Полная версия
Основы логики и метафизики
§. 52.
e) Таким образом, Одно есть Одно только в своем негативном поведении по отношению к другим и через это негативное поведение; но поскольку каждое из них есть Одно, каждое существует только в этом негативном поведении. Таким образом, отрицая других Единых, Единый фактически отрицает негативное поведение по отношению к ним. Но, отрицая негативное поведение по отношению к Единым, их поведение вместо этого становится утвердительным, так что предыдущее исключение оказывается слиянием. Мы называем это отношением, так что исключение само по себе фактически является своей противоположностью, а именно отношением 1). Там, где отношение установлено, то есть там, где исключающее (§.51.) образует единое (§.50.), там две детерминации объединены, и в сфере бесконечности дан аналог становления 2), отношение есть соотнесенность.
1) То, что исключение не мыслится или не может мыслиться без отношения, не станет отрицать тот, кто хотя бы просто сошлется на то, что слово (т.е. мысль) почти невольно вводит исключающее или отрицательное отношение; но речь идет о признании необходимости этого факта. Гегель использует выражение притяжение, против которого применимо то, что было сказано в §51 прим. 2. Сам Гегель не придает этим выражениям такого значения, чтобы считать их вполне уместными, ср. Сочинения HI. стр. 202. – Поскольку отношение лежит в понятии Единого, атомисты не могут не подчеркивать и этого определения, хотя они выводят его так же мало, как и исключающее сплетение, о котором говорилось выше, – но рядом с атомами обнаруживается совпадение или необходимость, которая их объединяет. Точно так же конституционалисты-атомисты допускают, что индивиды могут быть объединены внешней необходимостью или силой – или столь же внешним договором. Предустановленная гармония, которая, согласно Лейбницу, связывает монады, является, поскольку каждая монада – зеркало одной и той же вселенной, по крайней мере, не столь уж навязанной извне, как многие думают. И в этом Лейбниц заслуживает гораздо большего предпочтения, чем атомисты. Если из двух связанных определений мы выделим только заключение и сделаем его абсолютной категорией (§. 29. прим.). (§. 29. прим. 5.), то все является простым (или состоит из таковых), тогда как если удерживать только отношение, то все является составным). Во второй кантовской антиномии тезис делает первое, антитезис – второе. Решение такой антиномии фактически уже дано Лейбницем, когда он говорит: sans les simples il n’y aurait point de composes, т. е. композиция без простоты и наоборот – это абстракции. 2) Как бытие-для-себя составляет основу субъективности (см. §152.), так и отношение бытия-для-себя составляет основу того, что впоследствии будет признано реализацией самосубъективности, т. е. как система (§189.); система может быть понята только там, где есть процесс, т. е. повороты.
§. 53.
Понятие бесконечности было абсолютной негативностью. Единое, тождественное самому себе, действительно было таковым, но поскольку оно еще не актуализировалось как таковое (против Другого), оно было абсолютной негативностью только в себе (§.40.). Поэтому оно должно было быть Единым и для Других, а поскольку Другого больше не было, оно должно было быть Единым как абсолютная негативность для Других, поэтому оно проявляло себя в исключении. Но как бытие-в-себе и бытие-для-других соединились в законе-бытия (§41.), так и там, где две исключающие друг друга вещи снова перешли в одну (§52.) или где исключение оказалось отрицательным (но тем не менее) отношением, понятие бесконечности было поставлено, но тем самым и завершено (§4t. прим.), и круг категорий, относящихся к бесконечности, был выполнен и завершен.
Там, где понятие позиционируется, т. е. реализует то, чем оно является само по себе (или действительно стало тем, чем оно было на самом деле, ср. §16. и 41.), там же решается и его развитие.
§. 54.
Одновременно, однако, здесь замыкается целая группа категорий. Как она была организована, показывает a. Рекапитуляция курса (ср. §. 28.), которая в то же время должна оправдать выбранные заголовки.
Поскольку в этой группе мы имели дело сначала с бытием, а затем со всеми такими определимостями бытия, при изменении которых изменяется сама определимость, а такую определимость мы назвали качеством (§. 36.), то ей следует дать заголовок качество или также категории качества. Внутри этой группы возникли три подразделения, которые, в соответствии с различным принципом обозначения (см. §28. примечание), либо (Гегель) получают надпись Seyn, Daseyn, Für sich seyn, либо как: Период от бытия к становлению, от бытия к изменчивости, от бытия-для-себя к исключительному отношению, или, наконец, как бесконечность (неопределенность), конечность (детерминированность), бесконечность (самоопределение).
Параллелизм, который при углублении в деление возникает между подразделениями и более крупными группами, является, с одной стороны, необходимым следствием методического прогресса, но, с другой стороны, огромное удовольствие, которое человек получает от этого постоянного повторения, часто является лишь удовольствием от довольно абстрактного схематизма, упускает из виду самое важное – различия, и справедливо вызывает насмешки и порицание.
§.55.
Качественные психические определения неопределенности и детерминации слились в конкретное единство в бесконечности. Поэтому, поскольку все качественные категории содержатся в нем, мы имеем истину о них в нем. Но конец развития бесконечного показал: связь, поскольку она оказалась отношением, тем самым отменила себя, отношение, но как отношение в себе, тем самым как исключающее отношение, то есть отношение, которое также противоположно себе, или отменило себя. Но если отменяются те качественные детерминации, которые являются высшими, поскольку содержат в себе все остальные, то получается, что качественная детерминация отменяется вообще. Это не может означать, что она исчезла, освободив место для неопределенности, поскольку последняя сама по себе является моментом (ср. §34. и прим. 1. к нему). Поэтому детерминация должна остаться, но в то же время качественная детерминация должна быть упразднена, что приводит к понятию детерминации, которая больше не является качественной. Детерминация, которая больше не является качественной, называется количественной. 1) Таким образом, вторая глава посвящена категориям количества. 2)
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Отец логики, Аристотель, вел себя «как описатель природы».
2
Отсюда в Средние века возник вопрос о том, является ли логика искусством или наукой. Он основан на кантовском различии между «Каноном» и «Органоном».
3
Конечная мысль – это мысль о законченном предмете; такие мысли выражаются в пропозициях, и Аристотель выводит первые логические определения из анализа пропозиции.
4
Время, когда разум был так унижен, было, следовательно, враждебно и логике.
5
Объединение психологии с логикой, например, вносит в последнюю такой чужеродный элемент.
6
Такова задача, которую поставил перед собой Гегель в своей реформе логики.
7
Таким образом, простое размышление над знакомыми нам всем идеями показывает, что противопоставление субъективного и объективного не является абсолютным.
8
Вместо категории можно также взять слово мысль как простое единственное число.
9
Целесообразность отделения формально логического от метафизического является педагогической для субъекта. Точно так же слово разрывается на буквы.
10
Слово идея есть сначала только имя; что такое идея, открывается во всей логике, т. е. только в конце ее.
11
Аналогично соотношению.
12
Категория может быть неистинной сама по себе, и когда такая категория применяется, результат рассуждения должен быть ложным.
13
Если, например, применить категории, верные в естественном мире, к духовному, то результат будет неверным.
14
Слово образовано по аналогии с ландшафтом, рыцарством и т. д. и указывает на самодостаточное тело.
15
Различение Аристотелем δτι и δίοτι правильно подчеркивает существенный характер знания.
16
Тождество есть нераздельное единство, а не единообразие.
17
Интеллигибельный момент является существенным в философском созерцании, когда он отступает, все растворяется в туманной неопределенности.
18
В качестве характерной черты догматизма справедливо отмечается, что он цепляется за абсолют в интересах определенности. Разлагая все на фиксированные простые детерминации, догматизм имеет абстрактный характер. В так называемой рациональной метафизике вольфовской школы этот момент проявляется в наибольшей степени односторонне.
19
Момент, который подчеркивает рефлексия, Гегель называет диалектическим или негативно-рациональным.
20
Если догматизм утверждает, что объект есть и поэтому не противоречит себе, то скептицизм утверждает, что объект противоречит себе и поэтому не может быть.
21
Абстрактное – это то, что содержит только одно, конкретное – то, что содержит несколько определений.
22
Едва ли прошло то время, когда философия рефлексии была самым распространенным термином злоупотребления.
23
Созревший плод отделяется от дерева, потому что существует противоречие в том, что то, что созрело, т. е. фактически независимо, есть плод, т. е. бескорыстно.
24
Внешние обстоятельства могут породить противоречие, когда оно не имеет основания в самом объекте, например, ранение живого организма.
25
Это неверно оценивают те, кто хочет заменить постижение генетическим наблюдением. Происхождение состояний не имеет ничего общего с их понятием.
26
Понятие вечности, которое Спиноза уже правильно осмыслил, не имеет никакого отношения ко времени.
27
Точно так же математик говорит о том, что следует (а не берется во времени) из предыдущего, и тем самым подразумевает вечное следование.
28
Хотя диалектика по-разному трактовалась Платоном и Кантом, оба сходятся на том, что она есть искусство находить противоречия в объекте.
29
Более подробное обсуждение природы диалектического метода см. в m. Schr. Leib und Seele p. 17—30.
30
Именно на этом смешении двух отношений основано, например, утверждение, что, поскольку философия возникает только в развитии истории, она предполагает историю. Конечно, история формирует свою предпосылку, будучи предпосланной возникновению философии, но она предполагает историю так же мало, как первая аксиома геометрии предполагает существование геометра.
31
Там, где философия избегает какого-либо θέσις, не может быть и речи о каком-либо ύπόθεσις.
32
Когда Фихте описывает начало философии не как факт, а как акт разума, он тем самым открывает действительный философский метод, что признал и Гегель. Его недостатком было то, что он приписывал несколько таких актов.
33
Если бы начало философии было теоретическим предложением, то эта дилемма была бы применима §.22. примечание, потому что тогда начало должно было бы быть аксиомой или теоремой, но теперь оно будет постулатом или предложением.
34
Здесь имеет место упрек в адрес Гегеля, что его система имеет двойное начало.
35
Лучшей пропедевтикой является диалектическое развитие сознания, доказывающее, что мышление – это действительная цель, на которую направлено сознание. Поэтому Габлер был прав, рассматривая феноменологию сознания как пропедевтику.
36
Здесь кроется причина того, что со стороны Гассенди это простое недоразумение, когда он утверждает против Декарта, что ambulo ergo sum имеет такое же значение, как и cogito ergo sum.
37
Дословный перевод «кому это выгодно?»
38
вынужденное
39
определенный