Полная версия
Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 2
Уровень развития культуры и духовности в этом случае несомненно выше, ведь человек – коллективное животное. Говорят, что «разум возвышает человека». Достаточно наивное утверждение. Разум – это всего-навсего мощь коллективного сознания. Оно может возвысить человека над животным, а может опустить его гораздо ниже животного, что и наблюдалось в фашистской Германии. Коллективное сознание в Советском Союзе многое взяло из религиозной нравственности. Ведь коммунами жили первые христиане. Поэтому успехи культуры и науки в Советском Союзе были неоспоримы. Но языческое содержание, поклонение светлому будущему обрекало цивилизацию Советского Союза на вырождение и гибель.
Лидер общества концентрирует в себе его внутреннее состояние. Если у общества есть проблемы с душой, то лидер усиливает эти тенденции и начинает поступать самоубийственно для государства и цивилизации. Уничтожавшие собственную страну Горбачев и Ельцин несли в себе коммунистическое мировоззрение. Суть его – поклонение кому-то или чему-то. Если не вождю и светлому будущему, то западной цивилизации с ее нравственными ценностями. Эта ущербность мышления привела ко второй фазе распада – уже самой России. Как государство к двухтысячному году Россия практически погибла.
Зададим себе простой вопрос: почему Путин смог приостановить распад и гибель страны? Наверное, в первую очередь потому, что долгое время жил вне России и не был отравлен языческой психологией коммунизма. Одновременно он мог критически относиться к вымирающей Европе. Получился срединный путь, соединение двух противоположностей. Новый тип политика и новый тип мышления. И вера в Бога поэтому, вероятно, у него не внешняя, показная, а внутренняя, реальная. Поэтому и многочисленные покушения на него не дали результата, и страну ему удалось поднять. Но выживет ли Россия или нет, это еще вопрос.
Пожалуй, единственный задокументированный процесс появления нового народа и государства описан в Библии. Этот народ – евреи, государство – Израиль.
В самых, казалось бы, странных и непонятных текстах Ветхого Завета зашифрованы истины, которые со временем раскрываются. Постепенно начинаешь понимать их смысл. Если нынешней цивилизации суждено погибнуть, то человечество сможет выжить, только если будет готово к созданию новой цивилизации.
Еврейский народ появился благодаря истине, открывшейся через одного человека. Родоначальник этого народа, Авраам, получил Божественную энергию, которая впоследствии была передана новым народам и создала новую цивилизацию. Вероятно, выдержать всю эту порцию Божественной энергии один человек не мог, и она должна была идти поэтапно, небольшими порциями, в течение нескольких поколений. Этот процесс описан в Ветхом Завете, так что, проанализировав жизнь Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа, мы сможем понять, какой должна быть новая цивилизация, на пороге рождения которой мы стоим, и имеет ли человечество шансы выжить.
Но сначала вернемся к России. Появление Советского Союза было реакцией на распад и гибель Российской Империи. Если государство внутренне жизнеспособно и имеет высокую энергию, признаками которой являются единство, нравственность и сострадание к ближним, – такое государство погибнуть не может. В дореволюционной России этого не было. Правящая верхушка потеряла единство и связь с народом. Шло разрушение семьи, постепенно усиливалось пренебрежение к вере, воровство и казнокрадство были поголовными. Если революция в России произошла, значит, она должна была произойти.
Гарантом духовности, нравственности и веры в любом обществе являются религиозные институты. Значит, именно слабость православия привела к ослаблению России и ее дальнейшему распаду. Отрицательное отношение к вере и религии, наверное, тоже было связано с состоянием православия, с его определенной деградацией – слишком богатой была Церковь и слишком много внимания уделялось ею экономике и политике.
Когда по приказу Ленина большевики устроили голод в Поволжье и ограбили Церковь, это, скорее всего, было проявлением борьбы за экономическую и политическую власть. Как известно, изъятые церковные ценности в размере ста бюджетов страны народу не достались – они были разворованы большевиками.
Что же произошло с православием? Почему русская интеллигенция уже во времена Пушкина утрачивала веру и смеялась над религией? Я помню, как в школе мы учили наизусть стихотворение Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». Помните, какой смешной была фигура попа и каким героем выглядел его работник?
Состояние русского общества в середине XIX века напоминает состояние современной Европы. Вера стала формальностью. Посещение храмов – пустым обрядом. Получается, что Россия попросту обогнала Европу в деградации. Причины этой деградации достаточно просты и понятны. Я вспоминаю строки грибоедовского «Горя от ума»: Французик из Бордо, надсаживая грудь, собрал вокруг себя род веча и сказывал, как снаряжался в путь в Россию, к варварам, со страхом и слезами; приехал – и нашел, что ласкам нет конца; ни звука русского, ни русского лица не встретил…
Христианство, которое в виде православия пришло в Киевскую Русь, дало огромный духовный и нравственный толчок к развитию культуры и цивилизации. В первую очередь – культуры. И когда Божественный импульс в России начал раскрываться, в Европе он уже угасал. В то время Россия отставала от Европы во внешнем развитии, как, впрочем, и в духовной деградации.
Петр I, учившийся в Голландии, увидел, насколько Европа обгоняет Россию в техническом прогрессе, но не заметил тенденции к духовному вырождению, которое начинало там набирать обороты. Поклонение западной цивилизации превратилось в поклонение европейской культуре. Но уже в конце XVI века французское общество, на которое молилась русская аристократия, стало поклоняться разуму, а не любви. То, что торжественно называлось эпохой Просвещения, на самом деле было победой светского общества над религиозным. Богом был объявлен разум, рассудок. Классическая, описанная в Библии схема. Чем умнее ангел, тем тяжелее ему не превратиться в дьявола, если не хватает любви.
В Европе шел закономерный процесс развития, расцвета и затухания религии. В России религия, не достигнув своего расцвета, начала деградировать, и потому пропасть, в которую сейчас погружается западная цивилизация, была уготована России на сотню лет раньше. Идеи социализма были приняты в России как подсознательная попытка восстановить веру, как оппозиция слабеющей религии. Стремление создать Царство Божие на земле – вот что такое социализм.
Когда ученые пытаются представить себе, что было бы с Россией, не случись революции, они говорят только об экономике. Никто даже не предполагает, что внутренне Россия являлась вырождающимся государством. А ведь для того чтобы получить представление о будущем тогдашней России, можно проанализировать русскую литературу и поэзию.
Человек искусства видит будущее. Когда художник пишет портрет человека, он должен отразить в нем не то, каким является человек в нынешний момент, а то, каким он должен быть в соответствии с Божественным замыслом о нем. То есть художник должен соединить прошлое и будущее, а для этого – испытывать чувство любви. Без проникновения в будущее нет искусства. Почему умерло такое направление живописи, как гиперреализм? Потому что оно описывало только настоящее. В картинах не было «разности потенциалов», и возникало ощущение смерти. Портреты, которые пишут сегодня многие достаточно известные и высокооплачиваемые художники, – это не портреты, а муляжи, на них изображены манекены с тщательно выписанными мельчайшими деталями. В принципе человек, с которого написали такой портрет, должен умереть, потому что у него нет будущего. Ведь нарисованный портрет всегда сохраняет незримую связь с оригиналом. Если же художник пишет портрет, подсознательно видя в человеке Божественное, такой портрет не убивает, а лечит того, кто на нем изображен, и продлевает ему жизнь.
С одним моим приятелем произошел мистический случай. Портрет жены, висящий на стене в его доме, вдруг ни с того ни с сего упал на пол. Знающий человек сказал ему: «Не вешайте пока портрет назад, иначе ваша жена может погибнуть». В это же время его жена, задумавшись, выехала на красный цвет, и в ее машину врезался грузовик. Она чудом осталась жива.
Но вернемся к русской литературе. Она вся насквозь трагична. В чем смысл комедии «Горе от ума»? Грибоедов показывает, как любовь и нравственность в русском обществе отходят на второй план, а на первое место выходят деньги и карьера.
Кто такой Евгений Онегин? Это человек, у которого нет будущего. Когда юная девушка признается ему в любви, он убегает от этого чувства, потому что не хочет обременять себя семьей, детьми, заботами. Но ведь именно так ведет себя сегодня молодежь в западных странах.
Кто такой Печорин? Это человек с огромной интуицией и мощным духовным потенциалом, поэтому он предсказывает смерть, причем насильственную, человеку, который вроде бы смерти совершенно не боится. Как человек интуитивный, Печорин понимает, что у него тоже нет будущего, как у поручика Вули- ча («Фаталист»). Но Печорин также понимает, что нет будущего у общества и государства, в котором он живет. Поэтому ему не хочется иметь семью. Он чувствует, что его дети нежизнеспособны.
Когда человек утрачивает внутреннюю связь с Богом, он начинает поклоняться одному из двух аспектов бытия – духовному или материальному. Лермонтов, как и его главный герой, поклонялся духовному аспекту и чувствовал в себе семена жестокости и дьяволизма. Утрата любви и все бOльшая концентрация на духовности должны были привести Печорина к гибели. Лермонтов разделил судьбу своего героя. Фактически он покончил жизнь самоубийством, спровоцировав Мартынова на дуэль.
Все повести Тургенева также пронизаны ощущением безысходности. Если показана любовь, то трагическая и несчастная. Возьмем, к примеру, роман «Отцы и дети». Кто такой Кирсанов? Это человек, поклоняющийся принципам, духовности, то есть будущему. Кто такой Базаров? Это врач, прагматик, человек, который поклоняется материальному. Он видит, что духовные устремления, все эти «принси- пы» Кирсанова, не меняют мир к лучшему, поэтому считает, что мир нужно изменить физически. Дух бессилен, а материя энергична – вот его принцип. На самом деле оба они обречены, потому что ни у того, ни у другого нет любви и высшей энергии. Без этой энергии духовное постепенно вырождается в материальное, а затем умирает вместе с ним.
Когда между двумя противоположностями нет высшей энергии любви, что может с ними произойти? Первый вариант: они полностью разделяются и, переставая развиваться, медленно угасают. Второй вариант: агрессивное отношение друг к другу при утрате единства приводит к последующему уничтожению друг друга. Третий вариант: уничтожая разъединяющий их барьер, они срастаются и умирают. Только любовь заставляет противоположности взаимодействовать, не срастаясь.
В наше время восточная цивилизация становится все больше похожей на западную, а коллективное сознание достаточно быстро деградирует в индивидуальное.
В западном обществе в последние столетия появилась тенденция к изучению культуры Востока. Люди, интуитивно ощущая гибельность цивилизации, поклоняющейся материальному, пытались найти спасение в духовных истинах. Но и эта тенденция потерпела крах, хотя об этом не принято говорить.
Все духовные гуру, приезжавшие на Запад, сразу же пускались в зарабатывание денег, и духовные школы достаточно быстро вырождались. Факт, которого никто не хочет замечать, – духовное оказалось слабее материального. Сильнее материального оно может быть только в одном случае – когда есть вера в Бога.
Через любовь к Богу духовное подпитывается и развивается, а затем порождает материальное. Духовное как самоцель вырождается и деградирует достаточно быстро. В мире есть две энергии – мужская и женская. Если люди не получают новых порций любви, тогда духовное становится более женским, а материальное – более мужским. Нормальный вариант – когда мужчина стремится к наукам, познает будущее и в любую секунду готов умереть, защищая семью и детей. Семья, родина, духовность и нравственность для него намного важнее жизни. Если же Божественный импульс исчерпан, начинает вырождаться и духовный импульс. Мужчина становится похожим на женщину, а женщина стремится превратиться в мужчину.
Когда я вижу на телевизионном экране обезображенных женщин с неестественно развитыми мускулами, участвующих в конкурсе бодибилдинга, или женщин, остервенело бьющих друг друга в боях без правил, я понимаю, что энергия любви заканчивается. Об этом свидетельствует и то, что женщины начинают занимать ключевые посты в политике и экономике. Разница между мужчиной и женщиной стремительно исчезает. Крылатое словечко «унисекс» сейчас распространяется не только на одежду и духи, оно распространяется и на физиологию.
Вспоминается интересный разговор о фильме Андрея Тарковского «Сталкер». Практически все, кто участвовал в съемках этого фильма, умерли. Мне был задан вопрос: «Может ли быть смерть режиссера связана с фильмами, которые он снимал?» Я ответил, что для меня эта связь очевидна.
Фильм «Андрей Рублев» – гениальное произведение. Там идет непрерывная борьба духовного и материального. Верящий в Бога монах идет к любви и уравновешивает в себе две противоположности. Одну из них представляет тот, кого монашество без любви делает предателем, вором и жестоким человеком. Другую – властители этого мира, князья, а также их слуги, которые готовы резать и убивать, только бы отстоять свое материальное благополучие. Но, проходя через крах духовных истин, видя предательство, несправедливость, смерть, разрушение, пожары и войны, Андрей Рублев продолжает стремиться к Богу. Черно-белый фильм заканчивается показом цветных икон, написанных Андреем Рублевым, и у зрителей возникает ощущение, что найден смысл жизни.
В конце 1970-х годов я работал художником во Дворце культуры, и однажды у нас была организована встреча с Андреем Тарковским. Я много слышал о нем, но когда увидел, то был разочарован. Невзрачный, невысокий человек в каком-то потертом пиджачке. Но вот он начал рассказывать о своих фильмах, и я увидел совершенно другого человека. Властная, умная, мощная и красивая личность. Меня поразил его ответ одному из слушателей на вопрос: «Почему у вас в фильме женщина висит в воздухе?» Он пожал плечами и неожиданно ответил: «Я не знаю, просто я почувствовал, что нужна такая сцена». Потом оживился и взмахнул рукой: «Вообще-то смысл этой сцены мне через десять лет объяснила моя почитательница. Она сказала следующее: „Когда у меня в судьбе бывали резкие изменения и моя картина мира менялась, у меня как будто земля уходила из-под ног, и долгое время было ощущение, что я вишу в воздухе“».
А почему в вашем фильме птичка садится мальчику на голову?
Тарковский улыбнулся и широко развел руками.
Неужели непонятно – он добрый, и птичка это чувствует.
Скажите, а сцена, где мальчик принес гранату, а инструктор бросился и закрыл ее своим телом, основана на реальных событиях? Там тоже была учебная граната?
Он задумчиво посмотрел перед собой, а потом сказал:
Нет, реальность была другой. На самом деле мальчик принес настоящую гранату и, выдернув запал, бросил ее на землю. Понимая, что произойдет, инструктор закрыл гранату своим телом, и его разорвало на части. Я не стал это показывать в фильме. Главное – готовность человека спасти других, даже если придется погибнуть.
Тарковский умер в Париже от рака легких. Такой диагноз обычно бывает у тех, кто не принимает свою судьбу, у кого повышенная гордыня и поклонение духовности. Но ведь в фильме «Андрей Рублев» этого не было.
Во время встречи я написал ему записку: «Вы часто цитируете Библию в ваших фильмах, почему?» Он прочитал и улыбнулся: «Я понимаю, что вопрос провокационный (это было до распада Советского Союза), но могу ответить, что истины, изложенные в Библии, до сих пор очень значимы для любого человека на земле».
А потом я увидел «Сталкера». После этого фильма возникло ощущение какой-то жесткости, внутреннего отчуждения от других людей. Что-то там было не то, я это чувствовал. Прошло время, и я понял, в чем дело. Сюжет фильма следующий. Два человека решили проникнуть в зону. Место это закрытое и охраняется войсками. Об этой зоне ходят странные слухи: будто бы любые желания попавшего в ее центр человека исполняются. Сталкер-проводник ведет туда двоих человек, которые решили рискнуть своей жизнью, но добиться желаемого.
Ощущение иного мира передано блестяще. Другое пространство, другие причинно-следственные связи. Много раз герои фильма рискуют жизнью, но в конце концов приходят в заветное место. Зона готова выполнить любое их желание, любую мечту о будущем. И вдруг выясняется, что будущего у них нет. Его нет у писателя, который вечно брюзжит и всем недоволен. Недовольство окружающим миром и презрение к несовершенному – это один из главных признаков человека, поклоняющегося духовности. У такого человека нет будущего. Вот и у писателя нет никаких планов, целей и желаний. Второй является ученым. А ученые рассматривают мир с материалистических позиций. Исчерпанность будущего этот ученый воспринимает по-своему: он хочет взорвать эту зону, чтобы никто больше не смог сюда проникнуть и навредить людям своими желаниями. То есть в фильме показано, что силы разрушения гораздо более сильны, чем силы созидания.
Зона – это олицетворение нашего подсознания. Там, где оно соприкасается с Божественными энергиями, любое желание исполняется. Для человека несовершенного полное исполнение желаний убийственно. Это чувствуют представители и духовного, и материалистического направления. В этом фильме нет выхода, а есть ощущение неотвратимо приближающейся гибели. И только в самом конце героиня Алисы Фрейндлих что-то говорит о любви к мужу. Но это мимолетное теплое чувство отходит на второй план, и явственно ощущается гибельный конец.
Наука всегда тяготела к материальному миру и превозносила его. Религия всегда тяготела к миру духовному, невидимому и непроявленному. Соединение духовного и материального, религии и науки может дать импульс устремления к любви и познанию
Творца. Ну а пока что ситуация в мире очень похожа на события в фильме «Сталкер». Люди духовные брюзжат, всех осуждают и говорят о конце цивилизации, а люди материалистичные энергично готовятся к уничтожению этой самой цивилизации.
Я вспоминаю слова из песни Владимира Высоцкого: «И ни церковь, и ни кабак – ничего не свято. Нет, ребята, все не так, все не так, ребята!» И то, что в конце поэт видит плаху с топорами, предрекает не будущее Советского Союза, как ошибочно полагали многие, – это тот финал, к которому скользит все человечество.
В фильмах Тарковского сознание стало побеждать чувство. Он окончил музыкальную школу и художественное училище, поэтому вначале духовное и материальное в его душе гармонично уравновешивались, но потом сознание, логика стали побеждать. И мистичность его фильмов стала превращаться в нелогичность, в подсознательную попытку победить зависимость от сознания и духовности. Сознание победило. Но когда стала уходить любовь, начался рак легких – как спасение души.
У Высоцкого тот же процесс сначала привел к алкоголизму, гасящему сознание, а потом к наркотикам и смерти. Недавно в одной газете я прочел интервью культового кинорежиссера Кустурицы. Общее кредо его фильмов оказалось достаточно простым: мир неотвратимо погибает, этого уже нельзя изменить, к этому просто нужно научиться относиться с юмором. Судя по динамике ныне происходящих процессов, скоро всем станет не до юмора.
Так как же все-таки возникает новая цивилизация? Что нужно для того, чтобы появилась новое человечество и новое мышление? Я открываю Библию и опять погружаюсь в Ветхий Завет.
«ТЫ БОРОЛСЯ С БОГОМ, И ЧЕЛОВЕКОВ ОДОЛЕВАТЬ БУДЕШЬ»
Еврейский народ начинается с Аврама, хотя евреем он не был. Его отец Фарра был халдеем. У Аврама была бесплодная жена, и было ему около 75 лет, когда он услышал голос свыше, повелевающий ему разрушить свою судьбу, отказаться от благополучия и уйти в полную неизвестность. Он верит этому голосу, добровольно разрушает все планы и надежды на будущее. Стабильность, благополучная судьба – все в прошлом. Он идет за этим голосом.
Откровение, которое он скоро получит, нужно принять и пропустить через себя в новом месте. Нужно оторваться от привычного образа жизни. Новое должно создаваться в новых условиях. Пройдет несколько тысяч лет, и Христос скажет: Не вливают… вина молодого в мехи ветхие (Мф. 9, 17). Ну а сейчас Аврам рвет все привычные связи. Для него начинается новая жизнь. Будущее неясно и неопределенно.
Любой человек, да и вообще любое существо, чтобы выжить, должен обеспечить свое будущее. Смысл любой деятельности – в устремлении к будущему и обеспечении его. Если бы человек жил только настоящим, ему достаточно было бы одной овцы и куска хлеба, а строительство дома было бы ему ни к чему. Однако человек отличается от животного тем, что осознанно заботится о своем будущем. Подчинившись голосу свыше, Аврам этого будущего лишается. Каждый день он рискует жизнью. По большому счету, он разрушает все свои предыдущие цели и сам смысл жизни.
Но Аврам верит Господу, Который вменяет ему это в праведность. Отметим, что главную информацию о том, что с ним произойдет, Аврам получает во сне. Сознание слишком привязано к телу и не выдерживает прикосновения к Божественным энергиям. Потом говорится о прямом диалоге с Богом, хотя, скорее всего, это тоже происходило во сне. У Аврама не было будущего – об этом свидетельствовало отсутствие детей. Но когда он поверил Богу и подчинился Его указаниям, он получил новое будущее и у него родились дети, а имя Аврам было изменено на Авраам: И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов (Быт. 17, 5).
Для того чтобы появился новый народ, нужно получить новое будущее и быть готовым к принятию новой порции Божественной энергии. Что для этого требуется?
Человек должен верить в Бога и стремиться к Нему.
Он должен быть готов ради любви к Богу отказаться от любых форм человеческого счастья.
Вера без стремления соединиться с Богом и измениться превращается в бутафорию. Человек говорит, что верит в Бога, а стремится лишь к удовлетворению своих животных желаний. Вера – это в первую очередь устремление к чему-то и выброс энергии в этом направлении. Устремление к Богу должно быть сильнее не только желания получить сегодняшний кусок хлеба и удовлетворения других сиюминутных желаний. Вера должна быть сильнее, чем вся сумма человеческих благ, каковой является будущее.
Любовь к Богу для Авраама оказалась бOльшим счастьем, чем любовь к жизни, благополучию и близким. Поэтому вместо угасания он получил развитие. Но кроме Авраама Божественная энергия должна была прийти и к его жене Саре. Значит, она тоже должна была пройти испытание на крах будущего.
Первое испытание она прошла – это была невозможность родить ребенка. Второе испытание заключалось в преодолении той главной душевной боли, которую должна выдержать женщина для рождения талантливого ребенка. Это преодоление ревности, принятие того факта, что от мужа родит не она, а другая женщина. И она не только приняла это, но сама настояла на том, чтобы Авраам оплодотворил ее служанку Агарь, поскольку сама десять лет не могла зачать ребенка. Это и было главное испытание на унижение будущего, высоких чувств, благополучной судьбы. Сара тоже получила от Всевышнего новое имя – Сарра. Это говорит о ее реальном внутреннем изменении. Авраам и Сарра стали другими людьми, и от них уже могли произойти новые народы. Бог благословил их – у столетнего Авраама и девяностолетней Сарры родился сын Исаак.
Авраама можно сравнить с умирающей и бесплодной цивилизацией, которая через веру и отрешенность от человеческого счастья получила новое будущее и новое счастье. Но этот импульс необходимо постоянно поддерживать, потому что человек слаб.
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. 22, 1—2). Всевышний во второй раз предлагает Аврааму потерять будущее, но уже не свое, а собственного ребенка. Авраам опять беспрекословно подчиняется. Он не думает и не оценивает ситуацию: И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал… не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего… (Быт. 22, 10—12).
Доказательство любви и поклонения Творцу принято. Теперь Божественная информация может войти в душу Авраама и его сына и полностью изменить их судьбу.