Полная версия
Системное мышление 2024. Том 2
• сколько вы танцуете или не танцуете (потому как не с кем – не нашлось пары из-за гендерного дисбаланса, или партнёрша отказала в танце, или было слишком жарко, или ещё что-то произошло40),
• какое у вас после вечеринки настроение, на какую вечеринку нужно идти, чтобы нормально потанцевать (то есть получить хорошее настроение – какие орги на своих вечеринках гарантируют хорошее настроение, а кто не может ничего гарантировать?),
• какая должна на этих вечеринках играть музыка, чтобы под неё было интересно танцевать, и у всех участников этих вечеринок было хорошее настроение,
• сколько это всё должно стоить, кого можно было бы пускать бесплатно.
• … и так далее: страсти кипят, всё крутится вокруг плохого или хорошего настроения на вечеринках, адекватности потраченных на мероприятие денег и удовольствия от мероприятия, альтернативного поведения (куда можно ещё сходить за подобные деньги для бо́льшего удовольствия).
Обратите внимание, собственно движение танцевания::метод, а также создание хореографии/композиция::метод (то, что происходит в ходе танцевальных выходов/перформансов) в социальных сетях почти совсем не обсуждаются! Вечеринку «танцем» в быту (это ведь только мы не используем этот многозначный термин) обычно не называют, танцевальные перформансы/выходы (система, в которой участвует танцевальная пара в ролях артистов, исполняющих хореографию в двух танцевальных подролях – лидер и фолловер) – это тут лишь часть того, что происходит на вечеринке. Вечеринка::мероприятие – это более высокий системный уровень, там кроме лидеров и фолловеров участвуют множество других ролей.
Тут тоже легко запутаться в терминах. Вечеринку часто называют «танцы» – тот же «танец», просто во множественном числе! И паттерн/метод/стиль действий походов на вечеринки назовут «занятия танцами» («занятие» в смысле траты времени) и учебные занятия по достижению танцевального мастерства тоже называют «занятия танцами». Всё путается, включая «время изготовления мастерства участия в вечеринке» и «время использования мастерства участия в вечеринке». Мастерство «участия в вечеринке» (по выполняемой практике) или мастерство «участника вечеринок» (по отыгрываемой роли) включает в себя и мастерство выполнения многочисленных перечисленных ранее функций/методов, начиная с функционирования организма (предмет интереса физиолога), заканчивая культурой/методами участия в вечеринке, выполняемыми ролью «участник вечеринки» и заключающейся в уместном там поведении. Это время использования мастерства участника вечеринки в его подроли артиста. А время изготовления? Помним о всех этих тренерах, инструкторах, гуру стиля, хореографах – и человеке::агент, который ещё только будет участвовать в вечеринке, но пока не имеет мастерства в задействовании осознанного или неосознанно выбранного варианта метода участия.
Следующий системный уровень уже не имеет тех, кто им специально занимается, но иногда какие-то организаторы вечеринок, преподаватели или даже отдельные танцоры вдруг выступают как «амбассадоры (посланцы) субкультуры»::роль и начинают обсуждать, как они развивают сальса-субкультуру с её многочисленными неформалами::роль. Участники вечеринок сальсы и ведущие связанный с этим особый образ жизни люди тут – неформалы::роль, имя нашей танцующей пары опять поменялось! Это системный уровень субкультуры конкретного стиля танца, в нашем случае сальсы, но обычно в таких субкультурах танцуют какой-то «зонтик» танцевальных стилей, собираемых вокруг одного танца. Так, в субкультуре сальсы часто танцуют и кубинский сон, а также неожиданно доминиканскую бачату и бачату сеншуал, в субкультуре кизомбы танцуют не только кизомбу, но и сембу, урбан киз, таррашинью, таррашо, неожиданно гавайскую компу, а также афро-хаус (в виде «анимации/развлечения» участников вечеринки – guided line dance41).
Сообщество/тусовка как групповой/коллективный агент, выполняющий роль субкультуры и практикующий поддержание/репликацию и развитие мемома социального танца для какого-то танцевального стиля, включает в себя в качестве своих частей все вечеринки «зонтика» танцевального стиля (в данном случае – «зонтика» сальсы). Например, в Москве одновременно идёт пять-шесть вечеринок. Это сообщество включает и все танцевальные школы, где работают тренеры, гуру стиля, хореографы (в Москве для сальсы их более десятка). Школы учат (репликация мемома субкультуры), вечеринки развлекают (использование мастерства самых разных субкультур/«методов действий» её адептами::«носитель мемома субкультуры»), а ещё проводятся конкурсы и фестивали. Субкультура/сообщество тем самым вполне материальна. Скажем, сто лет назад субкультуры сальсы как всех этих постоянно проходящих вечеринок-школ-конкурсов с их многочисленными участниками в самых разных ролях (не все там танцуют!) ещё не было, а через сто лет, наверное, уже не будет. В Арктике и Антарктике субкультуры сальсы нет и сейчас. Субкультуру можно считать не только методом действий, но функциональным объектом, который занимает определённое место в пространстве-времени, то есть совпадает с конструктивом: сообществом, «людьми, которые практикуют какие-то определённые методы, носители мемома субкультуры», ибо на этом уровне мы больше говорим о создании и развитии какого-то мастерства, какого-то практикования этого мастерства (действий, определяемых мастерством), эволюции практики, поэтому меняется язык разговора. О субкультуре можно думать как о материальном объекте, она изменяется во времени, хотя масштаб времени опять поменялся. Это не доли секунды на телесную работу опорно-двигательного аппарата или смены ощущений сомы, не секунда-другая на отдельное движение, не три минуты выхода/перформанса, не три часа вечеринки. Изменения субкультуры (изменение реплицирующегося мемома с идеями какого-то стиля социальных танцев, этот мемом и определяет субкультуру – как геном определяет вид живого существа, а не феном, не организм, так и тут – не член субкультуры определяет субкультуру, а мемом, отреплицированный в его голове) занимают даже не месяцы, а годы. Субкультура эволюционирует вместе со всеми своими методами/стилями поведения, которые выполняются ролями коллективных и индивидуальных агентов и даже частей агентов.
Системное мышление нам помогает снизить сложность мышления в том числе и о субкультуре, запредельно сложном многоуровневом объекте. Мы должны просто думать там отдельно о каждом системном уровне, управлять своим вниманием при переходе от уровня к уровню, отслеживать внимание разных других ролей к разным явлениям на разных уровнях (прежде всего к тому, что там делают: внимание к методам/практикам всех ролей).
Все эти роли и их методы действий (часто говорят «методы поведения», но метод – это тоже поведение, метод исполняется, это паттерн действий, так что тут некоторый онтологический дребезг из-за неразличения метода и работы как разных видов поведения) рассматриваются на каждом уровне в их тесной взаимосвязи, но всё-таки отдельно:
• субкультура сальсы (реализуемая коллективным агентом неформалов::«участники субкультуры», при этом субкультура тут термин предметной области, это не «подметод», а агент. Метод поведения самой субкультуры – «бытование», специфических терминов тут нет, слишком высокий системный уровень),
• частью этой субкультуры является вечеринка в нашем клубе в конкретный вечер (реализуемая коллективным агентом «участники вечеринки»),
• частью вечеринки является пара артистов в составе мини-мероприятия «танцевальный перформанс/выход» (каждый артист реализуется отдельным агентом/личностью и на этом уровне есть ещё танцевальные роли лидера и фолловера в паре),
• частью артиста является сальсеро (собственно сальсу как танцевальный стиль танцует именно сальсеро),
• частью/подролью сальсеро является танцор (вот он «просто танцует, причём красиво», и внешне в мире это тот же агент/личность, что и реализующий артиста),
• частью танцора является движенец (двигается как раз он, и это внешне тот же агент, выделить движенца можно только вниманием!),
• … и так далее, дело может не остановиться даже на враче, занимающемся организмом в целом, проблемы могут быть и на уровне каких-то систем организма (например, неврологические проблемы, или проблемы мышечной ткани, обусловленные генными болезнями). Ниже физиологического уровня биохимики могут заниматься уровнем поломок биохимии в работе мышц, а уже мышцы лечит/чинит врач-физиолог на уровне физиологии целостного организма.
Если на каком-то системном уровне обнаруживается проблема – можно звать какого-то «создателя мастерства в каком-то методе» (консультанта, тренера, инструктора): где-то один такой создатель научит танцшколу методам зарабатывания денег (слово «метод» в речи опускается как название типа, «научит зарабатывать деньги»), а где-то другой создатель научит движенца методам движения руками-ногами (слово «метод» в речи тоже будет опущено, как тип мета-мета-модели, будет «научит двигать руками-ногами»). Эти «создатели и развиватели» мастерства работают во время создания, а не во время вечеринки и рассматриваемого нами в этом подразделе танцевального выхода/перформанса пары артистов сальсы, причём думать об исполняющих все эти многочисленные роли субкультуры коллективных агентах и индивидуальных агентах-личностях можно абсолютно одинаково, и это существенно экономит мышление.
Есть ли системные уровни выше уровня субкультуры? Конечно. Например, уровень (всей танцевальной, но мы можем эту специализацию и пропустить) культуры в целом (включая бальные танцы, сольные танцы, но может быть и театр, и моду, и живопись с графикой, поэзию и т. д. – то, что в быту называют «культура», имея в виду «что-то гуманитарное, направленное на развлечение». Да, это респектабельное занятие для профессионалов, но всё-таки речь идёт о развлечении – хоть речь идёт о Достоевском, хоть о Майкле Джексоне, вся «культура» – это сфера работы профессиональных развлекателей. Конечно, профи в области культуры будут возражать, что они не развлекают людей, а делают что-то более возвышенное, но давайте присмотримся внимательней – речь идёт о порождении и репликации каких-то мемов, и всё.
Этот уровень культуры/«общества культурных людей» (развлекающих и развлекающихся) включает в себя все субкультуры/сообщества, тоже вполне материальный объект. В расширительном толковании инженерию как метод изменения мира к лучшему тоже можно назвать одним из методов человеческой культуры, но это уже расширительное толкование «культуры», близкое к тому, что употребляем тут мы, говоря о практике/культуре/методе работы как типе мета-мета-модели – только «культура» тут употребляется в значении «мемом, определяющий мастерство человечества», то есть набор теорий/знаний/объяснений/алгоритмов, определяющий умение человечества (а сейчас «агентечества» с учётом AI) делать то, что сейчас умеют делать все разумные агенты Земли в целом.
Будьте внимательными: в речи слово-термин «культура» может быть использовано по-разному:
• Отсылка к методу (культура тут – синоним метода/практики/стиля работы/действий), культура::поведение.
• Отсылка к коллективному агенту (множество людей – общество или сообщество, например, культура неандертальцев – это все неандертальцы).
• Отсылка к знаниям/объяснениям/алгоритмам/дисциплинам методов, накопленных коллективными агентами («культура человечества» – это все знания/объяснения/теории, известные человечеству), иногда даже не все знания, а только лучшие из них (скажем, квантовая физика будет отнесена к культуре человечества, а вот теория флогистона – нет). Тут ещё близко понятие «материальной культуры», ибо кроме знаний методов нужно ещё и рассматривать инструментарий этих методов. Вот этот инструментарий в совокупности – материальная культура.
Следите по контексту, какой онтологический тип скрывается за каждым словом!
Хотя трудно представить роли людей, которые профессионально занимаются танцевальной культурой в целом и уж тем более общечеловеческой культурой в целом для целей их изменения (культурологи тут не в счёт, они «аналитики»: всё понимают, ничего не делают – да и если бы хотели, ничего сделать не смогли бы: эволюционирующие коллективные сообщества уровня выше организации не так-то легко изменить. Мало кто может похвастаться «вкладом в культуру» на очень высоких системных уровнях, например, уровне общества или человечества).
Чем выше по системным уровням, тем труднее найти людей, которые пытаются что-то делать на этих уровнях (чиновники могут утверждать, что «развивают культуру», но это утверждение обычно нельзя проверить, а часто «настоящая культура» наоборот, развивается мимо чиновников, мимо цензуры – и субкультура не менее часто называется поэтому контркультурой42, она и оказывается главной движущей силой культурного развития).
А выше культуры? Есть, конечно: цивилизация в целом (включая не только культуру из «домов культуры», но производственную культуру, политическую культуру, культуру исследований, культуру воспитания детей). Но мало кто::агент будет утверждать, что он «создаёт и развивает» цивилизацию в целом. На уровне цивилизации в целом с её необозримым мемомом отдельным индивидам и даже коллективам (предприятиям) или отдельным сообществам (даже политическим партиям) можно работать только маленькими отдельными кусочками, небольшими наборами мемов/знаний отдельных методов/практик, которые практикуют ограниченное число агентов.
В проектах неизбежно рассмотрение иерархий целевой системы по отношению композиции, причём границы отнесения каких-то объектов то ли к подсистемам целевой, то ли к окружению – они обсуждаемы. И неизбежно рассмотрение самых разных создателей. А если речь идёт о людях и AI как создателях, то неизбежно создание и развитие мастерства путём обучения, плюс ещё и организация этих создателей в рамках какго-то оргзвена (например, предприятия в целом). Поэтому занимаемся:
• Системной инженерией как общим методом создания каких-то принципиально многоуровневых целевых систем
• Инженерией личности – созданием из универсальных создателей с нейросетевым вычислителем (людей, но сейчас и AI) прикладных создателей с мастерством выполнения какого-то прикладного метода/способа/культуры/практики/стиля работы, это принципиально многоуровневая работа, личность многоуровнева, и пример социальных танцев должен был как раз это проиллюстрировать (обратите внимание, сколько перечислено учителей у артистов-танцоров!).
• Системным менеджментом – организацией из создателей более низкого системного уровня (например, отдельных людей, отдельных AI, но это могут быть и отдельные подразделения) систем-создателей более высокого уровня (например, подразделений, но это могут быть и отдельные предприятия).
Разделение труда между создателями.
Наша система. Граф создания
Особенность системного рассмотрения в том, что объекты всех системных уровней существуют и взаимодействуют в момент работы нашей (кто – «мы» в этом «нашей»? Это оказывается важно! Разные «мы» – разные ответы!) целевой системы. У нас в примере социальных танцев из предыдущих разделов целевая система неявно была задана как выполнение конкретной работы по методу создания перформанса сальсы, который выполняет пара артистов::роли, задействуя свою подроль сальсеро и танцевальные подроли лидера и фолловера. Артисты реализуются парой людей-агентов (один агент в роли лидера/ведущего, другой в роли фолловера/ведомого/следующего) в одном из клубов в Москве.
Но это не факт, что автор курса прописывал именно «пару артистов» как целевую систему в каком-то проекте! И вряд ли автор писал этот текст как амбассадор субкультуры, называя целевой системой сообщество сальсы (чаще говорят «сообщество танцоров сальсы», хотя мы помним, что там кроме сальсерос довольно много и других ролей – орги мероприятий, диджеи, фотографы) как часть сообщества социальных танцев!
С другой стороны, текст оказывается очень удобен для того, чтобы выбрать какую-то целевую систему: все возможные роли как кандидаты в целевые системы в нём как на ладони. При этом речь идёт о времени танцевания (а не подготовки/создания танцевального выхода). В это время системные уровни существуют и работают одномоментно для ролей агентов-участников танцевания, но разные роли вокруг целевой системы выделяют своим вниманием разные объекты, каждая на своём системном уровне (некоторые роли ещё и роли учителей::создатели, в танцевании они не принимают участия!). Происходящее на других системных уровнях в ходе танцевального выхода (использования мастерства, которому учат) этими ролями создателей учитывается, но не в центре их внимания, не предмет интереса.
Знание о существовании множества системных уровней в самых разных системах позволяет разделить сложный проект по созданию и развитию каких-то систем на множество отдельных проектов, выполняемых какими-то отдельными ролями, а роли поручить разным агентам.
Производитель кирпичей (завод! Но мы назвали его просто по роли) берёт глину, изготавливает кирпичи. Каменщик (человек! Но мы назвали его просто по роли) изготавливает из кирпичей стену. Прораб (человек в роли менеджера, тут помянута должность) из стен изготавливает здание, координируя («назначения работ»::метод менеджером::роль, при этом помним, что в бытовой речи типы мета-мета-модели не произносим) подчиняющихся ему в силу должности каменщиков. Застройщик (компания) из зданий, строительство/изготовление которых координируется прорабами, создаёт целый квартал. Строительный девелопер (компания) из кварталов создаёт какую-то зону застройки, городской архитектор (подразделение мэрии как учреждения) из этих зон застройки создаёт город (или с нуля, или модернизацией уже имеющегося).
Это всё было описанием проектов, происходящих с системами разных системных уровней. Разные агенты (люди, AI и их организованные коллективы), помянутые в предыдущем абзаце, работают с городом в разных ролях на разных системных уровнях: кто с городом как целым, кто со зданиями города, кто с глиной кирпичей города. Хотя фраза «глина кирпичей города» уже «не звучит», по системным уровням кирпичи и тем более глина кирпичей уже далеко от города. Обычно осмыслены фразы, где связываются системы смежных системных уровней, а не далёкие друг от друга по иерархии отношений композиции системы. «Глина кирпичей» (тут отношение композиции/«часть-целое»! ) или «здания квартала» (тут тоже отношение композиции/«часть-целое»! ) тут много осмысленней, это как раз системы смежных системных уровней.
Мы уже упоминали эту особенность системного мышления, когда обсуждали хвост коровы Маргариты, которая сама входит в стадо как его часть. Говорить, что «хвост – это часть стада» верно для математики и физики, но неверно для системного мышления. Говорить, что танцы – это биохимические процессы в мышцах, это формально верно, но неверно для системного мышления. Говорить, что город состоит из кирпичей и бетонных панелей, а ещё дорог между группами кирпичей и группами бетонных панелей – формально верно, но так говорить в системном мышлении неправильно.
Если понимать, что для создания и развития систем разных системных уровней требуется разное мастерство (то есть думать системно), то первое же, что можно делать – это поручить изготавливать системы разных уровней не одному агенту, а целой группе агентов, каждый из которых успевает за долгое время своей жизни и работы приобрести глубокое мастерство в предметной области.
Роберт Хайнлайн писал: «Любой человек должен уметь менять пеленки, планировать вторжения, резать свиней, конструировать здания, управлять кораблями, писать сонеты, вести бухгалтерию, возводить стены, вправлять кости, облегчать смерть, исполнять приказы, отдавать приказы, сотрудничать, действовать самостоятельно, решать уравнения, анализировать новые проблемы, вносить навоз, программировать компьютеры, вкусно готовить, хорошо сражаться, достойно умирать. Специализация – удел насекомых»43.
Этот афоризм можно понимать как гимн человеческому интеллекту: потенциально да, любой человек может освоить все эти методы, даже «вносить навоз» (в том числе в промышленных масштабах44, а не в масштабах любительского огородничества45). Но увы, за время человеческой жизни нельзя научиться работать по всем этим методам профессионально, а также нельзя успевать отслеживать все изменения в непрерывно улучшающихся методах работы, чтобы удерживать своё мастерство современным. Решение тут – разделение труда, обычный путь цивилизации. Один «неразбиваемый на частные методы» метод/дело/практика/деятельность/занятие, который выполнялся одним человеком в прошлом, сегодня начинает выполняться хорошо, если это выполнение ведётся дюжиной разных ролей (часто больше), в которых специализируются разные агенты (люди и AI, и даже целые организации). Эти агенты также включают в свой состав разные всё более специализированные для выполнения этих стремительно расходящихся ролей инструменты. В этих более и более узких методах/«видах труда/деятельности/инженерии» индивидуальные и коллективные агенты достигают высоких уровней мастерства, ибо они имеют достаточно времени на достижение этого мастерства, они фокусируются на выполнении одного узкого метода работы, у них есть время для:
• Развития – смены мастерства в одном поколении метода на мастерство нового поколения метода, скажем, переход от метода «программирование на языке Fortran» в 80х годах 20 века к методу «программирование на Matlab» в начале века, а затем к методу «программирование на Julia» в 20х годах 21 века. Развитие – это «научиться что-то делать новое», подразумевает два метода: старый (возможно, отсутствующий, если «никогда этим раньше не занимался») и новый.
• Совершенствования – достижение высокого уровня мастерства, беглости в выполнении работ по какому-то методу текущего поколения, «набитие руки». Например, после перехода с одного языка программирования на другой как «развития», то есть изменения метода работы (и знаний/дисциплины, и инструментария), надо всё-таки потратить время на совершенствование/«беглость и безошибочность» в использовании этого языка, «тренировку» уже имеющегося мастерства, уменьшение процента ошибок и увеличение скорости того, что уже умеешь делать. Совершенствование – это про один метод, который надо не просто освоить, но добиться в нём высокой степени мастерства.
В примере социальных танцев из предыдущих подразделов как раз описано современное разделение труда: нет одного «создателя мастерства артиста». У агентов, которые танцуют в клубе сальсу, множество самых разных создателей, выполняющих самые разные роли – от врача, через тренера/инструктора фитнеса и учителя танцев к гуру танцевального стиля и хореографу. Но на уровень выше (создание и развитие вечеринок::мероприятий) разнообразие ролей ещё выше: совсем верхнеуровневые роли оргов вечеринок, фотографов и видеографов, артистов для шоу и учителей для мастер-классов (часто проводятся прямо на вечеринках), аниматоров для линейных танцев. А ещё выше там роли амбассадоров культуры, и это тоже могут быть отдельные профессионализирующиеся в этой роли агенты.
О глубине разделения труда говорят как о раздаваемом по разным агентам для последующего коллективного выполнения исходной роли числе уровней подролей, на которые распадается исходная роль и числе подролей на каждом уровне. Разделение труда, оказывается, довольно глубоко даже в танцах! Там уже ушли от ситуации «один учитель танцев учит одного танцора». Нет, подготовкой одного артиста-танцора занимается много агентов-создателей, имеющих разную специализацию. Инженерия личности (инженерия набора мастерства в человеке) требует не меньшего числа участников команд с разной специализацией, чем инженерия какой-нибудь программной или аппаратной «железной» системы (например, робота).
Системные уровни хороши как раз тем, что позволяют обсудить: кто::создатель что::система делает, и что можно не делать, и что нельзя не делать. Всё это будет упрощено (моделирование оставляет только важное!) разложено по полочкам и документировано (мозгу не верим, он забывчив, верим записанному), и сверхсложное станет более простым.
Так, сверхсложный город можно обсуждать как состоящий из кварталов/зон застройки, кварталы как состоящие из зданий, здания как состоящие из стен, и никакого винегрета типа «кварталов из стен». С городом просто понимать идею системных уровней, с танцевальной вечеринкой – сложней, с предприятием – ещё сложней. Но разобраться с предприятием::создатель::система и выпускаемыми им системами::«целевая система» всё-таки можно, мышление о предприятии будет тем же самым: разные системные уровни выпускаемых предприятием систем и систем-создателей подсистем систем на этих уровнях (а внешние роли для предприятия ещё и занимаются созданием надсистем). Главное, что разобраться с тем, чем заняты самые разные агенты в предприятиях как коллективных агентах, можно: просто помним о разделении труда, поэтому выстраиваем размышление от целевой системы (обязательно в окружении!) в момент её работы к целевой системе из конструктов, затем методов создания целой системы из конструктов, затем роли для этих методов и дальше – агенты с нужной степенью мастерства, а далее агенты, организующие агентов-сотрудников. Мы наблюдаем агентов при бытовом внимании к предприятию, а системное мышление говорит, какая должна быть траектория внимания по объектам, связанным с предприятием, если пользоваться системным моделированием. Поскольку объектов оказывается много, то предлагается документировать результаты системного моделирования, не ограничиваться «мышлением в уме», «мышлением проговариванием», и даже «мышлением письмом», но проводить «системное мышление моделированием».