bannerbanner
Священномученник Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский. Житие. Акафист
Священномученник Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский. Житие. Акафист

Полная версия

Священномученник Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский. Житие. Акафист

Язык: Русский
Год издания: 2002
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Серафим (Питерский), игумен, Татьяна Панкова

Священномученник Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский. (на Рязанской кафедре с 1651 по 1655 г.) Житие. Акафист


Собор Рязанских святых и подвижников благочестия


По благословению Высокопреосвященного Симона митрополита Рязанского и Касимовского



© ООО «Зёрна-Слово», 2018

© Серафим (Питерский), игумен, Т. Панкова – авторский текст, 2002 г.

© Серафим (Питерский), игумен, Т. Панкова – фото, 2002 г.

Житие священномученика Мисаила, архиепископа Рязанского и Муромского

Для меня жизнь Христос, и смерть приобретение

(Флп. 1,21)

Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский, занимавший Рязанскую кафедру с 1651 по 1656 год, родился в первой четверти XVII столетия в Новгородской губернии, в селе Грузине, издавна принадлежавшем Деревяницкому Воскресенскому монастырю. Воспитанный благочестивыми родителями, он с ранних лет уповал только на Господа, и не было дня, когда бы он пропустил богослужение. Мальчик полюбил духовное чтение, особенно Новый Завет.

Немного повзрослев, юноша стал неотступно просить родительского благословения на вступление в число братии Новгородской Воскресенской обители, чтобы служить Единому Господу, ибо на скрижалях его сердца запечатлелись слова апостольские: Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение (Кол. 3, 5).

Получив родительское благословение, юноша стал монастырским послушником. Вдали от мирской суеты он еще более сосредоточился на своем внутреннем мире, все его помыслы были направлены к горнему, а душа пребывала в постоянном молитвенном предстоянии пред Всевышним. Изучая творения святых отцов, он старался полностью отсечь свою волю и поэтому постоянно пребывал в послушании настоятелю и братии, смиряя себя пред промыслительной волей Божией, ибо, по слову Господа, обретый душу свою погубит ю, а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф. 10, 39).


Великий Новгород. Софийский собор. Восточный фасад


Великий Новгород


Постепенно постигал он азы иноческого жития, преодолевая искушения, свойственные молодости, непрерывным подвигом восходя от силы в силу, становясь все более духовно зрелым. Настоятель монастыря, наблюдая ревность юноши и узрев о нем волю Божию, стал готовить его к восприятию чина ангельского. Вскоре послушник стал монахом с наречением имени в честь святого еврейского отрока Мисаила[1].

Преуспеяние инока не могло быть сокрыто от его духовного наставника и братии, и вскоре в этой же обители он был хиротонисан во иеромонаха. Приняв в свое сердце благодать воз благодать (Ин. 1,16), иеромонах Мисаил исполнился такой горячей любви к Богу и ближним, что готов был, по слову преподобного Исаака Сирина, «десятикратно в день быть преданным на сожжение за любовь к людям», лишь бы все спаслись.


Портрет Патриарха Никона


Древний монастырь, основанный в 1334 году святителем Моисеем, архиепископом Новгородским, располагался в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхова при впадении речки Деревяницы. Высокопреосвященный Никон, митрополит Новгородский и Великолуцкий, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, часто посещал его. Хорошо зная всю братию, митрополит был сердцем особенно расположен к отцу Мисаилу за его кротость, смирение и строгость в несении монашеских подвигов.

Вскоре митрополит Никон вызвал его из Деревяницкого монастыря и назначил ризничим архиерейского дома. Молодой иеромонах, имея перед глазами в лице владыки образец подвижнической жизни и высокой просвещенности, усилил подвиги иноческого жития. Он усвоил от своего наставника безграничную любовь к святой Церкви и Отечеству, христианские правила общественного служения и стремился, по словам преподобного Иоанна Лествичника, «прилагать огнь к огню, горячность к горячности, усердие к усердию и желание к желанию», чтобы «горячность» в неослабном хранении чувств сохранить «неугасимою и даже до конца жизни своей». Митрополит Никон часто беседовал с отцом ризничим и хорошо знал его душевное устроение.


Карта-схема «Новгородская епархия»


В 1651 году в Переяславле Рязанском скончался архиепископ Рязанский и Муромский Моисей. Рязанская кафедра нуждалась в достойнейшем архипастыре, так как в это время епархия была одной из самых крупных: помимо современных рязанских земель, в нее входили муромские, тульские, воронежские и тамбовские земли.

Новгородский митрополит мудрым взором провидел, что для иеромонаха Мисаила предуготовано высокое место служения Церкви, и представил его Собору иерархов в качестве одного из кандидатов на Рязанскую кафедру. Это предложение было поддержано и одобрено государем Алексеем Михайловичем. И 13 апреля иеромонах Мисаил, постриженник Новгородского Воскресенского Деревяницкого монастыря, был рукоположен Патриархом Московским и всея Руси Иосифом во архиепископа «богоспасаемых городов Рязани и Мурома».

Среди русских епархий Рязанская архиепископия была третьей по значимости, поэтому архиепископ Мисаил «почтен седанием быти третьим архиепископом». Государь же Алексей Михайлович пожаловал ему служебную архиерейскую подушку.

5 мая 1651 года рязанский владыка получил Ставленную грамоту о назначении и в скором времени покинул столицу и отправился в свою епархию водным путем на струге. Через восемь дней он был радостно, в торжественной обстановке встречен паствой Переяславля Рязанского.

Вскоре рязанцы, воочию видя высокую жизнь своего архипастыря, могли воскликнуть вместе с пророком: И привели они к нам, так как благодеющая рука Бога нашего была над нами, человека умного (1 Езд. 8, 18).

По прибытии на Рязанскую кафедру святитель Мисаил обнаружил многие «нестроения» беспорядки и нарушения церковных правил. При виде того, что люди уклоняются от указанного Господом пути спасения, а «ревнуют об образе зверином» и гибнут в пороках, душа владыки Мисаила исполнилась скорби и он составил грамоту, в которой говорил о церковном благочинии и об улучшении нравственности в духовенстве и народе. Грамота была разослана во все концы обширной епархии. Особенно горько для архипастыря было то, что пороки распространялись среди священников и монашествующих, ибо он всегда помнил наставление Божие: решивший посвятить себя на служение Ему должен пребывать в полном трезвении (Чис. 6, 1–3).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Отрок Мисаил (пам. 17/30 дек.) один из трех отроков, вверженных в огненную пещь по приказу царя Навуходоносора. Во время совместной молитвы им явился Ангел Божий и угасил «огненное разжжение» (ирмос 7-й песни канона, глас 6).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу