Полная версия
В здравом уме и твердой памяти. Программа профилактики болезни Альцгеймера
Мадам Жанна Кальман из Франции, отметившая 122-летие, не страдала болезнью Альцгеймера, но что, если бы она дожила до 132 или 140 лет? Вполне возможно, что в ее мозге накопилось бы достаточно бляшек и клубков, чтобы память и мышление пострадали. Кстати, мадам Кальман была проницательным предпринимателем. В возрасте 94 лет она продала свою привлекательную квартиру в Арле французскому инвестору по договору, согласно которому она могла жить в ней без арендной платы до конца жизни. Десять лет спустя умер он.
Генетика: жизнь согласно коду
Мы не можем выбирать свою генетику просто потому, что не выбираем своих родителей, хотя я знаю людей, которые очень хотели бы иметь такое право. Ученые усердно работают, раскрывая тайны стволовых клеток, выполняют исследования по клонированию и другие эксперименты, в попытках существенно изменить генетическую структуру человека, но до внедрения результатов этих исследований в практику еще очень далеко.
Никто точно не может сказать, проявятся ли симптомы болезни Альцгеймера в течение жизни и когда именно это произойдет. Иногда генетическая мутация или ошибка наследственной ДНК вызывает случаи заболевания в среднем возрасте у нескольких членов семьи. В таких редких семьях (их представители – это менее 1 % всех пациентов с болезнью Альцгеймера) генетическое тестирование позволяет определить, у кого из родственников заболевание проявится в раннем возрасте. Часто члены таких семей идут на консультации к генетикам и решают, стоит ли им выполнить анализ на наличие мутации, ответственной за раннее возникновение болезни Альцгеймера, чтобы как-то планировать будущее. Однако психологические последствия подобной осведомленности могут быть различными: выявив у себя наличие такой генетической мутации, один человек начнет с энтузиазмом придерживаться здорового образа жизни, защищая мозг, чтобы как можно дольше задерживать появление симптомов недуга, а у другого разовьется тяжелая депрессия, которая может усугубить потерю памяти и ускорить когнитивную деградацию. Иногда родственник, у которого нет генетической мутации, испытывает чувство вины перед остальными за эту свободу и впадает в депрессию.
В абсолютном большинстве случаев (99 % и более) о генетической мутации можно не беспокоиться, поскольку у значительного числа людей нет соответствующего семейного анамнеза ранней (до 65 лет) болезни Альцгеймера. Как правило, если недуг и возникает в семье, то обычно лишь у нескольких ее членов и в преклонном возрасте.
Вопрос: Правда ли, что если болезнью Альцгеймера страдает мать, то риск развития болезни Альцгеймера выше, чем при таком же диагнозе у отца?
Ответ: Поскольку предыдущие эпидемиологические исследования предполагали возможное наследование болезни Альцгеймера по материнской линии, специалисты из Нью-Йоркского университета недавно изучили сканы мозга здоровых взрослых людей, чьи родители были больны. Вероятность легкого снижения мозговой активности была значительно выше у тех, чьи матери страдали от этой болезни, чем у тех, чьи отцы были больны. Детали наследования и степень его влияния на риск заболевания еще не определены.
Тем не менее каждый пятый человек в общей популяции является носителем распространенного варианта одного из генов, или аллеля, под названием APOE-4. Он не мутантный и не является причиной заболевания; это просто генетический вариант, при котором риск болезни Альцгеймера после 65 лет может несколько повышаться, хотя и не во всех случаях. Носители APOE-4 могут никогда не встретиться с болезнью Альцгеймера; и, наоборот, те, у кого его нет, могут оказаться в числе пациентов.
Вскоре после открытия APOE-4 я участвовал в национальной конференции. Большинство экспертов пришло к выводу, что если пациент хочет понять, есть ли у него риск, с помощью генетического анализа, то врачу следует разубедить его, поскольку результат такого исследования вполне может оказать негативное психологическое влияние на него. Однако с подобной позицией согласились не все, потому что психологические последствия такой осведомленности нигде не изучались систематически.
Спустя годы доктор Роберт Грин и его коллеги из Бостонского университета провели исследование, посвященное этому вопросу. Ученые обнаружили, когда люди получали положительный результат теста на APOE-4 и понимали, что он не обязательно означает 100-процентную вероятность болезни, они впадали в депрессию не больше, чем в случае отрицательного. Мои собственные исследования, проведенные в Калифорнийском университете, показали, что многие носители аллели, узнавшие о своем генетическом риске, становятся самыми активными последователями программы профилактики болезни Альцгеймера.
В итоге получается, что риск зависит не только от ДНК. Изучение феномена успешного старения, проведенное Макартуром, дало нам важный урок: если мы понимаем под успешным старением сохранность физического и психического здоровья, то генетика лишь на треть предопределяет то, насколько долго и благополучно мы живем. Остальные две трети зависят от других факторов, и наш ежедневный образ жизни может быть решающим словом в профилактике болезни Альцгеймера.
Особенно отчетливо это увидела наша исследовательская команда из Калифорнийского университета, изучившая несколько групп однояйцевых близнецов в возрасте 80 лет с абсолютно одинаковыми генетическими характеристиками. Один из близнецов мог заболеть болезнью Альцгеймера, а другой, если вел более правильный образ жизни, либо оставался здоров, либо симптомы проявлялись намного позже.
Бляшки: враги или друзья?
Учась в медицинской школе, я встретил, может быть, один абзац в учебнике по патологии, посвященный амилоидным бляшкам и тау-клубкам. И я вспоминаю, что видел, возможно, один или два препарата мозга пациентов с болезнью Альцгеймера с отложениями этих включений. Я и понятия не имел, что десятилетия спустя бляшки и клубки станут горячо обсуждаемой научной темой. В 2010 году я был модератором заседания экспертов по болезни Альцгеймера на национальном съезде, посвященном гипотезам происхождения этого заболевания, отличным от «теории амилоида». Моя электронная почта была завалена лавиной писем от разочарованных ученых, чьи причудливые теории не были включены в программу дискуссии.
Исследователи уже много лет горячо спорят по поводу амилоидных бляшек, тау-клубков и их участия в развитии болезни Альцгеймера. Подтвердить диагноз можно только в том случае, если этих отложений в мозге будет очень много, и некоторые убеждены, что основной причиной развития болезни является их постепенное накопление. Другие ученые считают включения лишь индикаторами заболевания, а не его причиной. Они рассматривают бляшки и клубки как разрозненные последствия иного процесса, возможно, перебоев в работе нейронов, воспаления, генетического сбоя или механического разрушения. Такие альтернативные теории могут объяснить, почему некоторые из последних работ, изучавших лечение амилоидных бляшек как таковых, не увенчались успехом. Если просто удалить бляшки из мозга, мы не повлияем на тот процесс, который вызвал их отложение. Это все равно что снижать температуру аспирином у пациента, которому нужны антибиотики для лечения инфекции, вызвавшей лихорадку.
Кое-что о мозге
МОЛОДОЙ ЗДОРОВЫЙ МОЗГ: В здоровом мозге нет признаков воспаления или атрофии.
МОЗГ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА: Атрофия мозга с возрастом ранее считалась нормой, но на самом деле в стареющем мозге развивается воспаление и происходят процессы деградации.
Подтверждением этой идеи могут выступать недавно обнаруженные белковые фрагменты – олигомеры, токсичные для нейронов. Эти олигомеры выступают в качестве строительных блоков, или предшественников, нерастворимых амилоидных бляшек. Даже если бы какой-то препарат и мог вычистить все бляшки и клубки из мозговой ткани, отложения появились бы вновь, постоянно образовываясь из этих назойливых мелких олигомеров.
Возможно, отложение амилоида – только один из аспектов проблемы. Прогрессирование потери памяти гораздо больше связано с накоплением тау-клубков. Поэтому некоторые эксперты считают, что новые препараты должны бороться именно с клубками, а не с бляшками. На сегодняшний день в разработке находится не так много лекарств с таким эффектом.
Злой, заржавевший мозг
Не так давно я получил 12-страничное рукописное письмо от школьного учителя из Австралии, уверенного, что ароматизированный шампунь каким-то образом проникает через гематоэнцефалический барьер и вызывает болезнь Альцгеймера. Автор другого, электронного, письма утверждал, что из-за уменьшения плотности озонового слоя излучения из космоса нарушают работу нейронов, что в итоге приводит к недугу. Я, конечно, открыт новым теориям, но предпочитаю те из них, которые имеют более серьезную доказательную базу.
Во многих контролируемых исследованиях было показано, что кроме бляшек и клубков, вызывающих столько противоречий, деменция может развиваться и вследствие иных нарушений в работе мозга. Например, прогрессированию болезни Альцгеймера, так же, как и сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, рака и самого старения, вероятно, способствуют воспаление и окислительный стресс.
Воспаление – процесс, который должен поддерживать восстановление здоровья: благодаря ему организм реагирует на повреждение и раздражение. Признаки воспаления – боль, отек, покраснение и повышение температуры. Их можно увидеть, например, при артрите, который некоторые врачи называют «сердитым суставом». На клеточном уровне воспаление – это процесс защиты организма от инородного тела, раздражителя или инфекции, который приводит к заживлению раны или уничтожению бактерии или вируса.
При более прицельном изучении отложений амилоида на фоне болезни Альцгеймера ученые обнаружили признаки воспаления в препаратах мозга, в том числе цитокины (мелкие белковые молекулы, атакующие чужеродные структуры) и активированные клетки микроглии (маленькие клетки, которые очищают центральную нервную систему от отходов жизнедеятельности клеток, от поврежденных нейронов, бляшек и возбудителей инфекции). Воспаление – это, как правило, хороший процесс, означающий, что организм работает над самовосстановлением, но иногда, когда хорошего слишком много, оно не приносит пользы. Согласно одной из теорий, хроническое воспаление в мозге разрушает нейроны. Другие исследования выявили связь между улучшением неврологического здоровья и приемом препаратов, а также употреблением качественной пищи и выбором образа жизни, снижающих уровень воспаления в организме.
Окисление – это химический процесс, ярким примером которого может служить потемнение нарезанных фруктов или ржавчина на велосипеде, оставленном на улице. В нашем организме окисление необходимо для работы клеток, но в результате этого процесса образуются побочные продукты, известные как оксиданты, или свободные радикалы, которые могут повреждать генетический материал здоровых клеток. Действию свободных радикалов подвержены все клетки организма, и нейроны в том числе. Окислительный стресс ускоряет развитие большинства возрастных заболеваний от рака до катаракты и болезни Альцгеймера. Поэтому важнейший компонент диеты для профилактики болезни Альцгеймера – это овощи и фрукты, которые содержат антиоксиданты и защищают от окислительного стресса.
Три главных слова в лечении болезни АльцгеймераПочти всем известны три главных слова, используемых в работе риелтора: местоположение, местоположение, местоположение. Но многим ли из нас известны три самые важных слова в деле профилактики болезни Альцгеймера? Время, время, время.
Способ защиты мозга, эффективный в какой-то момент времени, может стать не таким действенным, если мы слишком долго будем откладывать начало его применения. А некоторые методы лечения могут даже нанести вред, если назначить их не в нужный момент. Наибольшего результата от определенных методов можно добиться в том случае, если начать применять их за годы, даже десятилетия, до того, как возникнут первые признаки деменции. На более поздних стадиях могут понадобиться иные схемы вмешательства.
То, насколько важно вовремя начать терапию, можно продемонстрировать на примере противовоспалительных препаратов. Многие врачи заинтересовались вкладом воспаления в процесс старения мозга, узнав о результатах Балтиморского исследования. У добровольцев, не имевших болезни Альцгеймера, принимавших в течение двух и более лет распространенные противовоспалительные препараты, включая ибупрофен и напроксен, риск развития болезни Альцгеймера в дальнейшем был на 60 % ниже.
Вопрос: Мой стоматолог сказал, что чистить зубы и использовать зубную нить важно для здоровья не только моих зубов и десен, но и моего мозга. Почему это так, и что делать с кариесом и пломбами?
Ответ: Известно, что воспаление в мозге способствует развитию болезни Альцгеймера и что инфекции и воспаления вне зависимости от локализации могут потенцировать ее возникновение. Хронический гингивит (заболевание десен) не только может поддерживать воспалениe во всем организме, возможна прямая связь между ним и риском болезни Альцгеймера. Поэтому чистка зубов и использование зубной нити обеспечивают защиту не только ротовой полости, но и мозга. Люди беспокоятся о том, что ртуть и другие токсины, содержащиеся в зубных пломбах, могут попадать в кровь и вызывать повреждения, способствующие заболеваниям – от синдрома хронической усталости до болезни Альцгеймера. Несколько крупных исследований, одно из которых включало более 20 000 человек, не подтвердили какой-либо значимой связи между зубными пломбами и этим недугом.
Хотя выборка участников в этом исследовании была достаточно крупной, оно не доказало однозначной причинно-следственной связи противовоспалительной терапии с защитой от болезни Альцгеймера. Моя исследовательская группа из Калифорнийского университета более прицельно изучила эту тему в двойном слепом исследовании при финансовой поддержке NIH. Мы исследовали людей среднего возраста с очень слабыми проявлениями нарушений памяти, имевших относительно мало амилоидных бляшек и тау-клубков в мозге, которым назначали препарат целекоксиб или плацебо (лекарство без соответствующего действия). У принимавших активный препарат в течение 18 месяцев была обнаружена более высокая активность мозга в лобной доле – области, контролирующей память и сложные рассуждения, а также зафиксированы более высокие результаты в нескольких мнемонических тестах. У тех, кто принимал плацебо, таких улучшений не наблюдалось.
Тем не менее доктор Джон Брайтнер и его коллеги из Вашингтонского университета обнаружили, что противовоспалительные средства могут оказывать негативное действие на нейроны, если их использовать на более поздних стадиях старения мозга, в возрасте старше 70 лет и при более серьезных нарушениях когнитивных функций. Эти же противовоспалительные препараты, вероятно, ускоряют развитие когнитивных расстройств у пациентов с высокой концентрацией бляшек и клубков в головном мозге и деменцией на фоне болезни Альцгеймера. В среднем возрасте эти лекарства могут защищать мозг от воспаления, но, когда в ткани мозга откладывается слишком много маркеров, препараты каким-то образом начинают повреждать мозговые клетки. Другой аспект – количество препарата, которое реально достигает мозга. При наличии симптомов болезни Альцгеймера повышена проницаемость гематоэнцефалического барьера (защитной мембраны, отделяющей циркулирующую кровь от клеток мозга), поэтому к нейронам проникает большее количество лекарства, вполне способное оказаться токсичным.
Мы пока не обладаем достаточной информацией о том, в какие сроки начинать и в каких дозах применять противовоспалительные препараты для защиты когнитивной функции. Я, конечно, не предлагаю всем срочно начинать пить «Мотрин», как будто это новое средство профилактики или лечения болезни Альцгеймера. У этих препаратов есть опасные побочные эффекты, такие как повышение артериального давления, возможное внутреннее кровотечение и даже почечная недостаточность, а выводы нашего небольшого исследования нельзя воспринимать как однозначное доказательство эффективности. Если вы уже принимаете противовоспалительный препарат из-за боли в суставах или другого заболевания, то, возможно, он защищает ваш мозг, но прежде чем начать пить какое-то лекарство, всегда обсуждайте побочные эффекты с врачом.
Здоровый образ жизни, включающий физические нагрузки и разумное питание, позволяет снизить уровень воспаления во всем организме, в том числе в мозге, при этом не имеет вредных побочных эффектов. Конечно, во время силовой ходьбы можно вывихнуть лодыжку, но если заниматься с умеренной интенсивностью и повышать ее постепенно, то ваша сила возрастет, а травмы будут случаться реже. Программа физических нагрузок для профилактики болезни Альцгеймера включает силовые упражнения, кардиотренировки, а также тренировку равновесия и устойчивости. Такой подход к упражнениям позволит не только защитить мозг, но и укрепить здоровье сердца и, возможно, увеличить продолжительность жизни.
Сильная защита – интенсивная защитаЗадача команды защитников в футболе – не дать сопернику забить гол. Цель программы профилактики болезни Альцгеймера – отдалить наступление болезни. И так же, как в футболе, профилактика недуга может быть очень агрессивной и определить исход игры. Если ваша команда защитников окажется достаточно стойкой, она сможет сдерживать симптомы болезни на протяжении всей вашей жизни.
Болезнь Альцгеймера – одно из многих возрастных заболеваний, причину которого нельзя устранить медикаментозно. Как и ряд онкологических заболеваний, сахарный диабет, повышение уровня холестерина и гипертония, она начинается в среднем возрасте или позже, постепенно прогрессирует и при отсутствии лечения серьезно ухудшает качество и сокращает продолжительность жизни.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Walmart (полное название – Walmart, Inc.) – американская компания, управляющая крупнейшей в мире сетью оптовой и розничной торговли, действующей под торговой маркой Walmart. Штаб-квартира компании находится в Бентонвилле в штате Арканзас.