь вперед»37. Таков был процесс «Земельной реформы», и все остальные должны быть ему аналогичны.

Во-вторых, необходимо должным образом решить проблему общего и частного руководства. Подобно тому, как естественно-научные исследования не могут руководствоваться определенными философскими мыслями, так и исследования по практической работе невозможно проводить без руководства определенными философскими мыслями. В процессе исследований или в процессе постановки конкретной задачи, необходимо руководствоваться правильными мыслями, поступать сознательно, иначе останется только слепое руководство какой-либо мыслью. Общие принципы марксизма и политический курс партии основаны на научной истине, извлеченной из реального мира и доказанной на практике. Она может служить ориентиром для различения того, что правильно, а что неправильно, что растет, а что затухает в конкретных исследованиях. Только тогда можно сделать правильные выводы из особого опыта. Напротив, если человек сознательно не руководствуется общими принципами марксизма и политикой партии, он может руководствоваться ошибочными мыслями. Таким образом, даже после кропотливых опросов и исследований не получится прийти к верному выводу, либо даже ошибиться в выбранном направлении. Товарищ Мао Цзэдун неоднократно подчеркивал, что все опросы и исследовательская работа должны опираться на основные точки зрения марксизма, особенно метод классового анализа. Вся конкретная работа должна руководствоваться ясной политической перспективой, а коммунисты должны всегда обладать пролетарским мировоззрением. Эти научные тезисы нельзя забывать.

С точки зрения процесса «хождения в массы» (то есть процесса изучения мнений лидеров и их реализации) приведенный выше вывод товарища Мао Цзэдуна также говорит нам о двух наиболее фундаментальных принципах: любая задача и любая работа должны иметь универсальный характер. Общий призыв формируется из индивидуального руководства, но как только он сформирован, он становится отражением глобальных законов, включая общую сущность каждой части, и имеет ведущее значение для каждой из них. Как сказал товарищ Мао Цзэдун: «Если вы не понимаете универсальности противоречий, вы не сможете обнаружить универсальную причину или универсальную почву для развития движения вещей»38. «Когда вы поймете глобальные вещи, вы будете использовать частные вещи еще больше, потому что частное всегда подчинено глобальному»39. Очевидно, что без общего призыва невозможно мобилизовать широкие массы действовать в направлении, указанном политикой партии. Товарищ Мао Цзэдун учил, что члены коммунистической партии должны помнить не только рабочий маршрут и политический курс по разным отдельным задачам, но особенно общую линию и общую политику партии, иначе «мы будем слепыми и бессознательными революционерами. Когда мы выполняем политический курс и рабочий маршрут по определенным задачам, мы сбиваемся с пути, начинаем колебаться из стороны в сторону и откладываем нашу работу»40.

В-третьих, следует в индивидуальном порядке подходить к конкретному руководству. Общее и частное представляют собой единство противоположностей. Общее это одна из сторон, а частное – другая. Универсальное может лишь в общем включать все частные вещи, и любое частное не может быть полностью быть вовлечено в универсальное. Таким образом, общее представление, и является абсолютно правильным, и все же в указанном выше смысле оно однобоко и абстрактно. Только соединяя общее и частное, мы можем достичь всеобъемлющего и конкретного понимания.

Товарищ Мао Цзэдун упоминал в работе «Относительно противоречия», что, получив общие знания, мы должны использовать их в качестве руководства для проведения исследований новых и определенных вещей, которые не были изучены или которые не были изучены глубоко. Только так мы можем иметь конкретное понимание конкретных вещей и способности. Обогащать и развивать содержание общих знаний и не допустить, чтобы общие знания отмирали. Живой дух марксизма – в конкретном анализе конкретных ситуаций, который как раз и должен уметь соединять общее с частным. Применяя все эти принципы к методам руководства, товарищ Мао Цзэдун говорил, что, претворяя в жизнь взгляды лидера, отнюдь не стоит «следовать общему вызову, а необходимо внимательно следовать индивидуальным и конкретным установкам». Конечно, это не означает, что лидер должен самостоятельно выполнять все частные задачи под своим руководством, но подразумевается, что после того, как определено общее направление работы, необходим план и целенаправленный выбор нескольких целей, а также личное присутствие; нужно больше узнавать о различных проблемах во время практической деятельности и лично направлять ответственных лиц в принятии конкретных решений. Таким образом, продвигается работа, а также приобретается ранее не включенный в общее направление работы новый специфический опыт. Следовательно, можно обобщить новый опыт, достигнуть нового уровня руководства. Таким образом, существует два противоположенных метода: первый метод – это общий призыв, не предполагающий конкретных указаний. В его рамках легко призвать методы управления, потерпевшие бюрократическую неудачу; с другой стороны, застряв на определенной задаче, невозможно с ней справиться. Второй метод состоит в том, что неважно, насколько велика задача, в большом и малом все решается самолично. Стоит лишь стать «актером» и забыть о задаче «режиссера». Это и есть эмпирический или транзакционный метод лидерства. Оба этих метода противоречат научным принципам, изложенным товарищем Мао Цзэдуном.

Товарищ Мао Цзэдун разъяснил принцип, согласно которому правильное руководство должно быть получено из мнения масс, а затем привнесено в массы. Также в процессе сбора сведений необходимо следовать принципу сочетания общего и индивидуального подходов; это фундаментальный принцип, который необходимо твердо помнить и строго соблюдать в любой работе во все времена. С развитием революционной практики содержание этих принципов становилось все более богатым, и все большее число партийных работников, кадров и масс овладели этими принципами. Сегодня, когда мы сталкиваемся с постоянно меняющимися трудными и сложными задачами социалистического строительства и когда существует большая «область необходимости» в различных задачах, которые надо исследовать, мы не однократно переосмысливаем идеи товарища Мао Цзэдуна о теории линии масс и используем их, чтобы направлять наши действия. Теория Мао Цзэдуна имеет неизмеримое значение, помогая нам глубже и тщательнее решать различные задачи в продвижении дела строительства социализма.

РАССУЖДЕНИЯ О ПОПУЛЯРИЗАЦИИ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

ЧТЕНИЕ ТРЕХ ПИСЕМ ТОВАРИЩА МАО ЦЗЭДУНАТОВАРИЩУ ЛИ ДА

1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ

В «Избранные произведения Мао Цзэдуна», изданные в честь90-летия со дня рождения Мао Цзэдуна, включены три письма товарища Мао Цзэдуна товарищу Ли Да с 1951 по 1954 год. Эти три письма были некогда опубликованы в 1978 году в 12 выпуске журнала «Чжэсюэ яньцзю» («Философские исследования») и перепечатаны крупными газетами и печатными изданиями КНР. Публичное обнародование этих трех писем имело важное значение в то время во многих аспектах, в том числе руководящее значение для теоретической пропагандистской работы. Перечитав их сейчас, возникла необходимость обсудить их с точки зрения популяризации марксисткой философии.

В 1951 и 1952 годах, когда работы Мао Цзэдуна «Относительно практики» и «Относительно противоречия» последовательного переиздавались, товарищ Ли Да сразу же с большим энтузиазмом написал «Комментарии» к ним и перед печатью отправил Мао Цзэдуну с просьбой перепроверить, и Мао Цзэдун внес некоторые правки. В 1954 году, когда в кругах мыслителей началась критика буржуазного идеализма, представленного Ху Ши, товарищ Ли Да снова написал такие работы, как «Критика взглядов Ху Ши» и «Критика политической идеологии Ху Ши», также спросив мнения Мао Цзэдуна перед публикацией. Эти три письма являются ответными письмами товарища Мао Цзэдуна товарищу Ли Да.

В письме товарищ Мао Цзэдун высказал высокую похвалу и пристальный интерес к работе товарища Ли Да. В письме про «Комментарии» к сочинению «Относительно практики» Мао Цзэдун отметил:

«Эти комментарии превосходны и играют большую роль в популяризации материализма на общеупотребительном языке.

Что касается общедоступной популяризации диалектического материализма, то в прошлом сделано недостаточно, а это остро необходимо многочисленному рабочему аппарату и студенческой молодежи. Надеюсь, вы напишете больше статей.

Ваши статьи общепонятны – это хорошо. Когда снова будете писать статьи, мой совет – добавлять пояснения к некоторым фундаментальным концепциям философии в подходящих случаях, чтобы обычные рабочие могли понимать. Используем эту возможность, чтобы миллионы несведущих в философии партийных и внепартийных кадров смогли немного понимать марксистскую философию. Неизвестно, как они ее воспринимают»41.

Многократное акцентирование Мао Цзэдуном в этом письме общедоступной популяризации марксистской философии среди руководящих кадров и народных масс является важным вопросом стратегического значения.

Марксистская философия – это духовное оружие пролетариата, мировоззрение пролетарской партии и единственное научное и полностью революционное мировоззрение с момента зарождения человечества. Если бы пролетариат не использовал марксистскую философию в качестве оружия для понимания и преобразования мира, то вряд ли осознал бы свои классовое положение и историческую миссию, поставил дальновидные цели борьбы, утвердил правильные стратегии борьбы и рабочие методы, а, следовательно, вряд ли бы освободил себя и все человечество. Но марксистская философия (как и марксизм в целом) не образовалась самопроизвольно рабочим движением, а была создана революционерами-учеными, такими как Карл Маркс и Фридрих Энгельс, путем обобщения исторического опыта и реальной борьбы, – это не естественный опыт, а строгая наука. Чтобы рабочий класс и революционные массы овладели ею, необходимоосуществить «внушение», а именно – путем пропаганды. Чтобы пропаганда была эффективной, она должна быть адоптирована под разные слои населения с применением разных методов. Общедоступнаяпропаганда – это метод пропаганды, совместимый с большинствомслоев населения, это определило то, что она является чрезвычайноважным звеном, заставившим народные массы овладеть марксистскойфилософией. Без этого звена широкие массы столкнулись бы с непреодолимыми препятствиями в освоении марксистской философии.

Реализация социалистической модернизации, которую мы сейчасосуществляем, – это крайне почетное и великое дело, которое нашипредшественники никогда раньше не делали, оно более комплексноеи сложное, чем революционная борьба за захват власти. Если бы небыло идеологической линии, теоретически основанной на марксистской философии, которая направляла бы действия многомиллионныхмасс, победу невозможно представить. А если у широких масс нет самых минимальных знаний марксистской философии, то очень сложноправильно понять партийную линию, а также самостоятельно и созидательно претворять ее в жизнь. Поэтому широкомасштабное повышение уровня марксистской философии среди масс является перспективным планом, грандиозным проектом, обладающим стратегическим значением. Что же касается культурного уровня нашего рабочего населения, то более 95% людей не достигли уровня профессионального училища (не говоря уже о широких массах, за исключением государственных служащих). Чтобы эти широкие массы начали немного понимать марксистскую философию, иного пути, кроме общедоступной пропаганды, нет. В этом смысле общедоступная пропаганда является фундаментостроением в вышеупомянутом грандиозном проекте. Если мы, философы, будем пренебрегать этим фундаментостроением, не станем усердно работать над ним, то это будет серьезным пренебрежением своего долга. Нам следует обратить внимание на то, что руководящие кадры и народные массы испытали немало трудностей из-за идеализма и метафизики за десять лет анархии, и сейчас больше, чем когда-либо, ощущают острую потребность в изучении марксистской философии. Чтобы размышлять об историческом опыте, понимать социальные явления, разбираться в политическом курсе партии, изучать новые возникающие ситуации и проблемы, они как раз ищут подходы, взгляды и методы в марксистской философии. Различные теоретические курсы, самообразовательные кружки и т. д. непрерывно появляются и быстро развиваются, одной из важных их составляющих как раз является марксистская философия. Партия и правительство также принимают системные меры для удовлетворения потребностей широких масс, например, поощряют издание выдающейся популярной литературы, открывают разнообразные образовательные кружки и секции, организуют общедоступные лекции, основывают университеты, которые проводят обучение онлайн, и сдачу экзаменов для самообучающихся. Мы, философы, возлагаем на себя ответственность и должны вкладывать силы в эту имеющую огромное значение работу по популяризации, а также обучаться и самосовершенствоваться в процессе работы.

Это вовсе не говорит о том, что единственной задачей философов является общедоступная пропаганда. Нам нужно также выполнять много другой работы. Например, необходимо всемерно изучать новые ситуации и проблемы, непрерывно возникающие в области модернизации, глубоко обобщать новые достижения различных современных наук, серьезно изучать историю философии, историю наук и историю философских идей китайской нации, вести диалог с международным философским сообществом, глубоко исследовать и подвергать разумной критике современные антимарксистские идейные течения. Путем этой комплексной работы необходимо поддерживать марксистскую философию, развивать марксистскую философию, писать высокоуровневые монографии и сочинения по марксистской философии, превращать марксистскую философию в философию, которая не только соответствует современности, но и несет в себе облик нации, а также сделать китайскую нацию передовой в теоретическом мышлении в современном мире. В этом нет никаких сомнений. Однако это все относится к работе по усовершенствованию характера и не может быть отделено от работы по популяризации – самой важной основы. Если все результаты работы по совершенствованию не будут преобразованы в духовное богатство миллионов людей путем популяризации, то они не будут в итоге полностью реализованы. Представим себе, что даже если наша исследовательская работа философии даст ценные результаты, а у многочисленных масс людей тем не менее нет даже базовых представлений о марксистской философии, в их сознании по-прежнему преобладают различные формы идеализма и метафизики, и они не обладают способностью распознавать и противостоять разнообразным отжившим идеологиям, то как марксистская философия сможет стать колоссальной материальной силой? И как социалистическое дело сможет добиться надежной гарантии? Более того, если мы, философы, не будем поддерживать тесную связь с массами, лично участвуя в работе по популяризации, отдалив их от глубокой основы марксистской философии, если не сможем прочувствовать пульс и дыхание масс и понять их нужды, то как мы сможем придерживаться верного направления?

Мы изначально придерживаемся твердой традиции высоко оценивать популяризацию марксистской философии. Многие успешные философы-марксисты старшего поколения такие, как Ли Да, Ай Сыци,Ян Сяньчжэнь и Фэн Дин написали немало выдающейся литературы по популяризации, прочитали множество глубоких лекций простыми словами, сыграв большую роль в этом процессе. Но во времена бесчинства Линь Бяо и «Банды четырех» эта драгоценная традиция была разрушена. Линь Бяо и «Банда четырех» превратили популяризацию в вульгаризацию, приведя это в карикатурный и комичный вид, исказили основные концепции и принципы марксистской философии,ради своих политических нужд серьезно подорвали репутацию популяризации, оставив негативное влияние вплоть до настоящего времени, в результате чего многие люди имеют разнообразные странныевзгляды на общедоступную популяризацию. Мы должны аргументированно, с осознанием своей правоты восстановить репутацию общедоступной популяризации марксистской философии, вернуть ее на должное место и реализовать ее огромное назначение.

2. ПУТЬ К УСПЕХУ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ

Общедоступная популяризация марксистской философии вовсене является той легкой «низшей» работой, как некоторые представляют. Как раз наоборот – нужно добросовестно выполнять эту работу, без глубокой теоретической подготовленности, без богатых знаний в области истории, общества, естественных наук и в других сферах, без большого опыта ведения борьбы, без глубокого владения письменным и устным языком, без искреннего понимания широких масс, особенно объектов непосредственной популяризации, невозможно ее выполнить.

Причина, по которой общедоступная популяризация является трудной работой, главным образом заключается в том, что мы хотим распространять не такие простые знания, как четыре арифметических действия или решение линейных алгебраических уравнений, а наивысшее достижение человеческого мышления; признающие популяризацию народные массы не имеют подготовки в этом плане (иначе популяризация не имела бы общедоступный характер). Противоречие между научным содержанием марксистской философии и восприимчивостью народных масс действительно существует. Способность разрешить это противоречие является ключом к успеху общедоступной популяризации и заслуживает серьезного изучения. Сравнивая превосходную литературу с некоторыми вульгарными памфлетами, написанными в период бесчинства Линь Бяо и «Банды четырех», я думаю, что решение некоторых нижеследующих проблем, возможно, способствует повышению качества общедоступной популяризации.

Во-первых, поскольку это общедоступная популяризация, то она, конечно, должна приобретать все форм, которые популярны и легко воспринимаются народом, быть разнообразной, оживленной и неограничиваться общепринятыми мерами. Однако какую бы форму она ни приобретала, всегда необходимо придерживаться одного «ключевого момента» – не следует жертвовать научным содержанием марксистской философии, нарушать его строгость и достоверность, нельзя огрублять и комизировать марксистскую философию ради стремления сделать ее общепонятной. Плохо, если у читателей или слушателей на первых же этапах сложится несколько искаженное представление, которое впоследствии сложно будет исправить. Конечно, общедоступная популяризация не может и не должна быть такой же глубокой и детальной, как монография, и затрагиваемые вопросы тоже не могут быть такими же всеобъемлющими, но это не противоречит полному и точному объяснению фундаментальных понятий и основных принципов.

Во-вторых, поскольку это общедоступная популяризация, то, конечно, важно, чтобы читатели или слушатели понимали и запоминалинекоторые самые основные научные формулировки. Неуместно выступать против «запоминания» в целом. Однако цель изучения марксистской философии все-таки состоит не в том, чтобы запоминатьнекоторые готовые «правила», а в том, чтобы превратить ее научныепринципы в свое мировоззрение и методологию и уметь применять эти принципы как органическое целое. Поэтому очень важно во время прочтения литературы или посещения лекции отбирать целесообразные практические примеры для предоставления показательного анализа. В частности, еще больше нужно сосредоточиться на анализе реальных проблем, которые очень беспокоят народные массы, но не могут быть проанализированы ими, и ошибочных мыслей, которые несут большой вред, тем самым заставляя читателей или слушателей воспринимать марксистскую философию как действительно мощное духовное оружие и обучая правильно применять такого рода оружие. Нужно предотвратить обособленное «применение» того или иного принципа ко всей теоретической системе, поскольку это сможет незаметно приучить народные массы к упрощенному образу мышления. В прошлом такие учрежденные Линь Бяо принципы, как «учиться на практике», «приносить немедленный результат», «учить цитату, связывать ее с реальной проблемой и критиковать реакционную точку зрения» могли лишь заставить массы понимать марксистскую философию как груду изолированных «правил», полагая, что, овладев лишь одним «правилом», можно объяснить проблему. Это может только развить упрощенный образ мышления и даже плохое проявлениепрагматизма, чего следует предостерегаться. Так, говоря об идеализме, конечно, прежде всего необходимо объяснить его ошибочность. Но если упомянуть только это, то сразу рождается риск упрощения,и в народных массах возникает большое недоумение. Например, средифилософов-идеалистов очень многие – образованные люди и вовсене глупцы, сумасшедшие или лжецы, как у них могут быть такие нелепые идеи? Если идеализм так нелеп, то почему классики-марксистыговорят, что в идеалистической философии Гегеля очень много глубоких мыслей, к тому же эта философия идеализма стала одним изисточников марксистской философии? Раз идеализм так абсурден, то даже понимающие дети не должны верить ему, но почему тогдаон все же существует до сих пор, и зачем необходимо вступать с ним в борьбу? Если идеализм так ошибочен, то как нормальные люди могу верить этой нелепице? И как в нашем сознании все еще может быть место идеализму? Чем больше рассуждаешь об этом, тем больше все это запутанно. Поэтому во время разоблачения абсурдности идеалистических суждений также необходимо проводить тщательный анализгносеологического происхождения, классового происхождения, социологического происхождения идеализма и т. д., а также необходимоотличать основные суждения идеализма от конкретных утверждений,содержащихся в философской системе идеализма, только так можно заставить народные массы относить к идеализму с позиции диалектического материализма.

На страницу:
3 из 12