Полная версия
Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 2
Любая цивилизация получает первичный импульс, который раскрывается через религию, философию и культуру, с тонких планов. Идет вспышка развития, сменяющегося ослаблением и вырождением. В первую очередь ослабевают религия и культура, а затем вырождение начинает сказываться на энергетике мужчин и женщин. Поскольку на Востоке лекарства ориентированы на конкретного человека (при их назначении учитывается возраст, пол, характер), то существуют лекарства, предназначенные для применения мужчинами, и лекарства, которыми лечат женщин. Это связано с восточной философией, с известным принципом инь – ян, то есть существованием двух видов энергии: мужской и женской.
Сейчас во всем мире мы видим наглядные проявления того процесса, который начался несколько сотен лет тому назад в масштабах всего человечества. Уже около четырехсот лет назад один из японских целителей сделал поразительное наблюдение, связанное с уровнем тонкой энергии человека: «В последние пятьдесят лет пульс мужчин стал таким же, как пульс женщин. Заметив это, я применил одно женское глазное лекарство в лечении мужчин и обнаружил, что оно помогает. Когда же я попробовал применить мужское лекарство для женщины, я не заметил улучшения. Тогда я понял, что дух мужчин ослабевает. Они стали подобны женщинам, и приблизился конец мира. Поскольку для меня в этом не может быть никаких сомнений, я храню это в тайне».
Я задал себе вопрос: что может означать ослабление мужской энергетики? И пришел к закономерному ответу. В масштабе всего человечества в последние пятьсот – шестьсот лет идут общие процессы. Божественная энергия сначала трансформируется в духовную – мужскую, затем в материальную – женскую. Когда содержание начинает умирать, форма по-прежнему может развиваться и процветать. Даже когда содержание уже погибло, форма еще какое-то время будет благополучно здравствовать и развиваться. Если дереву подрубить корни, оно засохнет не сразу. На тонком плане дерева с отрубленными корнями уже нет, а на физическом оно может выглядеть великолепно. О том, что духовные процессы предшествуют материальным, было известно уже в Древней Индии.
Когда я общаюсь с пациентом, который злится, обижается и негодует, я ему объясняю: «Вы недовольны настоящим, но оно уже давным-давно произошло на тонком плане. Недовольство настоящим есть неприятие прошлого. Это приводит к огромной потере энергии, потому что изменить прошлое вы не можете. Тем самым вы притягиваете будущую болезнь или даже смерть. В конфликте с настоящим энергия должна превращаться не в недовольство или ненависть, она должна идти на изменение будущего. Меняя свою душу в настоящем, мы изменяем свое будущее».
Блестящая демонстрация всемирных законов дана в Бхагавад-Гите. Арджуна, переполненный скорбью и состраданием, отказывается от битвы, где он может убить своих родственников. Тогда божество, явившееся в образе Кришны, утешает его. Во-первых, ему сообщается, что душа, в отличие от тела, не может быть убита. Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так воплощенная душа получает новое тело, оставив старое. Душа сначала не проявлена и не материальна. Потом она материально проявляется и после смерти тела возвращается в непроявлен- ный план. Душа вечна и неуничтожима. «Иди и сражайся, – говорит Арджуне Кришна, – они уже заранее убиты мной одним, ты станешь лишь моим орудием».
Когда Федор Михайлович Достоевский писал: «Смирись, гордый человек», он пытался остановить воцарение и в России «царства разума», которое уже начинало проявляться в виде опаснейших тенденций.
Когда писатель утверждал, что «красота спасет мир», он имел в виду любовь, которая на внешнем плане раскрывается в красоту. Искусство неразрывно связано с будущим. Очень многие талантливые поэты, художники и писатели были явными или скрытыми ясновидящими. В романе «Бесы», где сознание побеждает любовь и нравственность, Достоевский предвосхитил и точно описал все, что потом произошло с Россией.
Я с самых ранних лет пытался понять, что такое искусство. Почему оно появилось, в чем его смысл? Почему оно необходимо людям? Например, человек мерзнет от холода. Тогда он сшивает шкуры животных и делает себе одежду. Однако потом он начинает украшать эту одежду орнаментом, то есть старается сделать ее красивой, а это уже искусство. Но один человек это сделает, а другой будет использовать одежду только для сохранения тепла.
Тогда вопрос: кто из обычной вещи будет делать предмет искусства? Естественно, тот, у кого есть избыток свободной энергии, тот, кто ищет возможности для приложения своего избыточного потенциала. Этот сверхпотенциал, своего рода стратегический запас, позволяющий человеку выжить, также должен развиваться и реализовываться. Когда человек смеется, танцует, поет, все это признаки изобилия свободной энергии. Дети гораздо веселее взрослых, они чаще смеются и радуются, они обожают игры. Игра – это моделирование жизни, и на нее тоже нужна энергия.
Со школьных лет мы знаем, что если орган не тренируется, он усыхает и атрофируется. Если стратегический духовный потенциал не тренировать и не развивать, он начинает угасать и человек постепенно превращается в животное. Животное может великолепно существовать в привычной среде, но, если эта среда резко изменяется, животное погибает. Человек же за счет мощного духовного потенциала адаптируется не только к настоящему, но и к будущему, и искусство помогает ему в этом.
Каждый из нас, наверное, в юности писал стихи. Это позволяло нам закрепить и развить творческий потенциал, связанный с избытком тонкой духовной энергии. Чем активнее ребенок вовлекается в игры, сочинение стихов, творчество различных видов, тем больше он расходует высшей энергии и, значит, тем больше он ее получит. Но при одном условии – если у него есть энергия любви.
Как-то в компании я произнес тост за оптимизм. Но мой знакомый, человек лет семидесяти, добродушно-снисходительно посмотрев на меня, вдруг сказал: «Ну, тогда нужно выпить и за пессимизм, он ведь тоже не случайно появился». Я был озадачен: пессимизм я всегда рассматривал как зло, от которого нужно избавиться навсегда. По сути дела, я пытался разорвать противоположности. Потом в уединении я снова вернулся к этой теме и попытался понять, что же такое пессимизм. И вдруг неожиданно меня озарило. Пессимизм, как и страх, является защитной функцией. Что делает пессимист? Он не верит в будущее, то есть срезает себе желания, он не хочет действовать, то есть бессознательно отказывается от всех форм выброса энергии. Почему же он так поступает? Оказывается, если перестала поступать высшая энергия, то низшая энергия, в которую она превратилась, должна экономиться. Чем меньше энергии любви поступает, тем опаснее расход творческой энергии. Таким образом, пессимист попросту пытается выжить за счет ущемления своих потребностей. Он перестает любить мир, потому что потерял любовь к Богу.
Я всегда считал, что искусство лечит и очищает душу человека, и не мог понять, почему в последнее время не только в модельном бизнесе, но и во многих сферах искусства появилось огромное количество гомосексуалистов. Как я раньше объяснял, почему большинство модельеров «голубые»? Поклонение красоте тела – это поклонение желаниям. В Древней Греции такое поклонение привело к масштабному гомосексуализму, а затем к разложению цивилизации. Чем сильнее человек поклоняется желаниям, тем быстрее он их теряет. Гомосексуалист – это уже человек с усеченными желаниями. Следующий этап – вымирание.
Но если человек – певец, и поет он о любви, о прекрасном, почему же он становится гомосексуалистом? Оказывается, о любви можно петь, но ее при этом не чувствовать. И тот, кто слишком увлекается славой, сексом, едой и другими излишествами, кто готов поступить безнравственно ради заработка, утрачивает первое и главное звено – единство с Богом и любовь к Нему. Дальнейший путь прост: такие люди должны стать пессимистами и уйти из искусства, потому что у них нет энергии. Но для многих деньги и слава становятся наркотиками, и тогда включается система допинга.
Лекарственный допинг отбирает энергию у тела, раскрывая сверхвозможности, за которые человек потом расплачивается болезнями или смертью. Но оказывается, есть допинг гораздо более эффективный. В душе намного больше энергии, чем в теле. Как извлечь эту энергию и заработать очередную порцию денег и славы? Оказывается, увлечение сексом помогает перевести тонкую энергию во внешнюю.
Сексуальная энергия должна разделяться на две порции. Первая порция – для души, для обеспечения будущего и потомков; вторая, гораздо меньшая, может идти на сексуальное наслаждение. Если сделать целью именно наслаждение, то огромная порция энергии, рассчитанная на детей, может быть из запасников переведена в сегодняшний день. Тогда певец или артист ощущает огромный прилив сил, вспышку радости, наслаждения, у него раскрываются огромные творческие возможности. «Секс для меня становится источником вдохновения», – радуется он. Но этот период длится недолго – пока не будет израсходована вся энергия будущих детей. И тогда, чтобы выжить, такой человек должен отказаться от детей, то есть стать гомосексуалистом.
Сейчас этот процесс распада идет уже не по нескольким поколениям, а может произойти за считанные годы. Есть еще один способ извлечь энергию из души – разрушить ее. На то, чтобы быть нравственным и порядочным, уходит очень много сил. Поэтому, если стать беспринципным и безнравственным, можно продержаться в искусстве дольше и заработать больше денег. Можно использовать алкоголь и наркотики – они способствуют выбросу тонкой энергии. Поэтому многие творческие люди, если у них не хватает любви в душе, а перегрузки очень велики, становятся алкоголиками или наркоманами.
У искусства есть еще одна важная особенность. Избыточная свободная энергия, которая ищет применения, должна быть структурирована. В соответствии с принципом единства вселенной любая энергия стремится к объединению причины и следствия. Для этого нужна определенная цель. Конечная цель всей вселенной – возврат к Богу и абсолютное объединение всего в Творце. Любая промежуточная цель в конечном счете выходит на главную. Поэтому любая цель способствует объединению, структурированию энергии.
Недавно на семинаре я задал слушателям вопрос: «Что больше всего привлекает ваше внимание, когда вы заходите в хорошо и со вкусом обставленную квартиру?» Вначале ответы были самые разнообразные, в конце концов остались две главные составляющие – мебель и картины. «Так вот, – стал объяснять я, – в вашем подсознании значимость картины будет вдвое выше значимости любой мебели. Когда вы смотрите, например, на диван, перед вами ваша цель в настоящем – можно сесть, отдохнуть. Картина – это то, к чему вы стремитесь в будущем. Это ваша подсознательная эмоциональная цель».
Вспомним фрески Древнего Египта. Это были хроники, описание прошедших событий. А где же здесь эмоциональная цель? Она все равно незримо присутствует. Ее суть – возвеличивание фараона и его действий. Должна возникнуть эмоция поклонения фараону и его делам.
Без внутренней цели человек превращается в животное. Отказ от всех мирских целей у монахов, медитация и полная отрешенность у адептов религий Востока – это просто замена сиюминутных, тактических целей – главной, стратегической.
Если государство и общество не имеют внятной цели, со временем они начинают разрушаться. Культ фараона в Древнем Египте был нужен для установления контакта с высшими силами. Считалось, что фараоны происходят от богов. Поэтому пирамиды, храмы и другие колоссальные сооружения Карнака и Луксора были средством усиления связи с Божественным, с незримой Первопричиной. Строительство таких гигантских сооружений, наносившее колоссальный материальный ущерб государству, имело подсознательную цель: доказать, что дух важнее тела, что зримый, материальный мир должен подчиняться миру непроявленному, незримому. Эта устремленность позволяла существовать и развиваться древней цивилизации.
Если мы о чем-то думаем и чего-то желаем, это уже структурирование духовной энергии и это подразумевает исполнение мысли или желания. Чем чаще повторяется мысль и желание, тем больше шансов на их исполнение. Если же мысль проговаривается вслух, то возможности ее реализации еще более умножаются. Йоги говорят: «Слово, повторенное миллионы раз, становится предметом». Если же это слово не только повторять, но и написать на бумаге,
оно материализуется еще быстрее. Ведь любой предмет есть устойчивая структурированная энергия.
Правильный выбор подсознательных целей, закрепленный в произведениях искусства, воспитывает и меняет человека, даже если он об этом не подозревает. Основная информация идет через подсознание. Искусство, в отличие от науки, оперирует чувствами и передает их. В чувстве информация может спрессовываться до любой плотности. Через чувственную модель можно передать любое количество информации.
Возьмите любое стихотворение и запишите его подряд, как обычный текст. Читать станет очень сложно. Последовательная логика при чтении стихов не работает. Прозаическое мышление – это последовательные ступени получения информации. Поэтическое мышление – это одновременный чувственный охват всей информации. Образ, который создается стихотворением, должен сделать его абсолютно единым целым, каждая строка стихотворения должна отражать этот образ и нести в себе всю информацию о нем. Настоящее стихотворение должно быть голо- графично, так же как голографична вселенная, где любая часть несет полную информацию обо всем универсуме.
Именно эту закономерность искусства подметил Станиславский. Одно из понятий, которые он ввел в практику постановки пьесы, – зерно роли. В каждом движении актера, в каждом его слове должны присутствовать смысл и цель, выразителем которых является данный персонаж. И стихотворение, и картина также должны быть единым целым. Каждый объект на картине должен нести в себе тот же чувственный смысл, что и вся она в целом. Куда же должно вести искусство? Какими должны быть его воспитательные последствия?
Рассмотрим один из текстов Ветхого Завета: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада,] ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом (Втор. 4, 15—19).
Если поверхностно отнестись к истине, изложенной в этом отрывке, то можно воспринять его как запрет искусства. Можно решить, что живопись, скульптура, театр существовать не должны, однако они существуют и развиваются. Правда, в последнее время с все большим количеством извращений, иногда с откровенной патологией.
Является их существование нарушением высших законов или нет? Если ответить категорически «да», такой ответ будет неверным. Но если ответом будет категорическое «нет», это тоже будет неверно, потому что истина подразумевает две противоположности. Если попытаться расшифровать текст из Ветхого Завета с этой точки зрения, получится следующее. Любое изображение, созданное человеком и находящееся перед ним, является материальным воплощением его подсознательных желаний и устремлений. Значит, оно будет служить им и усиливать поклонение человека своим инстинктам. Изображая женщину, мы будем вожделеть и поклоняться инстинкту продолжения рода; изображая мужчину, будем поклоняться духовности, сознанию и силе. Изображая природу, мы будем поклоняться благополучию, стабильности и комфорту или величию природы, которая неизмеримо больше нас.
Любая картина или скульптура являются скрытым объектом поклонения, поэтому в древние времена скульптуры и изображения были позволены только в религиозных культах или использовались для создания культа правителя, олицетворявшего единство общества, являвшегося гарантом существующих законов, стабильности и посредником между людьми и высшими силами.
Современное искусство поклоняется красоте, сексу, силе, духовности, тем самым незаметно развращая и разлагая души людей. Однако в истории человечества был период, когда искусство спасало людей и способствовало очищению души человека. Этот период был связан с христианством.
Почему живопись получила такое бурное развитие именно в эпоху Возрождения? Потому что создавалась она в религиозном направлении. Почему скульптура и живопись стали не опасными для души человека? Ветхозаветные иудеи осознавали Бога как нечто высшее, неизмеримо удаленное от них, но контролирующее каждый их шаг, и потому любое изображение или скульптура, становясь объектом скрытого поклонения, начинали уводить их от Бога. Христианство позволило каждому человеку ощутить Творца в себе, ощутить Бога своим Отцом. На самом деле так было всегда. Христианство просто более полно раскрыло реальную картину мира. И значит, изображение Творца через внешние формы Его творения – людей ли, животных или природы – стало усиливать веру в Бога, укреплять любовь и единство со всей вселенной.
Сознанием Творца понять невозможно, это достигается только через чувство любви. Значит, если лицезрение картины или скульптуры вызывает в душе любовь, помогает преодолеть страсти и поклонение инстинктам, то такое искусство лечит и воспитывает.
К концу эпохи Возрождения католическая религия начала слабеть, и это привело к тому, что искусство стало менять систему своих целей. Поклонение Богу в картинах незаметно превратилось в поклонение человеку. Мадонна в картинах Леонардо да Винчи и Рафаэля – это обыкновенная земная женщина, сексуальная и симпатичная. Она счастлива, что кормит грудью ребенка. Очень красиво отображенный инстинкт продолжения рода.
В России живопись развивалась иначе. В православных иконах физическая материя абстрактна и бесплотна. Через тонкую пленку материального проглядывает мощная духовная основа. Изображения на иконах плоскостные, и главное в них – это не фигуры, а то, что просвечивает сквозь них. Икона помогает человеку увидеть Божественное во всех жизненных ситуациях и благотворно воздействует на души людей.
Возникает вопрос: что же тогда произошло с Россией? Почему было утрачено верное направление, данное православием? Почему именно в России убивали священников? Ведь большевики вышли из народа, из того самого народа, который, изначально приняв христианскую веру, постепенно перестал быть религиозным. Но об этом позже.
В Европе изобразительное искусство все больше поклонялось инстинктам. Содержание было утрачено, и форма в такой ситуации долго просуществовать не могла. Импрессионисты начали с разрушения формы. От поклонения красивому телу, красивой природе, физической реальности они попытались уйти в мир чувственный и духовный, возродить содержание, ломая форму. А дальше пошел закономерный процесс распада, разрушения формы, выраженный в абстракционизме, фовизме, кубизме и других направлениях. Но разрушение формы не спасло духовного содержания – оно также стало распадаться, потому что истинным содержанием любого искусства может быть только любовь. А духовная и материальная оболочки являются лишь формами проявления любви. В последние несколько столетий из картин художников ушла любовь, а поклонение внешнему миру привело к закономерной деградации и самоуничтожению.
Для того чтобы узнать, каково будущее какого-либо общества или государства, нужно посмотреть на его произведения искусства. Они лучше всего покажут, что произойдет с этим обществом в недалеком будущем. Взглянув на современную живопись и скульптуру Запада – да, впрочем, уже и Востока, – можно прийти к одному выводу: цивилизация стремится к смерти. Сбился внутренний компас, и судно идет на рифы, при этом прославляя и поэтизируя такое направление.
А что же с театром? Может быть, театр не умирает? Почему же сами актеры называют театр дьявольским искусством? Мне вспоминается начало восьмидесятых годов, когда я пытался поступить в театральный институт на режиссерский факультет. Я ходил на факультативные занятия в институт на Моховой в Питере и пытался разобраться, в чем сила и смысл искусства. Мне это очень многое дало.
Вспоминаю книгу Питера Брука «Пустое пространство», где он описывает три вида театра: театр рождающийся, театр зрелый и театр умирающий. Молодой, или грубый театр – это взаимодействие со зрителями, это непрерывный смех и веселье. В грубом театре актер должен быть веселым. Зрелый театр – это когда внимание уделяется не только залу и общению с ним, но и выстраиванию отношений на сцене. Появляется пространство сцены. В этом пространстве – другой ход времени, другая энергетика, это особый мир со своими специфическими законами. Это высшая ступень развития театра.
Затем начинается медленное умирание, общение с залом сходит на нет. Актеры на сцене живут в своем мире и начинают забывать о зрителе. Это первый этап умирания. Второй этап – когда актеры перестают чувствовать, для чего создан спектакль. Логика чувства, единство пьесы и спектакля начинают разрушаться, рваться на части. И тогда начинается последний этап – мертвый театр. Искусства уже нет, чувства исчезли. Актеры просто ходят по сцене и декламируют слова пьесы, как ожившие манекены.
В любом спектакле должна быть кульминационная сцена. В чем ее смысл? В том, что в этот момент подсознательная цель, смысл, чувственное устремление спектакля становится явным, выходит на поверхность. Если автор пьесы, режиссер и актеры сумели сообща создать правильное направление, в кульминационной сцене должно обрушиться человеческое и победить Божественное. Должна победить любовь, какой бы ни была концовка спектакля – комедийной или трагической. Тогда зритель испытывает то, что в Древней Греции называлось катарсисом – очищением души.
Многие спектакли, которые я за последние несколько лет видел в Москве, относились к театру умирающему или уже мертвому. В них не было любви, а значит, и энергии. Актеры на сцене не могли воссоздать чувства – лишь какие-то обрывки чувств вперемешку со словами. Пытаясь распалить себя, они плакали настоящими слезами или истерически кричали и судорожно метались по сцене.
Сейчас я открою читателям страшную тайну – как написать детектив, чтобы он был популярен и расходился большими тиражами. На самом деле человек – очень примитивное существо. У него всего два инстинкта. Человек платит деньги за физическое и духовное удовольствие. Для того чтобы он заплатил за книгу деньги, прочитал ее и купил новую, нужно, чтобы он испытал удовольствие. Удовольствие приходит тогда, когда человек выбрасывает энергию. Наше подсознание автоматически выбрасывает энергию в двух случаях: когда нам угрожает опасность и когда мы видим молодой симпатичный объект противоположного пола. Инстинкты размножения и самосохранения не подводят.
Еще один важный фактор: непредсказуемость и неожиданность действий. У человека всегда есть неприкосновенный запас энергии, чтобы адаптироваться к неожиданной ситуации. Есть еще один прием – непонятные ситуации и события. Это может быть мистика или просто что-то невероятное, трудно поддающееся осмыслению. В таких случаях сознание тормозится, а чувства активизируются, и происходит усиленный выброс энергии для создания новой модели, описывающей окружающий мир. В принципе все это идет на пользу. Это раскачка энергетического состояния человека, его тренировка. Но искусство – это всегда система целей, в основном, подсознательных. Если человек утратил единство с Богом и устремление к Нему, искусство, теряющее силу, начинает все сильнее эксплуатировать инстинкты. Тогда в детективе должно быть все больше крови и секса, чтобы хоть как-то раскачать читателя.
То же самое наблюдается сейчас в современных театрах. Без конфликта нет развития. Но конфликт конфликту рознь. Есть конфликт целей, намерений и желаний и есть способы его разрешения. Самый лучший способ – это развивать себя и повышать свою энергию. Именно высокий внутренний уровень энергии помогает без крови и агрессии уладить конфликт. Чем меньше внутренней энергии, тем агрессивнее становятся любые столкновения заинтересованных сторон.
Сегодня режиссеры стремятся вставить в спектакль как можно больше откровенных сексуальных сцен, а также создать ощущение опасности, насилия. Иначе зрителю будет скучно. Когда на сцене актеры ругаются матом, это есть духовное насилие над зрителем. Грубость и демонстрация физических отправлений – то же самое. Но это ново и необычно, и, значит, это можно называть творческим поиском. Когда у режиссера и актера главной целью являются не поиски Божественного в своей душе, не любовь как главный маяк для всех действий и событий, тогда начинается вырождение театра. Что может быть целью для такого режиссера? Естественно, духовные и материальные богатства, то есть слава и деньги. Ради любой известности, даже самой скандальной, некоторые режиссеры готовы на все. Они руководствуются простым принципом: если тебе нечего показать – покажи голый зад, если тебе нечего сказать – неси похабщину. Это тоже умирающий театр.