Полная версия
Русское масонство. Символы, принципы и ритуалы тайного общества в эпоху Екатерины II и Александра I
Масонство, как дружеское и братское общество людей, соединяющихся для собственного нравственного совершенствования, восходит только к началу XVIII в. Единственное историческое родство его с давним прошедшим есть внешняя связь его с средневековыми строительными гильдиями или цехами. Эти гильдии, труд которых создал великие готические соборы Западной Европы, существовали и в Англии, здесь, как и в других местах, и, как многие другие корпоративные учреждения (например, университеты), эти гильдии имели свои различные корпоративные отличия и привилегии, между прочим право суда, и этим некоторые объясняют название свободных каменщиков (Free-Masons), название, оставшееся за новейшими франкмасонами; но другим это название принято было тогда, когда в старые собственно ремесленные общества начали вступать новые члены, из которых потом и образовалось новое, не ремесленное масонское братство. Старые обычаи и нравы строительных цехов в Англии и в других странах представляли много сходного с обычаями других средневековых цехов: их внутреннее устройство имело целью сохранение и распространение переходивших по преданию правил и секретов искусства, нравственную дисциплину между товарищами и общественное равенство среди цеха. Но понятно, что эти цехи вовсе не имели никаких тайных знаний о природе, ее силах и свойствах, о числе и мере и т. п., никаких преданий незапамятной древности, которые приписываются им масонскими историками и которыми хвалятся сами масоны. Фактическое исследование средневековых цехов показало, что все рассказы подобного свойства – совершенная выдумка и обман, как, например, мнимая Йоркская конституция принца Эдвина 926 г. Этот последний обман был достаточно разоблачен известным ученым Шнаазе в его «Истории искусства». Другие обманы, например производство известных отраслей ордена от средневековых тамплиеров, разоблачались даже в глазах самих масонов. Но если в этих цехах не было преданий, идущих от Сотворения мира, от египетских таинств или даже от строения Соломонова храма, и не было глубокого знания таинственных сил природы, то в них были, однако, оригинальные учреждения, любопытные обычаи и символическая обрядность – как подобная обрядность вообще проникала средневековый быт; была своя особая дисциплина и стремление к нравственному образованию.
Общество делилось и тогда на степени: ученика, товарища (подмастерья) и мастера, стоявших между собой в известной естественной иерархии; каменщики имели свои условные знаки, слова и т. п., по которым они узнавали друг друга; происходили особые обряды, когда являлся странствующий товарищ или вступало в корпорацию новое лицо. Как и многие другие цехи и учреждения в Средние века, каменщики имели своих святых и свои легенды, естественно относившиеся к их цеховым качествам. Наконец, место собраний корпорации называлось обыкновенным словом, означавшим квартиру или помещение для рабочих и их инструментов (англ. lodge, нем. Bauhьtte, фр. logis, ит. loggia). Итак, обрядовые формы корпорации были довольно общей чертой средневекового быта, чтобы в них можно было видеть какую-нибудь исключительную принадлежность одного цеха. Понятны также благочестивые и нравственные тенденции корпораций или лож. Это было время полного и безраздельного господства мистицизма, обнимавшего все слои народа. Если этот мистицизм мог увлекать целые народные толпы в крестовые походы, то могло весьма естественно случиться, что этот же мистицизм, только с большей силой, чем в других примерах, мог отражаться и на тех корпорациях, которые по самому свойству ремесла должны были быть к нему восприимчивы, служа народному благочестию строением великих готических кафедралов и аббатств.
Одним словом, старые общества каменщиков в Англии, строительные гильдии Германии и т. д. не представляют по сущности своей ничего исключительного в общем религиозно-мистическом характере и в корпоративном устройстве Средних веков. В Англии, где это учреждение, быть может, развилось сильнее и, по обыкновенной инерции английского быта, сохранилось дольше своими особенностями, старинные ложи процветали до конца XVI в.; но с упадком готического искусства, которому они особенно служили, и с успехами стиля возрождения упали и самые ложи. Поэтому с начала XVII столетия больше и больше входило в обычай, что знатные покровители и любители искусства стали принимать непосредственное участие в делах и положении цехов, как думают, для того, чтобы сблизить рабочих и строителей. Они назывались принятыми каменщиками (accepted Masons). Так, в последние годы XVII в. вступил в ложу Вильгельм Оранский, и с той поры ремесло каменщиков получило название «королевского ремесла», – что позднейшие масоны стали употреблять в символическом смысле. Но старый дух гильдий уже исчез. Знаменитый лондонский пожар 1666 г. и постройка собора Святого Павла снова оживили старое учреждение, но не надолго; ложи опять пришли в упадок – и восстановление их относится уже к 1717 г., когда лондонские ложи, оставленные в пренебрежении престарелым Кристофом Ре-ном (Wren), строителем собора Святого Павла, решились сблизиться, имея одного общего великого мастера или гроссмейстера и общий порядок. «В своем начале, – замечает один историк, – эта Великая ложа (имевшая такую знаменитость между масонами), быть может, и сама не сознавала, какая здесь совершилась перемена и какое глубокое направление должно было из нее выйти». Но действительно, великая перемена произошла: если Кристоф Рен, заключивший собою старую историю цеха, был еще сам архитектор и имел к ложам простое практическое отношение, то в новой ложе являются уже не одни только ремесленники, но и образованные люди из всех сословий. Великая ложа должна была получить новое устройство, которое, сохраняя известный смысл от старого учреждения, удовлетворяло бы вместе и потребностям новых, «принятых» членов братства. Таким образом, вместо чисто ремесленных целей старой цеховой корпорации на первый план выдвинулась ее нравственная сторона: мало-помалу она стала господствующей, и ремесленная ложа дала новому масонству только его наружные технические формы и метафорический язык. Требование нравственного совершенствования, которым прежние каменщики освящали свой ремесленный труд, стало теперь единственной целью, соединявшей в братство людей всякого звания, которые стали теперь быстро стекаться в ложи, надеясь найти в них ответ на свои личные нравственные потребности.
Итак, старые ложи дали только приблизительную форму, в которую вылилось новое содержание. Это содержание дано было характером времени, стремления которого искали в преобразованной ложе своего исхода и выражения.
«Вся эта эпоха, – говорит Геттнер в своей книге о литературе XVIII в., – проникнута была глубоким стремлением сделать человека, чистого и свободного по своей природе, еще прекраснее и сильнее, освободить его от всех внешних пут и предрассудков, дать ему опору его в нем самом, в чистоте и благородстве его собственного существа! Вся Англия была в это самое время под живым впечатлением кровавых религиозных войн, которые свирепствовали, не переставая, со времен Кромвеля и обоих последних Стюартов. Все благородные сердца были утомлены бесплодной враждой; везде раздавался призыв ко всеобщей терпимости и любви к ближнему. Локк и великие английские деисты, Шафтсбери, Коллинз и Толанд, открыто оспаривали господствующие церковные понятия и искали так называемой естественной религии, в которой человек, удовлетворяемый простым почитанием всемогущего Творца, извлекает истину и добродетель не из учений библейского Откровения, а из собственного человеческого разума; за христианством оставалось его достоинство и значение только потому, что его содержанием было чистейшее нравственное учение и самое благородное счастье было его целью». Если образование Великой ложи в это самое время и было чистой случайностью, то эта случайность вполне совпадала с потребностями времени; и если Великая ложа стала рассадником целого множества лож, распространившихся по всей Европе, то это могло произойти именно потому, что сама Великая ложа уже заключала в себе те влияния и черты духа времени, которые одни и могли дать этому учреждению такую силу над обществом Англии и других европейских стран, представлявших те же и подобные условия.
«Разве в этом товариществе, – продолжает тот же автор, – уже не были уничтожены всякие отличия сословий и вероисповедания? Поэтому легко было сделать еще шаг дальше и так же уничтожить всякие другие рамки, отчуждающие человека от человека, или, если бы это не удалось, по крайней мере ослабить и смягчить самые вредные их стороны. Почему бы из этого товарищества не мог образоваться мало-помалу союз, в котором братски встречались бы люди всяких вероисповеданий, сословий и климата? И если вся эта эпоха уже давно чувствовала потребность, чтобы этот чистый и свободный человек для своих новых воззрений имел и осязательное выражение, новый культ и обряд, где бы те вещи, которые могли казаться делом головы и пытливой мысли, стали также и делом фантазии и сердца, – то здесь и были именно такие осязательные символы и обряды… Дело состояло только в том, чтобы этим старинным словам, знакам и формам дать теперь новое значение и осветить их в духовном смысле. Теперь надо было строить уже не внешний видимый храм, а храм внутренний и невидимый. Материалом для „королевского ремесла“ должны были служить с этих пор не дерево, не камень или другие земные средства и вещи, а жизнь и душа человека. Семена, заключавшиеся в этом новом обществе, были, конечно, так плодотворны и жизненны, что нужен был только опытный и старательный уход нескольких благородных и умных людей, чтобы довести их до неожиданно высокого развития».
Такие люди нашлись в Великой ложе, и отсюда началась история масонства, которое быстро распространилось но Европе, потому что везде находило себе удобную почву в общественных отношениях, благоприятствовавших его утверждению тем или другим способом. Главнейший документ этого масонства есть знаменитая в свое время «Книга конституций» Андерсона (The book of Constitutions of the Free Masons, containing the History, Charges, Regulations etc., или также просто: Old Charges), утвержденная и принятая за основной закон английскими масонами в 1723 г. Она заключает в себе руководящие нравственные и общественные идеи, которых держалось и европейское масонство в своих лучших формах. Существенными чертами этого «старого английского» масонства были – внешняя обрядность средневековых лож, растолкованная и измененная в символическом смысле, и деистические и филантропические идеи XVIII столетия. Читая «Книгу конституций», не трудно видеть, с одной стороны, присутствие этих идей, а с другой – несомненную близость нового учреждения со старым, – т. е. собственно масонства, как оно стало пониматься теперь, с религиозно-ремесленными преданиями и обычаями средневекового цеха каменщиков. В тексте «Старых обязанностей» неоднократно можно пребывать в недоумении о том, к какому каменщику обращаются эти правила: говорится ли в них о ремесленниках и их мастерах или о масонах, – говорится ли в прямом смысле или иносказательно, символически. Мы остановимся на минуту на этих масонских узаконениях, которые дадут понятие о первом характере этого учреждения.
Та часть «Конституций», которая посвящена определению общих внутренних оснований масонства, политических, общественных и нравственных положений его учения, делится на шесть отделов, сущность которых заключается в следующем[6].
Отдел I. «О Боге и религии»:
«Каменщик обязан своим призванием повиноваться нравственному закону, и если он хорошо понимает свое искусство, то он не будет ни тупым отрицателем Бога, ни безбожным развратником. И хотя в древние времена каменщики в каждой стране были обязаны принадлежать к религии этой страны или этого народа, какова бы она ни была, то теперь сочтено лучшим обязывать их только к той религии, в которой все люди согласны, и затем их особенные мнения предоставить им самим; т. е. быть людьми добрыми и верными, или людьми чести и честности, какими бы названиями или убеждениями они ни отличались. Через это масонство становится средоточием соединения и средством основать верную дружбу между людьми, которые без того должны были бы оставаться в постоянном разъединении».
Отдел II, «О гражданской власти, высшей и подчиненной», говорит:
«Каменщик, где бы он ни жил и работал, есть мирный подданный гражданских властей, и он никогда не должен вмешиваться в комплоты и заговоры против мира и благоденствия народа, ни нарушать своих обязанностей к начальствам. Потому что как война, кровопролитие и смуты всегда были вредны для каменщичества, так с древних времен короли и князья были очень склонны поощрять членов цеха, по причине их миролюбия и гражданской верности, – чем они на деле опровергали злословие своих противников, – и склонны были возвышать честь братства, которое всегда процветало во времена мира. Поэтому если бы брат возмутился против государства, то его не следует поддерживать в его мятеже; но должно сострадать о нем, как о несчастном человеке» и пр.[7]
Отдел III. «О ложах»:
«Ложа есть место, где каменщики собираются и работают; поэтому такое собрание или должным образом устроенное общество каменщиков называется ложею, и каждый брат должен принадлежать к ней и подчиняться как ее особенным законам, так и общим постановлениям… В древние времена ни один мастер или член ложи не мог отлучаться от нее, особенно если ему объявлено было, что он должен явиться в ней, – иначе он подвергался строгому наказанию; нужно было, чтобы мастер или надзиратель ясно видел, что ему помешала действительная необходимость.
Лица, которые допускаются в ложу как члены, должны быть люди добрые и верные, свободные по рождению[8], зрелого и рассудительного возраста, не крепостные, не женщины, не безнравственные или неприличные люди, но люди с добрым именем».
Отдел IV. «О мастерах, надзирателях, товарищах и учениках»:
«Всякое преимущество между каменщиками основывается единственно на истинном достоинстве и собственной заслуге, на том, чтобы хозяевам постройки было хорошо услужено, чтобы братьям не было стыдно, и королевское ремесло (royal craft) не подверглось презрению. Поэтому мастер или надзиратель выбирается вовсе не по летам, а по своим заслугам. Эти вещи не возможно вполне изложить на письме, каждый брат должен являться на своем месте и изучать эти вещи тем способом, который свойствен этому братству. Ищущие могут знать только то, что ни один мастер не может принять ученика, если не имеет для него достаточно занятия и если это не есть совершенный юноша, без всяких уродливостей и телесных недостатков, которые могли бы сделать его неспособным изучить королевское ремесло, служить хозяевам своего мастера, сделаться братом и в свое время членом цеха, как скоро он прослужит известное число лет, что предписывают обычаи страны…
Ни один брат не может быть надзирателем, если не был сначала членом цеха; ни мастером, если не исполнял должности надзирателя, ни великим надзирателем, если не был прежде мастером ложи, ни великим мастером (гроссмейстером), если до своего избрания не был членом цеха. Гроссмейстер должен также быть знатного происхождения, или человек с общественным положением, или особенно высокого образования, или замечательный ученый, или искусный архитектор, или иной художник, происшедший от достопочтенных родителей, и притом, по мнению лож, человек с совершенно особенными, великими заслугами…»
Отдел V. «Об управлении цеха при работе»:
«Все каменщики должны в рабочие дни работать честно, чтобы им можно было прилично жить в праздничные дни; и должно быть наблюдаемо время, которое установлено законами страны или принято обычаями.
Опытнейший из товарищей цеха должен быть выбран или назначен мастером или главным надзирателем над запасом хозяина, и те, кто работает под его надзором, должны называть его мастером. Товарищи цеха должны избегать всяких дурных разговоров, а также не называть друг друга невежливыми именами, а просто братом или товарищем, и в ложе и вне ее обходиться ласково.
Мастер, который знает свое искусство в ремесле, должен брать у хозяина запас сколько можно дешевле и обходиться с его имуществом так бережно, как если бы оно было его собственное; он не должен также давать брату или ученику больше платы, чем тот действительно заслужил…
Все принятые каменщики должны принимать свою плату дружелюбно, без ропота и ссор, и не оставлять мастера до тех пор, пока работа не будет окончена.
Младший брат должен быть обучаем в работе, чтобы он по недостатку понимания не портил материала и чтобы вместе с тем увеличивалась и сохранялась братская любовь.
Все инструменты, которые употребляются в работе, должны быть одобрены от Великой ложи…»
Отдел VI. «О поведении братьев, и именно, во-первых, в ложе, когда она устроена»:
«Вы не должны ни держать особых отдельных собраний, ни вести отдельных совещаний без позволения мастера; ни говорить чего-нибудь не должного или неприличного, ни прерывать мастера или надзирателя, или другого брата, который говорит с мастером, вы не должны также делать с ними шуток или шалостей, когда ложа занята серьезными и торжественными вещами, ни говорить неприличным образом под каким бы ни было предлогом; но вы должны оказывать должное высокое почтение своему мастеру, своим надзирателям и товарищам и уважать их.
В случае жалоб и споров обвиняемый, по правилам общества, должен быть судим самой ложей; обращаться к обыкновенному суду, в делах каменщичества, позволяется только тогда, когда сама ложа найдет это нужным.
Во-вторых, о поведении братьев, когда ложа закрыта, но братья еще не разошлись:
Вы можете развлекаться невинными забавами и друг друга угощать по силам, но при этом избегая всякой неумеренности и не принуждая никого из братьев есть или пить, когда у него нет охоты, и не мешая ему уходить, когда его вынуждают к тому свои дела. Вы не должны также ничего говорить или делать, что могло бы оскорблять или нарушать непринужденное и свободное обхождение, потому что это расстроило бы наше согласие и разрушило бы наши похвальные намерения. Поэтому никакая вражда или ссоры не должны быть приносимы к дверям ложи, и еще менее какой-нибудь спор о религии, или о разных народах, или устройстве государств; так как мы все, как каменщики, держимся только упомянутой выше всеобщей религии, и, кроме того, мы бываем из всех народов, говоров, наречий или языков, и мы решительно против всяких политических споров, так как подобные споры еще никогда не были и никогда не будут полезны для блага лож…»
В-третьих, о том, как братья должны держать себя, если встретятся, хотя не при чужих, но не в настоящей ложе.
Вы должны ласково приветствовать друг друга, по наставлению, которое будет вам дано, должны называть друг друга братьями, искренно давать друг другу взаимное обучение, насколько это окажется нужным, не будучи наблюдаемы или подслушиваемы, и не превозносясь один перед другим и не уменьшая уважения, которое подобало бы каждому брату, если бы он не был каменщиком. Потому что, хотя каменщики, как братья, все равны между собою, но тем не менее каменщичество нисколько не уменьшает ни у кого той чести, какую он имел прежде, а, напротив, оно еще увеличивает его честь, особенно если он оказал услуги братству, которое должно отдавать честь тому, кому честь подобает, и избегать дурных нравов.
В-четвертых, о поведении в присутствии чужих, не каменщиков, – советуется осторожность в речах и поступках, чтобы чужой не узнал того, чего не должен знать, и советуется избегать разговоров, касающихся братства.
В-пятых, о поведении дома и с соседством, – предписывается поступать так, как прилично человеку нравственному и мудрому, жить в мире с друзьями и соседями, заботиться о семье, не предаваться пьянству и гульбе.
В-шестых, о поведении с чужим братом.
Надо с осторожностью исследовать его качества, и если это верный и истинный брат, то надо принять его, оказать ему уважение и, если нужно, помощь. Вы должны дать ему несколько дней работы. Но вы не обязаны делать сверх вашей возможности: вы должны только, при равных обстоятельствах, предпочесть бедного брата, когда это хороший и верный человек, всякому другому бедному человеку.
Наконец, вы должны исполнять все эти предписания, а также и все те, которые будут сообщены вам другим путем; вы должны исполнять братскую любовь, основной и последний камень, цемент и славу этого древнего братства, и избегать всяких раздоров и несогласий, всякой клеветы и злословия, и не дозволять другим клеветать на какого-нибудь достойного брата, но защищать его и оказывать ему все добрые услуги, – сколько позволяет ваша честь и благополучие, и не далее. И если кто-нибудь окажет вам несправедливость, то вы должны обратиться к его или своей ложе – и потом апеллировать, если надо, к Великой ложе. Вы никогда не должны обращаться к суду и начинать тяжбы; если же это будет неизбежно и процесс начнется, то это должно быть без гнева и ожесточения, и вы не должны ничего говорить и делать такого, что могло бы помешать братской любви и возобновлению и продолжению добрых услуг, чтобы все могли видеть благотворное влияние каменщичества, как делали с самого начала мира все верные каменщики и как они будут делать до конца времен».
Таково содержание основного памятника масонства, составляющего исходный пункт его новейшей истории. Он еще сохраняет на себе свежесть нового учреждения. Терминология каменщичества, так очевидно искусственная в ее дальнейшем употреблении, здесь еще очень близка к своему буквальному непосредственному смыслу. О нравственных и религиозных предметах говорится с большой простотой: здесь нет и следа того аффектированного и притязательного мистицизма, который впоследствии овладевает больше или меньше всеми системами; нет преувеличения братского союза: он понимается просто и здраво – это только взаимное уважение и обучение, когда нужна помощь, но «не сверх возможности».
С таким простым и непритязательным характером является старое английское масонство. Первая пропаганда шла, вероятно, в том же смысле, и хотя масонство скоро начало подвергаться порче, становиться делом моды или средством интриги, но лучшие люди и в конце XVIII столетия оставались верны первым нравственным идеалам. Пропаганда имела чрезвычайный успех: в двадцатых годах масонские ложи, кроме Ирландии и Шотландии, появляются уже во Франции, Бельгии, Голландии, Испании; в тридцатых – в разных краях Германии, в Италии, Швейцарии, Португалии, Польше, даже Турции и пр. К 1731 или 1732 г. относят первые ложи в России. Фридрих Великий еще наследным принцем был принят в масоны в Брауншвейге; в масонство вступили и многие другие государи Европы и лица из владетельных домов – в истории масонства известны имена Густава III Шведского, герцога Зюдерманландского, Фердинанда Брауншвейгского и т. д.
Не входя в подробности истории масонства, заметим еще только некоторые обстоятельства, объясняющие его успех в европейском обществе. Мы видели, в каких условиях масонство сложилось в Англии. Подобные условия дали ему дорогу и в континентальную Европу. Здесь общество также подготовлено было к деистическо-нравственному содержанию и не удовлетворялось существовавшими формами общественности, увлекалось оригинальным нововведением, – хотя, как увидим, континентальные ложи вскоре уже приняли новые направления и удалились от своего образца.
Русское масонство заимствовано было первоначально из английского источника, но вместе с тем, и впоследствии особенно, оно подверглось также влиянию континентального масонства. Вследствие близкого соседства и других обстоятельств оно всего больше испытало влияния немецкого масонства, о котором поэтому мы должны сказать несколько слов.
Германия с самого начала обнаружила большую ревность к распространению масонских лож и учений. Масонское движение существенно связывалось с религиозным вопросом, и эта почва была в Германии особенно удобна: церковные отношения, господствовавшие после Реформации, не удовлетворяли ни свободному религиозному чувству, ни духу исследования, возбужденному реформой; католичество с его слишком мирской притязательностью и сухой протестантский догматизм, переходивший в невыносимую школьную рутину, с другой стороны, вызывали реакцию в обоих направлениях. Поэтому, еще с конца XVII в., в умственной жизни Германии идут два параллельных явления: постоянно возрастающее влияние философии свободных мыслителей английских, французских и голландских (Декарт, Спиноза, Локк, Толанд), и рядом с этим – чрезвычайное усиление направления, долго господствовавшего в немецкой литературе и обществе с именем пиетизма. В известном смысле свободное мышление и пиетизм выросли здесь из одного источника, как реакция против тягостного гнета в вопросах нравственных и религиозных. Эта реакция давала двоякий исход для свободных личных стремлений и произвела два враждебных направления, которые впоследствии вступают в борьбу, наполняющую XVIII столетие, – борьбу свободного мышления с мистическим туманом и фанатизмом. Одно из этих направлений, естественно, было принято более смелыми и логическими умами другое – умами, менее сильными и больше способными к сантиментальному увлечению. В эту борьбу вошли потом и политические элементы, так что к концу XVIII в. это брожение идей представляло самую пеструю картину разнообразных столкновений. В начале столетия эти явления еще только обозначались; умы находились в тревожном искании и ожидании новых принципов – официальное протестантство так мало удовлетворяло людей, что многие уже в это время переходили обратно в католицизм; другие успокаивались на рационализме или скептической философии, третьи впадали в пиетизм. История немецкого пиетизма далеко не ограничивается пределами церковных отношений; пиетизм не был одной определенной школой и своими различными оттенками мог удовлетворять разным степеням свободно-религиозных стремлений или мистического настроения и своими лучшими сторонами много способствовал улучшению той церковной жизни, недостатки которой были первоначальным предметом его оппозиции. В различных явлениях пиетизма уже легко видеть зародыши тех понятий, которые мы находим потом в масонстве, и вообще он открывал дорогу и лучшим и худшим проявлениям масонства, его филантропии и его мистической экзальтации. Пиетист Франке еще в конце XVII столетия основывает знаменитый «Сиротский дом», до сих пор существующий в Галле. Главнейшее литературное произведение пиетизма, знаменитая «История церкви и ересей» (1698–1700) Готфрида Арнольда, есть громадный ученый труд, направленный против безжизненного догматизма и нетерпимости протестантской ортодоксии. Чтобы доказать, что его собственный пиетизм, преследуемый протестантскими формалистами, и составляет истинную сущность христианства, а господствующая иерархия – ее извращение, Арнольд старается доказать в своей книге, что истинное христианство уже издавна находилось только в преследуемых и подавляемых актах. Книга, конечно, была односторонняя, она преувеличивает ошибки противников, прикрашивает слабые стороны религиозного фантазерства и мистицизма ересей, но тем не менее она ответила на потребности времени и возбудила самый оживленный интерес. Понятно, что люди, затронутые книгой Арнольда, с ожесточением напали на нее, но преследуемые пиетисты приняли ее с восторгом, и этот восторг представляет уже серьезное свидетельство о настроении общества. Далее в пиетизме началось и то мистическое фантазерство, которое впоследствии овладевает масонскими ложами: пиетисты склонны были верить в тайные силы природы, в делание золота, в добывание жизненного эликсира и т. п. – они думали, что Бог обнаруживает и здесь силу своих чудес. Один из известнейших пиетистов конца XVII и начала XVIII в., Диппель, уже представляет собою пример этой связи фантазерства религиозного с алхимическим: в 1704 г. Диппель купил поместье, чтобы заняться там алхимией в широких размерах, и хотел расплатиться за покупку золотом, которое должна была дать ему алхимия. С конца XVII в. в среде пиетизма появляются и другие спутники крайней экзальтации: являются вдохновенные экстатики, духовидцы и т. п. Эти «возрожденные» думали, что их вера, широкая, как вера первых христиан, дает им право видеть и переживать такие же чудеса и сверхъестественные видения, какими ознаменованы первые века, – немудрено, что они их и видели. Наконец, последней степенью пиетизма бывал и переход в совершенно противную сторону, в смелые попытки свободного мышления; очень любопытный психологический пример этой борьбы мысли представляет история замечательного эксцентрика и писателя этих времен – Эдельмана.