Полная версия
Дело семьи
– Сынок, как ты видишь, живое может управлять другими живыми?
– Нет, – отвечаю, как идет.
– Манипулировать?
– Нет, – не задумываясь, проговариваю.
– Обижаться? Оскорбляться? Ругаться? Обвинять? Бояться? Бездействовать? Не отзываться? Не откликаться? Оправдываться? Искать козлов отпущения? Настаивать на своем? Бросать дело? Ворчать? Проявлять свой нрав? Идти на принцип? Насиловать? Ломать? Разрушать? Обижать? Мучить? Мучиться? Страдать? Заставлять других мучиться и страдать? Наносить боль себе и другим? Болеть? Говорить грубо и неуважительно? Умничать? Протестовать? Отрицать? Отказываться? Выставлять претензии..? – бесконечно спрашивает и спрашивает меня деда.
– Нет. Нет. Нет… – отвечаю на каждый вопрос дедули.
В заключении деда Коля говорит:
– Тьма выдает сама себя своими поступками, которые не свойственны живому. Они ведут только к разрушению нас самих и мира, в котором мы живем, изнутри. Так тьма показывает нам свою власть над нами. И то, что мы живем жизнь тьмы, а не свою.
Меня потрясли эти слова деда, и я возмущенно говорю:
– Но это же все есть я! Я так живу. Это есть моя жизнь.
А деда мне в ответ:
– Нет, сынок, это жизнь тьмы! Твоя жизнь в любви, ладу, миру, благодати и признании. Вот тебе пример. Ты обиделся – это проявление любви света?
– Нет, – пожимая плечами и мотая головой, отвечаю.
– А как бы поступило живое? – прижимает меня деда.
Я задумываюсь и говорю:
– Все, что говорит и показывает мир, – это отражение меня самого, поэтому живое примет все сказанное и показанное так, как оно есть, да проверит в своей жизни. Придет к Ладу в своей душе и проявит само к себе любовь и уважение.
Деда от моих слов сияет и ведет меня дальше:
– Молодец! Ты играешь с ребятами. Игра в самом разгаре, и в этот момент бабуля зовет тебя за стол набраться сил. И что ты делаешь в ответ?
– В большинстве случаев игнорирую или отказываюсь есть, хоть самому и хочется. – держу ответ.
– А как поступит живой? – ведет меня дальше деда.
– Мгновенно откликнется и пойдет кушать или передоговорится. – проговариваю.
– Вот видишь, – направляет меня деда. – Поступая как живой, ты возвращаешь себе самого себя и свою жизнь.
От слов деда у меня пропал дар речи. А деда, видя это, поддевает:
– Ну, теперь можно поисследовать, отчего имена света вывели в ругательные слова.
Но у меня произошел перегруз информации, и я попросил перенести разбор на утро. Деда соглашается и идет кормить скотину.
Глава 22
Как обращение формирует нас
После завтрака деда продолжает:
– Сынок, ты очень часто задавал вопросы: от чего родители детей и друг друга называя ласково – котик, зайка, пушистик, и нормально ли это? Или отчего, когда мы играемся меж собой и ведем себя как животные, называя друг друга по их Деяниям – «Вот козел. Сука, сволочь…», то взрослые нас останавливают и говорят, что так называть друг друга нельзя, что это слова ругательные? Пришла пора разобрать. Как ты видишь?
– Я готов разбирать, – с радостью отвечаю.
Деда улыбается и говорит:
– Давай посмотрим, что ты видишь за словом «Котик»?
Я задумываюсь и проговариваю:
– Маленький безобидный котеночек. Живет сам по себе. Когда хочет, спит, гуляет, играет. Ему мамка приносит есть. Весь мир крутится вокруг него. Когда он кусает или царапается, то ему все прощается, он же еще маленький, не понимает, что он делает больно.
– Так, – радуется деда. – По-другому говоря, прививаются качества котика по образу восприятия этого животного.
И обращается ко мне:
– Котик, принеси мне стакан с холодной ключевой водой.
Я чувствую, что во мне начинает происходить что-то неадекватное, не свойственное мне. И проговариваю то, что чувствую:
– Деда, я не хочу. Мне сейчас хочется, чтобы ты и дальше рассказывал мне, что происходит с ребенком, когда его называют названием вида животных. Мне лень. Хочется понежиться. И вообще ты мне должен принести воды и поесть, а не я тебе. Ты взрослый, а я еще маленький.
– По-другому говоря, – разворачивает мысль деда. – Называя тебя котиком с образом, который мы видим за этим словом, я накладываю этот образ слова на тебя, и ты начинаешь вести себя как котик. Давай проверим это же на другом слове.
И деда, не дожидаясь моего ответа, обращается ко мне:
– Зайчик мой, подай мне ложку, которая лежит напротив тебя на столе.
Я чувствую, что снова со мной происходит что-то, не свойственное мне, и проговариваю:
– Я боюсь, а вдруг у меня не получится, я разобьюсь, ложка упадет, потом придется подымать с полу, а я не хочу вставать, вдруг я упаду и разобьюсь.
Я был немного шокирован своим поведением и возникшими чувствами, которые связывают меня по ногам и рукам. Да тем, что я поступаю не так, как я это делаю обычно. И проговариваю:
– Дедуля, я одновременно хочу и не хочу подать тебе ложку. Страх меня связывает по рукам и ногам. Идет поток разных мыслей, чтобы не сделать то, что ты меня просишь. Во мне идет какая-то борьба. Ноги и руки становятся тяжелыми, ватными, неповоротливыми.
– Так, – цепляется за мои слова деда. – Когда я назвал тебя зайчиком, то снова наложился образ восприятия зайчика, и ты стал себя вести, как зайчик. А потом мы не можем понять, от чего ребенок так себя ведет. И стоит только называть ребенка этими словами постоянно, как он становится именно этим Котиком или Зайчиком. Так с малых лет мы прививаем к живому ребенку животину. Тем самым взращиваем в нем войско тьмы, создавая условия для поведения, которое приведет его во взрослой жизни к саморазрушению, немощи да иждивению. Сначала это будет слабенький малоразумный иждивенец, коим ребенок до своего совершеннолетия считается в обществе по закону. А потом он станет матерым взрослым иждивенцем, который будет требовать только одного, чтобы за него прожили его «счастливую и сытую» жизнь. И мы считаем это нормой.
После этих слов деда резко обращается ко мне:
– Солнышко, принеси самовар, он стоит в сенцах.
Я, не задумываясь, встаю и несу самовар. И деда спрашивает меня:
– Что ты видишь за словом «Солнышко»?
– Солнышко греет. Оно нежное, с его приходом настроение хорошее и хочется одарить весь мир любовью. Солнышко создает тепло на душе, и мне от этого радостно и приятно.
– То есть, обращаясь к тебе, видя образ слова светлый, мы пробуждаем в тебе светлые стороны жизни. – заостряет мое внимание деда. – Сынок, подай мне тетрадь, которая лежит перед тобой.
Я без разговоров, не задумываясь, подаю тетрадь. И при этом чувствую на душе радость от своего действия. Да проговариваю:
– Мне становится приятно от того, что я подаю тетрадь. Словно наступает какой-то праздник.
А дедуля в ответ меня спрашивает:
– Что ты видишь за словом «Сынок»?
– Вижу, что я для вас родной и близкий. – проговариваю, что идет, – Чувствую себя в безопасности, что от вас нет угрозы, а наоборот вы меня поддержите. Вижу, что все мы равны друг с другом. А от вас идет любовь, и мне хочется одарить вас любовью в ответ.
– Ты хочешь сказать, что образ слова, с которым мы к тебе обращаемся, направляет тебя на такие поступки, да вызывает соответствующие чувства. – заостряет мое внимание деда Коля. – Я верно увидел?
Не задумываясь, отвечаю:
– Да.
А деда проговаривает:
– Вот от чего мы тебя называем не по имени, а сынком. Вот от чего наши предки свое дитя, пока оно не вышло на свой жизненный путь выполнения своей задачи этого воплощения, называли ребятенком, дитем, двухлеткой, пятилеткой, семилеткой, сынком, доченькой… То есть именами родства, пробуждающими чувства защищенности и любви. Этим обращением направляли ребенка на то, чтобы он опирался по жизни на свет. А обращения «Котик», «Зайчик», «Пушистик» – оборотни слов Света, призывающие нас сливаться с животиной в самих себе и в жизни опираться на опору тьмы, а не света.
Я соглашаюсь с дедом, но у меня свербит:
– От чего нельзя называть друг друга по имени, ведь в имени заложена задача и предназначение этого воплощения?
А деда смеется и говорит:
– На имя очень часто накладываются обиды, досады, разочарования, претензии, восприятие половинки в этот момент, настроение, состояние, боль… А это формирует образ половинки в этот момент. И когда мы называем друг друга по имени, этот образ накладывается на половинку, и половинка так себя и ведет. Вот, например, я сейчас вижу тебя немощным, бестолковым. И обращаюсь к тебе: Андрей, отодвинь от стола скамейку, на которой ты сидишь. Что ты при этом чувствуешь?
Меня всего корежит, и проговариваю:
– У меня нет сил, нет никакого желания отодвигать скамейку. Хочется на все наплевать и уйти. Сам что ли не можешь ее отодвинуть? Тебе надо – ты и двигай! А ко мне не лезь!
– Тааак, – радуется дедуля. – Я сейчас в хорошем настроении, хочется тебя одарить теплом, любовью, той радостью и восхищением, которое идет к тебе. В этом состоянии я обращаюсь к тебе: Андрей, помоги мне встать.
И во мне происходит что-то волшебное. Я мгновенно вскакиваю, не чувствуя веса тела, словно я пушинка, подбегаю к деду и, приподымая его под руки, помогаю ему встать. Да проговариваю:
– Во мне проснулась какая-то волшебная любвеобильная сила, пробудились к тебе чувства любви, огромная благодарность, бережность и восторг!
Я аж прослезился.
– Таким образом, когда обращаются к человеку по имени, то наложенный на это имя образ влияет на самого человека. – поясняет деда, – От этого издревле наши предки предпочитали называть друг друга нейтральным именем, которое несло светлый образ и не было подвержено настроению, чувствам, восприятию, боли.
– Теперь мне ясно, от чего вы меня и друг друга называете не по имени, а по названию светлых, живых существ. Вы так делаете для того, чтобы светлый образ обращения накладывался на человека. А еще я увидел, от чего, когда мне больно, то вы обращаетесь ко мне, проявляя любовь, и боль затихает, словно рана на душе перестает кровоточить и затягивается.
Я благодарю деда и прошу немного времени, чтобы все разобранное устоялось.
Деда в ответ, предлагает сметать сено на сеновал и убрать поднявшуюся при разборе злость на колке дров, а после обеда продолжить разбор по ругательным словам. В знак согласия я мгновенно встаю, и лезу на сеновал укладывать сено, а деда Коля и баба Аня метать сено на сеновал.
Глава 23
Как имя деяния влияет на нашу жизнь
На сеновале что-то со мной произошло такое, что подымающаяся от сена пыль стала меня раздражать, мусор от него стал въедаться в мое тело, и началась почесуха. От этого я стал раздражаться, ворчать, останавливать деда и бабулю, чтобы они дали мне возможность мало-мальски подышать свежим воздухом. А сам перестал путем утаптывать сено. На что деда останавливает наше совместное дело и просит меня слезть с сеновала. Я упираюсь и проговариваю:
– Нет, давайте метать сено дальше.
И деда, обращаясь ко мне, настаивает:
– Вот козел свалился на нашу голову. Быстро слезай с сеновала.
Я еще какое-то время ворчу и упираюсь, но все же слезаю. И деда ведет меня к дровам:
– Выпускай из души весь свой зоопарк, а потом поговорим.
Я неохотно беру топор, начинаю колоть дрова и, периодически ворча, выговариваю все, что у меня идет. Когда меня отпускает, деда садится на тюльку напротив меня и заводит разговор:
– Сынок, ты заметил, как я тебя назвал, когда попросил слезть с сеновала?
– Да, – отвечаю. – Козлом. Меня это обидело. Я бы даже сказал, оскорбило.
– А как ты видишь, от чего я тебя так назвал? – начинает разворот своей мысли деда.
Я задумываюсь и проговариваю:
– Умничал, наверно.
– Не просто умничал! Дело делал спустя рукава, лишь бы побыстрее сделать. Перестал плотно укладывать сено на сеновале. Ворчал, как козел недодоенный. Словно Коза лаской обделила да яйца не разгрузила полностью, а теперь они между ног об колени бьются. Упирался в крышу своими рогами. Настаивал на своем. Стал жестким, неповоротливым. Тебе ничего не нравилось. Все делалось не по твоему нраву. Дело не слушал… – деда разворачивает мой ответ шире.
Зацепил меня деда, и я ему в отместку:
– Конечно, сам-то не полез на сеновал пыль глотать. Как всегда меня под крышу в душегубку отправили, а сами на свежем воздухе. Забросали сеном так, что я за вами не поспевал. Да еще и пыль въедается в тело, зудит, дело делать не дает. А меня еще Козлом обзывают!
Деда Коля как заржет во весь голос, сколько мочи есть, да за живот держится, вот-вот наземь упадет. Да сквозь смех спрашивает:
– Ты после сеновала пыль из-под рубахи стряхнул?
– Нет, – проговариваю.
– А когда дрова колол, вспотел? – разоблачает мою животину деда.
– Вспотел, – не задумываясь, проговариваю, но параллельно идет в мыслях: «Вот прицепился! Что ему от меня надо, я же все делаю, как он просит». И на душе просто кошки скребут. Так и хочется ему ответить: «Сам ты Козел!». Да обидеться и уйти от них, пусть сами сено на сеновал метают. А деда словно не замечает, что со мной происходит, и ведет меня дальше:
– Когда ты вспотел на дровах, то пыль и мусор с сена забрались под рубаху и врезались в твое тело?
Я вспоминаю и проговариваю:
– Нет, пыль не въедалась в мое тело, и зуда не было. Да я и не заметил, что я весь в пыли и мусоре сена. Если бы сейчас не сказал, то я бы и не обратил внимание, что я в пыли.
Чувствую, что меня что-то отпускает. А деда продолжает задирать меня:
– Вот странно! Разве такое бывает? Пот и пыль есть, а зуда нет?
У меня словно какое-то озарение происходит, и я спрашиваю деда:
– И в самом деле, как так на сеновале просто нестерпимо было, весь исчесался в поту, а на дровах вспотел в этой же пыли, и зуда нет? А сейчас заострили на этом внимание, и снова зуд пошел.
На что деда проговаривает:
– Сынок, ты сейчас выпусти всю злость на дровах, раз пошел зуд в теле, а потом продолжим разговор дальше.
Я так и делаю. Зуд мне помогает вытащить всю злость, которая в этот момент поднялась. Выговариваю и колю дрова. А как меня отпустило полностью и на душе стало тепло, говорю:
– Деда, я выпустил из себя всю злость.
Дедуля снова спрашивает меня:
– Когда дрова колол и выпускал из себя зло, то пыль с сена в тело въедалась, вызывая зуд?
Вспоминаю и отвечаю на автомате:
– Зуд наоборот прекращался, когда я выговаривал злость. А потом про него и вовсе забыл. И даже не заметил, что я в пыли.
– Очень странно, сынок. От чего же зуд перестал тебя беспокоить, что ты даже про него забыл? – поддевает меня деда дальше.
Я задумываюсь над словами дедули и проговариваю, что идет:
– Животина использовала пыль от сена на то, чтобы я не стал делать дело, а начал злиться, раздражаться и рушить дело, чтобы сбежать с сеновала. А Козел во мне упирался и мучил меня, не давая улизнуть с сеновала.
– Именно так, сынок, – расширяет мою мысль деда. – Когда ты укладывал сено, у тебя пошли разные посторонние мысли. Ты перестал сливаться с делом. Дело перестало тебя вести.
Я вспоминаю, и на самом деле, укладывая сено, я думал, как мы после обеда станем разбирать то, как имена Света перевели в ругательные. И меня отпускает где-то в глубине. А деда продолжает развивать свою мысль дальше:
– Тут пришли к тебе на помощь пыль и мусор от сена. Ты вспотел, и пыль с мусором налипли на твое тело. От пыли тебе стало тяжело дышать, но ты не остановился, а продолжал думать о постороннем. Ты по-прежнему витал в облаках вместо того, чтобы погружаться в делание дела и с ним сливаться.
Вспоминаю этот момент и вижу, что да, я действительно продолжал мечтать о разборе ругательных слов.
– Когда мусор под рубахой стал тебя кусать, – продолжает разворачивать свою мысль деда. – То это стало тебя раздражать. Ты свои мысли оставил, но схватился за тяжесть на душе. Не остановился, своим упорством стал созывать к себе всю свору животины. А эта животина вызвала в тебе гнев. Ты стал ворчать, психовать, жалеть себя, а сено перестал укладывать так, как необходимо, чтобы оно сохранило свою свежесть в течение всей зимы. Ты стал делать дело тяп-ляп, и меня с бабой Аней тормозить. Хотя обычно, делая дело и сливаясь с ним, ты всегда укладываешь сено быстрее, чем мы метаем его на сеновал.
Вспоминаю, как мы метали сено в другие разы, да подтверждаю:
– Да. И еще при этом подгонял вас шутками.
А у самого полились из глаз слезы. На душе стало тепло от этих чувств. Деда ловит этот момент силы и спрашивает:
– Что с тобой произошло, когда я стал тебя останавливать укладывать сено на сеновале и попросил тебя слезть с него?
– Во мне вся животина встала на дыбы, и я стал возмущаться, упираться, ворчать, сопротивляться и огрызаться, – отвечаю не задумываясь.
– Что я сказал тебе в этот момент? – ведет меня дальше деда.
– Назвал меня Козлом, – держу ответ дальше.
– И что после этого с тобой произошло? – настаивает на своем дедуля.
Задумываюсь и проговариваю:
– Сначала меня приотпустило, но потом стало хуже прежнего. Поднялся сильный гнев, словно кто-то наступил на мою душу и хочет ее полностью растоптать.
– Как ты видишь, от чего так получилось, что когда я тебя назвал Козлом, тебя немного отпустило, а потом поднялся гнев? – дальше разворачивает свою мыль деда.
Меня этот вопрос ставит в тупик, и проговариваю:
– Не вижу. Словно пелена перед глазами застилает то, что есть на самом деле.
– А что это за пелена перед глазами? – цепляется за мои слова деда.
– Неуют, какое-то свербение внутри меня, словно меня разоблачают в чем-то, – прислушиваясь к себе, отвечаю.
– А кому в тебе неуютно? – не дает мне выкрутится деда.
Я смотрю в глубину самого себя и вижу, что во мне что-то шевелится и съеживается, прижимаясь друг к дружке, да говорю, что идет:
– Животина.
– Именно так, сынок, – поддерживает меня деда. – На сеновале в тебе произошла бойня титанов, а я обозначил только одного титана по его деянию. И он ушел, а остальные остались. Они-то и вызвали в тебе обиду и оскорбление за то, что их не обозначили, не заметили. А когда ты всю эту свору на дровах выговорил, то у тебя эти чувства обиды и оскорблености ушли. Я так увидел?
Немного мешкаю и проговариваю:
– Да. Так. Меня на дровах полностью отпустило.
– Вот, сынок, ты сам прочувствовал, от чего имена по деяниям вывели в ругательные. Сами животные и их обозначения как имена – это Свет. А их обозначили оскорбительными. Только из-за одного, что всех не назвали своим именем. А они как обычно вылазят из нас скопом. – ставит точку в сказанном деда. – Чтобы мы уважали друг друга и вежливо подходили к нашему взаимодействию. Чтобы эти чувства оскорблености не вызывать друг в друге. Якобы этим мы проявляем бережность друг к другу вместо того, чтобы всю свору животины обозначить и освободить душу от оков. Вот так имена по их деяниям стали руательными. Вот от чего взрослые не давали вам играть в обзывалки по вашим деяниям и говорили, что обзывать друг друга нельзя. Нельзя вызывать друг в друге оскорбительные чувства.
После этих слов деда меня отпустило полностью. Я снимаю свою рубаху и портки, деда меня обливает с головы до пят согретой солнцем теплой водой из бочки. Одеваюсь, мы берем топоры и колуны, да идем в дом обедать.
Глава 24
Часть 3. Куда в семье уходит любовь
Куда уходят дееспособность и самостоятельность
После вкусного обеда деда заводит разговор:
– Сынок, ты в этот раз пришел к нам с проблемой, что твои друзья разводятся. И попросил у нас помощи, чтобы разобраться, отчего они расходятся. Так?
Меня такой поворот разговора настораживает, словно деда Коля ставит точку нашему разбору и хочет от меня избавиться, но все же проговариваю:
– Так.
– И как ты видишь, отчего они расходятся после всего того разбора, который мы с тобой сделали? Да не смотря на то, что они сами по себе хорошие люди, – заводит свою мысль в исследование дедуля.
– У них куда-то ушла любовь друг к другу.
– Вот интересно, куда делась любовь друг к другу у твоих друзей? – задирает меня деда Коля.
Меня этот вопрос заводит в тупик, и я проговариваю:
– Не знаю.
Словно мы до этого ничего не разбирали. И деда начинает свой разворот мысли:
– Самое первое, сынок, это то, что когда мы встречаемся как девчонка с парнем, то нам открываются перспективы развития друг в друге. Это нас притягивает друг к другу, и мы вместе обговариваем образ, как мы видим совместную жизнь. Каждый рассказывает и показывает свои возможности да могу. Рассказывают друг другу о том, о чем они мечтают. Показывают друг другу, каким образом они могут помочь эти мечты осуществить. А создав семью, ничего для того, чтобы осуществить сказанное ими, не делают или поначалу делают, а потом перестают. От этого интерес друг к другу исчезает. Огонь в их глазах тухнет. И желание что-то делать друг для друга уходит. Так создается раскол между супругами, и каждый начинает жить сам по себе.
Я стал вспоминать, как мои друзья делились со мной, рассказами об их встрече и мечтах, как они вместе станут жить и их жизнь полностью наладится. А в действительности все оказалось не совсем так. И в место того, чтобы убирать все препоны, которые возникли между ними, чтобы осуществить свои мечты, они опускали руки. Внешне показывали, что у них все хорошо, а на самом деле друг на друга катили бочку, чтобы оправдать самих себя. Тут деда меня спрашивает:
– А от чего так получается, что они останавливаются на полпути и не убирают встретившиеся препятствия, а опускают руки?
Я задумываюсь и проговариваю:
– Здесь что-то связанно с родителями.
– Да, именно так! – поддерживает меня деда. – В большинстве семей родители своим детям в раннем детстве не позволяли изучать мир. Навязывали ребенку, что он ужасный и опасный, что без помощи родителей ребенок не справится. Постоянно подкладывали малышу соломку на его жизненном пути. За него решали, за него делали. Возникала у детей какая-то трудность, и родители тут же ее за них исправляли. А когда дети стали выходить на самостоятельный путь в этом навязанном родителями ужасном миру, они стали не дееспособными и не могли самостоятельно решать свои житейские вопросы. Они не могли доделывать свои дела, да вообще их делать. Привыкли не разбираться и не убирать препятствия, встретившиеся на своем жизненном пути, а опускать руки, ведь раньше все препоны убирали за них родители. А сейчас родителей рядом нет. Да и сами мечтали сбежать из-под контроля и опеки родителей. Вырваться из клетки. А на воле-то все по-другому, все необходимо делать самим. А делать самим не приучены. Мы можем жить только тогда, когда все проблемы за нас решают другие, и пожинать плоды других. Мы не привыкли осуществлять свои мечты своими руками. Мы ждем, когда наши желания воплотит кто-то другой. Родители привили нам то, что нам должны служить другие, как это делали они сами в нашем детстве, чтобы мы не своевольничали и не совершили кучу ошибок.
От слов деда я вспоминаю, как в раннем детстве, когда мама мыла полы, то я взял полотенце, которое попалось мне под руку, стал макать его в ведро и, не выжимая, тоже начал мыть пол, заливая все водой. За это мне по заднице хорошо попало. Мама отобрала у меня полотенце и выгнала на улицу, чтобы я не мешался у нее под ногами, проговаривая:
– Это не мужское дело, а женское. Тебе бы юбку надеть, а не штаны.
Меня это тогда просто шокировало: отчего маме мыть пол можно, а мне нет. И обидевшись на маму, пошел на улицу играть со старшими сестрами. А сестры меня от себя гнали, говоря:
– Мы тебе не няньки, чтобы с тобой водиться.
Следом вспомнилось, как я в два с половиной года в первый раз затопил печь, как это делали родители. Только не догадался открыть трубу, и дым повалил в дом. Я подумал, что устроил пожар, и, схватив только одного тряпичного друга, выбежал из дома, крича во все горло:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.